Ситуационные задачи для первичной аккредитации по образовательной программе «Медико-профилактическое дело» (2018 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Ситуационные задачи для первичной аккредитации по образовательной программе «Медико-профилактическое дело» (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4     

 

 

 

Ситуационные задачи для первичной аккредитации по образовательной программе «Медико-профилактическое дело» (2018 год) - часть 4

 

 

Ситуационная задача 233 [K005497]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
При плановом обследовании детей
(n=100) и персонала дошкольного
образовательного учреждения (n=20) на энтеробиоз яйца остриц были обнаружены у 15
детей. Пораженность детей составила 15%, общая пораженность - 12,5%. Детский сад
расположен в типовом здании, рассчитан на
5 групп. Медицинское обслуживание
обеспечивают медсестра и врач. При санитарно-гельминтологических исследованиях
внешней среды яйца остриц обнаружены в 3 смывах с игрушек, с двух горшков, с рук
двух детей (интенсивность контаминации составила 8-10 яиц глистов на 10 м2).
Вопросы:
1. Оцените эпидемическую ситуацию и тип очага по уровню риска заражения.
2. Перечислите противоэпидемические мероприятия, которые необходимо провести в
данном очаге энтеробиоза в отношении источников инвазии и контактировавших с
ним лиц.
3. Перечислите основные противоэпидемические мероприятия в очагах энтеробиоза.
4. Перечислите объекты окружающей среды, подлежащие дезинвазии в очаге
энтеробиоза.
5.
Назовите мероприятия по обеспечению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора за энтеробиозом.
300
Ситуационная задача 234 [K005498]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
При плановом обследовании детей
(n=100) и персонала дошкольного
образовательного учреждения (n=20) на энтеробиоз яйца остриц были обнаружены у 25
детей из разных групп и 2 сотрудников (воспитателя младшей группы, помощника
повара). Пораженность детей, сотрудников и общая составила соответственно - 25,0, 10,0
и 22,5%. Детский сад расположен в типовом здании, рассчитан на 5 групп. Медицинское
обслуживание обеспечивают медсестра и врач.
При санитарно-гельминтологических исследованиях внешней среды яйца остриц
обнаружены в 3 смывах с игрушек, с двух горшков, с рук двух детей и помощника
воспитателя (интенсивность контаминации составила 12-15 яиц глистов на 10 м2).
Вопросы:
1. Оцените эпидемическую ситуацию и тип очага по уровню риска заражения.
2. Перечислите противоэпидемические мероприятия, которые необходимо провести в
данном очаге энтеробиоза в отношении источников инвазии и восприимчивого
коллектива.
3. Перечислите основные противоэпидемические мероприятия в очагах энтеробиоза.
4. Перечислите объекты окружающей среды, подлежащие дезинвазии в очаге
энтеробиоза.
5. Назовите мероприятия по проведению эпидемиологического надзора за
энтеробиозом.
301
Ситуационная задача 235 [K005499]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
28.09.2017 г. у ребѐнка Т., посещающего младшую группу детского сада, в течение
дня появились симптомы ОКИ: рвота 3 раза, жидкий стул однократно, температура тела
38,2°С. Медицинская сестра детского сада, осмотрев ребѐнка, оставила его в группе вместе
с остальными детьми до прихода родителей. Ребѐнок 29.09.2017 г. госпитализирован в
инфекционное отделение. Диагноз «норовирусная инфекция» подтвержден лабораторно.
Вопросы:
1. Оцените действия медицинской сестры по отношению к заболевшему ребѐнку.
2.
Составьте план противоэпидемических мероприятий в данном очаге,
направленный на источник инфекции и контактировавших с ним лиц.
3. Составьте план противоэпидемических мероприятий, направленный на второе
звено эпидемического процесса.
4. Укажите формы первичной медицинской документации для регистрации случаев
норовирусной инфекции.
5. Назовите периодичность представления и названия форм федерального
государственного статистического наблюдения, в которые вносят сведения о
подтверждѐнном случае норовирусной инфекции, в том числе при регистрации 5 и
более случаев.
302
Ситуационная задача 236 [K005501]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Девочка С.
5 лет, посещающая дошкольную образовательную организацию,
поступила в детскую инфекционную больницу с жалобами на кашель с выделением
слизистой мокроты, периодические боли в грудной клетке, одышку при физической
нагрузке, повышение температуры до 37,5ºС, слабость, недомогание, снижение аппетита,
тошноту. Заболела 10 дней назад, когда появился сухой кашель, повысилась температура
до 37,2ºС. Врачом-педиатром участковым был поставлен диагноз «ОРВИ». Через 12 дней
состояние ухудшилось, сохранялась субфебрильная температура, кашель стал влажным с
выделением слизистой мокроты, появились боли в грудной клетке, одышка при
физической нагрузке. Утром в стационаре, после длительного изнуряющего кашля
девочку стошнило, в рвотных массах обнаружен паразитический круглый червь длиной 20
см розоватого цвета.
Эпидемиологический анамнез: живѐт с родителями в деревне в многоквартирном
доме, правила личной гигиены соблюдает не всегда. Ретроспективный анализ
обследованных лиц этого многоквартирного дома выявил поражѐнность жильцов
аскаридозом в 30% случаев.
Вопросы:
1. Назовите механизм и пути передачи аскаридоза.
2. Назовите противоэпидемические мероприятия в очаге аскаридоза.
3. Назовите перечень лиц подлежащих медицинскому обследованию на гельминтозы.
4. Назовите типы очагов по поражѐнности.
5. К какому типу относится данный очаг аскаридоза по поражѐнности людей?
303
Ситуационная задача 237 [K005502]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Мама мальчика К. 6 лет обратилась к врачу-педиатру участковому с жалобами на
снижение у ребѐнка аппетита, головные боли, плохой сон, раздражительность, высыпания
на коже и снижение зрения правого глаза.
При обследовании ребѐнка врачом-офтальмологом поставлен диагноз «глазной
токсокароз».
Эпидемиологический анамнез: семья из 4 человек проживает в коммунальной
квартире. Соседи имеют 5 собак и 3 щенков в возрасте 3 месяцев, которые проживают с
ними совместно. Дегельминтизация животных в это году не проводилась. Ребѐнок
регулярно играет со щенками.
Вопросы:
1. Назовите наиболее вероятный источник инфекции для ребѐнка.
2. Назовите действия должностных лиц при выявлении токсокароза.
3. Назовите этапы эпидемиологического расследования очага.
4. Представляет ли данный больной эпидемическую опасность для окружающих?
5. Назовите механизм и наиболее вероятный путь передачи токсокарроза в данном
очаге.
304
Ситуационная задача 238 [K005503]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Медицинская сестра после выполнения внутривенной манипуляции поступившему
в ночное время по скорой помощи пациенту в возбужденном состоянии уколола палец при
извлечении иглы. После сбрасывания использованного мединструментария в
непрокалываемую ѐмкость для отходов класса Б, медсестра сняла перчатки, вымыла руки
с мылом под проточной водой, обработала руки
70% спиртом, смазала ранку 5%
спиртовым раствором йода. Опрос пациента о наличии вирусных гепатитов или ВИЧ-
инфекции результатов не дал, ответы были неадекватные. Сведения об аварийной
ситуации медсестра указала в медицинской документации пациента и в «Журнале учета
аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций». В известность о травме
был поставлен дежурный врач. В данной медицинской организации запас
антиретровирусных препаратов не предусмотрен, территориальный Центр СПИД в ночное
время не работает. Дежурный врач рекомендовал медсестре после окончания смены
обратиться в территориальный Центр СПИД.
Плановый медицинский профосмотр сотрудники данного подразделения
проходили 15 дней назад, у медсестры были отрицательные результаты обследования на
ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты В и С.
Вопросы:
1. Оцените полноту мероприятий, выполненных медсестрой при аварийной ситуации
на рабочем месте.
2. Дайте рекомендации по уточнению наличия вирусных гепатитов или ВИЧ-
инфекции у пациента.
3. Предложите тактику постконтактной профилактики в данном случае.
4. Оцените достаточность обеспечения антиретровирусными препаратами для
постконтактной профилактики медицинских организаций.
5. Дайте рекомендации по наблюдению за пострадавшим медработником.
305
Ситуационная задача 239 [K005505]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Больному М. на основе клинических проявлений и обследования на маркеры
вирусного гепатита В врач-инфекционист поставил диагноз «острый вирусный гепатит В
(ВГВ)». Проживает в отдельной благоустроенной квартире, санитарно-бытовые условия
хорошие. Больной является донором. Против ВГВ не привит по причине отказа. В семье 3
человека. Жена работает мастером маникюра и педикюра, привита против ВГВ. Сын
учится в школе, не привит по причине отказа родителей.
Больной после стационарного лечения выписан с положительными результатами
исследования на HBsAg .
Вопросы:
1. Какие мероприятия проводятся в очаге острого вирусного гепатита В
относительно источника инфекции?
2. Какова схема обследования при диспансерном наблюдении за переболевшим
острым вирусным гепатитом В?
3. Какие мероприятия проводятся среди контактных в очаге вирусного гепатита В?
4. Какие виды дезинфекции проводятся в очаге вирусного гепатита В?
5. Как проводится экстренная специфическая профилактика в очаге острого
вирусного гепатита В?
306
Ситуационная задача 240 [K005506]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В течение последних трѐх лет больной хроническим гепатитом С (ХГС) 37 лет
находится на диспансерном учѐте в поликлинике по месту жительства. Мужчина строго
следует рекомендациям врача, направленным на предупреждение активизации
инфекционного процесса. Женат. Семья проживает в отдельной квартире. Жена 29 лет на
7 месяце беременности. Беременная женщина впервые была обследована на маркеры
вирусного гепатита С при регистрации очага ХГС три года назад. Результаты первичного
и последующих лабораторных исследований на маркеры гепатита С - отрицательные. При
постановке на учѐт по беременности женщина проходила углублѐнное клинико-
лабораторное обследование. На сроке 11-12 недель беременности у женщины впервые
выявлены anti-HCV IgG. РНК вируса при исследовании сыворотки крови в ПЦР не была
выявлена. Беременная женщина наблюдается по месту жительства врачом-гинекологом и
врачом-инфекционистом, выполняет их рекомендации, направленные на сохранение
беременности и на предупреждение активизации инфекционного процесса.
Вопросы:
1. Определите процедуру передачи информации о подозрительном на острый гепатит
С случае в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-
эпидемиологический надзор.
2. Какие клинические формы гепатита С в настоящее время подлежат учѐту и
регистрации в системе эпидемиологического надзора?
3. Представьте план противоэпидемических мероприятий.
4. Назовите пути передачи вируса гепатита С. Укажите наиболее вероятные пути
инфицирования беременной женщины, проживающей в очаге ХГВ.
5. При повторном обследовании в третьем триместре беременности в сыворотке
крови беременной женщины определили наличие генетического материала вируса
гепатита С (РНК). Оцените риск перинатального инфицирования ребѐнка. Является
ли наличие гепатита С у беременной противопоказанием для естественных родов?
307
Ситуационная задача 241 [K005507]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В войсковой части № 000 при проведении вечерней поверки старшиной роты
поступили жалобы от военнослужащих по призыву с 2 недельным сроком службы на боль
в грудной клетке при кашле и лихорадку. Подозрительных на заболевание
военнослужащих отправили в военно-медицинский пункт. Врач при проведении
комплекса лечебно-диагностических мероприятий поставил диагноз
«внебольничная
пневмококковая пневмония (ВП)».
Вопросы:
1. Назовите источник и резервуар инфекции, механизм и пути передачи.
2. Определите процедуру передачи информации о подозрительном случае пневмонии
в территориальное учреждение государственной санитарно-эпидемиологической
службы по месту регистрации заболевания.
3. Составьте план противоэпидемических мероприятий в данном очаге.
4. Назовите случаи, при которых проводится эпидемиологическое расследование
очага.
5. Назовите лиц, подлежащих вакцинации против пневмококковой инфекции с
учѐтом национального календаря профилактических прививок и прививок по
эпидемическим показаниям.
308
Ситуационная задача 242 [K005508]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
17 ноября в инфекционное отделение поступил ребѐнок 6 лет на 3 день болезни с
жалобами на ломоту в мышцах и костях, повышение температуры до 38,9 °С. Заболевание
началось остро с высокой температуры и головной боли. Все дни температура держалась в
пределах 38,0-39,9 °С, присоединился сухой кашель, небольшой насморк. На третий день
болезни состояние резко ухудшилось: появилась кровянистая мокрота, затруднение
дыхания. Врачом приѐмного отделения поставлен предварительный диагноз
«грипп,
тяжѐлая форма, осложнѐнный нижнедолевой двусторонней пневмонией». Из
эпиданамнеза установлено, что неделю назад болела мама, в течение трѐх дней у неѐ была
повышена температура и беспокоила головная боль. Ребѐнок посещает детский сад, в
группе 20 детей, из которых 5 не посещают детский сад по причине ОРВИ.
Вопросы:
1. Назовите мероприятия в отношении источника инфекции в данном очаге.
2. Назовите мероприятия в отношении лиц, общавшихся с больным гриппом и
ОРВИ.
3. Назовите противоэпидемические мероприятия, проводимые в период подъѐма
заболеваемости гриппом и ОРВИ органами, уполномоченными осуществлять
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4. Назовите лиц, подлежащих иммунизации против гриппа в рамках национального
календаря профилактических прививок.
5. В каких случаях в обязательном порядке проводится лабораторное обследование в
целях идентификации возбудителя гриппа и ОРВИ?
309
Ситуационная задача 243 [K005509]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
16.07.2017 г. в ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в NN» из детской
инфекционной больницы поступило экстренное извещение: Эпидемический паротит?
Ребѐнок Ф. 3 лет проживает в частном доме, посещает младшую группу детского
сада (последнее посещение 10.05.2017 г). Заболел 14.07.2017 г, родители обратились за
медицинской помощью, и ребѐнок был госпитализирован в детскую инфекционную
больницу 16.07.2017 г. 10.07.2017 семья ребѐнка Ф. вернулась из Таджикистана, где
находилась в течение месяца у родственников, где ребѐнок контактировал с местным
ребѐнком З., страдающим «заушницей».
Из анамнеза известно, что родители ребѐнка являются приверженцами отказа от
плановых иммунизаций ребѐнка, что зафиксировано в медицинской документации.
Вопросы:
1. Укажите период госпитализации при заболевании эпидемическим паротитом.
2. Какой путь передачи характерен для эпидемического паротита? Укажите факторы,
которые послужили заболеванию ребѐнка эпидемическим паротитом.
3. Перечислите условия формирования и показатели наличия иммунитета к
эпидемическому паротиту.
4. Укажите схему иммунизации против эпидемического паротита согласно
Национальному календарю профилактических прививок.
5. Перечислите мероприятия в отношении контактных лиц.
310
Ситуационная задача 244 [K005510]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Больная 40 лет, учитель, отмечает недомогание с 15 августа, когда появились
головокружение, сонливость, снижение аппетита, тошнота, рвота. 21 августа, в связи с
появлением желтушного окрашивания кожи больная была госпитализирована в
инфекционный стационар. В стационаре на основании данных эпидемиологического
анамнеза (операция по трансплантации зубов в стоматологической клинике за 3 месяца до
появления первых симптомов заболевания), клинических проявлений и данных
лабораторного обследования поставлен диагноз «острый гепатит В». Против гепатита В
(ГВ) не привита.
Семья заболевшей женщины проживает в благоустроенной трѐхкомнатной
квартире. Муж работает инженером в строительной компании, против гепатита В не
привит; сын
15 лет учится в школе, против гепатита B привит трѐхкратно, имеет
сертификат прививок.
Вопросы:
1. Определите период возможного заражения.
2. Поставьте предположительный эпидемиологический диагноз (возможное место
заражения, источник, путь и фактор передачи возбудителя, факторы риска).
3. Составьте план противоэпидемических мероприятий в домашнем очаге в
отношении третьего звена эпидемического процесса (муж, сын).
4. Определите порядок диспансерного наблюдения за реконвалесцентом острого ГВ.
5. Назовите медицинские иммунобиологические препараты, которые могут быть
использованы для экстренной профилактики гепатита В.
311
Ситуационная задача 245 [K005522]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Студентка колледжа найдена мѐртвой под окнами многоэтажного жилого дома в
микрорайоне С.
По материалам доследственной проверки по факту смерти девушки установлено,
что она состояла на учѐте у местных инспекторов полиции, так как воспитывалась в
неблагополучной семье, где мать злоупотребляла алкоголем. Фактически девушку
воспитывал дедушка, у которого нет этой пагубной привычки.
В колледж поступила сразу после школы. Со слов педагогов, воспитанница училась
с интересом, но регулярно пропускала занятия по семейным обстоятельствам.
По мнению психолога коллежа в последнее время девушка была в тяжѐлом
психологическом состоянии не только из-за семейных неурядиц, но из-за разрыва
отношений с молодым человеком.
С молодым человеком состояла в близких отношениях, несмотря на то, что он жил
с другой женщиной. Молодой человек официально нигде не работал, выпивал и
употреблял психоактивные вещества. Разрыву отношений предшествовала ссора, при
которой присутствовала подруга погибшей девушки.
Со слов подруги, девушка обвиняла молодого человека в том, что он заразил еѐ
ВИЧ-инфекцией. Молодой человек отрицал обвинения в свой адрес, указывал на то, что
его постоянная сожительница здорова, и, в свою очередь, инкриминировал ей
многочисленные сексуальные контакты с малознакомыми людьми.
Вопросы:
1. Определите действия при поступлении трупа с подозрением на прижизненное
инфицирование ВИЧ или подозрении на него в государственное судебно-
медицинское экспертное учреждение (ГСМЭУ).
2. Назовите основные уязвимые ВИЧ-инфекцией группы населения и группы
повышенного риска заражения ВИЧ.
3. Назовите органы (учреждения), лица, в адрес или на имя которых передается
информация из ГСМЭУ о выявлении ВИЧ-инфекции у трупа.
4. Специалисты каких учреждений проводят эпидемиологическое расследование
случая ВИЧ-инфекции при выявлении положительного результата лабораторного
исследования секционного материала?
5.
Перечислите основные документы, которые собирают в ходе
проверки/рассмотрения суицида в случае наличия данных о прижизненном ВИЧ-
инфицировании или подозрении на него.
312
Ситуационная задача 246 [K005523]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Гражданин В. обследован на ВИЧ-инфекцию 29 июля при госпитализации в
отделение грудной хирургии областной больницы с диагнозом «туберкулема верхней
доли левого лѐгкого» и 14 августа при госпитализации в областной противотуберкулезный
диспансер. В обоих случаях выявлен положительный результат обследования на маркеры
ВИЧ-инфекции в иммуноферментном анализе и сомнительный - в иммунном блоте.
Установлено, что гражданин В. является донором. Кровь сдавал на областной
станции переливания крови с отрицательными результатами обследования на ВИЧ-
инфекцию (донации от 18 февраля и 17 июня) и положительным результатом от 21
октября (кровь уничтожена).
Областная станция переливания крови наделена необходимыми для работы
оборотными и основными средствами и обеспечивает потребности региональных клиник.
Избытки крови передаются федеральным организациям медицинского профиля,
ведомствам, у которых нет собственных центров заготовки крови.
В ходе эпидемиологического расследования было установлено, что доза крови
гражданина В. от 17 июня была разделена на плазму и эритроцитную массу. Плазма
передана в центральную районную больницу, где 04 декабря перелита больной Е. Через
три месяца после трансфузии у больной Е. диагностирована ВИЧ-инфекция.
Эритроцитная масса передана федеральному медицинскому центу, где перелита пациенту
М., у которого также диагностирована ВИЧ-инфекция. Компоненты крови применялись
по клиническим показаниям обоснованно.
Вопросы:
1. Назовите артифициальные пути передачи ВИЧ и раскройте их содержание.
2. Определите последующие шаги при получении сомнительного результата
обследования пациента в иммунном блоте.
3. С какой целью и к какому специалисту направляется пациент с сомнительным
результатом обследования на ВИЧ в иммунном блоте?
4. Назовите учреждения, специалисты которых проводят эпидемиологическое
расследование при подозрении на инфицирование ВИЧ при оказании медицинской
помощи.
5. Назовите основные ошибки, повлекшие за собой инфицирование ВИЧ при
оказании медицинской помощи.
313
Ситуационная задача 247 [K005524]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Беременная женщина обратилась в частную медицинскую организацию с жалобами
на повышение температуры тела до субфебрильных значений в течение двух недель,
бессонницу, появление язвочек на слизистой оболочке рта, снижение массы тела. Около
месяца назад отмечала появление «крапивницы» по всему телу, которое связывала с
употреблением нового геля для душа.
Женщина недавно уволилась с работы и не успела устроиться на новую работу в
связи с беременностью. В течение последнего года обращалась в частные клиники и к
платным специалистам за медицинскими и косметологическими услугами. В связи с
беременностью не наблюдается в женской консультации, мотивируя это своим хорошим
состоянием здоровья.
Проживает с обеспеченным мужчиной из среды представителей
«творческой
интеллигенции», среди которых распространено свободное сексуальное поведение и
употребление психоактивных веществ для повышения творческого тонуса. При половых
контактах презервативами не пользуется.
Учитывая эпидемиологический анамнез, врач медицинской организации, получив
информированное согласие пациентки и проведя дотестовое консультирование, назначил
исследование крови на антитела к ВИЧ. Из лаборатории был получен положительный
результат обследования пациентки.
На основании комплекса эпидемиологических данных, результатов клинического
обследования и лабораторных исследований врач-инфекционист, к которому была
направлена пациентка, поставил заключительный диагноз
«ВИЧ-инфекция. Стадия
первичных проявлений 2Б (острая ВИЧ-инфекция без вторичных заболеваний)».
Вопросы:
1. По какому территориальному принципу ведѐтся регистрация и учѐт случая
заболевания ВИЧ-инфекцией, учѐт для организации диспансерного наблюдения и
лечения?
2. Назовите учреждения, специалисты которых проводят эпидемиологическое
расследование по случаю ВИЧ-инфекции. Уточните особенности проведения
эпидемиологического расследования в отношении половых партнѐров и партнѐров
по употреблению психоактивных веществ.
3. Назовите основные уязвимые ВИЧ-инфекцией группы населения и группы
повышенного риска заражения ВИЧ.
4. Назовите пути инфицирования ребѐнка от ВИЧ-инфицированной матери. Оцените
вероятность инфицирования ребѐнка от матери с острой ВИЧ-инфекцией.
5. Назовите превентивные мероприятия, направленные на предотвращение передачи
ВИЧ-инфекции от матери ребѐнку.
314
Ситуационная задача 248 [K005525]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В родильный дом поступила женщина на роды на сроке
39-40 недель
беременности. В обменной карте беременной отсутствовали результаты обследования на
ВИЧ и другие инфекции. Женщина встала на учѐт в женской консультации по месту
жительства в 30 недель беременности, но от обследования на ВИЧ по назначению врача-
гинеколога уклонялась.
Беременность первая. Роды в срок, физиологические, в головном предлежании. 1
период родов - 8 часов, 2 период - 25 минут. Безводный промежуток - 9 часов;
околоплодные воды светлые. Масса тела ребѐнка при рождении - 2 кг 700 г, длина тела -
48 см. Ребѐнок закричал сразу, к груди приложен через два часа после рождения. В
течение всего периода пребывания матери в роддоме новорождѐнный находился на
грудном вскармливании.
Анализы крови на ВИЧ и другие инфекции были взяты при поступлении на роды.
Заключение о положительном результате исследования крови на ВИЧ из референс-
лаборатории поступили спустя 12 дней.
При эпидемиологическом расследовании установлено, что женщина ВИЧ-
инфицирована, о своем ВИЧ-статусе знала, но не сообщила об этом ни врачам женской
консультации, ни при поступлении в роддом, так как боялась негативного отношения к
ней со стороны медицинских работников. В связи с наличием ВИЧ- инфекции нигде не
наблюдалась.
Вопросы:
1. Назовите пути инфицирования ребѐнка от ВИЧ-инфицированной матери. Какова
вероятность передачи ВИЧ-инфекции от матери ребѐнку без применения
превентивных медицинских мероприятий?
2. Назовите ошибки, допущенные медицинскими работниками при обследовании
женщины на ВИЧ-инфекцию до родов, при поступлении женщины в роддом,
которые в совокупности могли привести к инфицированию ребѐнка.
3. Перечислите показания к назначению антиретровирусных препаратов женщине и
ребѐнку. Назовите эпидемиологические показания.
4. Специалисты каких учреждений проводят эпидемиологическое расследование
случая ВИЧ-инфекции? Какое заключение делается на основании результатов
эпидемиологического расследования?
5. При каких условиях ребѐнок с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции может
быть снят с диспансерного учѐта?
315
Ситуационная задача 249 [K005526]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Плавучая база, занимающаяся производством рыбопродукции в море, в настоящее
время более трѐх месяцев находится в плановом ремонте на судоремонтном заводе в
городе Н. За период с 3 октября по 12 декабря 1997 года в местную инфекционную
больницу с этой базы поступило 7 больных моряков с диагнозом «гепатит А» (ГА) из
числа 57 членов экипажа, занимавшихся ремонтом в этот период. Среднетяжѐлая форма
была зарегистрирована у 3 больных, у остальных - лѐгкая.
Первый случай ГА был выявлен 13 октября у моториста Л. Он предъявлял жалобы
на понижение аппетита, вялость, рвоту, тѐмную мочу. При осмотре моряка врачом судна
были отмечены: желтушность склер и кожных покровов, увеличенная печень. Больной
был госпитализирован в местную инфекционную больницу, где ему был поставлен
диагноз «гепатит А», подтверждѐнный выявлением anti-HAV IgM.
В последующем 21 и 27 октября в стационар поступило еще двое моряков из числа
палубных матросов с аналогичными симптомами. Затем в течение
2 недель было
госпитализировано трое моряков: один штурман и два члена машинной команды. В
декабре к ним присоединился еще один матрос-моторист.
Все члены экипажа питались в одной столовой на судне, пища готовилась на
камбузе поваром, которая никаких жалоб не предъявляла. Продукты для приготовления
поступали с местной торговой базы и хранились в надлежащих условиях в кладовой
судна. Качество продуктов было подтверждено соответствующими документами.
Водопотребление на судне осуществлялось из танков
(цистерны), воду получали с
берегового централизованного водоисточника или с судна-водолея, затем хранили в
танках. Ответственность за качество воды и техническое состояние систем водоснабжения
несѐт судовая администрация. Контроль за выполнением санитарных требований по
водоснабжению судна возложены на судового медика или (при его отсутствии) на
старшего помощника капитана.
Все члены экипажа в период ремонта проживали в каютах по два-три человека.
Командный состав - в одноместных каютах.
В ходе расследования врачом-эпидемиологом ФБУЗ
«Центра гигиены и
эпидемиологии» было установлено, что заболевания начались спустя 1,5 месяца после
получения воды с судна-водолея. При этом, как выяснилось, это судно-водолей снабжало
водой в этот же период и другие суда, находящиеся в ремонте. На одном из них, танкере, с
количеством экипажа 11 человек, также ГА в лѐгкой форме заболел 1 матрос.
Вопросы:
1. Дайте предварительную оценку эпидемической ситуации.
2. Обоснуйте Ваше решение.
3. Выскажите гипотезу о возможных причинах возникновения вспышки вирусного
гепатита А и дайте ее обоснование.
316
4. Составьте перечень дополнительных данных, необходимых для доказательства
гипотезы о причине возникновения случаев заболеваний.
5. Дайте оценку проведѐнным противоэпидемическим мероприятиям. Укажите на
целесообразность проведения тех или иных дополнительных мероприятий.
317
Ситуационная задача 250 [K005527]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В октябре 2009 года во Всероссийском детском центре (ВДЦ), расположенном
вблизи города Н. была зарегистрирована вспышка гриппа А/H1N1/pdm09.
Случаи заболеваний начали регистрировать на второй день после заезда в ВДЦ
детей с 16 октября и регистрировали до 29 октября. Дети прибыли из разных территорий
РФ. Всего переболело
82 человека, из числа детей и взрослых сотрудников. У
большинства заболевших
(67
человек) диагноз
«грипп» был подтверждѐн
вирусологически или с применением ПЦР. У трѐх человек диагноз был поставлен на
основании клинических симптомов и оценки эпидемиологической ситуации. У остальных
заболевание было расценено как ОРВИ.
Основная масса заболевших пришлась на 16 и 17 октября (54 пациента). Ведущими
симптомами заболевания были: лихорадка 38-39,5 °С, недомогание, слабость, ломота в
теле, редкий сухой кашель, гиперемия зева. Состояние заболевших преимущественно
расценивалось как лѐгкое. У 17 детей - как среднетяжѐлое.
Численный состав ВДЦ, включая с обслуживающий персонал, достигает 817
человек.
Все отдыхающие дети были размещены в 5 изолированных корпусах, в каждом из
которых развѐрнуто по 4-5 отрядов, численный состав каждого 25-30 человек. Всего в
ВДЦ базируется 20 отрядов. В каждом из отрядов были поселены дети, в основном,
прибывшие из одного региона. Заболевания были зарегистрированы во всех отрядах. При
опросе больных и контактных сотрудников ВДЦ было установлено, что никто из них в
предшествующий вспышке период, за пределы РФ не выезжал, контактов с больными
гриппом не имел. Все сотрудники были привиты против гриппа вакциной «Гриппол». У
заехавших детей сведений о проведенных прививках не оказалось.
В лагере есть медицинский пункт с изолятором на 12 коек, расположенный в
административном корпусе ВДЦ. В медицинском пункте работает трое врачей-педиатров.
В ВДЦ есть и санитарный врач.
Вопросы:
1. Укажите причины возникновения вспышки гриппа в ВДЦ.
2. Какую дополнительную информацию необходимо собрать для расследования
вспышки?
3. Укажите, какие мероприятия необходимо направить на источник инфекции при
данной вспышке.
4. Укажите, какие мероприятия, направленные на механизм передачи, следует
использовать при данной вспышке.
5. Укажите, какие мероприятия, направленные на восприимчивый организм, следует
использовать для ликвидации данной вспышки.
318
Ситуационная задача 251 [K005528]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В городе Н. на фоне стабильной многолетней динамики заболеваемости населения
неполиомиелитной энтеровирусной инфекцией (НПЭВ (Тпр = 0,6) в 2008 года наблюдался
выраженный еѐ подъѐм. Всего заболело 644 человека. Показатель заболеваемости по
сравнению со среднемноголетними данными, вырос более чем в 3 раза. У большинства
заболевших (55,6 %) была диагностирована «малая болезнь».
Серозный менингит выявлен у 21,7 % пациентов. Преобладала лѐгкая степень
тяжести (79,5 %), средне-тяжѐлое течение ЭВИ регистрировалось в 20,5 % случаев. Дети
до 14 лет составили 87 % заболевших.
Заболевания регистрировались с середины июня и до начала октября с пиком в
августе месяце
(сезонный период). Анализ данных карт эпидемиологического
обследования очагов показал, что большинство заболевших
(76,6
%) в
эпидемиологическом анамнезе указывали на купание в море, непосредственно
омывающем территорию города Н. Централизованных очистных сооружений в городе
нет, поэтому сточные воды поступают непосредственно в морскую акваторию.
Единственной мерой, способной предупредить возможный риск заражения граждан,
является постоянный санитарно-гигиенический мониторинг за водной акваторией и
запрет купания в неблагополучных по результатам мониторинга местах, который
граждане часто нарушают.
Вирусологически от больных было выделено 129 штаммов энтеровирусов, из них в
76,6 % случаев (99 штаммов) выявлен новый для региона серотип ЕСНО30. До этого в
городе Н. от больных, в основном, выделяли вирусы Коксаки В и значительно реже -
ЕСНО - 8 и 18. Как показали углублѐнные исследования вирус ЕСНО30 был максимально
близок аналогичному вирусу, циркулирующему в сопредельном с городом Н. государстве.
Вопросы:
1. Дайте оценку сложившейся эпидемиологической ситуации в городе Н. в 2008 году.
2. Сформулируйте гипотезу о возможных причинах возникновения эпидемического
подъѐма заболеваемости ЭВИ и условиях, способствующих его возникновению.
3. Какие дополнительные сведения для установления причин, вызвавших подъѐм
заболеваемости в городе Н. Вам необходимы?
4. Оцените риск возможного возникновения аналогичной эпидемической ситуации в
последующем.
5. Назовите ведущие профилактические мероприятия по ЭВИ в городе, которые вы
отметите в акте расследования.
319
Ситуационная задача 252 [K005529]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Специалистом ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии» в N области при
проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы режима воспитания и обучения
детей на 2017-2018 учебный год учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной
школы №1 в городе В. было установлено: все классы образовательной организации
обучаются по пятидневной неделе, в одну смену. Начало занятий с 8 часов 40 минут,
перед началом занятий в
8 часов
35 минут проводится физкультурная минутка.
Продолжительность уроков составляет 45 минут.
В 1 классе в первой четверти в день проводится не более 3 уроков по 35 минут, во
второй четверти проводится по 4 урока по 35 минут. Во вторник 5 уроков, из которых 4 и
5 уроки
- физкультура. Во II полугодии проводится по
4 урока в день
продолжительностью 40 минут.
Для обучающихся 2-4 классов учебная нагрузка в неделю составляет не более 5
уроков (соответствует гигиеническим требованиям). Во 2, 3, 5, 7 и 10 классах занятия
физической культурой предусмотрены первыми уроками, после которых проводятся
уроки с письменными заданиями (русский язык и алгебра).
Для 1 класса в сентябре-октябре между 2 и 3 уроками предусмотрена динамическая
пауза 25 минут (при норме не менее 40 минут). В остальных классах продолжительность
перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 1,
2,
3 и 5 уроков
организованы большие перемены по 20 минут каждая.
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе во
всех классах соответствует гигиеническим требованиям. Распределение учебной нагрузки
в течение недели построено таким образом, что наибольший ее объѐм приходится на
вторник и среду.
В течение дня и недели для обучающихся I ступени обучения предусмотрено
чередование основных предметов с уроками музыки, изобразительного искусства, труда,
физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметов естественно-
математического и гуманитарного циклов.
Вопросы:
1. Укажите нормативный документ, в соответствии с требованиями которого
проводится оценка режима воспитания и обучения детей, обучающихся в
общеобразовательных организациях.
2. Перечислите основные организационные формы, определяющие содержание и
интенсивность учебного процесса в школе.
3. Перечислите основные гигиенические требования к составлению расписания
уроков.
4.
Перечислите нарушения, выявленные при проведении санитарно-
эпидемиологической экспертизы режима воспитания и обучения детей.
5. Дайте гигиенические рекомендации по устранению выявленных нарушений.
320
Ситуационная задача 253 [K005530]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Специалистом ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в N области» при
проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы режима воспитания и обучения
детей на 2017-2018 год в дошкольной образовательной организации №2 городе В. было
установлено: учебный план разработан с учѐтом максимального объѐма учебной нагрузки
для детей дошкольного возраста при пятидневной неделе.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного
напряжения, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления занятия
чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями.
В неделю проводятся по 2 занятия физической культуры для детей в возрасте от 1,5
до 2 лет и по 3 занятия для детей от 2 до 7 лет, одно из которых проводится на улице. Для
второй половины дня выбраны музыкальное и физкультурное занятия.
Для детей первой и второй групп раннего возраста (от 1,5 до 2 и от 2 до 3 лет)
организован дневной сон продолжительностью 2,5 часа (норма не менее 3 часов), для
детей от 3 до 7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) на дневной
сон отводится 2 часа (норма 2-2,5 часа). Приѐм пищи организован с интервалом 3-4 часа.
Прогулки проводятся 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину
дня - после дневного сна. Продолжительность ежедневных прогулок составляет менее 2
часов (норма 3-4 часа).
Вопросы:
1. Укажите нормативный документ, в соответствии с требованиями которого
проводится оценка режима воспитания и обучения детей, обучающихся в
дошкольных образовательных организациях.
2. Перечислите обязательные элементы режима детей и подростков в соответствии с
возрастными особенностями.
3. Укажите наименование групп и возрастной состав детей дошкольного возраста, по
которым дифференцируется режим дня в дошкольной образовательной организации.
4.
Перечислите нарушения, выявленные при проведении санитарно-
эпидемиологической экспертизы режима воспитания и обучения детей.
5. Дайте гигиенические рекомендации по устранению выявленных нарушений.
321
Ситуационная задача 254 [K005531]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
При проверке режима образовательной деятельности первоклассников
установлено: расписанием уроков в I полугодии предусмотрено 3 урока по 45 минут, во II
полугодии недельная нагрузка составляет 24 часа (при норме не более 21 часа).
Продолжительность перемен 10 минут, после 3 урока - динамическая пауза 30
минут (при норме не менее 40 минут). В середине третьей четверти предусмотрена
дополнительная каникулярная неделя.
Домашние задания не задаются, оценки не выставляются весь год.
Вопросы:
1. Укажите нормативный документ, в соответствии с требованиями которого
проводится оценка режима воспитания и обучения детей, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях.
2. Дайте оценку режима образовательной деятельности в 1 классе.
3. Перечислите гигиенические принципы организации обучения детей в школе.
4. Оцените полноту исследования организации и условий обучения детей в 1 классе.
5. Дайте рекомендации по оптимизации образовательного процесса первоклассников
для администрации школы.
322
Ситуационная задача 255 [K005512]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
11 октября у ученика
5 класса средней общеобразовательной школы была
диагностирована корь.
Младшая четырѐхлетняя сестра заболевшего ребѐнка посещает среднюю группу
детского сада, корью не болела, привита в возрасте 1 года. Мама работает воспитателем в
этом же детском саду. Известно, что она переболела корью в детстве. В группе детского
сада, которую посещает девочка, все дети привиты против кори.
Вопросы:
1. Определите срок возможного заражения заболевшего корью мальчика.
2. Составьте план противоэпидемических мероприятий в домашнем очаге в
отношении второго звена эпидемического процесса.
3. Определите тактику изоляции заболевшего мальчика.
4. Составьте план противоэпидемических мероприятий в домашнем очаге в
отношении третьего звена эпидемического процесса.
5. Укажите, в какие сроки необходимо проводить экстренную профилактику кори для
достижения необходимого профилактического эффекта.
323
Ситуационная задача 256 [K005518]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Врач-педиатр участковый 10 октября был вызван на дом к мальчику И. 2 лет в
связи с повышением температуры тела до 37,8 ºС и появлением жидкого стула, рвоты и
болей в животе.
Заболел
9 октября вечером. Ребенок посещает ясельную группу дошкольной
образовательной организации (ДОО). Последнее посещение ДОО - 9 октября. 10 октября
ребенок госпитализирован в инфекционный стационар.
Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире. Мать работает
воспитателем в детском доме, отец - инженер, бабушка - пенсионерка.
В ходе эпидемиологического обследования очага установлено, что ранее,
4
октября, из ясельной группы ДОО во второй половине дня в связи с неоднократным
жидким стулом был изолирован мальчик М., которому впоследствии был поставлен
диагноз «дизентерия Зонне».
У членов семьи заболевшего мальчика И. симптомов заболевания, характерных для
кишечных инфекций, не выявлено. Ребенок пьет только кипяченую воду. На протяжении
недели до заболевания все члены семьи, включая заболевшего ребенка, употребляли
одинаковые пищевые продукты.
Вопросы:
1. Определите возможный период заражения.
2. Поставьте предположительный эпидемиологический диагноз (место заражения,
источник возбудителя инфекции, путь и факторы передачи возбудителя инфекции,
фактор риска).
3. Обоснуйте эпидемиологический диагноз.
4. Составьте план противоэпидемических мероприятий по месту жительства
мальчика И. в отношении второго и третьего звеньев эпидемического процесса.
5. Определите порядок выписки мальчика И. из инфекционного стационара и
диспансерного наблюдения за ним.
324

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4