Главная Учебники - Разные Исследование по феногенетике признаков поведения у собак (В.П. Крушинский)
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 7 8 9 10 ..
до самого конца своего действия, унитарная реакция поведения ризуется только конечным шаблоном своего исполнения. 4. В то время как рефлексы могут осуществляться без участия высших отделов нервной системы, унитарная реакция поведения, как мы пола- гаем, осуществляется только при их участии. Кратко унитарную реакцию можно определить как целостный акт по- ведения, в результате условных и безуслов- ных рефлексов, соотношение которых не оказывается при этом строго детерминированным. Этот акт поведения направлен на выполнение оди- ночного действия, которое при различных способах своего осуществле- ния имеет определенный шаблон конечного исполнения. Унитарная реакция поведения конструируется из различных рефлек- сов, могущих иметь разное соотношение врожденных и индивидуально приобретенных компонентов. Так, например, половую реакцию самца кролика удается расчленить на более простые компоненты (Крушинский, При экстирпации всей эрегирующей ткани - пениса и уретры (мо- чевой пузырь подшивался прямо к коже живота) или их анестезии (при помощи новокаина) в поведении самца выпадает рефлекторный акт, самкой, делают на нее садку. Однако, вспрыгнув на самку, они не делают ванию. Реагирование на самку в виде акта поведения, направленного к тому, чтобы сделать на нее садку, сохранилось, рефлекторный акт, ве- дущий к самому спариванию, для которого необходимы, очевидно, пе- риферические импульсы, посылаемые эрегирующей тканью пениса и уретры, выпал. Данная унитарная реакция поведения оказалась расчле- жения должны иметь довольно простую безусловно рефлекторную при- роду. Что же касается садки на самку, то здесь, несомненно, большую роль играет компонент поведения. Последнее было ясно показано на быках и Вопрос о соотношении индивидуально приобретенного и врожденного в формировании поведения неоднократно поднимается многими иссле- дователями. Наиболее четкое решение вопроса о соотношениях врожденного и индивидуально приобретенного для рефлекторного уровня нервной деятельности было установлено и сформулировано И.П. Павловым. Раз- делив рефлекторную деятельность животного на две принципиально различные группы - врожденных и индивидуально приобретенных реф- лексов, Павлов установил закономерности формирования последних. При сочетании во времени индифферентного раздражителя с раздражи- телем, вызывающим безусловный рефлекс, этот индифферентный раздра- житель начинает вызывать такой же эффект, какой вызывается безуслов- ным раздражителем; индифферентный раздражитель заменяет тот раздра- житель, который вызывает врожденную рефлекторную реакцию. Установление закономерности формирования условного рефлекса и 134 дальнейшее изучение при помощи условнорефлекторного метода дина- мических отношений основных физиологических процессов, лежащих в основе высшей нервной деятельности, проведенное павловской шко- лой, не отвечают, однако, на вопрос о соотношении врожденных и инди- видуально приобретенных компонентов в формировании поведения. В последние годы жизни Павлов (1,935), однако, указывал на необхо- димость такого изучения. По его инициативе и Майоро- вым и была предпринята работа по изучению влияния различных усло- вий воспитания на формирование поведения собак. Вопрос о соотношении врожденного и индивидуально приобретенного в поведении ставился многими авторами, изучавшими поведение. Мы имеем в виду вопрос изменяемости инстинктов в результате индивиду- Этот вопрос был совершенно по-разному разрешен различными авто- рами. Согласно мнению В.Вагнера (1913, 1925), К.Лоренца 1935, 1937), инстинкты под влиянием индивидуального опыта не изменяются. Соглас- но мнению других авторов (Джеймс, 1902; Промптов, 1940, 1944, 1946; Васильев, 1941), инстинктивное поведение изменяется под влиянием индивидуального опыта. Инстинкты в течение индивидуальной жизни обрастают целым комплексом условных рефлексов: инстинктивное по- ведение у птиц есть взаимодействующая сложнейшего сочетания прирож- денных и реакций (Промптов, 1944). Современная американская школа зоопсихологов в лице Лешли (Lashley, 1938), Бича (Beach, 1937) и школы бихэвиористов значительно ограничивает значение врожденного, инстинктивного поведения. Это четко выразил глава школы бихэвиористов Уотсон. не на- ходит больше данных, которые подтверждали бы существование наслед- Крайней точки зрения по вопросу о взаимодействии между врожден- ным и индивидуально приобретенным в поведении придерживается Куо (Кио, 1932). Изучив поведение эмбрионов (птиц и млекопитающих), этот исследователь приходит к выводу, что обучение имеет огромное значе- ние в формировании таких актов поведения, которые начинают прояв- ляться с первых моментов рождения животного. Это обучение происхо- дит еще в эмбриональном периоде. На основании своих экспериментов автор приходит к выводу, что инстинктивные врожденные реакции вооб- Одну из основных причин существующего разногласия в вопросе о взаимодействии врожденного и индивидуально приобретенного в форми- ровании актов поведения животных мы видим в том, что различные авто- ры изучали различные комплексы актов поведения, которые мы назвали унитарными реакциями поведения, формирующимися при весьма раз- личном удельном весе врожденных и индивидуально приобретенных компонентов. Характеризуя различные унитарные реакции как инстинк- ты, они делали и различные выводы о значении индивидуально приоб- ретенного опыта в формировании последних. 135 |