Создаем чертежи в Компас 3D - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Создаем чертежи в Компас 3D

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

Создаем чертежи в Компас 3D - часть 11

 

 

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПОРШНЯ

163

2. Определение сопряженных базовых точек. Под сопряженной

базовой точкой понимается координата точки, принадлежащая

двум сопрягаемым деталям. Такими точками могут быть сле-

дующие точки с координатами относительно тронка (рис.4.72):

Рис.4.72.

• точка сопряжения головки поршня с тронком, координа ты

(60,-70);

• точка сопряжения форсунки с тронком, координаты точно

не заданы. Сопряжение осуществляется только с помощью

привязки Пересечение;

• точка сопряжения оси шпильки, гайки и шайбы с тронком,

координаты (40, -122).

3. Алгоритм сборки в файле с расширением frw. На инструмен-

тальной панели нажмите кнопку ^J (Открыть документ).

Найдите папку Сборка поршня, которая была создана ранее, и

откройте файл Головка поршня. После появления картинки

(если файл был записан правильно, там не должно быть разме-

ров) воспользуйтесь комбинацией горячих клавиш Ctrl+A. На

инструментальной панели нажмите кнопку М (Копировать в

Буфер обмена). На вопрос системы Укажите положение ба-

зовой точки или введите координаты установите курсор в

164

АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

точке с координатами (60, -34), как на рис. 4.73, и щелкните

мышью. Войдите в папку Сборка поршня и откройте файл

Тронк, щелкните правой кнопкой мыши и выберите в контек-

стном меню команду Вставить.

Направьте курсор вместе с фантомом изображения головки

поршня в область точки с координатами (60, -7). Когда курсор

попадет в ловушку (появление косого креста), щелкните

мышью и нажмите кнопку Ш (Прервать команду).

На инструментальной панели нажмите Файл > Сохранить

как и в диалоговом окне Укажите имя файла для записи набе-

рите Сборка поршня. Нажмите Сохранить.

Удалите лишние линии, оставшиеся от сопрягаемых деталей,

выполняя команды Удалить > Часть кривой и снова сохрани-

те файл (рис. 4,74).

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПОРШНЯ

165

Теперь нужно вставить форсунку. Для этого откройте файл

Форсунка, воспользуйтесь командами Выделить > Все и наж-

мите кнопку JEl (Копировать в буфер обмена). На вопрос сис-

темы Укажите положение базовой точки или введите коор-

динаты установите курсор в точке пересечения оси форсунки

и дуги и щелкните мышью.

Откройте файл Сборка поршня, щелкните правой кнопкой

мыши и выберите из контекстного меню команду Вставить.

Направьте курсор вместе с фантомом изображения форсунки

в точку пересечения радиуса 53 мм и оси тронка. Когда курсор

попадет в ловушку (появление косого креста), щелкните

мышью и нажмите кнопку Ш (Прервать команду). Удалите

лишние линии и сохраните файл.

4. Вставка из библиотеки стандартных деталей и узлов.

Для вычерчивания крепежных деталей воспользуемся библи-

отекой КОМПАС-ГРАФИК. При инсталяции КОМПАС-ЗБ

LT 5.11 на системном диске (С:) в файле Program Files поме-

щена библиотека чертежей. Путь к этой библиотеке следую-

щий: System (С:) > Program Files > KOMPAS 3D LT >

Tutorial > Blok > демо-2 > Открыть. На экране появится сбо-

рочный чертеж направляющего блока. С помощью команды 31

Увеличить

масштаб рамкой

Рис. 4.75

166

АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

Рис. 476

(Увеличить масштаб рамкой) увеличьте изображение болта с

гайкой, скрепляющих две детали, в нижней части фронтально-

го изображения (рис. 4.75).
Увеличенное болтовое соединения следует выделить рамкой

(рис. 4.76).
Как легко убедиться, выделить рамкой отдельно шайбу, гайку

и часть шпильки, не удастся, поскольку это болтовое соедине-

ние создано как единое целое. Чтобы заимствовать только

нужные нам детали, необходимо разбить это соединение на

составные геометрические элементы. В этих целях нужно вос-

пользоваться командой Разрушить. Нажмите Выделить >

Объект, затем щелкните мышью на гайке и на шпильке. Бол-

товое соединение выделится зеленым цветом. После этого

нажмите в строке меню Операции > Разрушить. Если выде-

лить нужную часть не удается, повторите процедуру выделе-

ния вновь и снова выполните команду Разрушить. Затем наж-

мите Выделить > Рамкой и выделив только шайбу, гайку,

шпильку и ось симметрии болтового соединения. Когда нуж-

ные элементы будут выделены зеленым цветом, нажмите

кнопку М (Копировать в буфер обмена). На вопрос системы

Укажите положение базовой точки или введите координаты

установите курсор в точке пересечения оси шпильки с наруж-

ной поверхности шайбы (рис. 4.77), а потом щелкните мышью.

После того как необходимые крепежные элементы будут запи-

саны в буфер обмена, следует открыть Сборку поршня и на

вопрос системы о сохранении файла демо-2 нажать Да. Щелк-

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПОРШНЯ

167

Рис. 4.77

ните правой кнопкой мыши, а в контекстном меню щелкните

левой кнопкой мыши команду Вставить. Появившееся из бу-

фера обмена изображение вставьте в нижний правый угол чер-

тежа так, чтобы оно не соприкасалось с чертежом сборки

поршня (рис. 4.78). Прежде чем вставить гайку со шпилькой в

сборку поршня, необходимо повернуть его на 90 градусов, за-

тем измерить заимствованный диаметр шпильки и изменить

его масштабированием на требуемый размер М10.

Рис. 4.78

Нажмите Выделить > Рамкой и заключите в рамку заимство-

ванные крепежные элементы. Затем в строке меню выполните

команды Операции > Поворот и на запрос системы Укажите

точку центра поворота укажите мышью базовую точку сопря-

жения (рис. 4.77). В окне ^^ (Угол поворота) введите -90

168 АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

и нажмите Enter. Ось вместе с гайкой повернется на 90 граду-

сов против часовой стрелки.

С помощью команды SJ (Увеличить масштаб рамкой) увеличь-

те гайку со шпилькой во весь экран. Затем на панели переключе-

ния нажмите кнопку Ш (Измерения), после чего на инструмен-

тальной панели нажмите кнопку Р^ (Расстояние между двумя

точками). На экране появится диалоговое окно, в котором будут

отражаться результаты измерения расстояния. Укажите мышью

диаметр резьбовой части шпильки, и в диалоговом окне сразу же

появятся результаты измерения L1 = 18 мм (рис. 4.79).

Теперь можно приступить к масштабированию. Выделите

рамкой крепежные детали, затем в строке меню Операции >

Масштабирование и в окне И

1Оле|

 (Масштаб по X) введите

дробь, где в числителе - диаметр требуемой резьбы, а в знаме-

нателе - имеющийся, и нажмите Enter. После того как систе-

ма автоматически вычислит масштаб (0.556), необходимо ука-

зать точку центра масштабирования (это базовая точка сопря-

жения) (рис. 4.77). Поймайте в ловушку курсора эту точку,

щелкните мышью и нажмите кнопку Прервать команду. Для

удаления лишних кусков осевой линии воспользуйтесь кноп-

кой F^ (Горизонтальная прямая) и ограничьте осевую линию,

выступающую за пределы контура на 3-5 мм (рис. 4.80).

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПОРШНЯ

169

Лишние части осевой линии удалите

с помощью команды Удалить > Часть

кривой, после чего удалите вспомога-

тельные кривые и точки. Теперь все

готово для вставки заимствованного и

трансформированного крепежного

объекта в сборочный чертеж.

Выделите рамкой крепежный объ-

ект, выполните команды Операций

> Сдвиг > Указанием, затем щелк-

ните мышью точку сдвига (это уже

хорошо знакомая нам базовая точка

сопряжения). Нажмите кнопку J3I

(Показать все) и на запрос системы

Укажите новое положение базовой

точки или введите координаты

щелкните мышью в окне точки р2

Рис. 4.80

(координата X) и с клавиатуры введите величину 40. Затем

нажмите клавишу Tab и введите в соседнее окно величину ко-

ординаты Y (-122): -^i

40 1221

 . Нажмите клавишу Enter и

кнопку Я (Прервать команду).

Однако нас не устраивает высота гайки: вместо 9, 111 мм тре-

буется 15 мм. Чтобы получить гайку требуемой высоты, можно

воспользоваться командой Деформация. Для этих целей нуж-

но выполнить команды Операции > Деформация > Сдвигом.

На запрос системы Укажите начальную точку прямоугольной

рамки укажите мышью положение рамки таким образом, что-

бы она начиналась примерно по середине гайки (рис. 4.81).

Рис. 4.81

1 7 0

АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

В строке параметров в окне Сдвиг вдоль оси X установите

ноль и нажмите клавишу Enter, а в окне Сдвиг вдоль оси Y ус-

тановите -(15-9.111): X<#W~~  J * f ^ . Нажмите клавишу Enter.

Система автоматически увеличит высоту гайки до 15 мм.

Удалите основные линии, проходящие по гайке. На панели ге-

ометрических построений нажмите кнопку Ввод окружности

по двум точкам. На запрос системы Укажите первую точку на

окружности или введите координаты щелкните мышью в точ-

ке пересечения оси с нижней горизонтальной линией гайки. В

окне Радиус окружности введите 1 и щелкните мышью ось

гайки. Отверстие под шплинт построено (рис. 4.82).

Рис. 4.82

Выполните команду Симметрия. Законченную гайку выдели-

те рамкой, нажмите кнопку 3 (Показать все), потом Опера-

ции > Симметрия. Введите ось симметрии и нажмите кнопку

Ш (Прервать команду). Удалите лишние линии и на второй

гайке. Трансформация и вставка стандартных крепежных де-

талей из библиотеки закончена (рис. 4.83).

5. Дорисовка недостающих деталей непосредственно в сборке.

Остальные детали, входящие в состав сборки поршня, проще

дорисовать на сборке, чем выполнять отдельные чертежи с

последующей вставкой.

Рассмотрим алгоритм дорисовки пружины. Установите при-

вязки: середина и пересечение. Нажмите кнопку ИЗ (Верти-

кальная прямая) и установите ее примерно в середине основа-

ния места под пружину (карман форсунки). После захвата

курсора ловушкой щелкните мышью. Сделайте то же самое и

для другой стороны. В строке текущего состояния установите

шаг курсора 2 мм. Нажмите кнопку К (Горизонтальная пря-

мая) и установите ее в основание кармана форсунки. Щелкни-

те мышью, затем уберите с нее руку и с помощью клавиши со

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПОРШНЯ

171

Рис. 4.83

стрелкой вверх введите семь горизонтальных прямых. После

каждого нажатия клавиши не забывайте нажимать Enter.

Нажмите кнопку [Q (Ввод окружности по центру) и на запрос

системы Укажите точку центра окружности установите кур-

сор в середину основания кармана форсунки. Затем выделите

введенную окружность, после чего в строке меню нажмите

Операции - Копия - Указанием. На запрос системы Укажите

базовую точку выделенных объектов поместите курсор в

центр выделенной окружности и вставьте копии окружностей

в шахматном порядке (рис. 4.84).

Рис. 4.84

172 АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

Удалите вспомогательные кривые и точки, а также лишние ли-

нии, выходящие за рамки пружинного отсека. Нажмите кнопку Ввод

отрезка и, не отпуская левую кнопку мыши, выберите кнопку Отре-

зок, касательный к 2 кривым (рис. 4.85). Нажмите окружности,

между которыми нужно провести касательные линии.

Рис. 4.85

Нажмите кнопку ^d (Создать объект) столько раз, сколько требу-

ется касательных линий. При этом пунктирные линии превращаются в

сплошные. Потом нажмите кнопку Ш (Прервать команду) (рис. 4.86).

Рис. 4.86

Подобную процедуру повторите для трех пар окружностей, затем

удалите лишние линии.

Нажмите к

#

нопку Штриховка, в строке параметров установите

шаг штриховки 1,5 и угол наклона штриховки (-45). Щелкая левой

кнопкой мыши, заштрихуйте окружности (рис. 4.87).

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПОРШНЯ

173

Рис. 4.87

Следующий этап дорисовки - установка поршневого пальца.

Достаточно вставить в ось поршневого пальца окружность диамет-

ром 30 мм, внутренний диаметр поршневого пальца, и заштриховать

его, используя шаг штриховки 3, с углом наклона 45. В строке меню

нажмите Файл > Сохранить (рис 4.88).

Рис. 4.88

174

АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

Теперь импортируем готовую сборку в выбранный формат черте-

жа. Исходя из габаритных размеров сборочного чертежа выбираем
формат A3 с вертикальной ориентацией.

В строке меню выполните следующую последовательность команд:

Настройка > Настройка новых документов > Графический доку-
мент > Параметры листа > Формат.
 В диалоговом окне Настройка
параметров новых документов
 в блоке Обозначение установите A3,

Ориентация - вертикальная, Кратность - 1. Нажмите кнопку ОК.

Откройте файл Сборка поршня. Выполните команды Выделить

> Все > Редактор Жопировать. На запрос системы Укажите поло-
жение базовой точки
 укажите центр поршневого пальца. Затем на
панели управления нажмите Новый лист > Показать все. Щелкни-
те правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите команду
Вставить. Выберите наиболее подходящее место чертежа (рис. 4.89).

Рис.

 4.89

Проставим габаритные и функциональные размеры, обозначим по-

зиции, напишем технические требования и заполним основную над-
пись. Вначале желательно ввести технические требования, а уж потом

все остальное. Порядок ввода технических требований описан в главе
4.2.1, пункт 23. Текст технических требований представлен на рис. 4.90.

СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ ПОРШНЯ

175

РИС.

 4.90

Рис. 4.92

176

АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ДЕТАЛЕЙ 177

В строке текущего состояния нажмите кнопку Ш (Сетка), устано-

вите привязку по сетке и проставьте сначала функциональные раз-

меры - 5(ход масляной форсунки) и 1,5 (выступ шпильки), а затем

габаритные: высота поршня 169 и его диаметр 160* как справочный

размер. Порядок простановки горизонтальных и вертикальных раз-

меров описан в главе 4.2.1, пункты 16-17.

Обозначение позиций. На инструментальной панели нажмите

кнопку Ш, (Линия выноска) и, не отпуская ее, выберите кнопку

Обозначение позиций (рис. 4.91).В строке параметров в поле txt по-

явится цифра 1: И

1

 . Она означает первую позицию. На запрос сис-

темы Укажите начало полки щелкните мышью в месте предполага-

емой полки, а второй щелчок сделайте на обозначаемой детали (в

данном случае ей является головка поршня). Аналогичным образом

проставьте все оставшиеся восемь позиций (рис. 4.92).

Процедура заполнения основной надписи описана в главе 4.2.1,

пункт 25. Окончательно оформленный сборочный чертеж показан

на рис. 4.93.

4.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ДЕТАЛЕЙ

При проектировании любой конструкции необходимо вычислять

массу каждой детали, входящую в сборку, узел или изделие. Как из-

вестно, она равна произведению объема тела на его удельный вес.

Эти данные позволят оценить массу всего проектируемого изделия.

При традиционном черчении процедура определения массы деталей

сводилась к вычислениям совокупных объемов геометрических тел

(в основном тел вращения), входящих в рассматриваемую деталь, с

последующим вычитанием или сложением вычисленных объемов.

При сложной конфигурации деталей этот процесс занимал много

времени, к тому же конструктор часто упрощал схему расчета, что

вело к существенным погрешностям определения объема детали.

При компьютерном проектировании процесс вычисления объе-

мов тел вращения занимает несколько секунд. Достаточно опреде-

лить площадь тела вращения и расстояние от центра тяжести площа-

ди до оси вращения.

В качестве примера определим массу впускного клапана (см. рис. 4.6).

Проведите осевую линию на контуре клапана (рис. 4.8) и на панели пе-

реключения нажмите кнопку RF (Измерения), затем кнопку Ш (Пло-

щадь). На экране возникнет диалоговое окно Результат расчета площа-

ди. Установите флажок в поле Отрисовать центр тяжести,

 TOTQM

 нап-

равьте курсор в любое место измеряемой площади и щелкните мышью.

178

АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ

Измеряемая площадь будет выделена красным цветом, а в диалоговом ок-

не появится величина измеряемой площади 1483,024372 мм^ (рис. 4.94).

После записи площади нажмите кнопку Выход, затем на инстру-

ментальной панели нажмите кнопку El (Координаты точки), после

чего установите курсор с тянущейся линией от центра координат в

точку центра тяжести (она отмечена желтым цветом) и щелкните

мышью. В диалоговом окне появится результат расчета в полярных

и декартовых координатах. Однако нас интересует только расстоя-

ние до оси Y, то есть координата X, которая равна 6,643674 мм. От-

сюда массу впускного клапана т определяем по формуле:

В итоге масса впускного клапана при плотности стали 0,793 рав-

на 0,49 кг. Аналогичным образом определите массы головки поршня,

тронка, форсунки и шпильки.

При трехмерном моделировании масса проектируемой детали

определяется автоматически. В учебной версии KOMIIAC-3D LT

V6 Plus кроме массы определяются следующие параметры: площадь

детали, объем, координаты центра масс, центробежные и осевые мо-

менты инерции в глобальной и центральной системах координат. На

рис. 4.95 изображена трехмерная модель коленчатого вала шестици-

линдрового рядного двигателя, а на рис. 4.96 показана панель инфор-

мации о его геометрических параметрах.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..