Создаем чертежи в Компас 3D - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Создаем чертежи в Компас 3D

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Создаем чертежи в Компас 3D - часть 2

 

 

КОМАНДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ 19

нации клавиш Ctrl+C или Ctrl+Ins. Команда имеет дублирую-

щую кнопку JEl на панели управления.

5. Вставить - вставляет копию содержимого буфера обмена в до-

кумент.

Если буфер обмена пуст, команда недоступна. За один вызов ко-

манды можно несколько раз вставить содержимое буфера обмена в до-

кумент, причем угол поворота и масштаб могут задаваться отдельно

для каждой вставки. Вставить содержимое буфера обмена в документ

можно также при помощи комбинации клавиш Ctrl+V или Shift+Ins.

Команда имеет дублирующую кнопку на панели управления.

1.3. КОМАНДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

На этой странице меню находятся команды выделения объектов чер-

тежа или фрагмента.

С помощью команд меню можно выделять объекты различными

способами, а также отменять сделанное выделение.

Выделенные элементы будут подсвечены назначенным в окне

настройки цветом (по умолчанию цвет выделения зеленый).

После выделения группы элементов их можно копировать в бу-

фер обмена, удалять, выполнять над ними различные операции ре-

дактирования и т.д. Меню Выделить имеет 12 опций (рис. 1.8).

1. Объект - позволяет выделить отдельный геометрический или

текстовой объект. После вызова команды следует просто ука-

зать курсором тот элемент, который нужно выделить. При

этом элемент должен попасть в зону захвата курсора.

Если какие-либо объекты уже выделены, указанный элемент

будет к ним добавлен.

За один вызов команды можно указать произвольное количе-

ство выделяемых объектов. Команда имеет дублирующую

кнопку .jJ на инструментальной панели.

2. Команда Рамкой позволяет выделить объекты с помощью

прямоугольной рамки и применяется, когда необходимо выде-

лить часть чертежа или вид.

Для вызова команды выберите ее название из меню Выделить

или нажмите кнопку О (Выделить рамкой) на инструмен-

тальной панели.

После вызова команды следует зафиксировать точку первого

угла рамки, затем перемещать курсор до получения нужного

размера рамки, после чего зафиксировать второй ее угол.

2 0

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D IT

Рис. 1.8

Объекты, целиком попавшие в заданную рамку, будут выделе-
ны зеленым цветом.
Если какие-либо объекты уже выделены, объекты, указанные
с помощью рамки, будут к ним добавлены.
За один вызов команды можно указать произвольное количе-
ство рамок. На рис. 1.9 прямоугольной рамкой выделена левая
часть чертежа гайки.

3. Команда Вне рамки позволяет выделить объекты, не попавшие в

заданную прямоугольную рамку, и является противоположной

по значению команде Рамка. Для вызова команды выделения
рамкой выберите ее название из меню Выделить или нажмите
кнопку М (Выделить вне рамки) на инструментальной панели.

4. Команда Секущей рамкой позволяет выделить объекты, час-

тично попавшие в заданную прямоугольную рамку. Элементы
чертежа, которые целиком или частично попали внутрь задан-

ной рамки, будут выделены.

КОМАНДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

21

Рис, 1.9

Если какие-либо объекты уже выделены, указанные с по-
мощью секущей рамки элементы будут к ним добавлены. Ко-
манда имеет дублирующую кнопку 3£ (Выделить секущей

рамкой) на инструментальной панели. Применяется, если

нужно выделить все геометрические примитивы, являющиеся

лишь частью выделяемого объекта.

5. Команда Секущей ломаной позволяет выделить объекты, пе-

ресекая их ломаной линией. Для вызова команды выделения

секущей ломаной выберите ее название из меню Выделить
или нажмите кнопку М (Выделить секущей ломаной) на

инструментальной панели. Опция применяется в сложных и
насыщенных чертежах.

6. Прежний список позволяет выделить все объекты, которые

выделялись в предыдущий раз (элементы прежнего списка).
Имеет дублирующую кнопку J2J на инструментальной панели.
Команда применяется при многократном копировании.

2 2

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

7. Слой позволяет выделить объекты одного или нескольких

слоев в текущем виде листа чертежа или во фрагменте. После

вызова этой команды на экране появляется дополнительное

меню, в котором содержатся варианты задания нужных слоев:

Указанием или Выбором (рис. 1.10). Опция применяется при

наличии двух и более слоев.

Рис. 1.10

8. Вид позволяет выделить один или несколько видов листа чер-

тежа и имеет аналогичное дополнительное меню, как и коман-

да Слой.

9. Команда По типу позволяет выделить объекты в соответствии

с их типом.

Для вызова команды выберите ее название из меню Выделить

или нажмите кнопку Ш1 (Выделить по типу) на инструмен-

тальной панели.

После вызова команды на экране появляется диалоговое окно

со списком из девяти типов объектов, имеющихся в активном

документе. Среди них: окружности, дуги, правильные многоу-

гольники, штриховки, тексты, линейные, угловые и радиаль-

ные размеры, а также обозначение центра (рис. 1.11).

Рис. 1.11

КОМАНДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

23

Рис. 1.12

Выберите из списка типы, которые нужно выделить, и нажми-

те кнопку ОК. Для выхода из окна нажмите кнопку Отмена.

10. Команда По стилю кривой позволяет выделить объекты, изоб-

раженные линиями одного стиля.

Для вызова команды выберите ее название из меню Выделить

или нажмите кнопку *d (Выделить по стилю) на инструмен-

тальной панели.

После вызова команды на экране появляется диалоговое окно

со списком стилей объектов, имеющихся в активном докумен-

те (рис. 1.12).

Выберите из списка стили, которые нужно выделить, и наж-

мите кнопку ОК. Для выхода из окна без выделения объектов

по стилю кривой нажмите кнопку Отмена.

24 ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

И. Команда Исключить позволяет отменить выделение тех объ-

ектов, которые были выбраны ранее.

После вызова команды на экран выводится дополнительное

меню (рис. 1.13), в котором содержатся варианты указания

элементов, с которых нужно снять выделение.

12. Команда Все позволяет выделить сразу все объекты, которые

содержатся в текущем виде открытого документа.

Быстро выделить все объекты можно также, нажав кнопку _J

(Выделить все) на инструментальной панели или воспользо-

вавшись комбинацией горячих клавиш Ctrl+A.

1.4. КОМАНДЫ УДАЛЕНИЯ

Меню Удалить позволяет удалить выделенный объект (формообра-

зующий элемент, эскиз, конструктивную ось или плоскость и т.д.)

либо несколько выделенных объектов.

Если на удаляемом элементе базируются другие объекты (напри-

мер, на удаляемой плоскости изображен эскиз, на основе которого соз-

дан формообразующий элемент), на экране появляется окно с предуп-

реждением. В нем перечислены элементы, которые затрагивает опера-

ция удаления. Можно отказаться от удаления или подтвердить его.

Обратите особое внимание на то, что отменить удаление объекта

в документе-детали невозможно. Поэтому командой удаления нуж-

но пользоваться очень осторожно.

Если требуется оценить вид модели, произвести расчеты или по-

лучить изображение модели без каких-либо элементов, эти элемен-

ты не следует удалять. Их нужно исключить из расчетов.

Рис. 1.14

Меню Удалить содержит пять команд (рис. 1.14).

1. Выделенные объекты позволяет удалить все выделенные объ-

екты открытого документа. Если ни один элемент не выделен,

команда будет недоступна. Можно удалить ненужные объекты

и без обращения к команде меню: просто выделите их, а затем

нажмите клавишу Del.

КОМАНДЫ УДАЛЕНИЯ

25

Для отмены ошибочного удаления объектов нажмите кнопку М

(Отменить) на панели управления.

2. Вспомогательные кривые и точки позволяет удалить из отк-

рытого документа вспомогательные прямые и точки, а также
другие геометрические примитивы, для которых был назначен
вспомогательный стиль линии.

После вызова этой команды на экране появляется дополнительное
меню, в котором содержатся варианты удаления вспомогательных

объектов: В текущем виде и Во всех видах. Обьино применяется
удаление в текущем виде. Если выделенные элементы содержатся
во всех видах, следует предпочесть второй вариант удаления.

3. Часть кривой позволяет удалить часть какого-либо объекта,

ограниченную точками пересечения с другими объектами.

Для быстрого перехода к команде нажмите кнопку zfJ (Усечь
кривую)
 на панели инструментов редактирования.

Укажите курсором ту часть объекта, которую нужно удалить.
Наоборот, если нужно оставить выбранный участок и удалить

внешние относительно него участки кривой, переключите кноп-
ку Ш (Удалить указанный участок) либо кнопку Я (Оставить
указанный участок)
 в строке параметров объектов (рис. 1.15).

4. Область позволяет удалить объекты, находящиеся внутри выбран-

ной области чертежа или фрагмента.
Для быстрого перехода к команде наж-
мите кнопку £?] (Очистить область) на
панели инструментов редактирования.

После вызова команды на панели

специального управления отобража-
ются несколько кнопок (рис. 1.16). С
их помощью можно различными
способами задавать границы удаляе-
мой области. В качестве примера по-
казан способ удаления ненужных
линий, находящихся внутри окруж-
ности. Для этих целей курсор следу-
ет наложить на окружность, нажать
левую кнопку мыши, а затем - кноп-

ку zd (Создать объект). После этого

линии внутри окружности удалятся,
а панель специального управления

исчезнет (рис. 1.17).

Рис. 1.15

26

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

Рис. 1.17

Способы задания границ области.
По умолчанию система ожидает, что в качестве границы об-

ласти выступит замкнутый геометрический объект (сплайн,

контур, окружность). Однако можно задать способ очистки

области (удалять элементы внутри или снаружи от границы) с

КОМАНДЫ УДАЛЕНИЯ

27

помощью кнопки Я (Параметры), которая находится на па-

нели специального управления. Нажав на эту кнопку, вы уви-

дите на экране окно задания параметров (рис. 1.18).

{Параметры удаления области

Рис. 1.18

В этом окне необходимо выбрать параметры удаления: либо Уда-

лять объекты внутри границы, либо Удалять объекты снаружи

от границ. Когда нужный параметр выбран, нажмите кнопку ^d

(Создать объект) на панели специального управления.

Команда Ручное рисование границ позволяет задать вручную

границы области для выполнения какой-либо операции (напри-

мер, для штрихования области или удаления элементов, лежа-

щих внутри нее) или для вычисления характеристик этой облас-

ти (ее площади, периметра). Нарисованные в этом режиме гра-

ницы отображаются на экране только до завершения команды.

Для перехода в режим нажмите кнопку fil (Ручное рисование

границ) на панели специального управления.

Последовательно фиксируйте точки ломаной, которая ограни-

чивает область. При этом замыкание ломаной выполняется ав-

томатически.

После того как границы нарисованы, нажмите для их подтве-

рждения кнопку ^d (Создать объект) на панели специального

управления.

Команда М (Обход границы по стрелке) позволяет задать

границы области для выполнения какой-либо операции (нап-

ример, для штрихования области или удаления элементов, ле-

жащих внутри нее), последовательно обходя пересекающиеся

между собой геометрические элементы.

Для быстрого перехода в данный режим нажмите кнопку М

(Обход границы по стрелке) на панели специального управ-

ления. Укажите курсором точку вблизи геометрического эле-

мента, с которого вы хотите начать обход контура границы. На

экране появится фантомное изображение первого участка контура

28

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

(поверх базового элемента), а также стрелка выбора направле-

ния дальнейшего движения. Для выбора возможных направ-

лений обхода от текущего узла нажимайте клавишу Пробел

или комбинацию Shift+Пробел. Подтвердить выбор направ-

ления для дальнейшего обхода элементов можно, нажав кла-

вишу Enter, а вернуться на один сегмент назад - с помощью

комбинации Shift+Enter.

5. Все позволяет удалить все графические объекты открытого

документа.

ВНИМАНИЕ! После выполнения этой команды нельзя будет

воспользоваться командой Отменить, поэтому удаление будет

безвозвратным.

При вызове команды на экране появляется окно с предупреж-

дением о том, что отмена данной операции будет невозможна.

Для подтверждения удаления всех объектов документа наж-

мите кнопку Да, для отказа от удаления - Нет (рис. 1.19).

Рис. 1.19

1.5. ОПЕРАЦИИ

На этой вкладке находятся команды для выполнения различных

операций редактирования объектов чертежей и фрагментов: сдвиг,

поворот, масштабирование, симметрия, копирование, деформация,

разрушение и объединение в макроэлемент (рис. 1.20).

ОПЕРАЦИИ

29

1.5.1. Сдвиг

Команда Сдвиг позволяет сдвинуть один или нескольких выделен-

ных объектов. После вызова этой команды на экране появляется до-

полнительное меню, в котором содержатся варианты выполнения

сдвига: Указанием и По углу и расстоянию. Если ни один элемент

не выделен, команда недоступна.

1.5.2. Поворот

Команда Поворот позволяет повернуть выделенные объекты.

Сначала необходимо выделить геометрический элемент или узел,

затем выбрать название команды из меню Операции или нажать кноп-

ку Й (Поворот) на инструментальной панели редактирования, (рис.

1.21). После вызова команды необходимо указать центр поворота.

Рис. 1.21

-

Рис. 1.22

30 ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

Демонстрация команды Поворот показана при выполнении чер-

тежей V-образных двигателей, где изображен узел цилиндро-порш-

невой группы рядного двигателя (рис. 1.22). Это же изображение, но

после поворота на 30 градусов показано на рис. 1.23.

Можно задать удаление или сохранение исходных выделенных

объектов после выполнения операции.

Для этого используйте соответствующую команду контекстного

меню или кнопку *Й (Оставить исходные объекты) или jrf (Уда-

лить исходные объекты) в строке параметров объектов.

Если выбрать команду J2I (Оставить исходные объекты), поя-

вится два изображения: одно исходное, другое повернутое.

Рис. 1.23

1.5.3. Симметрия

Команда Симметрия позволяет симметрично отобразить выделен-

ные объекты документа. Если ни один элемент не выделен, команда

будет недоступна.

Для вызова команды выберите ее название из меню Операции

или нажмите кнопку М (Симметрия) на инструментальной панели

редактирования.

Последовательно укажите первую и вторую точки, через которые

проходит ось симметрии. Можно явно задать параметры оси симмет-

ОПЕРАЦИИ

31

рии (угол наклона и координаты

точек), введя их в поля строки па-

раметров объектов.

Чтобы использовать в качестве

оси симметрии начерченный ра-

нее отрезок или вспомогательную

прямую, нажмите кнопку М

(Указать заново) на панели спе-

циального управления (рис. 1.24),

а затем укажите курсором нуж-

ную ось симметрии. При этом ось

симметрии изменит свой цвет на

красный, а по другую сторону оси

симметрии появится второе абсо-

лютно симметричное изображение

Рис. 1.25

Однако это возможно только в том случае если в строке парамет-

ров установлена кнопка Ш (Оставить исходные объекты) (рис. 1.26).

32

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

1,5.4. Масштабирование

Команда Масштабирование позволяет масштабировать выделенные

объекты документа. Для вызова команды выберите ее из меню Опе-

рации или нажмите кнопку Ш (Масштабирование) на инструмен-

тальной панели редактирования.

Задайте в соответствующем окне строки параметров объектов

нужное значение коэффициента масштабирования выделенных объ-

ектов и зафиксируйте курсор в точке центра масштабирования. При

уменьшении изображения коэффициент меньше единицы, при уве-

личении - больше. В строке параметров объектов координаты точки

центра масштабирования можно ввести вручную (рис. 1.27).

ОПЕРАЦИИ

33

После выполнения операции исходные выделенные объекты можно

сохранить или удалить. Для этого используйте соответствующую коман-
ду контекстного меню или кнопки в строке параметров объектов: °Sl

(Оставить исходные объекты) или М (Удалить исходные объекты).

В качестве примера на рис. 1.28 и 1.29 показана правая часть пру-

жины до и после масштабирования с удалением исходных объектов.

Коэффициент - 0,6.

Если среди масштабируемых объектов имеются размеры,

можно масштабировать выносные линии размеров с коэффици-
ентом масштабирования по оси X. Для этого используйте кноп-
ку-переключатель в строке параметров объектов: JEJ (Масшта-
бировать выносные линии)
 или Ш (Не масштабировать вынос-
ные линии).
 При нажатии левой кнопки мыши внешний вид
кнопки меняется.

Завершить работу с командой масштабирования можно, нажав

клавишу Esc или кнопку Прервать команду на панели специально-
го управления. ч

34

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

1.5.5. Команды копирования

Команда Копия позволяет копировать выделенные объекты.После

вызова команды на экране появляется дополнительное меню, в кото-

ром содержатся варианты копирования (рис. 1.30).

Рис. 1.30

Команда Копия включает в себя пять команд.

1. Команда Указанием позволяет копировать выделенные объ-

екты документа. Они копируются в свои виды и на свои слои.

Для вызова команды выберите ее название из меню Операции

или нажмите кнопку ^й (Копирование) на инструментальной

панели редактирования.

Укажите курсором базовую точку копирования и ее новое поло-

жение. Также можно ввести координаты базовой точки и вели-

чину сдвига копии вдоль осей X и Y в соответствующие поля

строки параметров объектов (рис. 131).

Рис. 1.31

После фиксации нового положения базовой точки система ко-

пирует выделенные элементы и ожидает указания следующего

места для копирования.

На рис. 1.32 показан пример выполнения команды копирова-

ния Указанием чертежа топливного насоса высокого давления.

2. Команда По кривой позволяет выполнить копирование выде-

ленных объектов, разместив их вдоль указанной кривой. Объ-

екты копируются в свои виды и на свои слои. Для вызова ко-

манды нажмите кнопку £l (Копия по кривой) на инструмен-

тальной панели редактирования.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..