Создаем чертежи в Компас 3D - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Создаем чертежи в Компас 3D

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Создаем чертежи в Компас 3D - часть 1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 7

ПРЕДИСЛОВИЕ 9

1. ИНТЕРФЕЙС ЧЕРТЕЖНОГО РЕДАКТОРА

КОМПАС-ГРАФИК 3D LT 11

1.1. Файл 14

1.1.1. Команды управления файлами 14
1.1.2. Просмотр для печати 14
1.1.3. Сведения 17
1.1.4. Импорт 17

1.2. Редактор. 18

1.3. Команды выделения 19

1.4. Команды удаления 24

1.5. Операции .28

1.5.1. Сдвиг 29
1.5.2. Поворот , 29
1.5.3. Симметрия 30
1.5.4. Масштабирование 32
1.5.5. Команды копирования 34
1.5.6. Команды деформации 43
1.5.7. Команда Разрушить 45
1.5.8. Команда Объединить в макроэлемент 45

1.6. Сервис 45

1.6.1. Увеличить масштаб рамкой 46
1.6.2. Команды изменения масштаба изображения 46
1.6.3. Команда Сдвинуть изображение 46

1.6.4. Команда Приблизить или отдалить изображение...47
1.6.5. Команда Показать все 47
1.6.6. Команда Обновить изображение 47
1.6.7. Локальная система координат 48
1.6.8. Слои .48

4 СОДЕРЖАНИЕ

1.7. Компоновка ........49

1.7.1. Команда Создать вид 49
1.7.2. Команда Состояние видов 50
1.7.3. Команда Параметры текущего вида 51
1.7.4. Команда Технические требования . 52
1.7.5. Команда Неуказанная шероховатость : 54
1.7.6. Команда Основная надпись 55

1.8. Настройка .....55

1.8.1. Настройка системы.... 56
1.8.2. Настройка новых документов 56
1.8.3. Параметры текущего фрагмента.... 57
1.8.4. Параметры текущего окна 59

1.9. Окно 59

2. СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА 61

2.1. Ограничение версии LT 62

2.1.1. Общая характеристика системы 62
2.1.2. Текстовый редактор 63
2.1.3. Сервисные возможности 63
2.1.4. Построение графических примитивов

и простановка размеров .63

2.1.5. Параметризация 64
2.1.6. Измерения ...65

2.2. Содержание ...65

2.3. Объектная справка ....66

2.4. Команда По ключевым словам... 66

2.5. Команда По клавишам 67

2.6. Команда По командам 70

3. СОДЕРЖАНИЕ ПАНЕЛЕЙ 71

3 . 1 . Панель управления 72

СОДЕРЖАНИЕ 5

3.2. Инструментальная панель 73

3.2.1. Панель переключения .73
3.2.2. Панель инструментов 74
3.2.3. Панель специального управления 74

3.3. Панель геометрии 74

3.3.1. Ввод точки , 75
3.3.2. Непрерывный ввод объектов 75
3.3.3. Вспомогательные прямые 76
3.3.4. Отрезок 76
3.3.5. Ввод окружности. 77
3.3.6. Дуга по трем точкам 77
3.3.7. Ввод эллипса 78
3.3.8. Ввод кривой Безье 78
3.3.9. Фаска 79
3.3.10. Скругление 80
3.3.1 "I. Прямоугольник по диагонали 81
3.3.12. Штриховка 1
 82

3.4. Панель размеров 83

3.4.1. Ввод текста 84
3.4.2. Линейный размер 84
3.4.3. Диаметральный размер 88
3.4.4. Радиальный размер 89
3.4.5. Угловой размер 90
3.4.6. Шероховатость 92
3.4.7. База 93
3.4.8. Линия-выноска .94
3.4.9. Допуск формы 95
3.4.10. Линия разреза 97
3.4.11. Обозначение центра 97

3.5. Панель редактирования 98

3.6. Панель измерения 100

3.6.1. Измерение координаты точки...... 100
3.6.2. Измерение расстояния между двумя точками 101
3.6.3. Измерение расстояния между двумя точками

на кривой 102

3.6.4. Измерение расстояния от кривой до точки...... 103

6 СОДЕРЖАНИЕ

3.6.5. Измерение расстояния между двумя кривыми 103
3.6.6. Измерение угла между двумя прямыми.. 103
3.6.7. Измерение угла по трем точкам 104
3.6.8. Измерение длины кривой 105
3.6.9. Измерение площади 105

3.7. Панель выделения 106

3.8. Строка текущего состояния * 107

3.8.1. Установка глобальных привязок 107

4. АЛГОРИТМЫ СОЗДАНИЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ... 109

4 . 1 . Шайба 111

4.1.1. Алгоритм выполнения чертежа .....111

4.2. Клапан впускной 115

4.2.1. Алгоритм выполнения чертежа впускного клапана 116

4.3. Сборочный чертеж поршня 140

4.3.1. Алгоритм построения головки поршня 141
4.3.2. Алгоритм построения тронка поршня 150
4.3.3. Алгоритм построения масляной форсунки .158
4.3.4. Алгоритм сборки поршня 162

4.4. Определение массы деталей , 177

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Система автоматизированного проектирования (САПР) родилась в

60-е годы прошлого века, но лишь с бурным развитием вычислительной

техники последнего десятилетия стало возможным создание аппаратных

и программных средств машинной графики. В настоящее время идет ин-

тенсивная работа по созданию искусственного интеллекта.

Полный переход на автоматизированное проектирование позволит

уменьшить время создания чертежей и иной конструкторско-технологи-

ческой документации, а также повысить качество выполнения докумен-

тов. Конструкторские документы, выполненные традиционным спосо-

бом с помощью карандаша и ватмана, свидетельствуют о низкой произ-

водственно-технологической базе предприятия.

Однако широкое использование компьютерной техники позволит

лишь исключить рутинный труд: использование шаблонов и библиотек

конструкторско-технологической документации, вычисления, модели-

рование производственных процессов и др. Творческий потенциал чело-

века никакой вычислительной техникой не заменить. Поэтому разработ-

ка свежих идей и концепций создания новой техники остается прерога-

тивой инженеров и ученых.

В настоящее время невозможно себе представить современное про-

мышленное предприятие или проектно-конструкторское бюро без

компьютеров и специальных программ, предназначенных для разработ-

ки конструкторской документации или проектирования. Применение

вычислительной техники в области проектирования стало свершившем-

ся фактом и доказало свою высокую эффективность. Рыночные отноше-

ния и жесткая конкуренция заставляет руководителей предприятий и

специалистов заниматься вопросами автоматизации проектно-конструк-

торских и технологических отделов.

Переход на компьютерное проектирование позволит сократить не

только сроки разработки конструкторской и технологической докумен-

тации, но и существенно повысить качество создаваемых изделий и вы-

пускаемых документов.

Аналогичная картина складывается в области высшего образования.

Сегодня высшие учебные заведения уделяют большое внимание приме-

нению автоматизированного проектирования при обучении студентов.

Внедрение CAD/CAM-систем позволит освоить компьютерные тех-

нологии и использовать их в учебном процессе, что позволить резко по-

высить качество обучения.

Настоящее учебное пособие написано на базе лекций и практичес-

ких занятий в Санкт-Петербургском государственном университете

водных коммуникаций (дисциплина «Проектирование судовых двига-

телей внутреннего сгорания»). Предполагается, что студенту известны

элементарные сведения об основах вычислительной техники и опера-

8 ВВЕДЕНИЕ

ционной системе Windows, поэтому указанные разделы здесь не рас-

сматриваются.

Автор активно работает с российскими фирмами - разработчиками

программного обеспечения. Одной из них является АСКОН. Програм-

мные продукты системы КОМПАС широко используются в учебном

процессе многих высших и средних учебных заведений. Это позволяет

вести обучение на качественно новом уровне, обеспечивает сквозное обу-

чение студентов, способствует росту престижа молодых специалистов -

выпускников вузов и колледжей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Российская компания АСКОН основана в 1989 г. и в настоящее время яв-

ляется ведущим разработчиком систем для автоматизации предприятий. Ос-
новное направление деятельности компании - разработка систем для автома-
тизированного проектирования, технологической подготовки производства,
документооборота и систем управления жизненным циклом изделия

(CAD/CAM/ PLM-системы). Одним из главных продуктов АСКОН является
система автоматизированного проектирования КОМПАС.

В настоящее время САПР КОМПАС широко применяются в машиностро-

ении, приборостроении, строительстве и энергетике. 1800 научно-исследова-
тельских институтов, конструкторских бюро, промышленных предприятиях

России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Болгарии, Вьетнама и других стран

с успехом эксплуатируют эти системы.

Программные продукты САПР КОМПАС внедрены на следующих круп-

ных предприятиях России: «Сургутнефтегаз», «Нижневартовскнефтегаз»,
«Киришинефтеоргсинтез», «Орскнефтеоргсинтез», «Норильский никель»,
«Мечел», «Верхне-Салдинское Металлургическое Объединение», «Уралва-
гонзавод», «Комбинат Магнезит», АвтоВАЗ, ЛиАЗ, ЛАЗ, Ленинградский Ме-
таллический и Ижорский заводы, «Запорожтрансформатор», Чебоксарский
Электроаппаратный завод, Курганское СКБМ и Курганмашзавод, Челябинс-
кий тракторный завод, «Электрощит» (Самара), авиазавод «Сокол» (Нижний
Новгород), Саратовский авиазавод, «Барнаултрансмаш», «Адмиралтейские
верфи», ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ «Лазурит», «Севмашпредприятие», КБ АР-

МАС (ЦНИИ ТС, Санкт-Петербург), ЦНИИ «Гидроприбор» (Санкт-Петер-

бург), Кронштадский морской завод, «Малахит СПМБМ» (Санкт-Петербург),

ЦНИИ Морского флота (Санкт-Петербург), ЦНИИ Судового машинострое-

ния (Санкт-Петербург), ПО «Моторостроитель» СКБМ (Самара), «Мостост-
ройиндустрия», «Желдорреммаш», НПО «Машпроект» и «Заря» (Николаев).

С самого основания компания АСКОН проводит программу поддержки

образовательных учреждений. В рамках стратегической образовательной

программы АСКОН поставляет в учебные заведения полный пакет професси-
ональных систем КОМПАС на льготных условиях.

В 2000 г. компания выпустила облегченные некоммерческие версии КОМ-

ПАС-ЗО LT, а в 2003 г. - КОМПАС-ЗБ LT V6 Plus, предназначенных для вы-
полнения учебных проектно-конструкторских работ. Система ориентирована
на студентов технических вузов и техникумов, учащихся средней школы есте-

ственно-математического и технологического профиля. В плане компании на
2005 г. - выпустить седьмую учебную версию этой программы.

В настоящее время КОМПАС используется в учебном процессе более 400

учебных заведений России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

10 ПРЕДИСЛОВИЕ

Программные продукты КОМПАС применяются на основных технических

кафедрах: инженерной и компьютерной графики, машиноведения и деталей
машин, технической и прикладной механики, проектирования, технологии и
механизации производств, станков и инструментов, информатики и информа-
ционных систем, вычислительной техники и инженерной кибернетики, САПР.

КОМПАС используется студентами специализированных кафедр при соз-

дании курсовых и дипломных проектов.

В средней школе КОМПАС используется в рамках преподавания курсов

информатики, технологии, черчения, геометрии.

Развивается электронный проект «КОМПАС в образовании» (www.kom-

pas-edu.ru), на котором представлены методические материалы, статьи и отзы-
вы об опыте применения САПР КОМПАС в преподавании различных дис-
циплин, а также галерея студенческих чертежей и трехмерных моделей.

Таким образом, систему КОМПАС можно рассматривать как основной

инструмент непрерывного графического образования - от средней школы до

дипломного проектирования.

Аргументы в пользу выбора САПР КОМПАС в качестве инструмента

решения чертежно-конструкторских и технологических задач:

1. Простота освоения и применения системы, удобный интерфейс и сис-

тема помощи.

2. Большое количество учебно-методических материалов.
3. Приемлемые требования к конфигурации аппаратного обеспечения.
4. Полное соответствие системы требованиям ЕСКД.
5. Соответствие системы принципам CALS-технологий (компьютерная

поддержка на всех этапах проектирования и производства продукции).

6. Широкое распространение во всех отраслях промышленности.
7. Программный комплекс КОМПАС - ключевой элемент в построении

информационной цепочки, включающей расчетные системы и САПР

более высокого уровня.

8. Рекомендован Министерством образования РФ к широкому примене-

нию в высших и общих образовательных учреждениях сертифициро-
ванного программного продукта «КОМПАС-ГРАФИК».

Характеристики компьютера, рекомендуемые для эффективной работы

с графическим редактором КОМПАС 3D LT:

• процессор Pentium 133 и выше;
• оперативная память 32 Мб и выше;
• видеокарта 1 Мб или более;
• монитор SVGA с размером диагонали от 17 дюймов и более;
• привод CD-ROM;
• свободное пространство на жестком диске не менее 70 Мб;
• мышь и клавиатура.

12

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT 13

Интерфейсом называется оболочка программного продукта,
осуществляющая взаимосвязь между пользователем и ядром
программы.

Структура интерфейса чертежно-графического редактора

КОМПАС-ГРАФИК показана на рис. 1.1.

В первой строке интерфейса помещен заголовок окна, где ука-

зано название программного продукта и место размещения доку-
мента. Второй элемент - строка меню, которая предлагает следую-
щие группы команд: Файл, Редактор?, Выделить, Удалить, Опера-
ции, Сервис, Компоновка, Настройка, Окно
 и знак вопроса «?».

Каждая группа - это совокупность команд, выполняющих функ-
ционально близкие действия.

Третью строку интерфейса занимает панель управления. На

ней расположены изображения кнопок управления файлами. Сос-
тав панели управления зависит от режима работы и настройки
системы. Большинство команд в панели управления продублиро-
ваны в строке меню. Это экономит время выполнения команд.

В левой верхней части окна интерфейса находится инструмен-

тальная панель, которая служит для создания чертежно-конструк-
торской документации. Данная панель состоит из пяти отдельных
блоков, каждый из которых содержит комплекс команд, необходи-
мых для геометрических построений, редактирования, измерения,

выделения и простановки размеров чертежа.

В первой строке нижней части окна документа расположена

строка параметров, где вводятся координаты точек, длина и
угол наклона отрезков, радиус и стиль линий геометрических
элементов.

Строка текущего срстояния находится под строкой параметров.

Здесь отображаются параметры текущего документа, например
вид документа, слой, масштаб, шаг курсора, привязки, включение
и выключение сетки и другие.

Последнюю строчку окна интерфейса занимает строка сообще-

ний. В ней может отражаться следующая информация: требование
системы о вводимых данных в текущий момент, информация об
участке экрана, к которому подведен курсор, информация по теку-
щему действию системы. Строка сообщений позволяет адекватно
реагировать на запросы и сообщения системы и избежать ошибок.

14 ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

1.1. ФАЙЛ

Активизация строки меню достигается щелчком мыши на изображе-

нии имени команды. После нажатия левой кнопкой мыши на меню

Файл откроется диалоговое окно со списком команд (рис. 1.1).

I . I . I . Команды управления файлами

Команда Создать имеет подменю: Деталь (создание объемных дета-

лей), Лист (чертежный бланк необходимого формата и оформления),

Фрагмент (лист чертежа бесконечного размера). Черный треуголь-

ник в конце строки команды свидетельствует о наличии подменю.

Команды Открыть, Закрыть, Сохранить и Сохранить как служат

соответственно для открытия, закрытия, сохранения и сохранения

под другим именем чертежно-конструкторских документов.

Рис. 1.1

1.1.2. Просмотр для печати

Для вывода документа на печать используется команда Просмотр

для печати. В режиме предварительного просмотра документа не-

возможно его редактирование.

После входа в режим просмотра для печати состав строки меню,

панели управления и изображение в главном окне системы изменят-

ся (рис. 1.2). В появившемся окне необходимо нажать кнопку Сер-

вис и в падающем меню выбрать команду Подогнать масштаб.

На экране будет показано условное поле вывода (лист бумаги).

На нем реалистично отображается та часть документа, которая была

видна в окне перед входом в режим предварительного просмотра.

ФАЙЛ

15

Если формат листа бумаги, установленный в настройках текуще-

го принтера, меньше, чем изображение документа, система автомати-
чески рассчитывает необходимое для вывода количество листов.

При этом поле вывода в режиме просмотра разделено пунктирными

линиями на части, соответствующие установленному в данный мо-
мент формату бумаги и ее ориентации.

Большинство принтеров печатает изображение только на части

листа, оставляя небольшие поля - зону, недоступную для вывода

изображения. Обычно это приводит к тому, что чертеж не умещает-
ся на листе бумаги стандартного формата. Для отслеживания подоб-
ных ситуаций в режиме просмотра документа на экране показаны
листы бумаги без недоступных для вывода зон.

После выполнения команды Подогнать масштаб на экране поя-

вится диалоговое окно (рис. 1.3). Если нужно вывести чертеж на од-
ну страницу формата А4, в окне напротив команды Количество
страниц по вертикали
 следует установить цифру 1.

16

ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

Рис. 1.3

В этом случае в окне общего количества страниц вместо четырех

появится одна страница и незначительно изменится масштаб доку-

мента (рис. 1.4).

Рис. 1.4

После нажатия на кнопку ОК система выведет чертеж на одну

страницу формата А4.

Если нужно вывести на печать чертежи больших форматов, ис-

пользуя для этих целей обычные принтеры для формата А4, то в ок-

нах, указывающих количество страниц по горизонтали и вертикали,

следует установить количество страниц, которое требуется для выб-

ранного формата. После выполнения печати листы склеиваются.

Выйти из режима просмотра можно, нажав кнопку, расположен-

ную во второй верхней строке меню в ее правой стороне. Другие ва-

рианты - последовательное нажатие кнопок Файл > Закончить

просмотр или комбинация горячих клавиш Ctrl+F4.

ФАЙЛ

17

1.1.3. Сведения

Команда Сведения позволяет просмотреть и отредактировать спра-

вочную информацию, относящуюся к открытому документу. При

этом на экран выводится соответствующее окно (рис. 1.5).

Рис. 1.5

На вкладке Общие сведения указана опция Автор, где в окне

производится запись имени автора документа.

В окне Комментарий записывается произвольный комментарий

к документу. Комментарий может состоять из нескольких строк.

Поля Дата и Время создания документа заполняются автомати-

чески и не могут быть изменены пользователем.

Опция Последнее изменение свидетельствует о дате и времени

последнего сохранения документа/Это поле также заполняется ав-

томатически и не может быть изменено пользователем.

В окне просмотра вкладки Внешние ссылки перечислены все

внешние файлы, на которые ссылается данный файл (вставленные

фрагменты, библиотеки фрагментов, библиотеки стилей и т.д.).

1.1.4. Импорт

Команда Импорт позволяет прочитать файл, записанный в формате

dwg программ AutoCAD /14/2000/2002/2004 и файлы символьного

форматирования в формате dxf. Кроме этого здесь имеется возмож-

ность прочитать файлы, созданные в более ранних версиях КОМ-

IT АС-ГРАФИК (рис. 1.6).

18 ИНТЕРФЕЙС КОМПАС-ГРАФИК 3D LT

После вызова команды на экране появляется стандартное окно

открытия файла, в котором следует выбрать нужный файл с расши-

рением *.dwg.

Выбрав файл, нажмите кнопку ОК. Файл откроется. Чтобы вый-

ти из диалогового окна, не выбирая файл, нажмите кнопку Отмена.

Последняя команда Выход завершает работу в редакторе КОМ-

ПАС-ГРАФИК.

1.2. РЕДАКТОР

Эта команда доступна, если выделен один графический объект. Она

вызывает процесс редактирования параметров выделенного объекта.

Другой способ запуска редактирования параметров объекта -

двойной щелчок мышью на этом объекте. Команда Редактор имеет

пять опций (рис. 1.7).

[Редактор i

Отменить Aft+BkSp/Qrl+Z

Рис. 1.7

1. Отменить - отменяет последнее действие. Имеет дублирую-

щую кнопку J*J на панели управления.

2. Повторить - повторяет отмененное действие. Имеет дублиру-

ющую кнопку й1 на панели управления.

3. Вырезать - удаляет выделенные объекты и помещает их в бу-

фер обмена, при этом предыдущее содержимое буфера обмена

удаляется из него. Команда доступна только в том случае, ес-

ли в документе имеются выделенные объекты. Вырезать выде-

ленные объекты в буфер обмена можно также при помощи

комбинации клавиш Ctrl+X или Shift+Del. Команда имеет

дублирующую кнопку §Й на панели управления.

4. Копировать — копирует выделенные объекты в буфер обмена,

при этом предыдущее содержимое буфера обмена удаляется

из него. Команда доступна только в том случае, если в доку-

менте имеются выделенные объекты. Скопировать выделен-

ные объекты в буфер обмена можно также при помощи комби-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..