Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 59

 

  Главная      Учебники - Разные     Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  57  58  59 

 

 

 

Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 59

 

 

то  единственно  имевшую  при  убийстве  в  широком  смысле  слова  на  ,,войне

с

решающее  значение,  средствами,  Июлученными  после  знакомства  с  силамя  при- 

роды.  Кто  может  отрицать,  что  в  настоящее  время  слишком  много  умственной 

силы  тратится  на  техническую  ловкость  в  приготовлении  новых,  все  более 

ужасных  средств  войны,  гораздо  более,  чем  для  мирных  целей,  например, 

для  улучшения  средств  сообщения  ?  Один  думает  над  уничтожающими  орудиями, 

другой  над  средствами  надежной  обороны,  что  составляет  безконечный  круг, 

отнимающий  у  всех  народов  лучшия  силы  и  заграждающий  путь  культурному 

прогрессу.  От  первого  пороха  до  динамита  и  оксиликвита,  от  римской  баллисты 

до  механического  орудия,  от  маяка,  указывавшого  возвращавшимся  домой  воен- 

ным  кораблям  путь  в  наделшую  гавань,  до  современной  подводной  лодки, 

в  рыбьем  туловище  которой  скрывается  целый  музей  произведений  техниче- 

ского  искусства—всегда  почти  все  новые  результаты  изследования  сил  природы, 

прежде всего, должиы были принести дань военному делу. В благодарность азартъ 

битв и военный клич в достаточной степени часто отбрасывали культуру на-

 

зад на несколько столетий.

 

•»         «•

 

Рядом  с  полями  войны  границы  полей  труда...  Обладание  силами  при- 

роды  кореыным  образом  изменило  весь  наш  способ  производства.  Приводи- 

мая  в  движение  паром  машипа  при  одном  повороте  исполняет  работу  це- 

лых  десятков  людей  или  дает  сотням  прилежных  рук  полуготовый  матерь- 

ял  для  окончательной  обработки.  Она  вызвала  собрание  сил  в  грандиозныхъ 

фабричных  зданиях,  закопченные    трубы  которых  стали  для  многих  городовъ 

таким  же  отличительным  признаком,  как  высокия  колокольни  и  башни  двор- 

цов.  Равнина  потеряла  население,  остались  толыю  самые    необходимые    силы 

для  обработки  отощавших  полей,  требовавших  искусственного  обновлеигия.  Все 

лишнее  ушло  с  деревенской  полосы  и  попало  в  цепкия  руки  разростающагося 

гигантского  полипа  —  индустрии.  Работа  в  патриархальной  ремесленной  ма- 

стерской  "досталась  в  удел  лишь  мелким  ремесленникам,  которые  когда-то 

должны  были  изучать  и  знать  все  частности  своего  производства;  современ- 

ный  рабочий  всю  свою  деятелъность,  умственную  и  физическую,  к  сожале- 

нию,  все  еще  низко  ценимую,  о  юношеских  лет  принужден  посвящать  од- 

ной,  часто  весьма  тесяо  ограниченной,  специальной  отрасли  своего  труда.  Вслед- 

ствие  этого  он  достигает  величайшей  ловкости,  а  его  работа  велнчайшаго 

совершенства.

 

То  же  самое,  что  происходит  в  области  труда,  замечается  в  науке,  въ 

изследованьи:  наконилось  колоссальное  количество  учебного  и  научного  матерь- 

яла.  Ум  одного  человека  только  в  редких  случаях  способен,  по  образцу 

прежних  универсальных  гениев,  охватить  все  знание  эпохи.  Научное  изсле- 

дование работает въ' настоящее время по принпдииу разделения труда; оно даетъ 

возможносгь  каждому  глубоко  и,  следовательно,  вдвойне  продуктивно  освоиться 

с  отделыгою  областью,  и  силу  ученого  мы  видим  не  в  том,  чтобы  знать 

.много,  а  в  о с н о в а т е л ь н о с т и   познаний.  Перемена  нрофессии  в  следую- 

шдх  одно  за  другим  поколениях  спасает,  копечно,  от  одностороиняго  раз- 

вития  нервных  и  сознательных  центров.  Наш  мозг  способен  к  развнтию 

и вослринимает новые  познания без увеличения своего объема. Совре-

 

 

 

меннмй  ребенок  в  школе  изучает  уже  более,  чем  какой-нибудь  седой 

ученьий  преж  Иих  дней  мог  посгигнуть  до  конца  своек  жизни.  Естествен- 

ные    ыауки  все  более  и  более  выступают  на  первый  план,  на  давно  уже 

припадлежаидее  им  место,  онЬ  прииимают  на  себя  руководящую  роль  не 

только  в  общественной,  но  и  в  умственной  жизни  народов,  что  предста- 

вляется  нам  одним  из  самых  цеишых  и  значительных  приобретений  девят- 

надцатого столетия.

 

Бо  многих  государствах,  особенно  во  Франции  и  Германии,  воеишые  иите- 

ресы  почти  во  всех  отношениях  занимают  иервое  место,  особенно  в  технике. 

Между  тем,  самая  молодая  из  великих  держав,  Северная  Америка,  показала 

нам,  гражданам  Старого  Света,  как  можно  превзойти  другие  народы  посред- 

ством  самого  интенсивяого  использованья  всех  изобретений  из  области  при- 

менения  сил  природы.  Америке  принадлежит  слава  обладать  не  только  наибо- 

лее  свежей,  но  и  наиболее  с о в р е м е н н о й   к у л ь т у р о й ;   на  ея  почве,  ко- 

нечно,  не  было  места  для  голубого  цветка  романтизма,—каждый  фут  земли  слу- 

жил  для  целей  производства.  Мы,  во  всяком  случае,  далеки  от  того,  чтобы 

присоединить  свой  голос  к  звуку  хвалебных  фанфар,  часто  доносящемуся 

через  море  из  „страны  безконечных  возможностей";  в  Америке  всего  свобод- 

нее  могла  развитьея  отважная  предприимчивость  инженеровъ;  вообще  же  порази- 

тельные    новости,  возникшия  в  стране  долларов,  и  пытавшияся  с  триумфомъ 

обойти  весь  свет,  были  в  болышшстве  случаев  подхвачены  у  изследователей 

старой  Европы,  но,  конечно,  очищены  от  пыли  ученого  кабинета  и  введены  въ 

практическую  жизнь.  Мы  тоже  могли  бы  шагать,  как  люди  со  звезднымъ 

знаменем,  над  их  головами,  но  мы  предпочитаем  напиу  привычную  походку, 

правда  более  медленную,  но  надежнее  ведущую  к  цели.  Обратим,  для  при- 

мера, внимание на развитие сообщения: первая железная дорога возникла в Ан- 

глии,  за  нею  следовала  вскоре  Гермапия.  Америка  же  быстро  превзошла  все 

европейския  государства,  —  она  не  только  обладала  наиболее  длинною  сетью  и 

удобнейшими  вагонами,  но  и  могла  считать  своею  особенностью самые быстрые 

поезда; между тем, в настоящее время французские, английские и немецкие ло- 

комотивы  ездят  гораздо  скорее,  чем  в  Америке,  а  с  помоицыо  электриче- 

ских  токов  высокого  напряжения  перед  воротами  Берлина  достигнута  скорость 

более,  чем  200  километров  в  часъ;  то  же  самое  обпаруживается  в  истории 

кораблестроения, технике освещения и т. д.

 

Причины  легко  найти.  Громко  проповедуемое  евангелие  самой  современ- 

ной  культуры  гласитъ:  работай,  чтобы  разбогатеть!  Танец  вокруг  золотого 

тельца  никогда  не  достигал  такой  дикости,  как,  именно,  теперь,  в  эпоху  раз- 

вития  техники;  изследование  и  власть  над  силами  природы  служили  в  Америке 

и,  конечно,  будет  еще  долго  служить  для  накопления  миллиоыов  и  миллиардов. 

Древияя  европейская  культура  (и  не  однои  только  германской  расы)  не  отказа- 

лась  от  своих  идеальных  целей,  —  опа  измеряет  работу  ученых  не  по  го- 

рам  золота,  которые    она  доставляет,  а  ценит  каждого  научного  работника 

даже  за  те  повые    открытия,  которые    в  дапный  момент,  повидимому,  имеютъ 

лишь теоретическую ценность.

 

Будущия  поколения  неуклонно  развивающагося  человечества,  слишкомъ 

проникнутые    материальными  интересами,  стоят  как  раз  перед  опасностыо 

слишком  много  пожертвовать  молоху  практической  жизни.  Вот  почему  мы 

Заключаем  нашу  кяигу,  посвященную  истории  изследования  и  применения  силъ 

природы,  предостережением,  направленным  к  будущему  человечеству,  к  юно- 

шеству,  стремящемуся  к  деятельности  тех  людей,  значение  и  труды  которыхъ 

мы здесь описали и изобразили:

 

Изследовать значит бороться — в знании сила!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  57  58  59