Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 13

 

 

к  переходному  перюду  от  оронзовои 

эиохи 

к 

галльштаттскому 

веку 

(единственный 

пока 

экземпляр 

этого 

времени), 

изображающий 

фи- 

гуру,  держащую  обеими  руками 

сосуд. 

Такой 

же 

сосуд мы встречаем неизменно между 

обеими 

руками у громадных каменных фигур 

на 

болъших  южнорусских  курганах 

(могильные 

холмы),  и  у  доисторических 

каменных 

извая- 

ний  в  Испании,  и  у  фигуры  из 

Пиетроассы 

(в  Румынии),  поставленной  в  центре 

золотой 

фигурной  чаши,  V  века  после Р. Хр. 

и, 

нако- 

нец, в германских церквах у детскихъ 

фигурок  на  гробницах  эпохи 

возрождения. 

Смысл  этого  сосуда  пока  еще  не 

выяснен. 

Въ 

западной  Пруссии  и  смежных 

областях 

нахо- 

дили  часто  большие  эрратические 

валуны 

съ 

рельефною 

скулыитурою, 

изображающею, 

по 

боль- 

шей части, людей с усами, держащих 

одною 

или  обеими  руками  турий  рог  для 

питъя,

 

Минуя  бронзовые   фигуры, которыя, 

оче- 

видно,  по  болыпей  части,  вывезены 

были 

с 

юга, 

где несравненно дальше подвинулась 

культура, 

мы 

остановимся 

вкратце 

на 

упомянутых 

уже 

нами, 

в 

высшей 

степени 

интересных, 

лице- 

вых 

урнах. 

Оне 

принадлежат 

концу 

галль- 

штаттского 

периода, 

следовательно, 

примерно, 

средине 

первого 

века 

до 

Р. 

Хр., 

и 

встреча- 

ются 

главным 

образом 

в 

области 

устья 

Вислы, 

получившей 

впоследствии 

название 

По 

мереллии. 

Так 

как 

область 

эта 

в 

то 

время 

населена 

была 

готами, 

то 

в 

померелльскихъ 

лицевых 

урнах 

мы, 

следовательно, 

имеемъ 

образцы 

древнейшого 

готическаго 

искусства. 

На 

них 

обыкновенно 

изображались 

нос, 

глаза, 

уши, 

иногда 

также 

рот 

и 

руки 

(даль- 

неишия 

подробности 

см. 

в 

книге 

Берндта: 

„Рошюегеиизсиие 

СгевисМз- 

игпеп"). 

В 

ушах 

висели 

часто 

серьги 

и 

другия 

украшения. 

Пред- 

положение, 

что 

творцами 

лицевыхъ 

урн 

были 

готы, 

подкрепляется 

нахождением 

более 

молодых 

по 

времени 

форм 

их 

в 

Познанж 

и 

Силезии,  в  полном  соответствии  с  переселением  готов,  покинувших  около 

400  г.  до  Р.  Хр.  Помереллию  и  двинувшихся  к  югу.  Новейшая  пластика  — 

римского происхождения или находится под римским влиянием и улсе не отно-

 

 

 

сится  сюда.  Интересующихся  деталями  доисторического  искусства  отсылаем  къ 

болъшому,  украшенному  сотнями  рисунков,  труду  М.  Гернеса,  „Пг^езсЬиоЫе 

сиег  ЪиЫепсиеп  Кипзи  ип  Еигора",  Вена, 

1898 года.

 

Но  прародители  наши  знакомы  были 

не  с  одним  только  пласти.ческим  ис- 

кусством.  Подобно  всем  детям  при- 

роды,  онй  были  также  большими  почита- 

телями  пения  и  простой  музыки.  Правда, 

о  песнях  их  мы  ничего  не  знаем,  а 

их  музыкальные  инструменты,  сделан- 

ные  из  камыипа  или  дерева,  исчезли, 

но  до  нас  дошли  уже  из  новейшей  ка- 

менной  эпохи  глиняные  барабаны,  какие 

употреблялись  прежде  в  Америке  и  въ 

большом  ходу  еще  и  теперь  в  Африке, 

южной  Азии  и  в  других  местах.  Они 

снабжены  очень  красивыми  украипениями 

и  всем  своим  видом  ясно  указываготъ 

на  свое  назначение  (см.:  „2еиИ8сЬги!Ь  иииг 

ЕиЬпоИо^ие",  1893).  Нам  известны  также 

многия  костяные    флейты,  трубчатые    ко- 

сти  с  несколькими  отверстиями,  анало- 

гичные    нашим  современным  свирелям, 

равиым  образом  деревянная  флейта  и, 

наконец,  два  принадлежащих  довольно 

поздней  эпохе,  примерно  между  V  и  VII 

веком,  шестиструнных  инструмента  — 

хротта  или  ротта;  оба  они  найдены  на 

вышеупомянутом  могильном  поле  въ 

Оберфлахте  и  в  особенности  тот  изъ 

них,  который  положен  был  в  ошгсан- 

ный  нами  богатый  аллеманский  гроб, 

представляет  собою  наиболее  полный  и 

наилучпю  сохранившийся  из  всех  из- 

вестных  нам  музыкальных  инструмен- 

тов того времени.

 

*         *

 

•»

 

За  каменною  эпохою  последовала 

металлическая.  Не  нужно,  однако,  думать, 

что  переход  этот  совершился  быстро  и 

непосредственно,  что  металлический  векъ 

налетел  на  землю  словно  ураган,  раз- 

веяв безследно каменные  изделия и заменив их всюду металлическими.

 

Нет, переход этот, как можно предположить с высокою степенью ве- 

роятности, совершался медленно, очень медленно, по  краииней мере, во многихъ

 

 

странах,  судя  по  сделанным  до  сих  пор  находкам.  Мы  знаем,  что  ка- 

менные    орудия  и  утварь  продолжали  выделывать  еще  и  в  то  время,  когда 

известны были уже медныя, бронзовые  и даже железные  произведения; больше 

того  -—  последния  послужили  моделью  для  первых,  ибо  нам  известны  каменные 

топоры  с  очень  широким  'клинком  и  каменные  топоры-молоты,  в  точности 

воспроизводившие  форму  таких  же  бронзовых  орудий.  С  другой  стороны, 

в  гробницах  новейшей  каменной  эпохи  находят,  хотя  и  очень  редко,  метал- 

лическия  изделия.  Мельчайшие,  очевидно,  ввезенные  извне,  медные  и  бронзовые 

кусочки,  служившие  украшениями,  указывают  на  принадлежност  этих  гроб- 

ннц к переходной эпохе.

 

Вопрос  о  том,  каким  образом  произошло  знакомство  на- 

ших  стран  с  металлами,  пока  еще  точно  не  разследованъ;  многие 

признаки  говорят  за  то,  что  .они  явились  к  нам  с  юго-востока. 

Этот  прогресс  культуры  совершился  не  во  всех  местахъ 

одинаково.  Каменная  •  эпоха  сменилась  в  однех  странах  медною 

(Австрия, Венгрия, ИсИИания и др.), в других — бронзовою, третьи, 

наконец,  вотупили  сразу  в  полную  металлическую  эпоху  с  медью, 

бронзою,  железом,  золотом  и  серебром,  подобно  тому,  как  это 

происходит  еще  в  настоящее  время  на  Тихом  Океане,  в  северо- 

западной  и  югозападной  Америке  и  в  других  местах  зем- 

ного шара.

 

Мы  видим  здесь  известное  сходство  с  геологиею,  где  изсле- 

дователь  также  не  находит  везде  всевозможные  слои  земной  коры 

нагроможденными  друг  на  друга  по  возрасту,  но  в  каждом  отдель- 

ном  месте  констатирует  всегда  лишь  известные    группы  этихъ 

слоев,  и  толъко  сопоставление  и  сравнение  последних  дает  ему 

возможность получить представление о возрастной последовательно-

 

сти всех слоев.

 

*         *

 

*

 

Первьтм  металлом,  с  которым  познакомилис  наши  прародители,  было, 

по  всей  вероятности,  золото.  Со  дна  прозрачных  ручейков  они  доставали  осве- 

щенные    яркими  лучами  солнца  крупинки  золота  и  сохраняли  их,  как  дико- 

випку,  или  носили  в  качестве  украшения.  Следующим  по  времени  металломъ 

явилась  медь,  находимая  в  природе  в  чистом  виде  в  болыпих  массахъ: 

из  нея  выделывали  орудия  и  утварь  уже  одними  ударами  молотом  (напр., 

индейцы  на  реке  Юкон  в  северозападной  Америке),  и  таким  образом  медный 

век  может  с  полным  основанием  считаться  древвейшею  металлическою 

эпохою.

 

В  медную  эпоху  мы  встречаем  еще  орудия  и  утварь,  в  точности  вос- 

производящия  каменные    орудия  и  утварь,  и  многия  из  них  выглядят  так, 

как  если  бы  они  были  медными  слепками  последних.  Таким  образом,  мы 

видим  в  этом  новое  основание  считать  медный  век  древнейшею  металли- 

ческою  эпохою.  Само  собою  разумеется,  что  выражение  „древнейшая"  является 

абсолютным  только  для  каждои  данной  местности,  ибо  доказано,  что  многие  на- 

роды  находились  еще  на  ранних  ступенях  .развития  в  то  время,  как  другие 

улю намного опередили их. Так, обитатели наншх и многих других страпъ

 

 

коснелп  еще  во  мраке  каменной  эпохи,  когда  египтяне,  индусы  и  др.  уже  широко 

полъзовались  плодами  сильно  развитой  металлической  культуры.  Аналогичныя 

условия,  но  еще  с  более  резкими  различиями,  мы  видим  и  в  настоящее  время 

при сравнении культуры диких народов с нашею.

 

Орудия 

и 

утварь 

последующей  бронзовой  эпохи 

также 

еще 

напомипаютъ 

своими  формами  каменную  эпоху, 

но  уже  вскоре  люди  убедшшсь 

в  преимуществе  нового  мате- 

риала  и  изменили  соответствен- 

ным  образом  формы,  доведя 

металлическую  технику  до  по- 

разительного  совершенства.  Не 

повсюду,  однако,  культура  эта 

развилась  с  лервых  зачатков. 

Многия  страны  восприняли  ее 

уже  в  то  время,  когда  она  на- 

ходилась  в  полном  расцвете. 

В  наши  страны  она  равнымъ 

образом  прониклав  виде  чего- 

то  цельнаго,  законченнаго,  иначе 

говоря  —  бронзовые    орудия  и 

утварь  доставлены  были  намъ 

отдаленными  народами  уже  въ 

виде  готовых  изделий.  Но  съ 

течением  времени  здесь  научи- 

лись  и  сами  обрабатывать  ме- 

талл,  и  таким  образом  у  насъ 

возникли  бронзо  -  литейные    ма- 

стерския,  как  о  том  свидетель- 

ствуют  найденные    формы,  пла- 

вильные  тазы  и  литейные    ложки, 

неготовые    отливки,  литейные 

листы,  отломанные    отдушины  ли- 

тейных  форм,  равно  как  и 

отломки  и  шлакж,  собранные  для 

переливавия.

 

Сплавы,  по  всей  вероятно- 

сти,  получались  долгое  время  го- 

товыми  из  других  стран  по- 

средством торговых сношений.

 

Литье  производилось  отчасти  в  открытых,  отчасти  в  составных  фор- 

мах.  Повторно  находимые    и  в  наших  местах  формы  сделаны  либо  изъ 

камня  (змеевика,  жировика),  либо  из  обожженной  глины,  либо  из  бронзы. 

Некоторые    из  открытых  каменных  форм  несомненно  служили  для  непо- 

средственного  вливания  расплавленной  бронзы,  точно  так  же,  как,  быть  мо- 

жет,  и  каменныя,  и  бронзовые    закрывающияся  формы.  Люди  практики,  впрочем, 

отвергают это относительно последних. Они полагают, что ими могли поль-

 

 

зоваться  для  изготовления  восковых  моделей,  по  которым  уже  делали  песочныя 

формы  для  отливки  бронзы.  Возможно,  что  и  глиняные    и,  пожалуй,  -также  ка- 

менные    формы  служжли  для  той  же  цели.  Практики  оспаривают,  что  бываютъ 

формы  для  отливки  бронзы,  Еоторымж  можно  пользоваться  несколько  раз.  Гладкие 

цилиндры и аналогичные  простые  тела, по их мнению, могли бы еще быть изго- 

товлены  в  повторно  употребляемых  твердых  формах,  но  ни  в  каком  случае 

не  куски  с  более  сильными  профилями,  ибо  под  влиянием  сильного  сокра- 

щения  металла  при  охлаждении  они  разрываются  даже  в  том  случае,  когда 

сделаны  из  цинка,  а  тем  более,  если  для  форм  взята  бронза.  Более  широкия 

места  при  сокращении  металла  прилиииали  бы  к  форме  й,  стало  быть,  при 

охлаждении  разрывалась  бы  либо  отлитая  бронза,  либо  сама  форма.  Ф.  Леде- 

бур,  однако,  того  взгляда,  что  бронзовые  формы могли прекрасно служить для 

отливки  бронзы;  он  полагает,  что  их  смазывали  графитом,  с  целью  предот- 

вращать  прилипание  жидкой  бронзы.  Раз  железо,  как  он  говорит,  и  даже 

более  тугооплавкую  сталь,  —  правда,  только  в  виде  простых  болыпих  кус- 

ков,  поверхность  которых  впоследствии  снимается  и  обрабатывается  в  иномъ 

месте,—отливают  в  железных  формах,  то  нет  оснований,  почему  невоз- 

можно  было  бы  отливание  бронзы  в  бронзовых  же  формах.  Как  бы  то  нп 

было,  в  ыаших  местах  занимались  литьем  бронзы,  как  и  в  соседнихъ 

странах  и  на  родине  бронзовой  культуры,  хотя  и  позднее,  чем  в  этихъ 

ИИоследних.

 

Готовые    бронзовые    отливки  выглаживалис  напильником,  выковывались, 

Ишшфовалис,  обрабатывались  бронзовыми  долотами  и  пунсонаиии,  закаленными 

холодным  способом,  и  снабжались  украшениями.  Особенным  искусством  того 

времени  являлась  починка  сломанной  бронзы  бронзою  же.  Починка  эта,  повиди- 

мому,  производилась  таким  образом,  что  места  отломов  окружали  воскомъ 

или  ему  подобыым  материалом,  снимали  с  воска  форму  и  затем  расправляли 

воск  и  заливали  пустое  пространство  бронзою.  Но  древним  должен  былъ 

быть  знаком  и  припой  или  аналогичный  ему  способ.  Особенно  замечательною 

представляется  починка  сломанного  бронзового  ожерелья,  найденного  в  Луш- 

витце,  в  Познанской  провинции:  обе  поверхности  отлома  косо  срезаны,  выкованы 

ударами  молота  и  затем  связаны  вместе  или  соединены  с  бронзою  припоем. 

Что  в  то  время  знали  формовку  с  плавлением воска (а сиге регсии), ясно пока- 

зывают  цепи  и  другия  изделия,  в  которых  входящия  друг  в  друга  кольда 

не обнаруживают ни малейших следов заклепок или спаивания.

 

Не  мало  поучительных  сведений  и  важных  выводов  относительно  литья 

бронзы  в  древности  дают  нам  многочисленные    литейньш  формы  из  камня 

и  толстых  черепков  глины  в  Шлиманновской  коллекции,  равно  как  и  глиня- 

ные    воронки  для  вливальных  отверстий,  отдушины  закрытых  литейных  форм, 

далее  глиняные    литейные    ложки,  отчасти  с  приставшей  к  ним  бронзою.  Од- 

нако, до нас дошли не только одне формы, но местами даже и доменные  печи 

для  бронзовых  сплавок.  Так,  в  Венгрии  сохранилась  глиняная  плавильная 

печь  бронзовой  эпохи,  цредставляющая  особый  интерес  еще  в  том  отношении, 

что  конструкция  ея  предотвращает  загрязнение  отливаемого  куска  горючимъ 

материалом (см. стр. 99).

 

Затем  мы  должны  здесь  еще  упомянуть  об  особом  виде  глишшой  утвари, 

издавна возбуждавшем к себе всеобщее внимание своею своеобразяою формою

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..