Главная Учебники - Разные Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 ..
другими громадными преимуществами, которые не выпали на долю ни одного другого земного существа и которые дали ему возможность подчинить себе все живое на земле» сделаться властелином ея и даже заставить силы природы служять себе.
Наблюдение показывает нам, что чем сильнее развиты и выделяются у животнаго, — безразлично, какое бы мы ни взяли, — одни качества, тем въ более несовершенной степени развития находятся другия. Таким образом, строение и фунЕции тела у животнаго, при всей, зачастую, весьма высокой сте- пени развития, представляются всегда более односторонними, приспособленяыми к его специалъному роду жизни. Иное мы видим у человека, представляющаго во всех направлениях золотую средину; у него, правда, отдельные свойства не так резко выражены, но зато целый ряд их объединяется в одно гармони- ческое целое. Одного этого, однако, еще не было бы достаточно, чтобы человекъ завоевал себе господствующее положение в мироздании; природа одарила его, сверх того, особенностями, вознесшими его высоко над всеми прочими живыми обитателями нашей земли: она дала ему вертикальную походку, позволяющую свободно распоряжаться верхними конечностями, она позаботилась о развитии этих верхних конечностей, в особенности ручной кисти с ея столь необы- чайно удобным и целесообразным строением, она поместила на прямо постав- ленной голове глаза так, чтобы человек мог охватить взором широкое про- странство, она наделила его громадным, по отношению к общей массе тела, мозгом, возложив на него заведывание правильным распределением духовныхъ и физических сил и их наилучшим пользованием. Правда, мозг этот, столь высоко поставивший человека над остальным животным миром, вначале не- сомненно не обнаруживал своего нынешняго развития,—он, как и все на свете, развивался и совершенствовался постепенно; но уже первый человек, или, скажем, первобытный человек, обладал безспорно относительно гораздо болыпимъ мозгом, чем наиболее одаренное животное. Да если бы разница эта и не была чрезмерно велика, если бы мозг первобытного человека, быть может, и былъ не болыпе мозга, положим, обезъяны-человека, РШИесапиИИгорИИз егесиив (Дюбуа, ^ ср. т. II, стр. 190), то и этого было бы уже достаточно, чтобы обезпечить ему *;* превосходство над окружающим его животным миром и подчинить его себе. г Итак, человека, как мы видели, отличают от животнаго—вертикальная по- г - ходка, болыной мозг и, наконец, дар речи. Говоря о вертикалъной походке!, ? мы разумеем ту походку, которая своиственна, именно, человеку. Ведь и неко- Е торые из человекоподобных обезъян, как, напр., гиббон или орангъ-утан, могут ходить вертикально, но само собой понятно, что жалкое переваливание с боЕу на бок гиббона, пользующагося своими длинными руками в качестве балансирующих Ипеетов, или раскачивание орангъ-утана или гориллы, совер- шающееся при помощи рук и в действительности сводящееся к ходьбе на четвереньках, не может идти в сравнение с свободным, гордым хождениемъ человека.на обеих крепких ногах. Речь также приписывают многим живот- ным, в недавнее время даже рыбам, у которых одия рыбовод признаетъ существование семи высших чувств, в том числе и речи (Сопеетрогагу Ке ие\ , 1903). Но если животные и издают звуки, помощью которых они до известной степени изъясняются друг с другом, то, во всяком случае, это только скудные крики зова и предостережения, столь же далекие от человеческой
|