Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 9

 

 

 

129 

 

ций  и  государства  при  расследовании  уголовных  дел  по  коррупционным 
преступлениям и в этих целях, в частности, подготовить необходимые ме-
тодические  рекомендации  и  скорректировать  программы  по  повышению 
квалификации следователей. О результатах и предложениях по совершен-
ствованию  практики  применения  института  гражданского  иска  в  уголов-
ном деле доложить в президиум Совета при Президенте Российской Феде-
рации по противодействию коррупции до 15 февраля 2013 г. 

10. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Феде-

рации совместно с аппаратами Конституционного Суда Российской Феде-
рации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подготовить 
и до 1 декабря 2012 г. внедрить в практику методические рекомендации по 
заполнению  судьями  и  федеральными  государственными  служащими  ап-
паратов  судов  справок  о  доходах,  об  имуществе,  принадлежащем  им  на 
праве собственности, и обязательствах имущественного характера. 

11. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно 

с заинтересованными федеральными государственными органами: 

а) организовать работу по прохождению Российской Федерацией мо-

ниторинга осуществления ею Конвенции ООН против транснациональной 
организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополняющих ее про-
токолов.  О  состоянии  данной  работы  и  мерах  по  ее  совершенствованию 
доложить  Комиссии  по  координации  деятельности  федеральных  органов 
исполнительной  власти,  иных  государственных  органов  по  осуществле-
нию  международных  договоров  Российской  Федерации  в  области  проти-
водействия  коррупции  президиума  Совета  при  Президенте  Российской 
Федерации по противодействию коррупции до 1 июня 2012 г.; 

б) провести самооценку осуществления Российской Федерацией Кон-

венции ООН  против транснациональной организованной преступности от 
15 ноября 2000 г. и дополняющих ее протоколов. О состоянии данной ра-
боты и мерах по ее совершенствованию доложить Комиссии по координа-
ции деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных гос-
ударственных органов по осуществлению международных договоров Рос-
сийской  Федерации  в  области  противодействия  коррупции  президиума 
Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию  кор-
рупции до 1 августа 2012 г.; 

в) разработать и внедрить в практику комплекс мероприятий, направ-

ленных  на  повышение  эффективности  принимаемых  в  ходе  оперативно-
розыскной деятельности по выявлению и раскрытию коррупционных пре-
ступлений  мер  по  обеспечению  конфискации  имущества  и  уплаты  штра-
фов,  и  в  этих  целях  подготовить  необходимые  методические  рекоменда-
ции,  скорректировать  программы  по  повышению  квалификации  следова-
телей  и  лиц,  осуществляющих  оперативно-разыскную  деятельность.  О 
результатах и соответствующих предложениях доложить в президиум Со-

 

130 

 

вета при Президенте Российской Федерации по противодействию корруп-
ции до 1 апреля 2013 г. 

12.  Министерству  здравоохранения  и  социального  развития  Россий-

ской  Федерации  совместно  с  Министерством  юстиции  Российской  Феде-
рации, Министерством экономического развития Российской Федерации и 
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: 

а) разработать комплекс мер, направленных на привлечение государ-

ственных  и  муниципальных  служащих  к  противодействию  коррупции.  О 
результатах и предложениях  по совершенствованию практики  данной ра-
боты  доложить  в  президиум  Совета  при  Президенте  Российской  Федера-
ции по противодействию коррупции до 1 февраля 2013 г.; 

б)  до  1  апреля  2013  г.  внести  в  президиум  Совета  при  Президенте 

Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции  предложения  по 
повышению юридической защиты  лиц, сообщающих о фактах коррупции 
представителю  нанимателя,  в  средства  массовой  информации,  органы  и 
организации. 

13. Министерству иностранных дел Российской Федерации: 
а)  обеспечить  совместно  с  заинтересованными  федеральными  орга-

нами  исполнительной  власти  активное  и  практически  значимое  участие 
Российской  Федерации  в  международных  антикоррупционных  мероприя-
тиях; 

б)  осуществлять  организационно-техническое  и  информационное 

обеспечение  деятельности  делегаций  Российской  Федерации,  участвую-
щих в антикоррупционных мероприятиях за рубежом; 

в)  организовать  регулярное  информирование  международных  орга-

низаций,  занимающихся  вопросами  противодействия  коррупции,  и  соот-
ветствующих органов иностранных государств об  усилиях, предпринима-
емых  Российской  Федерацией  по  противодействию  коррупции,  в  частно-
сти о содержании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О 
противодействии  коррупции",  соответствующих  указов  Президента  Рос-
сийской Федерации, настоящего Национального плана и других докумен-
тов по антикоррупционной тематике, на основании сведений, получаемых 
от федеральных государственных органов; 

г) о результатах выполнения подпунктов "а" и "в" настоящего пункта 

докладывать  Комиссии  по  координации  деятельности  федеральных  орга-
нов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществ-
лению  международных  договоров  Российской  Федерации  в  области  про-
тиводействия  коррупции  президиума  Совета  при  Президенте  Российской 
Федерации по противодействию коррупции один раз в полгода. 

14.  Министерству  финансов  Российской  Федерации  продолжить  ра-

боту по совершенствованию ведения бухгалтерского учета, аудита, финан-
совой отчетности и представить до 1 сентября 2012 г. в президиум Совета 

 

131 

 

при  Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции 
доклад об итогах этой работы. 

15. Министерству экономического развития Российской Федерации: 
а)  совместно  с  Министерством  юстиции  Российской  Федерации  и 

другими федеральными государственными органами организовать обсуж-
дения  с  представителями  различных  социальных  групп  вопроса  о  меха-
низме  формирования  в  Российской  Федерации  института  лоббизма.  По 
результатам обсуждений и с учетом опыта других государств, а также ре-
комендаций международных организаций внести до 1 декабря 2012 г. кон-
кретные предложения  по формированию  в Российской Федерации инсти-
тута лоббизма в президиум Совета при Президенте Российской Федерации 
по противодействию коррупции; 

б) провести до 1 августа 2012 г. с участием представителей Управле-

ния ООН по наркотикам и преступности и секретариата Организации эко-
номического  сотрудничества  и  развития,  российских  государственных 
органов и организаций, научных учреждений, общественных организаций, 
объединяющих  промышленников  и  предпринимателей,  и  общественных 
объединений,  уставными  задачами  которых  является  участие  в  противо-
действии коррупции, семинар по вопросам организации и правового регу-
лирования лоббистской деятельности; 

в)  совместно  со  Счетной  палатой  Российской  Федерации  апробиро-

вать  показатели  оценки  эффективности  реализации  органами  государ-
ственной  власти  программ  по  противодействию  коррупции  и  обеспечить 
внедрение  этих  показателей  в  практическую  деятельность  органов  госу-
дарственного  финансового  контроля.  О  результатах  и  соответствующих 
предложениях доложить  в президиум  Совета  при Президенте  Российской 
Федерации по противодействию коррупции до 1 марта 2013 г.; 

г)  активизировать  работу  по  укреплению  взаимодействия  бизнес-

сообщества  с  органами  государственной  власти  в  сфере  противодействия 
коррупции, в том числе по вопросу о разработке антикоррупционной хар-
тии делового сообщества России; 

д) принять меры по обеспечению эффективной деятельности рабочей 

группы  по  вопросам  совместного  участия  в  противодействии  коррупции 
представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при 
президиуме  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  противо-
действию коррупции; 

е) о результатах выполнения подпунктов "г" и "д" настоящего пункта 

и  соответствующих  предложениях  докладывать  в  президиум  Совета  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции  один 
раз в полгода. 

 

132 

 

16. Министерству юстиции Российской Федерации: 
а) обобщить практику организации мониторинга правоприменения. О 

результатах  доложить  в  президиум  Совета  при  Президенте  Российской 
Федерации по противодействию коррупции до 1 июня 2013 г.; 

б) обеспечить совместно с Министерством иностранных дел Россий-

ской  Федерации,  Министерством  экономического  развития  Российской 
Федерации  и  другими  заинтересованными  федеральными  государствен-
ными органами: 

эффективное участие Российской Федерации в деятельности Рабочей 

группы Организации экономического сотрудничества и развития по борь-
бе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении между-
народных коммерческих сделок; 

прохождение  Российской  Федерацией  первой  фазы  мониторинга 

осуществления  ею  Конвенции  по  борьбе  с  подкупом  иностранных  долж-
ностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 
21 ноября 1997 г.; 

в) о результатах выполнения подпункта "б" настоящего пункта и со-

ответствующих  предложениях  доложить  Комиссии  по  координации  дея-
тельности  федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных  государ-
ственных  органов  по  осуществлению  международных  договоров  Россий-
ской Федерации в области противодействия коррупции президиума Совета 
при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 
1 июня 2012 г. 

17.  Федеральной  службе  судебных  приставов  повысить  эффектив-

ность работы по исполнению приговоров судов о назначении наказания в 
виде штрафа по делам о коррупционных преступлениях и административ-
ных  правонарушениях.  О  результатах  и  соответствующих  предложениях 
доложить  в  президиум Совета  при  Президенте  Российской Федерации по 
противодействию коррупции до 1 июня 2013 г. 

18.  Органам  государственной  власти  субъектов  Российской  Федера-

ции: 

а) провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта 

интересов,  одной  из  сторон  которого  являются  лица,  замещающие  госу-
дарственные  должности  субъектов  Российской  Федерации,  муниципаль-
ные  должности,  должности  государственной  службы  субъектов  Россий-
ской Федерации или должности муниципальной службы, и принять преду-
смотренные  законодательством  Российской  Федерации  меры  по  предот-
вращению  и  урегулированию  конфликта  интересов.  Каждый  случай  кон-
фликта интересов предавать гласности и применять меры ответственности, 
предусмотренные  законодательством  Российской  Федерации.  Организо-
вать в 2012 году обсуждение вопроса о состоянии этой работы и мерах по 
ее совершенствованию; 

 

133 

 

б)  принять  меры  по  повышению  эффективности  использования  об-

щественных  (публичных)  слушаний,  предусмотренных  земельным  и  гра-
достроительным законодательством Российской Федерации, при рассмот-
рении  вопросов  о  предоставлении  земельных  участков,  находящихся  в 
государственной или муниципальной собственности. 

19.  Комиссии  по  координации  деятельности  федеральных  органов 

исполнительной  власти,  иных  государственных  органов  по  осуществле-
нию  международных  договоров  Российской  Федерации  в  области  проти-
водействия  коррупции  президиума  Совета  при  Президенте  Российской 
Федерации по противодействию коррупции: 

а)  изучить  практику  организации  прохождения  Российской  Федера-

цией  мониторинга  осуществления  ею  Конвенции  по  борьбе  с  подкупом 
иностранных  должностных  лиц  при  осуществлении  международных  ком-
мерческих  сделок  от  21  ноября  1997  г.,  Конвенции  об  уголовной  ответ-
ственности  за  коррупцию  от  27  января  1999  г.,  Конвенции  ООН  против 
транснациональной  организованной  преступности  от  15  ноября  2000  г.  и 
дополняющих  ее  протоколов,  Конвенции  ООН  против  коррупции  от  31 
октября 2003 г.  и других международных обязательств Российской Феде-
рации в области противодействия коррупции; 

б) принять меры по повышению эффективности участия: 
представителей  федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных 

государственных органов в международных антикоррупционных меропри-
ятиях; 

федеральных органов исполнительной власти, иных государственных 

органов в пределах своей компетенции в реализации международных обя-
зательств Российской Федерации в области противодействия коррупции; 

в) о результатах выполнения подпунктов "а" и "б" настоящего пункта 

и соответствующих предложениях до 1 декабря 2012 г. доложить предсе-
дателю  президиума  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по 
противодействию коррупции. 

 

134 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

от 26 февраля 2010 г. № 96 

«ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ 

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ 

ПРАВОВЫХ АКТОВ» 

 
В  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  антикоррупционной 

экспертизе нормативных правовых актов и  проектов  нормативных право-
вых актов" Правительство Российской Федерации постановляет: 

1. Утвердить прилагаемые: 
Правила  проведения  антикоррупционной  экспертизы  нормативных 

правовых актов и проектов нормативных правовых актов; 

методику  проведения  антикоррупционной  экспертизы  нормативных 

правовых актов и проектов нормативных правовых актов. 

2. Признать утратившими силу: 
Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  5  марта 

2009 г. № 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов 
нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них 
положений,  способствующих  созданию  условий  для  проявления  корруп-
ции"  (Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2009,  №  10, 
ст. 1240); 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  5  марта 

2009 г.  №  196 "Об утверждении методики  проведения  экспертизы проек-
тов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в 
них  положений,  способствующих  созданию  условий  для  проявления  кор-
рупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,  № 10, 
ст. 1241). 

 

Председатель Правительства 
Российской Федерации 

В.ПУТИН

 

135 

 

Утверждены 

Постановлением Правительства 

Российской Федерации 

от 26 февраля 2010 г. № 96 

 

ПРАВИЛА 

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ 

ПРАВОВЫХ АКТОВ 

 

1. Настоящие  Правила  определяют порядок проведения антикорруп-

ционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  и  проектов  норматив-

ных  правовых  актов,  осуществляемой  Министерством  юстиции  Россий-

ской  Федерации,  и  независимой  антикоррупционной  экспертизы  норма-

тивных правовых актов  и проектов нормативных  правовых актов в целях 

выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устране-

ния. 

2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикор-

рупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикор-

рупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  и  проектов  норма-

тивных  правовых  актов,  утвержденной  Постановлением  Правительства 

Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, в отношении: 

а)  проектов  федеральных  законов,  проектов  указов  Президента  Рос-

сийской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской 

Федерации,  разрабатываемых  федеральными  органами  исполнительной 

власти, иными государственными органами и организациями, - при прове-

дении их правовой экспертизы; 

б)  проектов концепций и технических заданий  на  разработку  проек-

тов  федеральных  законов,  проектов  официальных  отзывов  и  заключений 

на проекты федеральных законов - при проведении их правовой эксперти-

зы; 

в)  нормативных  правовых  актов  федеральных  органов  исполнитель-

ной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих 

права,  свободы  и  обязанности  человека  и  гражданина,  устанавливающих 

правовой статус  организаций или  имеющих межведомственный характер, 

а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых 

актов  о  внесении  изменений  в  уставы  муниципальных  образований  -  при 

их государственной регистрации; 

г)  нормативных  правовых  актов  субъектов  Российской  Федерации  - 

при мониторинге их применения. 

3.  Результаты  антикоррупционной  экспертизы  отражаются  в  заклю-

чении  Министерства  юстиции  Российской  Федерации  по  форме,  утвер-

ждаемой Министерством. 

4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридиче-

скими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством 

юстиции Российской Федерации  в качестве  независимых экспертов анти-

 

136 

 

коррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нор-

мативных  правовых  актов,  в  соответствии  с  методикой  проведения  анти-

коррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нор-

мативных  правовых  актов,  утвержденной  Постановлением  Правительства 

Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96. 

5. В целях обеспечения возможности  проведения  независимой анти-

коррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов ука-

зов  Президента  Российской  Федерации,  проектов  постановлений  Прави-

тельства Российской Федерации, проектов концепций и технических зада-

ний на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных 

отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные ор-

ганы  исполнительной  власти,  иные  государственные  органы  и  организа-

ции - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабо-

чего дня, соответствующего дню направления  указанных  проектов  на  со-

гласование  в  государственные  органы  и  организации  в  соответствии  с 

пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержден-

ного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  1  июня 

2004  г.  №  260,  размещают  эти  проекты  на  своих  официальных  сайтах  в 

сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по 

результатам независимой антикоррупционной экспертизы. 

6. В целях обеспечения возможности  проведения  независимой анти-

коррупционной  экспертизы  проектов  нормативных  правовых  актов  феде-

ральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и 

организаций,  затрагивающих  права,  свободы  и  обязанности  человека  и 

гражданина,  устанавливающих  правовой  статус  организаций  или  имею-

щих  межведомственный  характер,  федеральные  органы  исполнительной 

власти, иные государственные органы и организации  -  разработчики про-

ектов  нормативных  правовых  актов  в  течение  рабочего  дня,  соответству-

ющего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридиче-

скую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государ-

ственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих офици-

альных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема 

заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. 

7.  Результаты  независимой  антикоррупционной  экспертизы  отража-

ются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Рос-

сийской Федерации. 

8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 

5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) 

в Правительство Российской Федерации с  приложением поступивших за-

ключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. 

 

 

137 

 

Утверждена 

Постановлением Правительства 

Российской Федерации 

от 26 февраля 2010 г. № 96 

 

МЕТОДИКА 

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ 

ПРАВОВЫХ АКТОВ 

 
1.  Настоящая  методика  применяется  для  обеспечения  проведения 

прокуратурой  Российской  Федерации,  федеральными  органами  исполни-
тельной власти, органами, организациями и их должностными лицами ан-
тикоррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  и  проектов 
нормативных  правовых  актов  в  целях  выявления  в  них  коррупциогенных 
факторов и их последующего устранения. 

Настоящей  методикой  руководствуются  независимые  эксперты,  по-

лучившие  аккредитацию  на  проведение  антикоррупционной  экспертизы 
нормативных  правовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов, 
при  проведении  независимой  антикоррупционной  экспертизы  норматив-
ных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. 

2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости 

результатов  антикоррупционной  экспертизы  необходимо  проводить  экс-
пертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения про-
екта нормативного правового акта. 

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правопри-

менителя  необоснованно  широкие  пределы  усмотрения  или  возможность 
необоснованного применения исключений из общих правил, являются: 

а)  широта  дискреционных  полномочий  -  отсутствие  или  неопреде-

ленность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дуб-
лирующих  полномочий  органов  государственной  власти  или  органов 
местного самоуправления (их должностных лиц); 

б)  определение  компетенции  по  формуле  "вправе"  -  диспозитивное 

установление возможности совершения органами государственной власти 
или  органами  местного  самоуправления  (их  должностными  лицами)  дей-
ствий в отношении граждан и организаций; 

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованно-

го установления  исключений из  общего порядка  для граждан и организа-
ций по усмотрению органов государственной власти или органов местного 
самоуправления (их должностных лиц); 

г)  чрезмерная  свобода  подзаконного  нормотворчества  -  наличие 

бланкетных  и  отсылочных  норм,  приводящее  к  принятию  подзаконных 
актов,  вторгающихся  в  компетенцию  органа  государственной  власти  или 

 

138 

 

органа местного самоуправления,  принявшего первоначальный норматив-
ный правовой акт; 

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции 

-  нарушение  компетенции  органов  государственной  власти  или  органов 
местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии норматив-
ных правовых актов; 

е)  заполнение  законодательных  пробелов  при  помощи  подзаконных 

актов  в  отсутствие  законодательной  делегации  соответствующих  полно-
мочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном 
акте в условиях отсутствия закона; 

ж)  отсутствие  или  неполнота  административных  процедур  -  отсут-

ствие порядка совершения органами государственной власти или органами 
местного самоуправления (их  должностными  лицами)  определенных дей-
ствий либо одного из элементов такого порядка; 

з)  отказ  от  конкурсных  (аукционных)  процедур  -  закрепление  адми-

нистративного порядка предоставления права (блага). 

4.  Коррупциогенными  факторами,  содержащими  неопределенные, 

трудновыполнимые  и  (или)  обременительные  требования  к  гражданам  и 
организациям, являются: 

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реа-

лизации  принадлежащего  ему  права,  -  установление  неопределенных, 
трудновыполнимых  и  обременительных  требований  к  гражданам  и  орга-
низациям; 

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной вла-

сти или органами местного самоуправления (их должностными лицами)  - 
отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; 

в)  юридико-лингвистическая  неопределенность  -  употребление 

неустоявшихся,  двусмысленных  терминов  и категорий  оценочного харак-
тера. 

 

139 

 

20 февраля 2009 года № 2-ОЗ 

 

ЗАКОН 

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ  

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ» 

 
Принят Областной Думой 
Законодательного Собрания 
Свердловской области 
10 февраля 2009 года 
 
Одобрен Палатой Представителей 
Законодательного Собрания 
Свердловской области 
19 февраля 2009 года 

 

(в ред. Законов Свердловской области 

от 22.10.2009 № 90-ОЗ, от 10.06.2010 № 33-ОЗ, 

от 09.03.2011 № 9-ОЗ, от 23.05.2011 № 30-ОЗ, 

от 09.11.2011 № 109-ОЗ, от 21.03.2012 № 20-ОЗ) 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
 
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом 
 
Настоящим  Законом  регулируются  отношения  в  сфере  противодей-

ствия коррупции в Свердловской области. 

 
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе 
 
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: 
1) антикоррупционный мониторинг - наблюдение за реализацией мер 

по профилактике коррупции в Свердловской области, обобщение и анализ 
результатов такого наблюдения; 

2)  антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов 

Свердловской области и проектов нормативных правовых актов Свердлов-
ской  области  -  выявление  в  нормативных  правовых  актах  Свердловской 
области  и  проектах  нормативных  правовых  актов  Свердловской  области 
коррупциогенных факторов. 

(в ред. Закона Свердловской области от 22.10.2009 № 90-ОЗ) 
 

 

140 

 

Статья  3.  Правовая  основа  противодействия  коррупции  в  Свердлов-

ской области 

 
Правовую основу противодействия  коррупции в Свердловской обла-

сти составляют Конституция Российской Федерации, федеральные консти-
туционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного 
права  и  международные  договоры  Российской  Федерации,  федеральные 
законы,  иные  нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации,  Устав 
Свердловской  области,  настоящий  Закон,  другие  законы  Свердловской 
области, иные нормативные правовые акты Свердловской области и муни-
ципальные правовые акты. 

 
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции 
 
Противодействие коррупции в Свердловской области в соответствии 

с федеральным законом основывается на следующих основных принципах: 

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод челове-

ка и гражданина; 

2) законность; 
3) публичность и открытость деятельности государственных органов 

и органов местного самоуправления; 

4)  неотвратимость  ответственности  за  совершение  коррупционных 

правонарушений; 

5)  комплексное  использование  политических,  организационных,  ин-

формационно-пропагандистских,  социально-экономических,  правовых, 
специальных и иных мер; 

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 
7)  сотрудничество  государства  с  институтами  гражданского  обще-

ства, международными организациями и физическими лицами. 

 
Глава  2.  СИСТЕМА  МЕР  ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  КОРРУПЦИИ 

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

 
Статья 5. Меры по профилактике коррупции в Свердловской области 
 
Мерами  по  профилактике  коррупции  в  Свердловской  области  явля-

ются: 

1)  формирование  и  реализация  государственных  целевых  программ 

Свердловской области по профилактике коррупции в Свердловской обла-
сти; 

(в ред. Закона Свердловской области от 23.05.2011 № 30-ОЗ) 

 

141 

 

2)  антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов 

Свердловской области и проектов нормативных правовых актов Свердлов-
ской области; 

3) антикоррупционный мониторинг; 
4) совершенствование особенностей организации и прохождения гос-

ударственной гражданской службы Свердловской области; 

5) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному пове-

дению; 

6) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности госу-

дарственных органов Свердловской области и о противодействии корруп-
ции в Свердловской области; 

7)  общественный  контроль  за  соблюдением  законодательства  Рос-

сийской Федерации и законодательства Свердловской области о противо-
действии коррупции; 

8) иные меры, предусмотренные федеральными законами. 
 
Статья 6. Формирование и реализация государственных целевых про-

грамм Свердловской области по профилактике коррупции в Свердловской 
области 

(в ред. Закона Свердловской области от 23.05.2011 № 30-ОЗ) 
 
Формирование  и  реализация  государственных  целевых  программ 

Свердловской области по профилактике коррупции в Свердловской обла-
сти осуществляются в порядке, установленном Правительством Свердлов-
ской области. 

(в ред. Закона Свердловской области от 23.05.2011 № 30-ОЗ) 
 
Статья 7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых ак-

тов  Свердловской  области  и  проектов  нормативных  правовых  актов 
Свердловской области 

(в ред. Закона Свердловской области от 22.10.2009 № 90-ОЗ) 
 
1.  В  соответствии  с  федеральным  законом  антикоррупционная  экс-

пертиза  нормативных  правовых  актов  Свердловской  области  и  проектов 
нормативных  правовых  актов  Свердловской  области  проводится  феде-
ральными государственными органами, органами государственной власти 
Свердловской  области,  их  должностными  лицами  в  порядке,  установлен-
ном  нормативными  правовыми  актами  соответствующих  федеральных 
государственных  органов,  органов  государственной  власти  Свердловской 
области,  и  согласно  методике,  определенной  Правительством  Российской 
Федерации. 

Нормативные  правовые  акты  Свердловской  области  направляются 

принявшими  такие  нормативные  правовые  акты  органами  государствен-

 

142 

 

ной власти Свердловской области в Прокуратуру Свердловской области в 
течение семи дней со дня их принятия. 

(часть  вторая  введена  Законом  Свердловской  области  от  10.06.2010 

№ 33-ОЗ) 

2.  Органы  государственной  власти  Свердловской  области,  их  долж-

ностные  лица  в  соответствии  с  федеральным  законом  проводят  антикор-
рупционную экспертизу нормативных правовых актов Свердловской обла-
сти  и  проектов  нормативных  правовых  актов  Свердловской  области  при 
проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. 

3.  Институты  гражданского  общества  и  граждане  в  соответствии  с 

федеральным  законом  могут  в  порядке,  предусмотренном  нормативными 
правовыми  актами  Российской  Федерации,  за  счет  собственных  средств 
проводить  независимую  антикоррупционную  экспертизу  нормативных 
правовых актов Свердловской области и проектов нормативных правовых 
актов Свердловской области. 

4.  По  результатам  проведения  антикоррупционной  экспертизы  нор-

мативных правовых актов Свердловской области и проектов нормативных 
правовых  актов  Свердловской  области,  в  том  числе  независимой,  в  соот-
ветствии  с  федеральным  законом  составляется  заключение,  в  котором 
должны быть указаны выявленные в нормативных правовых актах Сверд-
ловской  области  и  проектах  нормативных  правовых  актов  Свердловской 
области коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. 

Заключения  по  результатам  антикоррупционной  экспертизы  норма-

тивных  правовых  актов  Свердловской  области  и  проектов  нормативных 
правовых  актов  Свердловской  области,  составленные  органами  государ-
ственной  власти  Свердловской  области,  их  должностными  лицами,  носят 
рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению со-
ответствующими органами государственной власти Свердловской области, 
их должностными лицами. Заключения по результатам независимой анти-
коррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  Свердловской 
области и проектов нормативных правовых актов Свердловской области в 
соответствии с федеральным законом носят рекомендательный характер и 
подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти 
Свердловской области, их должностными лицами, которым они направле-
ны, в тридцатидневный срок со дня их получения. 

(в ред. Закона Свердловской области от 21.03.2012 № 20-ОЗ) 
 
Статья 8. Антикоррупционный мониторинг 
 
1.  Антикоррупционный  мониторинг  проводится  государственными 

органами  Свердловской  области  в  порядке,  установленном  Губернатором 
Свердловской области. 

 

143 

 

2.  Результаты  антикоррупционного  мониторинга  используются  при 

разработке  проектов  государственных  целевых  программ  Свердловской 
области по профилактике коррупции в Свердловской области. 

(в ред. Закона Свердловской области от 23.05.2011 № 30-ОЗ) 
3.  Информация  о  результатах  антикоррупционного  мониторинга 

направляется  в  Законодательное  Собрание  Свердловской  области,  Губер-
натору  Свердловской  области,  в  Правительство  Свердловской  области,  в 
Прокуратуру Свердловской области и в правоохранительные органы. 

 
Статья  9.  Совершенствование  особенностей  организации  и  прохож-

дения государственной гражданской службы Свердловской области 

 
В  целях  повышения  эффективности  противодействия  коррупции  в 

Свердловской области осуществляются: 

1) оптимизация и конкретизация полномочий государственных граж-

данских служащих Свердловской области, которые должны быть отраже-
ны  в  административных  регламентах  государственных  органов  и  долж-
ностных регламентах; 

2)  оптимизация  численности  государственных  гражданских  служа-

щих Свердловской области; 

3) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности гос-

ударственных гражданских служащих Свердловской области; 

4)  принятие  планов  противодействия  коррупции  в  государственных 

органах Свердловской области; 

5)  иные  меры,  предусмотренные  законодательством  Российской  Фе-

дерации и законодательством Свердловской области. 

 
Статья 10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционно-

му поведению 

 
Формирование  в обществе  нетерпимости  к  коррупционному  поведе-

нию  осуществляется  посредством  организации  просветительской  работы, 
направленной на укрепление доверия к власти, включающей: 

1)  издание  и  распространение  печатной  продукции  о  противодей-

ствии коррупции в Свердловской области, в том числе учебных пособий и 
материалов; 

2)  выпуск  передач  государственных,  муниципальных  и  негосудар-

ственных организаций телерадиовещания о противодействии коррупции в 
Свердловской области; 

3)  производство  и  распространение  социальной  рекламы  о  противо-

действии коррупции в Свердловской области; 

4) организацию творческих конкурсов в сфере противодействия кор-

рупции в Свердловской области; 

 

144 

 

5)  осуществление  иных  мероприятий,  направленных  на  противодей-

ствие коррупции в Свердловской области. 

 
Статья 11. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельно-

сти государственных органов Свердловской области и о противодействии 
коррупции в Свердловской области 

 
Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государ-

ственных органов Свердловской области и о противодействии коррупции 
в Свердловской области осуществляется посредством размещения на офи-
циальных  сайтах  государственных  органов  Свердловской  области  в  ин-
формационно-телекоммуникационной  сети  "Интернет"  следующей  ин-
формации: 

(в ред. Закона Свердловской области от 09.11.2011 № 109-ОЗ) 
1) об установленных законодательством Российской Федерации и за-

конодательством  Свердловской  области  полномочиях  государственных 
органов Свердловской области, лиц, замещающих государственные долж-
ности  Свердловской  области,  и  государственных  гражданских  служащих 
Свердловской области; 

2)  об  объеме  государственных  услуг,  предоставляемых  гражданам  и 

организациям,  о  требованиях  к  их  качеству,  об  условиях  и  о  порядке  их 
предоставления; 

3) о типичных случаях неправомерного поведения лиц, замещающих 

государственные  должности  Свердловской  области,  государственных 
гражданских служащих Свердловской области в отношениях с гражданами 
и  организациями,  о  способах  защиты  граждан  и  организаций  от  такого 
поведения; 

4)  об  органах  и  организациях,  оказывающих  бесплатные  консульта-

ции  гражданам  и  организациям  по  вопросам  реализации  прав,  свобод  и 
обязанностей граждан, прав и обязанностей организаций; 

5)  иной  информации,  за  исключением  сведений,  доступ  к  которым 

ограничен на основании федеральных законов. 

 
Статья  12.  Общественный  контроль  за  соблюдением  законодатель-

ства  Российской  Федерации  и  законодательства  Свердловской  области  о 
противодействии коррупции 

 
Общественный  контроль  за  соблюдением  законодательства  Россий-

ской Федерации и законодательства Свердловской области о противодей-
ствии  коррупции  осуществляется  Общественной  палатой  Свердловской 
области,  общественными  комиссиями  по  противодействию  коррупции, 
иными институтами гражданского общества и гражданами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..