Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 8

 

 

 

113 

 

уголовного законодательства Российской Федерации в части, касаю-

щейся коррупционных преступлений; 

законодательства  Российской  Федерации  об  административной  от-

ветственности юридических лиц за коррупционные правонарушения; 

б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации 

и органам местного самоуправления: 

активизировать  деятельность  советов  по  противодействию  корруп-

ции; 

усилить  работу  подразделений  кадровых  служб  указанных  органов 

по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 

руководствуясь  Национальной  стратегией  противодействия  корруп-

ции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апре-

ля 2010 г. № 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 
2012 - 2013 годы, утвержденным настоящим Указом, внести до 1 мая 2012 

г. в планы по противодействию коррупции соответствующих органов гос-

ударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного 

самоуправления изменения, направленные на  достижение  конкретных ре-

зультатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмот-

ренных  планами,  в  том  числе  с  привлечением  институтов  гражданского 

общества. 

5. Предложить Общественной палате Российской Федерации, Торго-

во-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской обще-

ственной  организации  "Ассоциация  юристов  России",  политическим  пар-

тиям,  саморегулируемым  организациям,  общественным  организациям, 

объединяющим промышленников и предпринимателей: 

а)  в  целях  формирования  целостной  системы  общественного  кон-

троля разработать проект федерального закона об общественном контроле, 

в котором определить  полномочия институтов гражданского общества по 

осуществлению  общественного  контроля  за  деятельностью  федеральных 

органов  исполнительной  власти,  органов  государственной  власти  субъек-

тов  Российской  Федерации  и  органов  местного  самоуправления,  и  пред-

ставить его председателю президиума Совета при Президенте Российской 

Федерации по противодействию коррупции; 

б) продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого от-

ношения к коррупционному поведению. 

6. Внести в Положение о представлении гражданами, претендующи-

ми  на  замещение  государственных  должностей  Российской  Федерации,  и 

лицами,  замещающими  государственные  должности  Российской  Федера-

ции, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного 

характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 

мая 2009 г. № 558 "О представлении гражданами, претендующими на за-

мещение  государственных  должностей Российской Федерации, и лицами, 

замещающими  государственные  должности  Российской  Федерации,  све-

дений  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного  харак-

тера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 
2543;  2010,  №  3,  ст.  274),  изменение,  изложив  абзац  второй  пункта  10  в 

следующей редакции: 

 

114 

 

"Лицо,  замещающее  государственную  должность  Российской  Феде-

рации,  может  представить  уточненные  сведения  в  течение  трех  месяцев 

после окончания срока, указанного в пунктах 3, 4, 5 или 6 настоящего По-

ложения.". 

7. Внести в Положение о представлении гражданами, претендующи-

ми  на  замещение  должностей  федеральной  государственной  службы,  и 

федеральными  государственными  служащими  сведений  о  доходах,  об 

имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера,  утвержденное 

Указом  Президента  Российской  Федерации  от  18  мая  2009  г.  №  559  "О 

представлении  гражданами,  претендующими  на  замещение  должностей 

федеральной  государственной  службы,  и  федеральными  государственны-

ми  служащими  сведений  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  иму-

щественного  характера"  (Собрание  законодательства  Российской  Федера-

ции, 2009,  №  21, ст.  2544; 2010,  №  3, ст.  274), изменение,  изложив абзац 

второй пункта 8 в следующей редакции: 

"Государственный  служащий  может  представить  уточненные  сведе-

ния в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунк-

тах "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения.". 

8.  Внести  в  Указ  Президента  Российской  Федерации  от  21  сентября 

2009 г. № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представ-

ляемых  гражданами,  претендующими  на  замещение  должностей  феде-

ральной  государственной  службы,  и  федеральными  государственными 

служащими,  и  соблюдения  федеральными  государственными  служащими 

требований  к  служебному  поведению"  (Собрание  законодательства  Рос-

сийской  Федерации,  2009,  №  39,  ст.  4588;  2010,  №  3,  ст.  274;  №  27,  ст. 
3446; № 30, ст. 4070) и в Положение о проверке достоверности и полноты 

сведений,  представляемых  гражданами,  претендующими  на  замещение 

должностей федеральной государственной службы, и федеральными госу-

дарственными служащими, и соблюдения федеральными государственны-

ми служащими требований к служебному поведению, утвержденное этим 

Указом, следующие изменения: 

а) в абзаце втором пункта 6 Указа слова "пунктом 7 части второй ста-

тьи 7" заменить словами "частью третьей статьи 7"; 

б) в Положении: 

в  абзаце  первом  пункта  4  слова  "Заместителя  Председателя  Прави-

тельства  Российской  Федерации  -  Руководителя  Аппарата  Правительства 

Российской  Федерации"  заменить  словами  "Министра  Российской  Феде-

рации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации"; 

в  абзаце  первом  пункта  6  слова  "Заместителя  Председателя  Прави-

тельства  Российской  Федерации  -  Руководителя  Аппарата  Правительства 

Российской  Федерации"  заменить  словами  "Министра  Российской  Феде-

рации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации"; 

пункт 9 признать утратившим силу; 

в пункте 10: 

в  абзаце  первом  слова  "предусмотренной  подпунктами  "б"  и  "в" 

пункта 1" заменить словами "предусмотренной пунктом 1"; 

дополнить подпунктом "а.1" следующего содержания: 

 

115 

 

"а.1) работниками подразделений кадровых служб федеральных гос-

ударственных органов  по профилактике  коррупционных и  иных правона-

рушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, 

ответственными  за  работу  по  профилактике  коррупционных  и  иных  пра-

вонарушений;"; 

дополнить подпунктом "г" следующего содержания: 

"г) общероссийскими средствами массовой информации."; 

в подпункте  "б" пункта  13  слова "пунктом 7 части второй статьи 7" 

заменить словами "частью третьей статьи 7"; 

в пункте 15: 

подпункт  "б"  после  слов  "государственным  служащим"  дополнить 

словами  "сведения  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имуще-

ственного характера и"; 

подпункт  "в"  после  слов  "представленным  им"  дополнить  словами 

"сведениям  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного 

характера и"; 

дополнить подпунктом "е" следующего содержания: 

"е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или 

государственным  служащим  в  соответствии  с  законодательством  Россий-

ской Федерации о противодействии коррупции."; 

в  пункте  17  слова  "пункт  7  части  второй  статьи  7  и  часть  девятую 

статьи 8" заменить словами "соответствующие положения"; 

пункт 28 изложить в следующей редакции: 

"28. По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному 

назначать  гражданина  на  должность  федеральной  государственной  служ-

бы  или  назначившему  государственного  служащего  на  должность  феде-

ральной государственной службы, в установленном порядке представляет-

ся  доклад.  При  этом  в  докладе  должно  содержаться  одно  из  следующих 

предложений: 

а)  о  назначении  гражданина  на  должность  федеральной  государ-

ственной службы; 

б)  об  отказе  гражданину  в  назначении  на  должность  федеральной 

государственной службы; 

в)  об  отсутствии  оснований  для  применения  к  государственному 

служащему мер юридической ответственности; 

г)  о  применении  к  государственному  служащему  мер  юридической 

ответственности; 

д) о представлении материалов проверки в соответствующую комис-

сию  по  соблюдению  требований  к  служебному  поведению  федеральных 

государственных служащих и урегулированию конфликта интересов."; 

пункт 31 изложить в следующей редакции: 

"31.  Должностное  лицо,  уполномоченное  назначать  гражданина  на 

должность  федеральной  государственной  службы  или  назначившее  госу-

дарственного  служащего  на  должность  федеральной  государственной 

службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в 

пункте  28  настоящего  Положения,  принимает  одно  из  следующих  реше-

ний: 

 

116 

 

а) назначить гражданина на должность федеральной государственной 

службы; 

б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной гос-

ударственной службы; 

в) применить к государственному служащему меры юридической от-

ветственности; 

г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по 

соблюдению  требований к  служебному  поведению федеральных государ-

ственных служащих и урегулированию конфликта интересов.". 

9.  Внести  в  Положение  о  проверке  достоверности  и  полноты  сведе-

ний, представляемых гражданами, претендующими на замещение государ-

ственных  должностей  Российской  Федерации,  и  лицами,  замещающими 

государственные  должности  Российской  Федерации,  и  соблюдения  огра-

ничений  лицами,  замещающими  государственные  должности  Российской 

Федерации,  утвержденное  Указом  Президента  Российской  Федерации  от 

21 сентября 2009 г.  № 1066 "О проверке достоверности и полноты сведе-

ний, представляемых гражданами, претендующими на замещение государ-

ственных  должностей  Российской  Федерации,  и  лицами,  замещающими 

государственные  должности  Российской  Федерации,  и  соблюдения  огра-

ничений  лицами,  замещающими  государственные  должности  Российской 

Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009,  № 

39, ст. 4589; 2010, № 3, ст. 274; № 27, ст. 3446; 2011, № 4, ст. 572), следу-

ющие изменения: 

а) в подпункте "а" пункта 1 слова "Заместителя Председателя Прави-

тельства  Российской  Федерации  -  Руководителя  Аппарата  Правительства 

Российской  Федерации"  заменить  словами  "Министра  Российской  Феде-

рации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации"; 

б) в абзаце первом пункта 2 слова "Заместителя Председателя Прави-

тельства  Российской  Федерации  -  Руководителя  Аппарата  Правительства 

Российской  Федерации"  заменить  словами  "Министра  Российской  Феде-

рации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации"; 

в) пункт 3 признать утратившим силу; 

г) в пункте 4: 

в  абзаце  первом  слова  "предусмотренной  подпунктами  "б"  и  "в" 

пункта 1" заменить словами "предусмотренной пунктом 1"; 

дополнить подпунктом "а.1" следующего содержания: 

"а.1) работниками подразделений кадровых служб федеральных гос-

ударственных органов  по профилактике  коррупционных и  иных правона-

рушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, 

ответственными  за  работу  по  профилактике  коррупционных  и  иных  пра-

вонарушений;"; 

дополнить подпунктом "г" следующего содержания: 

"г) общероссийскими средствами массовой информации."; 

д) в пункте 7: 

подпункт  "б"  после  слов  "государственную  должность  Российской 

Федерации," дополнить словами "сведения о доходах, об имуществе и обя-

зательствах имущественного характера и"; 

 

117 

 

подпункт  "в"  после  слов  "представленным  им"  дополнить  словами 

"сведениям  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного 

характера и"; 

дополнить подпунктом "е" следующего содержания: 

"е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или 

лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, 

в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодей-

ствии коррупции."; 

е) пункт 17 изложить в следующей редакции: 

"17. По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному 

назначать  (представлять  к  назначению)  гражданина  на  государственную 

должность  Российской  Федерации  или  назначившему  лицо,  замещающее 

государственную должность Российской Федерации, на соответствующую 

государственную должность Российской Федерации, в установленном по-

рядке  представляется  доклад.  При  этом  в  докладе  должно  содержаться 

одно из следующих предложений: 

а)  о  назначении  (представлении  к  назначению)  гражданина  на  госу-

дарственную должность Российской Федерации; 

б) об отказе гражданину в назначении (представлении к назначению) 

на государственную должность Российской Федерации; 

в)  об  отсутствии  оснований  для  применения  к  лицу,  замещающему 

государственную  должность  Российской  Федерации,  мер  юридической 

ответственности; 

г) о применении к лицу, замещающему государственную  должность 

Российской Федерации, мер юридической ответственности; 

д)  о  представлении  материалов  проверки  в  президиум  Совета  при 

Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции."; 

ж) пункт 20 изложить в следующей редакции: 

"20.  Должностное  лицо,  уполномоченное  назначать  (представлять  к 

назначению)  гражданина  на  государственную  должность  Российской  Фе-

дерации или назначившее лицо, замещающее государственную должность 

Российской Федерации, на соответствующую государственную должность 

Российской Федерации, рассмотрев доклад и соответствующее предложе-

ние,  указанные  в  пункте  17  настоящего  Положения,  принимает  одно  из 

следующих решений: 

а)  назначить  (представить  к  назначению)  гражданина  на  государ-

ственную должность Российской Федерации; 

б)  отказать  гражданину в  назначении (представлении к назначению) 

на государственную должность Российской Федерации; 

в)  применить  к  лицу,  замещающему  государственную  должность 

Российской Федерации, меры юридической ответственности; 

г)  представить  материалы  проверки  в  президиум  Совета  при  Прези-

денте Российской Федерации по противодействию коррупции.". 

10. Признать утратившими силу: 

Национальный  план  противодействия  коррупции,  утвержденный 

Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568 (Россий-

ская газета, 2008, 5 августа); 

 

118 

 

пункт 2 Указа Президента  Российской Федерации от 13 апреля 2010 

г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Наци-

ональном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" (Собра-

ние законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1875); 

подпункт  "а"  пункта  5  в  части,  касающейся  изложения  в  новой  ре-

дакции пункта 9, и подпункт "а" пункта 6 в части, касающейся изложения 

в новой редакции пункта 3, Указа Президента Российской Федерации от 1 

июля 2010 г.  №  821 "О  комиссиях  по соблюдению требований  к служеб-

ному поведению федеральных государственных служащих и урегулирова-

нию конфликта интересов" (Собрание законодательства Российской Феде-

рации, 2010, № 27, ст. 3446); 

пункт 28 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 

14  января  2011  г.  №  38  "Вопросы  деятельности  Следственного  комитета 

Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской  Федера-

ции, 2011, № 4, ст. 572). 

 

Президент 

Российской Федерации 

Д.МЕДВЕДЕВ 

Москва, Кремль 

13 марта 2012 года 

№ 297 

 

119 

 

Утвержден 

Указом Президента 

Российской Федерации 

от 13 марта 2012 г. № 297 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2012 - 2013 ГОДЫ 

 
В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 

2008  г.  №  273-ФЗ  "О  противодействии  коррупции"  и  реализации  Нацио-
нальной  стратегии  противодействия  коррупции,  утвержденной  Указом 
Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г.  № 460 "О Нацио-
нальной  стратегии  противодействия  коррупции  и  Национальном  плане 
противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы": 

1.  Правительству  Российской  Федерации,  президиуму  Совета  при 

Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в пре-
делах своей компетенции: 

а) провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта 

интересов,  одной  из  сторон  которого  являются  лица,  замещающие  госу-
дарственные должности Российской Федерации либо должности, назначе-
ние на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом 
Российской  Федерации  или  Правительством  Российской  Федерации,  и 
принять  предусмотренные  законодательством  Российской  Федерации  ме-
ры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Обсудить 
в 2012 году вопрос о состоянии этой работы и мерах по ее совершенство-
ванию на заседаниях Правительства Российской Федерации и президиума 
Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию  кор-
рупции; 

б)  обеспечить  контроль  за  реализацией  федеральной  целевой  про-

граммы "Развитие судебной системы России" на 2007  - 2012 годы, утвер-
жденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сен-
тября 2006 г. № 583; 

в) обеспечить: 
в централизованном порядке повышение квалификации федеральных 

государственных  служащих,  в  должностные  обязанности  которых  входит 
участие  в  противодействии  коррупции,  по  образовательной  программе, 
согласованной  с  Управлением  Президента  Российской  Федерации  по  во-
просам государственной службы и кадров; 

подготовку  методических  рекомендаций  по  вопросам  противодей-

ствия коррупции. 

2. Правительству Российской Федерации: 
а) продолжить работу: 

 

120 

 

по внедрению в практику федеральной контрактной системы в сфере 

закупок для государственных и муниципальных нужд; 

по снижению экономической заинтересованности в совершении кор-

рупционных правонарушений; 

по  введению  в  установленном  порядке  ограничений  на  совершение 

сделок между государственными структурами и коммерческими организа-
циями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками 
являются близкие родственники руководителей соответствующих государ-
ственных структур; 

б) организовать подготовку к проведению в Российской Федерации в 

2015 году шестой Конференции государств  - участников Конвенции ООН 
против коррупции; 

в)  представить  до  1  августа  2012  г.  в  президиум  Совета  при  Прези-

денте  Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции  предложе-
ния о порядке  распространения антикоррупционных стандартов,  установ-
ленных  для  государственных  и  муниципальных  служащих,  на  лиц,  заме-
щающих  должности  в  Пенсионном  фонде  Российской  Федерации,  Фонде 
социального  страхования  Российской  Федерации,  Федеральном  фонде 
обязательного медицинского страхования, в иных организациях, создавае-
мых Российской Федерацией на  основании федеральных законов,  на  лиц, 
замещающих  отдельные  должности  на  основании  трудового  договора  в 
организациях,  создаваемых  для  выполнения  задач,  поставленных  перед 
федеральными государственными органами, на супруг (супругов) этих лиц 
и их несовершеннолетних детей; 

г) издать до 1 октября 2012 г.  типовой нормативный акт, обязываю-

щий  лиц,  замещающих  государственные  должности  Российской  Федера-
ции, государственные должности субъектов Российской Федерации, муни-
ципальные  должности,  государственных  служащих,  муниципальных  слу-
жащих,  служащих  Центрального  банка  Российской  Федерации,  работни-
ков  организаций,  создаваемых  Российской  Федерацией  на  основании  фе-
деральных  законов,  сообщать  в  случаях,  установленных  федеральными 
законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положени-
ем или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. В указанном 
акте  определить  такие  понятия,  как  "получение  подарка  в  связи  с  долж-
ностным  положением  или  в  связи  с  исполнением  служебных  обязанно-
стей",  "подарки,  полученные  в  связи  с  протокольными  мероприятиями, 
служебными командировками и другими официальными мероприятиями", 
установить  срок,  в  течение  которого  необходимо  сообщить  о  получении 
подарка, и определить порядок сдачи подарка, порядок его оценки, реали-
зации  и  зачисления  средств,  вырученных  от  его  реализации,  в  соответ-
ствующий бюджет, а также порядок выкупа подарка; 

д) принять меры по созданию эффективной системы обратной связи, 

позволяющей  государству  корректировать  проводимую  антикоррупцион-

 

121 

 

ную  политику  на  основе  информации  о  ее  результативности,  полученной 
от населения и институтов гражданского общества; 

е) внедрить  в деятельность  подразделений  кадровых служб государ-

ственных органов по профилактике коррупционных и иных правонаруше-
ний компьютерные программы в целях: 

проверки  достоверности  и  полноты  представляемых  государствен-

ными служащими, их супругами и несовершеннолетними детьми сведений 
о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера,  а 
также об источниках их доходов; 

сбора, систематизации и рассмотрения обращений граждан о даче со-

гласия  на  замещение  в  организации  должности  на  условиях  гражданско-
правового договора (гражданско-правовых договоров) или на выполнение 
в  данной  организации  работы  (оказание  данной  организации  услуг)  на 
условиях трудового договора, если отдельные функции государственного, 
муниципального  (административного)  управления  данной  организацией 
входили  в  должностные  (служебные)  обязанности  государственного  или 
муниципального служащего; 

ж) обеспечить дальнейшее финансирование: 
мероприятий  по  созданию  и  использованию  инновационных  техно-

логий, повышающих объективность  и обеспечивающих прозрачность  при 
принятии  законодательных  (нормативных  правовых)  актов  Российской 
Федерации,  нормативных  правовых  актов  субъектов  Российской  Федера-
ции, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также 
обеспечивающих  межведомственное  электронное  взаимодействие  феде-
ральных органов государственной власти, иных государственных органов, 
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  орга-
нов  местного  самоуправления  и  электронное  взаимодействие  указанных 
органов  с  гражданами  и  организациями  в  рамках  оказания  государствен-
ных услуг; 

повышения квалификации федеральных государственных служащих, 

в  должностные  обязанности  которых  входит  участие  в  противодействии 
коррупции; 

проектов и инициатив в рамках Международной антикоррупционной 

академии  и  участия  Российской  Федерации  в  программной  деятельности 
Управления ООН по наркотикам и преступности в части, касающейся про-
тиводействия коррупции; 

з) обеспечить: 
организацию  и  проведение  ротации  государственных  гражданских 

служащих в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 
395-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Рос-
сийской  Федерации  в  связи  с  введением  ротации  на  государственной 
гражданской службе"; 

 

122 

 

проведение  ежегодно  на  базе  федерального  государственного  бюд-

жетного образовательного учреждения  высшего профессионального обра-
зования  "Российская  академия  народного  хозяйства  и  государственной 
службы  при  Президенте  Российской  Федерации"  учебно-методических 
семинаров продолжительностью до трех дней с участием до 85 преподава-
телей образовательных учреждений, участвующих в реализации образова-
тельных  антикоррупционных  программ,  по  программе,  согласованной  с 
Управлением  Президента  Российской  Федерации  по  вопросам  государ-
ственной службы и кадров; 

финансирование мероприятий, указанных в настоящем подпункте; 
и) организовать: 
внедрение единого портала бюджетной системы Российской Федера-

ции  в  целях  формирования  дополнительных  механизмов  общественного 
контроля  за  деятельностью  государственных  и  муниципальных  учрежде-
ний и повышения эффективности деятельности органов государственного 
управления и качества принимаемых ими решений; 

разработку  и  реализацию  комплекса  мер  по  совершенствованию  ор-

ганизации в федеральных государственных органах внутреннего финансо-
вого контроля; 

систематическое  проведение  федеральными государственными орга-

нами  оценок  коррупционных  рисков,  возникающих  при  реализации  ими 
своих функций, и внесение уточнений в перечни должностей федеральной 
государственной службы, замещение  которых связано с коррупционными 
рисками; 

к)  определить  показатели  оценки  эффективности  деятельности  под-

разделений  кадровых  служб  государственных  органов  по  профилактике 
коррупционных и иных правонарушений; 

л) установить единые требования к размещению и наполнению под-

разделов  официальных  сайтов  федеральных  государственных  органов, 
посвященных вопросам противодействия коррупции; 

м) обеспечить  проведение среди всех социальных слоев населения в 

различных регионах страны социологических исследований, которые поз-
волили бы оценить уровень коррупции в Российской Федерации и эффек-
тивность принимаемых антикоррупционных мер; 

н)  учредить  в  2012  году  гранты  Правительства  Российской  Федера-

ции  в  целях  поддержки  деятельности  общественных  объединений  и 
средств  массовой  информации  по  формированию  в  обществе  активного 
неприятия коррупции. 

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, 

председателю президиума  Совета  при Президенте Российской Федерации 
по противодействию коррупции: 

 

123 

 

а) организовать  рассмотрение  на  заседаниях  президиума  Совета  при 

Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции  во-
просов: 

о состоянии работы по развитию нормативно-правовой базы субъек-

тов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере проти-
водействия коррупции и мерах по ее совершенствованию; 

о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, 

одной из сторон которого являются государственные или муниципальные 
служащие; 

о  состоянии  антикоррупционной  работы  Федеральной  службы  госу-

дарственной  регистрации,  кадастра  и  картографии  и  мерах  по  ее  совер-
шенствованию; 

о  результатах  антикоррупционной  деятельности  органов  государ-

ственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Централь-
ный федеральный округ, и задачах по повышению ее эффективности; 

о  совершенствовании  организационных  основ  противодействия  кор-

рупции; 

о Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности 

за коррупцию от 4 ноября 1999 г.; 

о прохождении Российской Федерацией мониторинга осуществления 

ею Конвенции по борьбе с  подкупом иностранных должностных лиц при 
осуществлении  международных  коммерческих  сделок  от  21  ноября  1997 
г.,  Конвенции  об  уголовной  ответственности  за  коррупцию  от  27  января 
1999 г. и Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.; 

о  деятельности  рабочей  группы  президиума  Совета  при  Президенте 

Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции  по  взаимодей-
ствию со структурами гражданского общества; 

о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции в г. 

Москве и принимаемых мерах по совершенствованию антикоррупционной 
работы; 

о  результатах  антикоррупционной  деятельности  органов  государ-

ственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  входящих  в  Северо-
Кавказский федеральный округ, и задачах по повышению ее эффективно-
сти; 

о  деятельности  органов  судейского  сообщества  и  Судебного  депар-

тамента при Верховном Суде Российской Федерации по противодействию 
коррупции; 

о  работе  по  подготовке  примерных  образовательных  программ, 

направленных  на  формирование  антикоррупционного  мировоззрения  у 
школьников и студентов; 

о практике реализации государственными органами положений зако-

нодательства  Российской  Федерации  о  привлечении  государственных  и 

 

124 

 

муниципальных служащих к ответственности в связи с утратой доверия в 
случае совершения ими коррупционных правонарушений; 

о расширении практики применения гражданского и административ-

ного законодательства  Российской Федерации, в  том числе  в части, каса-
ющейся ответственности юридических лиц, от имени или в интересах ко-
торых  совершаются  коррупционные  правонарушения,  в  противодействии 
коррупции; 

об  организации  противодействия  коррупции  в  государственных 

учреждениях и негосударственной сфере; 

б) организовать: 
подготовку проектов актов Президента Российской Федерации и Ад-

министрации Президента Российской Федерации, направленных на испол-
нение  Федерального  закона  от  21  ноября  2011  г.  №  329-ФЗ  "О  внесении 
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  в 
связи с совершенствованием государственного управления в области про-
тиводействия коррупции" и других нормативных правовых актов Россий-
ской Федерации по вопросам противодействия коррупции; 

регулярное  представление  в  средства  массовой  информации  для 

опубликования  материалов,  которые  раскрывают  содержание  принимае-
мых  мер  по  противодействию  коррупции  и  мотивы  принятия  таких  мер, 
показывают отрицательное  влияние  коррупции  на  жизнь  каждого челове-
ка; 

в) обеспечить: 
включение  в  программы  семинаров  по  приоритетным  социально-

экономическим  вопросам  для  высших  должностных  лиц  (руководителей 
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Рос-
сийской Федерации, проводимых в соответствии с распоряжением Прези-
дента  Российской Федерации от 26 июня 2007 г.  №  343-рп "О  семинарах 
для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации", темы о 
государственной  политике  Российской  Федерации  в  области  противодей-
ствия коррупции; 

развитие сотрудничества с Международной антикоррупционной ака-

демией; 

регулярное  участие  специалистов  Администрации  Президента  Рос-

сийской  Федерации  в  международных  антикоррупционных  мероприятиях 
в целях  надлежащего  учета в международно-правовых  документах по ан-
тикоррупционной  тематике  особенностей  правовой  системы  Российской 
Федерации  и  разъяснения  принимаемых  в  Российской  Федерации  мер  по 
противодействию коррупции; 

г) провести в III квартале 2012 г. совещание с представителями обще-

ственных  объединений,  уставными  задачами  которых  является  участие  в 
противодействии коррупции, в ходе этого совещания рассмотреть вопрос о 
работе  указанных общественных объединений  по формированию в обще-

 

125 

 

стве нетерпимого отношения к коррупции и по реализации других направ-
лений противодействия коррупции; 

д)  обеспечить  контроль  за  исполнением  настоящего  Национального 

плана и представление один раз в год председателю Совета при Президен-
те Российской Федерации по противодействию коррупции доклада о ходе 
его  реализации  и  предложений  по  совершенствованию  деятельности  по 
противодействию коррупции. 

4.  Руководителям  федеральных  органов  исполнительной  власти, 

иных  государственных  органов,  высшим  должностным  лицам  (руководи-
телям  высших  исполнительных  органов  государственной  власти)  субъек-
тов  Российской  Федерации,  Председателю  Центрального  банка  Россий-
ской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федера-
ции, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерально-
го  фонда  обязательного  медицинского  страхования,  иных  организаций, 
создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, 
организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед фе-
деральными государственными органами: 

а) обеспечить: 
в 3-месячный срок после издания Правительством Российской Феде-

рации типового нормативного акта, обязывающего лиц, замещающих гос-
ударственные  должности  Российской  Федерации,  государственные  долж-
ности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, гос-
ударственных  служащих,  муниципальных  служащих,  служащих  Цен-
трального  банка  Российской  Федерации  сообщать  в  случаях,  установлен-
ных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их долж-
ностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязан-
ностей, издание соответствующих нормативных актов; 

осуществление  комплекса  организационных,  разъяснительных  и 

иных мер по соблюдению указанными лицами и служащими ограничений, 
запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противо-
действия  коррупции,  в  том  числе  ограничений,  касающихся  получения 
подарков; 

проведение  мероприятий  по  формированию  в  органе  или  организа-

ции негативного отношения к дарению подарков указанным лицам и слу-
жащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением 
ими служебных обязанностей; 

б)  по каждому случаю  несоблюдения ограничений, запретов и неис-

полнения обязанностей,  установленных в  целях  противодействия корруп-
ции, нарушения ограничений, касающихся получения подарков, и порядка 
сдачи подарка осуществлять проверку в порядке, предусмотренном норма-
тивными правовыми актами Российской Федерации, и применять соответ-
ствующие меры юридической ответственности; 

 

126 

 

в)  организовать  доведение  до  лиц,  замещающих  государственные 

должности Российской Федерации, государственные должности субъектов 
Российской  Федерации,  муниципальные  должности,  должности  государ-
ственной  службы,  должности  муниципальной  службы,  должности  в  Пен-
сионном  фонде  Российской  Федерации,  Фонде  социального  страхования 
Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского 
страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на 
основании федеральных законов, отдельные должности на основании тру-
дового  договора  в  организациях,  создаваемых  для  выполнения  задач,  по-
ставленных перед федеральными государственными органами, положений 
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в 
том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение 
и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных 
сумме  коммерческого подкупа  или  взятки, об  увольнении в связи с  утра-
той  доверия,  о  порядке  проверки  сведений,  представляемых  указанными 
лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о про-
тиводействии коррупции; 

г) с учетом положений международных актов в области противодей-

ствия коррупции о криминализации обещания дачи взятки или получения 
взятки  и  предложения  дачи  взятки  или  получения  взятки  и  опыта  ино-
странных  государств  разработать  и  осуществить  комплекс  организацион-
ных, разъяснительных и иных мер по недопущению лицами, указанными в 
подпункте  "в"  настоящего  пункта,  поведения,  которое  может  восприни-
маться  окружающими  как  обещание  или  предложение  дачи  взятки  либо 
как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки; 

д)  о  результатах  исполнения  настоящего  пункта  и  соответствующих 

предложениях доложить  в президиум  Совета  при Президенте  Российской 
Федерации по противодействию коррупции до 1 апреля 2013 г. 

5.  Федеральным  органам  исполнительной  власти,  иным  государ-

ственным органам: 

а) провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта 

интересов,  одной  из  сторон  которого  являются  лица,  замещающие  долж-
ности  государственной  службы  категории  "руководители",  и  принять 
предусмотренные  законодательством  Российской  Федерации  меры  по 
предотвращению  и  урегулированию  конфликта  интересов.  По  каждому 
случаю конфликта интересов применять меры юридической ответственно-
сти,  предусмотренные  законодательством  Российской  Федерации.  До  1 
декабря  2012  г.  обсудить  вопрос  о  состоянии  этой  работы  и  мерах  по  ее 
совершенствованию на коллегиях соответствующих органов; 

б) активизировать работу по формированию в государственных орга-

нах отрицательного отношения к коррупции, привлекать  для этого обще-
ственные  объединения,  уставными  задачами  которых  является  участие  в 
противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества, 

 

127 

 

каждый факт коррупции в соответствующем государственном органе пре-
давать гласности; 

в)  обеспечить  в  необходимых  случаях  участие  специалистов  в  меж-

дународных антикоррупционных мероприятиях; 

г)  принять  меры  по  кадровому  укреплению  подразделений,  в  функ-

циональные  обязанности  которых  входит  участие  в  международном  со-
трудничестве по вопросам противодействия коррупции. 

6. Генеральному прокурору Российской Федерации: 
а) при ежегодном представлении в соответствии со статьей 12 Феде-

рального  закона  "О  прокуратуре  Российской  Федерации"  палатам  Феде-
рального Собрания Российской Федерации  и Президенту Российской Фе-
дерации  доклада  о  состоянии  законности  и  правопорядка  в  Российской 
Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое вни-
мание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней; 

б) информировать один раз в полгода президиум Совета при Прези-

денте Российской Федерации по противодействию коррупции о результа-
тах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов феде-
ральной  службы  безопасности  и  других  правоохранительных  органов  по 
борьбе с коррупционными преступлениями; 

в) принять меры по повышению эффективности деятельности проку-

роров по защите имущественных интересов Российской Федерации, субъ-
ектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии 
с  требованиями  уголовно-процессуального  и  гражданского  процессуаль-
ного  законодательства  Российской  Федерации.  О  результатах  доложить  в 
президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодей-
ствию коррупции до 1 ноября 2012 г.; 

г)  проанализировать  практику  организации  надзора  за  исполнением 

органами  следствия  и  органами,  осуществляющими  оперативно-
разыскную  деятельность,  законодательства  Российской  Федерации  в  ча-
сти,  касающейся  принятия  обеспечительных  мер  по  защите  имуществен-
ных  прав  граждан,  организаций  и  государства  в  случае  совершения  кор-
рупционных  преступлений.  О  результатах  доложить  в  президиум  Совета 
при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 
1 декабря 2012 г. 

7.  Генеральному  прокурору  Российской  Федерации  и  подчиненным 

ему прокурорам: 

а)  усилить  надзор  за  исполнением  законодательства  об  использова-

нии  государственного  и  муниципального  имущества,  о  размещении  зака-
зов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государ-
ственных и муниципальных нужд, о  социальной защите  инвалидов; зако-
нодательства  в  сфере  реализации  государственными  и  муниципальными 
органами  контрольных  и  разрешительных  функций.  О  результатах  доло-

 

128 

 

жить в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по про-
тиводействию коррупции до 1 февраля 2013 г.; 

б)  провести  в  III  квартале  2013  г.  проверки  соблюдения  законода-

тельства  о  противодействии  коррупции  в  Пенсионном  фонде  Российской 
Федерации,  Фонде  социального  страхования  Российской  Федерации,  Фе-
деральном фонде обязательного медицинского страхования, иных органи-
зациях,  создаваемых  Российской  Федерацией  на  основании  федеральных 
законов. О результатах и соответствующих предложениях доложить в пре-
зидиум  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  противодей-
ствию коррупции до 15 ноября 2013 г. 

8.  Генеральной  прокуратуре  Российской  Федерации  совместно  с  за-

интересованными федеральными государственными органами: 

а) принять меры по повышению эффективности применения положе-

ний гражданского и административного законодательства Российской Фе-
дерации в части, касающейся ответственности юридических лиц, от имени 
которых  или  в  интересах  которых  совершаются  коррупционные  преступ-
ления,  и  в  этих  целях,  в  частности,  подготовить  необходимые  методиче-
ские  рекомендации  и  скорректировать  программы  по  повышению  квали-
фикации прокуроров и следователей. О результатах доложить в президиум 
Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию  кор-
рупции до 1 сентября 2012 г.; 

б) проанализировать практику применения законодательства Россий-

ской  Федерации  в  части,  касающейся  ответственности  за  подкуп  ино-
странных  должностных  лиц  при  заключении  международных  коммерче-
ских сделок. О результатах доложить в президиум Совета при Президенте 
Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции  до  15  июня 
2013 г.; 

в) обеспечить: 
эффективное участие Российской Федерации в механизме обзора вы-

полнения  Конвенции  ООН  против  коррупции  от  31  октября  2003  г.  и  в 
деятельности Группы государств против коррупции (ГРЕКО); 

прохождение Российской Федерацией обзора осуществления ею Кон-

венции  ООН  против  коррупции  и  плановых  мониторинговых  процедур  в 
рамках ГРЕКО; 

г)  о  ходе  выполнения  подпункта  "в"  настоящего  пункта  и  мерах  по 

совершенствованию  данной  работы  доложить  Комиссии  по  координации 
деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государ-
ственных  органов  по  осуществлению  международных  договоров  Россий-
ской Федерации в области противодействия коррупции президиума Совета 
при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 
1 июля 2012 г. 

9.  Следственному  комитету  Российской  Федерации  активизировать 

работу  по  обеспечению  защиты  имущественных  прав  граждан,  организа-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..