Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 7

 

 

 

97 

 

зациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не 
переданы,  проводится  органом,  к  компетенции  которого  относится  осу-
ществление  функции  по  выработке  государственной  политики  и  норма-
тивно-правовому  регулированию  в  соответствующей  сфере  деятельности, 
при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. 

(часть 7 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных 

и  (или)  упраздненных  органов,  организаций  коррупциогенных  факторов 
органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и 
(или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции ко-
торого  относится  осуществление  функции  по  выработке  государственной 
политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в  соответствующей 
сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта норматив-
ного правового акта, направленного на исключение из нормативного пра-
вового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации 
коррупциогенных факторов. 

(часть 8 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
Статья 4 
 
1.  Выявленные  в  нормативных  правовых  актах  (проектах  норматив-

ных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются: 

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового ак-

та или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процес-
суальным законодательством Российской Федерации; 

2)  в  заключении,  составляемом  при  проведении  антикоррупционной 

экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настояще-
го Федерального закона (далее - заключение). 

2.  В  требовании  прокурора  об  изменении  нормативного  правового 

акта  и  в  заключении  должны  быть  указаны  выявленные  в  нормативном 
правовом  акте  (проекте  нормативного  правового  акта)  коррупциогенные 
факторы и предложены способы их устранения. 

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта 

подлежит  обязательному  рассмотрению  соответствующими  органом,  ор-
ганизацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок 
со  дня  поступления  требования  и  учитывается  в  установленном  порядке 
органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, 
в  соответствии  с  их  компетенцией.  Требование  прокурора  об  изменении 
нормативного  правового  акта,  направленное  в  законодательный  (предста-
вительный)  орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федера-
ции  или  в  представительный  орган  местного  самоуправления,  подлежит 
обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего 

 

98 

 

органа  и  учитывается  в  установленном  порядке  органом,  который  издал 
этот акт, в соответствии с его компетенцией. 

4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта 

может быть обжаловано в установленном порядке. 

4.1.  Заключения,  составляемые  при  проведении  антикоррупционной 

экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 насто-
ящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении 
коррупциогенных  факторов  в  нормативных  правовых  актах  федеральных 
органов исполнительной власти, иных государственных органов и органи-
заций,  затрагивающих  права,  свободы  и  обязанности  человека  и  гражда-
нина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих меж-
ведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и 
муниципальных правовых актах о внесении  изменений в  уставы  муници-
пальных образований указанные акты не подлежат государственной реги-
страции. 

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
5.  Заключения,  составляемые  при  проведении  антикоррупционной 

экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 
настоящего  Федерального  закона,  носят  рекомендательный  характер  и 
подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, орга-
низацией или должностным лицом. 

(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
6.  Разногласия,  возникающие  при  оценке  указанных  в  заключении 

коррупциогенных факторов,  разрешаются в  порядке,  установленном Пра-
вительством Российской Федерации. 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
Статья 5 
 
1.  Институты  гражданского  общества  и  граждане  могут  в  порядке, 

предусмотренном  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федера-
ции, за счет собственных средств  проводить  независимую антикоррупци-
онную  экспертизу  нормативных  правовых  актов  (проектов  нормативных 
правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведе-
нию независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых 
актов  (проектов  нормативных  правовых  актов)  устанавливаются  феде-
ральным органом исполнительной власти в области юстиции. 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
2.  В  заключении  по  результатам  независимой  антикоррупционной 

экспертизы  должны  быть  указаны  выявленные  в  нормативном  правовом 
акте  (проекте  нормативного правового акта) коррупциогенные  факторы  и 
предложены способы их устранения. 

 

99 

 

3. Заключение  по результатам независимой антикоррупционной экс-

пертизы  носит  рекомендательный  характер  и  подлежит  обязательному 
рассмотрению  органом,  организацией  или  должностным  лицом,  которым 
оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По резуль-
татам  рассмотрения  гражданину  или  организации,  проводившим  незави-
симую  экспертизу,  направляется  мотивированный  ответ,  за  исключением 
случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устране-
ния выявленных коррупциогенных факторов. 

 

Президент 
Российской Федерации 
Д.МЕДВЕДЕВ 
Москва, Кремль 
17 июля 2009 года 
№ 172-ФЗ 

 

100 

 

19 мая 2008 года № 815 

 

УКАЗ 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

«О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ» 

 

(в ред. Указов Президента РФ от 31.03.2010 № 396, 

от 01.07.2010 № 821, от 04.11.2010 № 1336, 

от 12.09.2011 № 1192, от 04.01.2012 № 19, 

от 28.02.2012 № 249, от 28.07.2012 № 1060) 

 
В целях создания системы противодействия коррупции в Российской 

Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю: 

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по про-

тиводействию коррупции (далее - Совет). 

Председателем Совета является Президент Российской Федерации. 
2. Установить, что: 
а) основными задачами Совета являются: 
подготовка  предложений  Президенту  Российской  Федерации,  каса-

ющихся  выработки  и  реализации  государственной  политики  в  области 
противодействия коррупции; 

координация  деятельности  федеральных  органов  исполнительной 

власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 
и органов местного самоуправления муниципальных образований  по реа-
лизации государственной политики в области противодействия коррупции; 

контроль  за  реализацией  мероприятий,  предусмотренных  Нацио-

нальным планом противодействия коррупции; 

б) Совет для решения возложенных на него основных задач: 
запрашивает  и  получает  в  установленном  порядке  необходимые  ма-

териалы  от  федеральных  органов  государственной  власти,  органов  госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации; 

приглашает  на  свои  заседания  представителей  федеральных  органов 

государственной  власти,  органов  государственной  власти  субъектов  Рос-
сийской Федерации и общественных объединений. 

3.  Члены  Совета  принимают  участие  в  его  работе  на  общественных 

началах. 

Заседание Совета ведет председатель Совета. 
Решения Совета оформляются протоколом. 
Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряже-

ния и даваться поручения Президента Российской Федерации. 

4.  Утратил  силу  с  28  июля  2012  года.  -  Указ  Президента  РФ  от 

28.07.2012 № 1060. 

 

101 

 

5.  Образовать  для  решения  текущих  вопросов  деятельности  Совета 

президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодей-
ствию коррупции. 

Председателем  президиума  Совета  является  Руководитель  Админи-

страции Президента Российской Федерации. 

6.  Утратил  силу  с  28  июля  2012  года.  -  Указ  Президента  РФ  от 

28.07.2012 № 1060. 

7. Установить, что: 
а) президиум Совета: 
формирует повестку дня заседаний Совета; 
рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета; 
создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа 

членов  Совета,  а  также  из  числа  представителей  иных  государственных 
органов,  представителей  общественных  объединений  и  организаций,  экс-
пертов, ученых и специалистов; 

рассматривает  вопросы,  касающиеся  соблюдения  требований  к  слу-

жебному (должностному) поведению лиц, замещающих: государственные 
должности  Российской  Федерации,  названные  в  подпункте  "а"  пункта  1 
Положения  о  проверке  достоверности  и  полноты  сведений,  представляе-
мых  гражданами,  претендующими  на  замещение  государственных  долж-
ностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные 
должности  Российской  Федерации,  и  соблюдения  ограничений  лицами, 
замещающими  государственные  должности  Российской  Федерации, 
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 
2009  г.  №  1066;  должности  федеральной  государственной  службы,  назна-
чение на которые и освобождение от которых осуществляются Президен-
том  Российской  Федерации  и  Правительством  Российской  Федерации; 
должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета 
Федерации  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  Аппарата 
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации, 
аппарата  Центральной  избирательной  комиссии  Российской  Федерации  и 
аппарата  Счетной  палаты  Российской  Федерации,  а  также  вопросы,  каса-
ющиеся урегулирования конфликта интересов; 

(абзац введен Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821) 
б)  заседание  президиума  Совета  ведет председатель  президиума  Со-

вета либо по его поручению один из членов президиума Совета; 

в) для реализации решений президиума Совета могут даваться пору-

чения Президента Российской Федерации; 

г) решения президиума Совета оформляются протоколами. 
8. Установить, что председатель президиума Совета: 
а) формирует повестку дня заседаний президиума Совета; 
б)  определяет  направления  деятельности  созданных  президиумом 

Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей; 

 

102 

 

в) организует обеспечение  деятельности Совета, решает организаци-

онные и иные вопросы, связанные с привлечением для осуществления ин-
формационно-аналитических  и  экспертных  работ  представителей  обще-
ственных  объединений,  научных  и  иных  организаций,  а  также  ученых  и 
специалистов; 

г)  докладывает  Совету  о  ходе  реализации  мероприятий,  предусмот-

ренных Национальным планом противодействия коррупции, и иных меро-
приятий в соответствии с решениями Совета. 

9.  Председателю  президиума  Совета  в  месячный  срок  представить 

проект Национального плана противодействия коррупции. 

10. Признать утратившими силу: 
Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г.  № 129 

"Об  образовании  межведомственной  рабочей  группы  для  подготовки 
предложений  по  реализации  в  законодательстве  Российской  Федерации 
положений  Конвенции  Организации  Объединенных  Наций  против  кор-
рупции  от  31  октября  2003  г.  и  Конвенции  Совета  Европы  об  уголовной 
ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законода-
тельства Российской Федерации, 2007, № 6, ст. 731); 

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. № 1068 

"О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы для 
подготовки  предложений  по  реализации  в  законодательстве  Российской 
Федерации  положений  Конвенции  Организации  Объединенных  Наций 
против  коррупции  от  31  октября  2003  г.  и  Конвенции  Совета  Европы  об 
уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание 
законодательства Российской Федерации, 2007, № 34, ст. 4210). 

11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. 
 

Президент 
Российской Федерации 
Д.МЕДВЕДЕВ 
Москва, Кремль 
19 мая 2008 года 
№ 815 

 

103 

 

Утвержден 

Указом Президента 

Российской Федерации 

от 19 мая 2008 г. № 815 

 

СОСТАВ 

СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ 

 
Утратил  силу  с  28  июля  2012  года.  -  Указ  Президента  РФ  от 

28.07.2012 № 1060. 

 
 
 

Утвержден 

Указом Президента 

Российской Федерации 

от 19 мая 2008 г. № 815 

 

СОСТАВ 

ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ 

ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ 

 
Утратил  силу  с  28  июля  2012  года.  -  Указ  Президента  РФ  от 

28.07.2012 № 1060. 

 

 

104 

 

13 апреля 2010 года № 460 

 

УКАЗ 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

«О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2010 - 2011 ГОДЫ» 

 

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 № 297) 

 
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной 

власти,  иных  государственных  органов,  органов  государственной  власти 
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,  ин-
ститутов гражданского общества, организаций и физических лиц, направ-
ленных на противодействие коррупции, и в соответствии с  пунктом 1 ча-
сти  1  статьи  5  Федерального  закона  от  25  декабря  2008  г.  №  273-ФЗ  "О 
противодействии коррупции" постановляю: 

1.  Утвердить  прилагаемую  Национальную  стратегию  противодей-

ствия коррупции. 

2. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297. 
3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, 

председателю президиума  Совета  при Президенте Российской Федерации 
по противодействию  коррупции, представлять  один раз  в год Президенту 
Российской  Федерации  доклад  о  ходе  выполнения  Национального  плана 
противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы и предложения по совер-
шенствованию  деятельности,  направленной  на  противодействие  корруп-
ции. 

4.  Руководителям  федеральных  органов  исполнительной  власти, 

иных государственных органов: 

а) принимать действенные меры по предотвращению и урегулирова-

нию конфликта интересов на государственной службе; 

б)  руководствуясь  Национальной  стратегией  противодействия  кор-

рупции  и  Национальным  планом  противодействия  коррупции  на  2010  - 
2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в планы соответствующих федераль-
ных органов  исполнительной власти  и  иных  государственных органов по 
противодействию  коррупции  изменения,  направленные  на  достижение 
конкретных результатов; 

в)  организовать  контроль  за  выполнением  мероприятий,  предусмот-

ренных планами; 

г)  обеспечивать  своевременную  корректировку  планов  в  соответ-

ствии  с  национальным  планом  противодействия  коррупции  на  соответ-
ствующий период; 

 

105 

 

д) оказывать содействие средствам массовой информации в широком 

освещении  мер  по  противодействию  коррупции,  принимаемых  соответ-
ствующими федеральными органами исполнительной власти, иными госу-
дарственными органами; 

е) обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организа-

ций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативно-
сти и эффективности работы с указанными обращениями; 

ж)  обеспечить  усиление  антикоррупционной  составляющей  при  ор-

ганизации  профессиональной  переподготовки,  повышения  квалификации 
или стажировки федеральных государственных служащих. 

5. Рекомендовать: 
а) Счетной палате Российской Федерации при представлении в соот-

ветствии со статьей 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О 
Счетной палате  Российской Федерации" палатам Федерального Собрания 
Российской Федерации информации о результатах проводимых контроль-
ных  мероприятий  отражать  вопросы,  касающиеся  предупреждения  кор-
рупции и борьбы с ней; 

б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации 

и  органам  местного  самоуправления  руководствоваться  пунктом  4  насто-
ящего Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской 
Федерации  и  муниципальных  образований  по  противодействию  корруп-
ции. 

6. Предложить Общественной палате Российской Федерации, Торго-

во-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской обще-
ственной  организации  "Ассоциация  юристов  России",  политическим  пар-
тиям,  саморегулируемым  организациям,  общественным  организациям, 
объединяющим  промышленников  и  предпринимателей,  другим  обще-
ственным  объединениям  проводить  работу  по  формированию  в  обществе 
нетерпимого отношения к коррупционному поведению. 

 

Президент 
Российской Федерации 
Д.МЕДВЕДЕВ 
Москва, Кремль 
13 апреля 2010 года 
№ 460 

 

106 

 

Утверждена 

Указом Президента 

Российской Федерации 

от 13 апреля 2010 г. № 460 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ  

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 

 
I. Общие положения 
 
КонсультантПлюс: примечание. 
Указом  Президента  РФ  от  13.03.2012  №  297  утвержден  Националь-

ный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы. 

 
1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, 

утвержденного  Президентом  Российской  Федерации  31  июля  2008  г.  № 
Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия корруп-
ции,  приняты  соответствующие  организационные  меры  по  предупрежде-
нию коррупции и активизирована деятельность правоохранительных орга-
нов по борьбе с ней. 

Однако,  несмотря  на  предпринимаемые  государством  и  обществом 

меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функцио-
нирование  всех  общественных  механизмов,  препятствует  проведению  со-
циальных  преобразований  и  модернизации  национальной  экономики,  вы-
зывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие  к государ-
ственным институтам, создает негативный имидж России на международ-
ной  арене  и  правомерно  рассматривается  как  одна  из  угроз  безопасности 
Российской Федерации. 

2.  Анализ  работы  государственных  и  общественных  институтов  по 

исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О про-
тиводействии  коррупции"  и  Национального  плана  противодействия  кор-
рупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 
г.  №  Пр-1568,  свидетельствует  о  необходимости  принятия  Национальной 
стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно 
совершенствуемую  систему  мер  организационного,  экономического,  пра-
вового,  информационного  и  кадрового  характера,  учитывающей  федера-
тивное  устройство  Российской  Федерации,  охватывающей  федеральный, 
региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение ко-
ренных  причин  коррупции  в  обществе  и  последовательно  реализуемой 
федеральными органами государственной власти, иными государственны-
ми органами, органами государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации,  органами  местного  самоуправления,  институтами  гражданского 
общества, организациями и физическими лицами. 

 

107 

 

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана: 

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявления-

ми коррупции в Российской Федерации; 

б) на основании общей оценки эффективности существующей систе-

мы мер по противодействию коррупции; 

в)  с  учетом  мер  по  предупреждению  коррупции  и  по  борьбе  с  ней, 

предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против 

коррупции,  Конвенцией  об  уголовной  ответственности  за  коррупцию  и 

другими  международными  правовыми  документами  по  противодействию 

коррупции, участником которых является Российская Федерация. 

4.  Меры  по  реализации  Национальной  стратегии  противодействия 

коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в наци-

ональном плане противодействия коррупции на соответствующий период, 

в  планах  федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных  государ-

ственных  органов,  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных 

образований  по  противодействию  коррупции,  должны  соответствовать 

общепризнанным  принципам  и  нормам  международного  права  в  области 

основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Все-

общей декларации прав человека и в Международном пакте об экономиче-

ских, социальных и культурных правах. 

 

II. Цель и задачи  Национальной стратегии противодействия  корруп-

ции 

 

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции явля-

ется искоренение  причин  и  условий, порождающих коррупцию в россий-

ском обществе. 

6.  Для  достижения  цели  Национальной  стратегии  противодействия 

коррупции последовательно решаются следующие задачи: 

а) формирование соответствующих потребностям времени законода-

тельных и организационных основ противодействия коррупции; 

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих 

решений  в  области  противодействия  коррупции,  создание  условий,  за-

трудняющих  возможность  коррупционного  поведения  и  обеспечивающих 

снижение уровня коррупции; 

в)  обеспечение  выполнения  членами  общества  норм  антикоррупци-

онного поведения, включая применение в необходимых случаях мер при-

нуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федера-

ции. 

 

III.  Основные  принципы  Национальной  стратегии  противодействия 

коррупции 

 
7.  Основными  принципами  Национальной  стратегии  противодей-

ствия коррупции являются: 

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Рос-

сийской Федерации; 

 

108 

 

б) использование в противодействии коррупции системы мер, вклю-

чающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному пре-
следованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по мини-
мизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ве-
дущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; 

в)  стабильность  основных  элементов  системы  мер  по  противодей-

ствию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 
г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; 

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных зако-

нов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального 
плана  противодействия  коррупции  на  соответствующий  период  в  право-
вых  актах  федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных  государ-
ственных органов, органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации и в муниципальных правовых актах. 

 
IV. Основные направления реализации Национальной стратегии про-

тиводействия коррупции 

 
8.  Национальная  стратегия  противодействия  коррупции  реализуется 

по следующим основным направлениям: 

а)  обеспечение  участия  институтов  гражданского  общества  в  проти-

водействии коррупции; 

б)  повышение  эффективности  деятельности  федеральных  органов 

государственной власти, иных государственных органов, органов государ-
ственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органов  местного 
самоуправления по противодействию коррупции; 

в)  внедрение  в  деятельность  федеральных  органов  государственной 

власти,  иных  государственных  органов,  органов  государственной  власти 
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления ин-
новационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих 
прозрачность  при  принятии  законодательных  (нормативных  правовых) 
актов  Российской  Федерации,  муниципальных  правовых  актов  и  управ-
ленческих  решений,  а  также  обеспечивающих  межведомственное  элек-
тронное  взаимодействие  указанных  органов  и  их  взаимодействие  с  граж-
данами и организациями в рамках оказания государственных услуг; 

г) совершенствование  системы  учета  государственного имущества и 

оценки эффективности его использования; 

д)  устранение  коррупциогенных  факторов,  препятствующих  созда-

нию благоприятных условий для привлечения инвестиций; 

е)  совершенствование  условий,  процедур  и  механизмов  государ-

ственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения прак-
тики  проведения  открытых  аукционов  в  электронной  форме,  а  также  со-
здание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей 

 

109 

 

соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрак-
тов  первоначально  заложенным  в  них  параметрам  и  утвержденным  пока-
зателям соответствующего бюджета; 

ж) расширение системы правового просвещения населения; 
з) модернизация гражданского законодательства; 
и)  дальнейшее  развитие  правовой  основы  противодействия  корруп-

ции; 

к)  повышение  значимости  комиссий  по  соблюдению  требований  к 

служебному  поведению  государственных  служащих  Российской  Федера-
ции и урегулированию конфликта интересов; 

л)  совершенствование  работы  подразделений  кадровых  служб  феде-

ральных органов исполнительной власти и иных государственных органов 
по профилактике коррупционных и других правонарушений; 

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективно-

сти  мер,  принимаемых  по  ее  предупреждению  и  по  борьбе  с  ней  как  в 
стране в целом, так и в отдельных регионах; 

н) совершенствование правоприменительной практики правоохрани-

тельных органов и судов по делам, связанным с коррупцией; 

о) повышение эффективности исполнения судебных решений; 
п) разработка  организационных  и правовых основ мониторинга  пра-

воприменения  в  целях  обеспечения  своевременного  принятия  в  случаях, 
предусмотренных федеральными законами, актов Президента  Российской 
Федерации,  Правительства  Российской  Федерации,  федеральных  органов 
исполнительной власти, иных государственных органов, органов государ-
ственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных  пра-
вовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда 
Российской Федерации; 

р)  совершенствование  организационных  основ  антикоррупционной 

экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных право-
вых актов и повышение ее результативности; 

с)  повышение  денежного  содержания  и  пенсионного  обеспечения 

государственных и муниципальных служащих; 

т)  распространение  ограничений,  запретов  и  обязанностей,  установ-

ленных  законодательными  актами  Российской  Федерации  в  целях  преду-
преждения  коррупции,  на  лиц,  замещающих  государственные  должности 
Российской  Федерации,  включая  высших  должностных  лиц  (руководите-
лей  высших  исполнительных  органов  государственной  власти)  субъектов 
Российской  Федерации,  государственные  должности  субъектов  Россий-
ской Федерации и муниципальные должности; 

у)  повышение  качества  профессиональной  подготовки  специалистов 

в  сфере  организации  противодействия  и  непосредственного  противодей-
ствия коррупции; 

 

110 

 

ф)  совершенствование  системы  финансового  учета  и  отчетности  в 

соответствии с требованиями международных стандартов; 

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в меж-

дународном  сотрудничестве  в  антикоррупционной  сфере,  включая  разра-
ботку  организационных  основ  регионального  антикоррупционного  фору-
ма, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обуче-
нии специалистов, исследовании причин и последствий коррупции. 

 
V.  Механизм  реализации  Национальной  стратегии  противодействия 

коррупции 

 
9.  Национальная  стратегия  противодействия  коррупции  реализуется 

федеральными органами государственной власти, иными государственны-
ми органами, органами государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации,  органами  местного  самоуправления,  институтами  гражданского 
общества, организациями и физическими лицами: 

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; 
б) путем решения кадровых вопросов; 
в)  в  ходе  осуществления  права  законодательной  инициативы  и  при-

нятия законодательных (нормативных  правовых) актов Российской Феде-
рации и муниципальных правовых актов; 

г) путем оперативного приведения: 
правовых актов федеральных государственных органов, органов гос-

ударственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных 
правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов по 
вопросам противодействия коррупции; 

правовых  актов  органов  государственной  власти  субъектов  Россий-

ской Федерации  -  в соответствие с  требованиями федеральных законов  и 
нормативных  правовых  актов  федеральных  государственных  органов  по 
вопросам противодействия коррупции; 

муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями фе-

деральных  законов,  нормативных  правовых  актов  федеральных  государ-
ственных  органов  и  нормативных  правовых  актов  органов  государствен-
ной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по  вопросам  противодей-
ствия коррупции; 

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Фе-

дерации  и  выполнением  мероприятий,  предусмотренных  национальным 
планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами 
федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных  государственных  ор-
ганов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по 
противодействию коррупции; 

 

111 

 

е) путем обеспечения  неотвратимости ответственности  за коррупци-

онные правонарушения и объективного применения законодательства Рос-
сийской Федерации; 

ж)  путем  оказания  содействия  средствам  массовой  информации  в 

широком и объективном освещении положения дел в области противодей-
ствия коррупции; 

з) путем активного вовлечения в работу по противодействию корруп-

ции политических партий, общественных объединений и других институ-
тов гражданского общества. 

 
 

Утвержден 

Президентом 

Российской Федерации 

31 июля 2008 г. № Пр-1568 

(в редакции Указа Президента 

Российской Федерации 

от 13 апреля 2010 г. № 460) 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2010 - 2011 ГОДЫ 

 
Утратил силу. - Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297. 

 

112 

 

13 марта 2012 года № 297 

 

УКАЗ 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

«О НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 

2012 - 2013 ГОДЫ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ 

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ» 

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 

25  декабря  2008  г.  №  273-ФЗ  "О  противодействии  коррупции"  постанов-

ляю: 

1.  Утвердить  прилагаемый  Национальный  план  противодействия 

коррупции на 2012 - 2013 годы. 

2.  Президиуму  Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по 

противодействию  коррупции  на  основании  материалов,  представляемых 

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Фе-

дерации, давать разъяснения по применению актов Президента Российской 

Федерации по антикоррупционной тематике. 

3.  Руководителям  федеральных  органов  исполнительной  власти, 

иных государственных органов: 

а) усилить работу подразделений кадровых служб указанных органов 

по  профилактике  коррупционных  и  иных  правонарушений  и  представить 

до  1  октября  2012  г.  председателю  президиума  Совета  при  Президенте 

Российской  Федерации  по  противодействию  коррупции  доклад  о  проде-

ланной работе; 

б)  руководствуясь  Национальной  стратегией  противодействия  кор-

рупции,  утвержденной  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  13 

апреля 2010 г.  №  460, и Национальным планом противодействия  корруп-

ции  на  2012  -  2013  годы,  утвержденным  настоящим  Указом,  внести  до  1 

июля  2012  г.  в  планы  по  противодействию  коррупции  соответствующих 

федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных  государственных  ор-

ганов  изменения,  направленные  на  достижение  конкретных  результатов, 

обеспечить  контроль  за  выполнением  мероприятий,  предусмотренных 

планами. 

4. Рекомендовать: 

а)  Верховному  Суду  Российской  Федерации  организовать  работу  по 

изучению практики применения судами законодательства Российской Фе-

дерации о противодействии коррупции и подготовить, в том числе с  уче-

том  международных  обязательств  Российской  Федерации,  предусмотрен-

ных  Конвенцией  по  борьбе  с  подкупом  иностранных  должностных  лиц 

при  осуществлении  международных  коммерческих  сделок  от  21  ноября 

1997  г.,  Конвенцией  об  уголовной  ответственности  за  коррупцию  от  27 

января 1999 г. и Конвенцией ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., 

разъяснения судам по вопросам применения: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..