Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 10

 

 

рефлекса реагировать, активно задерживать человека, действующего только в определенном
порядке.

5. Излишне частое повторение упражнений по задержанию без учета индивидуальных

особенностей каждой собаки. В результате у собак развивается чрезмерно злобная реакция
на всех посторонних людей, иногда и на самого дрессировщика, нередко собака становится
трудноуправляемой.

ПРИУЧЕНИЕ К ПОИСКУ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ

Выработка   навыка   самостоятельного   обнаружения   запахового   следа   и

заинтересованного, безотказного поиска человека по запаховому следу до его задержания
является основным приемом подготовки розыскных и сторожевых собак.

Условные   раздражители  :   основные   —   команда   «След»   и   жест   (показ   рукой   в

направлении  следа);   вспомогательные   —  команды   «Нюхать»,  «Ищи»;   дополнительные   —
команды «Голос», «Тихо», «Сидеть» и др.

Запах следа становится условным раздражителем.
Безусловный   раздражитель   —   помощник.   Кроме   того,   в   зависимости   от

индивидуальных   особенностей   поведения   собак   в   качестве   безусловных   раздражителей
могут быть использованы пища, апортировочный предмет и сам дрессировщик.

Навык   вырабатывается   на   базе   врожденных   обонятельно-поисковой,   активно-

оборонительной и пищевой реакций поведения.

Основной   показатель   пригодности   собаки   для   приучения   ее   к   поиску   человека   по

запаховому   следу   —   наличие   обонятельно-поисковой   и   активно-оборонительной   реакции
поведения.   Можно   дрессировать   и   собак,   сильно   заинтересованных   в   апортировке   и
имеющих преобладающую пищевую реакцию.

Методика и техника дрессировки. 
Первый   период.    Задача:   выработать   у   собаки   первоначальный   условный   рефлекс

активного, заинтересованного поиска человека по его запаховому следу.

Прежде   чем   приучить   собак   к   поиску   человека   по   запаховому   следу,   необходимо

отработать следующие подготовительные приемы: 

• установление контакта и выработка общедисциплинарных навыков, необходимых для

управления собакой; 

• развитие злобы и недоверчивости к посторонним людям; 
• приучение к задержанию помощника на месте; 
• развитие физической выносливости (кроссы на 1–3 километра); 
• развитие обонятельно-поисковой реакции; 
• приучение к работе в темное время суток; 
•   ознакомление   с   раздражителями   окружающей   среды   на   местности,   где   будут

проводиться занятия по приучению собак к работе по запаховому следу.

Требования   к   подготовленности   дрессировщика.    Основой   успехов   в   подготовке

собак является обучение самих дрессировщиков, поэтому методика обучения их дрессировке
собак поиску человека по его запаховому следу должна обеспечить постепенное воспитание
у них смелости, уверенности, необходимой инициативы в работе с собакой по следу.

Дрессировщик   должен   верить   в   свои   способности,   уметь   доверять   собаке,   знать

особенности ее поведения при работа по запаховому следу и хорошо ориентироваться на
местности.

Ко времени первоначальных упражнений дрессировщик должен: 
•   владеть   приемами   умелого,   ровного   (без   рывков)   управления   собакой   длинным

поводком на различной местности; 

• уметь запоминать трассы следа и ориентироваться на местности; 
• изучать поведение собаки при работе по запаховому следу; 
•   свободно   распределять   внимание   на   свои   действия   и   на   управление   собакой,

окружающую   обстановку,   сигналы   инструктора   и   другие,   а   также   уметь   выполнять   роль
помощника дрессировщика: 

• прокладывать следы по указанным ориентирам; 
• маскироваться на местности и находиться с надветренной стороны по отношению к

собаке без шума, шорохов и т. д.; 

• принимать собаку на плащ или на специальные рукава, не снимая их с себя, и вести

борьбу с соблюдением мер безопасности.

Кроме   того,   дрессировщик   обязан   в   совершенстве   владеть   следопытством,

необходимым условием для контроля за работой собаки и отыскания утерянного следа. С
этой целью рекомендуется проводить тренировки по проработке следов без собаки.

Безусловно,   дрессировщик   и   собака   должны   быть   хорошо   подготовлены   к   бегу   на

средние и длинные дистанции.

Первые   занятия   нужно   проводить   с   соблюдением   следующих   правил.   Заниматься

желательно   рано   утром   или   ночью   на   участке,   покрытом   травой,   с   минимальным
количеством   отвлекающих   раздражителей,   т. е.   в   условиях,   когда   хорошо   сохраняется
запаховый след. В дневные часы, особенно при ясной погоде, запахи человека на травяном
покрове довольно быстро разрушаются по следующим причинам: зеленые части растений
(листья) в результате фотосинтеза выделяют кислород, который как активный окислитель
нейтрализует запахи человека; вследствие разницы температур в приземном слое атмосферы
и   более   высоких   ее   слоях   во   много   раз   усиливается   вертикальное   перемещение   воздуха
(инверсия), в результате чего из верхних слоев атмосферы в приземный слой происходит
большой (по сравнению с темным временем суток) приток озона, являющегося сильнейшим
окислителем органических соединений, в том числе и запаховых частиц человека; солнечная
радиация ускоряет уничтожение запаховых частиц человека.

Местность должна быть знакомой для собаки, закрытой, с естественными укрытиями

(кусты, овраги и т. д.). В течение первого периода дрессировки занятия лучше проводить на
одном месте.

Собака должна находиться в полуголодном (голодном), бодром состоянии. Дрессировку

проводят при умеренном ветре (лучше слабом), след прокладывают по направлению ветра.
Дрессировщик   должен   знать   исходную   и   конечную   точки   следа   и   маршрут   движения
помощника. Место для прокладки следа и привязывания собаки подбирают такое, чтобы она
не смогла увидеть направление движения помощника, а также найти его путем слухового или
зрительного поиска. В этом случае она вынуждена будет пользоваться обонянием.

След надо прокладывать закругленной или зигзагообразной формы, длиной 250–400

метров.

На одном 4–6-часовом занятии упражнения по проработке следа можно выполнять 3–4

раза.

В зависимости от индивидуальных особенностей собак (степени их подготовленности и

выраженности преобладающих реакций) применяются различные способы приучения их к
поиску человека по запаховому следу.

Первый   способ      (основной) —   пуск   собаки   по   запаховому   следу   человека   без

предварительного   дразнения   используется   для   собак,   имеющих   активно-оборонительную
реакцию.   Выработка   первоначального   условного   рефлекса   производится   следующим
образом.   Руководитель   занятия   (инструктор)   в   присутствии   дрессировщика   дает   задание
помощнику на прокладку следа, указывая исходную точку, маршрут движения и конечную
точку за укрытием. Дрессировщик обязан следить за прохождением трассы следа и хорошо
запомнить ее. После того как помощник дошел до конечной точки, дрессировщик выгуливает
собаку   и   через   20–30   минут   после   прокладки   следа   приступает   к   его   проработке   под
непосредственным   наблюдением   инструктора.   За   50–60   метров   до   трассы   по   команде
«Гуляй» направляет собаку в сторону следа и наблюдает за ее поведением. Расстояние от
места пуска собаки до трассы запахового следа зависит от ее индивидуальных особенностей.
Чем   подвижнее   собака,   тем   расстояние   должно   быть   больше,   в   этом   случае   собака

успокоится   и  обнаружит   запаховый   след   при   первом   же   пересечении.   Как   только   собака
принюхается   к   запаховому   следу,   дрессировщик   произносит   команду   «След»   и,   слегка
приспустив поводок, следует за ней на удалении 5–10 метров и с помощью поводка и жеста
направляет ее вдоль трассы следа. Активность работы собаки подкрепляет периодическим
восклицанием   «Хорошо!»   На   конечной   точке   дает   ей   возможность   потрепать   верхнюю
одежду помощника (брезентовый плащ, дрессировочную куртку, специальные рукава и др.)

Команды «След», «Хорошо, след» подаются только в тот момент, когда собака активно

принюхивается к запаховому следу.

В   случае,   когда   собака   не   обнаружила   запахового   следа   (не   принюхалась)   или

проскочила   линию  следа   при   первом   пересечении,   дрессировщик   должен   направить   ее   в
обратную   сторону   через   трассу   следа.   Повторять   до   тех   пор,   пока   собака   не   начнет
принюхиваться   к   запаховому   следу.   Каждое   очередное   пересечение   следа   осуществляют
путем продвижения вперед до обнаружения собакой запахового следа.

На конечной точке помощник не должен показываться собаке до тех пор, пока она не

подбежит к нему и не обнюхает.

В целях безопасности помощник должен отводить полу плаща палкой, а не сбрасывать

его с себя. При этом дрессировщик следит за поведением собаки и умело управляет ею с
помощью   поводка.   После   небольшой   «борьбы»   собаке   подается   команда   «Рядом»,   а
помощнику — «Ложись». Затем дрессировщик, успокоив и выгуляв собаку, возвращается
вдоль трассы следа к месту расположения отделения.

Для собак с пассивно-оборонительной реакцией рекомендуется прорабатывать второй

отрезок   следа.   На   одном   занятии   выполнять   не   менее   2–3   упражнений   по   выработке
первоначального условного рефлекса (рис. 51).

Рис. 51. Пуск собаки по следу помощника без предварительного дразнения

Активизировать принюхивание собаки к запаховому следу на первых занятиях можно

усилителями запаха: вареное мясо кладут в специальные мешочки, которые привязывают к
обуви   между   каблуком   и   подметкой.   Если   собака   голодна,   она   с   первого   пересечения
обнаруживает такой запаховый след и активно идет по нему. На конечной точке трассы после
борьбы   с   помощником   дрессировщик   поощряет   собаку   лакомством.   На   последующих
занятиях усилители запаха привязывают к обуви одной ноги, а затем периодически через 20–
50 метров. После 3–5 занятий усилители можно не применять.

Таким образом, вначале необходимо проверить способность собаки к поиску человека

по его запаховому следу без предварительного дразнения. Если этим способом у собаки не
удается выработать первоначальный условный рефлекс, то нужно применять другие способы
приучения к поиску человека по запаховому следу.

Второй   способ      —   приучение   собак   к   поиску   человека   по   запаховому   следу   с

предварительным дразнением — рекомендуется использовать при дрессировке недостаточно
злобных   собак.   Упражнение   выполняется   в   следующей   последовательности.   На   участке
руководитель занятия в присутствии дрессировщика дает помощнику задание (инструктаж),

в   котором   указывает,   где   будет   привязана   собака,   место   укрытия   для   помощника   до
дразнения, порядок дразнения (с учетом особенности собаки), исходную точку и маршрут
прокладки   следа,   конечную   точку   и   порядок   действий   в   момент   борьбы   с   собакой.
Одновременно намечается прокладка второго отрезка следа.

Затем   дрессировщик,   выгуляв   собаку,   привязывает   ее   к   дереву   (приколу,   столбу)   с

помощью   длинного   поводка   на   расстояние   1,5–2   метра   так,   чтобы   можно   было   быстро
отвязать его.

Физически сильных собак привязывают на цепь и в таком месте, чтобысобака не смогла

проследить   прокладку   следа   помощником,   тогда   она   вынуждена   будет   пользоваться
обонянием.

Помощник   должен   иметь   прут,   куртку   от   дрессировочного   костюма,   а   при

использовании плаща необходимо предварительно выработать у собаки заинтересованную и
смелую хватку за этот вид одежды.

По   сигналу   дрессировщика   помощник   выходит   из-за   укрытия,   возбуждает   собаку

ударами   прута   и   убегает   по   намеченному   маршруту,   прокладывая   след   закругленной
(дугообразной)   формы   длиной   150–200   метров.   Дрессировщик   контролирует   прокладку
следа и запоминает его трассу.

После   того   как   помощник   скрылся   в   укрытии,   дрессировщик   отвязывает   собаку   и,

держа за поводок на расстоянии 1–2 метра, подводит ее к следу и по команде «След» жестом
пускает собаку на пересечение с трассой следа. При принюхивании собаки к запаховому
следу   произносит   команды:   «След»,   «Хорошо,   след».   В   том   случае,   когда   у   собаки   уже
выработан   условный   рефлекс   на   команду   «Нюхай»,   то   можно   подавать   команды   «След,
нюхай».

Некоторые   собаки   стремятся   идти   на   зрительный   поиск.   В   подобных   случаях   надо

укоротить поводок и в сочетании с показом рукой на след вести ее по трассе до конечной
точки, повторяя команду «След».

Если   собака   идет   точно   по   следу,   поводок   можно   слегка   приспустить   и   дать   ей

некоторую свободу преследования. В конце следа собаке разрешают схватить костюм, плащ
помощника и потрепать его.

После короткой борьбы помощник «вырывается» и прокладывает второй отрезок следа

по   заранее   указанному   маршруту.   Проработка   его   производится   так   же,   как   и   первого
отрезка. После трепки на конце второго отрезка помощнику подается команда «Ложись», а
собака выгуливается. Затем дрессировщик с собакой возвращается к месту расположения
группы по своему участку. За один выход на 4–6-часовом занятии рекомендуется проработать
3–4 отрезка следа.

В методике и технике приучения собак к работе по следу первым и вторым способами

надо строго соблюдать следующие требования :

•   дрессировщик   должен   внимательно   контролировать   движение   помощника   и   точно

знать трассу следа;

• каждый след надо обязательно проработать и на конечной точке следа деть собаке

возможность потрепать помощника, это будет активизировать работу собаки по следу;

• на первых занятиях по проработке следа руководитель должен лично следовать за

дрессировщиком и помогать управлять собакой;

•   предварительное   дразнение   собаки   производить   только   на   первых   занятиях   и   с

появлением у нее интереса к поиску прокладчика следа пускать по следу без дразнения.

Положительные   моменты  первого  и  второго  способов:     собака   заинтересованно

принюхивается   к   запаху   следа   и   активно   ищет   человека,   с   первых   дней   приучается   к
непосредственному   поиску   помощника,   что   и   является   конечной   целью   этого   приема.
Недостатком   этих   способов   является   то,   что   они   требуют   предварительного   развития   у
собаки злобы, чего не всегда удается достичь в начале курса.

Третий способ     — поиск апортировочного предмета по следу дрессировщика или

помощника.   Применяется   для   собак,   заинтересованных   в   подноске   предметов,   особенно

малозлобных и чрезмерно злобных.

Упражнения   выполняются   в   таком   порядке.   Дрессировщик,   подобрав   участок   для

занятия,   привязывает   собаку   к   дереву   (приколу,   столбу),   начинает   игру   апортировочным
предметом, вызывающим у собаки наибольший интерес, не давая схватить его. Достаточно
возбудив   собаку,   он   уходит   от   нее   и   прокладывает   след   (желательно   бегом)   до   100–150
метров с небольшим закруглением. На конечной точке кладет вещь и возвращается к собаке.

Дрессировщик   подходит   к   собаке,   отвязывает   ее   и   по   команде   «След»   жестом

направляет по следу. Управление собакой такое же, как и в первом способе. На конечной
точке  следа   дрессировщик  подводит  собаку  к   предмету.   Когда  она   поднимет   предмет,  по
команде «Дай» отбирает его, поощряет собаку дачей лакомства и выгуливает.

На каждом занятии упражнение следует повторять 2–3 раза с постепенным удлинением

трассы следа и включением поворотов (углов).

Конечная   цель   приучения   собаки   к   работе   по   следу   —   поиск   помощника,   поэтому

необходимо   переключать   собаку   со   следа   дрессировщика   на   след   помощника,   унесшего
апортировочный предмет. Для этого дрессировщик привязывает собаку и кладет перед ней
апортировочный предмет так, чтобы она не могла достать его.

Помощник выходит из-за укрытия, подходит к собаке, поднимает предмет, размахивая

им перед ней, возбуждает ее и прокладывает след длиной до 200–250 метров с небольшим
закруглением. В конце трассы кладет вещь и прячется в укрытие. Дрессировщик пускает
собаку по следу и, отобрав у нее предмет, поощряет лакомством. Помощник выходит из-за
укрытия и нападает на собаку. Собака хватает его за плащ. После короткой борьбы помощник
«вырывается»   и   прокладывает   след   длиной   100–150   метров.   Проработка   второго   отрезка
следа   заканчивается   отысканием   и   «трепкой»   помощника   за   плащ.   К   этому   периоду
дрессировки собака должна быть приучена к задержанию убегающего помощника.

В результата таких упражнений у собаки вырабатывается первоначальный условный

рефлекс работы по следу. Кроме того, она приучается к безотказному обнаружению вещей
помощника,   оставленных   им   на   следу.   В   дальнейшем   вводят   усложнения   и   на   трассе
оставляют несколько вещей помощника. Этот способ позволяет собаке работать по следу
спокойно и с первых же занятий обнаруживать вещи на следу, однако невозможно начинать
работу   по   запаховому   следу   с   собаками,   не   приученными   к   апортировке,   в   результате
затягивается   курс   дрессировки   собак   розыскной   службы.   Собаки,   приученные   таким
способом, по следу работают медленнее.

Четвертый способ    — пуск собаки по следу помощника, унесшего пищу. Применим

для   дрессировки   собак,   малозлобных   и   незаинтересованных   в   подноске   предметов,   но
имеющих ярко выраженную пищевую реакцию.

Упражнение  выполняется  так.  Дрессировщик  привязывает  собаку  к  дереву  и ставит

перед ней кормушку с пищей с таким расчетом, чтобы она могла дотянуться до корма. Как
только собака начнет есть, из-за укрытия выходит помощник и уносит кормушку. Через 300–
350 метров он ставит кормушку и прячется в укрытие. Дрессировщик пускает собаку по
следу и в конце трассы дает ей возможность немного поесть. Помощник вновь отбирает
кормушку   и   прокладывает   второй   отрезок   следа.   После   проработки   этого   следа   собака
доедает остатки корма. Дрессировщик выгуливает собаку и возвращается в исходный район.
Помощник следует за ними на удалении до 50 метров.

Для   безопасности   помощника   в   момент   отбирания   кормушки   собаку   рекомендуется

привязывать на короткий поводок. После проработки следа ей дается возможность потрепать
помощника, и упражнение заканчивается дачей собаке корма.

Пятый   способ      —   пуск   собаки   по   следу   дрессировщика.   Вначале   у   собаки

вырабатывается   доверчивое   отношение   к   другому   дрессировщику.   Дрессировщик
привязывает   собаку   и,   подав   команду   «Ко   мне»,   «Ко   мне!»,   скрывается   в   укрытии   и
прокладывает   след   длиной   200–250   метров.   Помощник,   наблюдавший   за   движением
дрессировщика, подходит к собаке, отвязывает ее и пускает по следу хозяина. На конечной
точке следа дрессировщик играет с ней, дает ей лакомство и выгуливает. Как только собака

начнет   принюхиваться   к   следу   дрессировщика,   ее   переключают   к   проработке   следа
помощника одним из вышеизложенных способов.

Первые занятия по приучению собак к работе по запаховому следу должны проводиться

только под руководством инструктора (преподавателя), который обязан определить наиболее
подходящий способ дрессировки.

Дрессировщик   при   затруднениях   собаки   в   работе   обязан   своевременно   оказать   ей

помощь.

При   работе   по   запаховому   следу   нельзя   применять   метод   принуждения   собаки

поводком,   громкими   командами   и   др.   Если   натаскивать   собаку   на   след,   то   у   нее
вырабатывается защитный условный рефлекс на команду «След» (она будет бояться, уходить
в противоположную сторону от следа или убегать от дрессировщика).

Во время работы собаки по следу особое внимание уделяется управлению поводком:

оно должно быть мягким, ровным, без рывков. Резкое задержание собаки, рывки тормозят, и
снижает заинтересованность собаки к поиску прокладчика следа, поэтому всегда необходимо
иметь запас поводка.

Дрессировщик   должен   не   только   хорошо   владеть   приемами   дрессировки,   но   быть

внимательным,   наблюдательным,   знать   поведение   своей   собаки,   строго   соблюдать
последовательность   ввода   новых   усложнений,   избегать   однообразных   условий   работы
(проведение занятий на одном участке, прокладка следа в одном направлении, расположение
помощника в однообразном укрытии и др.)

В первом периоде приучения собак к работе по следу дрессировщику необходимо знать

маршрут   движения   помощника.   В   практике   пользуются   двумя   способами   контроля   за
движением прокладчика следа.

Первый   способ      —   визуальный,   когда   дрессировщик   и   инструктор,   находясь   на

возвышенности, наблюдают за движением помощника от начальной до конечной точки следа.

Второй   способ      —   наблюдение   за   помощником   путем   движения   дрессировщика

параллельно с ним на удалении 50–80 метров (при боковом ветре с подветренной стороны).

Методические советы руководителю занятия.  В первом периоде приучения собак к

работе   по   запаховым   следам   инструктор   должен   сопровождать   каждого   дрессировщика,
учить   его   на   конкретных   примерах.   На   первых   занятиях   устанавливается   такой   порядок:
дрессировщики   прорабатывают   следы   только   под   непосредственным   руководством
инструктора. По мере овладения навыками управления собакой и активизации ее поисковой
реакции отдельным из них разрешается работать самостоятельно.

Учитывая, что конечная цель этого сложного приема дрессировки — приучение собаки

к работе по следу помощника и активной «трепке» его, необходимо постепенно переключать
собаку  к работе  только по следу  помощника и  усложнять условия  дрессировки  с учетом
степени ее подготовленности.

Если собака по команде «След» принюхивается к запаховому следу и активно ищет его

прокладчика, вводятся следующие усложнения: 

• увеличивается длина и давность следа; 
• изменяются формы следов, т. е. на следу делаются различные углы (повороты); 
• собака пускается на след под различными углами. 
Усложнения включаются и отрабатываются параллельно, по принципу от простого к

сложному, от легкого к трудному.

Увеличение   длины   и   давности   следа.    Физическая   выносливость   и   длительная

работоспособность обоняния собаки вырабатывается постепенно, путем увеличения длины
следа в среднем на 50 метров, а давности следа — на 5–10 минут на каждом занятии с учетом
погодных условий и характера почвенно-растительного покрова на участке занятий. Работа
собаки по следу требует не только физического напряжения, но и напряженной деятельности
всей   центральной   нервной   системы.   При   работе   по   запаховому   следу   собака   удерживает
запах в памяти, отличает от других, иногда более сильных, чем запах следа. Во время поиска
на собаку воздействуют другие отвлекающие раздражители: посторонние люди, животные,

сильные звуки и другие. Чтобы не потерять следа при этих условиях, от собаки требуется
весьма   напряженная   нервная   деятельность.   Поэтому   совершенствование   работы
обонятельного   анализатора   собаки   требует   соблюдения   последовательности   ввода
усложнений.

Кроме   того,   необходимо   учитывать,   что   у   собаки   быстро   вырабатывается   условный

рефлекс   поиска   человека   по   запаховому   следу   на   определенное   расстояние.   Поэтому   на
каждом   занятии   длина   и   давность   следа   должны   постепенно   меняться   как   в   сторону
увеличения,   так   и   уменьшения.   Вводить   усложнения   необходимо   с   учетом   активности   и
заинтересованности работы собаки по запаховому следу, а также состояния погоды.

Методические советы руководителю занятия.   В группе, как правило, не все собаки

работают по запаховым следам одинаковой давности и в целях экономии времени можно
прокладывать следы одновременно 2–3 дрессировщиками путем параллельного движения. В
этом   случае   второй   дрессировщик,   проложив   след,   возвращается   к   собаке   и   работает   по
следу первого дрессировщика. Проработав след, он оставляет собаку в укрытии и идет к
конечной точке. А первый дрессировщик (помощник) быстро возвращается по своему следу
к   собаке,   выгуливает   ее   и   затем   работает   по   следу   второго,   дрессировщика   (давность
запахового следа к этому времени будет больше, чем первого).

Это дает возможность на одном занятии проработать с собаками больше запаховых

следов, одновременно увеличивая давность их в соответствии с планом дрессировки.

Изменение   трассы   следа.    После   выработки   у   собаки   первоначального   условного

рефлекса   поиска   человека   по   запаховому   следу   необходимо   избегать   прокладки
однообразных следов, особенно по прямой линии. Это приводит к образованию у собаки
нежелательного условного рефлекса — движения по прямому направлению, иногда даже без
запахового следа.

Следы   должны   быть   различной   формы:   закругленные,   зигзагообразные,   а   в

последующем   с   тупыми   углами.   Расстояние   между   тупыми   углами   100–150   метров.   При
работе по таким следам собаке нужно предоставлять возможность самостоятельно находить
продолжение следа, умело помогать ей (рис. 52).

При отработке подобных усложнений дрессировщику надо уделять особое внимание на

управление собакой поводком в местах изменения направления следа (например, на углах).

Пуск   собаки   на   след   под   углом.    Самостоятельное   обнаружение   следа   собакой   и

определение   ею   направления   движения   человека   имеет   важное   практическое   значение.
Поэтому   если   в   первое   время   собаку   пускали   на   след   с   указанием   направления,   то   в
дальнейшем — со стороны, под углом к нему.

Не доходя 30–50 шагов до линии запахового следа, дрессировщик по команде «Ищи

след» жестом пускает собаку под тупым углом к линии следа. В дальнейшем это расстояние
постепенно увеличивается, и угол пуска доводится до прямого. Если собака не обнаруживает
след, то дрессировщик с помощью поводка направляет ее на трассу запахового следа.

Периодически собаку пускают на след под различными углами (острыми, тупыми и

прямыми) как с правой, так и с левой стороны следа.

Обучение дрессировщиков проработке неизвестных следов.  
Методические   советы   руководителю   занятия. 

  Систематическая   проверка

практических   навыков   обучаемых   и   степени   подготовленности   собак   позволяет
своевременно выявлять ошибки дрессировщиков и нежелательные связи у собак.

Лучший способ — проверка работы по неизвестному следу, когда дрессировщик не

знает исходную и конечную точки, а также направление и прохождение его.

На неизвестном следу дрессировщик наиболее полно изучает особенности поведения

собаки, тогда как на известном, стараясь не потерять направление следа, мест поворотов
(углов), он, как правило, мало обращает внимания на ее поведение.

Дрессировщик   должен   изучать   и   знать   темп   движения,   активность   принюхивания,

положение головы, ушей и хвоста у собаки. Работа по неизвестным следам способствует

также   подготовке   дрессировщиков   преследованию   человека   по   оставленному   запаховому
следу при выполнении служебных задач.

На   определенных   этапах   подготовки   специалистов   и   дрессировки   собак   проработка

известных следов даже необходима. При первоначальном обучении работе по следам и вводе
новых усложнений дрессировщик должен знать трассу следа: он может проконтролировать,
правильно ли идет собаке, поправить ее, если она собьется со следа. На известных следах
дрессировщик усваивает некоторые навыки управления собакой.

Преимущество проработки неизвестных следов заключается в том, что, приучая собаку

к   поиску   нарушителя   по   запаховому   следу,   дрессировщик   совершенствует,   навыки
следопытства, лучше изучает поведение собаки, овладевает приемами управления собакой и
в результате оказывается более подготовленным для действий в реальных условиях службы.

Понятия  неизвестный и  известный запаховый  след  касаются  только  дрессировщика.

Собака   идет   по   запаховому   следу,   пользуясь   им   как   условным   раздражителем,
показывающим направление и путь движения прокладчика следа.

При   обучении   молодых   дрессировщиков   правилам   проработки   неизвестных   следов

необходимо учесть две важнейшие задачи: научить управлять собакой и применять ее на
службе и подготовить собаку к поиску человека по запаховому следу. Обе задачи должны
выполняться параллельно, поэтому и рассматривать их нужно в неразрывной связи.

Сложность   подготовки   дрессировщика   заключается   в   изучении   им   особенностей

поведения   своей   собаки,   без   чего   невозможно   ее   применение   в   поиске   человека   по
запаховому следу. Умение дрессировщика видеть поведение собаки во многом зависит от его
наблюдательности   и   методики   обучения   его   инструктором   (преподавателем).   На   первых
занятиях   ему   трудно   сосредоточить   свое   внимание   на   всех   раздражителях   и   видах
деятельности.   Это   легко   можно   представить   по   схеме   распределения   внимания
дрессировщика   при   проработке   следа.   Поэтому   методика   обучения   дрессировщика
проработке   запахового   следа   должна   строиться   с   учетом   особенностей   внимания   и   его
психических качеств (рис. 52).

Известно,   что   человек   может   распределить   внимание   только   между   двумя

разнородными действиями и то, если одно из них привычно (автоматично). Следовательно,
как до начала приучения собаки к работе по запаховому следу, так и в процессе каждого
очередного занятия нужно добиваться от обучаемых последовательного овладения навыками
непринужденного   распределения   внимания   на   управление   собакой,   на   свое   поведение,
окружающую обстановку и другие раздражители.

Дрессировщик   должен   уметь   правильно   управлять   собакой   командами,   с   помощью

поводка,   одновременно   находя   наиболее   удобные   способы   движения   на   различных   по
характеру участках, уметь свободно ориентироваться на местности и др. Во время работы по
следу дрессировщик вынужден сосредоточивать внимание на трассе следа и на поведении
собаки, не забывая и остальные объекты.

Исследования   показывают,   что   большую   часть   внимания   молодой   дрессировщик

сосредоточивает на трассе следа и меньшую — на поведении собаки. Это объясняется рядом
причин.

Во-первых, чтобы приучить собаку к поиску человека по запаховому следу, приходится

вести   ее   строго   по   трассе   движения   помощника,   в   противном   случае   у   собаки   может
образоваться нежелательный условный рефлекс — поиск прокладчика следа по направлению.
Это   обстоятельство   заставляет   дрессировщика   тщательно   отбирать   ориентировочные   или
местные предметы, по которым он определяет трассу следа.

Во-вторых,   при   работе   по   известным   следам   трудно   убедить   дрессировщика   в

необходимости тщательного изучения поведения собаки на следу. Исследования показали,
что при переходе от известных следов к неизвестным многие дрессировщики не знают, с чего
начинать поиск прокладчика следа, как управлять собакой. Это свидетельствует о том, что на
известных следах дрессировщиком недостаточно изучалось поведение собаки.

Рис. 52. Распределение внимания дрессировщика при работе с собакой по следу

В-третьих, при многократном повторении упражнений по проработке известных следов

дрессировщик начинает сосредоточивать свое внимание на объектах и действиях, чтобы не
сбиться   со   следа,   он   больше   смотрит   на   местные   предметы,   видимые   отпечатки   обуви,
выбирает   более   удобный   путь   движения   и   т. д.,   реже   наблюдает   за   собакой,   перестает
замечать особенности ее поведения.

Отсюда следует, что чем позднее осуществлен переход от работы по известным следам

к   неизвестным,   тем   сильнее   будет   развито   у   дрессировщиков   внимание   на   трассу   следа,
окружающую обстановку и меньше — на поведение собаки. Поэтому в последующем будет
сложнее   переключить   внимание   дрессировщика   с   привычных   раздражителей   на
непривычные, т. е. на поведение собаки.

В связи с тем, что с обучением специалистов параллельно осуществляется и подготовка

служебных собак, несвоевременный переход к неизвестным следам отрицательно влияет и на
качество   подготовки   собак.   Чтобы   приучить   собаку   к   четкой   работе   по   следу,   ее   нужно
направлять только по линии следа. На известных следах это не всегда возможно, потому что
нельзя   точно   изучить   трассу   следа   на   всех   участках   местности   и   тем   более   на   больших
дистанциях.   Точно   изучить   трассу   следа   можно   только   тогда   (особенно   на   закрытой
местности), когда дрессировщик сам пройдет вдоль всей трассы параллельным путем. При
прокладке   длинных   следов   получается   так,   что   дрессировщик   знает   только   направление
движения помощника, но не знает, где именно он шел. Во время проработки такого следа
дрессировщик, не работающий по неизвестным следам, плохо знает поведение собаки, и в
случае потери следа не сможет оказать собаке нужную помощь, и вынужден будет вести ее
без   следа   по   направлению.   При   неоднократном   повторении   подобных   ошибок   у   собаки
вырабатывается нежелательный условный рефлекс — искать помощника не по запаховому

следу, а по направлению.

Поэтому к обучению дрессировщиков работе по неизвестным следам нужно переходить

как можно раньше, примерно после проработки 6–10 известных следов, учитывая при этом
степень   подготовленности   дрессировщика   и   его   собаки.   Дрессировщик   должен   владеть
приемами умелого управления собакой с помощью поводка, правильно ориентироваться на
местности, а собака — активно и заинтересованно работать по следу давностью не менее 30–
45 минут.

С переходом к работе по неизвестным следам рекомендуется проработать не менее 2–3

неизвестных следов с тем, чтобы лучше закрепить внимание дрессировщика на поведении
собаки, дать возможность понять методы изучения поведения своей собаки. В последующем
можно чередовать проработку и тех, и других следов.

В этом случае и на известных следах он будет больше смотреть на собаку и постепенно

овладеет навыком своевременного переключения внимания от собаки на трассу следа, на
местные предметы и обратно, в зависимости от обстановки. Одно из важнейших требований
методики   обучения   дрессировщика   работе   по   неизвестным   следам   —   обязательное
сопровождение   дрессировщика   инструктором   по   всему   маршруту   следа.   Только   в   этом
случае   возможно   своевременное   оказание   конкретной   и   необходимой   помощи
дрессировщику. При обучении проработке неизвестных следов необходимо также  широко
использовать   радиостанции.   Дело   в   том,   что   не   каждая   собака   спокойно   относится   к
руководителю занятия (инструктору). Применение же радиостанций позволяет: 

• бесшумно управлять дрессировщиком на значительном удалении, не отвлекая собаку

от работы; 

• рационально использовать учебное время; 
•   сохранять   силы   руководителю   занятия,   так   как,   сопровождая   нескольких

дрессировщиков, он быстро утомляется, что снижает активность в работе; 

• контролировать и управлять работой нескольких дрессировщиков.
С помощью радиостанций интенсивнее идет учебный процесс и повышается качество

проводимых   занятий,   более   рационально   используется   местность,   сокращается   время   на
проработку следов.

Обучение проработке неизвестных следов в первое время рекомендуется проводить так:

инструктор дает задание помощнику на прокладку следа и наблюдает за его действиями,
чтобы точно знать трассу следа. Через 10–15 минут вызывает дрессировщика и разъясняет,
как ставить собаку на след, на какие особенности поведения собаки обратить внимание и как
выполнять   его   советы   и   указания.   При   этом   подчеркивает,   чтобы   дрессировщик   меньше
смотрел на местные предметы и трассу следа, а больше на собаку. Желательно ставить собаку
на след под прямым углом к линии следа. В ходе работы инструктор следует в 15–20 метрах
за дрессировщиком, подсказывая ему, идет ли собака по следу, не сбилась ли с трассы, в
каком направлении и как отыскивать продолжение следа в случае его утери.

Закончив проработку следа, инструктор опрашивает обучаемого, какие особенности в

поведении  собаки  он заметил,  какие действия,  по его мнению, были  правильными и как
целесообразно   работать   в   дальнейшем.   Затем   отмечает   положительные   и   отрицательные
стороны в действиях обучаемого и дает конкретные указания по устранению недостатков.
При разборе особенно важно обратить внимание на ошибки, допущенные дрессировщиком,
вскрыть их причины. Это необходимо потому, что ошибки, повторяющиеся на нескольких
занятиях,   закрепляются   и   превращаются   в   привычки,   а   они   вырабатывают   у   собаки
различные  нежелательные  условные рефлексы.  Таким  образом,  обучение  дрессировщиков
путем непосредственного сопровождения — наилучший метод подготовки их к проработке
неизвестных следов.

После   того   как   дрессировщики   овладеют   навыками   управления   собакой   в   самых

разнообразных условиях работы  по следу, им разрешается самостоятельно прорабатывать
следы со своими собаками.

С   началом   обучения   дрессировщиков   работе   по   неизвестным   следам   значение

непосредственного   сопровождения   их   руководителем   значительно   возрастает,   особенно   в
период проработки коротких следов до 1 километра. Чем длиннее след, тем больше времени
потребуется   для   обучения   дрессировщиков   путем   их   сопровождения.   Так,   например,   при
условии работы по следу на дистанцию до 700 метров на каждого обучаемого инструктору
потребуется   в   среднем   20–30   минут.   Это   значит,   за   4   часа   занятий   с   собаками   он
проконтролирует   работу   6–8   дрессировщиков.   Если   же   дистанция   прокладки   следа   будет
больше,   например,   до   1500   метров,   то   за   это   время   он   сумеет   обучить   только   3–4
дрессировщиков.

Таким   образом,   обучение   дрессировщиков   проработке   неизвестных   следов   надо

начинать   как   можно   раньше,   но   не   в   ущерб   качеству   подготовки   собак.   После   того   как
обучаемые проработают 2–3 неизвестных следа, проработка неизвестных и известных следов
чередуется.

В   методике   обучения   проработке   неизвестных   следов   необходим   индивидуальный

подход   к   обучаемым   с   закрепленными   собаками.   Руководитель,   имея   в   группе   8–10
обучаемых,   не   в   состоянии   на   каждом   занятии   пробежать   по   следу   за   всеми
дрессировщиками.   Кроме   того,   в   практике   редко   бывает,   чтобы   все   дрессировщики   и
закрепленные за ними собаки одновременно были подготовлены к проработке неизвестных
следов. Поэтому проработку неизвестных следов надо начинать в первую очередь с наиболее
подготовленными дрессировщиками, а остальные должны работать по известным следам.
Когда же несколько обучаемых проработают по 3–4 неизвестных следа, инструктор начинает
обучение   очередных,   подготовившихся   к   этому   времени   дрессировщиков.   А   первая
подгруппа   может   работать   и   по   известным   следам.   В   этот   период   активное   участие   в
обучении  должны  принять все специалисты  учебных подразделений.  Это также  позволит
увеличить возможности непосредственного сопровождения дрессировщиков при работе по
неизвестным следам.

Один из важных вопросов обучения дрессировщиков работе по неизвестным следам —

привитие   им   навыков   самостоятельной   проработки   следов   без   непосредственного
сопровождения   инструктором.   К   самостоятельной   работе   допускаются   только   те
дрессировщики, которые овладели приемами смелой и уверенной проработки неизвестных
следов.

Опыт подготовки специалистов службы собак показывает, что дрессировщики быстрее

и лучше изучают особенности поведения собаки при работе по запаховому следу, когда они
работают   группами   по   три   человека,   поочередно   выполняя   следующие   роли:   один   —
помощника, второй — руководителя, третий — дрессировщика.

Преимущество этого метода обучения заключается в том, что каждый дрессировщик,

выполняющий роль руководителя, учится ставить задачи: помощнику на прокладку следа,
дрессировщику — на несение службы и применение собаки для преследования человека.
Двигаясь за  дрессировщиком, он видит его действия,  особенности поведения его собаки,
помогает   ему   в   работе.   И,   сравнив   результаты   работы   нескольких   дрессировщиков   с
собаками со своими действиями, лучше познает правила проработки следа и характерные
признаки в поведении своей собаки.

Нормативы подготовки собак в первом периоде.  Собака должна быть подготовлена

к выполнению следующих действий: 

• самостоятельно обнаруживать запаховый след человека, определять направление его

действия   на   участке   местности   50x50   метров   с   минимальным   количеством   отвлекающих
раздражителей при давности следа до 40–50 минут; 

•   активно   и   заинтересованно   вести   поиск   помощника   по   запаховому   следу   на

расстояние до 1 километра; 

• на конечной точке следа вести активную борьбу с помощником и окарауливать его на

месте и в движении.

Второй   период.    Задачи:   совершенствовать   условный   рефлекс   поиска   человека   по

запаховому следу до навыка; выработать навыки дифференцирования искомого запахового

следа человека среди запаховых следов посторонних людей.

Требования к подготовленности дрессировщика: 
• дрессировщик должен изучить особенности поведения своей собаки; 
• овладеть навыками управления собакой, как поводком, так и без поводка; 
•   в   совершенстве   ориентироваться   на   местности,   уметь   пользоваться   навыками

следопыта при работе по следу; 

• овладеть приемами управления собакой на углах (поворотах), при выборке помощника

на конечной точке следа; 

•   выработать   физическую   выносливость,   смелость,   терпеливость   и   настойчивость   в

выполнении поставленной задачи.

На занятиях соблюдать следующие правила: 
• условия окружающей обстановки усложнять постепенно и осторожно; 
• от многократных повторений упражнений в первом периоде переходить к проработке

3–4 следов в неделю; 

• не менее 30–40% следов прорабатывать вечером или ночью; 
• следы прокладывать по направлению ветра; 
• умело сочетать проработку известных неизвестных дрессировщику следов. 
Во втором периоде дрессировщик должен научиться: 
• ставить задачу помощнику на прокладку учебного следа; 
• анализировать свои действия работу собаки после каждого проработанного следа; 
•   выполнять   задачу   до   конца   и   в   ограниченное   время,   при   потере   следа   вести

преследование по видимым следам (признакам) до задержания помощника (в этом случае
собаку вести рядом и на задержание помощника не пускать).

В этом периоде дрессировки отрабатываются следующие усложнения.
Увеличение   длины   и   давности   следа   производится   постепенно,   с   учетом   условий

местности   и   характера   усложнений   на   следу.   Наиболее   сложно   приучение   к
дифференцированию следов давностью с 1 до 2 часов, так как до часовой давности собака
работает по комплексному запаховому следу, состоящему из бытового, профессионального,
индивидуального   и   других   сопутствующих   запахов.   После   2–3   часов   остается   только
индивидуальный   запах,   поэтому   вводить   усложнения,   надо   руководствуясь   поведением
собаки, т. е. способностью работать на усложненных условиях.

Со второго периода для поддержания активности работы собаки по запаховому следу и

приближения   действий   дрессировщика   с   собакой   к   реальным   условиям   службы   следы
прокладываются различными способами.

Первый   способ      —  обычный   (традиционный),   когда   помощник   прокладывает   след

определенной длины, двигаясь со скоростью 3–4 километра в час, и находится на конечной
точке столько времени, сколько предусмотрено давностью следа на занятии. В этом случае
собака идет по запаховому следу почти одинаковой давности от начала до конца, т. е. до
места   задержания   помощника.   Нередко   при   замедленном   темпе   работы   дрессировщика   с
собакой давность следа на последнем отрезке может быть даже большей, чем на исходном
участке.

При систематических упражнениях по проработке таких следов по мере увеличения

давности и длины следа активность работы собаки, как правило, снижается.

Второй способ     — прокладка следа с периодическими остановками на 5–20 минут

через каждые 200–600 метров движения обычным способом. Продолжительность остановок
и длина отрезков между ними зависят от общей давности и длины следа, предусмотренных
планом занятия.

Третий   способ      —   прокладка   следа   безостановочным   движением   помощника   в

медленном темпе (2–3 километра в час) до его задержания в ходе преследования.

Четвертый способ     — прокладка следа безостановочным движением помощника в

быстром темпе (более 5 километров в час) до его задержания в ходе преследования.

Безусловно,   в   каждом   конкретном   случае   сочетание   давности,   длины   и   способа

прокладки   следа   зависит   от   включения   в   отрабатываемые   упражнения   других   видов
усложнений.

Работа   собаки   по   запаховому   следу   помощника,   идущего   непрерывно   или   с

кратковременными остановками, по характеру близка к преследованию хищником (собакой)
уходящего животного. В таких случаях у собаки проявляются и совершенствуются активно-
оборонительная и поисковая реакции.

Изменение   линии   (трассы)   следов.    Во   втором   периоде   прокладывают   следы   с

различными углами (прямыми, острыми) и петлями, а в последующем с комбинацией всех
углов. Такие усложнения необходимы для того, чтобы приучить собаку к поиску человека
строго по запаховому следу даже в случае изменения им направления движения (рис. 53).

Рис. 53. Следы с различными углами и поворотами

Расстояние между углами должно быть не менее 100–120 метров. В первое время при

подходе собаки к углу следует замедлить темп ее движения натягиванием поводка и помочь
ей найти продолжение следа. Но нужно помнить, что систематическое сдерживание собаки
перед   углами   может   образовать   у   нее   нежелательный   условный   рефлекс   —   изменение
направления движения на углах следа только с помощью дрессировщика. В этом случае она
будет ждать условного сигнала (натягивания) со стороны дрессировщика или же свернет со
следа при каждом сдерживании ее даже на прямом отрезке следа.

Чтобы избежать этого, в дальнейшем надо пробегать с собакой угол, затем более строго

произносить команду «След» и, если нужно, слегка сдержав ее за углом, направить в сторону
следа.

Собаку   не   надо   натаскивать   на   след,   а   только   направлять   в  его   сторону,   добиваясь

самостоятельного нахождения ею продолжения следа.

Рекомендуется практиковать периодическую прокладку петлеобразных следов, обращая

особое внимание на особенности поведения собаки. Иногда она может проскочить петлю или
же раньше времени повернуть, не доходя до места пересечения следов. Такая проработка
следа вполне допустима и не считается ошибочной. Дрессировщик должен хорошо изучить
поведение своей собаки при работе на углах, так как в противном случае может привести к
срыву выполнения дрессировщиком поставленной задачи.

Методические советы руководителю занятия.  Особое внимание необходимо уделять

обучению   самого   дрессировщика,   выработке   навыков   управления   собакой   на   углах.
Рекомендуется на первом занятии проработать 3–4 коротких следа с различными углами.
После   каждого   проработанного   следа   проводить   тщательный   разбор   действий
дрессировщика с собакой. Вначале углы надо делать у хорошо видимых ориентиров (можно
обозначить флажками). Важно правильно чередовать проработку известных и неизвестных
следов.

Пересечение искомого следа другими следами.  При проработке пересеченных следов у

собаки вырабатывается навык различать искомый запаховый след среди других следов.

В первое время делается пересечение на удалении не менее 1 километра от исходной

точки. Причем дополнительный след должен быть большей давности (на 40–50 минут), чем
искомый. Пересекаемый след прокладывается, как правило, дополнительным помощником.
Он   заранее   должен   пройти   по   участку,   на   котором   будут   проложены   основные   следы.
Сначала следы должны пересекаться под прямым углом, в дальнейшем под острым и тупым,
в результате сокращается разница давности основного и дополнительного следов.

Следует создавать и такие пересечения, когда искомый след будет иметь одинаковую

давность с пересекаемым, иногда меньшую или большую. Подобные соотношения давности
основного и дополнительного следов периодически должны чередоваться.

При подходе к месту пересечения следов дрессировщик должен следить за поведением

собаки и предоставлять ей свободу работы. Если она попытается пойти по пересеченному
следу,   дрессировщик   дает   команду   «Ищи   след»   и   легким   рывком   запрещает   дальнейшее
продвижение, а затем направляет в сторону основного следа.

Существуют следующие способы организации проработки пересеченных следов.
Первый   способ.      За   30–50   минут   до   начала   прокладки   следов   очередной   сменой

помощников   один   из   дрессировщиков   выполняет   роль   дополнительного   помощника.   По
заданию инструктора он выдвигается на фланг участка до 1 километра от линии исходных
положений следов и прокладывает след, двигаясь под прямым углом относительно линии
следов основных помощников (рис. 54).

Рис. 54. Пересечение искомого следа с другими следами

При   этом   регулируется   и   разница   в   давности   между   основным   и   дополнительным

следами. Дополнительный помощник может подходить к месту пересечения с разницей во
времени, предусмотренной планом дрессировки собак.

Второй способ.     По мере совершенствования у собаки условного рефлекса поиска

человека по его запаховому следу через пересеченные дополнительные следы надо делать
взаимные пересечения следов двух основных помощников в указанном месте.

В этом случае один из дрессировщиков прорабатывает обычный пересеченный след, а

второй — усложненное пересечение, ибо первый дрессировщик, пройдя со своей собакой,

оставляет   сложный   и   свежий   запаховый   след   для   второго   дрессировщика   с   собакой.   В
дальнейшем вводится групповое пересечение следа. Это упражнение можно отрабатывать на
различных участках местности в разное время суток и при любой погоде, т. е. в условиях,
близких к реальным требованиям службы по преследованию человека.

Постановка   на   трассе   следа   дополнительных   помощников.    В   ходе   преследования

нарушителей по запаховому следу могут встречаться люди, не являющиеся прокладчиками
следа. Если они находятся вблизи следа, собака должна обнюхать их и продолжить поиск по
запаховому   следу.   Такой   навык   вырабатывается   путем   постановки   на   трассе   следа
дополнительных помощников. Это делается так: на удалении не менее 500–600 метров от
исходной точки возле линии следа за укрытием прячется дополнительный помощник. Когда
собака   подойдет   к   месту   его   нахождения,   он   должен   встать   и   стоять   спокойно.
Дрессировщик, следя за поведением собаки, дает ей возможность подойти к нему и обнюхать
его по команде «Нюхай». Если же собака пытается схватить его, то дрессировщик командой
«Фу»   и   поводком   удерживает   ее   и   вновь   направляет   на   искомый   след.   Если   собака,
возбудившись, отвлекается от следа, помощник прячется в укрытие.

Методические советы руководителю занятия.  Это упражнение можно отрабатывать

следующими способами.

Первый способ.    При постановке задач помощникам на прокладку следов инструктор

указывает   каждому   из   них   место   конечной   точки   следа   с   таким   расчетом,   чтобы   они
оказались   возле   следа   соседнего   помощника   слева   или   справа.   Каждый   очередной
дрессировщик,   работая   с   собакой   по   запаховому   следу,   будет   иметь   дополнительного
помощника.

Второй способ.     Назначается один общий дополнительный помощник. Ставя задачи

основным помощникам, инструктор одновременно указывает дополнительному помощнику
места на линии (трассе) основных следов, куда он должен выходить с начала проработки
следов   дрессировщиками.   Перед   началом   проработки   следов   дополнительный   помощник
выдвигается к первой точке. Как только первый дрессировщик с собакой пройдет мимо него,
он быстро перемещается на вторую точку. И так последовательно переходя от одного следа к
другому, выполняет роль дополнительного помощника на трассе каждого основного следа.

В дальнейшем количество дополнительных помощников на следу увеличивается. Они

должны   находиться   как   вблизи   следа,   так   и   на   удалении,   в   положении   сидя,   стоя   и   в
движении.

Приучение   собаки   обнаруживать   вещи   на   следу.    Обнаружение   собакой   вещей

прокладчика следа придает дрессировщику уверенность в том, что преследование ведется
правильно. Вместе с тем наличие вещей на трассе активизирует работу собаки по следу.
Поэтому параллельно с другими усложнениями отрабатывается бросание помощником своих
вещей на следу.

На первых занятиях в целях более быстрой выработки у собаки условного рефлекса

необходимо использовать такие предметы, к которым она проявляет повышенный интерес
(заинтересованно их апортирует) и которые хорошо сохраняют запах человека (тряпичные,
деревянные) (рис. 55).

Рис. 55. Расположение вещей на следах

Вначале рекомендуется оставлять вещи посередине между углами. Добиваться, чтобы

собака самостоятельно их обнаруживала, поднимала и садилась. Затем надо подойти к собаке
и,   отобрав   вещь,   поощрить   ее   лакомством   и   вновь   пустить   по   следу.   Если   собака
самостоятельно   не   поднимает   их,   но   четко   обозначает   местонахождение   предмета,
необходимо подойти к ней, посадить рядом с предметом и дать лакомство. Этот условный
рефлекс   легко   вырабатывается,   когда   собака   приучена   к   работе   по   следу   дрессировщика
(помощника), унесшего апортировочный предмет.

В последующем собака приучается к самостоятельному обнаружению вещей на следу, а

также к их облаиванию. Это необходимо потому, что в случае обнаружения предмета в ходе
преследования   по   запаховому   следу   дрессировщик   обязан   принять   меры   к   сохранению
отпечатков пальцев и индивидуального запаха человека на этом предмете. К тому же следует
учесть и то, что в реальных условиях службы иногда предметы могут быть заминированы,
обработаны   отравляющими   веществами   и   т. п.   Поэтому   дрессировщик   обязан   при
обнаружении  собакой  предмета  (по  ее  поведению)  ограничить ее  действия,  не  допустить
хватания предмета.

Упражнения выполняются двумя способами.
Первый способ.   Вначале собаку приучают самостоятельно обнаруживать и поднимать

вещи на следу. За каждую найденную вещь дрессировщик поощряет собаку лакомством.

Сначала помощник оставляет вещи у линии следа (до 3–4 штук, на расстоянии одна от

другой не ближе 200–300 метров), а в последующем забрасывает их на удаление до 10–15
метров от линии следа. Когда собака будет безотказно находить и поднимать вещи на следу,
можно приучать ее обозначать обнаруженные вещи. С этой целью помощник оставляет на
следу тяжелые вещи (вещевой мешок), а также подвешивает их или кладет на ветви деревьев,
чтобы   собака   не   смогла   их   поднять   или   достать.   При   обнаружении   собакой   вещи
дрессировщик командой или жестом вызывает у собаки лай и сажает ее, затем поощряет
лакомством или поглаживанием в сочетании с восклицанием «Хорошо».

Кроме   того,   рекомендуется,   чтобы   помощник   периодически   укрывался   в   местах,

недоступных   для   собаки,   например,   на   дереве,   в   стоге   сена,   помещении   и   т. п.   При
обнаружении укрывшегося помощника дрессировщик также вызывает у собаки лай. Если же
собака не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее на проявление лая.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..