Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 9

 

 

• собакой управляют без поводка (первоначально лучше использовать электроошейник);
• проводятся упражнения по неизвестным для дрессировщика условиям; 
• периодическое повторение упражнения по приучению собаки не брать корм, даваемый

помощником, в отсутствии хозяина; 

•   навык   совершенствуется   в   ходе   отработки   общедисциплинарных   и   специальных

приемов в условиях, приближенных к требованиям службы.

Навык считается выработанным, если собака не берет пищу, как случайно найденную

на   земле,   так   и   предлагаемую   посторонним   человеком   в   присутствии   или   отсутствии
дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Проведение занятий на одном и том же участке.
2. Использование   одной   и   той   же   пищи   (например,   мяса),   в   результате   чего   собака

привыкает не брать только этот вид пищи.

3. Разрешение   собаке   поедать   найденную   или   предложенную   (оставленную)

помощником пищу, в результате чего не вырабатывается безотказный навык отказа от корма.

4. Неправильное применение безусловных раздражителей и особенно электротока.
5. Выработка первоначального условного рефлекса у голодной собаки.

ПРИУЧЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕДИ ДРЕССИРОВЩИКА

Навык   необходим   при   выполнении   служебных   задач   по   осмотру   местности,

транспортных средств и является базой для приучения собак к ездовой, сторожевой службам,
а также буксировке лыжников.

Условные раздражители   — команда «Вперед» и жест — показ рукой в направлении

движения собаки.

Дополнительные команды — «Ищи», «След», «Сидеть», «Тихо».
Безусловные раздражители  — лакомство и поглаживание.
Навык   вырабатывается   на   базе   активно-оборонительной,   пищевой   реакций,   а   также

навыка апортировки и преодоления препятствий.

Прием вводится параллельно с упражнениями по преодолению препятствий.
Методика и технике дрессировки.   Упражнение по приучению собаки к движению

впереди дрессировщика выполняется так. Дрессировщик берет собаку на короткий поводок,
показывает апортировочный предмет и бросает его на 25–30 метров впереди себя, после 1–2-
минутной выдержки командой «Вперед» и жестом посылает собаку вперед. Движение собаки
впереди на расстоянии короткого поводка дрессировщик поощряет словом «Хорошо».

Подойдя   к   апортировочному   предмету,   разрешает   собаке   взять   его,   затем   забирает

предмет и поощряет собаку лакомством.

Можно выполнять упражнения на участках с узким пространством между зданиями, на

тропе с высокой растительностью по краям, на дне траншеи и т. п. В подобных условиях, где
ограничена возможность движения собаки рядом, она будет идти впереди дрессировщика.
Впоследствии упражнения проводятся в комплексе с преодолением препятствий (рис. 44).

Рис. 44. Приучение к движению впереди дрессировщика

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде и

жесту движется впереди дрессировщика на удалении до 1,5 метра (длина короткого поводка).

В дальнейшем вводятся следующие усложнения: 
• постепенное увеличение расстояния между дрессировщиком и собакой до 15 метров и

более; 

• приучение к движению по различным тропам и дорогам; 
•   приучение   к   движению   впереди   дрессировщика   при   наличии   отвлекающих

раздражителей; 

•   приучение   собаки   садиться   и   ожидать   дрессировщика   при   движении   впереди

дрессировщика на закрытых участках местности; 

• проведение упражнений в ночное время, с освещением местности ракетами; 
• проведение занятий в комплексе со специальной дрессировкой собаки.
Навык  считается  выработанным,  если  собака  по   команде  или   жесту   дрессировщика

уверенно двигается впереди него на удалении не менее 15–20 метров, внимательно наблюдая
за дрессировщиком и четко выполняя все его команды.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Применение   механических   раздражителей,   вызывающих   проявление   пассивно

оборонительной реакции.

2. Постоянное управление собакой без поводка, которое ослабляет дисциплину собаки.
3. Проведение занятий в однообразных условиях.

Глава 4

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА

ПРИУЧЕНИЕ К ВОЗВРАЩЕНИЮ НА МЕСТО

Навык дисциплинирует собаку, способствует развитию ее ориентировочной реакции,

необходимой при выполнении служебных задач.

Условные раздражители   — команда «Место» и жест — показ рукой в направлении,

куда должна идти собака.

Безусловные раздражители  — рывки поводком, лакомство, поглаживание.

Рис. 45. Приучение собаки к возвращению на место

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакции. Прием

вводится после выработки навыков садиться, ложиться, стоять. Основной метод дрессировки
— контрастный.

Методика   и   техника   дрессировки.    Упражнение   выполняется   так.   Дрессировщик,

посадив собаку, кладет перед ней какой-либо предмет (поводок, сумку, перчатку и т. п.) и
отходит на 5–7 шагов. Несколько раз в разной последовательности заставляет собаку лечь,
сесть, встать и подзывает к себе. Поощрив за подход, подает команду «Место», жестом руки в
направлении   оставленной   вещи   и   легкими   рывками   поводка   левой   рукой   ведет   собаку   к
обозначенному месту. Возвратившись на обозначенное место, дрессировщик заставляет ее
принять прежнее положение, а затем поощряет поглаживанием, лакомством и отходит от нее
на 5–6 шагов (рис. 45).

Упражнение повторяется за рабочий день 30–40 раз.
Если собака без команды дрессировщика сойдет с места, то он командой «Место» с

угрожающей интонацией, подкрепленной рывком поводка, возвращает ее на место.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде и

жесту дрессировщика быстро возвращается к обозначенному месту на удалении 3–4 метров и
самостоятельно занимает прежнее положение. 

В последующем вводятся следующие усложнения: 
• постепенное увеличение выдержки после возвращения собаки на место, в том числе в

отсутствии дрессировщика; 

• постепенное увеличение расстояния между дрессировщиком и собакой; 
• проведение занятий на разнообразной местности, в различное время суток; 
•   совершенствование   навыка   до   безотказности   выполнения   в   сложных   условиях   в

комплексе с другими общедисциплинарными и специальными навыками.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту безотказно

возвращается   на   место   и   занимает   прежнее   положение   на   удалении   до   25–30   метров   от
дрессировщика и сохраняет выдержку не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Отработка первоначальных упражнений при наличии отвлекающих раздражителей.
2. Использование   апортировочного   предмета   для   обозначения   места,   приводящее   к

стремлению собаки взять предмет и поднести его дрессировщику.

3. Применение   сильных   механических   раздражителей   при   возвращении   собаки   на

место.

ПРИУЧЕНИЕ ПЛАВАТЬ

Навык   плавания   необходим   при   выполнении   служебных   задач,   он   дисциплинирует

собаку, способствует ее физическому развитию.

Условные раздражители   — команда «Вперед» и жест — показ рукой в направлении,

куда должна двигаться собака.

Безусловные раздражители  — лакомство, апортировочный предмет, поглаживание.
Собаки   способны   держаться   на   воде   и   плавать.   Однако   не   каждая   собака

самостоятельно входит в воду и умеет правильно плавать. Поэтому задача дрессировщика —
приучить собаку плавать спокойно, бесшумно, не выбрасывая передние конечности из воды.
Упражнения   по   плаванию   следует   начинать   после   выработки   у   собаки   основных
общедисциплинарных навыков, и, как правило, летом, в теплые дни.

Методика и техника дрессировки.  Вначале приучают собаку не бояться воды, смело

входить в воду и свободно держаться на воде. Для этого находят водоем с отлогим берегом и
с постепенно углубляющимся дном. Легче приучить собаку к плаванию в жаркие дни. В
таких условиях собака более охотно входит в воду.

Первый   способ.      Собак,   заинтересованных   в   апортировке,   посылают   в   воду   за

апортировочным предметом. Это делается так. На виду у собаки дрессировщик бросает в
воду  недалеко   от   берега  апортировочный  предмет   и  посылает  собаку  за   ним  по   команде
«Апорт». За подноску предмета поощряет ее лакомством. Когда собака смело, будет входить
в воду  и уверенно плавать, апортировочный предмет  забрасывается  в воду  все дальше и
дальше.

Второй способ.    Дрессировщик, выгуливая собаку у воды, постепенно увлекает ее за

собой в воду. Если собака не входит в воду, то дрессировщик, находясь в воде недалеко от
берега, подзывает собаку командой «Ко мне» и показом лакомства. Если собака не подходит,
дрессировщик   осторожно   берет   ее   на   руки   и   ставит   в   воду   около   берега,   успокаивая
поглаживанием и дачей лакомства. В дальнейшем дрессировщик, играя с собакой в воде у
берега, увлекает ее за собой все дальше и дальше. Когда собака, попав в глубокое место,
начинает бить по воде передними лапами, дрессировщик слегка поддерживает ее под живот и
дает   возможность   поплавать,   повторяя   команду   «Вперед»,   «Хорошо».   В   последующем
приучают собаку к длительному пребыванию в воде, заставляя плавать дальше от берега по
нескольку раз в день с небольшими перерывами.

Одновременно   собаку   приучают   плавать   рядом   с   дрессировщиком.   Дрессировщик,

находясь в воде около собаки, произносит команду «Рядом» и делает попытку отплыть от нее.
Последняя обычно плывет вслед за дрессировщиком.

В дальнейшем плавание сочетается с проработкой следов, проложенных через водные

преграды,   и   задержанием   помощника   на   другой   стороне   реки   и   др.   Навык   считается
выработанным,   если   собака   смело   входит   в   воду   и   правильно   плавает   в   указанном
направлении или рядом с дрессировщиком.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Бросание собаки в воду или другие принуждения, вызывающие у нее боязнь воды.
2. Проведение   первоначальных   упражнений   в   глубокой   или   быстротекущей   воде,

заканчивающиеся иногда трагическими последствиями.

3. Приучение к плаванию в прохладное время года, вызывающее у собаки простудные

заболевания.

ПРИУЧЕНИЕ К ЗАМЕДЛЕНИЮ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ

Навык необходим для четкого управления собакой при выполнении служебных задач,

связанных с преодолением сложных препятствий, проработкой сложного следа, особенно при
управлении собакой без поводка и в других случаях. При умеренном темпе движения собаки
дрессировщик более спокойно ориентируется в обстановке, лучше наблюдает за поведением
собаки, а собака увереннее различает запахи.

Условные раздражители  — команда «Тихо».
Безусловные раздражители  — натягивание или легкий рывок поводком, поглаживание

и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной реакции.
Прием   вводится   после   приучения   собаки   к   движению   впереди   дрессировщика,

параллельно с преодолением препятствий.

Методика   и   техника   дрессировки.    Упражнение   выполняется   в   комплексе   с

общедисциплинарными   и   специальными   приемами.   Так,   при   движении   с   собакой   в
положении   «Рядом»   разными   темпами,   переходя   на   замедленный   темп,   подает   команду
«Тихо» и сдерживает собаку, за правильные действия поощряет ее поглаживанием. Можно
использовать   движение   с   собакой   по   узкой   тропе,   посылая   ее   впереди   себя   на   коротком
поводке и периодически меняя темп движения. В случае, когда собака начинает движение в
быстром темпе, дрессировщик подает команду «Тихо» и делает рывок поводком или просто
натягивает его. За выполненное действие собаку поощряет поглаживанием, лакомством.

В   дальнейшем   отрабатываются   упражнения   по   замедлению   темпа   движения   при

движении собаки по буму и лестнице, проработке запахового следа. Замедление движения
собаки проработке следа отрабатывается во втором периоде курса дрессировки. Вначале это
делается по известным следам. Дрессировщик пускает собаку по следу и внимательно следит
за ее поведением. При быстром движении собаки по следу дрессировщик подает команду
«Тихо» и натягивает поводок так, чтобы замедлить её движение.

Как   только   собака   замедлит   темп   движения,   дрессировщик   ослабляет   натягивание

поводка   и   подает   команды   «Хорошо»,   «Тихо»,   «Тихо».   Команды   надо   произносить
достаточно громко, но спокойно и ласково.

Упражнение   повторяется   несколько   раз,   особенно   в   тех   местах,   где   запаховый   след

сохраняется слабо или пересекается другими следами.

Не следует увлекаться, замедлением темпа движения собаки на следу, так как это может

снизить заинтересованность работы по следу.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде «Тихо» замедляет темп

движения, как при проработке следа, так и в других случаях передвижения.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Применение чрезмерно сильных рывков, особенно при работе по следу, ведущих к

ослаблению рефлекса.

2. Постоянное   натягивание   поводка,   приводящее   к   образованию   безразличного

отношения собаки к команде «Тихо».

3. Преждевременный переход к работе без поводка.

ПРИУЧЕНИЕ К ОХРАНЕ ВЕЩЕЙ

Навык охраны вещей необходим в случаях, когда дрессировщик вынужден временно

оставлять свои вещи возле собаки, привязанной к столбу, дереву и т. п.

Рис. 46. Приучение собаки к охране вещей

Условный раздражитель  — команда «Охраняй».
Безусловные раздражители   — помощник, предмет, привлекающий внимание собаки,

поглаживание и лакомство. Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции
собаки.

Приучение собак к охране вещей начинают после развития у них злобы и выработки

навыка отказа от корма.

Методика   и   техника   дрессировки.    Дрессировщик   привязывает   собаку   на   цепь   в

знакомой для нее обстановке, кладет перед ней такую вещь, которая больше всего привлекает
ее   внимание   (апортировочный   предмет,   сумку,   плащ).   Расстояние   от   собаки   до   предмета
должно   быть   такое,   чтобы   она   не   могла   достать   его   передними   лапами.   Дрессировщик,
находясь возле собаки, показывает рукой на вещь и произносит «Охраняй».

Через некоторое время из укрытия появляется помощник и 1–2 раза спокойно проходит

перед собакой. При повторном подходе он протягивает руку, пытаясь взять охраняемую вещь.
В это время дрессировщик подает команду «Охраняй» и показывает рукой на вещь (рис. 46).

Как   только   собака   начнет   лаять   и   набрасываться,   помощник   убегает   в   укрытие.

Дрессировщик  поощряет  собаку  поглаживанием  и лакомством.  Если  же  собака  реагирует
только на помощника, не обращая внимания на вещь, то помощник «оживляет» охраняемую
вещь. Для этого рекомендуется привязывать к вещи проволоку диаметром 1,5–2 миллиметра
длиной до 1 метра. Обычно движение вещи привлекает внимание собаки, и она начинает
следить как за вещью, так и за поведением помощника.

По мере выработки у собаки навыка охраны вещи, условия упражнений усложняются.
Собака приучается к самостоятельной охране вещи в отсутствии дрессировщика. Для

этого на каждом занятии дрессировщик постепенно отходит от собаки все дальше и дальше,
управляя   собакой   на   расстоянии   соответствующими   командами.   Каждый   раз   упражнение
заканчивается   подходом   дрессировщика   к   собаке   и   поощрением   ее   лакомством   с
последующим выгуливанием.

Рекомендуются   упражнения   с   привлечением   двух   помощников.   Пока   один   из   них

отвлекает собаку, другой пытается забрать вещь. Одновременно приучают собаку к охране
разнообразных вещей дрессировщика.

Приучая собак к охране вещей, нельзя превращать упражнения в развитие злобы. Все

внимание   собаки   должно   быть   направлено   на   обеспечение   сохранности   вещи.   Поэтому
помощник не должен дразнить собаку.

Навык   считается   выработанным,   если   собака   в   отсутствии   дрессировщика   активно

охраняет вещь, облаивая помощника, пытающегося забрать ее.

ПРИУЧЕНИЕ К СПОКОЙНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДРЕССИРОВЩИКОВ С

СОБАКАМИ

Групповые занятия способствуют закреплению общей дисциплины у собак. Кроме того,

групповые занятия вырабатывают у собак навыки дифференцировки команд и жестов своего
дрессировщика от других.

В ходе групповых занятий собаки приучаются к спокойному отношению друг к другу.
Групповые   занятия   проводят   после   выработки   у   собак   большинства

общедисциплинарных навыков.

Количество собак в группе увеличивается постепенно. В первое время в группе должно

быть не более 6–8 дрессировщиков с собаками одинаковой степени подготовленности. Если
имеются суки, то их следует чередовать с кобелями. При проведении групповых занятий
собаки должны быть в намордниках.

Методика проведения групповых занятий. 
Первый   способ.      Руководитель   занятия   выстраивает   дрессировщиков   с   собаками   в

шахматном   порядке.   Затем   дает   команду   одному   из   них   на   движение   с   собакой   вокруг
каждого из стоящих дрессировщиков, при этом его собака должна находиться с внешней
стороны.

Рис. 47. Приучение собаки к спокойному отношению друг к другу

В   случае   злобного   реагирования   собак   друг   на   друга   подается   команда   «Фу»   и

подкрепляется рывком поводка или ударом прута. Обойдя вокруг всех дрессировщиков, он
становится на свое место, а другой дрессировщик начинает движение таким же порядком.

Второй способ.     Дрессировщики выстраиваются в одну шеренгу с интервалом 4–5

метров. Руководитель занятия, подавая команды «Справа по одному — посадить, положить
собак»,   управляет   работой   дрессировщиков.   Наблюдая   за   действиями   каждого   из   них   и
работой  собак,  указывает  на  ошибки,  дает  рекомендации.  Для  движения  подает  команду:
«Направляющий   (такой-то)   дистанция   5   метров,   по   кругу   шагом   (бегом)   марш».
Продолжительность   занятий   групповым   методом   не   должна   превышать   15–20   минут   и   в
течение рабочего дня повторяется не более 2 раз (рис. 47).

Третий способ.   Дрессировщики с собаками располагаются по кругу, затем отходят от

собак на указанное расстояние и выполняют упражнения по командам руководителя занятия.
При   отходе   от   собак   дрессировщики   должны   внимательно   наблюдать   за   ними,   при
необходимости возвращать на место или пресекать неправильные действия.

По   мере   того   как   собаки   привыкнут   к   работе   в   группе,   количество   их   в   строю

возрастает,   интервалы   между   собаками   сокращаются,   увеличивается   расстояние   отхода
дрессировщиков от собак и управление осуществляется как на поводке, так и без поводка.

Нет необходимости проводить групповые упражнения по специальным приемам.
Нередко   увлекаются   развитием   злобы   в   составе   группы   более   трех   собак.   Это

неправильная   методики.   У   собак   развивается   чрезмерная   голосовая   реакция,   кроме   того,
перевозбуждение собаки может повлиять на состояние нервной системы.

Глава 5

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ РЕАКЦИИ

Подготовка и применение большинства служебных собак основаны на использовании

их обонятельно-поисковой реакции. Поэтому своевременное развитие этой реакции является
главным   условием   качественной   подготовки   собак   в   учебных   подразделениях   в   короткие
сроки.

Условные   раздражители    —   команды   «Ищи»,   «Нюхай»   и   жест   —   показ   рукой   в

направлении поиска. Вспомогательная команда — «Апорт».

Безусловные   раздражители    —   лакомство,   поглаживание,   апортировочный   предмет,

запаховые приманки.

Обонятельно-поисковую реакцию рекомендуется развивать с 2–3-месячного возраста, в

начале методом группового воспитания, в последующем индивидуально.

Для этого можно использовать следующие способы.
Первый способ.     На участке с травяным покровом дрессировщик на виду у собаки

разбрасывает 3–4 небольших кусочка мяса в разные стороны. При этом последний кусочек
мяса показывает собаке и дает ей обнюхать и, когда собака потянется к мясу, забрасывает его
в траву. Затем посылает собаку на поиск лакомства, управляя ею длинным поводком. Этим
способом надо пользоваться, в крайнем случае, когда у собаки сильно заторможена поисковая
реакция.

Второй   способ.      Хорошие   результаты   дают   упражнения   по   поиску   спрятавшегося

дрессировщика (хозяина) при наличии прочного контакта. Во время выгуливания на участке
с   разнообразными   местными   предметами   дрессировщик,   пользуясь   отвлечением   собаки,
прячется за укрытие и по возможности наблюдает за ней. При хорошем контакте собака, как
правило,   начинает   искать  хозяина,   при   помощи   зрения,   слуха   и   обоняния.   При   ветреной
погоде дрессировщик должен прятаться так, чтобы ветер дул с его стороны на собаку. Это
облегчит включение в поиск обоняния. Когда собака, обнаружив дрессировщика, подбежит к
нему, она поощряется лакомством.

По мере развития поисковой реакции дрессировщик не только прячется, но и уходит от

собаки на 50–100 метров. Это побудит собаку искать хозяина по запаховому следу. После
того,   как   собака   отыщет   хозяина,   ее   поощряют   игрой   и   лакомством.   В   последующем
отрабатываются и такие упражнения, когда дрессировщик привязывает собаку поводком к
дереву, столбу и уходит на 300–400 метров и так, чтобы собака не видела его движение.
После этого второй дрессировщик подходит к собаке, отвязывает ее и посылает за хозяином.
Следуя за собакой с помощью длинного поводка, направляет ее по запаховому следу. Если
собака  идет  по  следу  активно,  то  помощник   дрессировщика  остается  на   месте,   и  собака
работает самостоятельно.

Третий   способ.      При   совершенствовании   навыка   апортировки   необходимо

использовать разнообразные  апортировочные  предметы  небольших размеров длиной  1–10
сантиметров, по цвету соответствующих фону местности.

Упражнения   выполняются   так.   Дрессировщик   знакомит   собаку   с   запахом   предмета,

затем   бросает   его   в   траву,   кусты   или   к   подобным   беззапаховым   предметам   и   через   1–2
минуты   по   команде   «Ищи   апорт»   посылает   собаку   за   ним.   На   одном   часовом   занятии
упражнение повторяется 6–8 раз. Такие же упражнения надо выполнять по обнаружению
запаховых предметов, разбросанных помощниками.

Систематическое повторение таких упражнений способствует развитию обонятельно-

поисковой реакции, необходимой в последующем для обыска местности, выборки вещей,
одорологической выборки.

Четвертый   способ.      В   жизни   (работе)   собака   ориентируется   как   нижним,   так   и

верхним чутьем. При верхнем чутье собака воспринимает запахи в воздухе и таким способом
определяет   местонахождение   источника   запаха,   при   нижнем   чутье   она   непосредственно
обнюхивает   почву.   Целенаправленными   упражнениями   необходимо   развивать   у   нее   и
нижнее, и верхнее чутье.

С   этой   целью   за   30–40   минут   до   начала   поиска   дрессировщик   раскладывает

апортировочные   предметы   на   местности   так,   чтобы   40–50%   из   них   лежали   на   земле,   а
остальные на высоте 1–1,5 метра от земли (на кустарнике, на ветках деревьев, стеблях травы
и т. д.). При этом каждый раз при пуске собаки на поиск надо учитывать направление ветра.
Заставлять идти как по ветру, так и против ветра, заниматься на разнообразной местности. За
каждую обнаруженную вещь собаку надо поощрять лакомством.

Пятый   способ.      Учитывая   активную   реакцию   собаки   на   запахи   животного

происхождения, целесообразно использовать пахучие приманки — тампоны с запахом крови.
Пахучие   приманки   (10–15   штук)   раскладывают   вдоль   намеченного   маршрута   движения
дрессировщика   с   собакой   на   удалении   15–40   метров   от   тропы.   Количество   приманок   на
каждом занятии меняется, при движении по тропе собака находится на удлиненном поводке.
За   каждую   обнаруженную   пахучую   приманку   собаку   поощряют   поглаживанием   и
лакомством.

В ходе дрессировки каждое занятие, выработка любого специального навыка должны

способствовать   развитию   обонятельно-поисковой   реакции   поведения   и   доведения   ее   до
совершенства.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Чрезмерное   увлечение   упражнениями   по   поиску   кусочков   мяса,   разбросанных   на

участке. Собака привыкает искать лакомство при каждом выходе на прогулку.

2. Неправильное выполнение упражнений, когда собака находит хозяина или предметы,

пользуясь не обонянием, а зрением и слухом.

РАЗВИТИЕ АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ (ЗЛОБЫ)

Навык недоверчивого отношения к посторонним людям, смелой и активной борьбы с

человеком,   нападающим   на   собаку,   крепкой   хватки   за   его   одежду   является   базой   для
подготовки собак к розыскной, сторожевой, караульной и другим специальным службам.

Условные раздражители   — команда «Фасс» и жест — показ рукой в направлении

помощника.

Безусловные раздражители  — помощник и разнообразные воздействия его на собаку.

Навык   вырабатывается   на   базе   активно-оборонительной   реакции.   Можно   использовать
реакцию   подражания.   Прием   вводится   после   установления   хорошего   контакта
дрессировщика с собакой.

Развитие   активно-оборонительной   реакции   должно   начинаться   в   период   группового

содержания   щенков   и   продолжаться   до   передачи   их   на   основной   курс   специальной
подготовки.

Методика и техника дрессировки.   Характер упражнений и последовательность их

усложнения зависит от возраста собаки, степени ее подготовленности, условий содержания
до   начала   дрессировки,   преобладающей   реакции   поведения.   Упражнение   выполняется   в
следующем   порядке.   На   выбранном   участке   местности,   укрыв   помощника,   руководитель
занятия дает команду дрессировщику поставить собаку на цепь, привязав к дереву (столбу)
на высоте 1 метра от земли так, чтобы при натяжении цепь оказалась выше туловища собаки
и не попадала между ее конечностями. Цепь удерживается левой рукой вместе с поводком на
расстоянии   одного   метра   от   ошейника   в   целях   ослабления   (смягчения)   рывков   собаки   в
сторону помощника (рис. 48).

Рис. 48. Развитие активно-оборонительной реакции

По   установленному   сигналу   помощник   осторожно   выходит   из-за   укрытия,

приближается к собаке, следя за ее поведением. Дрессировщик, показывая рукой в сторону
помощника,   произносит   команду   «Фасс».   Активную   реакцию   собаки   поощряет
поглаживанием.   Помощник,   подойдя   к   собаке,   совершает   нападающие   действия,   ударяя
прутом по земле, слегка по бокам собаки. Как только она достаточно возбудится, помощник
убегает в укрытие.

Дрессировщик   успокаивает   собаку   поглаживанием.   Через   2–3   минуты   упражнение

повторяется.

После выработки смелости у собаки, не боязни взмахов помощника прутом переходят к

упражнениям по выработке хватки за тряпки, специальные рукава. С этой целью помощник,
раздразнив собаку ударами прута, делает взмах тряпкой  над собакой или  ударяет ее  так,
чтобы она смогла схватить тряпку. При слабой хватке помощник подтягивает тряпку к себе,
пытаясь отнять ее. Если собака держит слишком крепко, бросает эту тряпку и как только
собака   освободится   от   нее,   переключает   собаку   на   другую   тряпку.   По   сигналу
дрессировщика   помощник   прекращает   дразнение   и   убегает   в   укрытие.   Упражнение
заканчивается выгуливанием собаки.

Многократное повторение упражнений по развитию злобы с использованием тряпок

быстро   приводит   к   образованию   нежелательной   привычки.   Поэтому   если   собака   смело

хватается за тряпки, не боится ударов прутом, отрабатываются упражнения по выработке
крепкой   хватки   с   перехватыванием   за   специальные   рукава,   собаку   приучают   к   ведению
борьбы   с   помощником   путем   стаскивания   с   него   предметов   специальной   одежды   с
последующей хваткой за руки помощника.

Практикуются упражнения с привлечением двух помощников, нападающих на собаку

одновременно и применяющих различные механические раздражители.

Злобу у щенков и собак с пассивно-оборонительной реакцией развивают групповыми

упражнениями,   используя   способности   собак   к   подражанию.   При   этом   одна   из   собак   в
группе должна быть более злобной, чтобы ее действия побуждали других собак к злобной
реакции на воздействия помощника. Следует учесть, что в группе должно быть не более 4–5
щенков или 2–3 взрослые собаки и дразнение их надо продолжать не более 2–3 минут. Иначе
у собак развивается излишняя голосовая реакция (лай) и перевозбуждается нервная система.
Количество   и   характер   упражнений   по   развитию   злобы   определяются   исходя   из
индивидуальных особенностей собак — возраста, степени выраженности оборонительной
реакции и податливости к дрессировке.

Со щенками упражнения рекомендуется проводить 2–3 раза ежедневно, а с собаками

старше   6–8   месяцев,   не   имеющими   достаточной   злобы,   на   первых   4–5   занятиях   надо
проводить   по   5–6   упражнений   (по   2   сочетания   каждый   раз)   с   перерывами   между
упражнениями 5–10 минут. Продолжительность дразнения — 1–2 минуты. В последующем
количество упражнений постепенно сокращается до 1–2 раз на каждом занятии.

Собаку можно считать подготовленной для передачи на курс служебной дрессировки,

если   она   не   боится   нападающего   человека,   смело   и   активно   вступает   с   ним   в   борьбу,
проявляя крепкую хватку с перехватыванием за руки помощника.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Применение   помощником   сильных   механических   раздражителей,   вызывающих   у

собаки не злобу, а трусость.

2. Использование однообразной формы одежды.
3. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время суток.

Глава 6

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ

ПРИУЧЕНИЕ К ЗАДЕРЖАНИЮ И ОКАРАУЛИВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА

Навык   задержания   убегающего   человека,   смелой,   активной   борьбы   с   ним   и

настороженного   окарауливания   задержанного   на   месте   и   в   движении   необходим   при
выполнении   разнообразных   служебных   задач   и   является   базой   для   выработки   у   собаки
других специальных навыков.

Условные   раздражители  :   основные   —   команда   «Фасс»   и   жест   —   показ   рукой   в

направлении помощника; дополнительные команды «Рядом», «Фу», «Голос», «Сидеть» и др.

Безусловные   раздражители  :   помощник   и   его   воздействия,   поглаживание.   Навык

вырабатывается   на   базе   активно-оборонительной   реакции   после   развития   у   собаки
достаточной злобы.

Методика  и  техника   дрессировки.   Первый   период.    Задача:   выработать  у  собаки

первоначальный условный рефлекс задержания убегающего человека и его окарауливания на
месте.

Требования к подготовленности дрессировщика:
• знать особенности поведения своей собаки, уметь определять степень возбудимости

собаки;

• владеть техникой управления собакой поводком при задержании помощника;
•   уметь   выполнять   роль   помощника   при   выполнении   упражнений   другими

дрессировщиками со своими собаками;

•   знать   последовательность   выработки   у   собаки   навыка,   возможнее   ошибки

дрессировщика   и   помощника,   которые   могут   привести   к   образованию   у   собаки
нежелательных условных рефлексов.

Упражнения по задержанию убегающего помощника проводятся в следующем порядке.

Подбирается участок местности с наличием естественных укрытий. Руководитель занятия в
присутствии дрессировщиков инструктирует помощника, указывая место укрытия, порядок
его действий, очередность работы дрессировщиков.

Дрессировщик приходит с собакой в указанное место и, удерживая ее в положении сидя

на   коротком   поводке,   подает   команду   «Слушай»   и   показывает   рукой   в   направлении
ожидаемого помощника.

Когда собака успокоится, помощник по установленному сигналу выходит из-за укрытия

и,   возбуждая   собаку   жестами,   идет   в   ее   сторону.   Подпустив   его   к   собаке   до   3–4   шагов
дрессировщик подает команду «Стой». По этой команде помощник поворачивается и убегает
в указанном направлении (рис. 49).

Рис. 49. Приучение к ведению борьбы с человеком

После удаления помощника на 5–10 шагов, дрессировщик по команде «Фасс» и жестом

пускает собаку на задержание с пристегнутым коротким поводком. Помощник убегает боком,
следя   за   поведением   собаки   и   держа   одну   из   рук   вытянутой   в   сторону   собаки.   При
подбегании собаки помощник движением руки вверх увлекает собаку, побуждает ее схватить
за рукав с прыжка.

После хватки за одну руку помощник ударами (прутом, рукавом) по собаке переключает

ее на другую руку, потом вновь на первую и т. д. Дав собаке «удовлетвориться» в трепке,
дрессировщик командует помощнику «Стой». По этой команде помощник прекращает все
активные   действия   и   стоит   спокойно.   Дрессировщик,   подойдя   к   собаке,   берет   короткий
поводок, слегка натягивает его и после небольшой выдержки, подав команду «Рядом», делает
рывок поводком к себе, если собака не отпускает помощника, то наносит легкий удар по
собаке прутом. Успокоив собаку поглаживанием, усаживает ее на удалении 3–4 шагов от
помощника.   На   первых   занятиях   после   минутного   окарауливания   спокойно   стоящего
помощника   по   команде   «Ложись»   помощник   ложится,   а   собака   выгуливается.   Такие

упражнения повторяются 2–3 раза в неделю, а в остальные дни у собаки вырабатывается
условный рефлекс окарауливания помощника на месте без задержания.

Упражнение выполняется так. Дрессировщик с собакой подходит к спокойно стоящему

помощнику, одетому каждый раз в разнообразную специальную одежду, усаживает собаку в
3–4   метрах   от   него   и   подает   команду   «Охраняй!».   Помощник   должен   стоять   спокойно,
наблюдая за собакой. Дрессировщик постепенно отходит от собаки каждый раз в разные
стороны,   добиваясь   ее   выдержки   в   сидячем   положении.   Если   собака   пытается   схватить
помощника, дрессировщик подает команду «Сидеть» с угрожающей интонацией и усаживает
ее, воздействуя поводком. Конечной целью таких упражнений является выработка у собаки
навыка   настороженного   окарауливания   человека   во   время   личного   осмотра   его
дрессировщиком (рис. 50).

Рис. 50. Приучение к окарауливанию задержанного человека

Осмотр задержанного производят в следующем порядке. Дрессировщик приказывает

помощнику повернуться боком к собаке, расставить шире ноги, поднять руки вверх. Затем по
команде «Охраняй» оставляет собаку на месте в 3–4 метрах от помощника и подходит к нему
сбоку,   осматривает   его,   начиная   с   рук   сверху   вниз.   При   этом   наблюдает   за   собакой   и
периодически   повторяет   команду   «Охраняй».   Закончив   осмотр,   дрессировщик   обходит
охраняемого в 3 метрах и подходит к собаке. Приказывает задержанному опустить руки,
свести ноги и лечь на землю по команде «Ложись». После этого собаку выгуливают.

В дальнейшем вводятся следующие усложнения: 
• постепенно увеличивается дистанция пуска собаки на задержание до 30 метров; 
• помощник меняет форму одежды; 
• занятия проводятся на разнообразной местности и в разное время суток в сочетании

со стрельбой из оружия на удалении до 150–200 метров; 

• увеличивается продолжительность времени окарауливания задержанного на месте.
Если   в   первое   время   перед   пуском   на   задержание   помощник   подходил   к   собаке   и

возбуждал ее ударами прута, то в дальнейшем — взмахами рук на расстоянии, удаляясь,
каждый раз все дальше от места расположения дрессировщика с собакой. В последующем
помощник двигается спокойно и убегает только после команды «Стой».

В   практике   дрессировки   у   собаки   нередко   образуются   нежелательные   привычки   на

стандартную   форму   одежды   помощника   и   на   его   однообразное   поведение.   Поэтому   на

каждом   занятии   надо   менять   верхнюю   одежду   помощника.   В   конце   первого   периода
дрессировки во время задержания целесообразно второму помощнику стрелять из оружия с
расстояния 150–200 метров. От занятия к занятию это расстояние сокращается.

К концу первого периода дрессировки собака должна: 
• смело идти на задержание убегающего помощника, удаляющегося на расстояние до 30

метров, и активно вести с ним борьбу; 

• прекращать борьбу с помощником после команды дрессировщика «Стой», «Рядом» и

внимательно окарауливать помощника на месте продолжительностью до 2–3 минут.

Второй   период.    Задача:   совершенствовать   у   собаки   условный   рефлекс   задержания

человека и его окарауливания на месте и в движении до навыка.

При организации и проведении занятий необходимо выполнять следующие правила: 
• строго соблюдать режим упражнений, исходя из особенностей собаки; 
•   занятия   проводить   на   разнообразной   местности   в   различное   время   суток   (днем,

ночью), меняя форму специальной одежды помощника; 

• на каждом занятии изменять характер действий помощника, в том числе с постоянным

увеличением силы применяемых раздражителей; 

• при выполнении упражнений всегда соблюдать определенную последовательность —

задержание, окарауливание на месте, а затем в движении, оставление помощника в лежачем
положении и выгуливание собаки.

Во втором периоде отрабатываются упражнения со следующими усложнениями: 
• постепенное увеличение расстояния от собаки до убегающего помощника до 100–150

метров и приучение собаки к сдержанному поведению при появлении помощника; 

• приучение собаки к перехватыванию при ведении борьбы с задержанным; 
• задержание помощника, одетого в различную форму одежды и убегающего от собаки,

сбрасывающего верхнюю одежду; 

• выполнение упражнения в сочетании со стрельбой с разных сторон; 
• задержание помощника, идущего каждый раз в разных направлениях (к собаке, от

собаки) и различными темпами.

Дистанция между собакой и помощником увеличивается постепенно, по 10–15 метров

через каждые 2–3 занятия с учетом условий местности и доводится до 100–150 метров днем
и 40–50 метров ночью с одновременным освещением местности фарами автомашины.

Упражнение по выработке перехватывания выполняется несколькими способами.
Первый способ.   Помощник поверх дрессировочного (защитного) костюма надевает на

руки специальные рукава, а на спину скатанный плащ. Во время задержания собакой он
действует так, чтобы вначале собака стащила с него плащ, затем рукава с правой и левой
руки   поочередно.   Упражнение   заканчивается   окарауливанием   помощника   на   месте,   в
движении и выгуливанием.

Второй способ.    Помощник, одетый в дрессировочный костюм, берет в одну или обе

руки деревянные ножи с тупыми концами. В момент борьбы с собакой он обозначает ими
удары по собаке движением руки сверху вниз, слегка задевая ножом ее спину. Собака, как
правило, хватает за руку, наносящую удар. Затем таким же образом помощник переключает
собаку на другую руку 4–5 раз. Упражнение заканчивается в обычном порядке.

Третий способ.     Помощник во время борьбы с собакой хватает рукой за ошейник,

размахивает им и периодически ударяет по бокам собаки, вынуждая ее хватать за рукава
куртки. При этом особое внимание необходимо обратить на соблюдение мер безопасности,
чтобы собака не схватила помощника за лицо.

В   результате   последовательной,   настойчивой,   смелой   и   умелой   работы   помощника

собаку необходимо приучить к активной борьбе с задержанными и перехвату за все части
тела.

Систематические   занятия   по   задержанию   нередко   вырабатывают   у   собак   голосовую

реакцию   на   вид   помощника,   поэтому   периодически   следует   проводить   следующее
упражнение.   Дрессировщик   с   собакой   приходит   в   установленное   место,   посадив   собаку,

приседает   рядом   с   ней   сам   и,   указывая   жестом   правой   руки   в   сторону   ожидаемого
помощника, подает команду «Слушай». В том случае, если собака возбуждается (визжит,
лает),   то,   подав   повторную   команду   «Слушай»   с   угрожающей   интонацией,   делает   рывок
поводкам.   Когда   собака   успокоится,   по   установленному   сигналу   помощник   спокойно
выходит из-за укрытия и двигается по указанному маршруту. При проявлении беспокойства и
голосовой реакции дрессировщик успокаивает собаку. После ухода помощника в укрытие
выгуливает собаку. Трудной задачей является приучение собаки к прекращению борьбы с
помощником по сигналу дрессировщика. После команды «Рядом» собака должна подойти к
дрессировщику и сесть слева у ноги, продолжая наблюдать за помощником. Инструктор не
должен подходить близко к собаке во время борьбы с задержанным, так как это небезопасно.
Поэтому  дрессировщик   должен  управлять   собакой   командами   на   удалении   не   ближе   3–4
метров от помощника.

Если   собака   после   первой   команды   «Рядом»   не   подходит,   дрессировщик   повторяет

команду с угрожающей интонацией и подкрепляет ее рывком поводка или ударом прута.
Далее   необходимо,   меняя   характер   действий   помощника,   создавать   звуковую   обстановку,
близкую   к   реальной   (взрывы,   выстрелы   и   т. п.),   используя   усилители   звукозаписей   или
имитационные средства.

К концу второго периода дрессировки собака должна: 
•   смело   идти   на   задержание   помощника,   одетого   в   различную   форму   одежды,   на

удаление до 100–150 метров; 

•   активно   вести   борьбу   с   задержанным,   перехватывая   за   руки,   ноги,   которыми   он

пытается ударить собаку; 

•  прекращать борьбу  с  помощником  после  команд  дрессировщика  «Стой»,  «Рядом»,

подходить к нему, садиться у левой ноги и окарауливать помощника на месте и в движении; 

• не отвлекаться на звуковые, световые и другие сильные раздражители.
Третий период.  Задача: совершенствовать у собаки навык задержания и окарауливания

помощника в сложных условиях, приближенных к требованиям службы.

В этом периоде отрабатываются следующие упражнения: 
•   задержание   помощника   на   удалении   до   200–300   метров,   идущего   в   разных

направлениях, применяющего неожиданные сильные раздражители; 

•   приучение   к   ведению   борьбы   и   к   самостоятельному   окарауливанию   сидящего,

стоящего, лежащего человека в отсутствии дрессировщика; 

•   задержание   помощника   в   темное   время   суток   с   освещением   местности   фарами

автомашины, прожектором, осветительными ракетами; 

• задержание 2–3 помощников одной и двумя собаками одновременно и окарауливание

их; 

• задержание помощника в нежилых помещениях, подвале, на чердаке и т. п.; 
• комплексирование задержания с другими специальными приемами; 
• приучение собаки к защите дрессировщика от нападения конвоируемого; 
•   периодическое   повторение   предыдущих   упражнений   с   учетом   подготовленности

собаки, если это необходимо.

В упражнениях по задержанию помощника на большом удалении расстояние между

помощником и собакой увеличивается на 20–30 метров через каждые 2–3 занятия. Помощник
специально не возбуждает собаку, а действует способами, близкими к естественным. Идет в
разных направлениях (к собаке, от собаки), при подходе к собаке останавливается и стоит
(лежит, сидит) спокойно, а также применяет сильные, неожиданные для собаки раздражители
(с   криком   нападает   на   собаку,   наносит   удары   рукавом,   иногда   прутом).   Во   всех   случаях
собака должна вести борьбу с помощником и окарауливать его до подхода дрессировщика.
Все это отрабатывается в различное время суток в комплексе с разносторонней стрельбой и
освещением   местности.   При   этом   управление   собакой   производится,   как   правило,   без
поводка. Для активизации настороженности собаки к помощнику во время окарауливания, он
во   время   осмотра   и   конвоирования   периодически   нападает   на   дрессировщика,   делает

попытку к бегству и др. Во всех случаях собака должна как по команде дрессировщика, так и
самостоятельно   нападать   на   помощника.   После   непродолжительной   борьбы   помощник
прекращает   движение,   дрессировщик   подзывает   собаку   к   себе,   поощряет   ее   и   вновь
продолжает   конвоирование.   Постепенно   у   собаки   вырабатываются   навыки   защиты
дрессировщика   от   нападения   и   внимательного   окарауливания   помощника.   К   задержанию
двух и более помощников надо переходить после того, как собака будет активно задерживать
убегающего, вести борьбу с перехватыванием.

Упражнение   выполняется   так.   Руководитель   занятия   инструктирует   помощников   и

располагает   их   за   укрытиями   на   удалении   друг   от   друга   до   50   метров.   Дрессировщик   с
собакой   садится   в   указанном   месте   (на   удалении   50–60   метров   от   первого   помощника),
отстегивает короткий поводок и, удерживая собаку левой рукой за ошейник, подает команду
«Слушай». По сигналу руководителя занятия из-за укрытия выходит первый помощник и
спокойно двигается в направлении дрессировщика с собакой. Дрессировщик подает команду
«Стой». Помощник по этой команде останавливается, затем поворачивается кругом и убегает
в   направлении   второго   помощника.   Через   10–15   секунд   дрессировщик   командой   «Фасс»
посылает   собаку   на   задержание,   и   сам   идет   за   ней.   При   задержании   собакой   первый
помощник прекращает борьбу и ложится на землю, прикрывая голову и шею руками. В этот
момент из-за укрытия с шумом и криком неожиданно выбегает второй помощник и своими
энергичными движениями привлекает внимание собаки, которая, как правило, прекращает
борьбу   с   первым   помощником   и   переключается   на   второго.   Упражнение   заканчивается
окарауливанием двух помощников на месте и в движении.

По   мере   выработки   навыка   самостоятельного   переключения   собаки   с   одного

помощника на другого условия упражнений меняются. Помощники выходят из-за укрытия
одновременно   и   двигаются   (убегают)   в   одном   или   в   разных   направлениях.   При
окарауливании на месте и в движении нападают на дрессировщика и разбегаются.

Одновременно   приучают   собак   к   задержанию   помощника   в   нежилых   и   темных

помещениях. Сначала помощник возбуждает собаку и убегает в помещение. Дрессировщик
по команде «Фасс» пускает собаку на задержание, и сам следует за ней.

После   небольшой   трепки   помощник   конвоируется.   Через   20–30   минут   упражнение

повторяется. В последующем собака посылается на обыск помещения без предварительного
дразнения.

В конце курса дрессировки собака должна: 
•   смело,   активно   идти   на   задержание   человека,   находящегося   в   помещении

(освещенном, неосвещенном), двигающегося на удалении до 200–300 метров, в различное
время суток; 

•   активно   вести   борьбу   с   задержанным   (вооруженным,   невооруженным,   спокойно

стоящим,   сидящим,   лежащим   помощником)   как   в   присутствии,   так   и   в   отсутствие
дрессировщика; 

• прекращать борьбу с помощником по сигналу дрессировщика, подойти к нему, сесть

рядом и настороженно окарауливать задержанного на месте и в движении при управлении ею
без поводка; 

• активно и смело защищать дрессировщика от нападения задержанного.
Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Применение   помощником   в   первом   и   втором   периодах   дрессировки   сильных

механических раздражителей, вызывающих у собаки не злобу, а трусость.

2. Задержание помощника, постоянно одетого в одну и ту же одежду (по форме, цвету),

вырабатывает   у   собаки   нежелательные   привычки   чрезмерно   злобной   реакции   на   любого
человека в подобной одежде и неуверенной реакции или отказа от задержания человека в
другой одежде.

3. Проведение упражнений по задержанию на одном и том же участке, в одно и то же

время, в результате собака активно работает в привычных условиях, хуже в других.

4. Однообразные  способы  действий  помощников приводят  к  образованию  условного

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..