Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 8

 

 

собака схватит предмет, дрессировщик дает ей возможность самостоятельно подержать его и
пройтись рядом с дрессировщиком. Через 10–15 секунд забирает предмет и дает лакомство.

Следующий вид упражнений — приучение собаки держать апортировочный предмет в

зубах, сидя перед дрессировщиком. С этой целью дрессировщик сажает собаку перед собой и
по   команде   «Апорт»   дает   ей   апортировочный   предмет.   После   5–10-секундной   выдержки
берется рукой за предмет, подает команду «Дай», забирает его у собаки и заносит руку с
предметом за спину, затем достает лакомство и поощряет собаку (рис. 37).

Рис. 37. Приучение собаки держать предмет в зубах сидя перед дрессировщиком

При   выполнении   упражнений   надо   обращать   внимание   на   выработку   выдержки   с

предметом,   т. е.   на   продолжительности   удерживания   предмета   в   зубах   и   спокойное
реагирование  на  движение  правой  руки,  чтобы   собака  не  выбрасывала  предмет.  Поднося
правую руку к собаке, перед тем как взять предмет, рекомендуется погладить ее. Запрещается
доставать лакомство на виду у собаки и подносить его к ней, когда собака держит предмет в
зубах.

Когда собака будет приучена, спокойно брать предмет с руки дрессировщика, держать

его в зубах до 20–30 секунд и более, отдавать по команде, переходят к упражнениям по
приучению   подносить   предметы,   брошенные   на   землю.   Это   выполняется   так,   удерживая
собаку   поводком   слева   от   себя,   дрессировщик   возбуждает   ее   движением   предмета,   при
попытке   схватить   его   бросает   предмет   на   1–2   шага   от   себя.   Подав   команду   «Апорт»,
посылает ее за предметом. После того как собака подняла предмет, дрессировщик с помощью
поводка подтягивает ее к себе или отбегает назад и по команде «Дай» забирает предмет и
дает   лакомство.   Если   же   собака,   подбежав   к   предмету,   не   берет   его,   то   дрессировщик

«оживляет» его, двигая ногой или рукой.

Первоначальный   условный   рефлекс   считается   выработанным,   если   собака   активно

бежит за предметом, брошенным на 3–4 метра, подносит его к дрессировщику и удерживает
в зубах до команды «Дай».

В дальнейшем вводятся следующие усложнения: 
• выработка условного рефлекса на жест; 
• увеличение дальности броска предмета; 
• приучение к апортировке разнообразных предметов; 
• выработка навыка садиться с предметом перед дрессировщиком; 
• выработка навыка поиска предмета по его запаху.
Все эти усложнения вводятся и отрабатываются параллельно, т. е. они включаются в

каждое упражнение по апортировке.

Условный   рефлекс   на   жест   вырабатывается   так.   При   положении   собаки   рядом

дрессировщик бросает предмет на виду у собаки на 5–10 метров и удерживает собаку в
сидячем положении 3–4 секунды, потом движением правой руки в направлении предмета и
командой «Апорт» посылает ее за предметом.

В   последующем   предметы   надо   бросать   из-за   плеча   и   по   возможности   так,   чтобы

собака не видела его полет. Время выдержки в положении рядом увеличивается постепенно.

Одновременно вырабатывается навык апортировки различных предметов как по форме,

величине, так и по качеству материала, из которого они сделаны (металлические, кожаные,
резиновые,   бумажные   и   др.).   При   апортировке   нового,   незнакомого   для   собаки   предмета
необходимо вначале дать собаке схватить его с руки дрессировщика и только после этого
можно бросать. В первое время апортировку новой вещи нужно обязательно подкреплять
дачей лакомства.

Навык садиться с предметом перед дрессировщиком легко вырабатывается, если собака

приучена   садиться   перед   дрессировщиком   при   каждом   подходе.   Для   этого   при   подходе
собаки с предметом он подает команду «Сидеть» и усаживает в одном шаге от себя. После
небольшой   выдержки   по   команде   «Дай»   дрессировщик   забирает   предмет   и   дает   ей
лакомство.

К упражнениям по выработке навыка поиска предметов по запаху приступают тогда,

когда собака безотказно приносит предмет, брошенный на 15–20 метров с выдержкой перед
движением за предметом. Для этого дрессировщик бросает предмет на 15–20 метров в кусты,
канаву, высокую траву так, чтобы собака не видела его. При этом апортировочные предметы
должны   быть   небольших   размеров   (5–7   сантиметров)   и   по   цвету   соответствовать   фону
местности. Собаку посылают за предметом по команде «Апорт» и жесту. В первое время
собаке необходимо помогать, пробежав в направлении поиска. Движение собаки на поиск
предмета   сопровождается   командой   «Ищи   апорт».   По   мере   активизации   поиска   помощь
собаке со стороны дрессировщика уменьшается.

Полезно усложнять упражнения путем подвешивания предметов на ветках деревьев,

закапывания в землю, отрабатывать в комплексе с вызовом лая. Для этого сначала заставляют
собаку   облаивать   высоко   поднятый   предмет   командами   «Голос»,   «Апорт»,   «Голос».
Облаивание   подкрепляется   дачей   возможности   собаке   схватить   предмет   с   последующим
поощрением лакомством. Затем отрабатывается облаивание подвешенных вещей.

В заключительном периоде апортировки отрабатываются упражнения по закреплению

навыка   апортировки   до   безотказности   в   сложных   условиях   и   подготовке   собаки   к
специальной дрессировке: выборке вещей, обыску местности, выборке человека по запаху
вещи и др.

Подготовительные упражнения к выборке вещей: 
•   выработка   условного   рефлекса   на   команду   «Нюхай»   и   приучение   к   спокойному

обнюхиванию предмета; 

• апортировка чужих предметов; 
• апортировка запаховых предметов из большого количества подобных беззапаховых

предметов; 

•   апортировка   небольших   предметов   из   50–100   штук   других,   подобных   по   форме,

качеству, размерам и цвету.

Подготовительные упражнения к выборке человека: 
• апортировка предмета, лежащего у ног помощника; 
• апортировка предмета из рук помощника; 
• апортировка предмета из рук помощника, стоящего в группе 4–5 человек.
Подготовительные упражнения к обыску местности и помещений:
• приучение к последовательному поиску и подноске 7–9 предметов, заброшенных в

разные стороны от маршрута движения дрессировщика с собакой;

• апортировка предметов в различных помещениях;
•   приучение   к   обнаружению   и   облаиванию   тяжелых,   подвешенных   и   закопанных

предметов;

• приучение садиться у обнаруженных предметов и подавать голос самостоятельно.
Это делается так. После выработки прочного условного рефлекса апортировки, в любом

упражнении   заключительного   периода,   когда   собака,   подойдя   к   предмету,   намеревается
схватить его, дрессировщик упреждает ее действия командой «Сидеть» и усаживает перед
предметом.   Затем   подходит   к   собаке,   дает   ей   лакомство.   Вначале   такие   упражнения
выполняются   только   периодически,   но   в  последующем,   по   мере   выработки   специальных
навыков выборки вещей, обыска местности и др., во всех случаях обнаружения искомого
предмета собака должна самостоятельно сесть перед ним, не трогая его.

Навык   апортировки   считается   выработанным,   если   собака   по   команде   и   жесту

отыскивает   брошенную   дрессировщиком   или   помощником   вещь,   активно   подносит,
самостоятельно садится перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде «Дай» сразу
же отдает.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Неумелый   подбор   апортировочного   предмета,   приучение   собаки   к   апортировке   с

применением принуждения.

2. Увлечение   апортировкой   мягких   предметов,   допущение   игры   собаки   с

апортировочными предметами.

3. Использование металлических предметов при выработке первоначального условного

рефлекса.

4. Апортировка больших предметов (более 10 сантиметров в длину), отличающихся от

фона местности по цвету.

5. Неправильное пользование лакомством.
6. Многократное использование одних и тех же предметов.

ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ

Навык   преодоления   собакой   различных   препятствий   необходим   при   выполнении

служебных задач. Он дисциплинирует собаку, способствует ее физическому развитию.

Условные   раздражители   —   основные:   команда   «Вперед»   и   жест   —   показ   рукой   в

направлении препятствия, вспомогательные: команды «Тихо», «Сидеть».

Безусловные   раздражители    —   лакомство,   поглаживание,   воздействие   поводком,

апортировочный предмет.

Навык вырабатывается на базе природной способности собаки преодолевать преграды,

а также пищевой, активно-оборонительной реакций и рефлекса подражания.

Прием вводится параллельно с посадкой и апортировкой. Основной метод дрессировки

— вкусопоощрительный.

Методика   и   техника   дрессировки.    Упражнения   по   преодолению   препятствий

выполняются с соблюдением следующих правил:

Заниматься   надо   на   специальной   площадке,   оборудованной   различными

препятствиями.

Виды, размеры препятствий, их количество определяются наставлениями по службе

собак соответствующих ведомств, исходя из особенностей применения собак на службе и
количества   дрессировщиков   с   собаками   в   учебном   подразделении.   Основными
препятствиями   являются:   барьеры   различных   конструкций,   лестницы,   бумы,   висячие
(перекидные) мостики, рвы и др. По возможности барьеры, лестницы и бумы должны быть
удобными для перемещения с одного места на другое.

Упражнения   следует   начинать   с   ознакомления   собаки   с   препятствиями   путем

выгуливания,   а   иногда   и   кормления   возле   них.   Собака   должна   быть   в   голодном   или
полуголодном   состоянии.   Запрещается   проведение   занятий   после   кормления.   При
преодолении препятствий соблюдать осторожность, не допускать причинения собаке боли.
Умело пользоваться лакомством для побуждения собаки к преодолению препятствия и для
подкрепления за выполненное действие.

И только по мере натренированности собаки постепенно усложнять их конструкцию.
В целях предупреждения выработки у собаки нежелательных привычек следует менять

последовательность   преодоления   препятствий,   а   также   пускать   собаку   на   них   с   разных
сторон. Не увлекаться многократным преодолением барьеров (заборов), так как усталость
собаки может привести к травме. Приучать собаку садиться и ожидать хозяина, как перед
препятствием, так и после преодоления его. Расстояние (от места посадки собаки до забора),
необходимое для разбега, зависит от высоты препятствия.

Перед пуском собаки на препятствия дрессировщик обязан осмотреть и определить их

исправность, соответствие степени подготовленности собак, осмотреть грунт, чтобы не было
острых предметов.

На заключительном этапе дрессировки разумно сочетать преодоление препятствий на

специальной   площадке   с   преодолением   естественных   преград,   встречающихся   в   ходе
полевых занятий.

Методика приучения собак к преодолению различных препятствий почти одинаковая,

как и при преодолении трех основных видов препятствий — барьера (забора), лестницы и
бума.

Приучение   к   преодолению   барьера   (забора).    Для   этого   используют   барьер

спортивного типа или забор (высота 2 метра, ширина 2,5 метра), устойчивый и прочный.
Доски забора должны быть съемными. Первоначальное упражнение следует отрабатывать
при высоте не более 60–70 сантиметров одним из следующих способов.

Первый способ.   Дрессировщик, находясь на удалении 5–6 метров от барьера, держит

собаку с левой стороны на коротком поводке, затем бежит к препятствию и перепрыгивает
через него, увлекая собаку за собой. Перед прыжком произносит команду «Вперед». Как
только собака преодолела препятствие, поглаживает ее и дает лакомство.

В   дальнейшем   дрессировщик   не   перепрыгивает   через   барьер,   а   только   подбегает   с

собакой   к   нему   и,   подав   команду   «Вперед»,   побуждает   собаку   совершить   прыжок.   Сам
быстро переходит на другую сторону барьера и поощряет собаку.

Второй способ.   Дрессировщик, держа собаку на длинном поводке, усаживает ее в 2–3

метрах   перед   препятствием,   перекидывает   конец   поводка   через   барьер   и   переходит   на
противоположную   сторону.   Затем   по   команде   «Ко   мне»   подзывает   собаку   к   себе   и
подтягивает ее поводком. В момент ее прыжка подает команду «Вперед», а после прыжка
поощряет поглаживанием и дачей лакомства (рис. 38).

Рис. 38. Приучение к преодолению 2-метрового забора

Третий способ.    Собаку, заинтересованную в апортировке, посылают через барьер за

предметом, бросая его на виду у собаки. В момент прыжка произносят команду «Вперед».

Четвертый   способ      основан   на   методе   подражания.   Для   этого   подбираются   две

собаки, как правило, кобель и сука. Кто-то из них хорошо преодолевает препятствие. Два
дрессировщика   с   собаками   останавливаются   у   препятствия   на   удалении   6–8   метров.   По
команде   «Вперед»   вначале   пускается   через   препятствие   подготовленная,   собака,   за   ней
дрессируемая.

Пятый   способ.      Для   собак   с   преобладающей   активно-оборонительной   реакцией

поведения   в   качестве   раздражителя,   побуждающего   собаку   к   преодолению   препятствия,
можно использовать помощника. Помощник, находясь на противоположной стороне барьера
(забора)   на  виду  у  собаки,  возбуждает   ее  и  делает  попытку   к  бегству.  Дрессировщик   по
команде «Фасс» посылает собаку через препятствие за помощником. В момент ее прыжка
произносит команду «Вперед», и, предоставив собаке, возможность потрепать помощника,
переводит   ее   в   свободное   состояние.   Через   2–3   упражнения   действия   помощника
исключаются.

Если   собака   по   команде   «Вперед»   самостоятельно   и   смело   перепрыгивает   через

препятствие, условия дрессировки усложняются: постепенно увеличивается высота барьера
(забора);   управление   собакой   осуществляется   командой   или   жестом   и   без   поводка;
вырабатывается выдержка перед прыжком и навык садиться и ожидать дрессировщика после
преодоления   препятствия;   отрабатывается   преодоление   различных   препятствий   —
штакетника, живой изгороди, натуральных заборов и др.

Высоту барьера (забора) следует увеличивать на 10–15 сантиметров через каждые 3–4

занятия   с   учетом   физических   возможностей   собаки.   При   увеличении   высоты   забора
дрессировщик   во   время   прыжка   должен   помочь   собаке   легким   натягиванием   поводка   в
сторону   забора   или   подсаживанием   ее   на   забор   настолько,   чтобы   она   могла   зацепиться
передними конечностями за верхнюю доску забора.

Во всех случаях удачного прыжка собаки дрессировщик переходит на другую сторону

препятствия   и   поощряет   ее.   В   случае   отказа   собаки   от   прыжка   дрессировщик   должен
установить причины отказа и определить посильный способ преодоления.

В заключительном периоде дрессировки наряду с закреплением навыка преодоления

стационарных барьеров (заборов) следует добиваться безотказности преодоления различных
естественных   препятствий,   встречающихся   в   ходе   полевых   занятий.   Навык   считается
выработанным,   если   собака   по   первой   команде   или   жесту   безотказно   преодолевает
различные   препятствия   высотой   до   2   метров,   проявляя   выдержку   сидя   до   и   после
преодоления препятствия.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Увеличение   высоты   препятствия   без   учета   физических   возможностей   и   степени

подготовленности собаки, вызывающее отказ от прыжка через него.

2. Увлечение   упражнениями   по   преодолению   препятствий,   вызывающее   утомление

собаки и отказ от прыжка.

3. Грубое обращение с собакой.
4. Проведение упражнений на неисправных препятствиях.

Приучение   к   движению   по   лестнице.    Движение   по   лестнице   отрабатывается

параллельно с упражнениями по преодолению других препятствий. Для этого используются
лестницы разных конструкций: щенячьи — невысокие с плоскими широкими ступеньками и
комбинированные,   когда   две   лестницы   с   разными   ступеньками   по   ширине   установлены
наклонно   под   разными   углами   к   стойкам   и   с   площадкой   наверху.   Первоначальные
упражнения следует проводить на некрутой лестнице с широкими ступеньками. К движению
по лестнице приучают несколькими способами.

Первый способ.    Дрессировщик с собакой в положении «Рядом» на коротком поводке

подходит   к   лестнице   и,   осторожно   поддерживая   ее   поводком,   поднимается   по   лестнице,
повторяя команду «Вперед». По достижении площадки поощряет собаку лакомством. Затем,
повторяя   команду   «Вперед»,   ведет   собаку   за   собой   вниз.   Спуск   с   лестницы   для   собаки
значительно   труднее,   чем   подъем,   поэтому   дрессировщик   должен   находиться   несколько
впереди собаки и следить за тем, чтобы она шла спокойно (рис. 39).

Рис. 39. Приучение к движению по лестнице

Если собака не идет на лестницу этим основным способом, можно пользоваться одним

из следующих способов:  

•   посылать   собаку   по   лестнице   за   апортировочным   предметом,   брошенным   на

площадку   или   положенным  на   ступеньку   лестницы   после   предварительного   возбуждения
собаки этим предметом;

• побудить собаку к подъему по лестнице путем раскладки кусочков мяса на ступеньках,

установлением кормушки с пищей на площадке или показом собаке лакомства, двигаясь чуть
впереди собаки;

• методом подражания. Движение собаки по лестнице должно совершаться только с

дрессировщиком.

Когда   собака   спокойно   и   смело,   станет   ходить   по   лестнице   совместно   с

дрессировщиком, упражнения усложняются:

• приучают к самостоятельному движению по лестнице (даже в темное время суток);
• используют лестницы более крутые и с узкими ступеньками;
• вырабатывают выдержку у собаки на площадке лестницы, в положениях сидя, лежа и

стоя, а также перед началом движения по лестнице и после спуска.

В   упражнениях   по   приучению   собаки   к   самостоятельному   движению   по   лестнице

дрессировщик   делает   попытку   подняться   по   лестнице   и   как   только   собака   станет
подниматься   вверх,   останавливается   и   управляет   ею   командами.   В   дальнейшем
дрессировщик, посадив собаку рядом с собой перед лестницей на расстоянии 1–2 метров,
отстегивает   поводок,   делает   шаг   вперед,   поворачивается   налево   и   после   небольшой

выдержки командой «Вперед» и жестом посылает собаку на лестницу.

При   подъеме   собаки   по   лестнице   дрессировщик   произносит   команды   «Вперед»,

«Хорошо». Как только собака поднялась не площадку, он переходит на противоположную
сторону лестницы и командой «Ко мне» или жестом подзывает собаку. При быстром спуске
дается команда «Тихо».

В   дальнейшем   по   мере   выработки   навыка   дрессировщик   останавливает   собаку   на

верхней   площадке   командами   «Сидеть»,   «Лежать»,   «Стоять»   и   приучает   к   постепенному
преодолению более сложных лестниц (с узкими, круглыми ступеньками), установленных под
разными углами.

Дальнейшее совершенствование навыка до безотказного выполнения осуществляется

преодолением лестниц более сложных конструкций, оборудованных как на дрессировочной
площадке, так и встречающихся в процессе работы по запаховому следу, обыска помещений
в   населенных   пунктах.   При   встрече   с   лестницей   различных   конструкций,   затрудняющих
движение собаки, дрессировщик должен оказать ей активную помощь.

Навык   преодоления   лестницы   считается   выработанным,   если   собака   по   сигналу

дрессировщика   смело   поднимается   и   спускается   по   лестнице,   а   также   четко   выполняет
команды   «Сидеть»   «Лежать»,   «Стоять»,   «Голос»   на   верхней   площадке   лестницы,
самостоятельно садится до и после преодоления лестницы.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Самостоятельное движение собаки по лестнице с пристегнутым поводком, который

может зацепиться за лестницу и причинить собаке боль или стать причиной ее падения.

2. Принуждение  собаки  карабкаться  по  лестнице,  установленной  почти  вертикально,

чревато опасностями.

3. Разрешение прыгать с лестницы на землю может привести к увечью собаки.

Приучение   собаки   к   движению   по   буму   (бревну)    проводится   параллельно   с

упражнениями   по   преодолению   других   препятствий.   Учебный   бум   представляет   собой
бревно (доску) длиною 5–6 метров, положенное на два столба высотой до одного метра. К
концу   бревна   приставляются   наклонные   доски.   Поверхность   бревна   для   первоначальных
упражнений  должна  быть  плоской.   Рекомендуется   оборудовать  бум  из   обрезного  бруса   с
подвижными стойками для изменения высоты. Первоначальные упражнения рекомендуется
начинать   с   движения   по   доске,   бревну,   лежащим   на   земле.   Постепенно   высота   бума
увеличивается.   Упражнение   выполняется   так.   Дрессировщик,   выгуляв   собаку   возле   бума,
берет ее на короткий поводок и подходит к буму с правой стороны. Затем, взяв поводок в
правую руку, подтягивает собаку на бум. При этом подает команду «Вперед».

Рис. 40. Приучение к движению по буму

В первое время собака, поднявшись немного по откосу бума, пытается спрыгнуть с

него.   В   этом   случае   дрессировщик   удерживает   собаку   правой   рукой   за   поводок   возле
ошейника, левой поддерживает собаку под живот. Сохраняя такое положение, он доводит
собаку до другого конца бума, повторяя команды «Вперед» и «Хорошо». Во время движения
по   буму   1–2   раза   дает   собаке   лакомство.   После   преодоления   бума   вновь   поощряет
лакомством (рис. 40).

В   дальнейшем   помощь   со   стороны   дрессировщика   уменьшается,   собаке

предоставляется больше самостоятельности в движении по буму.

Когда собака начнет самостоятельно и смело двигаться по буму, вводятся различные

усложнения: 

• ширина бревна уменьшается на 1 сантиметр; 
• вырабатывается выдержка собаки перед бумом и после его преодоления; 
• собака приучается садиться, ложиться на буме; 
•   двигаться   по   качающимся   доскам,   перекинутым   через   рвы,   канавы   с   водой,

преодолевать естественные препятствия.

Навык движения по буму считается выработанным, если собака по первой команде или

жесту  смело   и  спокойно  преодолевает   бумы  различных  конструкций,  проявляя   выдержку
сидя до и после прохождения.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Применение   сильных   рывков,   усиливающих   пассивно-оборонительную   реакцию

собаки.

2. Несвоевременное замедление быстрого темпа движения собаки по буму, в результате

чего собака может потерять равновесие и спрыгнуть преждевременно.

3. Сильное воздействие на живот.

Розыскная   собака   считается   подготовленной,   если   она   выполняет   следующие

нормативы: 

• перепрыгивает забор (штакетник) высотой до метра, не касаясь его;
• преодолевает 2-метровый забор;
• перепрыгивает ров шириной 2 метра;
• ходит по бревну шириной 7 сантиметров, поднятому над землей на высоту до 1–2

метров;

• проползает под препятствиями, находящимися на уровне 30 сантиметров от земли;
• поднимается и спускается по лестнице, поставленной под углом до 60°, с различными

по ширине ступеньками;

• смело идет через туннели (подземные ходы) диаметром до 50 сантиметров.

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДАЧЕ ГОЛОСА (ЛАЯ)

В   розыскной   и   сторожевой   службе   навык   проявления   лая   (голоса)   необходим   для

обозначения   места   обнаружения   тяжелых,   подвешенных   предметов   или   укрывшегося
человека в недоступном для собаки месте, а также как сигнал о местонахождении собаки при
отрыве   от   дрессировщика   во   время   выполнения   службы.   Для   караульных   собак   навык
самостоятельного облаивания постороннего человека на участке службы является одним из
основных.

Условные раздражители   — команда «Голос» и жест — помахивание правой рукой,

согнутой в локте, на уровне плеча ладонью вперед.

Безусловные   раздражители    —   лакомство,   апортировочный   предмет,   помощник,

поглаживание.

Навык   вырабатывается   на   базе   пищевой,   активно-оборонительной   реакций,   а   также

навыка апортировки. Можно использовать рефлекс подражания.

Прием   вводится   после   выработки   навыка   садиться,   ложиться.   Основной   метод

дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика   и   техника   дрессировки.    Условные   рефлексы   на   команду   и   жест

вырабатываются   одновременно.   При   выработке   этого   навыка   учитывается   природная
способность собаки проявлять лай в состоянии возбужденности на какие-либо раздражители.
Надо   определить   такие   раздражители.   Наиболее   распространенными   являются   способы
вызова лая (голоса) у собак на пищу (лакомство), апортировочный предмет, помощника и на
подражание другой собаке.

Вызов лая на пищу (лакомство). Посадив собаку перед собой, дрессировщик опускает

поводок   на   землю   и   наступает   на   него   ногой   так,   чтобы   можно   было   ограничить
подпрыгивание собаки. Затем, взяв в правую руку лакомство, помахивает им перед собакой и
возбуждает   ее  до  проявления  лая,   одновременно  произнося   команду  «Голос».   Как   только
собака   залает,   дает   ей   лакомство.   Движение   руки   с   лакомством   перед   собакой   должно
походить на жест. Условный рефлекс быстрее вырабатывается при дрессировке голодной или
полуголодной собаки. Упражнение можно выполнять при кормлении собаки. Кормушку с
пищей дрессировщик ставит так, чтобы собака не могла достать ее. Собака возбуждается и
начинает   прыгать,   визжать   или   лаять.   В   этот   момент   дрессировщик   произносит   команду
«Голос»,   и   как   только   собака   активно   залает,   дает   пищу,   повторяя   команды   «Хорошо»,
«Голос», «Хорошо» (рис. 41).

Вызов   лая   на   апортировочный   предмет.   У   собак,   заинтересованных   в   апортировке,

условный   рефлекс   на   команду   «Голос»   можно   выработать   путем   возбуждения   их   на
апортировочный предмет. Дрессировщик использует высокоподнятый предмет. Стараясь его
достать, собака обычно возбуждается и начинает лаять. В момент дразнения дрессировщик
произносит   команду   «Голос»,   «Голос».   Как   только   она   залает,   дрессировщик   дает   ей
апортировочный предмет. Затем забирает его и дает лакомство.

Рис. 41. Приучение подавать голос

Вызов лая на помощника. Применяется для собак, не проявляющих лай на лакомство и

апортировочный предмет.

Собаку привязывают или удерживают на поводке. Помощник, приближаясь к собаке,

своими   движениями   возбуждает   ее   до   проявления   лая.   В   момент   ее   возбуждения
дрессировщик   произносит   команду   «Голос»   и   когда   собака   залает,   поощряет   ее
поглаживанием и лакомством.

По  мере   формирования   у   собаки   условного   рефлекса  на   команду   и   жест   лакомство

дается реже, собака поощряется только поглаживанием и словом «Хорошо».

Вызов лая методом подражания. Подбирают двух собак, спокойно относящихся друг к

другу, одна из них должна активно подавать голос. Оба дрессировщика одновременно подают
команду   «Голос».   Активный   лай   подготовленной   собаки,   как   правило,   вызывает   у
неподготовленной собаки проявление лая. Как только собака начинает лаять, дрессировщик,
повторяя   команду   «Голос»,  поощряет   ее   лакомством.   После   отдыха   в  течение   2–3  минут

упражнение повторяется.

Голосовую реакцию (подачу голоса) у собаки можно выработать и методом ухода от

собаки. У собак с хорошей привязанностью к дрессировщику, как правило, при его уходе
проявляется голосовая реакция. Поэтому, отходя от собаки, дрессировщик подает команду
«Голос», и как только собака начинает лаять, подает команду «Голос», «Хорошо», «Голос»,
затем   подходит   и   поощряет   собаку   лакомством   и   игрой.   После   выгуливания   упражнение
повторяется.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде

дрессировщика активно подает голос.

В последующем вводятся и параллельно отрабатываются следующие усложнения: 
• постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой; 
• управляют собакой по команде или жесту; 
• вызов лая при различных положениях дрессировщика и собаки; 
• приучение собаки к обозначению (облаиванию) вещей; 
• подача голоса при наличии различных отвлекающих раздражителей; 
• управление собакой без поводка; 
• приучение собаки к облаиванию задержанного человека в присутствии и отсутствии

хозяина; 

• совершенствование навыка в ходе специальной дрессировки.
Упражнение   выполняется   так.   При   обыске   местности,   работе   по   запаховому   следу

помощник оставляет на участке (на следу) предметы, которые собака не в состоянии поднять
или достать. Когда собака обнаружит их, дрессировщик по команде или жесту вызывает у нее
лай.   Кроме   того,   и   сам   помощник   периодически   укрывается   в   местах,   недоступных   для
собаки   (на   дереве,   за   высоким   препятствием   и   т. д.).   При   обнаружении   укрывшегося
помощника дрессировщик вызывает у собаки лай (голос) командой или жестом. Если собака
не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее до проявления лая. Упражнение
заканчивается   дачей   лакомства   или   предоставлением   собаке   возможности   потрепать
помощника. При повторении подобных упражнений постепенно увеличивается расстояние
между дрессировщиком и собакой.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту на удалении

25–30   метров   от   дрессировщика   громко   лает,   а   также   самостоятельно   облаивает
обнаруженный   предмет   или   помощника   в  недоступных   для   нее   местах   и   при   отрыве   от
дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Увлечение вызовом лая, в результате чего собака привыкает лаять во всех случаях

сильного возбуждения. Это может демаскировать местонахождение служебного наряда.

2. Вызов лая всегда в одинаковых условиях, в результате чего собака не проявляет лая в

других случаях.

3. Приучение   собаки   подавать   голос   с   применением   механических   раздражителей,

причиняющих боль.

ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕПОЛЗАНИЮ

Навык   переползания   собаки   (самостоятельно   и   с   дрессировщиком)   необходим   для

маскировки при выполнении служебных задач.

Условные раздражители   — команда «Ползи» и жест — помахивание кистью правой

руки на уровне ниже колен дрессировщика.

Безусловные раздражители   — лакомство, поглаживание, нажим на холку собаки и

воздействие поводком.

Навык   вырабатывается   на   базе   пищевой   и   пассивно-оборонительной   реакций

поведения.

Прием вводится после выработки условных рефлексов на команды «Сидеть», «Лежать»

и хорошей выдержки в этих приемах.

Методика и техника дрессировки.   Подбирается ровный, сухой участок местности, с

травяным (снежным) покровом или с мелким песком без камней. На участке не должно быть
колючих или режущих предметов, которые могут причинить собаке боль.

Рис. 42. Приучение к переползанию

Первый способ.    Дрессировщик укладывает собаку перед собой, берет в правую руку

лакомство,   подносит   его   к   морде   собаки   и,   подавая   команду   «Ползи»,   отводит   руку   с
лакомством   вперед,   одновременно   удерживая   левой   рукой   за   ее   холку,   предупреждая
вставание. За ползание собака поощряется поглаживанием и лакомством.

Ползание быстро утомляет собаку, поэтому в первые дни занятий переползать надо не

более чем на 2–3 метра. Вместо лакомства может применяться апортировочный предмет, к
которому собака проявляет большую заинтересованность.

Второй способ.     Дрессировщик, положив собаку слева от себя, правой рукой берет

поводок на удалении 20–25 сантиметров от ошейника, а ладонь левой руки кладет на холку
собаки   и,   повторяя   команду   «Ползи»,   одновременным   потягиванием,   рывком   поводка
заставляет   собаку   ползти   вперед.   Движение   собаки   вперед   поощряется   поглаживанием   и
лакомством (рис. 42).

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде

«Ползи» уверенно переползает до 8–10 метров рядом с дрессировщиком без принуждения
безусловными раздражителями.

В последующем вводятся следующие усложнения: 
• вырабатывается условный рефлекс на жест; 
• постепенно увеличивается расстояние переползания; 
• управление собакой только командой или жестом и без поводка; 
• приучение к безотказной работе собаки при наличии отвлекающих раздражителей; 
• приучение к работе на разнообразных участках местности и в различное время суток; 
• управление собакой при различных положениях дрессировщика (сидя, стоя, лежа, из-

за укрытия); 

•  совершенствованием  навыка  до  безотказности  выполнения  в комплексе с  другими

общедисциплинарными и специальными навыками.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест выполняется так. Дрессировщик

становится впереди собаки на удалении 2–3 шагов, берет в правую руку лакомство и, пятясь,
помахивает кистью правой руки на уровне колен, или чуть ниже, периодически подкрепляя
жест   командой   «Ползи».   Движение   собаки   за   дрессировщиком  поощряется   лакомством   и

поглаживанием. Помахивание кистью руки можно сочетать с легким потягиванием собаки к
себе поводком, находящимся в правой руке.

Если   собака   пытается   встать,   дрессировщик   должен   подавать   команду   «Ползи»   с

угрожающей интонацией и при необходимости с применением механического воздействия на
собаку.

Навык  считается  выработанным,  если  собака  по   команде  или   жесту   дрессировщика

безотказно переползает на расстояние до 25–30 метров в сложных условиях.

Возможные ошибки дрессировщика: 
1. Приучение   к   переползанию   на   участках   местности   с   наличием   камней,   острых

предметов, колючей травы и т. д.

2. Преждевременное приучение собаки к ползанию до выработки прочной выдержки в

лежачем положении.

3. Нарушение последовательности ввода усложнений при переползании.

ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕКРАЩЕНИЮ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Этот   навык   необходим   во   всех   случаях   для   прекращения   нежелательных   действий

собаки при дрессировке или на службе.

Условный раздражитель — команда «Фу», подаваемая с угрожающей интонацией.
Безусловные   раздражители    —   сильный   рывок   поводком,   воздействие   строгим

ошейником, электротоком, удар прутом.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной реакции поведения.
Прием вводится после установления прочного контакта дрессировщика с собакой.
Методика и техника дрессировки.  Первоначально у собаки вырабатывается условный

рефлекс   на   команду   «Фу»   при   наличии   незначительного   количества   отвлекающих
раздражителей.   Для   этого   дрессировщик   подбирает   участок   с   наличием   таких
раздражителей,   на   которые   собака   активно   реагирует.   Выгуливая   собаку   на   укороченном
поводке,   постепенно   приближается   к   раздражителям,   наблюдая   за   ее   поведением.   При
попытке   собаки   наброситься   на   отвлекающий   раздражитель,   дрессировщик   произносит
команду «Фу» с угрожающей интонацией и делает рывок поводком.

Как   только   собака   прекратит   нежелательные   действия,   дрессировщик   поощряет   ее

дачей лакомства и продолжает выгуливание. На каждом занятии упражнение повторяется 2–3
раза. Необходимо иметь в виду, что условный рефлекс прекращать нежелательные действия
вырабатывается быстрее, если команда «Фу» подается в тот момент, когда собака пытается
совершить нежелательное для дрессировщика действие.

В   последующем   запрещение   нежелательных   действий   выполняется,   а   комплексе   с

другими упражнениями.

По мере образования условного рефлекса на команду «Фу» занятия проводятся в более

сложных условиях, при наличии самых разнообразных раздражителей — вблизи проезжих
дорог, на окраинах населенных пунктов и т. п. В этот период упражнение выполняется на
длинном поводке. К работе без поводка можно переходить лишь после того, как собака будет
приучена к четкому прекращению нежелательных действий по команде «Фу», находясь на
длинном поводке. В этом случае на собаку надевают намордник.

При   дрессировке   собак,   слабо   реагирующих   на   рывки,   рекомендуется   применять

строгий ошейник (парфос) или электроошейник.

Навык   считается   выработанным,   если   собака   не   отвлекается   на   посторонние

раздражители и прекращает нежелательные действия по первой команде дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия: 
1. Чрезмерно частые упражнения по подкреплению команды «Фу» сильными болевыми

раздражителями, злоупотребление строгим ошейником, ударами хлыста, которые вызывают у
собаки состояние общего торможения и угнетения.

2. Частое применение команды «Фу» без подкрепления безусловными раздражителями,

в результате теряется сигнальное, предупредительное значение команды.

3. Неуместное пользование командой «Фу», вместо применения какой-либо приказной

или угрожающей команды.

ПРИУЧЕНИЕ НЕ БРАТЬ КОРМ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

Навык не брать корм от постороннего человека, а также случайно найденный на земле,

необходим для предупреждения случайного отравления собаки и отвлечения от службы.

Условный раздражитель  — команда «Фу».
Безусловные раздражители   — рывок поводком, удар хлыстом, воздействие строгим

ошейником и, как исключение, электротоком.

Навык   вырабатывается   на   базе   пассивно-оборонительной   реакции   и   навыка

прекращения нежелательных действий на команду «Фу». Прием вводится после выработки
навыка прекращения нежелательных действий, в конце второго периода курса подготовки
служебных собак.

Методика   и   техника   дрессировки.    Выработке   этого   навыка   способствует

повседневное соблюдение следующих условий: 

• собаку должен кормить только хозяин в одни и те же часы не менее 2-х раз в сутки; 
•   количество   корма   и   его   калорийность   должны   соответствовать   потребностям

организма собаки в зависимости от рабочей (служебной) нагрузки; 

• во время кормления нельзя развивать у собаки жадность к пище. С этой целью не

беспокоить во время еды; 

• при выработке первоначального условного рефлекса собака должна быть в состоянии

сытости и нормально упитанной; 

•   не   разрешать   собаке   поедать   пищу,   найденную   на   земле   или   брошенную,

предлагаемую посторонним человеком.

Выработка   первоначального   условного   рефлекса   начинается   с   приучения   собаки

поедать   корм,   даваемый   дрессировщиком   или   только   по   его   разрешению.   Во   время
кормления дрессировщик ставит кормушку с пищей перед собакой, предупреждая командой
«Фу». При попытке собаки есть корм, повторяет команду «Фу» и ограничивает ее действия.
Через   1–2   минуты   разрешает,   есть   корм   по   команде   «Кушай».   В   последующем
продолжительность выдержки постепенно увеличивается до 3–5 минут. После этого у собаки
вырабатывается навык не брать корм от постороннего человека, как в присутствии, так и в
отсутствии   дрессировщика.   К   этому   времени   у   собаки   должна   быть   развита   злоба   и
недоверие к постороннему человеку.

Упражнение   выполняется   так.   Дрессировщик   привязывает   собаку   цепью   к   столбу

(дереву). Проинструктированный помощник, имея в одной руке мясо (кость), а в другой (за
спиной) прут, спокойно и уверенно подходит к собаке и предлагает ей мясо (кость). При
попытке собаки взять мясо, дрессировщик подает команду «Фасс», показывая на помощника,
а   помощник   наносит   по   собаке   удары   прутом   и   убегает   в   укрытие.   Через   2–3   минуты
упражнение   повторяется.   Вначале   он   мясо   уносит   с   собой,   в   последующем   (при   уходе)
бросает его перед собакой. Дрессировщик повторяет команды «Фасс», «Хорошо», «Фасс» и
поощряет ее поглаживанием (рис. 43).

Рис. 43. Приучение не брать корм

Если собака пытается достать брошенное мясо, дрессировщик подает команду «Фу» с

угрожающей   интонацией   и   делает   рывок   поводком.   Если   собака   не   реагирует   на   мясо,
дрессировщик   быстро   подходит   к   ней,   поглаживает   ее   и   дает   лакомство.   Занятия
целесообразно проводить ежедневно, постоянно меняя помощников, разнообразя характер их
действий и меняя место отработки упражнения.

Приучая собаку к отказу от корма, надо применять различные виды пищи.
В дальнейшем помощник не подходит близко, а подбрасывает пищу на расстоянии и

уходит. При попытке собаки взять ее дрессировщик произносит команду «Фу», затем «Фасс».
Рекомендуется пускать собаку на задержание.

Упражнения   по   приучению   собаки   к   отказу   от   корма,   найденного   на   земле,

выполняются   так.   Помощник   у   хорошо   заметных   ориентиров   под   наблюдением
дрессировщиков раскладывает кости, кусочки мяса. Очередной дрессировщик берет собаку
на   короткий   поводок   и,   двигаясь   с   собакой   через   участок,   внимательно   наблюдает   за   ее
поведением.   В   случае,   когда   собака,   почуяв   запах   мяса,   попытается   его   схватить,
дрессировщик подает команду «Фу» и делает резкий рывок поводком, после чего продолжает
движение. В дальнейшем условия упражнения усложняются. Дрессировщик берет собаку на
длинный   поводок   и,   выгуливая,   постепенно   подводит   ее   к   участку   с   разбросанными
кусочками   мяса.   При   этом   внимательно   следит   за   поведением   собаки.   Если   собака   не
обращает   внимания   на   мясо   (кости),   то   дрессировщик   по   команде   «Гуляй»   продолжает
выгуливание.

В   случае,   когда   собака,   почуяв   запах   мяса,   попытается   схватить   его,   дрессировщик

подает   команду   «Фу»   и   делает   рывок   поводком   и   по   команде   «Гуляй»   продолжает
выгуливание.   Собак,   проявляющих   сильную   пищевую   реакцию,   в   первые   дни   занятий
следует выгуливать на коротком поводке и в наморднике. Если у собаки преобладает пищевая
реакция,  и она  не отказывается  брать корм (как в рассмотренных  выше  случаях), можно
использовать   индуктор,   дающий   силу   тока   не   более   0,05   А,   мощностью   16   ватт   или
специальный   электроошейник.   Им   надо   пользоваться   очень   осторожно.   Для   этой   цели
применяется также специальный прибор ПДС-1 (прибор дрессировки собак-1). Упражнения
этим способом рекомендуется отрабатывать только под руководством опытного инструктора.

По мере выработки навыка отказа от корма вводятся следующие усложнения: 
• занятия проводятся на разнообразной местности и в различное время суток; 
• используются различные виды пищи; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..