Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 8

 

 

нежелательных связей (повороты в направлении поиска только после нахождения предмета),
необходимо на пути поиска вводить (без предмета) углы. При работе с углами дрессировщик
также   подает   команду,   делает   жест   рукой,   а   затем   делает   пробежку   вместе   с   собакой   в
сторону угла. Пробежав 20–30 м, дрессировщик называет кличку собаки, чем привлекает ее
внимание,   и   одновременно   резко   меняет   направление   своего   движения.   При   этом   вновь
полает команду и делает жест уже другой рукой и в новом направлении — в направлении
того угла, где находится предмет. Собака также  должна изменить направление движения,
найти   предмет,   принести   его  и   получить   поощрение.   После  этого  ее   снова   посылают   на
обыск   местности   для   розыска   остальных   предметов.   Работа   собаки   всегда   должна
заканчиваться нахождением предмета и поощрением.

После того как у собаки будет отработан активный, зигзагообразный поиск при обыске

местности, вводят ряд усложнений: увеличивают количество углов и уменьшают количество
разложенных на участке предметов; вводят управление собакой на расстоянии при помощи
команды   и   жестов   (дрессировщик   не   сопровождает   собаку   от   угла   к   углу,   а   находится
посередине обыскиваемого участка, рис. 51, г); разбрасывают предметы на участке в разных
направлениях   и   маскируют   их.   Затем   наряду   с   поиском   разбросанных   предметов
отрабатывается и поиск человека.

Делают   это   так.   Помощник,   не   заходя   на   участок,   разбрасывает   по   нему   два-три

предмета и прячется в конце участка. Дрессировщик пускает собаку на обыск участка, а сам
движется в центре участка, управляя собакой. Как только собака обнаружит разбросанные
предметы, а затем и найдет помощника, ей разрешают немного потрепать его. После этого
помощник   вырывается   и   убегает,   а   собаку   пускают   на   задержание   с   последующим
конвоированием.   Иногда   же   рекомендуется,   чтобы   обнаруженный   собакой   помощник   не
убегал и не нападал на собаку, а спокойно стоял на месте. В этом случае дрессировщик
должен посадить собаку и заставить ее активно облаивать спокойно стоящего помощника.

Приучение   собаки   к   обыску   помещений   проводится   аналогично.   Вначале   собаку

приучают безбоязненно входить в различные помещения (вначале вместе с дрессировщиком,
а затем и без него), затем проводить в помещениях поиск, находить и подносить предметы и,
наконец,   обнаруживать   спрятавшегося   человека;   если   человек   обороняется   или   убегает,
собака вступает с ним в борьбу, если стоит неподвижно, — активно облаивает его.

Вначале собака работает в помещении вместе с дрессировщиком; затем дрессировщик в

помещение   не   входит,   а   обыск   собака   ведет   самостоятельно.   Наконец   собаку   приучают
охранять   предметы.   Этот   прием   вырабатывает   у   нее   стойкий   навык;   по   команде
дрессировщика бдительно охранять оставленный на хранение предмет и не отходить от него,
предупреждая   дрессировщика   лаем   о   всякой   попытке   постороннего   человека   взять   этот
предмет.

При   отработке   этого   приема   дрессировщик,   держа   собаку   на   коротком   поводке,

приходит в район занятий, привязывает ее к короткому колышку и укладывает возле него.
Затем   он   кладет   перед   собакой   какой-нибудь   привычный   для   нее   предмет   (поноску,
намордник   и   т. п.)   так,   чтобы   собака   не   могла   его   достать.   Подав   команду,   он   жестом
привлекает   внимание   собаки   к   охраняемому   предмету.   Вскоре   после   этого   появляется
помощник. Вначале он спокойно проходит мимо собаки два-три раза, а затем при очередном
подходе нагибается и протягивает руку к охраняемому предмету, пытаясь взять его. В этот
момент дрессировщик повторяет команду и жестом вновь привлекает внимание собаки к
предмету.   Если   у   собаки   при   этом   появится   агрессивная   реакция   на   помощника   и   она
начинает его облаивать, то он убегает и скрывается, а дрессировщик поощряет собаку. Так
повторяется несколько раз с разными помощниками. Если собака будет реагировать только на
помощника, не обращая внимания на предмет, то помощник должен его, слегка удаляя от
собаки или приближая к ней. Такие движения привлекут внимание собаки, возбудят ее и она,
как правило, с лаем набросится на помощника, не давая взять охраняемый предмет. В этот же
момент   дрессировщик   должен   подать   команду   и,   после   того   как   скроется   помощник,
поощрить собаку. В тех случаях, когда собака не реагирует даже на предмет и ее внимание

приковано   только   к   помощнику,   делают   так.   Кладут   около   охраняемого   предмета   жгут
(хлыст), а Подошедший помощник берет его, слегка ударяет собаку и, вызвав этим ее лай,
немедленно убегает. Активность, проявленная собакой, поощряется дрессировщиком.

В дальнейшем собаку приучают работать без привязи. Для этого дрессировщик берет ее

вначале на удлиненный поводок и, уложив перед предметом, подает команду, а сам отходит
на три-четыре шага назад. Если собака при подходе помощника оставит охраняемый предмет
и попытается напасть на помощника или начинает преследовать его, то дрессировщик подает
резкую команду и рывком поводка возвращает собаку к охраняемому предмету. После этого
он подает команду и поощряет собаку.

На последующих занятиях дрессировщик отходит все дальше от собаки и, наконец,

скрывается в укрытии (удлиненный поводок снимается и собака работает без поводка).

Для   дальнейшего   закрепления   и   шлифовки   навыка   вводится   ряд   усложнений:

помощник пытается спровоцировать собаку, подавая команды, предлагая лакомство и т. п.;
вместо   одного   помощника   с   разных   сторон   одновременно   подходят   два   помощника   и
поочередно пытаются взять охраняемый предмет; занятия проводятся в условиях сильных
отвлечений и т. д.

В   заключение   собаку   обучают   выборке   чужих   вещей   (необходимые   указании   по

отработке этого приема приведены в следующем разделе). Занятия по выборке чужих вещей
являются хорошей тренировкой обоняния защитно-караульной собаки.

Собак, отличающихся большой злобностью, рекомендуется приучать к выборке вещей в

начале специальной дрессировки, до того, как будет отработан прием: развитие злобности,
смелости и недоверия к посторонним людям.

5. Розыскная служба

Розыскных   собак   используют   при   охране   государственных   границ,   для   розыска   и

задержания преступных элементов и охраны социалистической собственности. Кроме того,
розыскными собаками иногда усиливают патрули или конвои.

Розыскная   собака   должна   отвечать   следующим   основным   требованиям:   быть

подготовленной на диплом по ОКД; защищать своего дрессировщика в случае нападения на
него; по команде дрессировщика задерживать постороннего, охранять и конвоировать его;
охранять   оставленный   дрессировщиком   предмет;   выбирать   по   запаху   из   нескольких
предметов вещь постороннего человека; выбирать по запаху вещи человека, находящегося 15
группе людей; вести поиск и находить след двухчасовой давности, оставленный человеком;
найдя след, вести по нему розыск и выбирать разыскиваемого человека из группы людей
(длина   линии   следа   2–2,5 км),   а   также   находить   и   подавать   предметы,   потерянные   или
брошенные на следу разыскиваемым человеком; обыскивать участок местности площадью не
менее   100X100 м   или   помещение,   находить   на   нем   след   укрывшегося   человека,   а   также
принадлежащие ему предметы; не брать корм из рук посторонних и корм, подброшенный на
землю.

Дрессировка   розыскных   собак   —   очень   сложный   и   трудный   процесс,   требующий

высокого мастерства от дрессировщика. Особенно тщательным должен быть и отбор собак
для дрессировки по указанной службе. Для той цели пригодны только здоровые, молодые (до
двух лет) собаки с устойчивой нервной сие гомон, уравновешенно-подвижного типа ВНД,
обладающие   хорошо   развитым   обонянием,   слухом   и   зрением,   достаточно   крупные   и
сильные, имеющие здоровые зубы и правильный прикус, отличающиеся недоверчивостью к
посторонним   людям,   злобностью   и   смелостью.   Наиболее   желательны   для   этой   цели
восточноевропейские овчарки, а также отдельные представители пород доберман-пинчер и
эрдельтерьер.

Приемы общего курса дрессировки отрабатывают с розыскными собаками в полном

объеме, обязательно добиваясь четкой и безотказной их работы. Сравнительно легко можно
подготовить к розыскной службе собак, обученных но защитно-караульной службе, так как у

них уже образованы многие специальные навыки.

Дрессировка   розыскных   собак   включает   отработку   следующих   приемов:   развитие

злобности, смелости и недоверия к посторонним людям; защиту дрессировщика в случае
нападения на него; задержание, конвоирование и охрану задержанного; обыск местности и
помещений; охрану предметов; отказ от корма. Занятия ведутся так же, как и с защитно-
караульными собаками (некоторые особенности обыска местности будут указаны ниже).

Новыми, присущими только розыскной службе будут приемы: выборка вещей; выборка

человека   с   запаха   вещи;   работа   по   следу;   выборка   человека   с   запахом   следа.   Наиболее
важным   и   сложным   является   приучение   собаки   к   работе   по   следу,   в   связи   с   чем   этому
вопросу будет уделено особое внимание.

Навык выборки собакой вещей является вспомогательным: он необходим для развития

навыка активного принюхивания и выработки у собаки умения различать запахи по команде,
а также для тренировки ее обонятельного анализатора. Этот прием образует у собаки стойкий
навык: выбирать вещь с запахом постороннего человека из нескольких различных вещей,
имеющих   запахи   других   людей.   Прием   отрабатывается   в   два   этапа.  Первый   этап    —
выборка из нескольких вещей, принадлежащих посторонним людям, вещей, принадлежащих
дрессировщику; второй этап  — достижение конечной цели приема.

Первый этап отрабатывается  так, По указанию  дрессировщика  помощник  кладет на

землю   две-три   одинаковые   вещи,   к   которым   не   прикасался   дрессировщик,   и   удаляется;
расстояние   между   разложенными   вещами   20–25 см   (вначале   рекомендуется   использовать
поноски).   Дрессировщик   усаживает   собаку   в   четырех-шести   шагах   от   вещей,   дает   ей
обнюхать такую же по форме вещь (перед этим он некоторое время держит ее в руках, чтобы
вещь   приобрела   присущий   ему   запах)   и   кладет   ее   к   вещам,   положенным   помощником.
Подойдя   к   сидящей   собаке   вплотную,   дрессировщик   осторожно   берет   ее   левой  рукой   за
морду, а ладонь правой руки прикладывает к мочке носа собаки и держит правую руку в
таком   положении   5–10 сек.,   одновременно   два-три   раза   подавая   команду.   После   этого,
дрессировщик   посылает   собаку   на   выборку.   Команды   он   сопровождает   направляющим
жестом   и   внимательно   следит   за   поведением   собаки.   При   попытках   собаки   взять   вещь
дрессировщик поправляет собаку, подавая в мягкой интонации команду и вновь команду;
если собака берет вещь, дрессировщик подзывает ее, по команде берет вещь и поощряет
собаку.

Так повторяют несколько раз, и собака приучается по команде выбирать только вещь. В

дальнейшем количество разложенных вещей постепенно увеличивают, команду подают все
реже, а затем и совсем не подают, вещи кладут более кучно, дрессировщик перед посылом
дает собаке нюхать уже не ладонь своей руки, а какую-либо принадлежащую ему вещь.

Если собака излишне активна и берет, не принюхиваясь, любую вещь, то ее следует

посылать на выборку на поводке — это несколько сдержит стремительность собаки.

На   этом   этапе   обучения   не   рекомендуется   долго   задерживаться:   как   только   собака

начнет безошибочно выбирать нужную вещь, следует переходить ко второму этапу.

Делается   это   следующим   образом.   Два   помощника   берут   одновременно   одинаковые

вещи (лучше опять поноски) и, подержав их 2–3 мин. в руках, раскладывают на земле, как и в
первом этапе; при этом первый помощник кладет одну вещь, а второй две-три вещи. Затем в
шести-восьми шагах от разложенных вещей первый помощник оставляет отдельно еще одну
вещь   (фуражку,   перчатку   и   т. п.).   Дрессировщик   дает   собаке   обнюхать   эту   отдельно
оставленную   вещь,   сам   не   прикасаясь   к   ней.   После   этого   собаку   посылают   на   выборку
вещей,   и   дрессировщик,   очень   внимательно   следящий   за   ее   поведением,   руководит   ее
действиями. Если собака берет не ту вещь, он в мягкой интонации подает команду и затем в
более настойчивой интонации команду. Каждую правильную выборку необходимо усиленно
поощрять. Если этого окажется недостаточно, то дрессировщик помогает собаке тем, что на
первых занятиях при обнюхивании нужной вещи поощряет собаку командой. Когда у собаки
образуется   навык   выборки   вещей,   условия   занятий   усложняют:   увеличивают   количество
вещей,  привлекают   больше  помощников, разнообразят  форму и  размеры  разложенных на

участке вещей и т. д.

Качество   образованного   навыка   проверяют   при   выборке,   в   процессе   которой

дрессировщику не известно, какую вещь должна выбрать собака.

Приучение собаки к выборке человека из группы людей по запаху принадлежащей ему

вещи   образует   у   нее   навык:   находить   человека   не   только   по   его   следу,   но   и   по   запаху
принадлежащей ему вещи. К отработке этого навыка следует приступать после того, как
собака будет достаточно хорошо идти по следу.

Прием   отрабатывают   так.   Три-четыре   одинаково   одетых   помощника   становятся   в

шеренгу с интервалами в два-три шага. Предварительно один из них оставляет в нескольких
шагах   от   шеренги   принадлежащую   ему   вещь.   Дрессировщик,   держа   собаку   на   поводке,
подходит к этой вещи, подает команду и дает собаке обнюхать оставленную вещь. Вновь
подает   команду   и,   сделав   направляющий   жест,   посылает   собаку   на   выборку   владельца
оставленной вещи. Если собака ошибется и неправильно выберет человека, то дрессировщик
направляет   ее   мягко   произнесенной   командой,   а   при   необходимости   делает   и   рывок
поводком. Если же собака действует правильно, то, найдя в группе людей человека, которому
присущ запах оставленной вещи, она бросится к нему, начнет на него лаять или хватать за
одежду. Такие действия собаки нужно обязательно поощрять. При этом дрессировщик обязан
следить, чтобы собака не наносила покусов помощнику, и придерживать ее поводком. Но
команде дрессировщика помощник, выбранный собакой по запаху его вещей, выходит из
группы, а собака, сопровождаемая дрессировщиком, выполняет конвоирование.

Так как у собаки уже предварительно образованы навыки выборки вещей и розыска

человека по следу, она обычно быстро переходит и на поиск человека по запаху его вещи.

Для   закрепления   и   шлифовки   навыка   постепенно   вводят   усложнения:   увеличивают

численный   состав   группы   помощников,   людей   в   группе   располагают   более   кучно   и   в
различных положениях (сидя, лежа), работают в разное время суток и т. д. Отработку приема
заканчивают   работой   по   выборке.   Это   позволяет   убедиться   в   том,   что   собаке   правильно
привит навык пользования обонянием.

Приучение собаки к розыску человека по следу вырабатывает у нее стойкий навык:

разыскивать скрывающегося человека по оставленному им следу (запаху), а также находить и
подавать дрессировщику различные предметы, брошенные или потерянные на следу этим
человеком. Указанный навык является наиболее сложным и основным в работе розыскной
собаки, поэтому его четкой и тщательной отработке необходимо уделять особое внимание.
Условными раздражителями при отработке этого приема будут команды и.

Первоначально   дрессировку   проводят   в   облегченных   условиях.   Поэтому   первые

занятия   рекомендуется   проводить   рано   утром   по   росе,   на   полузакрытой   местности
(кустарник, небольшой лес), на почве с невысокой травой, при условии отсутствия сильных
отвлекающих раздражителей. След нужно прокладывать по ветру.

Занятия   проводят   в   следующем   порядке.   Дрессировщик   приходит   в   район   занятий,

держа собаку на коротком поводке. Вскоре из-за укрытия появляется помощник, который
приближается к собаке и своими действиями возбуждает ее (помощник должен учитывать
индивидуальные   особенности   собаки   и   вызывать   лишь   активное   стремление   к
преследованию, но не перевозбуждать ее). Возбудив собаку, помощник отбегает от нее на 30–
40 м   и   скрывается   в   лесу   или   кустарнике;   пройдя   затем   еще   40–50 м,   он   постепенно
закругляет линию следа, а потом прячется. Чтобы оставить более сильный следовой запах,
помощник, отбегая от собаки, должен шаркать подошвами по земле. Как только помощник
скроется   из   виду,   дрессировщик   подает   команды,   и   делает   соответствующий   жест   —
нагибается   и   показывает   правой   рукой   в   направлении   оставленного   помощником   следа.
Обычно   в   первое   время   возбужденная   собака   будет   рваться   в   сторону   убежавшего
помощника, не  обращая внимания на  оставленный  след.  Дрессировщик должен сдержать
порывистые движения собаки, используя короткий поводок, и повести ее ускоренным шагом
в направлении следа, повторяя команды.

На первых занятиях собака будет идти в большинстве случаев прямо к месту, где она

потеряла из виду помощника. Дойдя до этого места и не обнаружив здесь помощника, собака
начнет принюхиваться к следу. В это время дрессировщик должен вновь подать команды, и
сделать жест в сторону проложенного следа. Если собака, принюхиваясь, правильно пойдет
по следу, то ее следует поощрить восклицанием и повторить команду. Если же она будет
сбиваться   со   следа,   то   нужно   вновь   направить   ее   на   след,   подавая   команды,   и   делая
направляющий жест. Двигаясь по следу, собака приведет дрессировщика к спрятавшемуся
помощнику   и   попытается   напасть   на   него.   Дрессировщик   должен   сдерживать   собаку
поводком,   не   давая   ей   напасть   на   помощника,   тогда   реакция   собаки   проявится   в   виде
активного лая на неподвижно стоящего помощника. Если лай собаки будет недостаточным,
то помощнику нужно сделать несколько резких движений — этим он добьется возбуждения
собаки. Увидев, что собака возбудилась, помощник вновь отбегает на расстояние 100–120 м и
прячется опять, а дрессировщик вторично пускает собаку по следу; повторяются розыск и
облаивание собакой найденного помощника.

В дальнейшем собака работает по следу по одной команде; команду можно подавать

лишь   в   том   случае,   когда   след   будет   потерян   собакой.   В   течение   одного   занятия   это
упражнение   проделывают   два-три   раза.   Необходимо   стремиться,   чтобы   в   конце   каждого
занятия собака находила помощника, хватала, конвоировала и задерживала его при попытке к
бегству   независимо   от   того,   насколько   правильно   она   шла   по   следу.   Это   подкрепит   ее
стремление двигаться по следу. Из борьбы с помощником собака всегда должна выходить.
Это будет усиливать ее агрессивность и возбуждать стремление к преследованию и поиску
помощника.

Излишне   злобных   и   возбудимых   собак   рекомендуется   приучать   к   работе   по   следу

следующим образом. Дрессировщик, придя в район занятий, привязывает собаку, показывает
ей   аппортировочный   предмет   и   возбуждает   у   нее   стремление   схватить   его.   Когда   собака
достаточно   возбудится,   дрессировщик   уходит   от   нее   с   аппортировочным   предметом   и
прокладывает   след   протяженностью   100–150 м.   Оставив   аппортировочный   предмет   в
конечной точке следа, он возвращается обратно к собаке точно по проложенному следу. Затем
он   отвязывает   собаку,   берет   ее   на   короткий   поводок   и   отводит   к   исходной   точке
проложенного следа. Сделав жест в направлении следа и повторяя команды, он побуждает
собаку двигаться по следу. Если собака принюхивается и правильно идет по проложенному
следу,   ее   необходимо   поощрить   восклицанием   и   повторить   команду.   Если   же   собака
сбивается   со   следа,   то   ее   нужно   вновь   направить   на   след,   подавая   команды,   и   делая
направляющий   жест.   Пройдя   по   следу,   собака   находит   аппортировочный   предмет   и,   как
правило,  самостоятельно   уберет  его.  Если   это  не  случится,   то  требуется  подать  команду,
после небольшой паузы команду, затем поощрить собаку и разрешить ей принять свободное
состояние.   После   непродолжительного   отдыха   упражнение   рекомендуется   повторить.
Собака, как правило, лучше принюхивается на след дрессировщика. В этом случае у нее
быстрее устанавливается связь на команду.

На данном этапе не следует задерживаться длительное время (не более трех-четырех

занятий). Как только у собаки установится первоначальная связь на команду, необходимо
переключить   собаку   на   проработку   следа,   оставленного   помощником.   Для   этого
дрессировщик,   привязав   собаку,   кладет   в   3–5 м   от   нее   аппортировочный   предмет,   а
помощник спокойно подходит, забирает его и удаляется, прокладывая след протяженностью в
100–150 м. В конечной точке следа он кладет аппортировочный предмет, а сам становится в
2–3 м   от   него.   Дрессировщик   отвязывает   собаку,   пускает   ее   на   проработку   следа   и   сам
движется   рядам   с   ней.   Достигнув   конечной   точки   следа,   он   побуждает   собаку   взять
аппортировочный   предмет,   добиваясь,   чтобы   она   не   реагировала   на   помощника,   а   затем
поощряет собаку.

Так повторяют несколько раз. Как только с помощью одного из указанных способов у

собаки   будет   образована   первоначальная   связь   на   команду   и   она   будет   по   запаху   следа
разыскивать помощника, нужно постепенно вводить усложнения: увеличивать до 250–300 м
протяженность   линии   следа   (не   вводя   углов),   увеличивать   выдержку   до   пуска   собаки   на

проработку следа, заменять короткий поводок удлиненным.

Дрессировщик должен оказывать помощь собаке во всех случаях, когда она встретит

затруднения в работе. Для этого ему необходимо точно знать всю линию следа, или, иначе
говоря, иметь  контролируемую или контрольную линию следа. Если  собака сбивается со
следа, необходимо сократить длину поводка и направить собаку на след. Если собака идет по
следу не принюхиваясь, то рекомендуется немного сократить длину поводка, пропустив его
между   передними   лапами   собаки   так,   чтобы   он   слегка   оттягивал   голову   собаки   книзу.
Вообще же  управлять собакой при помощи поводка во время ее работы по следу нужно
мягко, ровно, без рывков.

Затем собаку начинают приучать к розыску по следу, не нападающего на нее человека.

Для этого помощник перед прокладкой следа начинает постепенно действовать все менее
активно   при   возбуждении   собаки,   потом   только   показывается,   а   впоследствии   лишь
оставляет свой след.

Постепенно усложняют и линию следа. Прокладывая след, помощник сначала вводит

более   легкие   для   собаки   тупые   углы,   а   затем   и   более   сложные   —   прямые   и   острые,
постепенно   увеличивая   число   углов.   В   первое   время   собака,   идя   по   такому   следу,   часто
проскакивает углы. В этом случае нужно легонько придержать собаку перед углом и, если
потребуется,   умело   помочь   ей.   Чтобы   у   собаки   не   образовалась   нежелательная   связь   на
придерживание около углов, такие придерживания необходимо периодически практиковать и
на прямых участках следа. В дальнейшем на занятиях желательно умышленно допускать,
чтобы   собака   проскакивала   углы,   давать   ей   этим   возможность   совершать   ошибки.   Если
собака,   минуя   угол,   идет   неправильно,   то   командой   и   воздействием   поводка   ее   нужно
[возвратить   к   углу   и   направить   на   след.   Как   только   собака   правильно   пойдет   по   следу,
необходимо тотчас же поощрить ее восклицанием.

Во время приучения собаки к розыску человека по следу у нее вырабатывают также

навык   находить   на   линии   следа   и   подавать   дрессировщику   предметы,   брошенные   и
потерянные разыскиваемым человеком. С этой целью помощник во время прокладки следа
оставляет   на   нем   два   предмета.   Дрессировщик,   точно   зная,   где   они   расположены,   при
подходе   собаки   к   одному   из   предметов   подает   команду,   а   затем   по   команде   берет   у   нее
предмет. Поощрив собаку, ее посылают на дальнейшую проработку следа; таким же путем
она находит второй предмет.

На   последующих   занятиях   подачу   команды   при   подходе   собаки   к   предмету

задерживают, а потом и не подают совсем. Для усложнения увеличивают число предметов,
оставляют их в стороне (в 1–2 м) от линии следа, слегка маскируют некоторые из них. Чтобы
подготовить собаку к выборке человека по запаху следа и приучить ее во время проработки
следа   не   переключаться   на   посторонний   людей,   вводится   расстановка   людей   на   линии
проложенного следа.

Делается это так. Вначале на линии следа ставят одного дополнительного помощника, а

затем еще двух и более с интервалами в 150–200 м. Дополнительных помощников вначале
располагают   вблизи   от   исходной   точки   следа,   затем   по   всей   линии   следа   и,   наконец,
поблизости к конечной точке. Здесь они и создают группу людей, необходимую для занятий с
собакой по выборке человека со следа. Встретив при проработке следа стоящего на следу
дополнительного помощника, злобная собака, как правило, будет пытаться наброситься на
него с активным лаем. В этом случае дрессировщик подает команду, делает рывок поводком и
направляет собаку на след командой, поданной в угрожающей интонации. Если же собака
спокойно подойдет к дополнительному помощнику и обнюхает его, не проявляя агрессии, то
этому не следует препятствовать. Позволив собаке обнюхать помощника, необходимо снова
направить ее на след и продолжить работу.

В результате неоднократного повторения таких упражнений собака будет безразлично

относиться к посторонним людям, находящимся на линии проложенного следа.

Затем приступают к выработке у собаки навыка безразличного отношения к следам,

пересекающим   линию   проложенного   следа   под   различными   углами.   С   этой   целью

дополнительный   помощник   пересекает   (под   прямым   углом   недалеко   от   исходной   точки)
линию следа, проложенного основным помощником. Собаку пускают на проработку следа. В
момент,   когда   собака   подойдет   к   месту   пересечения   следа,   дрессировщик   должен
внимательно наблюдать за ней. Если она не переключится на отвлекающий след, т. е. не
допустит   ошибки,   нужно   заставить   ее   повторить   все   действия   несколько   раз,   а   затем
переходить к усложнениям. Если же собака, дойдя до места пересечения следов, сойдет с
основного следа и будет двигаться по отвлекающему следу, то дрессировщик должен подать
команду,   остановив   собаку   движением   поводка,   и   направить   на   основной   след.   Вначале
делают так, чтобы посторонние следы пересекали проложенную линию следа под прямым
углом; затем можно использовать тупые и острые углы пересечений.

После этого вводят усложнения: отвлекающий след делают более свежим; для этого

дополнительный   помощник   прокладывает   след   непосредственно   перед   пуском   собаки,
основной   след   пересекает   группа   людей   и   животные;   линию   следа   прокладывают   на
местности различного рельефа, на неблагоприятной почве (песок, камни), при меняющемся
ветре, в разное время суток и при неблагоприятной погоде; увеличивают длину и давность
проложенного следа.

Отработку   приема   заканчивают   занятиями   с   собакой   по   следу,   не   известному   для

дрессировщика.

После   того   как   собака   будет   четко   и   безотказно   работать   по   следу,   ее   начинают

приучать к выборке человека с запаха следа.

Для этого помощник прокладывает след длиной в 200–300 м, а дрессировщик через 10–

15 мин. пускает по этому следу собаку.

Проработка   такого   следа   происходит   быстро;   вскоре   собака   настигает   помощника,

облаивает и задерживает его. Вырвавшись от собаки, помощник убегает, прокладывая второй
след длиной 150–200 м и скрывается в группе людей (два-три человека), одетых одинаково с
помощником. Как только скроется помощник, дрессировщик вновь пускает собаку по следу, а
затем подводит ее к группе людей, среди которых укрылся помощник, и ослабляет поводок,
чтобы   позволить   собаке   спокойно   производить   выборку.   Во   время   выборки   все   люди,
находящиеся в группе, должны стоять молча и неподвижно.

Если   собака   будет   неправильно   производить   выборку,   дрессировщик   должен   подать

команду, а иногда прибегнуть и к воздействию поводка. В тех случаях, когда собаке не по
силам   будет   выбрать   разыскиваемого   человека,   нужно   помочь   ей,   умышленно   подводя   к
помощнику. При необходимости помощник может возбудить собаку и привлечь ее внимание,
сделав едва заметное движение.

Как только собака правильно произведет выборку и вступит в борьбу с помощником,

дрессировщик должен немедленно поощрить ее восклицанием. Во время нападения собаки
помощник   должен   оказывать   ей   некоторое   сопротивление   и,   уступая   усилиям   собаки,
двигаться в ее сторону. После этого осуществляется конвоирование помощника.

На   последующих   занятиях   нужно   постепенно   увеличивать   длину   следа,   доводить

численность   группы   людей   до   четырех-пяти   человек,   причем   каждый   из   них   принимает
различные   позы   (стоя,   сидя,   лежа);   постепенно   уменьшать   помощь   собаке   в   процессе
выборки.

Прием приучения собаки к обыску местности (помещений) отрабатывают так же, как и

у защитно-караульных собак. Но розыскных собак, кроме того, необходимо приучить еще к
поиску следа на обыскиваемом участке. Для этого помощник прокладывает на обыскиваемом
участке контрольный след. Дрессировщик с собакой останавливается примерно в 10 м от
исходной точки этого следа и берет собаку на удлиненный поводок. Подав команды, и сделав
жест в сторону исходной точки, он начинает медленно двигаться к исходной точке следа,
внимательно   наблюдая   за   поведением   собаки.   Услышав   команды,   собака   начнет
принюхиваться, но не чувствуя запаха следа, в нерешительности остановится. В этот момент
нужно   повторить   команды   и   жест   и   продолжить   движение   к   исходной   точке   следа.   По
повторным командам собака начнет принюхиваться вновь. Так как она будет находиться уже

недалеко от исходной точки, то обязательно найдет след и начнет двигаться по нему. В этот
момент   необходимо   поощрить   собаку   восклицанием   и   повторить   команду.   Через   два-три
занятия   собака   будет   самостоятельно   находить   исходную   точку   проложенного   следа   по
команде.

Затем   собаку   приучают   самостоятельно   определять   направление   следа   в   момент   ее

подхода не к исходной точке, а к линии проложенного следа. Иначе говоря, вырабатывают
навык, благодаря которому собака будет безошибочно определять, где находятся исходная и
конечная   точки   следа,   п   двигаться   только   в   направлении   к   конечной   точке.   Для   этого
дрессировщик пускает собаку к линии следа под разными углами. В тех случаях, когда собака
попытается идти по следу в направлении к исходной точке (т. е. в обратном направлении),
нужно придержать ее и направить в сторону конечной точки следа. После нескольких таких
повторных   упражнений   собака   будет   самостоятельно   выбирать   правильное   направление
следа.

Закончив   отработку   специальных   приемов,   нужно   постепенно   усложнять   условия

работы собаки: прокладывать след на почве различного характера, а также след, проходящий
через   населенные   пункты   и   дороги;   увеличивать   давность   проложенного   следа,   его
длительность.

В процессе всей работы с собакой в сложных условиях необходимо соблюдать основное

правило дрессировки; не усложнять условий до тех пор, пока собака не будет достаточно
четко выполнять тот или иной прием в менее сложных условиях.

6. Служба подноса легких грузов

Собаки — подносчики легких грузов предназначены для быстрой доставки легких и

малообъемных грузов (медикаментов, электропитания к средствам связи, патронов и т. п.) на
небольшие расстояния (до 2 км) по любой местности.

Принцип   работы   собак   —   подносчиков   легких   грузов   состоит   в   том,   что   собака,

одинаково приученная к двум дрессировщикам, поочередно пробегает расстояние от одного
до другого, перенося при этом грузы в специальном вьюке. У каждой пары дрессировщиков
может быть одна или две собаки. Собака, подготовленная по службе подноса легких грузов,
должна   удовлетворять   следующим   основным   требованиям:   иметь   диплом   по   ОКД;
безотказно   совершать   пробеги   между   неподвижными   или   переместившимися   постами   на
расстоянии   не   менее   полутора   километров   со   скоростью   пробега   один   километр   за   пять
минут; находить по запаху следа дрессировщика пост, переместившийся на расстояние до
500 м; переносить во время пробега грузы (в специальном вьюке), вес которых доходит до
25 % собственного веса; безотказно и четко работать в любое время года и суток, при любой
погоде,   на   различной   местности;   не   отвлекаться   на   выстрелы,   взрывы,   дымовые   завесы,
световые сигналы и другие сильные раздражители.

Для   дрессировки   по   этой   службе   следует   отбирать   крупных,   мощных,   физически

сильных и здоровых собак с хорошо развитыми слухом, обонянием и зрением, смелых и
недоверчивых   к  посторонним,   имеющих   хорошую  ориентировочную   реакцию   и   быстрый
аллюр, отличающихся неприхотливостью и выносливостью.

Приемы   общего   курса   дрессировки   необходимо   отрабатывать   с   собаками   —

подносчиками   легких   грузов   в   полном   объеме   под   руководством   одновременно   двух
дрессировщиков.

Дрессировка   по   службе   подноса   легких   грузов   включает   отработку   следующих

специальных   приемов:   приучение   собаки   к   двум   дрессировщикам;   пробег   на   пост;
нахождение переместившегося поста по запаху следа дрессировщика; приучение к вьюку и
пробегу   с   ним   при   различной   нагрузке;   безразличное   отношение   к   выстрелам   и   другим
сильным раздражителям во время работы.

Дрессировку   начинают   с   приучения   собаки   к   двум   дрессировщикам,   добиваясь

одинаковой привязанности собаки к каждому из них. С этой целью дрессировщики должны

как можно больше бывать с собакой, поочередно или одновременно кормить ее, чистить,
выгуливать и дрессировать по общему курсу. Особое внимание следует обращать при этом на
четкую работу собаки по команде и ее быстрый, заинтересованный подход к каждому из двух
дрессировщиков. Если окажется, что собака больше привязана к одному из дрессировщиков,
то он должен реже давать ей корм и лакомство, реже выгуливать собаку и играть с ней.

Добившись   одинаковой   привязанности   к   двум   дрессировщикам,   можно   начинать

приучение собаки к пробегу на пост. Такие занятия проводятся на открытой местности. Один
из дрессировщиков держит собаку на коротком поводке, а второй, огладив ее и дав лакомство,
отбегает на 40–50 шагов. При этом он привлекает внимание собаки, произнося ее кличку.
Дрессировщик,   оставшийся   с   собакой,   удерживает   ее   левой   рукой   за   ошейник,   а   правой
отстегивает поводок и одновременно возбуждает собаку командой. Заметив, что у собаки
появилось стремление двинуться на подзыв второго дрессировщика, который в это время
подзывает ее командой, первый дрессировщик быстро отпускает ее, одновременно подавая
команду и делая жест в сторону посыла (выбрасывает вперед правую руку ладонью вниз на
уровень плеча). Чтобы подкрепить команду, отбежавший дрессировщик повторно подзывает
собаку. Подбежавшую собаку он поощряет сглаживанием и дачей лакомства, а затем берет на
поводок.   Через   одну-две   минуты   посыл,   и   подзыв   собаки   повторяют,   но   при   этом
дрессировщики   меняются   ролями.   После   пяти-семи   занятий   собаку   посылают   только   по
команде без предварительного подзыва; команду подают лишь в том случае, когда у собаки
нет стремления к пробегу. Иногда одному из дрессировщиков рекомендуется отходить, держа
собаку на поводке, и посылать ее к дрессировщику, оставшемуся на месте. Если во время
пробега собака отвлекается или бежит недостаточно быстро, то дрессировщик, к которому
она движется, должен повторить команду и отбежать на несколько шагов; это активизирует
подход собаки.

В   течение   занятия   можно   производить   три-четыре   посыла   собаки   на   пробег   между

постами. Как только собака начнет отходить от дрессировщика и безотказно пробегать путь
между   постами,   расположенными   на   расстоянии   до   200 м   один   от   другого   на   открытой
местности, можно постепенно вводить усложнения: увеличивать длину пробега; проводить
занятия   на   пересеченной   или   полузакрытой   местности;   маскировать   посты;   увеличивать
выдержку собаки на постах; производить посылы собаки из положения лежа и пр.

Чтобы   приучить   собаку   находить   переместившийся   пост   по   запаху   следа

дрессировщика,   поступают   так.   Во   время   отсутствия   собаки   на   посту   дрессировщик
переходит в другое место — на 30–40 шагов вперед или в сторону и, замаскировавшись,
внимательно следит за подходом посланной к нему собаки. Собака подойдет к старому месту
поста и, не найдя там дрессировщика, будет искать его по запаху следа. Как только она
обнаружит переместившийся пост, находящийся там дрессировщик усиленно поощряет ее.
Если собака будет долго задерживаться на месте старого поста или попытается вернуться
обратно, дрессировщик, находящийся на переместившемся посту, помогает ей обнаруживать
себя   шорохом,   движением   или   в   крайнем   случае   подает   команду.   В   дальнейшем
дрессировщик не должен помогать собаке; расстояние его отхода на новый пост постепенно
увеличивается.

Затем собаку приучают к вьюку и к пробегу с надетым вьюком. Вначале добиваются,

чтобы собака безразлично относилась к надетому на нее вьюку. Для этого ей дают обнюхать
вьюк, затем укладывают его к ней на спину и закрепляют. Если собака проявит беспокойство,
то ее нужно огладить и постараться отвлечь внимание собаки от надетого вьюка прогулкой,
пробежкой или игрой. Спокойное отношение собаки к вьюку необходимо поощрить. Когда
собака привыкнет к надетому вьюку и будет свободно двигаться с ним, можно посылать ее на
пост с надетым пустым вьюком. В это время дистанцию пробега сокращают до 200–300 м, а
число посылов в течение занятия доводят до трех-четырех. В дальнейшем но вьюк начинают
закладывать груз весом 300–500 г в виде мешочков с песком. Необходимо следить, чтобы
груз  во вьюке был уложен  плотно и равномерно по  обе  стороны;  большая  часть  должна
размещаться ближе к холке. Вес груза постепенно доводят до нормы (25 % от веса собаки).

После   каждого   пробега   собака   укладывается   на   посту,   дрессировщик   вынимает   груз   из
вьюка, поощряет собаку лакомством и предоставляет ей отдых на 10–15 мин. Одновременно
с увеличением веса груза во вьюке увеличивают расстояние пробега между постами и число
пробегов за одно занятие.

В   целях   усложнения   производят   выстрелы,   взрывы,   дают   световые   сигналы;

практикуют   встречную   работу   собак;   проводят   занятия   ночью,   в   различных
метеорологических условиях и т. д. Первые выстрелы должны звучать в тот момент, когда
собака находится на посту, затем при ее подходе к посту и, наконец, во время пробега между
постами. Взрывы и световые сигналы (ракеты) рекомендуется применять в таком же порядке.
Встречную работу собак (встречу собак одной пары или разных пар) можно вводить лишь
постепенно   и   при   условии   неусыпного   контроля   за   поведением   животных.   Для   этого
дистанцию пробега временно сокращают до 150–200 м. Если будет замечено, что собаки при
встрече   отвлекаются   друг   на   друга,   необходимо   подавать   команду   подзыва   и   усиленно
поощрять подошедших к дрессировщикам собак.

После   того   как   у   собаки   будут   образованы   все   необходимые   навыки,   начинают

систематически тренировать ее в различное время года и суток, на разнообразной местности,
с различным по весу и характеру грузом.

7. Служба буксировки лыжника

Собаки   —   буксировщики   лыжника   предназначены   для   помощи   лыжнику   при   его

передвижении.   Кроме   того,   таких   собак   можно   легко   подготовить   к   ездовой   службе.
Буксировка   лыжника   способствует   хорошему   физическому   развитию   и   закалке   как
дрессировщика, так и собаки. Буксировку лыжника производят одна или две собаки.

Собака,   подготовленная   по   службе   буксировки   лыжника,   должна   удовлетворять

следующим основным требованиям: быть подготовленной на диплом по ОКД; буксировать
лыжника по дорогам или твердому насту накоротке со скоростью не менее одного километра
за 5 мин.; совершать пробег с буксируемым лыжником до 50–70 км в сутки; безотказно и
четко начинать движение, замедлять, прекращать и изменять его направление по командам
дрессировщика;   не   отвлекаться   на   выстрелы   и   другие   сильные   раздражители   во   время
работы.

Для  дрессировки   по  этой  службе  следует  отбирать  крепких,   мускулистых,  сильных,

выносливых,   подвижных   собак,   ростом   не   менее   55 см,   нетрусливых   и   незлобных,   с
хорошим аппаратом движений. Наиболее пригодны для этой службы северо-восточные лайки
и   восточноевропейские   овчарки;   могут   быть  использованы   также   собаки   других   пород   и
метисы.

Общий курс дрессировки у собак — буксировщиков лыжника нужно отрабатывать в

полном объеме, особенно четко — движение вперед по команде. К специальным приемам,
отрабатываемым у собак этой службы, относятся: приучение к специальному снаряжению; к
движению   впереди   лыжника;   к   замедлению   и   прекращению   движения;   к   изменению
направления движения; к выстрелам и другим сильным отвлекающим раздражителям. Если,
кроме того, буксировку выполняют две собаки, с ними отрабатывают движение в паре (см.
раздел «Ездовая служба»).

Собака, буксирующая лыжника, находится на специальной шлейке и мягком поводке

длиной 3–4 м. Чтобы приучить собаку к шлейке, шлейку надевают на собаку и выходят с ней
на прогулку, а дрессировщик командой, пробежками и игрой отвлекает внимание собаки от
надетой   шлейки.   Обычно   через   два-три   дня   собака   привыкает   к   надетой   шлейке.   При
надевании   шлейки   необходимо   следить,   чтобы   она   была   хорошо   пригнана,   не   стесняла
движений собаки и не причиняла ей боли.

После   этого   собаку   приучают   двигаться   впереди   лыжника   по   команде.   Для   этого

дрессировщик, надев на собаку шлейку и прикрепив поводок, выходит с ней на прогулку и
подает   уже   знакомую   собаке   по   ОКД   команду.   По   этой   команде   собака   выходит   вперед

дрессировщика   и   начинает   двигаться   по   прямой.   Повторными   командами   и   своими
движениями   дрессировщик   добивается,   чтобы   собака   уверенно   двигалась   впереди   его,
натягивая   поводок.   Постепенно   темп   движения   усиливается,   и   собака   переходит   на   бег.
После   того   как   собака   по   команде   будет   уверенно   и   быстро   двигаться   впереди
дрессировщика,   он   надевает   лыжи   и   проделывает   все   действия,   уже   будучи   на   лыжах.
Вначале дрессировщик сам идет на лыжах, затем постепенно он должен делать все меньше
движений, предоставляя собаке буксировать его.

После   этого   отрабатывается   замедление   темпа   и   прекращение   движения.   Для   этого

дрессировщик, убедившись, что собака уверенно буксирует его, подает команду и лыжами
притормаживает движение собаки. Как только собака снизит темп движения, ее поощряют
восклицанием.   Перед   тем   как   прекратить   движение,   дрессировщик   подает   команду   и
усиливает   торможение   лыжами,   а   при   остановке,   собаки   поощряет   ее   восклицанием   и
лакомством. После неоднократного повторения этих действий у собаки образуется навык: по
команде замедлять темп движения, а по команде прекращать его.

После этого собаку приучают изменять направление движения по командам и. Вначале

отрабатывается один поворот, например вправо, а затем второй. Для этого при движении
собаки по прямой дрессировщик подает команду и одновременно с этим сокращает длину
поводка, приближаясь к собаке с правой стороны. Повторив команду, он с помощью поводка
принуждает собаку совершить нужный поворот, после чего поощряет ее и подает команду.
Постепенно дрессировщик все меньше помогает собаке при повороте, и в дальнейшем собака
выполняет поворот только по команде. Так же отрабатывают поворот влево.

Для   закрепления   и   шлифовки   образованных   у   собаки   навыков,   необходимых   для

буксировки   лыжника,   вводят   усложнения:   постепенно   увеличивают   скорость   движения   и
расстояние пробега собаки с лыжником; совершают движение по местности с различным
рельефом, по дорогам и без них; приучают собаку безразлично относиться к выстрелам и
другим   отвлекающим   раздражителям   (встречные   собаки   и   другие   животные,   движение
транспорта и т. д.). Нежелательные действия собаки пресекают командой. В дальнейшем с
собакой   проводят   систематические   тренировки,   которые   закрепляют   образованные   у   нее
навыки,   закаляют   и   физически   развивают   собаку,   приучают   ее   к   буксировке   лыжника   в
различных условиях.

8. Ездовая служба

Ездовых   собак   используют   для   перевозки   различных   грузов   в   таких   условиях,   где

невозможно   применить   другие   виды   наземного   транспорта.   Перевозка   грузов   на   собаках
особенно распространена в северных районах нашей страны.

Зимой грузы перевозят на специальных санях, нартах, лодках-волокушах, летом — на

специальных тележках. Упряжки ездовых собак состоят из двух и более собак, запряженных
попарно, цугом или в один ряд. Численность упряжки зависит от ее назначения и условий
работы. В упряжь ездовых собак зимой входят специальные шлейки, которые крепятся к
кольцам   общего   длинного   ремня   (потяга);   один   конец   потяга   закреплен   за   сани   (нарты).
Летом упряжь состоит из шлеек с постромками, прикрепленных к крючкам передка тележки.
Подготовленная ездовая упряжка должна удовлетворять следующим основным требованиям:
перевозить грузы из расчета 30–40 кг на каждую собаку и совершать в сутки пробег до 60–
70 км   при   средней   скорости   5–7 км   в   час;   быть   хорошо   слаженной   и   управляемой;   не
отвлекаться на выстрелы и другие сильные раздражители во время пробега; работать в любое
время года и суток при любой погоде. Под слаженностью работы упряжки принято понимать
быстрое,   энергичное   и   одновременное   движение   всей   упряжки   с   места,   дружную   тягу   в
движении   всех  собак,   исключающую   случаи   их   запутывания   в  упряжи   и   драки,   а   также
быструю и одновременную остановку. Под управляемостью принято понимать быстроту и
четкость выполнения команд дрессировщика упряжкой собак.

Для дрессировки по ездовой службе отбирают крепких, мускулистых, сильных собак

ростом   не   менее   55 см,   подвижных,   нетрусливых   и   незлобных,   выносливых   и
неприхотливых,   с   хорошим   аппаратом   движения.   Для   одной   упряжки   необходимо   так
подбирать   собак,   чтобы   они   были   примерно   одного   роста,   веса   и   имели   одинаковую
скорость.   Наиболее   подходят   для   этой   службы   северо-восточные   лайки   и
восточноевропейские овчарки; могут быть пригодны и собаки других пород, а также метисы.

Общий курс дрессировки следует отрабатывать с ездовыми собаками в полном объеме.

В специальные приемы входят: приучение к специальному снаряжению, движению в паре,
перевозке   нарты   (тележки)   с   грузом,   изменению   направления   движения,   безразличному
отношению к выстрелам и другим сильным раздражителям во время работы. Если к ездовой
службе готовят собак, обученных буксировке лыжника, то в этом случае дрессировка пойдет
весьма быстро:  их потребуется приучить лишь к движению в паре и  к перевозке нарт  с
грузом.

Собак   упряжки   приучают   к   специальному   снаряжению   так   же,   как   и   собак-

буксировщиков   лыжника.   Особенностью   здесь   будет   то,   что   их   необходимо   приучить   не
только к шлейке, но и ко всей упряжи, а также к нарте или тележке.

Приучение   собак   к   движению   в   паре   позволяет   выработать   у   них   спокойное   и

отношение друг к другу, а также привычку сохранять свои места при движении.

Собак   приучают   друг   к   другу   не   только   на   специальных   занятиях,   но   и   во   время

отработки   общего   курса   дрессировки,   при   совместных   прогулках,   выгуливании   и
содержании. Во всех этих случаях строго пресекаются малейшие попытки к дракам. Если
этого для отдельных собак окажется недостаточно, а также при наличии нескольких новых
собак,   нужно   поступать   следующим   образом.   Разбив   собак   на   небольшие   группы,
дрессировщики выводят их на прогулку в надетых намордниках и на поводках и позволяют
свободно побегать. Затем дрессировщики постепенно приближаются друг к другу так, чтобы
их собаки оказались на очень близком расстоянии. Если при этом среди собак возникнут
попытки   к   драке,   то   дрессировщик   нападающей   собаки   должен   подать   команду,   сделать
резкий рывок поводком, а если необходимо, то и нанести удар хлыстом. Так повторяют до тех
пор, пока собаки не прекратят попыток вступать в драку. В дальнейшем с собак снимают
намордники   (вначале   с   более   спокойных).   После   ряда   упражнений   собак   всей   упряжки
выгуливают   без   намордников.   Затем   их   приучают   к   движению   в   паре.   Для   этого
дрессировщик берет двух собак на поводки и, поставив их слева от себя, движется с ними по
прямой. Во время движения он подает уже знакомую собакам по ОКД команду, по которой
они выходят вперед дрессировщика и получают поощрение в виде восклицания. Во время
движения дрессировщик добивается, чтобы собаки хорошо натягивали поводки, не мешали
друг другу и не меняли своих мест. В этот период для удобства можно связать ошейники
собак ремешком длиной 25–30 см. После нескольких упражнений собаки будут натягивать
поводок, не мешая друг другу, и тянуть по прямой по команде.

В дальнейшем собак начинают приучать к перевозке нарт (тележки) с грузом. Для этого

дрессировщик   впрягает   в   нарты   (тележку)   двух   собак   и,   заметив   малейшие   признаки
беспокойства,   успокаивает   их   сглаживанием.   Встав   затем   около   собак   и   держа   в   руках
поводок, дрессировщик подает команду, сам пробегает вместе с собаками 150–200 м, а потом
по команде сдерживает поводком их движение, останавливает собак и поощряет лакомством.
После   небольшого   отдыха   он   поворачивает   собак   в   обратном   направлении,   становится
позади   них   и,   подав   команду,   пускает   собак   по   пройденному   пути.   Во   время   движения
дрессировщик вторично командует, а сам быстро садится на нарты (тележку). Не доезжая до
исходной   точки,   дрессировщик   командует   и   останавливает   собак,   натягивая   поводок   и
тормозя ногами. После остановки собак снова поощряют и предоставляют им отдых. Затем
все действия повторяют несколько раз, постепенно увеличивая расстояние пробега.

После этого собак приучают к движению с грузом с места. Для этого дрессировщик все

чаще садится на нарты с ходу, а затем командой побуждает собак тянуть нарты с грузом и с
места. Проехав 300–400 м, дрессировщик командой останавливает собак (при необходимости
он   притормаживает   движение   поводком   и   ногами),   поощряет   их,   а   затем   поворачивает

упряжку и заставляет собак двигаться к исходной точке. Так же приучают к перевозке нарт с
грузом вторую, третью и другие пары собак. В дальнейшем в упряжку добавляют вторую
пару собак, затем третью и т. д., доводя количество собак в упряжке до необходимого числа.

Приучение собак к изменению направления движения проводится так. Вначале собак

приучают к повороту в одну сторону, например вправо, и лишь после этого отрабатывают
поворот в другую сторону. Для этого перед поворотом вправо подают команду, повторяемую
два-три   раза,   движение   тележки   притормаживают   ногой   с   правой   стороны,   натягивают
поводок,   чтобы   собаки   поворачивали   также   вправо.   Одновременно   собак   побуждают   к
повороту вправо ударами хлыста с левой стороны. Как только собаки под воздействием этих
раздражителей повернут вправо, следует команда; затем собак останавливают и поощряют.
После   неоднократного   повторения   этих   действий   у   собак   образуется   навык:   совершать
поворот вправо по команде. Таким же путем образуется и навык поворота влево. В начале
занятий   работают   с   одной   парой   собак   и   лишь   в   конце   подключают   следующие   пары,
необходимые для упряжки.

После этого собак упряжки приучают безразлично относиться к выстрелам и другим

сильным   раздражителям   во   время   работы.   Для   этого   выстрелы   первое   время   производят
вдали   от   места   пробега   упряжки,   затем   их   постепенно   приближают   к   маршруту   пробега
упряжки   и,   наконец,   ведут   стрельбу   с   нарт   или   тележки.   Если   собаки   при   этом   начнут
проявлять   беспокойство,   необходимо   принять   меры   к   их   отвлечению,   а   потом   дать
поощрение.

Чтобы приучить собак упряжки безразлично относиться к встречным собакам и другим

животным, а также к движению различных видов транспорта, широко используют команду и
поощрение собаки, выполнившей команду.

Дальнейшая   дрессировка   ездовых   собак   предусматривает   постепенное   увеличение

длины и сложности маршрута и веса перевозимого груза; возрастает число собак в упряжке.
Работа проводится в различное время суток и при любой погоде.

Для ездовых собак особенно необходимы систематические тренировки. Во время таких

тренировок   собаки   хорошо   привыкают   друг   к   другу,   лучше   втягиваются   в   работу   и
становятся все более выносливыми; работа упряжки приобретает необходимую слаженность
и четкость.

Глава V

Организация и методика проведения занятий на дрессировочной

площадке

В подготовке членов ДОСААФ по служебному собаководству, а также в дрессировке и

испытаниях служебных собак очень важная роль принадлежит дрессировочным площадкам,
которые   являются   своеобразными   центрами   учебной   работы   клубов   служебного
собаководства   ДОСААФ.   Здесь   проводятся   все   основные   занятия   с   членами   клубов
служебного собаководства.

В   организации   и   проведении   занятий   наряду   с   опытными   специалистами   нередко

участвуют  инструкторы, не  имеющие  достаточного методического опыта. С учетом этого
обстоятельства и написана настоящая глава, освещающая вопросы организации и методики
проведения   занятий   на   дрессировочной   площадке,   а   также   отдельные   организационные
мероприятия, предшествующие этим занятиям.

Одним   из   очень   важных   подготовительных   мероприятий   является   комплектование

учебных групп. Учебные группы комплектуются штатным составом клуба в течение всего
года с таким расчетом, чтобы обеспечить непрерывную работу имеющихся дрессировочных
площадок.   При   комплектовании   групп   членов   клуба,   проживающих   в   одном   районе,
зачисляют,   как   правило,   в   одну   группу,   которая   затем   закрепляется   за   ближайшей
дрессировочной площадкой.

По   общему   курсу   дрессировки   и   по   каждой   из   специальных   служб   создаются

отдельные группы.

При комплектовании групп по общему курсу дрессировки, где в основном происходит

подготовка   дрессировщиков-любителей,   имеющих   собственных  собак,   не  требуется  очень
тщательного отбора собак по экстерьеру и конституции, типовым особенностям поведения и
преобладающим реакциям, остроте слуха, зрения и обоняния. Однако в дрессировку должны
попадать только породные здоровые собаки не моложе 10–12 месяцев.

В группы для дрессировки по специальным службам собак записывают, как правило, по

рекомендациям инструкторов, проводивших занятия в группе дрессировщиков-любителей и
хорошо изучивших этих собак.

Численность учебной группы не должна превышать 10–12 человек.
После   укомплектования   учебной   группы   к   ней   прикрепляют   инструктора,   который

организует и проводит занятия на дрессировочной площадке и несет ответственность перед
клубом за качество обучения дрессировщиков и подготовку их собак.

Многолетний опыт учебной работы, проводимой на дрессировочных площадках клубов

служебного собаководства ДОСААФ, показывает, что качество обучения дрессировщиков и
дрессировки   собак   находится   в   прямой   зависимости   от   методического   мастерства
инструкторского состава, характера организации и методики проведения занятий.

Организация   и   методика   проведения   любого   занятия,   в   том   числе   и   занятия   на

дрессировочной   площадке, —   это   творческий   процесс,   не   укладывающийся   ни   в   какую
схему.   Вместе   с   тем   в   процессе   организации   и   методики   проведения   занятий   на
дрессировочной площадке есть много общего, такого, что должен знать и делать каждый
инструктор.

Учитывая,   что   учебные   программы   подготовки   дрессировщиков-любителей   и

дрессировщиков собак специальных служб предусматривают наряду с подготовкой членов
клубов   и   дрессировку   собак,   рекомендуются   следующие   формы   проведения   занятий:
классно-групповые, практические, контрольно-проверочные и итоговые.

На классно-групповых   занятиях инструктор дает слушателям группы новые задания

и   повторяет   пройденный   с   ними   материал,   сопровождая   свои   объяснения   демонстрацией
соответствующих приемов, показом макетов и различных наглядных пособий. Количество
классно-групповых занятий определяется программой и расписанием занятий.

На   классно-групповых   занятиях   изучают   главным   образом   теоретические   вопросы,

например   теоретические   основы   дрессировки,   методику   и   технику   дрессировки   собак
(частично), правила и нормативы испытаний.

На   классно-групповых   занятиях   слушатели   группы   учатся   правильно   применять

полученные знания в процессе дрессировки собак по общему курсу и специальным службам.

Основной   формой   работы   на   дрессировочной   площадке   являются  практические

занятия  ,   во   время   которых   слушатели   под   руководством   инструктора   получают
необходимые навыки самостоятельной дрессировки собак, а также навыки подготовки собак
к испытаниям и состязаниям. Очень важно и то обстоятельство, что в процессе практических
занятий прочно закрепляются все теоретические знания.

Контрольно-проверочные  ,   и   итоговые   занятия   проводятся   периодически   в   ходе

учебы, а также по окончании обучения. Они позволят проконтролировать степень усвоения
слушателями пройденного материала, определить глубину и прочность их знаний и качество
практических навыков.

Особого напряжения требуют от инструктора занятия, проводимые на дрессировочной

площадке,   во   время   которых   он   не   только   обучает   членов   клуба,   но   и   вместе   с   ними
дрессирует собак. Специфика таких занятий требует, чтобы инструктор ставил на каждое
занятие несколько учебных целей. Так, главная цель должна предусматривать выработку у
слушателей опыта и навыков, необходимых для успешной дрессировки собак. Остальные
задачи ставятся перед слушателями в процессе их работы с собаками.

Для   того   чтобы   занятия   были   поучительными   и   принесли   максимальную   пользу,

инструктор обязан тщательно к ним готовиться. Подготовка инструктора должна начинаться
с ознакомления с расписанием. Это позволяет сразу уяснить тему и учебные цели, кратко
определить содержание, время, метод и место проведения занятия и правильно подобрать
учебные   пособия.   Он   заранее   продумывает,   как   более   доходчиво   приподнести   учебный
материал, как воспитать у слушателей самостоятельность и инициативу, которые необходимы
для работы с собаками.

Определив   учебные   цели   занятия,   инструктор   подбирает   и   тщательно   изучает

рекомендованные   в   расписании   руководства   и   учебники.   Особенно   тщательно   следует
изучать те разделы и главы пособий, по которым будут проводиться занятия.

Чтобы обеспечить большую наглядность и образцовый показ всех приемов, инструктор

заранее   самостоятельно   отрабатывает   технику   построения   приемов,   определяет   методы
обучения и последовательность проведения занятия.

Затем   он   определяет,   какую   литературу   следует   рекомендовать   слушателям   для

самостоятельного   изучения,   составляет   расчет   учебного   времени   и   подготавливает   план-
конспект.   Кроме   того,   в   обязанности   инструктора   входит   выбор   и   подготовка   места   для
проведения занятий, что весьма важно для организации занятий с дрессировщиками собак по
специальным службам.

Несколько   слов   о   плане-конспекте.   Качество   и   объем   плана-конспекта   зависят   от

общего   уровня   подготовки   и   методического   мастерства   инструктора,   а   также   от   того,
насколько тщательно он готовится к занятиям.

План-конспект   для   проведения   занятий   на   дрессировочной   площадке   может   быть

текстовым или графическим. Выбор формы плана-конспекта определяется темой занятий и
уровнем методического опыта инструктора. Но независимо от формы план-конспект должен
содержать следующие данные: тему, учебные цели, метод, место и время проведения занятия;
указания   о   характере   материального   обеспечения   и   перечень   учебных   пособий;   перечень
учебных   вопросов,   приемов   и   навыков,   подлежащих   отработке   на   занятии;   описание
индивидуальных домашних заданий каждому дрессировщику.

Примерный графический план-конспект приведен ниже.

План-конспект проведения занятий по практике обучения дрессировщиков и

подготовке собак по общему курсу дрессировки 

1. Тема   № 1  .   Первоначальное   образование   условных   рефлексов   и   доведение   их   до

навыков при отработке общего курса дрессировки собак — 8 час.

2. Занятие 3 . Приучение собаки подходу к дрессировщику. Усложнение и закрепление

ранее образованных у собаки навыков.

3. Учебные цели занятия: 
1. Научить дрессировщиков технике отработки приема.
2. Образовать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду.
3. Добиться   четкого   выполнения   дрессировщиком   ранее   отработанных   приемов;

добиться от собаки четкого выполнения ранее образованных навыков.

4. Метод, время и место проведения занятия : практический показ, сопровождаемый

кратким   объяснением,   и   повторение   обучаемыми   показанного   приема;   тренировка   в
выполнении   приема   до   полного   его   усвоения   методом   групповых   и   индивидуальных
упражнений — 2 часа; дрессировочная площадка.

5. Материальное   обеспечение   занятия  :   для   показа   приема   —   для   обучения

дрессировщиков собаки, ошейники, строевые и удлиненные поводки и лакомство (у каждого
дрессировщика).

6. Учебные пособия : книга, изд. ДОСААФ, 1957 г., стр. 76–80, 84–89, 122.

План и краткое содержание занятия

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..