Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 7

 

 

труден для собаки; значительно сложнее для нее спуск, и это следует учитывать. В то время,
когда   собака   спускается   с   лестницы,   дрессировщик   обязательно   должен   идти   несколько
впереди и увлекать собаку за собой командой. При этом необходимо внимательно следить за
каждым движением собаки, чтобы в нужный момент помочь ей или предотвратить падение.
После спуска собаки с лестницы рекомендуется усиленно поощрить ее, а затем повторить все
действия.

В зависимости от индивидуальных особенностей собаки дрессировщик может приучать

ее к лазанию по лестнице и другими методами, аналогично тому, как это делают во время
приучения собаки к прыжкам, но соответственно видоизменив эти методы.

Как только собака будет уверенно преодолевать лестницу вместе с дрессировщиком,

можно   начать   отработку   самостоятельного   движения   собаки   по   лестнице.   Для   этого
дрессировщик, держащий собаку на коротком поводке при подъеме и спуске по лестнице,
вначале немного отстает от собаки, предоставляя ей возможность самостоятельно двигаться
впереди его по команде. Затем, подойдя с собакой к лестнице, он останавливается в двух-трех
шагах от нее, отстегивает поводок и подает команду и жест, побуждая собаку к движению по
лестнице. Оставаясь на месте, он внимательно следит за поведением собаки на лестнице,
изредка произнося команду и восклицание в энергичной, живой интонации. Когда собака
достигнет верхней площадки лестницы, дрессировщик должен быстро перейти на другую
сторону лестницы и после небольшой выдержки командой и жестом подозвать собаку. Как
только она спустится с лестницы, нужно заставить ее обойти дрессировщика и остановиться
у его левой ноги, а затем усиленно поощрить. Так поступают несколько раз до того момента,
пока   у   собаки   не   образуется   навык   самостоятельно,   без   сопровождения   дрессировщика
преодолевать лестницу.

Усложняя условия отработки приема, от собаки добиваются выдержки перед пуском с

лестницы,   а   также   в   различных   положениях   (по   командам,)   во   время   ее   нахождения   на
верхней площадке лестницы. Одновременно надо перенести занятия на лестницу с узкими
ступенями   (ширина   их   равна   ширине   ступеней   обычной   чердачной   лестницы)   и   более
крутым утлом наклона.

Навык можно считать образованным, если собака по первой команде дрессировщика

самостоятельно,   безотказно   и   уверенно   преодолевает   лестницу,   остается   на   верхней
площадке   до   команды,   а   спустившись   с   лестницы,   подходит   к   дрессировщику   и
останавливается около его левой ноги.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Пуск собаки на лестницу с опущенным коротким поводком, приводящий к задеванию

поводка и сильным рывкам, а иногда и к падению собаки.

2. Проведение первичных занятий на лестнице с узкими ступенями, что затрудняет и

задерживает образование навыка.

3. Применение сильных принуждений (сильные рывки поводком, удары), что вызывает

у собаки боязнь лестницы и приводит к ее отказу от работы.

4. Несвоевременный Переход дрессировщика к противоположному концу лестницы. В

результате   собака   может   самовольно   возвратиться   обратно   или   спуститься   вперед   без
разрешающей команды.

р) Приучение   собаки   к   выстрелам,   взрывам   и   другим   сильным   звуковым

раздражителям 

Приучение собаки к выстрелам, взрывам и другим сильным звуковым раздражителям

вырабатывает   у   нее   стойкий   навык   безразличного   (без   заметного   проявления   реакций)
отношения к таким раздражителям. Этот навык необходим для использования служебных
собак по некоторым видам специальной службы. Команд или жестов в данном приеме не
установлено.

Приучение   собаки   к   сильным   звуковым   раздражителям   лучше   начинать   еще   в

щенячьем возрасте, примерно в 5–6 месяцев. Делается это обычно во время прогулок. Время

для прогулок следует выбирать так, чтобы сила раздражителей нарастала постепенно.

Отработку   приема   со   взрослой   собакой   начинают   после   установления   прочного

контакта   дрессировщика   с   собакой   и   проводят   параллельно   всему   общему   курсу
дрессировки.

Как правило, приучение рекомендуется начинать но время кормления собаки. С этой

целью помощник дрессировщика удаляется на 150–200 м и в тот момент, когда дрессировщик
начинает   кормить   собаку,   производит   несколько   выстрелов   холостыми   патронами   из
винтовки (выстрелы из стартового пистолета можно производить на расстоянии 30–50 м).
Если собака, услышав выстрелы, будет проявлять беспокойство, то дрессировщик должен
успокоить,  огладить   и  отвлечь  ее.   Так  как   выстрелы   звучат   редко,   доносятся   издалека,   а
вскоре и совсем прекращаются, собака быстро успокаивается и постепенно привыкает к ним.
После этого расстояние, с которого происходит стрельба, сокращают.

В   дальнейшем   стрельбу   производят   и   во   время   занятий   с   собакой.   Происходит   это

следующим образом. Дрессировщик выгуливает собаку на удлиненном поводке и наблюдает
за ее поведением. В это время в 150–200 м раздаются редкие выстрелы из винтовки. Если
собака не проявит особой боязни, то дрессировщик, продолжая выгуливание, постепенно
приближается   с   ней   к   месту,   откуда   производятся   выстрелы   (до   50 м),   и   приступает   к
повторению отработанных приемов дрессировки.

Некоторые   собаки,   услышав   выстрелы,   стараются   спрятаться,   рвутся   с   поводка,

прижимаются к земле. Приучение таких собак к выстрелам надо начинать с более слабых
звуковых   раздражителей   (выстрел   из   стартового   пистолета,   малокалиберной   винтовки,
пистолета).

Иногда   встречаются   собаки,   агрессивно   реагирующие   на   выстрел:   они   бросаются   в

сторону   выстрела,   пытаются   напасть   на   стреляющего.   Такие   нежелательные   действия
необходимо затормозить применением запрещающей команды и рывком поводка.

Со временем обстановку занятий следует усложнять. С этой целью, кроме выстрелов,

рекомендуется вводить взрывы взрывпакетов. Выстрелы и взрывы постепенно приближают к
собаке, а затем производят вблизи нее.

Каждый раз в момент выстрела и взрыва необходимо оглаживать собаку и давать ей

лакомство. После многократного повторения указанных действий у собаки вырабатывается
отношение к выстрелам и взрывам.

С   целью   закрепления   навыка   у   собаки   выстрелы   рекомендуется   практиковать   в

различных   условиях   (одиночные,   групповые,   в   присутствии   дрессировщика   и   без   него).
Затем стреляет и сам дрессировщик, при этом собака должна находиться около него и не
менять принятого положения (лежать, сидеть, стоять). В таком же порядке следует приучать
собаку   и   к   другим   сильным   звуковым   раздражителям   (шуму   моторов   низко   летящего
самолета, движению танка и т. п.).

Навык можно считать образованным, если собака спокойно и безбоязненно ведет себя

при   выстрелах   и   взрывах,   происходящих   в   20 м   от   нее,   и   при   стрельбе   самого
дрессировщика, не изменяя при этом принятого по команде положения.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Проведение первых занятий на слишком близком расстоянии от места выстрела. В

результате собака начинает бояться выстрела.

2. Резкие рывки поводком, окрики или удары во время стрельбы, вызывающие у собаки

боязнь выстрелов.

3. Ведение   слишком   продолжительной   или   частой   стрельбы,   перенапрягающей

нервную систему собаки и приводящей к нервному срыву у собаки.

4. Подзыв собаки к себе после выстрела вместо подхода к ней.

с) Приучение собаки не брать корм из рук посторонних и с земли 
Приучение собаки не брать корм из рук посторонних и с земли вырабатывает у нее

стойкий   навык   отказа   от   корма,   даваемого   с   рук   посторонними   людьми,   а   также   от

подброшенного или найденного на земле корма не только в присутствии дрессировщика, но и
без него.

Этот навык необходим для того, чтобы предохранить собаку от возможных попыток

отравления, а также для того, чтобы она не отвлекалась на пищу во время несения службы
(караульная   служба,   обыск   местности,   работа   по   следу   и   т. п.).   Попутно   при   отработке
указанного приема у собаки образуются элементы недоверчивого отношения к посторонним
людям, что также весьма важно для многих специальных служб.

При   отработке   приема   в   качестве   условного   раздражителя   применяется   команда,

являющаяся   сигналом   для   прекращения   любых   нежелательных   действий   собаки.
Специальной   же   команды,   которая   заставляла   бы   собаку   отказываться   от   корма,   нет.   В
качестве безусловных раздражителей применяются рывок поводком, удар хлыстом (жгутом
или прутом), воздействие строгого ошейника, удар электротока.

Отработку   приема   следует   вводить   в   конце   общего   курса   дрессировки   (во   всяком

случае,   после   полной   отработки   приема   прекращения   нежелательных   действий   собаки).
Закрепляют и шлифуют этот прием на протяжении всего периода дрессировки с учетом тех
или иных особенностей специальной службы собаки.

Прием   отрабатывается   следующим   образом.   Первые   занятия   начинают   через   три-

четыре часа после кормления собаки, т. е. тогда, когда она еще не ощущает голода. Вначале
приучают собаку не брать корм из рук посторонних людей. С этой целью дрессировщик
приходит в район занятий, держа собаку на коротком поводке (если известно, что у собаки
преобладает пищевая реакция, то необходимо захватить с собой хлыст и строгий ошейник). В
районе   занятий   из-за   укрытия   появляется   помощник   (его   меняют   на   каждом   занятии)   и
направляется к собаке. В одной руке помощник держит кусок мяса, в другой — спрятанный
за спину хлыст (жгут или гибкий прут). Подойдя к дрессировщику с собакой, он ласково
называет кличку собаки и протягивает к ней руку с куском мяса. Если собака, привлеченная
видом и запахом мяса, тянется к нему и попытается взять, то помощник в это время ударяет
собаку по морде рукой, в которой держит мясо.

Одновременно дрессировщик в резкой и строгой интонации подает команду и делает

резкий рывок поводком. После этого помощник уходит за укрытие, а через некоторое время
появляется вновь, подходит к собаке и протягивает ей мясо. Если собака опять попытается
взять мясо, то помощник снова  наносит ей удар по морде и одновременно другой рукой
напоет   удар   хлыстом   по   передней   части   корпуса.   Дрессировщик   в   это   же   время   подает
резкую команду, делает рывок поводком, иногда наносят удар хлыстом по крупу собаки. На
собак   с   сильно   развитой   пищевой   реакцией   необходимо   надевать   строгий   ошейник   и
наносить   им   более   сильные   удары   хлыстом.   В   результате   собака   станет   недоверчивой   и
перестанет брать любой корм из рук посторонних людей.

Упражнение   проделывают   несколько   раз,   постоянно   меняя   помощников.   Характер

движения   помощника   к   собаке   также   необходимо   разнообразить.   Помощник   должен   то
подкрадываться,   то   спокойно   подходить   к   собаке,   то   подбегать   к   ней.   В   качестве   корма
рекомендуется   поочередно   использовать   мясо,   хлеб,   колбасу   и   т. п.   Место   занятий
рекомендуется менять (по возможности) почти каждый раз.

В дальнейшем помощник, подойдя к собаке, не предлагает корма из рук, а бросает его

перед   собакой   так,   чтобы   она   могла   схватить   корм.   Если   собака   попытается   схватить
подброшенный   корм,   то   помощник   и   дрессировщик   воздействуют   на   нее   так,   как   было
указано  выше.  После  этого помощник  подходит  к  собаке, бросает  ей  мясо,  а  сам тотчас
уходит.   При   попытке   собаки   взять   мясо   в   отсутствие   помощника   дрессировщик   подает
резкую команду, делает рывок поводком, а при необходимости наносит собаке удар хлыстом
и воздействует на нее с помощью строгого ошейника. Затем должна последовать небольшая
выдержка. Если собака не попытается взять мясо, то дрессировщик усиленно поощряет ее.

После этого отрабатывается подбрасывание корма собаке в отсутствие дрессировщика.

Во   время   этих   упражнений   дрессировщик   привязывает   собаку,   постепенно   все   дальше   и
дальше отходит от нее и, наконец, совсем скрывается из поля зрения собаки, но продолжает

внимательно наблюдать за ее поведением. Если собака попытается взять корм, то сейчас же
должна последовать резкая команда. В тех случаях, когда воздействие этой команды окажется
недостаточным,   рекомендуется   использовать   воздействие   удлиненного   поводка,
прикрепленного к строгому ошейнику.

Затем собаку начинают приучать к отказу от найденного на земле корма. С этой целью

помощник   по   указанию   дрессировщика   раскладывает   на   определенном   участке   куски
различного   корма.   Дрессировщик,   держа   собаку   на   коротком   поводке,   приходит   на   этот
участок и, подав команду, внимательно наблюдает за ее поведением. При попытках собаки
взять   корм   дрессировщик   резко   подает   команду   и   делает   рывок   поводком   (при
необходимости поводок прикрепляют к строгому ошейнику). Как только собака успокоится,
все это нужно повторить в другом месте. Затем все действия повторяют с собакой, взятой на
удлиненный поводок. После ряда таких повторных упражнений у собаки образуется навык
отказа от найденной на земле пищи. В заключение это же упражнение проделывают, пуская
собаку без поводка и управляя ею только с помощью команд.

Если   использование   указанных   выше   методов   не   дало   результата   и   не   позволило

приучить   собаку   к   отказу   от   поедания   корма,   найденного   на   земле,   то   рекомендуется
применить   более   сильный   раздражитель   —   электрический   ток   (этот   же   раздражитель
является основой для работы с собакой в процессе закрепления и шлифовки навыка). Для
этого выбирают хорошо просматриваемый участок местности, раскладывают на нем куски
различного   корма   и   соединяют   их   тонким   изолированным,   хорошо   замаскированным
проводом (заземленный индуктор находится в укрытии, из которого хорошо виден участок).
В   настоящее   время   вместо   индуктора   широко   применяют   другие   приборы,   являющиеся
источниками переменного тока низкого напряжения, но принцип их использования тот же.

Придя на  этот  участок со своей собакой, дрессировщик подает  команду  и начинает

двигаться но участку. Собаку он вначале держит на поводке, а затем спускает ее с поводка.
Если   собака,   найдя   кусок   корма,   пытается   взять   его,   то   помощник,   внимательно
наблюдающий  за  ее  поведением  из  укрытия,  несколько  раз  быстро и  резко  поворачивает
ручку индуктора. Прикоснувшись к корму, собака тем самым замыкает путь электротока,
выработанного индуктором, и получает электрический удар, который заставляет ее бросить
корм   (рис. 44).   Если   собака   опять   попытается   взять   корм   с   земли,   то   помощник   вновь
включает   ток   индуктора   и   несколько   усиливает   напряжение,   ускоряя   вращение   ручки
индуктора.   Такие   упражнения   нужно   повторять   в   различных   местах,   применяя
разнообразный по виду, запаху и вкусу корм.

Рис. 44. Схема применения электротока для приучения собаки к отказу от корма

Указанный   метод   дает   хорошие   результаты   только   при   умелом   его   применении.

Неумелое использование электротока может нанести вред собаке и даже вызвать ее гибель.

Несколько   сложнее   работать   этим   методом   зимой,   так   как   снег   является

полупроводником   электротока.   В   зимних   условиях   приходится   пользоваться
двухпроводными   линиями   изолированного   провода,   идущего   от   индуктора.   Один   провод
маскируют — и подводят к корму, другой — к проволоке блок-поста, откуда ток через цепь и
плотно надетый строгий ошейник попадает на собаку.

Кроме того, с успехом можно применить специальную рогульку (рис. 45), на которую

одновременно надевают два небольших кусочка мяса. Рогульку вместе с проводом тщательно
маскируют снегом, чтобы на поверхности были (видны лишь кусочки мяса. Пытаясь взять
эти кусочки одновременно (зазор между ними очень мал), собака прикоснется к ним мордой
и   этим   самым   замкнет   путь   электрического   тока,   В   остальном   использование   индуктора
зимой остается таким же, как обычно.

Рис. 45. Рогулька, на которую надевают корм зимой

Прием можно считать отработанным, если у собаки, находящейся на поводке или без

него,   образовался   стойкий   навык   постоянного   отказа   от   любого   корма,   даваемого
посторонними лицами с рук, подброшенного или найденного ею на земле как в присутствии
дрессировщика, так и в его отсутствие.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Отработка   приема   с   голодной   собакой,   что   усложняет   и   удлиняет   процесс

образования у нее необходимого навыка.

2. Неумелое   пользование   индуктором   и   в   результате   подача   слишком   слабого   или

чересчур сильного тока.

3. Плохая маскировка проводов в случае использования индуктора, что может привести

к   образованию   нежелательной   связи   у   собаки:   не   брать   корм   только   тогда,   когда   видны
провода.

4. Отсутствие систематической  смены  помощников, видов корма и  места занятия. В

результате у собаки могут образоваться различные нежелательные связи.

т) Приучение собаки к подаче голоса по команде 
Приучение   собаки   к   подаче   голоса   по   команде   вырабатывает   у   нее   стойкий   навык:

безотказно и быстро подавать голос (лаять) по команде или жесту дрессировщика.

Этот   навык   необходим   для   многих   специальных   служб   (оповещение   лаем   о

приближении   постороннего   в   караульной   службе,   обнаружении   укрывшегося   человека,
тяжелых и подвешенных вещей в розыскной службе и т. п.).

При   отработке   приема   условными   раздражителями   являются   команда   и   жест   —

покачивание в стороны согнутой в локте правой рукой, поднятой ладонью вперед до уровня
головы   (рис. 46).   Безусловными   раздражителями   могут   быть   в   зависимости   от   способа
лакомство, поноска, помощник дрессировщика и др. К занятиям лучше приступать в конце
отработки общего курса дрессировки.

Рис. 46. Жест, заменяющий команду «Голос»

Собаку   можно   приучать   к   подаче   голоса   по   команде   несколькими   способами;   на

лакомство (для собак с преобладающей пищевой реакцией), на поноску (для собак, особо
заинтересованных   в   аппортировке),   на   дразнящего   помощника   (для   злобных   собак),   на
дрессировщика, уходящего от привязанной собаки, методом подражания и др.

Наиболее часто применяется приучение собаки к подаче голоса по команде при помощи

лакомства.   В   этом   случае   поступают   так.   Посадив   перед   собой   собаку,   дрессировщик
наступает   ногой   на   опущенный   на   землю   короткий   поводок   (чтобы   собака   не   могла
подпрыгивать). Взяв в правую руку лакомство, он двигает руку с лакомством перед собакой,
возбуждая ее, и одновременно подает команду. Лакомство возбуждает собаку, но поводок не
дает ей дотянуться до лакомства, и возбуждение собаки проявляется в форме лая. Как только
собака залает, нужно немедленно отдать лакомство и поощрить ее. Следует помнить, что
движение  руки  с  лакомством   должно  сразу  же   походить   на  жест,  тогда   у  собаки   быстро
образуется связь подачи голоса на жест. После ряда сочетаний команды и жеста с видом и
запахом лакомства у собаки выработается навык подавать голос по команде и жесту.

У собак, в аппортировке предметов, можно образовать навык, используя поноску. В

этом случае, возбудив собаку видом поноски, ее кладут так (на забор, на дерево), чтобы
собака видела, но взять поноску не могла. Подав команду, дрессировщик побуждает собаку
взять поноску. Собака не может достать ее, возбуждается и начинает лаять. В это время
несколько раз подается команда. Затем дрессировщик достает поноску, отдает ее собаке и
поощряет ее.

При   обучении   злобных   собак   хорошие   результаты   дает   использование   в   качестве

безусловного   раздражителя   помощника,   дразнящего   собаку.   В   этом   случае   помощник
приближается к дрессировщику, который держит собаку на коротком поводке, и начинает
дразнить ее. Собака пытается наброситься на помощника, но короткий поводок препятствует
этому,   и   ее   возбуждение   проявляется   в  форме   лая.   Перед   тем   как   собака   залает,   подают
команду; если собака будет лаять продолжительное время, ее необходимо поощрить.

Подобным же образом нужно действовать и в тех случаях, когда собаку приучают к

подаче голоса, используя в качестве безусловного раздражителя уходящего дрессировщика.

При установлении связи на команду и жест лакомство следует давать собаке каждый

раз, как только она начнет лаять. В дальнейшем лакомство дают лишь за активный и четкий
лай, а затем дачу лакомства заменяют восклицанием и оглаживанием.

Усложняя   прием,   следует   добиваться,   чтобы   собаке   подавала   голос   из   любого

положения (стойка, посадка, укладка), с различных расстояний и при наличии отвлекающих
раздражителей.

Прием можно считать отработанным, если собака из любого положения безотказно и

четко реагирует активным лаем на первую команду или жест дрессировщики, находящегося
на расстоянии до 15 м.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Проведение   первых   занятий   в   обстановке,   отличающейся   наличием   сильных

отвлекающих раздражителей, что ведет к задержке образования навыка.

2. Несвоевременная подача команды после того, как собака уже залает.
3. Излишнее перевозбуждение собаки частой подачей команды или жеста.

Тренировка собак по общему курсу дрессировки 

Тренировка   собак   предусматривает   систематические   упражнения,   необходимые   для

сохранения,   закрепления   и   шлифовки   навыков,   выработанных   у   собак   в   процессе
дрессировки по общему курсу.

Тренировка является составной частью дрессировки, причем в системе дрессировки ей

принадлежит   очень   важное   место.   Тренировка   предотвращает   ослабление   или   полное
угасание   навыков,   образованных   у   собаки   во   время   дрессировки,   и   способствует   их
дальнейшему   закреплению,   совершенствованию   и   шлифовке.   Особое   внимание   во   время
тренировки необходимо обращать на совершенствование тех навыков, которые потребуются
при отработке специальных приемов по той или иной службе.

Тренировка предусматривает также развитие и совершенствование физических качеств

собаки, вырабатывает выносливость и приспосабливает организм к продолжительной работе
при значительных нагрузках.

Благодаря тренировке появляется необходимая четкость и безотказность в выполнении

команд и жестов ОКД.

Тренировочные   занятия   нужно   заранее   хорошо   продумать   и   планировать.   Их

продолжительность   и   периодичность,   а   также   количество   навыков,   требующих
совершенствования, обусловливаются индивидуальными особенностями поведения собаки,
степенью   ее   подготовки   и   характером   предстоящей   дрессировки   по   той   или   иной
специальной службе.

Тренировку   по   приемам   ОКД   необходимо   проводить   и   тогда,   когда   с   собакой   уже

отрабатываются приемы специального курса, так как первые служат основой для вторых.
Отсюда ясно, что если собака будет четко и безотказно выполнять команды приемов ОКД, то
она так же четко и безотказно будет выполнять команды любых специальных приемов.

3. Караульная служба

Использование караульных собак повышает надежность охраны различных объектов и

позволяет значительно сократить состав охраны.

В результате специальных занятий караульных собак приучают своевременно громким

лаем   предупреждать   охрану   о   приближении   к   объекту   посторонних   лиц,   кратковременно
бороться со злоумышленниками, которые пытаются проникнуть на объект, а также помогать
охране при задержании посторонних.

Караульные   собаки   применяются   для   свободного,   несвободного   и   смешанного

окарауливания   различных   объектов.   При   свободном   окарауливании   собаки   работают   без
привязи   в   закрытых   помещениях   (складах,   цехах,   ангарах   и   т. п.)   или   на   участках,
обнесенных   со   всех   сторон   сплошным   забором.   При   несвободном   окарауливании   собаки
работают на подвижном (рис. 47) или неподвижном посту — на короткой привязи (рис. 48).
При смешанном окарауливании объекта часть собак используют для свободного, часть — для

несвободного окарауливания (на подвижных и неподвижных постах).

Рис. 47. Работа собаки на подвижном посту

Караульных   собак   используют   для   несения   службы   в   любое   время   года   и   суток

(главным образом с наступлением темноты), при любой погоде и видимости (особенно во
время   тумана,   дождя,   снегопада,   метели),   в   различных   климатических   условиях.   На
наружных постах собаку обычно держат 8–10 часов (при морозе свыше 25° — до 4–6 часов,
во время жары свыше 30° это время следует сократить до 2–4 часов).

Рис. 48. Работа собаки на короткой привязке

После   необходимой   дрессировки   караульная   собака   должна   отвечать   следующим

требованиям:   сохранять   настороженность   и   работоспособность   в   течение   всего   времени
пребывания на посту в различное время года, суток и в любую погоду; не подбирать на посту
пищи   с   земли;   при   несвободном   окарауливании   предупреждать   охрану   о   приближении

постороннего с внешней стороны поста не менее чем за 40 м, а при его попытках проникнуть
на охраняемый пост вступить в активную борьбу со злоумышленником и вести ее до подхода
охраны; не реагировать на часового и охрану, находящихся с тыльной стороны поста; при
свободном окарауливании предупреждать лаем охрану объекта о приближении постороннего,
а в случае его проникновения на пост вступать в активную борьбу.

Для дрессировки по караульной службе следует отбирать здоровых, крупных (не ниже

60 см в холке), физически развитых, злобных собак, с хорошо развитыми зрением, слухом,
чутьем,   голосом   и   шерстным   покровом,   в   возрасте   одного-двух   лет.   Трусливые,   вялые,
мелкие, слабосильные и больные собаки для этой цели непригодны.

Наиболее   пригодны   для   дрессировки   по   караульной   службе   кавказские,

среднеазиатские,   южнорусские   и   восточноевропейские   овчарки,   ротвейлеры,   московские
сторожевые, черные терьеры, а также крупные и злобные метисы.

С   караульными   собаками,   дрессируемыми   любителями-дрессировщиками,   приемы

ОКД   нужно   отрабатывать   в   полном   объеме.   У   собак,   находящихся   в   распоряжении
ведомственной   охраны,   для   сокращения   сроков   подготовки   можно   отрабатывать   лишь   те
приемы,   которые   необходимы   по   характеру   их   службы.   К   таким   приемам   относятся:
установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой; приучение
собаки к кличке, ошейнику и свободному движению на поводке; подход к дрессировщику,
стойка   на   месте,   хождение   рядом,   принятие   свободного   состояния,   прекращение
нежелательных   действий;   приучение   к   выстрелам,   наморднику   и   караульной   шлейке.
Перечисленные приемы отрабатывают только на поводке.

Для   занятий   по   дрессировке   караульных   собак   необходимо   подобрать   участок,

отвечающий определенным требованиям. Прежде всего на нем должно быть укрытие для
дрессировщика и его помощников. Желательно, чтобы участок находился едали от дорог и
населенных   пунктов   и   чтобы   вблизи   не   было   сильных   отвлекающих   раздражителей.   На
участке необходимо оборудовать учебные неподвижные и подвижные посты.

Подготовку караульной собаки дрессировщик проводит с несколькими помощниками,

роль и значение которых очень велики. Так как процесс образования у собаки необходимых
специальных   навыков   зависит   в   первую   очередь   от   умелых   и   сноровистых   действий
помощников, их подбору и тщательному инструктажу нужно уделять особое внимание.

Одежда помощников должна отличаться разнообразием формы и цветов.
Для   предохранения   от   укусов   помощники   должны   пользоваться   специальными

дрессировочными   костюмами   (рис. 49).   Однако   применять   их   нужно   умело   и   только   в
необходимых случаях, иначе у собаки может образоваться нежелательная связь — проявлять
злобу   и   нападать   только   на   человека,   одетого   в   определенный   костюм.   При   дрессировке
караульных собак рекомендуется лучше использовать дрессировочный рукав, но это требует
от помощника смелости и сноровки (рис. 50).

Рис. 49. Использование дрессировочного костюма

К отработке приемов караульной службы можно приступить только после того, как у

собаки образованы навыки ОКД (в полном или сокращенном объеме).

Рис. 50. Использование дрессировочного рукава

Приучение   караульной   собаки   к   специальному   снаряжению   (шлейка,   намордник)

образует   у   нее   навык   безразличного   отношения   к   надеванию   снаряжения   и   длительному
пребыванию в нем.

Приучение к шлейке ведется следующим образом. Дрессировщик дает собаке обнюхать

шлейку, а затем спокойно, без резких движений надевает ее на собаку. При этом, следует
отвлекать внимание собаки и оглаживать ее. Надев шлейку на собаку, дрессировщик должен
выгуливанием, игрой, подачей команд отвлечь ее внимание (поводок вначале прикрепляют не
к шлейке,  а к ошейнику, ремни  шлейки затягивают  слабо).  По мере  приучения собаки  к

шлейке   поводок   прикрепляют   уже   к   шлейке,   ремни   затягивают   как   положено   и   время
пребывания собаки и шлейке постепенно доводится до шести-восьми часов.

К   наморднику   собаку   обычно   приучают   во   время   чистки   или   прогулки.   Для   этого

дрессировщик правой рукой дает собаке обнюхать намордник, а затем левой рукой быстро
надевает   его   на   морду   собаки   и   укрепляет   ремни   на   ее   голове.   Надев   намордник,
дрессировщик   должен   отвлечь   собаку   игрой,   пробежками   и   т. п.   Если   этого   окажется
недостаточно, то попытки собаки избавиться от намордника пресекают резкой командой и
сильным   рывком   поводка.   Как   только   собака   успокоится,   ее   необходимо   поощрить
восклицанием   и   сглаживанием.   Время   пребывания   собаки   в   наморднике   постепенно
увеличивают.

Основой   караульной   службы   является   развитие   и   закрепление   у   собаки   активно-

оборонительной   реакции.   Поэтому   отработке   приема   —   развитие   у   собаки   злобности,
смелости и недоверия к посторонним людям — должно быть уделено особое внимание. Цель
этого приема — закрепить и развить у собаки ее врожденные качества: злобность, смелость,
недоверчивость и выработать стойкий навык активного облаивания всех посторонних людей
и нападения на них.

Недоверчивое   отношение   и   злобность   закрепляют   и   развивают   у   собаки   тем,   что

каждый   незнакомый   человек   своими   действиями   пытается   причинить   или   причиняет   ей,
вызывая этим, как ответную реакцию, активное нападение с ее стороны. Недоверчивость
собаки к посторонним людям развивают и закрепляют аналогично тому, как это делалось при
отработке навыка ОКД: не брать корм из рук. При этом особо важно каждый раз поощрять
лай собаки в сторону дразнящего ее помощника.

Чтобы развить и закрепить у собаки злобность, поступают так. Дрессировщик, держа

собаку на широком ошейнике, а еще лучше в караульной шлейке, приходит в район занятий.
Увидев их, помощник, заранее спрятавшийся на участке, появляется из укрытия и, производя
различные   необычные   движения   (приседания,   взмахи   руками   и   т. п.),   нерешительно
приближается   к   собаке.   Дрессировщик   возбуждает   собаку   командой   и   жестом   в   сторону
приближающегося   помощника.   Обычно   действия   помощника   и   дрессировщика   настолько
возбуждают   собаку,   что   она   начинает   активно   облаивать   приближающегося   помощника.
Помощник продолжает движение, останавливается в двух-трех шагах от собаки и начинает
дразнить ее, а затем наносит ей несколько легких ударов жгутом. Добившись того, что собака
проявляет   сильную   злобность   и   активно   лает,   помощник   убегает   и   прячется   в   укрытие.
Собака,   возбужденная   действиями   помощника,   сопровождает   его   уход   активным   лаем,   а
дрессировщик   в   это   время   поощряет   ее   восклицанием   и   сглаживанием.   Затем   после
небольшого перерыва (5–7 мин.) те же действия повторяет другой помощник. Так поступают
три-четыре раза на одном занятии.

На следующих занятиях, чтобы развить и закрепить у собаки злобность, необходимо

предоставить ей возможность активно нападать на дразнящего помощника. С этой целью, как
только подошедший помощник вызовет у собаки своими действиями проявление злобности и
активный лай, дрессировщик, возбудив собаку командой и жестом, ослабляет поводок и дает
ей возможность активно напасть на помощника и схватить его за костюм. Помощник делает
вид, что он очень напуган нападением собаки, вырывается и убегает. Возбужденная борьбой
собака сопровождает убегающею помощника активным лаем и получает за это усиленное
поощрение (восклицание и сглаживание).

В   дальнейшем   рекомендуется   изредка   пускать   собаку   на   задержание   убегающего

помощника. Это очень помогает развитию активности и смелости у собаки. Дрессировщик
действует   при   этом   так   же,   как   и   в   предыдущем   случае,   но   не   дает   собаке   напасть   на
помощника,   а   наоборот,   удерживает   ее   от   нападения.   Помощник,   добившись   высокой
активности собаки, убегает. Когда он удалится на 15–20 м, дрессировщик, еще раз возбудив
собаку командой и жестом, пробегает с ней три-пять шагов вслед за помощником, а затем
пускает   собаку   без  поводка   на  задержание.  Возбужденная   собака  преследует   убегающего
помощника, настигает его и вступает с ним в активную борьбу. После непродолжительной

борьбы задержанный собакой помощник перестает оказывать сопротивление, а подошедший
дрессировщик командой прекращает нападение собаки на спокойно стоящего помощника.
Для   развития   смелости   у   собаки   необходимо,   чтобы   помощник   при   каждом   активном
нападении собаки вступал с ней в борьбу с таким расчетом, чтобы борьба была короткой и не
утомляющей   собаку.   Из   схватки   всегда   должна   выходить   собака;   помощник,   изображая
сильный испуг, должен вырываться и убегать.

Прием   можно   считать   отработанным,   если   у   собаки   образовался   стойкий   навык:

активно облаивать и нападать на всех посторонних людей.

Приучение собаки к охране неподвижного поста вырабатывает у нее стойкий навык: во

время нахождения на посту активно облаивать всех приближающихся посторонних людей и
вступать в активную борьбу, если они пытаются проникнуть на охраняемый пост; сохранять
настороженность  и  работоспособность  в  течение   всего  времени   пребывания   на  посту,   не
отвлекаясь на часовою и охрану, находящихся с тыльной стороны поста.

Следует иметь в виду, что на практике иногда в тылу поста караульной собаки нет ни

часового,   ни   охраны.   В   этих   случаях   собака   должна   одинаково   активно   реагировать   на
подход   посторонних   как   с   фронтальной,   так   и   тыльной   стороны   поста.   Эту   особенность
необходимо читывать при дрессировке.

Отработка приема проводится в следующем порядке. Дрессировщик, держа собаку на

караульной   шлейке,   подходит   к   месту   занятий,   обязательно   с   тыльной   стороны   поста,   и
привязывает собаку к столбу или колу. Позволив собаке осмотреться, он подает команду,
делает   жест   в   направлении   фронта   поста,   отступает   на   два-три   шага   назад   от   собаки   и
условленным   сигналом   вызывает   помощника.   По   сигналу   дрессировщика   помощник
подходит к собаке и вызывает своими действиями ее активный лай так, как было описано в
предыдущем   приеме.   Затем   таким   же   образом   поступает   и   второй   помощник,   до   этого
находившийся в укрытии с фронтальной стороны поста. В течение занятия рекомендуется
делать   четыре-пять   выходов   помощников.   После   этого   добиваются,   чтобы   собака
реагировала активным лаем не только на вид приближающегося помощника, но также на
шорохи и шумы, вызванные его приближением.

Охранять   пост   в   отсутствие   дрессировщика   собаку   приучают   следующим   образом.

Дрессировщик, возбудив собаку командой и жестом, сам постепенно отходит все дальше в
тыл, а затем скрываемся в укрытие и наблюдает оттуда за поведением собаки. Если собака
отвлекается   в   сторону   уходящего   дрессировщика,   то   появившийся   с   фронта   помощник
переключает   ее   внимание   на   себя   и   вызывает   активный   лай   собаки.   В   это   время
дрессировщик   подходит   к   лающей   собаке   и   поощряет   ее   восклицанием.   Постепенно
дрессировщик все реже подходит к активно лающей собаке и она привыкает охранять пост
уже в отсутствие дрессировщика.

Затем   собаку   приучают   безразлично   относиться   (не   отвлекаться)   к   часовому,

находящемуся в тылу поста. Для этого, еще до выставления собаки на пост, в его тылу на
расстоянии 30–40 м начинает спокойно двигаться помощник, изображающий часового. Затем
с тыла поста приходит дрессировщик и ставит собаку на пост, возбуждая ее командой и
жестом.   Если   собака   будет   отвлекаться   на   двигающегося,   то   с   фронта   поста   появляется
второй   помощник,   который   отвлекает   на   себя   внимание   собаки.   После   нескольких   таких
упражнений собака перестает отвлекаться в сторону двигающегося в тылу поста, последний
постепенно приближается к собаке и в дальнейшем движется в 25 м от нее.

На   этом   заканчивается   подготовка   караульной   собаки,   предназначенной   для   охраны

неподвижного поста (за исключением приема, приучающего собаку не брать пищи на посту).

Во время приучения собаки к охране подвижного поста уже имеющиеся у нее навыки

по охране неподвижного поста необходимо дополнить навыками безразличного отношения к
шуму трущегося о проволоку кольца (блока) и свободного движения на всем протяжении
участка.   Чтобы   приучить   собаку   к   шуму   трущегося   о   проволоку   кольца,   дрессировщик,
придя на участок подвижного поста, привязывает ее цепью к кольцу и медленно проходит с
собакой   вдоль   проволоки,   наблюдая   за   ее   поведением.   Малейшее   беспокойство   собаки,

вызванное шумом кольца, необходимо устранять отвлечением ее внимания, сглаживанием,
дачей лакомства. Постепенно темп движения можно ускорять и затем переходить на бег. В
дальнейшем дрессировщик удаляется от собаки, двигающейся по блок-посту.

Приучение собаки к свободному движению на всем протяжении участка подвижного

поста   проводится   так.   Поставив   собаку   на   пост   и   пройдя   с   ней   вдоль   всего   поста,
дрессировщик подает команду и, отойдя на 2–3 м в тыл, остается у одного из концов поста. В
это   время   с   фронта   у   противоположного   от   собаки   конца   поста   появляется   помощник.
Собака,   пытаясь   напасть   на   помощника,   двигается   вдоль   блока   поста.   Приблизившись   к
собаке,   помощник   пробегает   параллельно   линии   поста   и   этим   вновь   вызывает   движение
собаки вдоль поста. Так повторяют несколько раз, добиваясь свободного движения собаки на
всем протяжении участка подвижного поста.

Приучение   собаки   к   свободному   окарауливанию   производится   так.   Дрессировщик,

придя с собакой на участок поста свободного окарауливания, проходит по нему, держа собаку
на   коротком   поводке,   и   знакомит   собаку   с   новой   обстановкой.   Затем,   подав   команду,   он
спускает собаку с поводка и движется с ней по участку. Помощник, находящийся с внешней
стороны ограждения, производит шумы и шорохи, привлекающие внимание собаки. В это
время дрессировщик командой, жестом и движением в сторону звуков возбуждает собаку.
Появившийся   над   забором   помощник   своим   видом   и   действиями   вызывает   еще   большее
возбуждение собаки. Затем эти лее действия повторяют уже в отсутствие дрессировщика. В
заключение собака приучается вступать в активную борьбу, если помощник проникает на
охраняемый пост.

Собак, предназначенных для свободного окарауливания внутри закрытых помещений,

дрессируют применительно к особенностям их службы, аналогично тому, как было указано
выше. С этой целью помощник подходит к окну или двери закрытого помещения, привлекает
внимание собаки шорохом, а затем проникает в помещение и вступает в борьбу с собакой,
добиваясь активного нападения с ее стороны.

Чтобы приучить собаку не брать пищу с земли на посту, используют те же способы, что

и в приемах ОКД, но применительно к условиям работы собаки (свободное окарауливание,
подвижный или неподвижный посты).

Тренировку караульных собак проводят и в процессе дрессировки, и в процессе работы

собак по охране объектов с учетом вида окарауливания и характерных особенностей этих
объектов.

4. Защитно-караульная служба

Защитно-караульная служба — это комплекс навыков, позволяющих довольно широко

использовать   собаку   на   практике.   Защитно-караульная   собака   пригодна   для   несения
патрульной, конвойной и караульной служб, но основное ее назначение — защита своего
хозяина. Таких собак обычно содержат в домашних условиях. Они охраняют квартиру, дачу,
усадебный участок, часто сопровождают хозяина во время прогулок (в том числе и в местах с
большим   скоплением   людей,   с   оживленным   движением   транспорта   и   т. п.).   Кроме   того,
собаку,   хорошо   подготовленную   к   несению   защитно-караульной   службы,   можно
сравнительно   легко   подготовить   для   розыскной   службы.   Естественно,   что   все   это
предъявляет к дрессировке защитно-караульной собаки повышенные требования, особенно
при воспитании безупречного послушания и выдержки.

Собака,   подготовленная   по   защитно-караульной   службе,   должна   удовлетворять

следующим   требованиям:   иметь   диплом   по   ОКД;   активно   и   смело   защищать   своего
дрессировщика   при   нападении   на   него   посторонних   людей,   по   команде   дрессировщика
задерживать   постороннего   человека,   конвоировать   и   охранять   его;   активно   производить
зигзагообразный   обыск   местности   (на   участке   100Х100 м.)   или   помещений   и
сигнализировать   лаем   об   обнаруженных   людях,   а   также   находить   и   подносить
дрессировщику   найденные   на   участке   предметы;   по   команде   дрессировщика   охранять

оставленный   им   предмет;   не   брать   корм   из   рук   посторонних   людей,   а   также   корм,
подброшенный   на   землю.   Кроме   того,   у   собаки   должен   быть   образован   навык   выборки
чужих вещей.

Для дрессировки по защитно-караульной службе следует отбирать здоровых, крупных

(не менее 60 см в холке), хорошо физически развитых собак, с крепкими, здоровыми зубами,
отличным зрением, обонянием и слухом, в возрасте одного-двух лет. Такие собаки должны
быть недоверчивыми к посторонним, смелыми, активными, обладать устойчивой нервной
системой, уравновешенно-подвижного и уравновешенно-спокойного типов ВНД.

Наиболее пригодны для дрессировки по этой службе восточноевропейские овчарки.
Приемы   общего   курса   дрессировки   нужно   отрабатывать   с   собаками   защитно-

караульной   службы   весьма  тщательно  и   в  полном  объеме.   Особенно   четко   должны   быть
отработаны подход к дрессировщику по команде, и прекращение нежелательных действий.

Специальная   дрессировка   по   защитно-караульной   службе   включает   отработку

следующих   приемов:   развитие   злобности,   смелости   и   недоверия   к   посторонним   людям;
приучение к защите дрессировщика в случае нападения на него; приучение к задержанию,
конвоированию   и   охране   задержанного   человека;   приучение   к   обыску   местности   и
помещений;   приучение   к   охране   предметов;   приучение   собаки   не   брать   корм   из   рук
посторонних людей, а также корм, подброшенный на землю; приучение к выборке чужих
вещей.

В отработке этих приемов большая роль принадлежит помощникам дрессировщика (их

требуется   несколько   человек,   причем   собака   не   должна   привыкать   к   помощникам).   От
умения,   смелости,   ловкости   и   находчивости   помощников   во   многом   зависит   быстрота   и
четкость образования у собаки специальных навыков. Перед каждым занятием дрессировщик
обязан   тщательно   проинструктировать   помощников;   все   разговоры   с   помощниками
рекомендуется вести не на виду у собаки. От помощников требуется, чтобы их действия были
во всем естественны и напоминали действия подлинных злоумышленников.

Развитие злобы, смелости и недоверия к посторонним людям отрабатывают так же, как

и с караульными собаками.

Чтобы приучить собаку к защите дрессировщика в случае нападения на него, действуют

следующим образом. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, движется в районе,
занятий. Навстречу ему идет помощник в дрессировочном костюме. Не доходя несколько
шагов до дрессировщика, помощник начинает делать движения, дразнящие собаку, стремясь
возбудить у нее злобность и  вызвать лай. Увидев, что  собака  достаточно  возбуждена,  он
приближается   и   нападает   на   дрессировщика,   нанося   удары   жгутом   ему   и   собаке.
Дрессировщик   подает   команду   и   ослабляет   поводок.   Возбужденная   собака   нападает   на
помощника   и   хватает   его   за   костюм.   Дрессировщик   немедленно   поощряет   ее   за   это,   а
помощник   вырывается   от   собаки,   убегает   и   скрывается.   На   последующих   занятиях
необходимо   каждый   разменять   помощников   дрессировщика,   менять   их   одежду   и   место
появления. Рекомендуется, чтобы на дрессировщика проводились на месте и в движении.
Вместо   дрессировочного   костюма   помощник   должен   чаше   использовать   дрессировочный
рукав.

При повторении таких действий у собаки вырабатывается навык: не ожидая команды,

набрасываться   на   постороннего   человека,   нападающего   на   дрессировщика,   и   вступать   в
активную борьбу. Закрепляя и шлифуя этот навык, одновременно отрабатывают  у собаки
безразличное отношение к посторонним людям, не нападающим на дрессировщика. С этой
целью проводят  специальные занятия, на  которых попытки  собаки нападать на спокойно
приближающихся   или   проходящих   посторонних   людей   пресекают   командой,
сопровождаемой   сильным   рывком   поводка   и   в   крайнем   случае   командой.   С   этой   целью
рекомендуется чаще гулять с собакой в людных местах.

Приемы   задержания,   конвоирования   и   охраны   задержанного   человека,   как   правило,

отрабатывают слитно, так как они тесно связаны друг с другом. Для этого в момент, когда
собака по команде ведет активную борьбу с помощником, дрессировщик, натянув поводок,

дает   помощнику   возможность   вырваться   от   нападающей   собаки   и   убежать.   Как   только
помощник   отбежит   на   10–15   шагов,   дрессировщик   пускает   собаку   на   задержание.
Возбужденная   собака   преследует   помощника,   настигает   и   нападает   на   него.   В   момент
нападения собаки помощник подставляет ей для хватки правый рукав, а затем, после хватки,
наносит собаке легкие удары левой рукой, добиваясь, чтобы она переключилась на левый
рукав. Необходимо добиться, чтобы собака крепко хватала помощника за ту руку, которой он
обороняется.

Затем добиваются, чтобы  собака преследовала помощника только после команды. С

этой   целью   постепенно   увеличивают   дистанцию   пробега   помощника   (до   ста   шагов)   до
момента   пуска   собаки   на   задержание.   Собаку   командой   заставляют   оставаться   на   месте.
Преследовать помощника ей разрешают после некоторой выдержки лишь по команде. После
того   как   собака,   пущенная   на   задержание,   настигнет   помощника,   он   после
непродолжительной   борьбы   должен   прекратить   сопротивление   и   спокойно   остановиться.
Попытки собаки набрасываться на помощника в этот момент пресекаются дрессировщиком
командой,   а   если   надо,   то   и   резким   рывком   поводка.   Как   только   помощник   попытается
бежать или нападать на дрессировщика, последний опять подает команду, пускает собаку на
задержание   и   запрещает   ей   нападать   на   спокойно   стоящего   помощника.   Упражнение
повторяют несколько раз с разными помощниками и в различных условиях до тех пор, пока у
собаки прочно закрепятся необходимые навыки.

Навык   конвоирования   и   охраны   задержанного   отрабатывают   в   следующем   порядке.

Убедившись, что задержанный помощник прекратил сопротивление, а собака успокоилась и
не нападает на него, дрессировщик берет ее на короткий поводок, подает команду и делает
жест   в   сторону   спокойно   стоящего   помощника.   Через   одну-две   минуты   по   команде
дрессировщика   помощник   начинает   спокойно   двигаться   вперед,   а   дрессировщик   вновь
подает   команду   и   движется   в   трех-пяти   шагах   позади   него,   держа   собаку   на   коротком
поводке.   Если   собака   попытается   напасть   на   спокойно   идущего   впереди   помощника,   то
дрессировщик подает команду и делает рывок поводком, затем команду и восклицание.

Для   того   чтобы   выработать   у   собаки   постоянную   настороженность   и   внимание   к

поведению конвоируемого, помощник должен периодически совершать попытки к бегству
или попытки напасть на дрессировщика. С этой целью помощник во время конвоирования
внимательно   наблюдает   за   поведением   собаки.   Заметив,   что   она   отвлекается,   он   должен
делать резкое движение в сторону, иногда нанося при этом удары  по собаке, и пытаться
бежать. В последнем случае дрессировщик немедленно подает команду и пускает собаку на
задержание. После задержания дрессировщик вновь берет собаку на поводок, поощряет ее и
продолжает конвоирование, которое заканчивается передачей третьему лицу.

Затем   собаку   приучают   выполнять   конвоирование   без   поводка,   конвоировать   двух.

Маршруты конвоирования удлиняют и усложняют, отрабатывают безразличное отношение к
встречным посторонним людям.

Приучение   собаки   к   охране   до   подхода   дрессировщика   проводится   так.   Как   только

собака   задержит   помощника   после   активной   борьбы   с   ним,   дрессировщик   берет   ее   на
короткий поводок, отводит на три-четыре шага, подает команду, а затем после небольшой
выдержки   начинает   конвоирование.   Выдержку   постепенно   увеличивают   до   пяти   минут.
Неподвижно стоящий помощник внимательно наблюдает за поведением собаки. Если она
отвлекается от бдительной охраны, то помощник делает попытку к побегу, предварительно
ударив собаку.

В   результате   повторения   этих   действий   у   собаки   вырабатывается   навык;   после

задержания внимательно следить за ним, ожидая побега.

В дальнейшем дрессировщик, подав команду, постепенно начинает отходить от собаки,

охраняющей задержанного, каждый раз увеличивая расстояние отхода и время выдержки.
Собака  должна  в  это  время  находиться  в трех-пяти  шагах  от  задержанного  в  положении
стойки   или   посадки   и   внимательно   наблюдать   за   ним.   Повторение   этих   действий
вырабатывает у собаки навык: не отходить от задержанного и бдительно охранять его.

Шлифовка навыков производится комплексно путем постепенного усложнения. С этой

целью   помощники   при   встрече   внезапно   нападают   на   дрессировщика;   вводится   подход
помощников с боков и сзади; увеличивается число проходящих мимо посторонних людей;
вводятся вначале односторонние, а затем и двусторонние выстрелы.

Затем   начинают   отрабатывать   приучение   собаки   к   обыску   местности   и   помещений.

Этот   прием   образует   у   собаки   навык:   по   команде   активно   и   безотказно   проводить
зигзагообразный   обыск   местности   и   помещений   и   обнаруживать   укрывшихся   людей   или
оставленные   предметы.  Собака  должна   задерживать  людей,  оказывающих   сопротивление,
облаивать   тех,   кто   стоит   без   движения,   а   также   находить   и   подносить   дрессировщику
найденные предметы. Для занятий необходим участок примерно 100Х100 м без посторонних
следов; желательно, чтобы на нем имелись отдельные кусты и деревья.

Вначале отрабатывают зигзагообразный () поиск предметов. Для этого помощник по

указанию дрессировщика разбрасывает на участке, не заходя на него, три-четыре предмета в
шахматном   порядке   (рис. 51,   а).   Дрессировщик   с   собакой   подходит   к   границе   участка,
усаживает собаку, снимает с нее поводок, а затем подает команду и делает жест рукой в
сторону ближайшего предмета на участке. Обычно собака вначале неактивно идет на поиск.
В этом случае дрессировщик вторично подает команду, но в более настойчивой интонации,
делает жест рукой в сторону предмета и вместе с собакой делает пробежку по направлению к
ближайшему предмету. Когда собака, наткнувшись на предмет, возьмет его, дрессировщик
подзывает   ее   к   себе,   по   команде   берет   предмет   и   поощряет   собаку   лакомством   и
сглаживанием.   Если   же   собака,   найдя   лежащий   предмет,   не   берет   его,   то   дрессировщик
заставляет взять предмет по команде, а затем подзывает и поощряет собаку.

51. Схема участка, предназначенного для приучения собаки к обыску местности

После   этого   собаку   посылают   на   поиск   второго   предмета.   Для   этого   дрессировщик

подает команду и делает направляющий жест в сторону второго предмета уже другой рукой.
Впоследствии в таком же порядке вырабатывается розыск и остальных предметов (рис. 51, б,
в).   Во   всех   случаях,   когда   собака   обнаруживает   и   подносит   предметы   дрессировщику,
необходимо усиленно поощрять ее.

После повторения ряда таких упражнений собака будет самостоятельно и достаточно

активно   вести   поиск   предметов   на   участке.   Чтобы   избежать   образования   у   собаки

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..