Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 6

 

 

командой. Если собака все же сядет или ляжет, дрессировщик, подав команду в угрожающей
интонации,   резко   берет   собаку   под   живот   и   приподнимает   ее.   Как   только   собака   займет
требуемое положение, дрессировщик поощряет ее восклицанием и оглаживанием.

В дальнейшем, когда у собаки образуется стойкий навык, поощрять ее следует только в

том   случае,   когда   она   будет   правильно   занимать   положение   стойки.   При   этом   нужно
поправлять   собаку,   несколько   приподнимая   ее   за   ошейник   и   давая   легкий   побуждающий
рывок поводком вперед.

Затем собаку приучают к сохранению стойки на месте при отходе дрессировщика. Для

этого   дрессировщик,   держащий   собаку   на   коротком   поводке   около   левой   ноги,   подает
команду и отходит на один-два шага вперед, все время оставаясь лицом к собаке и наблюдая
за   ее   поведением.   Если   собака   попытается   сесть   или   лечь,   он   вновь   подает   команду,
сопровождая ее легким рывком поводка вперед. В дальнейшем собаку приучают по команде
принимать   стойку   из   положений   и   так   же,   как   было   описано   выше.   Это   действие
отрабатывается   при   условии,   что   собака   находится   около   дрессировщика,   а   затем   и   на
расстоянии от него. Постепенно расстояние отхода дрессировщика от собаки увеличивается и
достигает 15 м. Собака приучается работать без поводка, увеличивается время ее выдержки в
положении стойки.

Необходимо учитывать, что в положении стойки собака срывает выдержку чаще, чем в

других   положениях   (например,   при   посадке   или   укладке),   пытаясь   или   двигаться   к
дрессировщику,   или   изменить   положение   (сесть,   лечь).   Чтобы   предотвратить   эти
нежелательные действия, не следует часто подзывать собаку к себе из положения стойки, a
лучше самому подходить к ней, После того как собака приучится четко и безотказно работать
по   команде,   ее   приучают   работать   по   жесту.   Для   этого   дрессировщик,   усадив   собаку,
становится   впереди   нее   (в  двух-трех  шагах).   В  левой  руке  он  держит  поводок,  а  правой
подает   жест   —   взмахивает   рукой,   слегка   согнутой   в   локте   (ладонь   кверху),   от   бедра
несколько выше пояса (рис. 33), сопровождая жест командой. После нескольких упражнений
собака будет принимать положение стойки только по жесту.

Рис. 33. Жест, заменяющий команду «Стоять»

Закрепление навыка проводится путем усложнения условий окружающей обстановки и

комплексного выполнения приемов стойки, посадки и укладки.

Навык   можно   считать   выработанным,   если   собака   по   первой   команде   (жесту)

дрессировщика   из   любого   положения   четко   и   безотказно   принимает   положение   стойки,
находясь без поводка на расстоянии до 15 м от дрессировщика, и сохраняет это положение до

следующей команды с выдержкой до трех минут.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке этого приема: 
1. Излишке   длительная   выдержка   в   начале   отработки   приема   или   частые   подзывы

собаки к себе из положения стойки, что может привести к частым срывам выдержки.

2. Несвоевременное  исправление  неправильного  положения  собаки  во время  стойки,

ведущее к закреплению неправильной позы.

3. Несвоевременное   пресечение   попыток   собаки   двигаться   к   дрессировщику   без

команды, приводящее к срывам стойки.

и) Приучение собаки ложиться по команде 
Приучение собаки ложиться по команде вырабатывает у нее стойкий навык: быстро и

четко   ложиться   по   команде   или   жесту   дрессировщика   и   сохранять   это   положение   до
следующей   команды.   Этот   навык   у   собаки   необходим   при   повседневной   работе
дрессировщика с собакой, а также во время работы по специальным службам. Положение
укладки   наиболее   удобно   для   отдыха   собаки;   кроме   того,   это   положение   лучше   всего
обеспечивает ее маскировку.

При   отработке   указанного   приема   условными   раздражителями   являются   команда   и

жест укладки — быстрое опускание правой руки вниз к бедру (предварительно рука поднята
вперед на уровень плеча ладонью вниз; рис. 34).

Рис. 34. Жест укладки собаки

Безусловными раздражителями будут в зависимости от способа лакомство, нажим на

холку собаки, отвод вперед ее передних лап, рывок поводком.

Прием   следует   отрабатывать   после   первоначальной   отработки   приема   посадки   и

параллельно с приемом стойки собаки на месте.

Приучение собаки ложиться по команде может быть проведено тремя способами: 1) с

использованием   лакомства;   2)   с   помощью   нажима   на   холку   собаки   и   отвода   вперед   ее
передних лап; 3) с применением рывка поводком.

Выбор   того   или   иного   способа   зависит   от   индивидуальных   особенностей   собаки.

Первым способом обычно пользуются при работе с молодыми собаками и с собаками, у
которых ярко выражена преобладающая пищевая реакция. При дрессировке взрослых собак
обычно   пользуются   вторым   способом.   Третий   способ   наиболее   пригоден   при   работе   со
злобными собаками, которые могут покусать дрессировщика.

Первый   способ  .   Собака   на   коротком   поводке   находится   около   левой   ноги

дрессировщика. Он усаживает собаку, делает полоборота налево, отставляет правую ногу в
сторону на полный шаг и берет в левую руку поводок, придерживая его около ошейника.
После этого, взяв в правую руку лакомство, дрессировщик нагибается, подносит его к морде
собаки и подает команду. Затем он постепенно опускает руку вниз и несколько вперед, что
заставляет собаку вначале пригнуться за лакомством, а затем вытянуть шею вперед и лечь
(рис. 35).   В  тот   момент,   когда   собака   нагнется   за   лакомством,  нужно   вновь   четко   подать
команду и, когда собака ляжет, отдать ей лакомство, огладить и произнести. Если собака
попытается встать, то нужно вновь произнести команду, но уже в угрожающей интонации и
одновременно ладонью левой руки нажать на лопатки собаки, не давая ей подниматься.

Рис. 35. Первый способ приучения собаки к укладке

В результате неоднократного повторения указанных действий собака по одной лишь

команде будет быстро принимать требуемое положение.

Второй способ  . Собака находится в том же положении, что и в предыдущем случае.

Дрессировщик,  как  было  указано,  делает  полоборота  налево  и  отставляет  правую  ногу  в
сторону на полный шаг. Затем он нагибается и накладывает ладонь левой руки на холку
собаки,  а правой  рукой  охватывает  запястье ее  передних лап. После этого дрессировщик
подает  команду  и  одновременно  нажимает  левой  рукой  на  холку  собаки  (Вниз,  а  правой
рукой отводит вперед ее передние лапы, что заставляет собаку лечь (рис. 36). Как только
собака   ляжет,   следует   поощрить  ее.   Все   попытки   собаки   (встать   необходимо   прекращать
подачей команды в угрожающей интонации с одновременным нажимом на холку. После ряда
таких действий собака будет ложиться по одной команде.

Рис. 36. Второй способ приучения собаки к укладке

Третий способ  . Собака находится в том же  положении, что и в двух предыдущих

случаях. Исходное положение дрессировщика такое же, как было указано. Взяв в правую
руку   поводок   в   15–20 см   от   ошейника,   дрессировщик   подводит   его   так,   чтобы   карабин
оказался под нижней челюстью собаки. Левую руку он накладывает на холку собаки. Подав
команду   дрессировщик   одновременно   нажимает   ладонью   левой   руки   на   холку   собаки,   а
правой рукой делает затяжной рывок поводком в угрожающей интонации с одновременным
нажимом на ее холку и рывком поводка. В лежачем положении собаку нужно выдержать 15–
20 сек.,   затем   поощрить   и   выгулять   ее.   После   неоднократного   повторения   указанных
действий у собаки установится первоначальная связь и в дальнейшем она будет ложиться по
одной команде без применения поводка и без нажима на холку.

Рис. 37. Третий способ приучения собаки к укладке

После установления у собаки прочного навыка на последующих занятиях необходимо

усложнить выполнение приема: приучить собаку сохранять лежачее положение при отходе
дрессировщика   и   в   случае   увеличения   выдержки;   добиться,   чтобы   собака   постоянно
принимала строго определенное положение.

Приучение   собаки   к   сохранению   лежачего   положения   при   отходе   дрессировщика

производится   так.   Уложив   собаку   возле   себя   по   команде,   дрессировщик   повторяет   эту
команду и, сделав два-три шага вперед, продолжает внимательно наблюдать за собакой. Если
собака   в   это   время   не   изменит   своего   положения,   то   дрессировщик   после   небольшой
выдержки (15–30 сек.) подходит и поощряет ее. Если же собака при отходе дрессировщика
самовольно   поднимается   или   начнет   двигаться   к   дрессировщику,   то   необходимо   принять
следующие   меры.   В   случае   если   собака   изменила   положение,   надо   подать   команду   в
угрожающей   интонации   и,   как   только   собака   примет   нужное   положение,   подбодрить   ее
восклицанием,   а   затем   подойти   и   поощрить.   Если   же   собака   не   выполнила   команды,   то
следует подойти к ней, вновь подать команду в угрожающей интонации и, применяя один из
способов, уложить собаку на прежнее место. В тех случаях, когда собака направляется к
дрессировщику, он должен быстро пойти к ней навстречу, возвратить на прежнее место и
уложить так, как было указано выше.

Постепенно   расстояние   отхода   дрессировщика   от   собаки   увеличивают   до   15 м.

Дрессировщик   уже   отходит   от   собаки   не   пятясь,   а   обычным   порядком.   Одновременно
меняются направление и темп отхода. Выдержка собаки в лежачем положении увеличивается
до пяти минут.

Дрессировщик   обязан   внимательно   следить,   чтобы   собака   при   укладке   занимала

правильное положение (не заваливала круп, не лежала на боку и т. п.). Считается, что собака
занимает правильное положение при укладке, если задняя часть ее тела ровно лежит на обеих
лапах, передние лапы вытянуты вперед, голова приподнята в свободном состоянии.

Навык закрепляют путем приучения собаки к укладке при помощи жеста, работой без

поводка и усложнением условий.

Укладку собаки по жесту отрабатывают следующим образом. Дрессировщик усаживает

собаку   и   отходит   от   нее   на   несколько   шагов,   держа   поводок   в   левой   руке   (лицо
дрессировщика обращено к собаке). Подав затем команду, он одновременно или чуть раньше
делает   соответствующий   жест.   При   этом   дрессировщик   должен   опускать   руку   вниз   так,
чтобы задеть поводок и легко потянуть его книзу. Это помогает собаке различать жест как
сигнал и она быстрее принимает лежачее положение.

Прием можно считать отработанным, если собака четко и безотказно по первой команде

или   жесту   дрессировщика,   находящегося   на   расстоянии   до   15 м,   занимает   лежачее
положение из любого другого положения и сохраняет его до подачи следующей команды с
выдержкой до пяти минут.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Резкие рывки поводком или слишком большая выдержка собаки при первоначальной

отработке выдержки в лежачем положении.

2. Постоянное применение команды после команды, вызывающее образование у собаки

нежелательной связи (после команды собака самостоятельно, без команды ложится).

3. Укладка   собаки   на   мокрый,   грязный   грунт   в   первоначальный   период   отработки

навыка, что затормаживает его образование.

4. Невнимание к позе собаки при укладке, ведущее к выработке у собаки неправильного

положения.

к) Приучение собаки к прекращению нежелательных действий 
Приучение к прекращению нежелательных действий вырабатывает у собаки стойкий

навык немедленного прекращения по команде дрессировщика совершаемых ею действий.

Образование этого навыка у собаки необходимо для того, чтобы дрессировщик мог при

помощи команды своевременно прекращать нежелательные действия собаки или попытки к
их совершению.

При отработке этого приема условным раздражителем будет команда, а безусловным —

сильный рывок поводком, иногда усиливаемый применением строгого ошейника или хлыста.

Команду   всегда   нужно   произносить   громко,   отрывисто   и   только   в   угрожающей

интонации. Эта команда не заменяется жестом или другими сигналами. Подавать команду
необходимо, в момент, когда собака только начинает нежелательное действие, — лишь в этом
случае команда достигнет цели.

Команду можно применять лишь в случаях, когда она действительно необходима, т. е.

тогда,   когда   нельзя   заменить   другой   командой,   поданной   даже   угрожающей   интонации.
Например,   если   собака   в   результате   отвлечения   не   сразу   выполняет   команду,   то   нельзя
подавать команду, а следует подать команду в угрожающей интонации.

Отработку этого приема необходимо проводить в та ом месте, где имеются различные

отвлекающие   раздражители.   В   начале   занятия   дрессировщик,   держа   собаку   а   коротком
поводке, разрешает ей погулять, внимательно наблюдая за ее поведением. В тот момент, когда
собака, привлеченная запахом пищи или видом животного, птицы, попытается их схватить,
нужно громко и резко произнести команду в угрожающей интонации, сопроводив ее сильным
рывком   поводка.   Это   причинит   собаке   сильное   болевое   раздражение,   которое   затормозит
совершаемое   ею   действие.   После   небольшой   паузы   рекомендуется   подать   собаке   любую
другую   команду,   по   которой   она   должна   или   продолжить   проулку,   или   подойти   к
дрессировщику.

Последующие  попытки   собаки   совершать  какие-либо  действия,  не   желательные  для

дрессировщика,   вновь   пресекаются   командой   и   резким   рывком   поводка.   Сила   рывка
поводком должна соответствовать физическому состоянию собаки, типу ее высшей нервной
деятельности, а также силе раздражителя, вызвавшего нежелательное действие. При работе с
собакой, у которой рывок поводка не вызывает достаточного тормозящего действия, нужно
применить строгий ошейник или не слишком сильные удары хлыстом.

На первых занятиях команду рекомендуется использовать не более трех-пяти раз, чтобы

дать возможность собаке оправиться от торможения, вызванного этой командой.

В результате неоднократного одновременного применения команды и рывков поводка

собака   будет   в   дальнейшем   прекращать   любое   нежелательное   действие   только   по   одной
команде.

Как   только   собака,   находящаяся   на   коротком   поводке,   начнет   быстро   и   безотказно

выполнять команду, следует перейти вначале к отработке этого навыка у собаки, находящейся
на   удлиненном   поводке,   а   затем   и   совсем   без   поводка.   В   процессе   усложнения   приема
необходимо постепенно увеличивать расстояние от дрессировщика до собаки, вводить новые,
более   сильные   отвлекающие   раздражители.   Если   при   этом   собака   перестанет   выполнять
команды, то ее следует опять взять на поводок и повторить приучение в первоначальной
форме (с применением рывка поводком).

Показателем   неправильной   отработки   этого   приема   будет   проявление   у   собаки

пассивно-оборонительной реакции в момент подачи команды. В этом случае рекомендуется
успокоить  собаку,  отвлечь  ее   прогулкой,  игрой,   переменить   место  занятий,   не  применять
больше в этот день команду. На последующих занятиях с этой собакой нужно резко ослабить
силу рывка поводком. Необходимо учитывать, что действие команды на собаку связано не
только с видом, формой и запахом предмета, который она пыталась схватить, но и с той
обстановкой, где это произошло. В связи с этим настоятельно рекомендуется разнообразить
обстановку занятий и менять место их проведения.

Как только собака по первой команде будет безотказно и четко, в любой обстановке

прекращать   не   желательные   для   дрессировщика   действия,   можно   считать,   что   процесс
образования у нее навыка закончен.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке этого приема: 
1. Применение сильных рывков поводка, строгого ошейника или хлыста без учета типа

ВНД собаки. В результате у собаки будет наблюдаться проявление пассивно-оборонительной
реакции или полная заторможенность нервной системы.

2. Неуместное применение команды вместо другой необходимой команды, подаваемой в

угрожающей интонации.

3. Излишне частое, без достаточных пауз употребление команды  в начале отработки

приема   ведет   к   развитию   стойкого   торможения   в   нервной   системе   собаки,   которое
задерживает проявление всех навыков.

л) Приучение собаки к возвращению на место 
Приучение  собаки  к  возвращению  на  место  вырабатывает  у  нее  стойкий  навык:  по

команде дрессировщика быстро возвращаться на ранее занимаемое место, ложиться там и
сохранять такое положение до следующей команды.

Этот навык необходим при содержании, обслуживании и перевозках собак, а также для

специальной дрессировки.

Условным   раздражителем   при   отработке   указанного   приема   будет   команда,

сопровождаемая жестом, а безусловными раздражителями — рывки поводком, оглаживание и
лакомство.

Прием отрабатывается после установления у собаки навыка на команду.
Техника   отработки   этого   приема   заключается   в   следующем.   Дрессировщик,   держа

собаку   на   удлиненном   поводке,   укладывает   ее   около   себя   и   кладет   перед   ней   хорошо
знакомый собаке предмет (свернутый короткий поводок, намордник или другой предмет, за
исключением аппортировочного). Обозначив таким образом занимаемое собакой место, он
вторично подает команду и отходит вперед от собаки на пять-шесть шагов. После небольшой
выдержки   собаки   в   лежачем   положении   ее   нужно   подозвать   к   себе,   огладить   и,   сделан
небольшую   выдержку,   подать   в   приказной   интонации   команду.   Одновременно   следует
сделать жест в сторону оставленного предмета — выбросить вперед правую руку (ладонью
вниз) в направлении движения собаки и сделать выпад правой ногой (рис. 38). Левой рукой в
это же время нужно производить легкие побуждающие рывки поводком и начинать двигаться
вместе с собакой к оставленному месту. Во время движения следует два-три раза повторить
команду   в   приказной   интонации.   Возвратившись   на   оставленное   собакой   место,   нужно
заставить   ее   принять   прежнее   лежачее   положение,   а   затем   поощрить   ее   восклицанием,
сглаживанием и дачей лакомства. Все перечисленные действия нужно повторить на занятии
три-четыре раза.

Рис. 38. Возвращение собаки на место

Если   собака   без   команды   покинет   занимаемое   ею   место   и   начнет   двигаться   к

дрессировщику, то ее следует взять за поводок и, подав в угрожающей интонации команду,
легкими рывками поводка принудить вернуться обратно. После неоднократного повторения
таких   действий   у   собаки   образуется   необходимый   навык   и   по   одной   команде   она   будет
возвращаться   на   ранее   занимаемое   место   и   принимать   там   прежнее   положение.   После
выполнения собакой команды следует периодически подходить к ней и поощрять.

Чтобы добиться образования у собаки стойкого навыка, расстояние, на которое отходит

дрессировщик, нужно постепенно увеличивать (в пределах размеров удлиненного поводка) и
требовать от собаки, чтобы она принимала лежачее положение не далее чем в одном метре от
оставленного предмета.

Впоследствии   собака   должна   работать   без   поводка   при   условии,   что   дрессировщик

отходит от нее на расстояние до 15 м. Постепенно следует увеличивать и выдержку собаки: в
лежачем   положении   до   подзыва   дрессировщика,   возле   самого   дрессировщика   и   после
возвращения собаки на место. Затем можно вводить выдержку и в отсутствие дрессировщика
(дрессировщик уходит или скрывается за укрытием).

Прием   можно   считать   отработанным,   если   собака   (без   поводка)   по   первой   команде

четко и быстро возвращается на ранее занимаемое место, находящееся на расстоянии до 15 м
от дрессировщика. Вернувшись на место, собака должна также самостоятельно лечь не далее
чем в одном метре от оставленного предмета и соблюдать выдержку не менее пяти минут.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Чрезмерно   сильные   рывки   поводком   в   первоначальный   период   занятий   во   время

сопровождения   собаки   на   место.   В   дальнейшем   это   вызовет   замедленный   темп
самостоятельного возвращения собаки на ранее занимаемое место.

2. Слишком   большие   выдержки   в   первоначальный   период   отработки   приема,

приводящие к срывам.

3. Подкрепление  лакомством каждого  подхода  собаки  на  подзыв  дрессировщика  и  в

результате вялый отход собаки от дрессировщика и замедленный темп ее движения во время
возвращения на место.

4. Использование   не   знакомых   собаке   предметов   или   поноски   для   обозначения

занимаемого ею места. В случае использования поноски собака будет стремиться взять ее и
отнести дрессировщику, вместо того чтобы спокойно лечь на месте.

м) Приучение собаки к подаче предметов 
Приучение собаки к подаче предметов вырабатывает у нее стойкий навык: по команде

дрессировщика находить, схватывать, подносить и подавать брошенные им предметы. Этот
навык является основой для последующей отработки многих специальных приемов (обыска
местности, выборки вещей, работы по следу и т. д.).

При отработке указанного приема условными раздражителями будут команды, и жест

—   свободное   выбрасывание   правой   руки   (ладонью   вниз)   в   направлении   предмета   и
одновременно   небольшой   наклон   корпуса   (рис. 39),   а   безусловными   —   сам   предмет   для
подачи, лакомство и сглаживание.

Рис. 39. Жест, заменяющий команду «Аппорт»

Прием отрабатывается одновременно с рядом других приемов после того, как у собаки

будут образованы навыки свободного состояния, подзыва и посадки.

Первоначально занятия следует проводить в обстановке, отличающейся наименьшим

количеством   отвлекающих   раздражителей.   Для   отработки   приема   в   начальный   период
используют   гладко   обструганную   деревянную   палочку   (поноску)   длиной   20–25 см   и
диаметром 3–4 см. Такую палочку собаке удобно удерживать в полости рта.

Приучать собаку к подаче предметов можно двумя способами: с помощью предмета или

с   помощью   принуждения.   Первый   способ   чаще   применяется   для   образования   навыка   у
молодых, живых, подвижных собак, второй — у собак менее подвижных, злобных, слабо и
медленно возбуждающихся.

Первый способ  . Держа собаку на коротком поводке в сидячем положении, у своей

левой ноги, дрессировщик делает поворот налево (в левой руке у него поводок, в правой —
поноска). Назвав кличку собаки, дрессировщик, как бы играя или поноску, двигает ее перед
мордой собаки. Движущийся предмет возбудит собаку и она будет стремиться схватить его.
Заметив   такие   попытки,   надо   подать   команду   и   позволить   собаке   схватить   поноску.   Как
только   собака   зажмет   поноску   в   зубах,   следует   повторить   команду   и   вслед   за   этим
произнести. Чтобы добиться от собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывание
поноски, следует держать ее за один конец и слегка тянуть к себе. Это заставит собаку крепче
зажать   поноску   зубами.   Если   собака   хорошо   держит   поноску,   то,   подав   команду,   нужно
пробежать с собакой 10–15 м, затем перейти на движение шагом и подав на ходу команду,
взять   поноску   у   собаки,   после   чего   поощрить   ее.   Все   действия   в   указанной
последовательности повторяют не более двух-трех раз в течение занятия.

Затем   начинают   приучать   собаку   к   подаче   брошенного   предмета.   Делают   это

следующим образом. Дрессировщик усаживает собаку у своей левой ноги; в левой руке он
держит   короткий   поводок,   в   правой   —   поноску.   Назвав   кличку   собаки,   дрессировщик
возбуждает   ее,  показывая  поноску,  а   затем  бросает  поноску   на  три-четыре  шага   впереди
собаки. Одновременно с этим он подает команду и вместе с собакой быстро движется к
поноске, повторив один-два раза команду в приказной интонации.

Если собака, подойдя к поноске, схватит ее, то, подав команду и воскликнув, нужно

отбежать от собаки. Если же собака, подойдя к поноске, не возьмет ее, то следует поноску
(подвигать   ее   ногой),   чтобы   возбудить   у   собаки   стремление   схватить   поноску.   Пробежав
затем  10–15   шагов,   рекомендуется   перейти   на   движение   шагом,   подать   на   ходу   команду,
отобрать у собаки поноску, а затем поощрить ее. В дальнейшем все эти действия требуется
повторить несколько раз.

Затем дрессировщик бросает поноску уже несколько дальше. Одновременно с командой

он делает жест правой рукой в направлении брошенной поноски и сам двигается к ней, чем
активизирует   движение   собаки.   После   этого,   бросив   поноску   и   подав   команду   и   жест,
дрессировщик   должен   отстать   от   собаки,   направляющейся   к   поноске,   а   со   временем
оставаться   на   месте.   Как   только   собака   возьмет   брошенную   поноску,   следует   сделать
несколько шагов в сторону, чтобы вызвать подход собаки с поноской. Если этого окажется
недостаточным,   то   рекомендуется   подать   команду.   В   момент,   когда   собака   с   поноской
подбежит к дрессировщику, необходимо поощрить ее, но лишь в том случае, если она займет
правильное   сидячее   положение   возле   его   левой   ноги.   После   небольшой   паузы   подают
команду и поощряют собаку. Так поступают до тех пор, пока у собаки не образуется четкий
навык   и   она   станет   безотказно   подносить   предмет,   брошенный   на   расстоянии   до   15 м   и
подавать его дрессировщику. Занятия вначале проводят на удлиненном поводке, а затем без
него.

Для усложнения приема поноску забрасывают на большие расстояния (20–25 м) так,

чтобы ее не видела собака (в траву, кусты, канаву и т. п.), и отрабатывают выдержку у собаки
после броска поноски и до команды (продолжительность выдержки 10–15 сек.).

С   этой   целью  дрессировщик,   держа   сидящую   собаку   на   поводке  около   левой   ноги,

бросает поноску на 10–12 м в высокую траву, кювет и т. п. так, чтобы собака видела ее полет.
Через 5–6 сек. он подает команду и пускает собаку на поиск. Если собака пытается бежать за
поноской   сразу   же   после   броска,   то   нужно   подать   команду   и   сделать   рывок   поводком.
Команду   и   жест   можно   подавать   лишь   после   того,   как   собака   успокоится.   Здесь   важно
добиться,   чтобы   у   собаки   образовался,   соответствующий   навык   и   она   бежала   на   поиск
поноски не по взмаху руки при бросании поноски, а только по команде и жесту. Пытаясь
найти   брошенную   дрессировщиком   поноску,   собака   в   первое   время   будет   отклоняться   в
разные   стороны.   В  этот   период   необходимо   помогать  ей:   направлять   в  сторону   лежащей
поноски жестом правой руки и одновременно подавать команду.

В дальнейшем отрабатывается подача различных предметов, а не только поноски; при

этом важно следить, чтобы вес таких предметов позволял собаке носить их в зубах.

В тех случаях, когда первоначальную связь у собаки не удается установить обычным

способом,   рекомендуется   использовать   вначале   вместо   поноски   хорошую   кость   или
различные мягкие предметы и лишь постепенно переходить к работе с поноской.

Второй способ  . Дрессировщик держит сидящую собаку около своей левой ноги на

коротком поводке и делает полоборота налево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он
берет собаку за ошейник со стороны холки, а правой подносит к ее морде поноску и, подав
команду, слегка приподнимает собаку за ошейник (рис. 40). Под давлением ошейника собака
раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает поноску в пасть
собаки,   одновременно   с   этим   подавая   команду.   Как   только   поноска   окажется   в   пасти   у
собаки,   нужно   отпустить   собаку.   Это   устранит   давление   ошейника   и   позволят   собаке
сомкнуть челюсти. В тот же момент следует переместить правую руку под нижнюю челюсть
собаки, — так будет удобнее воспрепятствовать собаке, если она попытается выбросить из
пасти поноску. Если собака удерживает поноску в пасти, следует поощрить ее восклицанием
и   оглаживанием.   После   небольшой   паузы   нужно   подать   команду   и   одновременно   взять
поноску   из   пасти   собаки.   На   последующих   занятиях   приподнимание   собаки   за   ошейник
заменяют легким рывком поводка. Дальнейшая отработка приема проводится так же, как и
при первом способе.

Рис. 40. Второй способ приучения собаки к подаче предметов

Прием считается отработанным, если у собаки образуется стойкий навык: по первой

команде   или   жесту   дрессировщика   безотказно   и   быстро   находить   различные   предметы,
брошенные на расстояние до 25 м, подносить их с обходом дрессировщика и посадкой у его
левой ноги и отдавать по первой команде.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Невыполнение   рекомендации   о   потягивании   поноски   при   отработке   схватывания

предмета. В результате у собаки вырабатывается слабая хватка и привычка преждевременно
выбрасывать поноску из пасти.

2. Слишком далекое забрасывание поноски в первоначальный период занятий. Такая

практика не только чрезмерно утомляет собаку, но и снижает активность поиска.

3. Недостаточная   осторожность   при   вкладывании   поноски   в   пасть,   вызывающая   у

собаки болевые ощущения и стремление выбросить поноску.

4. Невыполнение   рекомендации   о   необходимости   возбудить   собаку   отбеганием   в

случаях, когда она, найдя поноску, вяло подходит к дрессировщику или при подходе бросает
предмет.

н) Приучение собаки к движению вперед по команде 
Приучение собаки к движению вперед по команде вырабатывает у нее навык двигаться

впереди дрессировщика по команде.

Этот навык необходим для практического использования собаки в тех случаях, когда ее

обычное положение около левой ноги дрессировщика не позволяет продолжать движение
(узкая тропа, переход по доске или бревну через ров, канаву, ручей, узкая доска или трап при
посадке   в   автомашину,   вагон   и   т. д.).   Кроме   того,   он   является   основным   при   отработке
навыков по специальным службам (например, по ездовой).

При отработке данного приема в качестве условных раздражителей применяют команду

и   жест   (движение   правой   руки   ладонью   вниз   в   направлении   требуемого   перемещения
собаки), а в качестве безусловного — лакомство.

Отработку   приема  рекомендуется  начинать  после   того,  как   будет   отработана  подача

предметов,   и   вести   параллельно   с   приучением   собаки   к   прыжкам.   Для   занятий   вначале
используется широкая доска, переброшенная через неглубокую канаву (ров, ручей).

Держа   собаку   около   левой   ноги   на   удлиненном   поводке,   дрессировщик   подходит   к

доске, переброшенной через канаву, показывает собаке кусочек лакомства, дает его обнюхать
и, подав команду, правой рукой бросает лакомство через канаву. Движение руки при броске
должно быть таким  же, как  и при подаче жеста. Собака, возбужденная  видом и запахом
лакомства,   устремляется   за   ним   и   движется   по   доске.   В   это   время   нужно   ослабить
удлиненный поводок, подать повторно команду, поощрить собаку восклицанием и двигаться
по доске вслед за ней. Когда собака перейдет по доске на другую сторону канавы, найдет
лакомство   (в   необходимых   случаях   нужно   помочь   ей   в   этом)   и   съест   его,   необходимо
поощрить ее восклицанием и оглаживанием.

После   нескольких   повторений   рекомендуется   прекратить   бросать   лакомство   через

канаву, а вместо этого лишь подавать жест правой рукой, похожий на движение при броске.
Каждый раз после перехода по доске следует поощрять собаку дачей лакомства.

На   последующих   занятиях   широкую   доску   нужно   заменить   более   узкой,   а   затем

бревном.   После   этого   можно   переходить   к   отработке   приема   и   с   ходу   жестом   посылает
собаку на бум (рис. 41). Как только собака войдет на бум, дрессировщик, поддерживая ее за
поводок   ближе   к   ошейнику   (при   необходимости   следует   поддерживать   собаку   и   под
животом),   идет   рядом,   подавая   команду   и   поощряя   собаку   восклицанием.   Когда   собака
удачно пройдет по всему буму, дрессировщик поощряет ее.

Рис. 41. Посыл собаки на бум по команде «Вперед»

После   того   как   собака   будет   безотказно   подниматься   на   бум,   двигаться   по   нему   и

уверенно спускаться, не спрыгивая, занятия можно усложнить. С этой целью занятия на буме
нужно чередовать с занятиями по переходу через канаву и с движением по тропе (собака
находится без поводка), вводить на занятиях различные отвлекающие раздражители и т. д.

(Прием можно считать, отработанным, если у собаки образовался стойкий навык: по

первой   команде   дрессировщика   и   направляющему   жесту   выходить   (Вперед   и   уверенно
двигаться впереди него, совершая переход по буму или бревну (через канаву, ров, ручей)
длиной до 6,5 м и диаметром 20 см.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке этого приема: 
1. Применение в начале отработки приема очень узкой доски или круглого бревна. В

результате будет наблюдаться неуверенное движение собаки; возможны даже падения.

2. Недостаточная настойчивость в борьбе с самовольными соскоками собаки с бума, что

может привести к образованию нежелательной связи — собака будет не до конца выполнять
переход.

3. Применение   болевых   раздражителей   в   виде   рывков   поводка   для   того,   чтобы

заставить собаку двигаться вперед. Такие действия задержат образование навыка.

о) Приучение собаки к прыжкам 
Приучение   собаки   к   прыжкам   вырабатывает   у   нее   стойкий   навык:   по   команде

дрессировщика  безотказно  и  четко  преодолевать прыжком различные  препятствия  (забор,
изгородь, живую изгородь, канаву, ров, траншею, ручей и т. п.).

Указанный навык необходим при практическом использовании собаки по большинству

специальных   служб.   Он   способствует   хорошему   физическому   развитию   животного,
воспитывает у него смелость, ловкость и подвижность.

При   отработке   этого   приема   условными   раздражителями   будут   команда   и   жест   —

выбрасывание правой руки вперед ладонью вниз в сторону препятствия, а безусловными —
рывки поводком, естественное стремление собаки к преодолению препятствий и лакомство.

Прием отрабатывается параллельно с отработкой движения собаки вперед по команде и

приучением ее к лазанию по лестнице.

Отработка   приема  ведется  на   специально  оборудованной  дрессировочной   площадке;

для закрепления и шлифовки навыка рекомендуется использовать различные естественные
препятствия.

Начиная занятия, необходимо ознакомить собаку с дрессировочной площадкой и всеми

расположенными на ней предметами.

Занятия   можно   проводить   несколькими   способами.   Мы   разберем   лишь   наиболее

простые и удобные, широко применяемые на практике.

Наиболее   часто   применяется   способ,   при   котором   дрессировщик   преодолевает

препятствие одновременно с собакой. Для этого дрессировщик, держа собаку на коротком
поводке   около   левой   ноги,   направляется   к   препятствию   (забор   высотой   около   50 см   или
канава шириной 50–70 см) и останавливается в 5–8 м от него. Затем, подав команду, он бежит
к   препятствию   вместе   с   собакой   и   перепрыгивает   через   него,   увлекая   за   собой   собаку
(рис. 42). В момент прыжка подает команду. После прыжка необходимо поощрить собаку.
Такие   действия   повторяют   несколько   раз,   поощряя   собаку   после   каждого   четко
выполненного прыжка.

Рис. 42. Прыжок дрессировщика вместе с собакой через препятствия

В   дальнейшем   сам   дрессировщик   через   препятствие   уже   не   прыгает,   он   лишь

побуждает собаку к самостоятельному прыжку, пробегая вместе с ней путь до препятствия. В
момент,   когда   собака   начинает   совершать   прыжок,   дрессировщик   подает   команду   в   при
казной интонации, быстро переходит на другую сторону препятствия, подходит к собаке и
поощряет ее. Все эти действия также повторяют несколько раз.

Как только у собаки образуется навык и она по команде будет уверенно преодолевать

препятствие,   необходимо   постепенно   увеличивать   его   размеры   (глухой   забор   —   до   2 м,
изгородь — до 1 м, канава — до 2 м).

Вначале собака легко преодолевает препятствия увеличенного размера, но затем, когда

высота забора достигнет некоторого предела (90–120 см), появятся трудности. Дело в том,
что препятствия высотой до одного метра собака преодолевает безопорным прыжком — не
касаясь препятствия (рис. 43). Для преодоления более высоких препятствий (до 2 м) собаку
надо обучить прыжку с зацеплением передними лапами за верх препятствия.

Рис. 43. Безопорный прыжок собаки

Делается это так. Дрессировщик находится рядом с высоким препятствием, в момент

прыжка собаки он подхватывает ее и немного приподнимает вверх так, чтобы она могла
зацепиться   передними   лапами   за   верхний   край   препятствия.   Одновременно   в   приказной
интонации   подается   команда.   Как   только   собака   подтянется   вверх   и   перепрыгнет   через
препятствие, нужно быстро подойти и поощрить ее. Если собака откажется от прыжков через
высокое препятствие или будет срываться, высоту препятствия следует снизить на виду у
собаки и дать ей немного отдохнуть. Затем можно вновь послать собаку на преодоление
препятствия.   Нужно   стремиться   к   тому,   чтобы   каждое   занятие   заканчивалось   удачным
прыжком собаки.

Второй способ   состоит в следующем. Дрессировщик с собакой находится в 2–3 м от

препятствия (забора высотой около 50 см или канавы шириной 50–70 см). Собака взята на
удлиненный поводок и сидит у левой ноги дрессировщика. Подав команду, он перекидывает
свободный конец поводка через препятствие и переходит на другую сторону препятствия.
Остановившись напротив собаки в 1,5–2 м от препятствия, дрессировщик осторожно берет в
правую руку удлиненный поводок и командой подзывает собаку. Одновременно с этим он
немного натягивает поводок, чтобы помешать попыткам собаки обойти препятствие. В тот
момент,   когда   собака   по   команде   начнет   движение   к   дрессировщику,   он   перед   самым
прыжком подает команду, а после совершения прыжка усиленно поощряет собаку. Спустя
несколько   минут   собака   вновь   усаживается   у   левой   пот   дрессировщика,   и   все   действия
повторяются несколько раз.

Для   отработки   этого   приема   с   успехом   можно   применить   и   другие   способы.

Рекомендуется,   например,   использовать   присущую   многим   собакам   хорошую
заинтересованность в подаче предметов. Для этого нужно на виду у собаки бросить через
препятствие поноску, что вызовет стремление к прыжку. Если каждый прыжок собаки через
препятствие сопровождать командой, а затем, после совершения прыжка, усиленно поощрять
собаку, можно добиться образования у нее необходимого навыка.

При   работе   со   злобными,   агрессивными   собаками   сильным   раздражителем,

побуждающим их к прыжку через препятствие, может являться помощник дрессировщика. В
этом случае дрессировщик, взяв собаку на удлиненный поводок, подходит к препятствию, а
его помощник появляется по другую сторону препятствия. Помощник возбуждает собаку и
делает вид, что убегает. Дрессировщик дает возможность возбужденной собаке преследовать

своего помощника и вслед за собакой тоже прыгает через препятствие.

Собак с преобладающей пищевой реакцией побуждают на преодоление препятствия,

бросая через него кусок мяса пли кость на виду у собаки (предварительно их дают обнюхать
собаке). Можно также использовать и метод подражания.

Как только у собаки образуется необходимая условная связь и она по команде будет

совершать   прыжок   через   препятствие,   следует   довести   ее   до   степени   навыка.   Для   этого
вводят  выдержку   перед   прыжком  собаки   и  постепенно  доводят  до  установленной   нормы
высоту и ширину препятствия.

Выдержку   у   собаки   отрабатывают   следующим   образом.   Дрессировщик   с   собакой

останавливается в 2–2,5 м от препятствия. Собака сидит около левой ноги дрессировщика на
удлиненном  поводке (поводок  опущен  на  землю). Дрессировщик  делает  шаг  вправо,  шаг
вперед   и   поворачивается   налево,   после   этого,   сделав   выдержку   в   5–10 сек.,   он   подает
команду и сопровождает ее соответствующим жестом. Постепенно выдержку собаки перед
посылом на преодоление препятствия увеличивают до двух-трех минут, добиваясь, чтобы
собака не совершала прыжка до команды.

В порядке усложнения приема вводят работу собаки без поводка и пуск на преодоление

препятствий   с   различных   расстояний   и   под   углом,   причем   после   прыжка   собака   должна
подходить к дрессировщику и останавливаться у его левой ноги. Этот навык можно считать
образованным,   если   собака   без   поводка   по   первой   команде   (жесту)   дрессировщика
безотказно,   смело   и   уверенно   преодолевает   безопорным   прыжком   в   высоту   любые
препятствия высотой до 1 м, прыжком в длину до 2 м, прыжком с зацеплением до 1,8 м.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке данного приема: 
1. Постановка   перед   собакой   непосильных   задач   (преодоление   слишком   высокого

барьера или чересчур широкой канавы) без учета ее физических возможностей.

2. Посыл   собаки   на   преодоление   препятствий   всегда   в   одной   и   той   же

последовательности. В результате у собаки образуется нежелательная связь по одной команде
преодолевать несколько препятствий.

3. Несвоевременный   переход   дрессировщика   на   противоположную   сторону

препятствия, вызывающий задержку собаки на препятствии или обратный прыжок.

4. Проведение занятий по преодолению препятствий слишком быстро после кормления

собаки,   что   не   только   тормозит   отработку   приема,   но   и   может   нанести   большой   вред
здоровью собаки.

п) Приучение собаки к лазанию по лестнице 
Приучение   собаки   к   лазанию   по   лестнице   вырабатывает   у   нее   стойкий   навык:   по

команде   дрессировщика   безотказно,   быстро   и   четко   преодолевать   лестницы   различных
видов. Этот навык необходим во многих случаях практического использования собаки по
специальным   службам;   кроме   того,   он   дает   собаке   хорошее   физическое   развитие,
вырабатывает у нее смелость, ловкость и точную координацию движений.

При отработке указанного приема условными раздражителями будут команда и жест —

выбрасывание правой руки ладонью вниз в сторону лестницы, а безусловными — лакомство,
воздействие поводка.

Прием отрабатывают параллельно с приучением собаки к движению вперед по команде

и к преодолению препятствий.

На занятиях используют специальную лестницу, устанавливаемую на дрессировочной

площадке   (см.   приложения).   Начиная   работу   с   собакой,   необходимо   предварительно
ознакомить ее с лестницей (вначале собака должна преодолеть более пологую лестницу с
широкими ступенями).

Отработка приема проводится следующим образом. Дрессировщик, держа собаку около

левой ноги на коротком поводке, останавливается в пяти-семи шагах от лестницы. Подав
команду,   он   вместе   с   собакой   спокойно   подходит   к   лестнице   и   начинает   неторопливо
подниматься по ступеням, подав предварительно команду. Обычно подъем по лестнице не

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..