Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Содержание и дрессировка служебных собак (Ф.М. Лужков, В.П. Назаров) - часть 4

 

 

действия, то команду необходимо произносить в угрожающей интонации, сопровождая ее
более сильным рывком поводка. В результате такого подкрепления одной и той же команды,
произносимой с различной интонацией и сопровождаемой разными по силе безусловными
раздражителями, собака приучится четко различать значение интонации.

Ласковая, ободряющая интонация, в которой всегда следует произносить восклицание,

закрепляется у собаки воздействием пищевого и тактильно-кожного раздражителей.

Команды, произносимые словами и закрепленные за каждым из приемов дрессировки,

ни в коем случае нельзя менять. Делать этого нельзя по двум причинам. Во-первых, каждая
команда   является   звуковым   раздражителем,   на   который   в   процессе   дрессировки
устанавливается   определенный   условный   рефлекс.   Чем   постояннее   и   однообразнее   будет
команда,   тем   быстрее   устанавливается   на   команду   необходимый   условный   рефлекс.   Во-
вторых,   постоянство   и   однообразие   команд   очень   важно   для   случаев   передачи
подготовленной собаки другому дрессировщику. Если обучение собаки велось правильно, то
новый   дрессировщик   должен   только   приучить   к   себе   собаку,   и   она   безотказно   будет
выполнять команды.

Таким образом, однотипность и постоянство команд весьма облегчает использование

собак. Каждую команду нужно произносить точно, четко, достаточно громким голосом, с
правильным ударением.

При   работе   с   собакой,   у   которой   достаточно   закреплены   условные   рефлексы   на

команды, следует придерживаться следующих правил:

1. Первоначально всегда применять команду в приказной, обычной интонации.
2. Если собака не выполняет действия, повторить команду в угрожающей интонации.

Вторичное  повторение  команды  в  угрожающей  интонации  необходимо  сопровождать
применением   безусловного   раздражителя   (принуждения)
  .   Следует   помнить,   что
многократное   повторение   одной   и   той   же   команды   (если   собака   ее   не   выполняет),   не
подкрепленной соответствующим безусловным раздражителем, ведет к угасанию условного
рефлекса на эту команду. Каждое действие собаки, выполненное по команде дрессировщика,
нужно закреплять дачей лакомства, оглаживянием или восклицанием.

В качестве звуковых условных раздражителей при дрессировке собак, кроме словесных

команд, используют различные звуковые сигналы, например свисток и пр. Звуковые сигналы
обычно с успехом можно применять для управления действиями собаки на расстоянии ,
например для подзыва собаки к дрессировщику.

В качестве зрительных условных раздражителей при дрессировке собак используются

жесты .

Жест — это определенное движение руки дрессировщика, установленное для каждого

приема. Чаще всего команды заменяют жестами при управлении собакой на расстоянии, в
разведке или засаде, во время групповых занятий и т. д.

Жест   как   условный   раздражитель   имеет   для   собаки   значение   команды,   только   не

звукового, а зрительного порядка.

4. Принуждение, поощрение и запрещение как основные факторы

дрессировки

Принуждение,   поощрение   и   запрещение    являются   основными   факторами

дрессировки,   которые   обеспечивают   управление   поведением   собаки   и   безотказное
выполнение всех требуемых от нее действий.

Под принуждением принято понимать совокупность действий дрессировщика, собаку

проявлять определенные рефлексы. Поощрением называют способы закрепления у собаки
желаемых   действий   (условных   рефлексов   —   навыков).   Под   запрещением   понимают
прекращение собакой нежелательных для дрессировщика действий.

Дрессировщик   должен   уметь   правильно   и   своевременно   использовать   каждый   из

перечисленных факторов.

Принуждение может применяться в виде различных воздействий на нервную систему

собаки. Сюда относятся прежде всего использование безусловных раздражителей порядка,
более   значительных   по   силе,   чем   обычно   применяемые   (сильный   рывок   поводком,
значительное давление на какую-либо часть тела собаки, воздействие строгим ошейником,
удар   хлыстом   и   т. д.).   С   помощью   принуждения   как   безусловного   раздражителя
дрессировщик   вызывает   у   собаки   проявление   различных   рефлексов,   непосредственно
связанных с инстинктом самозащиты.

Принуждение   следует   использовать   в   тех   случаях,   когда   необходимо   усилить

воздействие   на   собаку,   чтобы   добиться   выполнения   желаемого   действия.   Его,   например,
необходимо применять в процессе обучения большинства собак сильно возбудимого типа
при отработке приема. В этом случае принуждением будет являться рывок поводком через
строгий   ошейник.   Принуждение   прежде   всего   является   одним   из   вспомогательных
воздействий дрессировщика на собаку в тех случаях, когда требуется усилить воздействие на
собаку.

Особенно   важно   использовать   принуждение   при   управлении   поведением   собаки,   в

период   закрепления   навыков,   когда   собака   приучается   выполнять   навыки   во   все   более
сложных условиях. Естественно, что в это время собака может легко и часто отвлекаться на
сильно   действующие   раздражители.   Безотказность   выполнения   того   или   другого   навыка
может также нарушаться в результате изменения состояния организма собаки (голод, половое
возбуждение,   вялость,   отсутствие  и   т. п.).   Во  всех   случаях,   кроме  описанных,  в качестве
принуждения с успехом можно использовать команду, подаваемую в угрожающей интонации
(условное принуждение).

Наилучших   результатов   можно   добиться   тогда,   когда   принуждение   правильно

сочетается с поощрением, что является основой  контрастного метода дрессировки  . При
этом принуждение используется как фактор, заставляющий собаку выполнить определенное
действие,   а   поощрение   (дача   лакомства,   сглаживание,   восклицание) —  для   закрепления
правильно выполненного действия.

Поощрение представляет собой совокупность действий дрессировщика, применяемых

для закрепления выполненного собакой действия. Иначе говоря, поощрение — это способ
подкрепления условных рефлексов, составляющих тот или иной навык .

В   качестве   поощрения   используют   лакомство  (безусловный   пищевой   раздражитель),

ласку   —   оглаживание   собаки   (тактильно-кожный   раздражитель)   и,   наконец,   восклицание
(условный   раздражитель).   При   первоначальном   установлении   условного   рефлекса   на
команду и отработке большинства общих приемов дрессировки наибольшее значение имеют
дача лакомства и сглаживание собаки, всегда сопровождаемые восклицанием. В результате
восклицание быстро приобретает значение условного раздражителя на поощрение собаки.

После того как стойкий условный рефлекс на звуковой раздражитель будет установлен,

восклицание можно применять как условное поощрение, не сопровождая его дачей лакомства
и   оглаживанием.   Чтобы   избежать   угасания   условного   рефлекса   на   восклицание,   следует
периодически   сопровождать   этот   условный   раздражитель   безусловным   подкреплением
(лакомством, сглаживанием).

Поощрение   не   ограничивается   использованием   указанных   безусловных   и   условных

раздражителей. В некоторых специальных приемах дрессировки поощрением будет являться
удовлетворение определенной биологической потребности животного.

Так,   при   отработке   приема,   принимаемого   собакой   по   команде,   поощрением   будет

удовлетворение биологической потребности организма собаки в движении и в проявлении
рефлекса свободы.

Во время развития у собаки злобности и воспитания защитно-оборонительных навыков

роль поощрения приобретает злобы (с разрешения дрессировщика собака хватает и треплет
нападающего помощника). Одновременно рекомендуется применять и условное поощрение
— восклицание.

Поощрение можно также применять и как один из факторов, побуждающих собаку на

выполнение   какого-либо   действия   или   вызывающих   усиленное   проявление   уже
установленного   условного   рефлекса.   Например,   подзывая   к   себе   собаку,   находящуюся   в
свободном состоянии, дрессировщик может усилить действие команды путем сочетания этой
команды   с   восклицанием.   Такое   применение   восклицания   имеет   особое   значение   в   тех
случаях, когда собака проявляет при подходе к дрессировщику или находится в состоянии
последовательного торможения, которое возникло под действием, ранее поданной команды,
например команды.

Запрещение как фактор дрессировки предназначено для прекращения нежелательных

действий собаки. В качестве запрещения используют  сильный механически раздражитель
(сильный   рывок   поводком,   строгий   ошейник,   удар   хлыстом)   в   сочетании   со   звуковым
раздражителем (команда). В результате повторных сочетаний на команду устанавливается
стойкий   рефлекс   и   она   приобретает   значение   условного   тормоза.   В   процессе   выработки
условного рефлекса на команду приме пение сильного механического раздражителя должно
совпадать с моментом совершения собакой нежелательного действия. В дальнейшем команду
употребляют   не   только   для   пресечения   нежелательных   действий   собаки,   но   и   для   их
предупреждения. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять применением команды. Являясь
сильным   тормозным   раздражителем,   она   может   вызвать   явление   последовательного
торможения.   Например,   у   собаки   может   появиться   торможение   навыков   подхода   к
дрессировщику, навыков преодоления препятствий и т. д., если они следуют за командой.
Кроме   того,   при   частом   повторении   команды,   не   под   крепленной   безусловным
раздражителем,   действие   ее   на   собаку   постепенно   ослабевает   (развивается   угасание
условного рефлекса). Поэтому, как правило, если можно применять ту или другую основную
команду,   усиливая   ее   действие   на   собаку   угрожающей   интонацией,   то   нужно   избегать
использования команды.

Представьте себе такой случай. Дрессировщик находится на расстоянии от собаки и

подает   команду.   В   этот   момент   перед   собакой   появился   какой-либо   отвлекающий
раздражитель.   В   результате   собака,   не   сходя   с   места,   отвлекается   (проявляет
ориентировочную реакцию). Как должен поступить дрессировщик? Он должен применить не
команду, а  команду, но в угрожающей интонации  . Если собака в результате отвлечения
побежит   в  сторону   отвлекающего   раздражителя,   то  здесь  необходимо   будет   использовать
команду.

Команда должна иметь значение всех нежелательных отвлечений и действий собаки,

вызывающих   явление  внешнего   торможения  .   В   этом   случае   клик   как   бы   выбивается
клином,   т. е.   действие   одного   раздражителя   затормаживается   действием   другого,   более
сильного раздражителя.

5. Основные методы и приемы дрессировки

Главные задачи дрессировщика состоят в том, чтобы добиться от собаки выполнения

желаемого действия (вызвать проявление соответствующего безусловного рефлекса), а также
выработать   и   закрепить   условный   рефлекс   на   определенный   раздражитель   (звуковую
команду или жест). Чтобы добиться этого, в дрессировке используют определенные методы и
приемы воздействия на собаку.

Различают   четыре   основных   метода   дрессировки:   вкусо-поощрительный,

механический, контрастный, подражательный.

Вкусо-поощрительный   метод   дрессировки    состоит   в   том,   что   раздражителем,

побуждающим собаку к выполнению желаемого действия, является пищевой раздражитель.
При   этом   вид   и   запах   пищевого   раздражителя   используют   для   побуждения   собаки   к
совершению   желаемого   действия,   а   дачу   лакомства   —   для   закрепления   выполненного
действия.

Вкусо-поощрительный метод дрессировки применяют при отработке многих общих и

специальных приемов дрессировки. Горячим сторонником и пропагандистом этого метода

был   известный   советский   дрессировщик   В.   Л.   Дуров,   который   считал,   что   в   основе
дрессировки   должен   лежать   принцип   удовлетворения   определенной   биологической
потребности животного и прежде всего потребности в пище.

Действительно,   вкусо-поощрительный   метод   дрессировки   имеет   ряд  положительных

сторон.   С   его   помощью   у   собаки   быстро   образуется   большинство   условных   рефлексов.
Наблюдается   большая   собаки   в   выполнении   навыков,   выработанных   этим   способом,
укрепляется контакт с дрессировщиком, проявляется большая и собаки.

Однако   наряду   с   этим   вкусо-поощрительным   методом   дрессировки   имеет   и

определенные недостатки. Он не обеспечивает безотказного выполнения приемов, особенно
при   наличии   отвлекающих   раздражителей;   выполнение   необходимых   действий   может
ослабиться   или   исчезнуть   в  период   сытости   животного;   с   помощью  только   этого   метода
невозможно отработать все необходимые навыки.

Суть   механического   метода   дрессировки    заключается   в   том,   что   в   качестве

безусловного   раздражителя   используют   различные   механические   раздражители,
вызывающие у собаки защитный оборонительный рефлекс (например, рефлекс посадки при
нажатии рукой на круп собаки). При этом механический раздражитель не только вызывает у
собаки   первоначальное   действие   (безусловный   рефлекс),   но   используется   и   для
подкрепления   условного   рефлекса   (сглаживание).   Характерная   особенность
рассматриваемого метода дрессировки состоит в том, что в этом случае собака выполняет
желательные для дрессировщика действия по принуждению.

Положительная   сторона   механического   метода   дрессировки   состоит   в   том,   что   все

действия прочно закрепляются и безотказно выполняются собакой в привычных условиях.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относится то, что частое

его   использование   вызывает   у   некоторых   собак   угнетенное   тормозное   состояние   и
проявление недоверчивого отношения к дрессировщику (у собак с пассивно-оборонительной
реакцией   это   проявляется   в   виде   боязни   и   трусости,   злобные   собаки   пытаются   кусать
дрессировщика). Только этим методом невозможно отработать все необходимые навыки.

Механический метод имеет большое значение в процессе дрессировки по некоторым

специальным   службам.   Так,   дрессировка   собаки   по   караульной,   защитно-караульной   и
розыскной   службам   в  основном   строится   на   использовании   механических   раздражителей
(движения   помощника,   дразнящего   собаку,   нанесение   ударов   и   т. д.).   В   этом   случае
применение указанного метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции
в активно-защитной форме.

Контрастный   метод    является   основным   методом   дрессировки   служебных   собак.

Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и поощрительного
воздействия   на   собаку   (дача   лакомства,   оглаживание,   команда).   При   этом   механические
раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а
поощрительные раздражители — для закрепления этих действий. Например, чтобы приучить
собаку контрастным методом к выполнению посадки, дрессировщик действует следующим
образом. Держа собаку на коротком поводке у левой ноги в положении стоя, дрессировщик
подает команду. После этого левой рукой он нажимает на круп собаки, прижимая се книзу, а
правой   рукой   производит   рывок   поводком   вверх.   После   такого   воздействия   безусловным
механическим   раздражителем   собака   совершает   посадку.   Дрессировщик   закрепляет   это
действие дачей лакомства и сглаживанием, в результате у собаки устанавливается условный
рефлекс на команду.

Этому   методу   дрессировки   присущи   достоинства   вкусо-поощрительного   и

механического методов.

Преимущество   контрастного   метода;   быстрое   и   стойкое   закрепление   условных

рефлексов на определенные команды; четкое и охотное выполнение собакой всех действий,
отработанных этим методом благодаря наличию у нее (пищевого возбуждения); сохранение и
упрочение   контакта   между   дрессировщиком   и   собакой;   безотказное   выполнение   собакой
отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечений и т. п.).

Опыт показал, что контрастный метод ускоряет процесс дрессировки и обеспечивает

безотказность работы собаки в различных условиях окружающей среды. В этом — основная
ценность контрастного метода.

Подражательный   метод    используют   при   дрессировке   собак   как   вспомогательный

способ. Например, при развитии злобности и закреплении лая у собаки караульной службы
использование   злобной,   хорошо   облаивающей   собаки   может   стимулировать   проявление
злобности   у   менее   возбудимой   и   плохо   облаивающей   собаки.   Отработку   преодоления
препятствий   также   можно   вести   способом   подражания.   Особенно   широкое   применение
может иметь этот метод в практике воспитания щенков.

6. Процессы возбуждения и торможения

В основе нервной деятельности лежат два процесса — возбуждение и торможение.
Возбуждение определенных участков нервных центров центральной нервной системы

проявляется в соответствующих действиях (рефлексах) собаки. Например, при воздействии
звукового раздражителя собака прислушивается, при появлении запаха — принюхивается и
т. д. Большинство условных рефлексов вырабатывается у собаки в процессе дрессировки на
основе   процесса   возбуждения.   Эти   рефлексы   называются  положительными   условными
рефлексами
 .

Торможение   —   это   активный   процесс   нервной   деятельности,   противоположный

возбуждению   и   вызывающий   задержку   рефлексов.   Условные   рефлексы,   которые
вырабатываются   у   собаки   на   основе   использования   тормозного   процесса,   называются
тормозными,   или   отрицательными  .   Ярким   примером   такого   рефлекса   является
запрещение нежелательных действий собаки по команде.

Академик   Павлов   установил   определенные   закономерности   в   проявлении   этих

процессов, имеющих большое значение для дрессировки. Закономерности эти заключаются в
следующем. Если в каком-либо участке коры головного мозга возникает очаг возбуждения
или   торможения,   то   возбуждение   или   торможение   непременно   будет   вначале
распространяться   из   пункта   своего   возникновения,   захватывая   соседние   участки   коры
(процесс иррадиации  ). Например, для того чтобы добиться от собаки лая, дрессировщик
может   привязать   ее   и   уйти.   Уход   дрессировщика   сильно   возбудит   собаку   (иррадиация
возбуждения) и она начнет лаять.

Концентрацией    называется  обратное  явление,   когда   возбуждение   или  торможение,

наоборот, сосредоточивается на определенном участке нервной системы. Благодаря этому,
например,   после   нескольких   повторений   собака   приучается   подавать   голос   только   по
команде, без побочных действий и общего возбуждения.

Возникновение   в   коре   головного   мозга   процесса,   противоположного   по   своему

значению первоначально возникшему, называется индукцией  (положительная индукция ).
Например,   после   того   как   собаку   сильно   дразнили,   вызывая   возбуждение   активно-
оборонительного   рефлекса,  она   может   более   жадно   поедать  пищу   и  т. д.   Но  возможно   и
обратное явление, когда возбуждение какого-либо рефлекса вызывает торможение другого
(отрицательная индукция  ). Так, при появлении ориентировочного рефлекса собака часто
перестает реагировать на команды дрессировщика.

Дрессировщик должен всегда учитывать явление торможения в нервной деятельности

собаки.  Торможение    проявляется   в   задержке   того   или   другого   рефлекса   и   может   быть
условным,   или   активным,   и   безусловным,   или   пассивным  .   Активное   торможение
возникает у собак в процессе дрессировки. Появление этого вида торможения прежде всего
зависит от действий дрессировщика.

Различают   следующие   виды   активного   торможения:   угасательное,

дифференцировочное и запаздывающее (рис. 24).

Рис. 24. Схема видов торможения

Угасательное   торможение    необходимо   учитывать   дрессировщику   с   самого   начала

дрессировки.   Как   уже   указывалось,   для   образования   условного   рефлекса   требуется
подкрепление   условного   раздражителя   безусловным.   Если   такое   подкрепление   будет
отсутствовать   или   применяться   нерегулярно,   то   условный   рефлекс   на   команду   или   жест
может ослабнуть и исчезнуть. Это явление называется  угасанием условного рефлекса  , а
само   торможение   —   угасательным.   Отсюда   понятно,   почему   для   упрочения   условных
рефлексов необходимо всегда собаку за правильно выполненные действия, а при ослаблении
условного рефлекса вновь использовать воздействие безусловного раздражителя, на основе
которого был образован данный условный рефлекс.

Угасание условных рефлексов может наступить, если практические занятия с собакой

проводить   нерегулярно,   а   также   в   том   случае,   когда   нет   тренировочных   занятий   с   уже
выдрессированными собаками.

Для   дрессировки   собак   исключительно   большое   значение   имеет   так   называемое

дифференцировочное,   или   различительное,   торможение  ,   которое   обеспечивает   четкое
различение   собакой   отдельных   условных   раздражителей   и   четкое   выполнение   требуемых
действий по командам, жестам и другим сигналам. Так же как м угасательное торможение,
дифференцировочное торможение возникает не сразу, а развивается постепенно. Проявление
этого:   вида   торможения   прежде   всего   зависит   от   правильных   действий   дрессировщика.
Известно, что при первоначальной выработке условного рефлекса на какую-либо команду
(условный   раздражитель)   в   нервном   центре   собаки   (например,   в   слуховом)   преобладает
процесс   возбуждения,   который   легко   распространяется   по   коре   головного   мозга

(иррадиация ) и вызывает повышенную возбудимость. В результате в центральной нервной
системе   собаки   возникает  процесс    так   называемой  генерализации    —   обобщения
различных   сходных   раздражителей,   и   собака   смешивает   эти   раздражители.   Поэтому   при
первоначальной   дрессировке   многие   собаки   совершают   ошибочные   действия   и   путают
команды и жесты: по команде садятся, по жесту укладки подходят к дрессировщику и т. д.

Чтобы   прекратить   это   явление,   необходимо   использовать   дифференцировочное

торможение.   Для   этого   все   действия   собаки,   которые   соответствуют   поданной   команде,
нужно   подкреплять   дачей   лакомства   и   восклицанием,   а   действия,   не   соответствующие
данной команде, оставлять без подкрепления. В результате таких действий дрессировщика у
собаки будет развиваться торможение на все раздражители, не имеющие прямого отношения
к данному навыку. Условный же рефлекс на соответствующую команду будет становиться все
более прочным и собака станет четко различать значение всевозможных команд и жестов.
Это   окажется   возможным   потому,   что   в   нервной   системе   собаки   произойдет   процесс
сосредоточения (концентрации) возбуждения к тем нервным клеткам коры головного мозга,
которые имеют непосредственное отношение к данному условному рефлексу.

Следует помнить, что быстрота выработки дифференцировки (различения) различных

условных   раздражителей   (команд)   зависит   при   дрессировке   и   от   их   правильного
подкрепления   такими   безусловными   раздражителями,   которые   вызывают   у   собаки
проявление   определенного   безусловного   рефлекса.   Например,   команда   подкрепляется
рывком поводка, возвращающим собаку к ноге дрессировщика, команда — возбуждением
активно-оборонительного рефлекса и т. д. Вследствие этого каждая команда будет связана с
определенным   рефлексом   и   приобретет   для   собаки   значение   сигнала   на   выполнение
определенного  действия.  В  результате  собака   станет  четко  различать  (дифференцировать)
значение команд.

Третьим видом условного торможения является запаздывающее торможение , которое

также с успехом используется при дрессировке собак. Этот вид торможения возникает в тех
случаях,   когда   воздействие   условного   раздражителя   на   собаку   не   сопровождается   сразу
действием   безусловного   раздражителя   и   последний   применяется   для   подкрепления   через
некоторый промежуток времени (от нескольких секунд до нескольких минут). В результате
такого   подкрепления   проявление   условного   рефлекса   задерживается   и   приурочивается   к
началу действия безусловного раздражителя.

Запаздывающее   торможение   является   основой   для   выработки   у   собаки   выдержек   в

различных приемах общего курса дрессировки. Выдержка собаки — это тормозной условный
рефлекс.   Вырабатывается   этот   рефлекс   при   таких   условиях.   Вначале   дрессировщик
устанавливает   положительный   рефлекс   на   какую-либо   команду,   например   на   команду,   по
которой собака должна принять определенное положение. Как только этот условный рефлекс
будет выработан и собака по команде дрессировщика будет принимать требуемое положение,
закрепляемое поощрением,  дрессировщик  переходит к  отработке выдержки.  Делается это
следующим образом. Дрессировщик произносит команду и после выполнения команды дает
собаке лакомство, но не сразу, а через несколько секунд, заставляя этим сидящую собаку как
бы   ожидать   получения   лакомства.   В   результате   в   нервной   системе   собаки   начинает
развиваться   запаздывающее   торможение,   которое   задерживает   проявление   пищевого
рефлекса на несколько секунд после подачи команды.

Постепенно   дача   лакомства   или   другое,   поощрение   (сглаживание,   восклицание)   все

более оттягивается после подачи команды и выдержка доводится до нескольких минут.

Из  сказанного  ясно,  что  умелое использование  активною  торможения    в  процессе

дрессировки собак является очень важным условием, обеспечивающим стойкость и четкость
выработки необходимых навыков.

В отличие от условного активного торможения, безусловное — пассивное торможение

не требует выработки, так как возникает в случае воздействия на нервную систему собаки
определенных раздражителей. Например, у собаки, которая первый раз услышала выстрел,
может   произойти   торможение   всех   двигательных   условных   рефлексов,   которые   были

установлены   на   команды   и   жесты.   Подобный   вид   торможения   называется  внешним
торможением
  .   С   этим   видом   торможения   дрессировщик   чаще   всего   встречается   в
начальный период дрессировки.

Обычно   причиной   возникновения   внешнего   торможения   у   собак   является

ориентировочный   рефлекс.   Проявляя   ориентировочный   рефлекс,   собака   отвлекается
(прислушивается к постороннему звуку, усиленно принюхивается к не знакомому ей запаху
или смотрит в сторону нового для нее предмета) и не выполняет требуемых от нее действий.
В   большинстве   случаев   внешнее   торможение,   связанное   с   ориентировочной   реакцией,
является   временным   и   прекращается   в   тот   момент,   когда   собака   привыкает   к   новому
раздражителю. Ориентировочный рефлекс характеризуется не только тем, что весьма легко
возникает в случае действия на собаку различных новых для нее раздражителей. Он также
способен легко исчезать (угасать), как только собака ознакомится с этим раздражителем, к
нему.

Но бывает, что внешнее торможение оказывается более стойким. Это возможно в тех

случаях, когда оно возникает у собаки в результате проявления пассивно-оборонительного
рефлекса. Чаще всего указанное явление наблюдается у тех молодых собак, которые еще
имеют признаки рефлекса первичной естественной осторожности (щенячьей трусости). В
подобных   случаях   лучшим   способом   борьбы   с   внешним   торможением   будет
последовательное и систематическое ознакомление собаки с окружающими раздражителями,
переключение ее на легко угасающий ориентировочный рефлекс.

У собак, достигших половой зрелости, причиной про явления внешнего торможения

часто является половой рефлекс (особенно у кобелей вблизи пустующей суки). В этом случае
сука является отвлекающим раздражителем, который вызывает у кобеля торможение всех
реакций и рефлексов, не имеющих отношения к проявлению полового рефлекса. Здесь можно
применить лишь один способ борьбы: своевременно выявить пустующую суку и изолировать
ее.

Исследования   академика   Павлова   и   его   учеников   показали,   что   в   основе   явления

внешнего торможения лежит процесс отрицательной индукции .

Внешнее   торможение   и   отвлечение   может   возникнуть   у   собак   и   под   действием

внутренних раздражителей. Так, в случае переполнения мочевого пузыря у собаки может
проявиться торможение всех двигательных рефлексов, не имеющих отношения к нервному
центру мочеиспускания, и она перестанет выполнять команды. Поэтому очень важно перед
началом практических занятий обязательно выгуливать собак.

Внешнее   торможение   возникает   во   всех   случаях,   когда   на   собаку   действует

раздражитель   большей   силы,   чем   дрессировщик   и   его   команды   или   жесты.   Поэтому
дрессировщик   должен   всегда   стремиться   оказать   на   собаку   большее   воздействие,   чем
отвлекающие   раздражители.   Достигается   это   не   только   установлением   правильных
взаимоотношений дрессировщика с собакой, но и выработкой стойких условных рефлексов
на   команды   и   жесты,   которые   обеспечивают   управление   поведением   собаки   в   условиях
различной сложности.

Учитывая   это,   первоначальную   дрессировку   следует   проводить   в   обстановке,

исключающей наличие отвлекающих раздражителей. После достаточного закрепления всех
команд,   необходимых   для   управления   поведением   собаки,   нужно   постепенно   усложнять
условия   занятий,   вводя   раздражители.   При   необходимости   следует   умело   использовать
запрещающую команду.

Основной   причиной   возникновения  запредельного   торможения    является   при

дрессировке   слишком   сильное   раздражение   нервной   системы   собаки.   Такое   раздражение
может возникнуть в результате действия очень сильного раздражителя (чаще всего звукового,
например   выстрела),   а   также   при   злоупотреблении   механическими   раздражителями,   без
учета индивидуальных особенностей животного. В таком случае собака не выполняет команд
и жестов, связанных не только с навыком, при отработке которого дрессировщик допустил
злоупотребление принуждением, но и других команд и жестов. Происходит это в результате

иррадиации — распространения тормозного процесса из центра его возникновения на другие
нервные центры.

В   итоге   собака   становится   угнетенной,   вялой,   иногда   проявляет   недоверие   к

дрессировщику и боязнь его.

Запредельное   торможение   может   возникнуть   также   в   результате   перенапряжения

нервной системы собаки. Например, часто запредельное торможение возникает в процессе
отработки приема выборки вещей, если дрессировщик злоупотребляет количеством посылов
собаки на выборку в течение одного занятия.

Запредельное   торможение   может   также   возникнуть   после   длительных   занятий   с

собакой по одним и тем же приемам дрессировки. Собака начнет проявлять вялость, а затем
совсем откажется выполнять данное действие.

Этот   момент   необходимо   учитывать   в   процессе   дрессировки   и   обязательно

разнообразить отрабатываемые навыки.

Таким   образом,   чтобы   предотвратить   возникновение   запредельного   торможения,

следует   избегать   перенапряжения   нервной   системы   собаки,   не   ставить   перед   ней
непосильных   задач   и   разнообразить   отрабатываемые   навыки.   В   случае   возникновения
запредельного торможения нужно на несколько дней прервать занятия с собакой. Во время
перерыва   ее   нервная   система   освободится   от   запредельного   торможения   и   у   животного
восстановится условно-рефлекторная деятельность.

7. Типовые особенности поведения собак

Процессы   возбуждения   и   торможения   неодинаково   проявляются   в   нервной   системе

собак.

Академик Павлов доказал своими многочисленными исследованиями, что различие в

поведении   собак   обусловливается   прежде   всего   определенной   комбинацией   основных
свойств   процессов   возбуждения   и   торможения:   силой   раздражительного   и   тормозного
нервных   процессов,   постоянно   составляющих   целостную   нервную   деятельность;
равновесием этих процессов; их подвижностью.

И. П. Павлов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВИД):

возбудимый — неуравновешенный (холерик); уравновешенный — подвижный (сангвиник);
уравновешенный — спокойный (флегматик); слабый (меланхолик).

Собаки возбудимого типа  обладают сильным процессом возбуждения и ослабленным

торможением.   Равновесие   между   этими   двумя   процессами   отсутствует   и   процесс
возбуждения   является   преобладающим.   Собаки   такого   типа   отличаются   большой
двигательной активностью.

Однако   по   одной   только   двигательной   активности   нельзя   определять   тип   высшей

нервной деятельности. Основное значение для характеристики типа ВИД собак имеет их
условно-рефлекторная деятельность.

У собак возбудимого типа быстро образуются положительные условные рефлексы, а

тормозные, наоборот вырабатываются очень медленно. Поэтому собаки такого типа хорошо
выполняют все команды, связанные с действиями, основанными на процессе возбуждения, и
плохо выполняют команды, связанные с процессом торможения (например, запрещающую
команду, выдержку в различных положениях и т. д.).

У   собак   возбудимого   типа   слабо   выражено   дифференцировочное   торможение   и   его

трудно   отработать.   В   первоначальный   период   дрессировки   эти   собаки   часто   значение
различных   команд.   Но   особенно   трудно   добиться   от   них   дифференцировки,   требующей
большого напряжения тормозного процесса, например при выборке вещи по запаху из других
вещей, при выборке человека с вещи, при выборке нужного следа из других следов и т. п.
Поэтому собаки такого типа особенно трудно поддаются дрессировке по службам, в которых
необходима   хорошая   и   четкая   дифференцировка   (розыскная,   сторожевая,   минорозыскная
службы),   что   следует   учитывать   при   отборе.   Для   служб,   где   не   требуется   четкой

дифференцировки   (караульной,   защитно-караульной),   собаки   возбудимого   типа   вполне
пригодны.   Причем   в   процессе   дрессировки   можно   добиться   усиления   у   них   тормозного
процесса. Достигается  это регулярными и  систематическими упражнениями. Выдержку  у
собак возбудимого типа следует отрабатывать постепенно, как бы тренируя и накапливая —
процесс торможения. Начинать выдержку рекомендуется с 3–5 сек., постепенно доводя ее до
нескольких минут. При первоначальной дрессировке по выборке вещи, выборке чело века со
следа   и   т. п.   не   следует   посылать   собаку   на   выборку   более   одного-двух   раз;   количество
посылов нужно увеличивать очень медленно. Усложнять след за счет введения посторонних
следов и углов можно лишь после того, как собака четко будет прорабатывать простой след.
Весьма поведение собаки — возбудимого типа отработка таких навыков, как хождение рядом
с дрессировщиком, запрещение по команде, выдержка в различных положениях.

Собаки   уравновешенного   —   подвижного    типа   обладают   равными   по   силе

процессами возбуждения и торможения. Указанные процессы у таких собак очень подвижны
(возбуждение легко сменяется торможением и наоборот), в зависимости от действующих на
собаку раздражителей.

Собаки   этого   типа   отличаются   значительной   двигательной   активностью.

Положительные   и   отрицательные   условные   рефлексы   вырабатываются   у   них   легко   и
являются   достаточно   прочными,   им   присуще   хорошее   дифференцировочное   торможение.
Собаки уравновешенного — подвижного типа наиболее легко поддаются дрессировке. У них
хорошо закрепляются положительные и отрицательные навыки, они достаточно активны в
работе, легко переключаются с одного действия на другое. При дрессировке таких собак
хорошие   результаты   дает   метод   контрастной   дрессировки.   При   этом   необходимо
придерживаться принципа последовательного перехода от простого к сложному.

У собак уравновешенного — спокойного типа  , так же как у уравновешенного —

подвижного типа, процессы возбуждения и торможения проявляются с равной силой. Однако
в отличие от собак предшествующего типа, процесс возбуждения и торможения в нервной
системе этих собак малоподвижен (один нервный процесс замедленно сменяется другим и
наоборот).   У   таких   собак   понижена   двигательная   активность;   положительные   и
отрицательные   условные   рефлексы   вырабатываются   медленно,   но   отличаются   большой
стойкостью; дифференцировочное торможение возникает и развивается постепенно всегда
достигает   большой   четкости.   По   поведению   многие   собаки   этого   типа   кажутся
малоподвижными и вялыми. Дрессировке они поддаются нелегко, но закрепленные навыки
оказываются   весьма   стойкими.   В   специальной   работе   такие   собаки   несколько   вялы,   но
безотказно выполняют команды и очень выносливы. При дрессировке собак этого типа, так
же  как и при дрессировке собак возбудимого типа, от  дрессировщика требуется большая
настойчивость и терпение.

Собаки-флегматики    трудно   переносят   быструю   смену   процессов   возбуждения   и

торможения.   Поэтому   при   первоначальной   дрессировке   по   общему   курсу   не   следует
злоупотреблять   частой   подачей   команд.   Необходимо   помнить,   что   для   таких   собак
затруднителен  быстрый  переход  от  одного действия  к другому и  они часто нуждаются в
повторении   команды.   В   первоначальный   период   дрессировки   следует   стремиться   к   тому,
чтобы   между   моментом   произнесения   команды   и   моментом,   когда   собака   начинает
выполнять   действие,   был   достаточный   интервал.   Учащать   подачу   команд   на   выполнение
различных действий можно лишь после того, как у собаки установится стойкий условный
рефлекс   на   применяемые   дрессировщиком   команды.   Воспитание   выдержки,   в   различном
положении протекает без затруднений. Действие сильных механических раздражителей они
переносят   достаточно   легко,   поэтому   при   дрессировке   с   успехом   можно   использовать
механический   метод.   Но   и   здесь   не   следует   злоупотреблять   принуждением;   его
рекомендуется   применять   лишь   в   тех   случаях,   когда   контрастный   метод   воздействия
оказывается недостаточным.

Для   собаки   слабого   типа    характерна   слабость   нервных  процессов   возбуждения   и

торможения. В связи с этим собаки такого типа не переносят больших напряжений нервной

системы, их нервная деятельность легко нарушается.

Среди этой группы следует различать собак, у которых оба нервных процесса, несмотря

на слабость, отличаются относительной подвижностью. Условные рефлексы  у этих собак
вырабатываются   нестойко,   но   собаки   обладают   достаточно   четким   и   сравнительно   легко
возникающим дифференцировочным торможением.

Бывают собаки, у которых оба нервных процесса не только слабы, но и малоподвижны.

Условные   рефлексы   у   этих   собак   вырабатываются   медленно   и   нестойко,
дифференцировочное торможение у них недостаточное.

Необходимо   отметить,   что   у   собак   слабого   типа   часто   наблюдается   пассивно-

оборонительная   реакция,   но   она   не   считается   основным   признаком   слабости   нервной
системы, так как может проявляться и у собак других типов высшей нервной деятельности.
Слабый   тип   собак   мало   пригоден   для   дрессировки   и   использования.   Учитывая   это,   не
рекомендуется брать их в дрессировку. Если же такие собаки будут выявлены в процессе
дрессировки, то их необходимо выбраковывать.

8. Неврозы

Соотношение   процессов   возбуждения   и   торможения   в   нервной   системе   собак

различных   типов   может   патологически   нарушаться.   В   результате   произойдут
функциональные   нарушения   нервной   деятельности   животных,   не   сопровождаемые
видимыми поражениями нервной системы. Это так называемые неврозы .

Внешнее проявление невроза в поведении собак может быть различным. Одни собаки в

состоянии невроза отличаются повышенной возбудимостью, раздражительностью, срывают
выдержку, плохо дифференцируют раздражители, легко приходят в агрессивное состояние
даже  в отношении  дрессировщика.  Другим,  наоборот,  свойственно  угнетенное состояние,
сопровождаемое боязливостью и недоверчивостью. Даже усиленная интонация или резкий
оклик  дрессировщика  сразу вызывают  у таких собак длительное  тормозное состояние.  У
некоторых собак неврозы вызывают склонность к малоподвижности и в результате они почти
не воспринимают команд и других воздействий дрессировщика.

Неврозы   могут   возникнуть   у   собак   в   результате   перенапряжения   нервной   системы.

Перенапряжение процесса возбуждения чаще всего наступает при воздействии на нервную
систему собаки сверхсильных раздражителей, например сильных звуковых раздражителей
(выстрелов,   взрывов),   если   собака   предварительно   и   последовательно   не   была   к   ним
приучена; в результате злоупотребления принуждением и т. п.

Перенапряжение   тормозного   процесса   легко   возникает   после   трудных   тонких

дифференцировок, в тех случаях, когда собаку посылают на выборку вещи из многих других
вещей с похожим запахом или после работы по следу при наличии большого количества
пересекающих следов.

Неврозы могут также возникнуть, в результате резкой смены процессов возбуждения и

торможения. Примером этого может быть случай, когда дрессировщик заставляет собаку то
задерживать   убегающего   и   хватать   его,   то   прекращать   хватку.   Быстрая   смена   сильного
тормозного   раздражителя   не   менее   сильным   раздражителем   в   этой   обстановке   как   бы
сталкивает   между   собою   процессы   торможения   и   возбуждения.   У   недостаточно
подготовленной к этому собаки может наступить при этом срыв нервной деятельности.

У одних собак неврозы возникают часто, у других их с трудом удается вызвать даже в

экспериментальной   обстановке.   В   связи   с   этим   уместно   напомнить   утверждение   И.   П.
Павлова,   который   доказал,   что   возникновение   неврозов   зависит   от   того,   к   какому   типу
высшей нервной деятельности принадлежит данное животное. Действительно, неврозы легко
возникают у собак крайних типов — возбудимого и слабого и держатся у них более стойко.
Устойчивы к неврозам собаки уравновешенного типа.

Чтобы излечить невроз, рекомендуется временно прекратить занятия с собакой. Иногда

для   этой   же   цели   полезно   бывает   передать   заболевшую   собаку   другому   дрессировщику,

изменить условия и место занятий, использовать лечебные средства (бром, кофеин).

9. Внешние факторы, облегчающие и затрудняющие работу с собакой

Собак дрессируют и используют в различных условиях внешней среды; некоторые из

них облегчают работу с собакой, другие — затрудняют. К условиям внешней среды относятся
время суток, температура, ветер, почвенный покров, рельеф местности, влажность и т. д.

Наиболее благоприятным временем суток для работы с собакой является раннее утро,

когда   собака   полна   сил   после   ночного   отдыха.   Кроме   того,   рано   утром   не   так   велико
количество отвлекающих раздражителей (посторонние люди, животные и т. п.). Известное
значение имеет и свежесть атмосферы. Рекомендуется также проводить дрессировку собаки
под вечер. В дневные часы в жаркое летнее время можно работать только с собакой, которая
была постепенно приучена к работе в таких условиях.

Вначале дрессировку и тренировку собак следует проводить в светлое время суток. Это

обеспечивает хороший контроль за собакой. Исключение составляет дрессировка караульных
и   сторожевых   собак,   так   как   настороженность   и   проявление   защитных   рефлексов   всегда
усиливаются у собаки в темноте.

Большое влияние на организм собаки оказывает высокая и низкая температура, причем

жара действует на организм собаки более отрицательно, чем холод (без сквозняков и ветра).
К   высоким   и   низким   температурам   надо   приспосабливать   организм   собаки   постепенно.
Поэтому дрессировку и тренировку собак нужно начинать при температуре 12–15° тепла и не
ниже 10° холода. Постепенно можно переходить к дрессировке при более высоких и низких
температурах (при 25° тепла и 20° холода).

На работу с собакой существенное влияние оказывают направление ветра (попутный,

встречный, боковой, угловой) и сила ветра. Например, при встречном ветре надо негромко
произносить   звуковые   команды.   Такой   ветер   благоприятствует   работе   караульных   и
сторожевых собак, так как облегчает им восприятие звуков и запахов.

Исключительно большое значение для работы собаки по следу имеют направление и

сила   ветра,   так   как   время,   в   течение   которого   запах   удерживается   на   следе,   обратно
пропорционально силе ветра. При сильном ветре молекулы запаха быстро улетучиваются со
следа. При боковом ветре молекулы запаха относятся в сторону от следа, что сбивает собаку
с правильного пути. Встречный ветер заставляет животное переходить на верхнее чутье, что
также   снижает   качество   работы.   Поэтому   наиболее   благоприятен   для   работы   по   следу
попутный ветер: он смещает запах лишь в сторону следа, что побуждает собаку пользоваться
нижним чутьем.

Лучше всего собака будет идти по следу, который проложен по луговой почве, особенно

если она покрыта росой. Труднее всего ей будет работать днем на пыльной дороге.

Ровная местность облегчает управление собакой и ее работу; сильно пересеченная —

усложняет работу собаки.

Наличие  растительного покрова   в  одних  случаях  благоприятствует работе  собаки,  в

других   —   мешает   ей.   На   хорошо   развитом   невысоком   травяном   покрове   дольше
удерживаются   молекулы   запаха.   Это   облегчает   работу   собаки   по   следу.   Слишком   густая
высокая трава и густой кустарник затрудняют движение собаки, быстрее вызывают у нее
утомление. Кроме того, в траве встречаются растения с одурманивающим запахом (багульник
и др.), а, как известно, это отрицательно влияет на высшую нервную деятельность собаки.
Мелкий, негустой кустарник, наоборот, способствует развитию активности собаки к поиску.

Работа на сильно пересеченной местности содействует развитию активности собаки, но

быстро вызывает ее утомление. Поэтому первые стадии дрессировки по розыскной службе и
службе подноса легких грузов лучше проводить на ровной местности.

Проведение дрессировки собак в населенных пунктах всегда усложняет работу из-за

наличия   большого   количества   отвлекающих   раздражителей.   Поэтому   рекомендуется
постепенно приучать собаку к таким сложным условиям.

Повышенная влажность, большая насыщенность воздуха или почвы водяными парами

(водой)   содействуют   длительному   сохранению   запаха,   а   это   облегчает   следовую   работу
собаки.   Чрезмерная   влажность   и   дождь   отрицательно   влияют   на   работу   собак;   сильный
дождь, например, тут же смывает запах следа.

Следовая   работа,   движение   собаки   —   подносчика   легких   грузов   и   собаки,

буксирующей   лыжника,   затрудняются   при   наличии   глубокого   снега   или   тонкой   ледяной
коры.

Наиболее благоприятным временем года для дрессировки собак в северных и средних

районах   СССР   является   период   с   конца   апреля   по   октябрь.   Однако   тренировку   можно
проводить в любое время года; следует избегать только начала занятий в жару.

Для   того   чтобы   избежать   отрицательного   влияния   неблагоприятно   действующих

внешних   факторов,   в   процессе   дрессировки   нужно   строго   придерживаться   принципа
последовательного   ввода   усложнений.   Например,   занятия   по   общим   приемам   начинать   в
привычной для собаки обстановке или в условиях, обеспечивающих наименьшее количество
отвлекающих раздражителей; работу по следу вначале проводить на короткую дистанцию,
обязательно при  благоприятных условиях (ровная  местность, попутный ветер и т. п.). По
мере   подготовки   собаки   условия,   в   которых   она   работает,   нужно   постепенно   и
последовательно   усложнять   путем   ввода   отвлекающих   раздражителей   и   усложнения
отрабатываемых навыков (увеличение расстояния пробега для собаки — подносчика легких
грузов, увеличение давности прокладки следа и его длины для розыскной собаки и т. п.).
Если собака откажется работать в усложненных условиях, необходимо несколько облегчить
их.

На   дрессировку   собаки,   кроме   внешних   факторов,   влияют   также   биологические

факторы, действующие в самом организме животного. Поэтому весьма большое значение
имеет общее состояние собаки. Всякое отклонение от обычного поведения характеризуется
как ненормальное состояние, затрудняющее и усложняющее работу собаки.

Отклонения от нормального поведения могут выражаться в снижении или повышении

возбудимости.   В   первом   случае   собака   становится   вялой,   малоподвижной,   плохо
воспринимает команды и жесты. Причиной этого чаще всего бывает какое-либо заболевание.
При   общей   повышенной   возбудимости   собаки   проявляют   беспокойство,   чрезмерную
суетливость, не выполняют четко команды (нарушение дифференцировок). Особенно часто
наблюдается это явление у сук в период течки, у кобелей при половом возбуждении, а также
у очень голодных собак. Заметив ненормальности в поведении животного, дрессировщик
должен выяснить вызвавшие их причины и устранить их. Дрессировщик, который хорошо
знает свою собаку, легко подметит у нее малейшие отклонения от нормального состояния и
своевременно примет необходимые меры.

10. Дрессировщик и его воздействие на собаку

В процессе дрессировки основным фактором, влияющим на поведение собаки, является

сам   дрессировщик,   который   подбирает   и   применяет   в   нужном   порядке   определенные
раздражители, вызывающие у животного желаемые рефлексы. Отсюда понятно, что успехи
собаки в основном зависят от того, как будет вести себя с ней дрессировщик и от уровня его
подготовки.

Прежде всего дрессировщик должен иметь определенную теоретическую подготовку —

знать   основные   положения   и   принципы   дрессировки.   Это   позволит   быстро   решать
возникающие в работе задачи, учитывать индивидуальные особенности собаки, правильно
выбирать нужный метод дрессировки и приемы выработки отдельных навыков, правильно
применять   принуждения,   поощрения,   запрещения   и   т. п.   Только   теоретически
подготовленный дрессировщик сможет избежать шаблона в работе.

Действия дрессировщика постоянно должны строиться на основе практического опыта:

у начинающего дрессировщика — на основе опыта инструкторов и лучших дрессировщиков,

у   дрессировщика,   уже   работавшего   с   собаками, —   на   основе   собственной   практики.
Подражание   начинающих   дрессировщиков   более   опытным   является   важным   фактором,   с
помощью   которого   хорошо   усваиваются   технические   навыки   дрессировки.   Вот   почему
одним из эффективных способов обучения дрессировке является способ показа.

Во время работы с собакой дрессировщик должен хорошо понимать ее поведение, а для

этого  ему необходимо  осознавать все  свои действия,  заранее  продумывать их  характер  и
последовательность.   Малейшие   изменения   принятых   решений   в   процессе   дрессировки
должны   быть   строго   обоснованны.   Как   правило,   необходимо   неуклонно   и   настойчиво
придерживаться   принятого   решения,   добиваясь   от   животного   выполнения   намеченной
задачи. На всем протяжении занятий с собакой дрессировщик обязан постоянно отдавать себе
отчет в достигнутых успехах и совершенных ошибках, чтобы в дальнейшем использовать
положительный опыт и успешно устранять недостатки.

Для дрессировки очень важна так называемая «заинтересованность» собаки в работе —

ее активная реакция на воздействия человека (охотное выполнение команд, быстрая реакция
на любые раздражители). собаки является очень благоприятным фактором для работы с нею.
Поэтому сохранение этого условия должно быть предметом особой заботы дрессировщика.
Для того чтобы у собаки не пропала, дрессировщику необходимо постоянно разнообразить
приемы работы, выбирать такой метод, который не переутомит животное.

Каждый   дрессировщик   должен   стремиться   воспитывать   в   себе   определенные   черты

характера, содействующие успешной работе. Прежде всего он должен быть наблюдательным,
всегда видеть, как собака воспринимает его воздействия, как относится к нему и различным
явлениям окружающей обстановки.

Дрессировщику необходима выдержка. Без этого качества он не справится с работой,

требующей большого терпения и самообладания. Поспешность или отсутствие выдержки
легко могут испортить в данном случае результаты многодневного труда.

Очень важны для дрессировщика и такие качества, как любовь к животным и смелость.

Если дрессировщик не любит собаку, то занятия с ней будут казаться ему неинтересным,
скучным делом. Чуткое же и внимательное отношение к собаке, желание следить за каждым
ее   действием   превратит   работу   дрессировщика   в   очень   увлекательное   занятие.   Ведь
дрессировка — это не ремесло, а искусство, требующее большой любви.

Одним   из   решающих   условий,   обеспечивающих   успех   дрессировки,   являются

правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой. Такие взаимоотношения
складываются на протяжении всего практического курса дрессировки, во время выработки у
собаки   всей  системы  условных  рефлексов.  При   этом  особое  значение  имеет  общий  курс
дрессировки, во время которого у собаки образуются навыки, подчиняющие ее поведение
дрессировщику.

Правильное   отношение   собаки   к   дрессировщику   характеризуется   ее   хорошим

послушанием,   доверчивым   отношением   к   дрессировщику,   отсутствием   боязни
дрессировщика.

Дрессировщик   является   для   собаки   сложным   комплексным   раздражителем.   Он

воздействует   на   нее   прежде   всего   своим   внешним   видом   (форма   одежды,   рост,   характер
движений,   голос,   выражение   лица   и,   наконец,   индивидуальный   запах).   Все  качественные
особенности   своего   дрессировщика,   отличающие   его   от   других   людей,   собака   хорошо   и
прочно еще в период ее приучения.

11. Возможные ошибки дрессировщика

Ошибки дрессировщика в процессе работы с собакой могут быть связаны с его слабой

теоретической   подготовкой,   недостатком   практического   опыта   и   отсутствием   анализа
процесса работы.

Наиболее   частой   ошибкой   является   неправильное   понимание   поведения   собаки,   ее

действий.   В   результате   дрессировщик   приписывает   собаке   способность   сознательно

понимать   человеческую   речь,   сознательно   относиться   к   своим   действиям   и   т. д.   Такой
дрессировщик наряду с применением команд начинает разговаривать с собакой, уговаривает
ее выполнить тот или иной прием и даже угрожает ей.

Такие   действия   затрудняют   выработку   условных   рефлексов   на   соответствующую

команду, так  как  звуки команды  смешиваются  с другими  звуками  (словами). Кроме того,
посторонние   звуковые   раздражители   вызывают   у   собаки   отвлечение   (ориентировочную
реакцию), что тормозит выполнение приемов дрессировки.

Нередко   встречается   и   другая   ошибка.   Допустим,   что   во   время   выгуливаний   без

поводка собака отвлеклась на посторонний раздражитель (кошку, птицу, другую собаку) и не
сразу подошла на подзыв дрессировщика. Чтобы наказать собаку, дрессировщик наносит ей
несколько   ударов   поводком:   в   тот   момент,   когда   собака   подошла   к   нему.   В   дальнейшем
подход собаки к такому дрессировщику не улучшится, а ухудшится. Произойдет это потому,
что дрессировщик нарушил основной принцип выработки условного рефлекса. Выработка
условного   рефлекса   на   команду   основана,   как   известно,   на   пищевом   рефлексе.   Получая
лакомство при подходе к дрессировщику, собака охотно выполняет эту команду. Если же при
подходе   собаки   дрессировщик   ударит   ее,   то   это   вызовет   оборонительный   рефлекс,   и   в
дальнейшем   собака   будет   подходить   к   дрессировщику.   Кроме   того,   у   нее   образуется
нежелательная связь и на поводок: увидев поводок в руках дрессировщика, она будет его.

Чтобы избежать ошибок, дрессировщик должен повседневно изучать поведение своей

собаки, выяснять условия, которые влияют на нее и нарушают работу; точно знать тип ее
высшей нервной деятельности и преобладающую реакцию. Лишь при таком индивидуальном
подходе дрессировка принесет хорошие результаты. В противном случае она не только не
даст эффекта, но и может испортить собаку.

Как   известно,   основным   условием   выработки   условного   рефлекса   является

последовательное сочетание условного и безусловного раздражителей. При этом условный
раздражитель (команды) должен предшествовать действию безусловного раздражителя или
действовать, одновременно с ним.

Применение условного раздражителя после безусловного весьма затрудняет выработку

условного рефлекса. Если, например, при отработке движения собаки у ноги дрессировщика
рывок поводка использовать раньше, чем подана команда, то условный рефлекс на команду
не вырабатывается.

Очень грубая ошибка дрессировщика — злоупотребление той или другой командой. Не

выработав прочного условного рефлекса на команду, дрессировщик многократно повторяет
ее,   не   используя   необходимого   безусловного   раздражителя.   Это   вызывает   у   собаки
постепенное ослабление (угасание) условного рефлекса на команду и не позволяет добиться
безотказного и четкого выполнения навыка.

К сожалению, бывает и так, что дрессировщики недооценивают значения интонации и

все команды подают в одной интонации. Из-за этого они теряют возможность использовать
интонацию   голоса   как   весьма   важный   вспомогательный   раздражитель,   усиливающий
действие   команды.   Команду,   как   правило,   следует   подавать   в   приказной   интонации,   а
угрожающую интонацию использовать только для усиления действия команды. Ни в коем
случае   нельзя   злоупотреблять   частым   использованием   угрожающей   интонации,   так   как
собака   перестанет   на   нее   реагировать.   Но   не   следует   допускать   и   чрезмерно   ласковое,
нетребовательное отношение к собаке: это выведет ее из подчинения дрессировщику.

Используя лакомство в целях поощрения собаки за выполненные по команде действия,

нельзя забывать оглаживание и восклицание в ласковой интонации. Это позволит постепенно
ограничить дачу лакомства и все более широко применять поощрение в виде оглаживания и
восклицания.

Весьма   существенной   ошибкой   является   злоупотребление   запрещающей   командой.

Необходимо помнить, что команда должна быть для собаки наиболее сильно действующим
условным   тормозным   раздражителем,   прекращающим   любые   нежелательные   действия.
Частое использование команды  без подкрепления безусловным раздражителем приведет к

ослаблению (угасанию) условного рефлекса на эту команду. Чрезмерно частое применение
команды,   подкрепленной   безусловным   раздражителем   (сильный   рывок   поводком,  строгий
ошейник,   удар   хлыстом),   вызовет   в   нервной   системе   собаки   иррадиацию   процесса
торможения. В результате у собаки разовьется длительное угнетенное состояние, которое
затормозит   проявление   всех   навыков   и   нарушит   правильный   контакт   дрессировщика   с
собакой.

Поэтому, где возможно, рекомендуется использовать взамен команды любую другую

соответствующую   данному   случаю   команду.   Поясним   это   примером.   Допустим,   что   на
занятиях по общему курсу дрессировки собака, отвлекаясь на посторонний раздражитель,
пытается   самостоятельно   изменить   положение   тела   (встать   из   положения   посадки   или
укладки,   бежать   в  сторону   привлекающего  ее   раздражителя).   Что   должен   сделать   в  этих
случаях дрессировщик? Он должен использовать команду, соответствующую тому действию
собаки, которое она пытается не выполнить или изменить.

Одной   из   грубейших   ошибок   дрессировщика   является   излишняя   поспешность   в

дрессировке и, как следствие, нечеткая отработка и закрепление навыков. В результате у
собаки не вырабатываются стойкие условные рефлексы на команду и дрессировщик не в
состоянии управлять ее поведением (особенно в усложненных условиях) и успешно вести
дальнейшую работу.

Опыт показывает, что закрепленные у собаки навыки нельзя повторять в одной и той же

последовательности.   Иначе   у   собаки   образуется   прочная   условно-рефлекторная   связь   на
определенную   систему   действий   (стереотип)   и   собака   перестанет   подчиняться
дрессировщику.

Если, например, постоянно пускать собаку на преодоление препятствий в одной и той

же   последовательности,   то   она   прочно   эту   последовательность   и   будет   преодолевать   все
препятствия друг за другом, не задерживаясь перед каждым из них.

В   результате   ошибочных   действий   дрессировщика   и   его   неправильного   подхода   к

собаке   может   нарушиться   ее   высшая   нервная   деятельность.   В   процессе   дрессировки   эти
нарушения чаще всего проявляются у собак в виде неврозов и нежелательных связей (см.
предыдущий текст).

В отличие от неврозов, описанных в книге, нежелательную связь нельзя рассматривать

как   патологическое   состояние   нервной   деятельности.  Нежелательная   связь    —   это
условный   рефлекс,   возникший   у   собаки   помимо   желания   дрессировщика   в   результате
допущенных   им   ошибок.   Нежелательные   связи   очень   вредно   сказываются   на   работе   с
собакой:   они   затрудняют   дрессировку,   а   в   дальнейшем   создают   большие   препятствия   во
время служебного использования собак.

Рассмотрим   причины   возникновения   наиболее   распространенных   нежелательных

связей у собак.

При дрессировке по общему курсу необходимо приучить собаку к четкому выполнению

всех действий раздельно по командам и жестам. Приучение к жестам чаще всего проводится
на основе ранее закрепленных звуковых команд. Но такое совмещение команд с жестами
должно   быть   только   в   начале   дрессировки.   Затем   звуковыми   командами   и   жестами
полагается   пользоваться   раздельно.   Однако   многие   начинающие   дрессировщики   долгое
время  —  совмещают  жесты   со  звуковой командой.  Естественно,  что впоследствии,  когда
команду   и   жест   потребуется   использовать   отдельно,   собака   откажется   их   выполнять.
Произойдет это потому, что у нее образуется нежелательная связь на выполнение действий
только по комплексному раздражителю (звуковая команда плюс жест).

Если   при   развитии   злобности   у   собак   помощники   всегда   одеты   в   дрессировочные

халаты,   то   у   собаки   вырабатывается   нежелательная   связь   на   халаты:   она   будет   нападать
только на людей, одетых в халат, и преследовать только их.

В тех случаях, когда практические занятия длительное время проводятся в одной и той

же обстановке, у собаки возникает нежелательная связь на обстановку. В результате в другой
обстановке, в новом для нее месте, собака откажется выполнять требования дрессировщика.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..