Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 31

 

  Главная      Учебники - Разные     Поэтический словарь (А.П. Квятковский)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  29  30  31 

 

 

 

Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 31

 

 


К категории Э. может отнести тавтологическую рифму и редиф .

ЭПО’Д (греч. ἐπῳδός) — в античной трагедии заключительная часть песни, исполнявшейся хором после ряда строф и антистроф . В подражание античной структуре французский писатель 18 в. Дени Дидро написал дифирамб

«Элевероманы, или одержимые свободой», в котором периодически чередуются строфа — антистрофа — эпод. В европейской поэзии Э. называется иногда лирическое стихотворение в форме двустиший, причем второй стих короче первого.

ЭПОПЕ’Я (греч. ἐποποιΐα, от эпос

и ποιέω — творю) — название большого по размерам художественного произведения эпического характера. Темой для Э. служат преимущественно значительные исторические события в жизни народа (см. Эпос ).

Э’ПОС (греч. ἔπος — повествование, рассказ, история) — один из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственном специфическом смысле Э. называются преимущественно древние сказания. Таковы гомеровские поэмы

«Одиссея» и «Илиада», древнейший ирландский Э. (саги), германский Э. «Песнь о Нибелунгах», скандинавский Э. «Эдда», французский героический Э. «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моем Сиде», англо-саксонский Э. «Беовульф», финский Э. «Калевала» и пр. Изучив народные стихотворные баллады северной Ирландии, Джемс Макферсон в 18 в. написал свои знаменитые подделки под народную поэзию «Песни Оссиана». По мотивам индейских сказаний американский поэт Г. Лонгфелло (19 в. ) создал эпическую «Песнь о Гайавате». В русской литературе к категории Э. в собственном смысле относятся такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Задонщина», народные былины ,исторические песни , дружинный эпос, воинская повесть, сказки , легенды и пр. В советскую эпоху произведена огромная работа по собиранию и изданию русских народных былин, по записям и изданию Э. национальных советских литератур (киргизский монументальный Э. «Манас», казахские былины, калмыцкий «Джангар», ойротский Э. и др. ). В расширительном смысле к Э. относятся такие произведения индивидуального творчества, как роман, повесть, сказка, рассказ.

Э’ХО-РИ’ФМА — рифмующиеся в стихах парные слова, из которых второе, обычно односложное или двусложное, полностью повторяет последний или два последних слога первого, например:

Бахают бомбы у бухты .

... Ух , ты !

Крепок удар днепростроевской вахты .

... Ахх , ты !

Запад, услышь! Неужели оглох ты?

... Охх , ты !

Эхо звенит переливами флейты...

... Эй, ты!

Ну-ка, держись, мировые Детройты!

... Ой, ты!

(А. Безыменский)

ЮМОРЕ’СКА (нем. Humoreske, от англ. humour — юмор) — небольшое по размерам шуточное произведение в прозе или стихах. Из русских писателей мастера Ю. — И. Горбунов, молодой А. Чехов, в стихах — Д. Минаев, В. Курочкин. Ю. встречаются у поэтов- классиков — у А. Пушкина, В. Маяковского («Тучкины штучки», «Ничего не понимают»,

«Военно-морская любовь»).

Примеры Ю.:

Глухой глухого звал к суду судьи глухова. Глухой кричал: «Моя им сведена корова!»

«Помилуй, — возопил глухой тому в ответ, — Сей пустошью владел еще покойный дед!» Судья решил: «Почто идти вам брат на брата? Ни тот и ни другой, а девка виновата».

(А. Пушкин)

Вошел в парикмахерскую, сказал — спокойный!

«Будьте добры, причешите мне уши». Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, лицо вытянулось, как у груши.

«Сумасшедший»,

«Рыжий» запрыгали слова.

Ругань металась от писка до писка.

И до-о-о-о-лго хихикала чья-то голова,

выдергиваясь из толпы, как старая редиска». (В. Маяковский, «Ничего не понимают»)

ЯМБ (греч. ἴαμβος) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ◡◡‾◡‾. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. наиболее простым разговорным метром. Я. писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.


2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге ◡◡́. Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г. ; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи Реформа Тредиаковского ), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.


Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный Я. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия

«Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным

стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я. (главным образом у поэтов первой трети 19 в. ). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).


Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:

И ночи — короче, и тени — светлей, Щебечет, лепечет весенний ручей...


Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:

И ночи — короче,

и тени — светлей, Щебечет, лепечет весенний ручей.


Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:

{

По|слу́шай, муз не|ви́нных ∧ Лу|ка́вый клевет|ни́к! ∧∧

{

В ти|ши́ полей пус|ты́нных ∧ При|ро́ды уче|ни́к, ∧∧

{

По|э́тов грешный | ли́к ∧∧ Ум|но́жил я со|бо́ю, ∧

{

И | я́ главой по|ни́к ∧∧ Пред | ми́лой суе|то́ю. ∧

(А. Пушкин)

{

Я | зна́ю —

город | бу́дет, ∧ я | зна́ю —

саду | цве́сть, ∧∧

{

ког|да́

такие | лю́ди ∧ в стра|не́

советской |

е́сть! ∧∧

(В. Маяковский)

Обычный русский четырехстопный Я. — это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде — два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд ◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́. Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой — трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме:

Для бере|го́в отчизны | да́льной ∧∧|∧ Ты поки|да́ла край чу|жо́й;∧∧∧|∧

В час незаб|ве́нный, в час пе|ча́льный ∧∧|∧ Я долго | пла́кал пред то|бо́й. ∧∧∧|∧ (А. Пушкин)


Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами:

Весенней | я́блони, в не|та́ющем сне|гу́, Без содро|га́ния я | ви́деть не мо|гу́. (И. Северянин)


Пятистопный Я. — это трехкратный четырехдольник второй: Под | елью изну|ренной и гро|моздкой, ∧

Что | выросла, не | плача ни о | ком, ∧∧ Ме|ня кормили | мякишем и | соской, ∧ Пар|ным голубо|ватым моло|ком. ∧∧ (Б. Корнилов)


Шестистопный Я. — это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой: Поэт! не дорожи | любовию народной:

Восторженных похвал | пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца | и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, | спокоен и угрюм.

(А. Пушкин)


Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется:

В крылатом | до́мике вы|со́ко над зем|ле́й,

∧∧∧|∧

Двумя ре|ву́щими мо|то́рами вле|ко́мый, ∧∧|∧ Я проле|та́л вчера до|ро́гой незна|ко́мой, ∧∧|∧ И обла|ка́, скользя, тол|пи́лись подо | мно́й.

∧∧∧|∧

(Н. Заболоцкий)


Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского — Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни

было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй):

За|ря, заря ве|черняя, Иг|ра, игра ве|селая!

Уж | я, млада иг|рать пошла, Иг|рать пошла, ра|зыгрывать. Кри|чит-звенит све|кор в окно:

«Сно|ха, сноха, до|мой пора!» Уж | я, млада, не | слушала, Иг|ры своей не | портила.

По|друженек не | гневала...


Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


 Кантемир А. , Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов

русских, в кн.: Антиох Кантемир. Собр. стихотворений. Б-ка поэта, б. серия, 2 изд., Л., 1956.

 Квятковский А. , Тактометр. (Опыт теории стиха музыкального счета), в сб.: Бизнес, М., 1929.

 Квятковский А. , Русское стихосложение, «Русская литература», 1960, № 1.

 Квятковский А. , Ритмология народной частушки, «Русская литература», 1962, № 2.

 Квятковский А. , Русский свободный стих, «Вопросы литературы», 1963, №

12.


 Классовский В. , Версификация, СПБ, 1863.

 Колмогоров А. , О метре пушкинских «Песен западных славян», «Русская

литература», 1966, № 1.

 Корш Ф. , О русском народном стихосложении. Сб. Отделения русского языка и словесности Акад. наук, СПБ, 1901, т. XVII, № 8.

 Кубарев А. , О тактах, употребляемых в русском стихосложении, «Моск. вестник», М., 1829, ч. 4.

 Кубарев А. , Теория русского стихосложения, М., 1837.

 Ломоносов М. , Краткое руководство к красноречию. (Начала русской поэтики), в кн.: М. В. Ломоносов, Сочинения, М.—Л., 1961.

 Ломоносов М. , Письмо о правилах российского стихотворства, там же.

 Малишевский М. , Метротоника. Краткое изложение основ метротонической междуязыкой стихологии, ч. 1, М., 1925.

 Маяковский В. , Как делать стихи?, Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959.

 Мельгунов Ю. , О ритме и гармонии русских песен, в кн.: Труды Муз.- этногр. комиссии, состоящей при Этнограф. отделе Императ. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 1, М., 1906.

 Мельгунов Ю. , Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные..., вып. 1, М., 1879.

 Надеждин Н. , Версификация, в кн.: «Энциклопедический лексикон» А. Плюшара, т. IX, СПБ, 1837.

 Недоброво Н. , Ритм, метр и их взаимоотношение, «Труды и дни», М., 1912,

№ 2.

 Никонов В. , Строфика, в сб. «Изучение стихосложения в школе», под ред.

Л. Тимофеева, М., 1960.

 Остолопов Н. , Словарь древней и новой поэзии, ч. 1—3, СПБ, 1821.

 Перетц В. , Историко-литературные исследования и материалы, т. 3 — Из истории развития русской поэзии XVIII в., СПБ, 1902.

 Полоцкий Симеон , Псалтырь рифмотворная, выдержки в кн.: Симеон Полоцкий, Избранные сочинения, М.—Л., 1953.

 Пяст В. , Сопременное стиховедение. Ритмика, Л., 1931.

 Радищев А. , Путешествие из Петербурга в Москву (о русском стихотворстве в главе «Тверь»), Полн. собр. соч., т. 1, М.—Л., 1938.

 Роднянская И. , Слово и «музыка» в лирическом стихотворении, в сб.; Слово и образ, М., 1964.

 Розанов И. , Русское книжное стихотворство от начала письменности до Ломоносова. Вступительная статья в сб.: Вирши, Б-ка поэта, м. серия, М., 1935.

 Сабанеев Л. , Музыка речи. Эстетическое исследование, М., 1923.

 Самсонов Д. , Краткое рассуждение о русском стихосложении, «Вестник Европы», М., 1817, ч. XCIV, № 15—16.

 Сенковский О. , Древний гекзаметр, Собр. соч., т. VII, СПБ, 1859.

 Смотрицкий Мелетий , Грамматики словенския правилнае синтагма по тщанием многогрешного мниха Мелетия Смотрицкого, М., 1721.

 Сокальский П. , Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом, Харьков, 1888.

 Сумароков А. , Полное собрание всех сочинений, ч. 10 — О стихосложении, М., 1787.

 Тимофеев Л. , Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958.

 Тимофеев Л. , Ритмика «Слова о полку Игореве», «Русская литература», 1963, № 1.

 Тимофеев Л. , Силлабический стих, в кн.: Ars poética, II. Стих и проза, М., 1928.

 Тимофеев Л. , Вольный стих XVIII века, там же.

 Томашевский Б. , Теория литературы. Поэтика, Л., 1925.

 Томашевский В. , О стихе. Статьи, Л., 1929.

 Томашевский Б. , Стих и язык. Филологические очерки, М.—Л., 1959.

 Тредиаковский В. , Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий, в его кн.: Избранные произведения. Б-ка поэта, б. серия, 2 изд., М.—Л., 1963.

 Тредиаковский В. , О древнем, среднем и новом стихотворении российском, там же.

 Тынянов Ю. , Проблемы стихотворного языка, М., 1965.

 Холшевников В. , Основы стиховедения. Русское стихосложение, Л., 1962.

 Холшевников В. , Типы интонации русского классического стиха, в сб.: Слово и образ, М., 1964.

 Чернышевский Н. , Сочинения Пушкина, Полн. собр. соч. в 15 тт., т. 2, М., 1949, с. 468—473.

 Шенгели Г. , Техника стиха, М., 1960.

 Шенгели Г. , Трактат о русском стихе, ч. 1 — Органическая метрика, 2 изд., М.—П., 1923.

 Штокмар М. , Вольный стих XIX века, в кн. Ars poética, II. Стих и проза. Сб. статей, М., 1928.

 Штокмар М. , Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952.

 Штокмар М. , Рифма Маяковского, М., 1958.

 Шульговский Н. , Теория и практика поэтического творчества Технические начала стихосложения, СПБ, 1914.

 Эйхенбаум Б. , Мелодика стиха, П., 1921.

 Эйхенбаум Б. , Мелодика русского лирического стиха, П., 1922.

 Якобсон Р. , Новейшая русская поэзия. Набросок первый, Прага, 1921.

 Якобсон Р. , О чешском стихе, преимущественно в сопоставлении с русским, Берлин, 1923.

 Ярхо Б., Романович И., Лапшина Н. , Метрический справочник к стихотворениям Пушкина, Л., 1934.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31