группы, содержащие, в основном, служебные части речи, имеют
высокую частотность.
Фриз — единственный структуралист, пытавшийся создать клас-
сификацию лексико-грамматических разрядов на базе одного после-
довательно применяемого признака. Дж. Трейджер и Г. Смит, пред-
ложили двойную классификацию — по морфологической парадиг-
матике и по синтаксическим функциям. Этот двойственный анализ
не абсолютно параллелен, но именно поэтому четкой картины он
не создает.
Ниже мы остановимся на классификациях, предложенных струк-
туралистами Г. Глисоном и Дж. Следдом.
Г. Глисон справедливо критикует обычные школьные дефини-
ции частей речи, основанные на их семантическом содержании;
при этом, однако, он упускает из виду то, что сама классификация
имплицитно основана не на этих дефинициях, а на тех трех призна-
ках, о которых говорилось в начале этого раздела. Глисон предлага-
ет классификацию, исходящую из двух формальных признаков —
морфологической формы и порядка слов. Он делит весь словарный
состав на две крупные группы: группу, имеющую формальные
признаки словоизменения, и группу, не имеющую таких признаков.
Первая группа, естественно, включает имена существительные, при-
лагательные, глаголы и наречия. Однако, строго следуя признаку
наличия парадигмы, Глисон исключает из этой группы все те
слова, которые в силу тех или иных причин данной парадигмы не
имеют. Так, прилагательное beautiful не входит в эту группу, так
как оно не имеет формы *beautifuller, *beautifullest. Вторая груп-
па включает классы, отличаемые по позиционному признаку, но
сюда же входят и слова парадигматических групп, исключенные
из них, как описано выше. Так, beautiful, которое занимает те же
позиции, что и прилагательное fine, входит во вторую группу; оно
принадлежит к более широкому классу, называемому «adjectivals»,
включающему и собственно прилагательные («adjectives»). По то-
му же образцу «pronominals» — более широкий класс, нежели «pro-
nouns». Классы, встречающиеся в одинаковых позициях, образуют
«конституентные» («constituent») классы. Однако Глисон не дает
их точного определения или перечисления; неясно также, включает
ли он в эти группы служебные части речи, хотя, видимо, он считает
предлоги особым классом.
Нетрудно видеть, что классификация, предложенная Глисоном,
ещё менее систематизирована, чем классификация Фриза: одно и
то же слово может одновременно принадлежать к двум классам,
другие — к одному; классы не находятся в системных отношениях
один к другому.
Классификация Дж. Следда очень близка принципам Глисона.
Он также различает «флективные» и «позиционные» классы. Основ-
ные позиционные классы: nominals, verbals, adjectivals, adverbials;
к ним присоединяются восемь более мелких классов: вспомогатель-
ные глаголы, определители, предлоги, союзы, различные разряды
местоимений. Здесь мы находим такие же неясные критерии, как
18