Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 2

 

 

19

Набережные

 

Москвы

-

реки

 

с

 XVIII 

до

 

начала

 XX 

века

 

Ил. 9. Москворецкая набережная. 1890-е гг. С сайта 
http://www.pastvu.com

Ил. 10. Кремлевская набережная. До 1917 г. С сайта 
http://www.pastvu.com

Ил. 11. Москворецкая набережная. 1937 г. С сайта 
http://www.pastvu.com

Ил. 12. Москворецкая набережная. 2015 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20

Глава

 1. 

Исторические

 

и

 

современные

 

особенности

 

развития

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Набережные

 

Москвы

-

реки

  

с

 

начала

 XX 

века

 

до

 

настоящего

 

времени

В

 XX

 веке

в период

 

индустриализации

про

-

мышленного

 

роста

 

и роста

 

городов

остро

 

встал

 

вопрос

 

о формировании

 

нового

 

под

-

хода

 

к организации

 

прибрежных

 

территорий

В связи

 

с этим

 

в Генплане

 1935 

г

задаче

 

бла

-

го

 

устройства

 

набережных

 

было

 

уделено

 

боль

-

шое

 

внимание

Транспортная

 

роль

 

реки

 

была

 

поставлена

 

во главу

 

угла

ведь

 

с открытием

 

ка

-

нала

 

им

.

 Москвы

 

уровень

 

воды

 

в реке

 

повы

-

сился

что

 

позволило

 

крупным

 

судам

 

проходить

 

по ней

Именно

 

в то время

 

появилась

 

фраза

 

о Москве

 —  

порте

 

пяти

 

морей

Были

 

постро

-

ены

 

три

 

речных

 

порта

Западный

 

в Филях

Се

-

верный

 

на Химкинском

 

водохранилище

 

и Юж

-

ный

 

в Нагатине

а также

 

два

 

пассажирских

 

речных

 

порта

Северный

 

и Южный

 

речные

 

вок

-

залы

Параллельно

 

была

 

создана

 

цепь

 

гидро

-

технических

 

сооружений

позволившая

 

окон

-

чательно

 

избавиться

 

от проблемы

 

наводнений

 

в городе

.

В

 

то же

 

время

 

Москва

вернувшая

 

ста

-

тус

 

столицы

должна

 

была

 

продемонстриро

-

вать

 

преимущества

 

нового

 

государственного

 

устройства

Город

 

призван

 

был

 

стать

 

витриной

 

социалистического

 

государства

а в контексте

 

мировой

 

революции

 —  

всемирной

 

столицей

 

социализма

, «

образцом

 

всех

 

столиц

 

мира

». 

Те

-

оретическая

 

основа

 

сталинской

 

архитектуры

 

строилась

 

на следующих

 

принципах

следо

-

вало

 

использовать

 

только

 

элементы

 

классиче

-

ской

 

архитектуры

опирающиеся

 

на антич

-

ность

 —  

Древнюю

 

Грецию

Рим

итальянское

 

Возрождение

русский

 

ампир

категорически

 

исключались

 

западный

 

функционализм

 

и оте

-

чественный

 

конструктивизм

непременными

 

качествами

 

стиля

 

являлись

 

монументальность

 

и тяжеловесная

 

уравновешенность

.

Согласно

 

плану

 

реконструкции

помимо

 

устройства

 

новых

 

радиальных

 

магистралей

общественных

 

и жилых

 

зданий

предполага

-

лось

 

создание

 

новых

 

широких

 

набережных

сооружение

 

мостов

 

и железнодорожных

 

пу

-

тепроводов

Именно

 

в то время

 

произошло

 

кар

-

динальное

 

переосмысление

 

роли

 

реки

Помимо

 

утилитарной

 

роли

 

транспортной

 

артерии

она

 

стала

 

пониматься

 

как

 

важный

 

градообразую

-

щий

 

элемент

В связи

 

с этим

 

все

 

прибрежные

 

территории

 

стали

 

рассматриваться

 

как

 

единый

 

ансамбль

включающий

 

в себя

 

реку

набереж

-

ные

мосты

здания

 

и озеленение

Набережным

 

Москвы

-

реки

 

отводилась

 

роль

 

парадного

 

фа

-

сада

 

города

они

 

должны

 

были

 

стать

 

фундамен

-

том

 

будущих

 

грандиозных

 

построек

поэтому

 

их

 

проектирование

 

велось

 

комплексно

При

-

мером

 

этого

 

подхода

 

является

 

размещение

 

схо

-

дов

 

к воде

Перед

 

архитекторами

 

стояла

 

задача

 

их

 

строгой

 

привязки

 

к композиционным

 

осям

 

зданий

.

Многое

 

реализовать

 

не удалось

На

-

пример

жилой

 

дом

 

на Ростовской

 

набереж

-

ной

 (

арх

А

В

Щусев

 

и А

К

Ростковский

так

 

и остался

 

отделенным

 

от реки

 

широкой

 

пло

-

скостью

 

партера

хотя

 

в проекте

 

была

 

заложена

 

связь

 

между

 

зданием

 

и водной

 

гладью

 —  

по

-

средством

 

архитектурных

 

решений

 

и приемов

 

бла

 

го

 

устройства

таких

 

как

 

террасирование

 

склона

посадка

 

деревьев

организация

 

мону

-

ментальных

 

лестниц

 

с последующим

 

сходом

 

к воде

В

 

результате

 

разработки

 

и реализации

 

Генплана

 1935 

г

московские

 

набережные

 

приобрели

 

четкое

 

деление

 

на типы

общего

-

родские

портовые

 

и парковые

Такое

 

деле

-

ние

 

до сих

 

пор

 

определяет

 

характер

 

берего

-

вой

 

линии

 

Москвы

-

реки

 

на значительном

 

ее

 

протяжении

.

Общегородская

 

набережная

 

предполагала

 

устройство

 

транспортной

 

магистрали

 

и новую

 

красную

 

линию

 

с отступом

 

в 

40

 м

 

от линии

 

ре

-

гулирования

 

набережной

В ходе

 

строительных

 

работ

 

в первую

 

очередь

 

производилась

 

рекон

-

Ил. 13. Ростовская набережная. Проект жилого дома работни-
ков правительственных учреждений РСФСР. Арх. А. В. Щусев 
и А. К. Ростковский. 1936 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

21

Набережные

 

Москвы

-

реки

 

с

 

начала

 XX 

века

 

до

 

настоящего

 

времени

 

струкция

 

самих

 

набережных

во вторую

 —  

при

-

мыкающей

 

застройки

Причем

 

реконструкция

 

застройки

 

была

 

осуществлена

 

лишь

 

частично

Пожалуй

единственным

 

полным

 

примером

 

ре

-

ализации

 

этого

 

подхода

 

является

 

Фрунзенская

 

набережная

где

 

создан

 

единый

 

архитектурный

 

ансамбль

Парковая

 

набережная

 

предполагала

 

от

-

сутствие

 

транзитного

 

движения

 

транспорта

 

вдоль

 

реки

 

и исключала

 

четкое

 

отделение

 

бе

-

рега

 

от воды

 

при

 

помощи

 

стенки

Такой

 

тип

 

на

-

бережной

 

реализован

 

только

 

в Центральном

 

парке

 

культуры

 

и

 

отдыха

 

имени

 

М

.

 Горького

 

и Нескучном

 

саду

где

 

устроены

 

террасиро

-

ванные

 

набережные

 

в два

 

уровня

верхний

 —  

для

 

локального

 

проезда

 

транспорта

 

и нижний

практически

 

на уровне

 

воды

, —  

для

 

прогулок

При

 

этом

 

в подпорную

 

стенку

выполненную

 

из натурального

 

камня

интегрированы

 

ска

-

мьи

рядом

 

расположены

 

объекты

 

монумен

-

тально

-

декоративного

 

искусства

 

и лестницы

 

для

 

перехода

 

на другой

 

уровень

Стенки

 

набе

-

режной

 

также

 

использовались

 

для

 

размеще

-

ния

 

трибун

 

для

 

наблюдения

 

за общественными

 

и спортивными

 

мероприятиями

Все

 

эти

 

при

-

емы

 

позволяют

 

обеспечить

 

непосредственный

 

контакт

 

с водным

 

зеркалом

 

и дают

 

возмож

-

ность

 

активного

 

использования

 

воды

Портовые

 

набережные

 

предназначались

 

для

 

технических

 

нужд

что

 

исключало

 

возмож

-

ность

 

транзита

 

и общегородской

 

характер

 

ис

-

пользования

Типичным

 

примером

 

таких

 

на

-

бережных

 

являются

 

территории

 

Южного

Северного

 

и Западного

 

речных

 

портов

Эти

 

участки

 

максимально

 

подверглись

 

антропоген

-

ному

 

воздействию

 

человека

Важной

 

составляющей

 

восприятия

 

внеш

-

него

 

облика

 

набережных

 

является

 

оформление

 

Ил. 15. Ростовская набережная. 2015 г. Жилой дом так и остался отделенным от реки широкой плоскостью дороги

Ил. 14. Фрунзенская набережная. 1957 г.  
С сайта http://www.pastvu.com

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22

Глава

 1. 

Исторические

 

и

 

современные

 

особенности

 

развития

 

набережных

 

Москвы

-

реки

подпорных

 

стенок

сходов

 

и инженерных

 

соору

-

жений

В соответствии

 

с программой

 

рекон

-

струкции

 1930-

х

 

гг

., 

набережные

 

получили

 

гра

-

нитное

 

оформление

 

на протяжении

 30

 км

 

русла

 

Москвы

-

реки

При

 

облицовке

 

были

 

использо

-

ваны

 

профили

 

разных

 

типов

За базовый

 

был

 

принят

 

наклонный

 

тип

 

стенки

 

с переменной

 

кру

-

тизной

 

граней

Предпочтение

 

этому

 

типу

 

было

 

отдано

 

ввиду

 

того

что

 

такая

 

стенка

 

меньше

 

за

-

слоняет

 

здания

 

на берегу

 

при

 

восприятии

 

с зер

-

кала

 

воды

а также

 

хорошо

 

подчеркивает

 

плав

-

ность

 

изгибов

 

реки

что

 

в случае

 

с извилистым

 

руслом

 

Москвы

-

реки

 

весьма

 

актуально

Приме

-

нение

 

профилей

 

с разной

 

степенью

 

уклона

 

свя

-

зано

 

с различным

 

конструктивным

 

устройством

 

набережных

Строго

 

вертикальный

 

тип

 

стенки

 

был

 

использован

 

лишь

 

в одном

 

месте

 —  

на набе

-

режной

 

нереализованного

 

Дворца

 

Советов

Парапеты

 

выполнялись

 

в двух

 

вариантах

сплошные

 

гранитные

 

в центральной

 

части

 

го

-

рода

 

и в виде

 

чугунных

 

решеток

 

с гранитными

 

пилонами

 —  

за пределами

 

центра

.

Проектирование

 

и размещение

 

сходов

 

в 

1930-

х

 

гг

велось

 

с учетом

 

восприятия

 

реки

 

прежде

 

всего

 

как

 

транспортной

 

артерии

поэ

-

тому

 

сходы

 

в первую

 

очередь

 

должны

 

были

 

ис

-

пользоваться

 

для

 

причаливания

 

судов

а потом

 

уже

 

для

 

доступа

 

людей

причем

 

только

 

на от

-

дельных

 

участках

Пониженные

 

прогулочные

 

уровни

 

не проектировались

 (

за исключением

 

Пушкинской

 

набережной

 

в Нескучном

 

саду

), 

чтобы

 

не сужать

 

судоходный

 

фарватер

 

в цен

-

тральной

 

части

 

города

.  

Следует

 

отметить

что

 

при

 

проектиро

-

вании

 

набережных

помимо

 

задачи

 

создания

 

единого

 

архитектурного

 

ансамбля

учитыва

-

лась

 

также

 

необходимость

 

формирования

 

гар

-

моничного

 

архитектурно

-

художественного

 

облика

 

набережных

 

с помощью

 

приемов

 

ком

-

плексного

 

бла

 

го

 

устройства

 —  

посредством

 

применения

 

озеленения

малых

 

архитектурных

 

форм

 

и организации

 

пешеходных

 

дорожек

При

 

этом

 

на всех

 

решениях

 

лежал

 

отпечаток

 

глав

-

ной

 

функции

 

общегородской

 

набережной

 —  

Ил. 17. Набережная-трибуна в ЦПКиО им. Горького была со-
оружена для наблюдения за водными соревнованиями 
на реке. 1936 г. С сайта http://www.pastvu.com

Ил. 16. Набережная с естественным откосом в ЦПКиО 
им. Горького. 1934 г. С сайта http://www.pastvu.com

Ил. 18. Пушкинская набережная в Нескучном саду. Верхний 
и нижний уровни. 1939 г. С сайта http://www.pastvu.com

Ил. 19. Пушкинская набережная в Нескучном саду. Бассейн. 
1939 г. С сайта http://www.pastvu.com

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23

Набережные

 

Москвы

-

реки

  

в настоящее

 

время

транспортной

Поэтому

 

при

 

проектировании

 

приоритет

 

всегда

 

отдавался

 

размещению

 

вдоль

 

набережной

 

транспортной

 

магистрали

хотя

 

рассматривая

 

проектный

 

поперечный

 

профиль

 

Фрунзенской

 

набережной

необходимо

 

отме

-

тить

что

 

даже

 

при

 

таких

 

условиях

 

комфорт

-

ная

 

среда

 

для

 

человека

 

также

 

была

 

важна

 

для

 

архитекторов

Основные

 

мероприятия

заложенные

 

в Генплане

 1935 

г

., 

были

 

реализованы

 

к се

-

редине

 50-

х

 

гг

. XX

 в

Можно

 

сделать

 

вывод

что

 

в существовавших

 

тогда

 

границах

 

города

 

была

 

выполнена

 

задача

 

по комплексному

 

бла

-

го

 

устройству

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Ген

-

план

 1971 

г

не уделял

 

такого

 

внимания

 

разви

-

тию

 

приречных

 

территорий

за исключением

 

задачи

 

создания

 

Восточного

 

судоходного

 

ка

-

нала

который бы

 

дал

 

возможность

 

вывести

 

грузовые

 

перевозки

 

из центральной

 

части

 

го

-

рода

что

в свою

 

очередь

позволило бы

 

расши

-

рить

 

сеть

 

пляжей

 

и лодочных

 

станций

усилив

 

роль

 

рекреационной

 

функции

 

в использова

-

нии

 

прибрежных

 

территорий

Это

 

не было

 

осу

-

ществлено

а столица

расширяясь

вбирала

 

в себя

 

новые

 

территории

 

вдоль

 

Москвы

-

реки

не уделяя

 

должного

 

внимания

 

бла

 

го

 

устройству

 

набережных

В итоге

 

это

 

привело

 

к тому

что

 

в конце

 XX

 в

., 

несмотря

 

на внешнее

 

благополу

-

чие

 

набережных

 

в центральной

 

части

 

города

прибрежные

 

территории

находящиеся

 

в новых

 

районах

 

столицы

не были

 

освоены

по бере

-

гам

 

реки

 

оказались

 

размещены

 

незаконные

 

по

-

стройки

а естественные

 

и обустроенные

 

набе

-

режные

 

деградировали

Кроме

 

этого

развитие

 

прибрежных

 

территорий

 

в основном

 

преследо

-

вало

 

цель

 

создания

 

пространства

 

для

 

индустри

-

ального

 

развития

 

города

поэтому

 

большин

-

ство

 

набережных

 

в Москве

 

рассматриваются

 

как

 

транспортные

 

артерии

иной

 

раз

 

дублиру

-

ющие

 

существующие

 

магистрали

 

и не предна

-

значенные

 

для

 

использования

 

жителями

Река

 

в результате

 

оказалась

 

отрезана

 

от людей

Была

 

нарушена

 

связь

 

ткани

 

города

жилой

обще

-

ственной

 

застройки

 

и реки

 

как

 

важного

 

градо

-

строительного

 

элемента

.

Набережные

 

Москвы

-

реки

  

в настоящее

 

время

В

 

наши

 

дни

 

вопросу

 

реновации

 

прибрежных

 

территорий

 

уделяется

 

большое

 

внимание

На сегодняшнем

 

этапе

 

развития

 

общества

 

ак

-

центы

 

смещаются

 

в сторону

 

создания

 

устойчи

-

вой

 

системы

при

 

которой

 

главным

 

становится

 

необходимость

 

сохранения

 

природного

 

и эко

-

логического

 

баланса

Также

 

смещаются

 

прио

-

ритеты

 

в проектировании

 

в сторону

 

создания

 

комфортной

 

среды

 

для

 

пешеходов

 

и велосипе

-

дистов

Важность

 

транспортной

 

и промышлен

-

ной

 

функций

 

при

 

этом

 

уменьшается

на первый

 

план

 

выходит

 

рекреационное

 

значение

 

набе

-

режных

Обеспечивается

 

проницаемость

 

тер

-

риторий

 

и улучшается

 

связь

 

прилегающих

 

тер

-

риторий

 

с рекой

Примером

 

этому

 

является

 

ряд

 

проектов

реализованных

 

в последние

 

не

-

сколько

 

лет

.

Реконструкция

 

Крымской

 

набережной

 

полностью

 

изменила

 

существующий

 

ланд

-

шафт

С территории

 

выведено

 

движение

 

транс

-

порта

 

и

 

создана

 

рекреационная

 

зона

являю

-

щаяся

 

логическим

 

продолжением

 

Пушкинской

 

набережной

 

Парка

 

Горького

Комплексное

 

бла

 

го

 

устройство

 

затронуло

 

все

 

простран

-

ство

 

Крымской

 

набережной

сформирована

 

дорожно

-

тропиночная

 

сеть

высажены

 

дере

-

вья

размещены

 

малые

 

архитектурные

 

формы

 

(

уличная

 

мебель

 —  

скамьи

 

и лавки

водные

 

объекты

 —  

фонтаны

). 

В результате

 

проведен

-

ных

 

работ

 

по комплексному

 

бла

 

го

 

устройству

 

набережная

 

приобрела

 

новый

 

вид

 

и стала

 

ком

-

фортной

 

для

 

жителей

что

 

подтверждается

 

большим

 

количеством

 

посетителей

 

не только

 

в выходные

 

дни

но и будни

Ил. 20. Южный речной порт. 1970-е гг.  
С сайта http://www.pastvu.com

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

24

Глава

 1. 

Исторические

 

и

 

современные

 

особенности

 

развития

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Ведется

 

работа

 

по реабилитации

 

при

-

брежных

 

территорий

 

в новых

 

районах

 

сто

-

лицы

Одним

 

из ярких

 

примеров

 

подобных

 

преобразований

 

является

 

Братеевский

 

ка

-

скадный

 

парк

Он

 

создан

 

рядом

 

с заливом

об

-

разовавшимся

 

на месте

 

выемки

 

песка

 

для

 

нужд

 

строительства

 

района

 

Марьино

 

в 

1980-

х

В 

2001 

г

высвобождающийся

 

при

 

прокладке

 

Лефортовского

 

тоннеля

 

грунт

 

был

 

использо

-

ван

 

для

 

бла

 

го

 

устройства

 

Братеевской

 

набереж

-

ной

В результате

 

парк

 

получил

 

выразительный

 

ландшафт

были

 

созданы

 

пониженные

 

набе

-

режные

высажены

 

деревья

сформирована

 

до

-

рожно

-

тропиночная

 

сеть

организованы

 

места

 

отдыха

В

 

то же

 

время

 

при

 

реконструкции

 

набе

-

режных

 

не забыты

 

лучшие

 

идеи

применен

-

ные

 

в парковых

 

набережных

 

в 

1930-

х

 

гг

Одна

 

из них

 —  

создание

 

условий

 

для

 

максимального

 

контакта

 

человека

 

с водной

 

гладью

Сегодня

 

это

 

решается

 

с помощью

 

современных

 

архитек

-

турно

-

художественных

 

средств

 —  

устройством

 

пляжей

-

соляриев

летних

 

кафе

 

и площадок

 

для

 

общественных

 

мероприятий

.

История

 

развития

 

приречных

 

террито

-

рий

 

показывает

как

 

менялось

 

отношение

 

людей

 

к ним

 —  

от потребительского

когда

 

все

 

при

-

родные

 

ресурсы

 

нещадно

 

эксплуатировались

к созидательному

с

 

осознанием

 

необходимости

 

сохранения

 

и формирования

 

устойчивой

 

среды

которая

 

позволит

 

использовать

 

эти

 

территории

 

без

 

ущерба

 

для

 

экологии

 

и сберечь

 

их

 

для

 

буду

-

щих

 

поколений

.

Ил. 21. Крымская набережная. 2014 г.  
С сайта http://www.realty.mail.ru

Ил. 22. Крымская набережная. 2015 г.

Ил. 23. Братеевский каскадный парк. Авторы проекта: А. Хо-
мяков, Е. Семенова-Прозоровская, В. Тимофеев и др. 2006 г. 
С сайта http://www.wikipedia.org

Ил. 24. Пушкинская набережная. Пляж-солярий. 2015 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

25

Глава

 2. 

Существующие

 

проблемы

 

комплексного

 

благоустройства

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Не

 

подлежит

 

сомнению

что

 

если бы

 

терри

-

тории

 

вдоль

 

берегов

 

Москвы

-

реки

 

были

 

обу

-

строены

 

и приспособлены

 

для

 

разнообразных

 

городских

 

активностей

в этой

 

книге

 

попро

-

сту

 

не было бы

 

нужды

Однако

 

проблема

 

каче

-

ства

 

общественных

 

пространств

 

российской

 

столицы

включая

 

набережные

стоит

 

весьма

 

остро

Локальные

 

истории

 

вроде

 

реконструк

-

ции

 

Лужнецкой

 

и Крымской

 

набережных

без

-

условно

подняли

 

планку

и их

 

позитивная

 

роль

 

главным

 

образом

 

в этом

Но поскольку

 

каж

-

дый

 

объект

 

городской

 

среды

 

по

-

своему

 

уника

-

лен

унифицированный

 

подход

 

в данном

 

случае

 

едва ли

 

возможен

иначе

 

говоря

оформлять

 

все

 

набережные

 

по образу

 

и подобию

 

Лужнецкой

как

 

представляется

, —  

тупиковый

 

путь

В то же

 

время

 

можно

 

сформировать

 

список

 

проблем

которые

 

актуальны

 

для

 

всех

 

набережных

 

Мо

-

сквы

-

реки

 

и требуют

 

решения

 

даже

 

в самых

 

уникальных

 

ситуациях

.

Данная

 

книга

 

представляет

 

собой

по сути

сборник

 

универсальных

 

рецептов

 

по благоустройству

 

набережных

Но выработка

 

содержащихся

 

здесь

 

рекомендаций

 

была бы

 

невозможна

 

без

 «

постановки

 

диагноза

», 

и по

-

тому

 

методическую

 

часть

 

предваряет

 

доку

-

ментальная

 

фиксация

 

масштабного

 

натурного

 

обследования

 

прилегающих

 

к Москве

-

реке

 

территорий

проведенного

 

с целью

 

выявле

-

ния

 

основных

 

проблем

 

существующего

 

поло

-

жения

Были

 

изучены

 

все

 

аспекты

 —  

от озеле

-

нения

 

и организации

 

дорожно

-

тропиночной

 

сети

 

до инженерной

 

подготовки

 

территорий

 

и освещения

Вкратце

 

рассмотрим

 

результаты

 

изысканий

.

Прежде

 

всего

 

ярко

 

проявляется

 

отсут

-

ствие

 

четкого

 

разделения

 

транспортного

 

и пе

-

шеходного

 

потоков

 —  

здесь

 

сказывается

 

как

 

дефицит

 

тротуаров

 

и

/

или

 

их

 

чрезмерная

 

зау

-

женность

так

 

и наличие

 

разнообразных

 

пре

-

пятствий

ограничивающих

 

передвижение

 

лю

-

дей

Говоря

 

о препятствиях

хочется

помимо

 

очевидных

 

примеров

 

вроде

 

мачт

 

освещения

Ил. 26. Препятствия на тротуарах, ограничивающие движение 
пешеходов, особенно маломобильных групп населения

Ил. 25. Стихийная парковка автотранспорта в зоне движения 
пешеходов

Ил. 27. Заправка, размещенная на тротуаре, заставляет пеше-
ходов выходить на проезжую часть

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26

Глава

 2. 

Существующие

 

проблемы

 

комплексного

 

благоустройства

 

набережных

 

Москвы

-

реки

остановок

 

и киосков

вспомнить

 

организован

-

ные

 

или

 

стихийные

 

парковки

нередко

 

встре

-

чающиеся

 

на пути

 

движения

 

пешеходов

 

и вы

-

нуждающие

 

их

 

выходить

 

на проезжую

 

часть

Наиболее же

 

вопиющий

 

пример

 

в данном

 

слу

-

чае

 — 

размещенные

 

у набережных

 

автоза

-

правки

которые

 

можно

 

обойти

 

только

 

по по

-

лосе

 

движения

 

автотранспорта

.

При

 

этом

 

важно

 

понимать

что

 

у раз

-

ных

 

категорий

 

населения

 

разные

 

требования

 

к комфорту

 

и безопасности

Например

нали

-

чие

 

в структуре

 

пешеходных

 

связей

 

столбиков

 

и ограждающих

 

конструкций

а также

 

отсут

-

ствие

 

пандусов

 

и тактильных

 

покрытий

 

могут

 

являться

 

препятствием

 

для

 

представителей

 

ма

-

ломобильных

 

групп

.

Кроме

 

того

приходится

 

констатировать

 

и значительный

 

дефицит

 

организованных

 

мест

 

отдыха

которые

 

необходимы

 

как

 

обыч

-

ным

 

пешеходам

так

 

и людям

 

с ограниченными

 

возможностями

.

Немаловажной

 

проблемой

 

является

 

недо

-

статочность

 

или

 

отсутствие

 

утилитарного

 

ос

-

вещения

 

на набережных

Архитектурное

 

ос

-

вещение

 

выходящих

 

на набережные

 

зданий

 

зачастую

 

не дает

 

полного

 

представления

 

о ха

-

рактере

 

застройки

Ландшафтное

 

освещение

 

обеспечено

 

лишь

 

в единичных

 

случаях

Ком

-

плексный

 

подход

 

к вопросу

 

освещения

 

позво

-

лил бы

 

проявить

 

архитектурную

 

композицию

 

пространства

создать

 

безопасную

 

и привлека

-

тельную

 

среду

 

в темное

 

время

 

суток

.

Набережные

 

Москвы

-

реки

 

могли бы

 

обра

-

зовать

 

связную

 

транспортную

 

структуру

вклю

-

чающую

 

велодорожки

 

и пешеходные

 

простран

-

ства

Сегодня

 

эту

 

проблему

 

необходимо

 

решать

 

прежде

 

всего

 

в срединном

 

и периферийном

 

по

-

ясах

 

Москвы

где

 

доступ

 

к воде

 

ограничен

 

рас

-

Ил. 28. Лестницы без пандусов затрудняют, а нередко де-
лают невозможным передвижение маломобильных групп 
населения

Ил. 30. Недостаточное освещение тротуаров на набережной 
негативно влияет на безопасность передвижения пешеходов 
в темное время суток

Ил. 31. Отсутствие архитектурного освещения ландшафта 
формирует мрачное, тягостное ощущение

Ил. 29. Необустроенная площадка для отдыха

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..