Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 3

 

 

27

положенными

 

в прибрежной

 

зоне

 

промышлен

-

ными

 

и коммунальными

 

объектами

.

В

 

настоящее

 

время

 

набережные

 

Москвы

-

реки

 

по большей

 

части

 

отданы

 

интенсивному

 

автомобильному

 

движению

Как

 

следствие

они

 

практически

 

не располагают

 

объектами

 

притяжения

 

людей

площадками

 

для

 

отдыха

 

и проведения

 

массовых

 

мероприятий

В то же

 

время

 

потребность

 

в рекреационных

 

и обще

-

ственных

 

пространствах

 

на набережных

 

чрез

-

вычайно

 

высока

 —  

подтверждением

 

тому

 

являются

 

попытки

 

жителей

 

города

 

самосто

-

ятельно

 

осваивать

 

прибрежные

 

территории

Это

в свою

 

очередь

приводит

 

к стихийной

 

ор

-

ганизации

 

детских

 

площадок

мест

 

для

 

выгула

 

и дрессировки

 

собак

площадок

 

для

 

отдыха

вы

-

глядящих

 

непривлекательно

 

и небезопасно

.

Здесь

 

уместно

 

вспомнить

 

об экологии

Оживленное

 

автомобильное

 

движение

без

-

условно

не самым

 

лучшим

 

образом

 

сказыва

-

ется

 

на экологической

 

ситуации

Но даже

 

если

 

убрать

 

автомобили

 

с набережных

сам

 

город

 

для

 

автомобилей

 

не закрыть

Озеленение

 

как

 

главный

 

элемент

 

экосистемы

 

мегаполиса

 

ак

-

тивно

 

влияет

 

на водоохранную

защитно

-

раз

-

делительную

ландшафтно

-

экологическую

 

и рекреационную

 

функции

 

территорий

 

набе

-

режных

 

Москвы

-

реки

Состояние

 

зеленых

 

на

-

саждений

 

в целом

 

можно

 

охарактеризовать

 

как

 

удовлетворительное

однако

 

имеется

 

большое

 

количество

 

угнетенных

 

растений

 

и сухостоя

опасно

 

наклоненных

 

деревьев

мешающих

 

дви

-

жению

 

пешеходов

В центральной

 

части

 

города

 

наблюдаются

 

недостаточность

 

озеленения

а также

 

никудышное

 

состояние

 

газонов

Мно

-

гочисленные

 

стихийные

 

тропы

 

на озелененных

 

территориях

 

приводят

 

к частичной

 

или

 

полной

 

деградации

 

травяного

 

покрова

.

Ил. 34. Необустроенность береговой линии, в т. ч. отсутствие подпорных стенок, пешеходных путей, причалов и других необходи-
мых инженерных сооружений на рельефе

Ил. 32. Необустроенная детская площадка

Ил. 33. Деградация газонного покрытия

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

Глава

 2. 

Существующие

 

проблемы

 

комплексного

 

благоустройства

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Другой

 

блок

 

проблем

в большой

 

сте

-

пени

 

влияющих

 

на эстетическое

 

качество

 

набе

-

режных

связан

 

с несоблюдением

 

требований

 

по эксплуатации

 

и недостаточностью

 

инже

-

нерно

-

технической

 

подготовки

 

территории

а также

 

с

 

отсутствием

 

привлекательной

 

архи

-

тектурно

-

художественной

 

среды

.

Соблюдение

 

технологии

 

проведения

 

ра

-

бот

 

по укладке

 

покрытий

правильно

 

выпол

-

ненные

 

вертикальная

 

планировка

 

территории

 

и водоотведение

 

позволяют

 

долгие

 

годы

 

под

-

держивать

 

эксплуатационные

 

характеристики

 

среды

 

на высоком

 

уровне

 

и значительно

 

сни

-

зить

 

затраты

 

на последующее

 

содержание

Не

-

многочисленные

 

некапитальные

 

объекты

малые

 

архитектурные

 

формы

элементы

 

город

-

ского

 

дизайна

городской

 

навигации

 

и мебели

 

на набережных

 

и прилегающих

 

территориях

 

нередко

 

созданы

 

без

 

учета

 

общего

 

стилевого

 

решения

 

и не отвечают

 

современным

 

эстетиче

-

ским

 

требованиям

.

Что

 

ж

проблемы

 

определены

О том

как

 

исправить

 

положение

, —  

в следующих

 

частях

 

настоящей

 

книги

.

Ил. 35.  Неправильно выполненная вертикальная планировка дорожно-тротуарных покрытий приводит к проблемам 
с водоотведением

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

29

Глава

 3. 

Зарубежный

 

и

 

отечественный

 

опыт

 

в

 

области

 

создания

 

и

 

внедрения

 

методических

 

инструментов

 

по

 

стандартизации

 

требований

 

к

 

комплексному

 

благоустройству

 

набережных

 

Анализ

 

международного

 

опыта

 

в области

 

создания

 

методических

 

инструментов

 

стандартизации

 

по комплексному

 

благоустройству

 

набережных

Индустриальная

 

эпоха

 

оставила

 

обширное

 

не

-

гативное

 

наследие

деградировавшие

 

природ

-

ные

 

ландшафты

 

в прибрежной

 

зоне

забро

-

шенные

 

портовые

 

и промышленные

 

здания

 

и сооружения

невозможность

 

доступа

 

людей

 

к водным

 

поверхностям

.

В

 

мировой

 

практике

 

вопросам

 

регенера

-

ции

 

прибрежных

 

территорий

 

и 

«

возврата

» 

реки

 

жителям

 

уделяется

 

большое

 

внимание

При

 

фор

-

мировании

 

общественного

 

пространства

 

набе

-

режных

 

стали

 

учитываться

 

такие

 

факторы

как

 

положение

 

в структуре

 

города

интенсивность

 

движения

обеспечивает ли

 

данное

 

простран

-

ство

 

потребности

 

всех

 

категорий

 

пользовате

-

лей

удобно ли

 

осуществлять

 

его

 

эксплуатацию

Все

 

конструкции

 

и элементы

 

набережных

 

оце

-

ниваются

 

с точки

 

зрения

 

удобства

 

их

 

использо

-

вания

 

и влияния

 

на все

 

группы

 

потенциальных

 

потребителей

то есть

 

можно

 

говорить

 

о ком

-

плексном

 

подходе

 

к обустройству

 

общественного

 

пространства

 

набережных

С целью

 

реализации

 

комплексного

 

подхода

 

к благоустройству

 

при

-

брежных

 

территорий

 

в ряде

 

стран

 

разработаны

 

стандарты

 

благоустройства

При

 

этом

 

основопо

-

лагающим

 (

базовым

требованием

 

всех

 

стандар

-

тов

 

является

 

необходимость

 

создания

 

взаимо

-

проникающего

 

открытого

 

пространства

Все

 

рассмотренные

 

стандарты

 

постро

-

ены

 

по одинаковой

 

схеме

В них

 

определяются

 

цели

 

и круг

 

лиц

кому

 

адресован

 

документ

формулируются

 

принципы

 

проектирования

 

комплексного

 

благоустройства

 

прибрежных

 

территорий

классифицируются

 

набережные

 

в зависимости

 

от общих

 

признаков

опреде

-

ляется

 

зонирование

 

поперечного

 

профиля

 

набережной

перечисляются

 

необходимые

 

(

обязательные

и рекомендуемые

 

элементы

 

благоустройства

а также

 

требования

 

к их

 

раз

-

мещению

 

или

 

устройству

.

Классификация

 

прибрежных

 

территорий

 

начинается

 

с определения

 

функциональной

 

принадлежности

 

рассматриваемого

 

простран

-

ства

а также

 

места

 

размещения

 

набережной

 

в городской

 

структуре

При

 

этом

 

оцениваются

 

объекты

расположенные

 

в непосредствен

-

ной

 

близости

 

и участвующие

 

в формировании

 

восприятия

 

пространства

а также

 

природные

 

и экологические

 

факторы

.

По

 

функциональному

 

использованию

 

вы

-

деляются

 

несколько

 

основных

 

типов

 

прибреж

-

ных

 

территорий

рекреационные

 (Recreational), 

жилые

 (Residential), 

коммерческие

 (Commercial) 

и промышленные

 (Industrial). 

Причем

 

при

 

опре

-

делении

 

типологии

 

учитываются

 

специфиче

-

ские

 

особенности

 

городского

 

образования

в ко

-

тором

 

расположен

 

водный

 

объект

.

Важной

 

частью

 

зарубежных

 

стандартов

 

является

 

формирование

 

подхода

 

к определе

-

нию

 

пространственных

 

границ

 

прибрежной

 

территории

Они

 

включают

 

в себя

 

не только

 

набережную

 

до красных

 

линий

 

застройки

но и прилегающие

 

улицы

связанные

 

визуально

 

Ил. 36. Подходы к проектированию прибрежных территорий. 
Riverfront Development —  Kanakapura. 2012

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

Глава

 3. 

Зарубежный

 

и

 

отечественный

 

опыт

S. 

JA

CK

SO

ST

.

S. 

M

AI

ST

.

S. 

WA

SH

IN

GT

ON

 S

T.

YE

SL

ER

 W

AY

CH

E

R

R

S

T.

CO

LU

M

B

IA

 S

T.

MA

R

IO

N

 S

T.

MA

D

IS

O

N

 S

T.

SP

R

IN

G

 S

T.

SE

N

EC

A

 S

T.

UN

IV

E

R

SI

T

S

T.

UN

IO

N

 S

T.

PI

K

S

T.

PI

N

S

T.

ST

E

WA

R

T S

T.

VI

R

G

IN

IA

 S

T.

LENO

R

A S

T.

BL

A

N

CH

A

R

D S

T.

BE

LL

 S

T.

BA

TTER

Y S

T.

CL

AY

 S

T.

VI

N

E S

T.

WA

LL

 S

T.

CE

D

A

R S

T.

BR

O

A

D S

T.

ELLI

OTT 

AVE.

WESTERN AVE.

1

ST

 AVE.

2

ND 

AVE.

WES

TERN

 AVE

.

1

ST

 AVE

.

2

ND

 AVE

.

ALASKAN WAY

ELLIO

TT WA

Y

RAILROAD WAY

ALAS

KAN

 WAY

Occidental 

Park

Century Link 

Field

King 

Street

Station

Ellio

tt B

ay Tr

ail

S.A.M.

Argosy

Tours

Ferris 

Wheel

Pike St.

Hillclimb

Seattle 

Aquarium

Pike Place 

Market

Victor 

Steinbrueck 

Park

Bell Harbor

Ellio

tt Ba

y Tra

il

Port of Seattle

Harbor

Steps

Benaroya

Hall

Olympic

Sculpture

Park

JA

M

E

S

T.

S. 

KI

NG

 S

T.

Pier 48

Cruise Ship 

Terminal

Colman Dock

Ferry 

Terminal

Core Projects

Seawall Project

Partner Projects

Long-term Projects

Ил. 37. Классификация прибрежной территории. Река Сабармати. Индия

Ил. 38. Границы проектирования комплексного бла го устройства набережной. Waterfront Seattle. 2012

Ил. 39. Формирование границ действия Стандартов. Miami River Greenway Regulatory Design Standarts. 2008

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

31

Анализ

 

международного

 

опыта

 

в

 

области

 

создания

 

методических

 

инструментов

 

стандартизации

с набережной

 

и влияющие

 

на восприятие

 

вод

-

ной

 

поверхности

При

 

этом

 

предлагается

 

фор

-

мировать

 

крупные

 

узлы

 

в местах

 

выхода

 

этих

 

улиц

 

к воде

 

с организацией

 

обществен

-

ной

 

функции

Например

здесь

 

рекомендуется

 

устраивать

 

причалы

 

для

 

водного

 

такси

смотро

-

вые

 

площадки

 

и т

д

По

 

результатам

 

классификации

 

прибреж

-

ных

 

территорий

 

прорабатываются

 

возможные

 

варианты

 

профилей

 

набережных

определя

-

ются

 

функциональные

 

зоны

 

и их

 

взаимное

 

рас

-

положение

В стандартах

 

благоустройства

 

раз

-

ных

 

стран

 

существуют

 

определенные

 

отличия

 

при

 

формировании

 

профиля

но их

 

объединяет

 

одно

 —  

основное

 

внимание

 

уделяется

 

требова

-

ниям

 

к созданию

 

открытых

 

общественных

 

про

-

странств

комфортных

 

для

 

пребывания

 

людей

.

Ил. 40. Пример обособления пешеходной зоны от транспортной магистрали. Waterfront Design Guidelines. Abu Dhabi. 2009

Ил. 41. Примеры формирования общественного пространства в узлах. Waterfront Design Guidelines. Abu Dhabi. 2009

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

32

Глава

 3. 

Зарубежный

 

и

 

отечественный

 

опыт

Как

 

пример

 

приведем

 

зонирование

 

по

-

перечного

 

профиля

 

в стандартах

 

городов

 

Май

-

ами

 

и Чикаго

 (

США

). 

Так

в Стандартах

 

бла

 

го

-

устройства

 

набережных

 

реки

 

Майами

в связи

 

с наличием

 

обустроенных

 

набережных

не име

-

ющих

 

стенку

 (

парапет

), 

закреплена

 

необхо

-

димость

 

создания

 «

зоны

 

безопасности

» 

вдоль

 

всего

 

берега

В

 

Чикаго

наоборот

набережная

 

состоит

 

не только

 

из обустроенных

 

участков

имеющих

 

выполненную

 

из камня

 

стенку

но и из природ

-

ных

где

 

сохранена

 

естественная

 

береговая

 

ли

-

ния

В связи

 

с этим

 

зонирование

 

поперечного

 

профиля

 

выполнено

 

с учетом

 

этих

 

особенно

-

стей

 

прибрежной

 

территории

Примечательно

что

 

в этих

 

стандартах

 

существует

 

понятие

 

Riverbank Zone (

самый

 

близкий

 

по смыслу

 

тер

-

мин

 —  

бечевник

или

 

полоса

 

суши

 

вдоль

 

бере

-

гов

 

водных

 

объектов

), 

границы

 

которой

 

опре

-

деляет

 

не расстояние

 

в метрах

 

от береговой

 

Ил. 44. Типовой поперечный профиль набережной. Chicago River Corridor Design Guidelines and Standards. 2005 

Ил. 43. Типовой поперечный профиль набережной. Miami 
River Greenway Regulatory Design Standarts. 2008 

Ил. 42. Типовой поперечный профиль набережной. Miami 
River Greenway Regulatory Design Standarts. 2008 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

33

Анализ

 

международного

 

опыта

 

в

 

области

 

создания

 

методических

 

инструментов

 

стандартизации

линии

а угол

 

наклона

 

плоскости

 

берега

В этой

 

зоне

 

разрешается

 

устройство

 

только

 

озелене

-

ния

 —  

из соображений

 

необходимости

 

созда

-

ния

 

зеленой

 

буферной

 

полосы

 

и сохранения

 

зе

-

леного

 

коридора

 

вдоль

 

реки

В

 

случае

 

реконструкции

 

существующих

 

транспортных

 

набережных

стандарты

 

опреде

-

ляют

 

зонирование

 

поперечного

 

профиля

 

с уче

-

том

 

сохранения

 

возможности

 

автомобильного

 

движения

при

 

этом

 

пешеходная

 

зона

 

расши

-

ряется

 

и размещается

 

в непосредственной

 

бли

-

зости

 

от водной

 

глади

где

 

устраиваются

 

про

-

менады

места

 

отдыха

озеленение

смотровые

 

площадки

велосипедные

 

дорожки

 

и другие

 

элементы

 

комплексного

 

благоустройства

При

 

зонировании

 

поперечного

 

профиля

 

также

 

учитывается

 

специфика

 

окружающего

 

пространства

Например

наличие

 

частных

 

тер

-

риторий

граничащих

 

с общественным

 

при

-

брежным

 

пространством

накладывает

 

опреде

-

Ил. 45. Поперечный профиль набережной. Waterfront Seattle. 2012 

Ил. 46. План-схема поперечного профиля набережной. Waterfront Seattle. 2012

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

34

Глава

 3. 

Зарубежный

 

и

 

отечественный

 

опыт

ленные

 

требования

 

к формированию

 

границы

 

и обособлению

 

общественной

 

части

 

береговой

 

зоны

Следующим

 

шагом

 

в стандартизации

 

под

-

ходов

 

к проектированию

 

прибрежных

 

террито

-

рий

 

является

 

определение

 

набора

 

элементов

используемых

 

при

 

бла

 

го

 

устройстве

в зави

-

симости

 

от типа

 

набережной

 

и ее

 

профиля

а также

 

формирование

 

требований

 

к ним

Все

 

элементы

 

разбиты

 

на группы

 

по типам

и для

 

каждого

 

из них

 

устанавливаются

 

требования

 

к применяемым

 

материалам

качеству

 

испол

-

нения

а в некоторых

 

стандартах

 —  

к внеш

-

нему

 

виду

Выделяют

 

следующие

 

группы

покрытия

озеленение

освещение

малые

 

архи

-

тектурные

 

формы

нестационарные

 

торговые

 

объекты

 

и пр

.

Требования

 

к покрытиям

 

едины

 

для

 

всех

 

исследованных

 

стандартов

Они

 

должны

 

быть

 

эстетичными

экологичными

безопасными

 

для

 

перемещения

 

маломобильных

 

групп

 

населе

-

ния

технологичными

 

и удобными

 

в механизи

-

рованной

 

уборке

Элементы

 

озеленения

 

как

 

одной

 

из

 

важ

-

нейших

 

составляющих

 

формирования

 

внеш

-

него

 

архитектурно

-

художественного

 

облика

 

го

-

Ил. 47. Поперечный профиль набережной. Пример обособления частных территорий. Waterfront Design Guidelines. Abu Dhabi. 2009

Ил. 48. Варианты озеленения для разных типов пространства. Waterfront Seattle. 2012

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..