Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки (2016 год) - часть 1

 

 

3

Содержание

Приветственное

 

слово

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

6

Мнения

 

экспертов

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

8

Предисловие

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

10

Часть

 I.  

Аналитические

 

материалы

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

12

Введение

 

к части

 I

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

14

Глава

 1. 

Исторические

 

и

 

современные

 

особенности

 

развития

  

набережных

 

Москвы

-

реки

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

16

Глава

 2. 

Существующие

 

проблемы

 

комплексного

 

благо

 

устройства

 

набережных

 

Москвы

-

реки

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

25 

Глава

 3. 

Зарубежный

 

и

 

отечественный

 

опыт

 

в

 

области

 

создания

 

и внедрения

 

методических

 

инструментов

 

по

 

стандартизации

 

требований

 

к комплексному

 

благо

 

устройству

 

набережных

 

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

29 

Глава

 4. 

Действующая

 

нормативно

-

правовая

 

база

 

и нормативно

-

методические

 

документы

 

в

 

области

 

комплексного

 

благоустройства

 

набережных

  .  .  .  .  .  .  .

42

Глава

 5. 

Стратегия

 

развития

 

прибрежных

 

территорий

 

в

 

материалах

 

Генерального

 

плана

 

города

 

Москвы

 

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

44 

Глава

 6. 

Градостроительное

 

описание

 

прилегающих

 

к Москве

-

реке

 

территорий

  .  .  .  .  .  .  .  .

52

Заключение

 

к

 

части

 I

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

67

ЧАСТЬ

 II. 

Общие

 

принципы

 

пространственной

 

организации

 

территорий

 

набережных

 

Москвы

-

реки

 

для

 

целей

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

68

Введение

 

к части

 II

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

70

Глава

 1. 

Функционально

-

планировочная

 

организация

 

набережных

 

Москвы

-

реки

 .  .  .  .  .  .  .

71

1.1.

 

Типология

 

набережных

 

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

72

1.2.

 

Функционально

-

планировочное

 

зонирование

 

набережных

 

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

73

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4

Глава

 2. 

Формирование

 

поперечного

 

профиля

 

набережных

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

75

2.1.

 

Зонирование

 

поперечного

 

профиля

  

набережных

 

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

75

2.2.

 

Специфика

 

формирования

 

поперечного

 

про

-

филя

 

для

 

разных

 

типов

 

набережных

 

и функ

-

ционально

-

планировочных

 

участков

 

 .  .  .  .  .  .

76 

Глава

 3. 

Формирование

 

участков

 

проектирования

 

и определение

 

требований

 

к их

 

комплексному

 

благо

 

устройству

 

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

80

3.1.

 

Критерии

 

оценки

 

территории

 

при

 

форми

-

ровании

 

границ

 

участков

 

комплексного

 

благо

 

устройства

 

и определении

 

требова

-

ний

 

к составу

 

элементов

 

комплексного

 

благо

-

устройства

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  

80

3.1.1.

 

Типы

 

функционального

 

использования

 

(

назначения

территории

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  

80

3.1.2.

 

Положение

 

набережной

 

в существую

-

щей

 

и перспективной

 

архитектурно

-

про

-

странственной

 

организации

 

города

.  .  

85

3.1.3.

 

Местоположение

 

набережной

 

в струк

-

туре

 

города

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

87

3.1.4.

 

Существующие

 

земельно

-

правовые

 

отно

-

шения

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  

90

3.1.5.

 

Тип

 

береговой

 

линии

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

90

3.1.6.

 

Существующие

 

зеленые

 

насаждения

 .  .

94

3.1.7.

 

Существующий

 

рельеф

 

прибрежной

 

тер

-

ритории

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

96

3.1.8.

 

Геологические

геодезические

экологи

-

ческие

 

и

 

гидрометеорологические

 

харак

-

теристики

 

территории

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

99

3.2.

 

Подходы

 

к определению

 

границ

 

участков

 

ком

-

плексного

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

100

3.3.

 

Требования

 

к благо

 

устройству

 

участков

при

-

легающих

 

к

 

прибрежным

 

территориям

  .  .  .

101

Глава

 4. 

Требования

 

к реализации

 

мероприятий

 

по

 

комплексному

  

благо

 

устройству

 

набережных

 

Москвы

-

реки

 

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

102

4.1.

 

Требования

 

по безопасности

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

102

4.2.

 

Экологические

 

требования

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

103

4.3.

 

Социально

-

экономические

 

требования

  .  .  .

103

Часть

 III. 

Типовые

 

решения

 

по комплексному

 

благо

 

устройству

  

набережных

 

Москвы

-

реки

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

106

Введение

 

к части

 III

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

108

Глава

 1. 

Общие

 

положения

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

113

1.1.

 

Берегоукрепление

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

114

1.2.

 

Организация

 

безбарьерной

 

среды

  .  .  .  .  .  .  .

120

1.3.

 

Велотранспортная

 

инфраструктура

  .  .  .  .  .  .

132

1.4.

 

Мероприятия

 

по пыле

и шумозащите

  

территорий

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

148

1.5.

 

Принципы

 

применения

 

типовых

 

решений

 

при

 

разработке

 

проектной

 

документации

 

по благо

-

устройству

 

набережных

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

156

Глава

 2. 

Линейный

 

участок

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

158

2.1.

 

Пешеходная

 

зона

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

165

2.1.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

176

2.1.2.

 

Озеленение

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

213

2.1.3.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

275

2.1.4.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

288

2.1.5.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

308

2.2.

 

Зона

 

функционального

 

обслуживания

 

транс

-

портного

 

и пешеходного

  

движения

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

313

2.2.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

321

2.2.2.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

341

2.2.3.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

350

2.2.4.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

361

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5

2.3.

 

Разделительная

 

полоса

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

363

2.3.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

371

2.3.2.

 

Озеленение

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

375

2.3.3.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

377

2.3.4.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

381

2.3.5.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

387

2.4.

 

Зона

 

формирования

 

архитектурно

-

художе

-

ственного

 

облика

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

389

2.4.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

394

2.4.2.

 

Озеленение

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

397

2.4.3.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

398

2.4.4.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

402

2.4.5.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

402

2.5.

 

Береговая

 

зона

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

407

2.5.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

414

2.5.2.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

416

2.5.3.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

421

2.5.4.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

426

2.6.

 

Зона

 

размещения

 

водных

 

объектов

  .  .  .  .  .  .

432

2.6.1.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

432

Глава

 3. 

Территория

 

транспортно

-

пересадочного

 

узела

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  

436

3.1.

 

Зона

 

функционального

 

обслуживания

 

транс

-

портного

 

и пешеходного

 

движения

 .  .  .  .  .  .  .

443

3.1.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

443

3.1.2.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

454

3.1.3.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

456

3.2.

 

Зона

 

формирования

 

архитектурно

-

художе

-

ственного

 

облика

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

459

3.2.1.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

459

3.3.

 

Береговая

 

зона

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

462

3.3.1.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

465

3.4.

 

Зона

 

размещения

 

водных

 

объектов

  .  .  .  .  .  .

470

3.4.1.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

471

Глава

 4. 

Рекреационная

 

территория

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

474

4.1.

 

Пешеходная

 

зона

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

481

4.1.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

482

4.1.2.

 

Озеленение

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

485

4.1.3.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

485

4.1.4.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

487

4.2.

 

Зона

 

функционального

 

обслуживания

 

транс

-

портного

 

и пешеходного

 

движения

 .  .  .  .  .  .  .

493

4.2.1.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

493

4.3.

 

Береговая

 

зона

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

496

4.3.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

498

4.3.2.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

500

4.4.

 

Зона

 

размещения

 

водных

 

объектов

  .  .  .  .  .  .

504

4.4.1.

 

Иные

 

элементы

 

благо

 

устройства

 .  .  .  .

504

Глава

 5. 

Общественно

-

деловая

 

территория

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

506

5.1.

 

Пешеходная

 

зона

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

513

5.1.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

513

5.2.

 

Зона

 

функционального

 

обслуживания

 

транс

-

портного

 

и пешеходного

 

движения

 .  .  .  .  .  .  .

518

5.2.1.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

518

5.3.

 

Зона

 

формирования

 

архитектурно

-

художе

-

ственного

 

облика

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

521

5.3.1.

 

Освещение

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

521

Глава

 6. 

Транспортный

 

узел

 (

транспортная

 

развязка

)

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

526

6.1.

 

Пешеходная

 

зона

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

536

6.1.1.

 

Покрытия

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

536

6.1.2.

 

Озеленение

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

537

6.1.3.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

539

6.2.

 

Зона

 

функционального

 

обслуживания

 

транс

-

портного

 

и пешеходного

 

движения

 .  .  .  .  .  .  .

541

6.2.1.

 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

541

6.2.2. 

Освещение

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

542

6.3. 

Разделительная

 

полоса

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

547

6.3.1. 

Некапитальные

 

объекты

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

547

Заключение

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

548

Список

 

действующих

 

нормативных

 

актов

  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

550

Список

 

литературы

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

555

Список

 

терминов

 

и определений

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

556

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14

Введение

 

к части

 I

Река

 

исторически

 

является

 

важным

 

градофор

-

мирующим

 

элементом

 —  

большинство

 

круп

-

ных

 

городов

 

были

 

заложены

 

на берегах

 

водных

 

объектов

Москва

 

не стала

 

исключением

Ос

-

нованная

 

на берегу

 

Москвы

-

реки

она

 

разви

-

валась

 

вдоль

 

нее

сначала

 

по левому

 

берегу

затем

по мере

 

расширения

заняла

 

обе

 

сто

-

роны

 

реки

и сегодня

 

протяженность

 

берего

-

вой

 

линии

 

в черте

 

города

 

составляет

 

более

 

80

 км

Река

 

выполняла

 

различные

 

утилитарные

 

функции

 —  

транспортную

защитную

 (

оборо

-

нительную

), 

была

 

источником

 

воды

 

и пищи

Сегодня

в меняющемся

 

постиндустриальном

 

мире

она

частично

 

сохранив

 

все

 

перечис

-

ленные

 

функции

является

 

элементом

 

природ

-

ного

 

каркаса

 

города

пространственной

 

осью

вокруг

 

которой

 

должны

 

сформироваться

 

но

-

вые

 

городские

 

ландшафты

 

с обеспечением

 

ком

-

фортного

 

доступа

 

жителей

 

к реке

.

В

 2014

 году

 

по поручению

 

мэра

 

Москвы

 

С

С

Собянина

 

Москомархитектурой

при

 

не

-

посредственном

 

участии

 

заместителя

 

мэра

 

Мо

-

сквы

 

в Правительстве

 

Москвы

 

по вопросам

 

гра

-

достроительной

 

политики

 

и строительства

 

М

Ш

Хуснуллина

был

 

проведен

 

Международ

-

ный

 

конкурс

 

на разработку

 

концепции

 

градо

-

строительного

 

развития

 

территорий

приле

-

гающих

 

к Москве

-

реке

в результате

 

которого

 

определена

 

стратегия

 

развития

 

территорий

 

в зоне

 

влияния

 

реки

 

сроком

 

до 

2035 

года

Сегодня

 

начата

 

планомерная

 

работа

 

по организации

 

доступа

 

жителей

 

города

 

к реке

ведется

 

создание

 

общественных

 

и рекреаци

-

онных

 

пространств

улучшается

 

экологическая

 

ситуация

 

за счет

 

реабилитации

 

Москвы

-

реки

 

и ее

 

долинного

 

комплекса

обеспечивается

 

проницаемость

 

территории

 

и улучшение

 

свя

-

зей

 

прилегающих

 

территорий

 

с рекой

форми

-

руется

 

привлекательная

 

архитектурно

-

худо

-

жественная

 

среда

 

водно

-

зеленого

 

диаметра

Благо

 

устройство

 

набережных

 

является

 

неотъ

-

емлемой

 

частью

 

проводимой

 

работы

.

Настоящее

 

издание

 

представляет

 

собой

 

методическое

 

пособие

 

по реализации

 

предло

-

женной

 

стратегии

В книге

 

определены

 

основ

-

ные

 

принципы

предложены

 

типовые

 

приемы

 

благо

 

устройства

 (

включая

 

планировочные

,  

инженерно

-

технические

дендрологические

стилистические

 

приемы

), 

направленные

  

на повышение

 

безопасности

 

и комфортности

 

городской

 

среды

обеспечение

 

поддержания

 

и улучшения

 

санитарного

экологического

 

и эстетического

 

состояния

 

прибрежных

 

терри

-

торий

 

города

 

Москвы

.

«

Альбом

 

типовых

 

решений

 

по ком

-

плексному

 

благо

 

устройству

 

набережных

 

Мо

-

сквы

-

реки

» 

состоит

 

из трех

 

частей

 

и включает

 

в себя

:

– 

аналитические

 

материалы

описание

 

зару

-

бежного

 

и отечественного

 

опыта

 

создания

 

и внедрения

 

методических

 

инструментов

 

в об

-

ласти

 

формирования

 

архитектурно

-

художе

-

ственной

 

среды

анализ

 

существующей

 

про

-

блематики

 

благо

 

устройства

 

прибрежных

 

территорий

действующей

 

нормативно

-

право

-

вой

 

базы

 

и нормативно

-

методических

 

докумен

-

тов

 

в части

 

установления

 

требований

 

к элемен

-

там

 

благо

 

устройства

;

– 

общие

 

принципы

 

пространственной

 

органи

-

зации

 

территорий

 

набережных

 

Москвы

-

реки

 

для

 

целей

 

благо

 

устройства

содержащие

 

пред

-

ложения

 

по типологии

 

набережных

 (

с учетом

 

функционального

 

назначения

 

территории

,  

существующего

 

рельефа

 

и других

 

влияющих

 

факторов

). 

Также

 

в составе

 

этой

 

части

 

уточ

-

нена

 

типология

 

функционально

-

планировоч

-

ных

 

участков

формирующих

 

градостроитель

-

ную

 

структуру

 

набережных

и

 

разработаны

 

принципиально

 

возможные

 

схемы

 

функцио

-

нальной

 

организации

 

планировочных

 

элемен

-

тов

 

набережных

;

– 

типовые

 

решения

 

по комплексному

 

благо

-

устройству

 

набережных

 

Москвы

-

реки

которые

 

включают

 

в себя

 

состав

 

оптимального

 

и мини

-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15

мально

 

необходимого

 

набора

 

элементов

 

ком

-

плексного

 

благо

 

устройства

 

для

 

каждого

 

типо

-

логического

 

планировочного

 

сегмента

 

с учетом

 

предлагаемых

 

схем

 

их

 

функциональной

 

орга

-

низации

а также

 

описание

 

современных

 

прие

-

мов

 

размещения

 

и характеристик

 

каждого

 

эле

-

мента

 

комплексного

 

благо

 

устройства

.

В

 

основу

 

Альбома

 

были

 

положены

 

прин

-

ципы

использованные

 

при

 

формировании

 

«

Альбома

 

типовых

 

решений

 (

стандартов

комплексного

 

благо

 

устройства

 

территорий

 

вылетных

” 

магистралей

 

города

 

Москвы

», 

при

 

этом

 

учтены

 

специфика

 

и градострои

-

тельные

 

особенности

 

прибрежных

 

террито

-

рий

что

 

позволяет

 

рассматривать

 

данную

 

ра

-

боту

 

как

 

самостоятельное

 

издание

 

в области

 

благо

 

устройства

.

Альбом

 

может

 

быть

 

использован

 

широ

-

ким

 

кругом

 

специалистов

 

при

 

проектировании

 

и реализации

 

проектов

 

комплексного

 

благо

-

устройства

 

как

 

при

 

строительстве

 

новых

 

объ

-

ектов

так

 

и проведении

 

работ

 

по созданию

 

комфортной

 

городской

 

среды

 

в условиях

 

сло

-

жившейся

 

застройки

.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

16

Аналитические

 

материалы

Глава

 1. 

Исторические

 

и

 

современные

 

особенности

 

развития

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Набережные

 

Москвы

-

реки

  

с

 XVIII 

до

 

начала

 XX 

века

Берега

 

Москвы

-

реки

которая

 

веками

 

была

 

средством

 

сообщения

 

и источником

 

воды

 

для

 

города

в указанный

 

период

 

не рассматри

-

вались

 

как

 

территории

подлежащие

 

бла

 

го

-

устройству

 

и архитектурному

 

оформлению

Начавшееся

 

в 

XVIII

 в

возведение

 

деревянных

 

набережных

 

имело

 

целью

 

исключительно

 

укре

-

пление

 

берегов

.

Первый

 

документ

в котором

 

были

 

пред

-

ставлены

 

мероприятия

 

по обустройству

 

набе

-

режных

появился

 

в Москве

 

в конце

 XVIII

 в

Это

 

был

 

Прожектированный

 

план

 

Москвы

 1775 

г

Большое

 

внимание

 

в этом

 

плане

 

уделялось

 

во

-

просу

 

регулирования

 

Москвы

-

реки

 

и реки

 

Не

-

глинной

План

 

предусматривал

 

снос

 

всех

 

стро

-

ений

находившихся

 

на берегу

 

Москвы

-

реки

 

и примыкавших

 

к воротам

 

Кремля

 

и Китай

-

го

-

рода

а также

 

расширение

 

выходивших

 

к берегу

 

улиц

Согласно

 

этому

 

плану

 

предполагалось

 

вы

-

рыть

 

канал

 

в виде

 

дуги

параллельно

 

течению

 

Москвы

-

реки

соединенный

 

с нею

 

водными

 

пе

-

ремычками

, —  

так

 

появился

 

Водоотводный

 

ка

-

нал

Перед

 

Кремлем

 

и Китай

-

городом

включая

 

Воспитательный

 

дом

намечалось

 

возвести

 

ка

-

питальные

 

набережные

которые

на европей

-

ский

 

манер

предписывалось

 

обсадить

 

двумя

 

рядами

 

деревьев

.

В

 1795 

г

было

 

начато

 

строительство

 

пер

-

вой

 

каменной

 

набережной

 

перед

 

Кремлем

 

(

взамен

 

старой

обшитой

 

бревнами

). 

Работы

проведенные

 

Экспедицией

 

кремлевского

 

стро

-

ения

заключались

 

в облицовке

 

диким

 

камнем

 

поставленных

 

ранее

 

деревянных

 «

обрубов

». 

До 

1800 

г

успели

 

соорудить

 

лишь

 

фрагмент

 

протяженностью

 

около

 1

 км

Тело

 

стенки

 

на

-

бережной

 

было

 

сложено

 

из известняка

на из

-

вестковой же

 

основе

 

с гидравлическими

 

добав

-

ками

В облицовке

 

был

 

использован

 

песчаник

а фундаментом

 

для

 

набережной

 

служил

 

дере

-

вянный

 

свайный

 

ростверк

Следующей

 

бла

 

го

 

устроенной

 

набереж

-

ной

 

стал

 

участок

 

возле

 

Воспитательного

 

дома

В 

1801 

г

было

 «

повелено

» 

облицевать

 

берег

 

камнем

 

так же

как

 

это

 

было

 

сделано

 

возле

 

Кремля

однако

 

деревья

 

позволили

 

не сажать

Строительные

 

работы

 

растянулись

 

до 

1806 

г

., 

но даже

 

после

 

их

 

окончания

 

горожане

 

долгое

 

время

 

не могли

 

пользоваться

 

набережной

от

-

данной

 

в полное

 

распоряжение

 

обитателей

 

Воспитательного

 

дома

 —  

сирот

подкидышей

 

и детей

родившихся

 

вне

 

брака

 

или

 

у неимущих

 

родителей

В

 

эти же

 

годы

 (1796–1801) 

по проекту

 

Матвея

 

Казакова

 

на высоком

 

берегу

 

реки

 

на

-

против

 

Хамовников

 

было

 

построено

 

здание

 

Го

-

лицынской

 

больницы

Берег

 

в этом

 

месте

 

был

 

укреплен

 

так

 

называемой

 

Голицынской

 

стен

-

кой

включавшей

 

подпорную

 

стенку

 

из извест

-

няковых

 

плит

 

разной

 

величины

с парапетом

и двумя

 

фланкирующими

 

ее

 

беседками

-

ротон

-

дами

В 

XX

 в

партерный

 

парк

 

больницы

 

вошел

 

в состав

 

Парка

 

Горького

Во время

 

комплекс

-

ной

 

реконструкции

 

в 

1930-

е

 

подпорная

 

стенка

 

была

 

сохранена

поэтому

 

на сегодня

 

это

 

самый

 

старый

 

фрагмент

 

московских

 

набережных

В

 

течение

 

следующих

 

десяти

 

лет

 

была

 

вы

-

строена

 

набережная

 

напротив

 

Китай

-

города

протяженностью

 405

 м

Попутно

 

произвели

 

подсыпку

 

и регулирование

 

низкого

 

берега

.

В

 

рамках

 

масштабных

 

работ

 

по восстанов

-

лению

 

Москвы

 

после

 

пожара

 1812 

г

., 

в 

1832–

1836 

гг

в дополнение

 

к существующим

 

Крем

-

левской

 

и Москворецкой

 

набережным

 

были

 

созданы

 

каменные

 

Софийская

 

и Раушская

При

 

этом

 

для

 

Софийской

 

набережной

 

утвердили

 

не

-

обычный

 

двухуровневый

 

проект

с подпорной

 

стенкой

 

у воды

 

и верхним

 

ярусом

устроенным

 

на арках

 

над

 

рекой

.

Последние

 

крупные

 

работы

 

по бла

 

го

-

устройству

 

набережных

 

в дореволюцион

-

ной

 

Москве

 

проводились

 

в 

1880 

г

., 

когда

 

пе

-

ред

 

храмом

 

Христа

 

Спасителя

 

по проекту

 

инж

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

17

Набережные

 

Москвы

-

реки

  

с

 XVIII 

до

 

начала

 XX 

века

Ил. 1. Деревянные набережные Москвы-реки в XVIII столе-
тии. Изображение с сайта www.nevsepic.com.ua

Ил. 2. Одно из первых изображений набережной перед Вос-
питательным домом в исполнении художника мастерской 
Федора Алексеева. На пейзаже можно видеть место старей-
шей пристани на Москве-реке. Акварель из собрания ГЭ. 
1800-е гг. С сайта http://www.artscroll.ru

Ил. 3. Кремлевская набережная на картине Федора Алексе-
ева «Вид Московского Кремля и Каменного моста». 1815 г. 
Из собрания ГИМ. С сайта http://www.artscroll.ru

Ил. 4. Фотография набережной перед Воспитательным домом 
(Москворецкая набережная). Н. А. Найденов. 1884 г.

Ил. 5. Пушкинская набережная в ЦПКиО им. Горького.  
Арх. Матвей Казаков. С сайта http://www.pastvu.com

Ил. 6. Набережная перед храмом Христа Спасителя. Инж. 
Н. М. Левачев. С сайта http://www.pastvu.com

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18

Глава

 1. 

Исторические

 

и

 

современные

 

особенности

 

развития

 

набережных

 

Москвы

-

реки

Н

М

Левачева

 

было

 

сооружено

 516

 м

 

набереж

-

ной

 

с лестничным

 

спуском

 

и купелью

В итоге

 

на рубеже

 XIX–XX

 вв

Москва

 

имела

 

всего

 4

 км

 

бла

 

го

 

устроенных

 

набережных

 

при

 

общей

 

длине

 

береговой

 

линии

 40

 км

 (

в тогдашних

 

границах

 

города

). 

Как

 

и нынешние

 

набережные

 

в цен

-

тре

 

города

старые

 

московские

 

набережные

 

представляли

 

собой

 

стены

отделяющие

 

бе

-

рег

 

от воды

Они

 

имели

 

форму

 

бутовой

 

стенки

 

на свайном

 

основании

были

 

облицованы

 

та

-

таровским

 

камнем

 (

песчаником

добывав

-

шимся

 

близ

 

с

.

 Татарова

недалеко

 

от с

Кры

-

латского

и ограждены

 

тумбами

 

с решетками

Высота

 

стандартной

 

тумбы

 

составляла

 1,36

 м

Подпорная

 

стенка

 

имела

 

уклон

 

в 

80 

градусов

 

и украшалась

 

карнизом

 

в виде

 

вала

 

диаметром

 

25

 см

.

 Размер

 

стандартной

 

плиты

 

равнялся

 

примерно

 100 

на 

50–60

 см

что

 

значительно

 

меньше

 

современных

 

облицовочных

 

плит

Следует

 

обратить

 

внимание

что

 

уже

 

в то время

 

вопросу

 

бла

 

го

 

устройства

 

уделялось

 

большое

 

внимание

На всех

 

обустроенных

 

на

-

бережных

 

были

 

организованы

 

сходы

грузовые

 

съезды

 

к воде

 

и причалы

Важной

 

характери

-

стикой

 

старых

 

набережных

 

являлся

 

тот

 

факт

что

 

сходы

 

и съезды

 

были

 

углублены

 

в тело

 

на

-

бережной

 

и не выдавались

 

за линию

 

регулиро

-

вания

дабы

 

не сужать

 

речного

 

русла

Ширина

 

схода

 

равнялась

 

примерно

 3

 м

съезда

 —  7

 м

Таким

 

образом

они

 

были

 

заглублены

 

в набе

-

режную

 

на 

10

 м

Более

 

импозантные

 

сооруже

-

ния

 

данного

 

типа

 

были

 

расположены

 

на левом

кремлевском

 

берегу

а утилитарные

 

соору

-

жения

 —  

грузовые

 

съезды

 —  

устраивались

 

на правом

преимущественно

 

ниже

 

Кремля

 

по течению

Необходимо

 

также

 

отметить

что

 

сходов

 

к реке

 

в то время

 

было

 

намного

 

больше

чем

 

в настоящее

 

время

От Западного

 

порта

 

в Фи

-

лях

 

до Южного

 

порта

 

насчитывалось

 36 

сходов

при

 

этом

 

большая

 

часть

 

располагалась

 

в цен

-

тральной

 

части

 

города

На следующих

 

фотогра

-

фиях

 

показан

 

вид

 

на сход

 

к реке

 

на Москворец

-

кой

 

набережной

 

с одного

 

места

 

в разные

 

эпохи

Вдоль

 

обустроенных

 

набережных

 

были

 

сформированы

 

общественные

 

пространства

разбиты

 

бульвары

проложены

 

дороги

выса

-

жены

 

деревья

 

и смонтировано

 

освещение

Не

-

обустроенные

 

берега

 

реки

 

также

 

использова

-

лись

там

 

организовывали

 

купальни

строили

 

рестораны

размещали

 

перевозы

 (

переправы

). 

Набережные

 

к началу

 XX

 в

перестали

 

обладать

 

чисто

 

утилитарной

 

функцией

 (

транспортной

промышленной

). 

Они

 

начали

 

превращаться

 

в парадный

 

водный

 

фасад

 

города

приобретая

 

также

 

рекреационную

 

функцию

При

 

этом

 

надо

 

отметить

что

 

основными

 

целями

 

всех

 

работ

 

по преобразованию

 

Москвы

-

реки

 

были

 

предот

-

вращение

 

регулярно

 

случавшихся

 

наводнений

 

и нормализация

 

водоснабжения

 

города

.

Ил. 7. Типы старых стенок центральных набережных. Источ-
ник: П. И. Гольденберг, Л. С. Аксельрод. Набережные Москвы. 
Архитектура и конструкции. М., 1940

Ил. 8. Схема расположения сходов на старых набережных. 
Источник: П. И. Гольденберг, Л. С. Аксельрод. Набережные Мо-
сквы. Архитектура и конструкции. М., 1940

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////