ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 14

 

 

 

209 

 

 

 

Дают  описание  ландшафта  территории  хозяйства:  макро

-

,  мезо

и  микроре-

льеф, высота над уровнем моря, наличие водоемов, облесенность территории, сте-
пень расчленения землепользования долинами рек, балками и оврагами, группировка 
с.

-

х. угодий по степени развития эрозии, крутизне склонов и т.д.

 

 

2.3. Климат 

 

Приводится характеристика агроклиматических ресурсов региона (количество 

осадков по месяцам и их количество за год, распределение осадков по периодам года; 
относительная влажность и температура воздуха, гидротермический коэффициент и 
направление господствующих ветров; максимальные и минимальные температуры, 
продолжительность оттепелей зимой и засушливых периодов летом; даты наступле-
ния и продолжительность важных для с.

-

х. производства периодов, сезонов и т.д.) и 

соответствие их биологическим требованиям главных культур, возделываемых в хо-
зяйстве.

 

 

2.4. Почвы 

 

Приводят  подробные  сведения  о  земельных  угодьях  хозяйства  (экспликация 

земель, основные почвенные разности, материнская порода, гранулометрический со-
став, мощность гумусового горизонта, содержание гумуса и основных питательных 
веществ, водно

-

физические свойства, рН, глубина залегания грунтовых вод, окуль-

туренность  полей,  засоренность и основные  виды  сорной растительности),   их ис-
пользование и соответствие требованиям главных культур, выращиваемых в хозяй-
стве.

 

 

2.5. Экономическое положение хозяйства 

 

Излагают  основные  показатели  экономического  состояния  хозяйства  (объем 

производства и реализации продукции по отраслям и ее товарность, продуктивность 
животноводства,  производительность  труда,  себестоимость  продукции,  рентабель-
ность отраслей, хозяйства и т.д.), отмечают существующие экономические проблемы 
и намечают пути их решения. 

 

Сведения  для  данного  раздела  берут  из  систем  земледелия,  проектов  земле-

пользования, годовых отчетов, бизнес

-

планов, почвенных карт, картограмм, книг ис-

тории полей хозяйств, агроклиматических справочников, метеобюллетеней и других  
источников.   

 

 

         

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОСВЕЩАЕМОГО ВОПРОСА В ХОЗЯЙСТВЕ   

(системы земледелия, отдельных звеньев системы 

 земледелия, отрасли растениеводства и т.д.) (10-12 с.) 

 

 

 

210 

 

 

Дают анализ избранной проблемы с.

х. производства: системы земледелия хо-

зяйства или ее отдельных звеньев (структуры посевных площадей, системы севообо-
ротов,  обработки  почвы,  удобрения),  технологии  возделывания  культуры  (группы 
культур) или нескольких агротехнических приемов. Отмечают технологические не-
достатки  (нарушения)  и  профессиональные  ошибки,  которые  снижают  эффектив-
ность  земледелия  (растениеводства,  овощеводства,  плодоводства,  семеноводства  и 
т.д.) в сохранении и воспроизводстве плодородия почвы, в повышении урожайности 
возделываемых культур, улучшении качества продукции и т.д.

 

Определяют пути и способы решения данной проблемы в условиях конкрет-

ного хозяйства.

 

 

4. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ 

(технологии возделывания культуры) (18-20 с.) 

 
 

Разрабатывают и научно обосновывают комплекс мероприятий по совершен-

ствованию системы земледелия (отдельных ее звеньев) или технологии возделыва-
ния культуры (группы культур, нескольких агротехнических приемов и т.д.) в усло-
виях конкретного хозяйства на основе анализа избранной проблемы (раздел 3), уде-
ляя особое внимание устранению технологических недостатков (нарушений) и про-
фессиональных  ошибок  (предложение  иных  или  изменение  существующих  струк-
туры посевных площадей, систем севооборотов, обработки почвы, удобрения, семе-
новодства, защиты растений, сохранения и воспроизводства плодородия почвы; при-
емов подготовки семян, сортов и гибридов; сроков, способов и норм посева; приемов 
ухода  за  растениями;  сроков  и  способов  уборки;  первичной  подработки,  хранения 
продукции и т.д.), указывая, какой конкретно результат даст внедрение вашего пред-
ложения хозяйству.

 

В заключении (резюме) раздела дают итоговую агротехническую оценку всего 

проекта мероприятий, суммируя научно обоснованные или доказанные передовыми 
хозяйствами результаты ваших конкретных предложений.

 

Все  последующие  разделы  следует  выполнять  аналогично  выполнению  ди-

пломной работы. 

 

 

4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ 

 

4.1. Общие требования 

 

Оформление выпускной работы должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 

7.0.12-

20011 и методическим указаниям.

 

Объем выпускной работы (без приложения) должен составлять 50  страниц ма-

шинописного  (через  1,5  –

 

2  интервала),  компьютерного  (шрифт  14,  язык  Romon 

Taims) или 70 –

 

90 страниц рукописного текста на одной стороне листа белой бумаги 

формата А

-

4 (210 х 297 –

 

300 мм).

 

На каждом листе следует оставлять поля по всем четырем сторонам шириной 

 

211 

 

 

не менее: левого поля –

 

35 мм, правого –

 

10 мм, верхнего и нижнего –

 

20 мм.

 

Текст  работы  должен  быть  хорошо  отредактирован,  отпечатан  или  написан 

грамотно, аккуратно, только в одном цвете.

 

В рукописном варианте выделение нуме-

рации страниц, заголовков разделов, подразделов, таблиц и т.п. пастой (чернилами) 
другого цвета не допустимо.

 

Опечатки, ошибки и графические неточности допускается исправлять подчист-

кой или закрашиванием белой краской (штрих) и нанесением на том же месте исправ-
ленного текста,  или изображения машинописным способом,  или от руки в одном 
цвете с текстом.

 

Сокращение русских слов и словосочетаний –

 

только по ГОСТ Р 7.0.12

-20011. 

 

4.2. Рубрикация работы 

 

Выпускная  работа  может  состоять  из  следующих  структурных  элементов: 

глава, раздел, подраздел, пункт, подпункт.

 

Заголовки глав и разделов следует располагать в середине строки без точки в 

конце и печатать (писать) прописными буквами, не подчеркивая. Желательно начи-
нать главу или раздел с новой страницы.

 

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и пе-

чатать (писать) строчными буквами (кроме первой прописной), не подчеркивая, без 
точки в конце.

 

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Пе-

реносы слов в заголовках не допускаются.

 

Расстояние между заголовком главы (раздела) и текстом должно быть не менее 

3 интервалов (2 строки) сверху и 1,5 интервала (1 строка) снизу заголовка.

 

Текст подраздела, пункта и подпункта располагают через  обычный интервал 

(1,5 

 

2) и начинают с абзацного отступа.

 

 

4.3. Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов 

 

Главы и разделы выпускной работы нумеруют арабскими цифрами. После но-

мера  главы  или  раздела  ставят  точку,  следом  на  этой  же  строчке  дают  заголовок 
главы или раздела.

 

Подразделы также нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. 

Номер  подраздела  включает  номер  раздела  и  подраздела,  разделенных  точкой, 
например: 2.2. (второй подраздел второго раздела). В конце номера подраздела ставят 
точку.

 

Аналогично поступают при нумерации пунктов, например: 2.1.2. (второй пункт 

первого подраздела второго раздела). Если раздел имеет только один подраздел (а 
подраздел –

 

один пункт), то нумеровать подраздел (пункт) не следует.

 

 

4.4. Нумерация страниц 

 

 

212 

 

 

Страницы выпускной  работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблю-

дая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом 
верхнем углу без штрихов и точек.

 

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы 

на нем не ставят, а на следующей странице сразу ставят номер 2. Титульный лист 
выпускной работы студенты получают в деканате. После титульного листа идет “За-
дание на выпускную работу”, а затем помещают “Содержание” выпускной работы 
(проекта).  Оно должно  включать  все  заголовки, имеющиеся  в работе, сохраняя их 
последовательность, название и нумерацию (главы, разделы, подразделы, пункты и 
подпункты).

 

Допустимо вместо “Содержания” выпускной работы приводить “Оглавление”, 

которое оформляется аналогично “Содержанию”,

 

но помещается после списка лите-

ратуры в конце работы.

 

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, а также распе-

чатки с ЭВМ включают в общую нумерацию страниц работы.

 

 

4.5. Иллюстрации 

 

Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, гисто-

граммы и пр.) именуют рисунками и нумеруют последовательно арабскими цифрами 
в пределах всей работы.

 

Иллюстрации следует располагать сразу после ссылки на них в тексте работы 

(рис. 1), а если это невозможно, то на следующей странице, номер которой указывают 
в ссылке на данный рисунок, например: (рис. 2 на с.18).

 

 

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

 

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, гистограммы должны соответствовать 

требованиям государственных стандартов ЕСКД (единая система

 

конструкторской 

документации).

 

Фотоснимки размеров меньше формата А

-

4 должны быть наклеены на стан-

дартные листы белой бумаги.

 

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. 

При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуноч-
ный текст). Иллюстрация обозначается словом “Рис.”, которое помещают после по-
ясняющих данных, например:

 

Рис. 4. График динамики продуктивной влаги в метровом слое почвы.

 

Если  в  работе  только  одна  иллюстрация,  ее  нумеровать  не  следует  и  слово 

“Рис.” под ней не пишут.

 

Иллюстрацию  следует  выполнять  на  одной  странице.  Если  иллюстрация  не 

умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом 
название иллюстрации помещают на первой странице, а поясняющие данные дают к 
каждой странице и под ними указывают “Рис…, лист …”.

 

Название и подрисуночный текст иллюстрации выполняют чертежным шриф-

том единообразно по размеру на протяжении всей работы.

 

 

 

213 

 

 

4.6. Таблицы 

 

Цифровой  материал  работы  должен  быть  оформлен  в  виде  таблиц.  Таблицы 

следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей ра-
боты. Номер следует размещать после слова “Таблица” на одной строчке с заголов-
ком таблицы, после номера ставят знак “

-

”.

 

Каждая  таблица  должна  иметь  содержательный  заголовок.  Заголовок  поме-

щают над соответствующей таблицей. Слово “Таблица” и заголовок начинают с про-
писной буквы, например: Таблица 1 –

 

Влияние …

 

Подчеркивать заголовок не следует.

 

Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки –

 

со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками; с прописных, 
если они самостоятельные.

 

Делить головки таблицы по диагонали нельзя. Высота строк должна быть не 

менее 8 мм, например:

 

 

Таблица 3 

Запас продуктивной влаги в почве, мм (2015 г.)

 

 

Головка  (содержани-
естрок)

 

 

 

 

Заголовки граф

 

 

 

 

 

 

 

Подзаголовки граф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боковик 

(заголовки 

строк)

 

Графы 

 

(колонки)

 

 

    

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором 

она упоминается впервые, или на следующей странице.

 

Таблицы нужно размещать так, чтобы их можно было читать без поворота ра-

боты. Если это невозможно, таблицу располагают таким образом, чтобы для ее про-
чтения надо было повернуть работу по часовой стрелке на 90

0. 

При переносе таблицы на следующую страницу работы головку таблицы по-

вторяют и над ней помещают слова “Продолжение табл. 3” с указанием номера. За-
головок таблицы не повторяют. Разрывать таблицу при переносе между головкой и 
содержанием или между названием и таблицей недопустимо.

 

Графу “№ пп.”

 

в таблицу включать не следует.

 

На все таблицы должны быть ссылки в работе. Если в работе одна таблица, ее 

не нумеруют и слово “Таблица” не пишут. Все другие элементы оформления таблиц 
должны соответствовать ГОСТ 2.105 

- 95 

В  рукописном  варианте  выпускной  работы  таблицы  выполняют  тушью  или 

пастой того же цвета, что и текст работы. Не допускается выполнение таблицы ка-
рандашом и заполнение ее пастой другого цвета.

 

 

214 

 

 

 

4.7. Перечисления и примечания 

 

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или 

подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими 
цифрами со скобкой, например:

 

1) 
2) 

3) и т.д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа.

 

В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы 

перечислений.

 

Примечания следует помещать в работе при необходимости пояснения содер-

жания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно 
после пункта, подпункта, таблицы или иллюстрации, к которым они относятся, и пе-
чатают с прописной буквы с абзацного отступа.

 

Слово “Примечание” следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа 

вразрядку и не подчеркивать.

 

Одно  примечание  не  нумеруют.  Несколько  примечаний  следует  нумеровать 

порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:

 

 

П р и м е ч а н и я: (печатать через пробел каждую букву)

 

1 ……

 

           

2 ……

 

           

3 …… и т.д.

 

 
 

4.8. Оформление списка литературы 

 

В список включают только проработанные студентом источники. Библиогра-

фическое описание их приводят в соответствии с ГОСТ 7.1 –

 2003. 

Оформление  списка  использованных  источников  является  составной  частью 

работы (проекта). Этот список помещается в конце работы, после “Заключения”.

 

Возможны различные способы группировки материалов, включенных в список 

использованных источников. Наиболее приемлемым способом является алфавитная, 
при котором материалы располагаются в общем алфавитном порядке фамилий авто-
ров и заглавий книг и статей (если автор не указан). По такому списку легко устано-
вить, все ли работы того или иного автора учтены в нем.

 

Начинать список проработанной литературы необходимо с законодательных и 

нормативных документов. Они должны располагаться по значимости, а внутри каж-
дой выделенной группы документов –

 

в хронологическом порядке.

 

Порядок расположения источников следующий:

 

1. Конституция Российской Федерации.

 

2. Законы Российской Федерации.

 

3. Постановления Государственной Думы РФ.

 

 

215 

 

 

4. Указы Президента Российской Федерации.

 

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ.

 

6. Тематические сборники Правительства

 

РФ.

 

7. Постановления местных органов власти.

 

Далее использованные источники располагаются по алфавиту авторов и загла-

вий.

 

Иностранные источники располагают в порядке латинского алфавита.

 

Список литературы имеет сквозную нумерацию.

 

Особое внимание необходимо обратить на правильность описания официаль-

ных документов (законов, указов, положений, постановлений и др.).

 

Ниже приводятся примеры библиографического описания документов.

 

Официальные документы. После названия официального документа ставится 

двоеточие и

 

указывается, кем принят (утвержден) данный законодательный акт, дата 

принятия его и номер. Обычно такие материалы оперативно печатаются в газетах, 
поэтому далее надо указать, где опубликован этот материал, то есть после приведе-
ния  данных ставятся  две  косые  линии,  а  после  них  –

 

название  газеты,  год,  номер, 

число и страницы, где напечатан этот документ.

 

Пример 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо-

ванием 12 декабря 1999 г. –

 

М.: Юрист,1997 г. –

 

31 с.

 

Пример 2. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и 

сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122 –

 

ФЗ. –

 

М.: Интел

-

Синтез, 

1997 г. –

 

32 с.

 

Пример 3. О мерах по оздоровлению государственных финансов: Указ Прези-

дента РФ от 11 декабря 1997 г. №1278 // Российская

 

газета. –

 1997. 

 

16 декабря. –

 

С. 

3-5. 

Пример 4. О государственной комиссии по торговле, качеству товаров и защите 

прав потребителей: Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. // Собрание 
законодательства РФ. –

 1997. - 

№29. –

 

Ст. 3529.

 

Описание книги одного автора:

 

 

Пример 5. Котлярова О.Г. Ландшафтная система земледелия Центрально

-

Чер-

ноземной зоны / О.Г. Котлярова. –

 

Белгород, 1995. –

 

287 с.

 

Описание книги двух авторов:

 

Пример 6. Буглай В.В. Международные экономические отношения / В.В Буг-

лай, Н.Н. Ливенцев. –

 

М.: Финансы и статистика, 1996. –

 

160 с.

 

Описание книги трех авторов:

 

Пример 7. Козлова А.П. Бухгалтерский учет в малом предпринимательстве / 

А.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. –

 

Финансы и статистика, 1997. –

 

206 с.

 

Описание книги четырех авторов:

 

Пример 8. Агробиоценозы и их охрана / А.Ф. Пономарев, Г.И. Горшков, И.Г. 

Глазунов, С.И. Панин. –

 

Белгород: БГСХА, 1997. –

 

74 с.

 

Описание книг без указания авторов:

 

Пример 9. Справочник овощевода / Под ред. А.В. Круглякова. –

 2-

е изд., испр. 

и доп. –

 

Мн.: Ураджай, 1990. –

 

174 с.

 

Пример 10. Сборник научных трудов:

 

 

216 

 

 

Повышение урожайности полевых культур в ЦЧР. –

 

Сб. научн. тр. –

 

Воронеж: 

изд

-

во ВГАУ, 2004. –

 

103  с.

 

Пример 11. Книга с числом авторов больше четырех:

 

Агротехнологии зерновых и технических культур в Центральном Черноземье: 

Учебное пособие / В.А. Федотов, А.К. Свиридов, С.В. Федотов и др.: Под ред. В.А. 
Федотова. –

 

Воронеж, 2004. –

 

154 с.

 

 

 
 

Патентные документы

 

Пример  12.  Пат.2187888  Российская  Федерация,  МПК

Н  04  В  1738,  Н  04 J 

13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В.И.; заявитель и патентообладатель 
Воронеж  науч.

-

исслед.  ин

-

т  связи. 

№  2000131736/09,  заявл.  18.12.00;  опубл. 

20.08.02. Бюл. №23 (II ч).

-

3 с.: ил.

 

Пример 13. А.с. 1007970 СССР, МКИ

В 25 J 15/00. Устройство для захвата 

неориентированных деталей типа валов / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин (СССР). 

№ 

3360585/25-

08; заявл. 23.11.81; опубл. 30.03.83, Бюл. № 12

-

2 с.

 

 

Стандарты

 

Пример 14. ГОСТ Р 52375 –

 

2005. Сортовые и посевные качества. Общие тех-

нические условия. –

 

Введен впервые, 

М.: Стандартинформ, 2005. –

 

24 с.

 

 

 

Авторефераты

 

Пример 15. Кузнецова Л.Н. Влияние способов основной обработки и удобре-

ний на плодородие почвы и урожайность ячменя в юго

-

западной части ЦЧЗ / Л.Н. 

Кузнецова: автореф. дис…канд. с.

-

х. наук. –

 

Белгород, 2004. –

 

23 с.

 

 

Электронные ресурсы

 

Пример 16. Цветков В.Я. Компьютерная графика: рабочая программа (Элек-

тронный ресурс): для студентов заоч. Формы обучения геодез. и др. специальностей 
/ В.Я. Цветков. –

 

М.: МИИГА и К, 1999. –

 

1 дискета. –

 

Систем. требования: JBM PC, 

Windows 95, Word 6.0 

 

Загл. с экрана.

 

 

Аналитическое библиографическое описание –

 

это библиографическое описа-

ние  части документа  (статьи  из  периодического  издания,  главы,  раздела  из  книги, 
параграфа из учебника).

 

На составную часть издания (документа), т.е. на статью, раздел, главу и т.п., 

составляют описание, в котором сначала приводят сведения о составной части, а за-
тем ставят знак (две косые черты) и указывают сведения об основной части издания 
(о книге, сборнике, трудах, журнале и

 

т.п.), в котором она помещена.

 

При описании статей, опубликованных в периодических и продолжающихся 

 

217 

 

 

изданиях (журналах, сборниках научных работ и т.п.), имеющих нумерацию, не ука-
зывают название издательства и место издания.

 

 

Пример 17.  Статьи из журналов

 

одного автора: 

 

Алейник  С.  Н.  Приоритеты  аграрной  политики  Белгородской  области  /  С.Н. 

Алейник // Белгородский Агромир. –

 2006. - 

№ 5 (13). –

 

с. 4

-8. 

Пример 18. Статьи из журналов двух или трех авторов: 

 

Кондратенко Е.П. Урожайность яровой пшеницы в  зависимости от норм вы-

сева / Е.П. Кондратенко, Л.Г.Пинчук // Зерновое хозяйство. –

 2003. - 

№ 7. –

 

С. 21

-22. 

Пример 19.  Статьи из журналов четырех и более авторов:

 

Сортовая  вариабельность  показателя  величины  автолитической  активности 

зерна яровой пшеницы /

 

В.Е. Ториков [и др.] // Зерновое хозяйство. –

 2003. - 

№ 7. –

 

С. 14

-15. 

Пример 20. Статьи из сборников научных работ (трудов): 

 

Козлобаев В.В. Проблема производства зерна твердой пшеницы и пути ее ре-

шения в ЦЧР / В.В.Козлобаев // Вестник ВГАУ. 

№ 9, 2004.

 

 

С. 3 –

 14. 

Статьи, опубликованные в научных трудах, сборниках или в других продолжа-

ющихся и периодических изданиях, не имеющих нумерации, описывают без назва-
ния издательства, но с указанием издающего учреждения (пример 22).

 

Пример 21. Статьи из продолжающихся изданий без нумерации: Ноздрачева 

Р.Г.  Некоторые  особенности  выращивания  селекционного  материала  абрикоса  / 
Р.Г.Ноздрачева // Итоги научно

-

исследовательских работ агрономического факуль-

тета: Сб. науч. тр./ Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2004. –

 

С.78

-82. 

При описании статей из периодических газет не указывают название издатель-

ства и место издания, но указывают дату или номер издания (примеры 23

-24). 

Пример 22.  Статьи из газет не более 8 страниц:

 

Загайтов И.Б. Очевидный ресурс экономического роста / И.Б.Загайтов, Г.В. Ко-

стин, Н.П. Турищев // Коммуна. –

 2004. - 

16 марта.

 

Если газета имеет более 8 страниц, в описании приводится номер страницы, на 

которой помещена статья.

 

Пример 23. Статьи из газет более 8 страниц:

 

Кактурская М. Куда девать деньги? / М. Кактурская // Аргументы и факты, 

2004. - 

№ 42. –

 

С.3.

 

Главы из книги

 

При описании составной части книги приводят фамилию и инициалы первого 

автора, помещают заглавие главы (раздела, статьи), затем перечисляют авторов (не 
более трех, аналогично оформлению статей из журналов), указывают название книги, 
ее авторов (не более трех),  место и год ее издания, выпуск, номер главы или раздела, 
а также номера страниц, на которых помещена составная часть. Название издатель-
ства в этих случаях не указывают (пример 25).

 

Пример

 

24. Главы из книги:

 

Шевченко  В.Е.  Сущность  биологизации  земледелия  /  В.Е.  Шевченко,  Н.В. 

Парахин, В.Т. Лобков и др. // Биологизация и адаптивная интенсификация земледе-
лия в Центральном Черноземье / В.Е.Шевченко, В.А.Федотов, И.В. Артемов и др. –

 

 

218 

 

 

Воронеж, 

2000. 

 

С. 9

-14. 

Если составная часть (произведение, глава, раздел и т.п.) помещена в сочине-

ниях или избранных сочинениях видных ученых, то ее описание начинают с указания 
фамилии и инициалов автора, затем приводят название произведения, раздела или 
главы и сообщают сведения об издании (фамилия и инициалы автора, название изда-
ния, число томов, место издания, год издания, номер тома, если это издание много-
томное, номер главы, раздела и страницы, на которых помещена составная часть). 
Название издательства в этих случаях не указывают (пример 26).

 

Пример 25. Часть из избранных сочинений видных ученых:

 

Стебут И.А. Лекции, прочитанные И.А. Стебутом в с.

-

х. музее Министерства 

государственных имуществ в 1873 г. //  И.А.Стебут. Избр. Соч.: в 2 т.

М., 1966. –

 

Т.1 

 

С

.665-769. 

 

При библиографическом описании любого печатного источника необходимо 

внимательно следить за тем,  чтобы правильно были расставлены условные раздели-
тельные знаки, соблюдены правила сокращения слов и т.п. 

 

Следует иметь в виду, что перечисление авторов, заглавия составной и основ-

ной частей издания и другие сведения берут с титульного листа издания.

 

Название места издания приводят в именительном падеже полностью, за ис-

ключением городов Москва и Ленинград (Санкт

-

Петербург), которые обозначают со-

кращенно, т.е. первыми заглавными буквами с точкой (М., Л., СПб).

 

Документы, содержащие основные сведения о хозяйстве (проект внутрихозяй-

ственного  землеустройства,  годовой  отчет  и  т.п.),  в  список  литературы  целесооб-
разно включать только в работы проектного типа

 

4.9. Ссылки 

 

При ссылке в тексте на научную литературу, документальную информацию и 

другие источники их следует указывать порядковым номером по списку источников, 
выделенным круглыми скобками, если приводится фамилия автора, например:

 

1) “ …, так Н.И. Вавилов (6), отмечает, что …”

 

Если автор не назван, то порядковый номер (номера) выделяют прямоуголь-

ными скобками:

 

   

 

2) “… следует, что совместное внесение органических и минеральных удобре-

ний под картофель обеспечивает максимальное повышение его урожайности [8, 14, 

23]. 

Наряду с общим списком литературы допускается приводить ссылки на источ-

ники в подстрочном примечании. 

 

В подстрочных ссылках приводят либо полностью библиографическое описа-

ние произведения, на которое дается ссылка, либо недостающие элементы описания. 
Подстрочная ссылка располагается под текстом и печатается (пишется) через 1,5 ин-
тервал (1строка), например:

 

 

в тексте:

 

 

219 

 

 

“ …, по морфологическим и хозяйственно важным признакам все виды пше-

ницы разделены на 2 группы: настоящие (голозерные) и полбяные (пленчатые).

1  

 

в ссылке:

 

1. Растениеводство: Практикум / В.А.Федотов, В.В.Коломейченко, Г.И.Дурнев 

и др. / Под ред. В.В. Коломейченко, В.А. Федотова. –

 

Воронеж: Изд

-

во ВГУ, 1996. –

 

С. 64.

 

Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, 

перечисления, приложения и т.п. следует указывать их порядковым номером, напри-
мер: “… в разд. 4”, “… по п. 3.3.4.”, “… в подпункте 2.3.4.1, перечисление 3”, “… на 
рис. 8”, “… в табл. 12”, “… по формуле (3)”, “… в уравнении (2)”, “… в приложении

 

6”.

 

Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно приложе-

ние, следует при ссылках писать “на рисунке”, “в таблице”, “в приложении”.

 

Повторные ссылки следует давать с сокращенным словом “смотри”, например:

 

“…динамика  потребления  растениями  питательных  веществ  из  почвы  имеет 

такую же закономерность, как и динамика расхода влаги (см. рис.4) или (см. табл. 
8)”.

 

 

4.10. Формулы и уравнения 

 

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше 

и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной сво-
бодной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть пере-
несено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус ( 

), умножения 

(х), деления ( : ) или других математических знаков.

 

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить 

непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в 
формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с но-
вой строки. Первую строку пояснения начинают со слова “где” без двоеточия, напри-
мер:

 

“ …, для расчета используют формулу (1)” 

 

 

Km

Кw

Кn

Ос

У

ДВ

)

(

100

                                    (1) 

 

где  

У

ДВ

 

 

действительно возможный урожай основной продукции,

 

                 

ц/га;

 

    100 

 

коэффициент перевода продуктивной влаги из мм в ц/га

 

                

(1мм = 10т/га = 100 ц/га);

 

 

     

                                 

(1)

 

 

220 

 

 

    

Wo

 

 

количество продуктивной влаги в метровом слое почвы к моменту по-

сева яровой культуры или началу возобновления весенней вегетации озимых куль-
тур, мм (из справочной литературы);

 

    

Oc

 

 

количество осадков за период вегетации культуры, мм;

 

                

Kn

 

 

коэффициент  полезности  осадков,  выпадающих  за  период  вегетации 

культуры, который в зависимости от биологии  культуры, технологии и зоны возде-
лывания колеблется от 0,3 до 0,8;

 

   

Km 

 

коэффициент хозяйственной эффективности урожая или 

 

                

доля зерна (клубней, корнеплодов) в общей биомассе

 

                (

в справочной литературе);

 

              

Kw 

 

коэффициент водопотребления культуры (в справочной

 

                

литературе).

 

 

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей 

работы  арабскими  цифрами  в  круглых  скобках  в  крайнем  правом  положении  на 
строке.

 

Если в работе одна формула или уравнение, их не нумеруют.

 

 

4.11. Приложения 

 

Приложение оформляют как продолжение работы (проекта) после списка ли-

тературы.  Начинается  оно  с  новой  страницы,  в  правом  верхнем  углу  прописными 
буквами пишут слово “ПРИЛОЖЕНИЕ”. Каждое приложение должно иметь темати-
ческий (содержательный) заголовок.

 

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на под-

разделы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами в пределах каждого приложения, 
например:

 

“П.1.2.3.” (третий пункт второго подраздела первого приложения). Анало-

гично оформляют рисунки, таблицы и формулы, помещенные в приложении, напри-
мер: “Рис. П. 1.2.” (второй рисунок первого приложения), “Табл. П.2.3.” (третья таб-
лица второго приложения).

 

 

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ  

 
 

Законченную  выпускную  работу  (проект),  подписанную  на  титульном  листе 

автором и консультантами, студент представляет руководителю. После проверки и 
одобрения выпускной работы руководитель подписывает ее и вместе

 

со своим пись-

менным отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве должна быть дана 
характеристика  выпускной работы и оценка профессиональной подготовленности 
выпускника к самостоятельной работе.

 

Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске 

выпускника к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе 
выпускной работы.

 

 

221 

 

 

После этого на странице 36 в зачетной книжке студента руководитель темы ди-

пломной  работы  ставит  отметку  о  допуске  выпускника  к  защите  и  свою  подпись. 
Оформленная по всем правилам зачетная книжка должна быть сдана студентом в де-
канат для обмена на диплом о высшем образовании.

 

В  случае,  если  заведующий  кафедрой не  считает  возможным  допускать  сту-

дента к защите, этот вопрос рассматривают на заседании кафедры с участием руко-
водителя выпускника. Протокол заседания кафедры представляют через декана фа-
культета на утверждение ректору вуза. Студент, не допущенный к защите выпускной 
работы, подлежит отчислению из вуза с формулировкой в приказе “как не справив-
шийся с выполнением выпускной квалификационной работы” и имеет право на вос-
становление и завершение обучения в порядке, установленном нормативными доку-
ментами.

 

Для глубокой и объективной оценки выпускной работы, допущенной к защите, 

деканат факультета направляет ее на рецензию. Состав рецензентов по представле-
нию деканата из числа профессоров и опытных доцентов выпускающих кафедр фа-
культета (кроме кафедры, на которой выполнена дипломная работа (проект)), утвер-
ждается  приказом ректор вуза.

 

Рецензент  анализирует  содержание  (актуальность  и  перспективность  темы, 

цель и задачи, правильность методики, достоверность результатов, полноту исполь-
зования фактических материалов, научную обоснованность решения  поставленных 
задач, экономическую эффективность результатов, их экологическую безопасность и 
др.), оформление (соблюдение ГОСТов и требований методических указаний, логич-
ность  рубрикации  и  изложения  содержания,  отредактированность  текста,  грамот-
ность и аккуратность автора) выпускной работы и дает письменное заключение (ре-
цензию) на специальном бланке (студент получает его в деканате), в котором приво-
дит краткую характеристику работы, отмечает ее достоинства и недостатки, степень 
подготовленности выпускника и оценивает работу по 4

-

х бальной системе (отлично, 

хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

 

Особое  внимание  при  рецензировании  следует  обратить  на  способность  вы-

пускника анализировать результаты исследований или состояние растениеводства в 
хозяйстве, умение делать правильные, точные выводы и профессионализм при раз-
работке  проекта  агрономических  мероприятий  для  решения  отмеченных  проблем, 
знание достижений современной науки и практики передовых хозяйств региона.

 

Выпускная  работа  с  рецензией,  отзывом  руководителя  и  зачетной  книжкой 

должна быть сдана студентом в деканат за три дня до назначенной даты защиты. Де-
канат направляет выпускную работу в ГАК для защиты.

 

В оставшееся до даты защиты время студент готовит доклад (краткое сообще-

ние) по теме дипломной работы (проекта), таблицы и иллюстрации.

 

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что очень полезно для 

студента  тщательно  отредактировать  и  отрепетировать  доклад  с  руководителем 
темы.

 

Хорошие  результаты  дает  организованное  заведующим  кафедрой  публичное 

заслушивание докладов всех выпускников кафедры в присутствии большинства пре-
подавателей и студентов

-

дипломников младших курсов с ответами на разнообразные 

 

222 

 

 

вопросы аудитории и последующим анализом “предварительной защиты”.

 

Для детального ознакомления с процедурой защиты дипломных работ студен-

там

-

выпускникам рекомендуется посещение защиты своих предшественников.

 

Студенты,  не  представившие  в  деканат  в  установленный  срок  полностью 

оформленные дипломные работы (проекты) (дипломная работа (проект), задание на 
их выполнение, рецензия и отзыв руководителя, со всеми необходимыми подписями) 
и зачетные книжки, подлежат отчислению из вуза с формулировкой в приказе “как 
не представивший в установленный срок выпускную квалификационную работу”. За 
отчисленным студентом сохраняется право на восстановление и прохождение итого-
вой государственной квалификационной аттестации в порядке, установленном нор-
мативными документами.

 

 

6. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ  РАБОТЫ (ПРОЕКТА) 

 

 

Итоговую государственную квалификационную аттестацию выпускников фа-

культета  осуществляют  согласно  п.  8.6  Государственного  образовательного  стан-
дарта РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки  Российской 
Федерации от 4 декабря 2015 года № 1431  “Требования к итоговой государственной 
аттестации выпускника”.

 

Защита дипломной работы (проекта) проходит на заседании Государственной 

аттестационной  комиссии  (ГАК),  состав  которой  предлагает  деканат  факультета  и 
утверждает ректор БелГАУ.

 

ГАК состоит из председателя и 6 членов комиссии. В качестве председателя 

ГАК из другого вуза или научно

-

исследовательского учреждения региона приглаша-

ется известный педагог или ученый, имеющий степень доктора с.

-

х. наук (в порядке 

исключения кандидата с.

-

х. наук) и утвержденный приказом Департамента научно

-

технологической политики и образования МСХ РФ.

 

В состав ГАК также входят декан факультета, заведующие выпускающих ка-

федр,  консультант  по  экономическим  вопросам.  Протоколы  заседаний  ГАК  ведет 
секретарь,  по  предложению  деканата,    назначенный  приказом  ректора  БелГАУ  из 
числа лаборантов кафедр факультета.

 

За  организацию  работы  ГАК  отвечают  декан  и  заведующие  кафедрами,  а  за   

процедуру защиты  

председатель и члены ГАК.

 

Защита дипломных работ (проектов) проводится в специально выделенной для 

этого чистой и светлой аудитории,  поочередно, в строгом соответствии со списком 
защищающихся и графиком защиты, составленными деканатом и объявленными не 
позднее 10 дней до начала защиты. Присутствие на защите руководителя темы вы-
пускной работы обязательно.

 

По многолетней вузовской традиции защита выпускных работ проводится пуб-

лично, т.е. ГАК допускает присутствие в аудитории всех желающих. 

 

Во время защиты в аудитории должны поддерживаться тишина и порядок, вхо-

дить в аудиторию и выходить из нее следует только в перерыве между защитами.

 

Защита выпускной работы проходит в следующем порядке:

 

 

223 

 

 

1. Представление к защите.

 

Один из членов комиссии по поручению председателя ГАК называет фамилию, 

имя и отчество очередного защищающегося студента, тему выпускной работы, руко-
водителя темы, рецензента и консультанта.

 

Студент развешивает для

 

обозрения таблицы и иллюстрации или раздает каж-

дому члену комиссии их ксерокопии (компьютерные распечатки),  или использует 
видеоаппаратуру, становится за трибуну (кафедру).

 

2. Доклад выпускника.

 

Выпускник  докладывает  основные  положения  и  результаты  дипломной  ра-

боты, на что по регламенту отводится не более 10 минут. Доклад должен быть доста-
точно громким, четким, логичным, грамотным и профессиональным.

 

Приветствуется и ценится свободное владение материалом выпускной работы, 

независимость от текста доклада, а также умение обращаться с указкой и наглядным 
материалом, убедительность и эмоциональность речи. Сообщение обычно заканчи-
вают фразой: “Доклад окончен, благодарю за внимание”.

 

Для иллюстрации положений доклада могут быть использованы таблицы, гра-

фики,  рисунки,  гистограммы,  фотографии,  натуральные  и  гербарные  образцы,  ма-
кеты, схемы, компьютерные распечатки, плоды, семена, продукты их переработки и 
т.д. Для демонстрации наглядного материала могут быть использованы технические 
средства и видеоаппаратура. 

 

3. 

Ответы на вопросы членов комиссии.

 

Члены комиссии поочередно задают студенту разнообразные вопросы, связан-

ные с темой дипломной работы (проекта) или должностными обязанностями в соот-
ветствии со специальностью и специализацией выпускника.

 

Защищающийся  студент,  находясь  за  трибуной, без подготовки  обязан отве-

тить на все вопросы. Ответы должны быть краткими, логичными, точными (по суще-
ству заданного вопроса), профессионально грамотными.

 

4. Оглашение содержания рецензии и отзыва руководителя темы выпускной работы.

 

Один из членов комиссии по поручению председателя ГАК зачитывает рецен-

зию  и  объявляет  оценку  рецензента,  знакомит  комиссию  с  отзывом  руководителя 
темы. Вместо оглашения содержания отзыва председатель ГАК может предоставить 
слово для краткого выступления руководителю темы выпускной работы.

 

5. Ответ на замечания рецензента и заключительное слово.

 

Председатель ГАК предоставляет слово автору работы. Студент кратко отве-

чает на замечания рецензента и, после небольшой паузы, благодарит педколлектив 
вуза (факультета), ГАК и руководителя темы дипломной работы (проекта).  

 

6. Обсуждение и оценка защищавшихся, подведение итогов дня.

 

После защиты работ всеми выпускниками текущего дня Государственная атте-

стационная  комиссия  без  посторонних  лиц  обсуждает  и  оценивает  защиту  работы 
каждого студента по 4

-

х бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, не-

удовлетворительно). В процессе обсуждения ГАК отмечает лучшие работы, рекомен-
дует их к внедрению в производство, а лучших выпускников (как правило, из числа 
отличников) –

 

для поступления в аспирантуру.

 

Комиссия отмечает и слабые работы: фиксирует грубые ошибки в содержании, 

 

224 

 

 

замечания по оформлению работ и нарушения процедуры защиты.

 

Затем в аудиторию приглашают всех студентов, защищавших в этот день вы-

пускные работы,

 

и председатель ГАК объявляет оценки, выставленные по результа-

там  защиты,  и  решение  Государственной  аттестационной  комиссии  о  присвоении 
квалификации; отмечает лучшие работы, их авторов и руководителей; называет вы-
пускные работы, рекомендованные комиссией  к внедрению в производство, и луч-
ших выпускников –

 

для поступления в аспирантуру.

 

На  следующий  день  после  окончания  защиты  дипломных  работ  (проектов) 

всеми выпускниками деканат факультета организует торжественное собрание по слу-
чаю  выпуска  молодых  специалистов  и  вручения  им  государственных  дипломов  о 
высшем образовании.

 

В актовом зале в торжественной и праздничной обстановке, в присутствии пре-

подавателей факультета, выпускников, их друзей и родственников председатель ГАК 
или декан оглашает приказ ректора о присвоении квалификации ученого агронома (с 
указанием выбранной специальности) выпускникам, успешно прошедшим итоговую 
государственную квалификационную аттестацию.

 

Уважаемые и авторитетные преподаватели факультета поздравляют молодых 

специалистов с успешным окончанием обучения в вузе и вручают государственные 
дипломы установленного образца.

 

Заблаговременно, перед получением дипломов, все выпускники обязаны сдать 

в деканат обходные листы.

 

Студенты, не получившие по каким

-

либо причинам диплом о высшем образо-

вании сразу по окончании вуза, могут получить его по предъявлении паспорта у ин-
спектора отдела кадров по студенческим делам. С разрешения ректора по заявлению 
и доверенности диплом об окончании вуза могут получить и близкие родственники 
выпускника. 

 

Студент,  получивший  на  защите  выпускной  работы  неудовлетворительную 

оценку, отчисляется из вуза с формулировкой в приказе “как не прошедший итого-
вую Государственную квалификационную аттестацию”. За ним сохраняется право на 
восстановление и повторную защиту в порядке, установленном нормативными доку-
ментами.

 

Выпускные  работы после защиты хранятся в архиве вуза. Выпускнику разре-

шается по его желанию, изложенному в заявлении на имя ректора вуза, снять копию 
выпускной работы для себя или передачи хозяйству при внедрении проекта в произ-
водство.

 

Государственным  образовательным  стандартом  для  всех  успешно  защитив-

шихся выпускников вуза предусмотрен последипломный отпуск 

7 недель.

 

 

 

 

Памятка  

руководителю дипломной работы (проекта) для написания отзыва  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..