ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 2

 

 

17 

 
обеспечивает проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реа-
лизация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных 
образовательных технологий, позволяет формировать электронное портфолио обучающе-
гося, в том числе с сохранением работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со 
стороны  любых  участников  образовательного  процесса,  осуществляет  взаимодействие 
между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхрон-
ное взаимодействия посредством сети "Интернет". 

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечи-

вается  соответствующими  средствами  информационно-коммуникационных  технологий и 
квалификацией  работников,  ее  использующих  и  поддерживающих.  Функционирование 
электронной информационно-образовательной среды происходит в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации. 

 
5.3. Учебно-методическое и информационное учебного процесса 

ООП ВО бакалавриата 35.03.04 «Агрономия» обеспечена учебно-методической до-

кументацией и материалами по всем учебным дисциплинам. Содержание каждой из учеб-
ных  дисциплин  представлено  в  библиотеке.  Внеаудиторная  работа  обучающихся  сопро-
вождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее вы-
полнение.                                                                                                                                                                                            
   

Реализация ООП ВО обеспечена доступом обучающихся к базам данных и библио-

течным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин ООП ВО. Во время само-
стоятельной  подготовки  обучающиеся  имеют  доступ  к  сети  Интернет  и  к  официальным 
сайтам БелГАУ имени В.Я. Горина. Каждый обучающийся по ООП ВО обеспечен не менее 
чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным или электронным изданием 
по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу 
(включая электронные базы периодических изданий). 

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основ-

ной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за послед-
ние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического 
цикла – за последние 5 лет). 

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, включает официальные спра-

вочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 
100 обучающихся.  
  

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, со-

стоящего из следующих наименований отечественных и зарубежных журналов: Земледе-
лие, Кормопроизводство, Плодородие, Агрохимия и др. 

Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам дан-

ных, информационным справочным и поисковым системам: полнотекстовые базы данных 
периодической печати по вопросам сельского хозяйства, поисковая система Google, Yandex 
и др. 

 
5.4. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. 

Для реализации ООП ВО имеется материально-техническая база, обеспечивающая 

проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, 
практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учеб-
ным планом вуза и соответствующая  действующим санитарным и противопожарным пра-
вилам и нормам. 

Материально-технического  обеспечения  для  реализации  бакалаврской  программы 

включает в себя: 

-

 

компьютерные классы с выходом в Интернет, 

-

 

учебную химическую лабораторию, 

-

 

кабинеты физики, агрохимии 

18 

 

-

 

учебную микробиологическую лабораторию, 

-

 

специально оборудованную аудиторию по механизации и электрификации 

-

 

кабинеты растениеводства, кормопроизводства и овощеводства. 

Вуз обеспечен необходимым комплектом лицензионных программ. 

 

5.5. Объем средств на реализацию основной образовательной программы. 

Финансовое  обеспечение  реализации  программы  бакалавриата  осуществляется  в 

объеме, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации в пре-
делах базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образова-
ния для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих 
коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Ме-
тодикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализа-
ции  образовательных  программ  высшего  образования  по  специальностям  (направлениям 
подготовки)  и  укрупненным  группам  специальностей  (направлений  подготовки),  утвер-
жденной  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  30  ок-
тября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 
ноября 2015 г., регистрационный N 39898). 

 
6.  Характеристики  среды  вуза,  обеспечивающие  развитие  общекультурных  и  соци-
ально-личностных компетенций выпускников. 

В БелГАУ имени В.Я. Горина создана социокультурная среда вуза и благоприятные 

условия для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способ-
ствующих  укреплению  нравственных,  гражданских,  общекультурных  качеств  обучаю-
щихся.  

Реализация  системы  развития  социально-личностных  компетенций  выпускников, 

овладевающих основной образовательной программой по направлению 35.03.04 «Агроно-
мия» предусматривает использование всех имеющихся возможностей, как факультета, так 
и университета в целом.  
 

 
6.1 Организация воспитательной работы 

Воспитательная  работа осуществляется  согласно нормативно-правовым документам:  

-

 

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1.  

-

 

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 
22.08.1996г. № 125-ФЗ.  

-

 

«Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального об-
разования  (высшем  учебном  заведении)»,  утвержденное  постановлением  Правитель-
ства РФ от 14.02.2008г. № 71.  

-

 

Рекомендации Министерства образования РФ по организации внеучебной работы со 
студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования 
от 20.03.2002г. № 30-55 181/16.  

-

 

Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе (приложение к письму 
Минобразования РФ от 22.02.2006г. № 06-197).  

-

 

Устав ФГБОУ ВО «БелГАУ имени В.Я.Горина».  

-

 

Концепция  воспитательной работы.  

-

 

Решения Ученого и методического советов университета, совета факультета.  

 

Воспитательная работа на агрономическом факультете  проводиться в соответствии 

с концепцией, разработанной на основании Программы развития воспитания в  системе об-
разования России, утвержденной приказом Министерства образования  №574 от 18.10.1999 
г.  и комплексным планом воспитательной работы, утвержденным решением Ученого Со-

19 

 
вета. Общая цель воспитания студентов в соответствии с концепцией предусматривает все-
стороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего 
социальной активностью и качествами гражданина России.  

Воспитательная работа  на факультете осуществляется под руководством деканата. 

По вопросам воспитательной работы организовано сотрудничество со студенческим проф-
комом, библиотекой, кафедрой физического воспитания и культурно- массовым сектором 
университета.  
  

За каждой студенческой группой закрепляется куратор, в обязанности которого вхо-

дит обеспечение связей между студентами группы и различными подразделениями БелГАУ 
имени В.Я. Горина по всем возникающим вопросам обучения, проживания и воспитания. 
Под руководством кураторов они посещают  театры, музеи, выставки, выезжают на экскур-
сии.  В частности, во взаимодействии с деканатом  агрономического факультета и кафед-
рами, участвующими в подготовке кадров по ООП ВО по направлению 35.03.04 «Агроно-
мия» предусматривается работа по информированию студентов по вопросам учебной и дру-
гих видов деятельности и др. вопросам.  

В задачи воспитательной работы входит формирование следующих социально-лич-

ностных и культурных компетенций: 

-

 

способность выстраивать перспективные линии интеллектуального, культурного, нрав-
ственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; 

-

 

готовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходи-
мости профиль своей профессиональной деятельности; 

-

 

готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение че-
ловека к человеку, обществу, окружающей среде, основные  

-

 

закономерности и формы  социального поведения, права и свободы человека, гражда-
нина при разработке социальных проектов; 

-

 

готовность руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, стре-
миться к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы 
и демократии; к сотрудничеству; руководить людьми и подчиняться; 

-

 

готовность к освоению культуры социальных отношений, критическому переосмысле-
нию своего социального опыта; 

-

 

готовность организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представ-
лениями о здоровом образе жизни. 
 

Наличие  в  университете  научно-исследовательских  лабораторий,  опытных  полей, 

оранжереи, компьютерных классов и др., создает условия для самостоятельной работы во 
внеаудиторное  время,  для  научно-исследовательской  работы,  проведения  необходимых 
расчетов  и  оперативного  доступа  студентов,  обучающихся  по  ООП  ВО  по  направлению 
35.03.04 «Агрономия» к Интернет-ресурсам. В свою очередь это обеспечивает формирова-
ние и развитию самостоятельности, приобретению новых знаний с использованием совре-
менных образовательных и информационных технологий. 

Система поощрения студентов за успешное освоение дисциплин учебного плана до-

полняется поощрением по итогам научно-исследовательской работы в форме участия в сту-
денческих научных конференциях, публикаций докладов в трудах БелГАУ имени В.Я. Го-
рина. Студенты факультета принимают активное участие  в фестивалях и конкурсах «Сту-
денческая  весна»,  «Мисс  золотая  осень»»,  «Таланты  первокурсников».  Студенты  прини-
мают активное участие в межфакультетских и внутрифакультетских спортивных соревно-
ваниях по различным видам спорта. Основные направления программы воспитательной де-
ятельности факультета:  

-

 

формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей;  

-

 

формирование и развитие духовно-нравственных ценностей, системы эстетических и 
этических знаний и ценностей, установок толерантного сознания в обществе;  

20 

 

-

 

формирование у студентов потребности к труду как первой жизненной необходимости, 
высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха, для осознания 
социальной значимости своей будущей профессии.  

-

 

создание условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости граж-
данско-патриотических  ценностей  (встречи  с  ветеранами  вооруженных  конфликтов, 
оказание помощи ветераном ВОВ и ветеранам труда).                

-

 

реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в 
учебной, производственной и общественной деятельности через встречи с выпускни-
ками вуза, работниками АПК;  

-

 

создание условий для творческой самореализации личности, организации досуга сту-
дентов;  

-

 

укрепление и развитие студенческого коллектива, органов самоуправления в целом; 

 
В соответствии с концепцией воспитания студентов определены следующие направления 
деятельности: 

-

 

студенческое самоуправление; 

-

 

работа с кураторами; 

-

 

гражданско-патриотическое воспитание; 

-

 

профессионально-трудовое; 

-

 

культурно-эстетическое; 

-

 

спортивно-оздоровительное. 

 

В целях саморазвития и самореализации личности в университете создан Студенче-

ский совет (положение о Студенческом совете), одной из главных задач которого является: 
развитие студенческих инициатив в университетской жизни, повышение социальной, поли-
тической и творческой активности студенчества университета; формирование у студентов 
активной жизненной позиции.  

Технология  воспитания  предполагает  как  непосредственное  воздействие  на  лич-

ность студента с целью достижения поставленных задач, так и опосредованное воздействие 
на студенческую среду, для создания оптимальных условий освоения приобретаемых вы-
пускником  компетенций,  т.е.  его  способностью  применять  в  практической  деятельности 
знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельно-
сти.  За каждой академической группой закрепляется куратор из числа профессорско-пре-
подавательского состава, основные функции которого осуществляются на основании утвер-
жденного в вузе «Положения о кураторе». В обязанности куратора входит обеспечение свя-
зей между студентами группы и различными подразделениями вуза по возникающим во-
просам обучения, проживания и воспитания.   

Воспитание личности студента определяется целым комплексом различных факто-

ров,  которые  оказывают  непосредственное  влияние  на  формирование  общекультурных 
компетенций выпускника:  

-

 

способность  использовать  основы  философских  знаний  для  формирования  мировоз-
зренческой позиции (ОК-1); 

-

 

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития 
общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); 

-

 

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизне-
деятельности (ОК-3); 

-

 

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятель-
ности (ОК-4); 

-

 

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном 
языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); 

-

 

способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, 
конфессиональные и культурные различия (ОК-6); 

21 

 

-

 

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); 

-

 

способность использовать методы и средства  физической культуры  для  обеспечения 
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); 

-

 

способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в  усло-
виях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). 
 

Большое значение в культурно-просветительской работе играют различные студен-

ческие  объединения:  танцевально-хореографическая  и  вокальная  группы,  студенческие 
научно-исследовательские объединения, студенческие творческие коллективы вуза, спор-
тивные секции и т.д.  

Особое внимание уделяется работе с первокурсниками по вопросам адаптации к но-

вым  для  них  условиям  учебы,  взаимоотношений  в  коллективе,  развитию  толерантных  и 
коммуникативных качеств. 

 В связи с необходимостью содействия в трудоустройстве выпускников на факуль-

тете ведется тесная работа с департаментом АПК области, руководителями крестьянско-
фермерских хозяйств  и  руководителями  с\х  организаций  области.  Основу  информацион-
ного обеспечения составляют  различные информационные стенды филиала, факультета и 
кафедр. 

Развитие кадрового потенциала – одна из немаловажных задач управления социаль-

ной работой, поскольку от  того, как и с кем общаются студенты, зависит их восприятие 
окружающего мира. Помимо непосредственного общения  преподавателей со студентами 
(в виде обращений, консультации, оказания психологической поддержки, общения с соци-
ально  незащищёнными  категориями  студентов  (дети-сироты,  дети-инвалиды)),  общение 
складывается и через преподавателей ответственных за социальную работу на факультете .  
Устойчивую взаимосвязь и отклик студентов на проводимую социальную политику на фа-
культете и в университете можно отследить и через участие студентов в проектах социаль-
ной работы, а также в конкурсах и мероприятиях. 

Программа «Антитабак» направлена как на медицинские, так и на психологические 

трудности  при  отказе  от  курения.  Немаловажным  моментом  оказывается  формирование 
навыков здорового образа жизни 

В  рамках  ярмарки  вакансий проводятся  презентации  компаний,  обучающие  семи-

нары, тренинги.                                     

Профориентационные встречи со школьниками и тестирование на профориентацию 

– проводят преподаватели и студенты  факультета. Данный проект направлен на оказание 
помощи старшеклассникам в выборе будущей специальности для обучения в вузе. 

Встречи  с интересными людьми  -  построение карьеры на примере личного опыта 

успешных людей помогает выработать жизненную позицию студентам. 

Программа трудоустройства – проект, направленный будущее трудоустройство вы-

пускников, встречи со специалистами с\х производства. 

За факультетом закреплено благоустроенное общежитие. Обеспеченность иногород-

них студентов местами в общежитии – 100%. Медицинское обслуживание студентов осу-
ществляется медпунктом общей врачебной практики, расположенным в главном корпусе, в 
деканатах и структурных подразделениях вуза имеются аптечки первой помощи.  
В целях пропаганды физической культуры и здорового образа жизни проводятся лекции, 
кураторские часы, беседы (с привлечением специалистов) о вреде курения, алкоголизма, 
наркомании, ВИЧ-инфекции. Многие студенты института ходят в спортивные секции ин-
ститута  (волейбол,  баскетбол, легкая атлетика. Наиболее массовыми спортивными меро-
приятиями, в которых участвуют студенты филиала - студенческие спартакиады по команд-
ным видам спорта.  

В  университете  предусматривается  система  поощрения  студентов  за  успехи  в 

спорте, общественной и культурной жизни. 

 

22 

 

7.

 

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучаю-

щимися ООП по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия». 

В соответствии с ФГОС ВО  по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 

Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образова-
тельных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую 
государственную аттестацию обучающихся.  
  

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и проме-

жуточной аттестации обучающихся по ООП ВО осуществляется в соответствии с Типовым 
положением о вузе. 

 
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и про-
межуточной аттестации. 

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответ-

ствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП сфор-
мированы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и 
промежуточной аттестации. Фонды включают: контрольные вопросы и задания для прак-
тических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, вопросы к зачетам и 
экзаменам; тесты и компьютерные тестирующие программы; тематику курсовых работ, ре-
фератов, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся  

На основании требований ФГОС ВО разработаны: 

-

 

методические  рекомендации  преподавателям  по  разработке  системы  оценочных 
средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисципли-
нам ООП; 

-

 

методические разработки преподавателям по разработке системы оценочных средств и 
технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам ООП в форме 
зачетов, экзаменов, курсовых работ  и практик. 

 
7.2 Государственная итоговая аттестация студентов-выпускников 

Итоговая  государственная  аттестация  выпускников  агрономического  факультета 

Белгородского государственного аграрного университета осуществляется в соответствии с 
действующими ФГОС  ВПО и Положением об итоговой государственной аттестации вы-
пускников. 

Итоговая государственная аттестация включает: 

-

 

сдачу государственного междисциплинарного экзамена; 

-

 

подготовку и защиту выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы. 

 

Правовое обеспечение

. Правовым обеспечением работы Государственной аттестационной 

комиссии является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном 
образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф3, постановление Правительства Российской 
Федерации от 05.04.2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образователь-
ном  учреждении  высшего  профессионального  образования  (высшем  учебном  заведении) 
Российской Федерации, Положение об итоговой государственной аттестации выпускников 
высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразова-
ния России от 25.03.2003г. № 1155, Устав ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аг-
рарный университет имени В.Я. Горина» и Положение об итоговой государственной атте-
стации выпускников ФГБОУ  ВО  «Белгородский государственный аграрный  университет 
имени В.Я. Горина» .   

 
Учебно-методическое обеспечение

. Учебно-методическое обеспечение итоговой государ-

ственной аттестации представлено следующими документам и разработанными методиче-
скими материалами: 

23 

 

-

 

программа итоговой государственной аттестации по направлению 35.03.04 «Агро-
номия», рассмотренная на учебно-методической комиссии факультета и утвержден-
ная советом агрономического факультета; 

-

 

Методические указания по выполнению и защите дипломных работ (проектов) для 
студентов агрономического факультета по направлению подготовки 35.03.04 “Агро-
номия”, профиль подготовки: «Агрономия», квалификация (степень) выпускника – 
бакалавр / Составители: С.Д. Лицуков, М. И. Павлов, В.Н. Наумкин, А.И. Титовская,  
А.В. Акинчин. – Белгород: БелГАУ, 2015, рассмотренные и рекомендованные к из-
данию Советом агрономического факультета;  

-

 

требования к оформлению курсовых, выпускных квалификационных работ (проек-
тов) и других письменных работ студентов. 

 

Вопросы  к  итоговому  междисциплинарному  экзамену  (выдаваемые  студентам), 

утвержденные советом агрономического факультета. Комплект экзаменационных билетов 
к итоговому междисциплинарному экзамену, утвержденный проректором по учебной ра-
боте. 

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подго-

товки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки 
требованиям ФГОС ВО . 

К  итоговой  государственной  аттестации  выпускника  вуза  допускаются  лица, 

успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по 
напралению подготовки 35.03.04 «Агрономия» высшего профессионального образования.  

Решение  о  присвоении  выпускнику  квалификации по направлению подготовки   и 

выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца при-
нимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итого-
вой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.  

Решение государственной аттестационной и экзаменационной комиссий принима-

ются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участво-
вавших в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заме-
стителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его замести-
тель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.  

Все решения государственной аттестации и экзаменационных комиссий оформля-

ются протоколами. 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра должна соответствовать ви-

дам и задачам его профессиональной деятельности. Она должна быть представлена в форме 
рукописи с соответствующим иллюстрационным материалом и библиографией. 

Тематика и содержание ВКР должны соответствовать уровню компетенций, полу-

ченных выпускником в объеме базовых дисциплин профессионального цикла ООП бака-
лавра и дисциплин профилизации. ВКР выполняется под руководством опытного препода-
вателя. ВКР должна содержать обзор литературы, отражающую общую профессиональную 
эрудицию автора, а также самостоятельную исследовательскую часть, выполненную инди-
видуально или в составе творческого коллектива по материалам, собранным или получен-
ным самостоятельно студентом в период прохождения производственной практики. Темы 
ВКР могут быть предложены кафедрами или самими студентами. В их основе могут быть 
материалы  научно-исследовательских  или  научно-производственных  работ  кафедры,  фа-
культета, научных или производственных организаций. 

Самостоятельная часть ВКР должна быть законченным исследованием, свидетель-

ствующим об уровне профессионально-специализированных компетенций автора. Требо-
вания к содержанию, объему и структуре ВКР бакалавра определяются выпускающей ка-
федрой на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации 
выпускников вузов и методических рекомендаций УМО по образованию в области сель-
скохозяйственного производства. 

24 

 

Государственные экзамены должны определить уровень усвоения студентами мате-

риала, предусмотренного программами учебных дисциплин, и учитывать общие требова-
ния к выпускникам, предусмотренные соответствующим государственным образователь-
ным стандартом.  

Программа государственного экзамена должна соответствовать  уровню компетен-

ций,  полученных  выпускником  в  объеме  базовых  дисциплин  профессионального  цикла 
ООП  бакалавра  и  дисциплин  выбранной  студентом  профилизации.  Программа  государ-
ственного экзамена по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия» готовится выпуска-
ющей кафедрой на основании действующего Положения об итоговой государственной ат-
тестации выпускников вузов и методических рекомендаций УМО по образованию в обла-
сти агрономии. 

Основное внимание на государственном экзамене уделяется теоретическим и при-

кладным аспектам наиболее важных научных изысканий для агрономии на высоком про-
фессиональном  уровне.  Представленные  комплексные  вопросы  позволяют  выяснить  не 
только  объем  полученных  знаний,  но  и  умение  самостоятельно  разбираться  в  производ-
ственных ситуациях.  

Фонды оценочных средств включают вопросы государственного экзамена. 
Процедура приема государственного экзамена проводится в устной форме на откры-

том заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третий ее состава.  

Результаты  государственного  экзамена  определяются  оценками  «отлично»,  «хо-

рошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после 
оформления в установленном порядке протоколов заседания экзаменационных комиссий. 
 

 

 

25 

 

8. Организация периодического обновления ООП в целом и составляющих ее докумен-
тов 

 

Изме-
нение 

Номера листов (стр.) 

Всего ли-

стов (стр.) в 

документе 

Номера  

распоря-ди-

тельного до-

кумента 

Подпись 

Дата  

Срок вве-

дения из-

менений  

заме-

ненных  

новых 

аннули-ро-

ванных 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

26 

 
 

Приложения.

 

Приложение 1. Матрица соответствия требуемых компетенций, формирующих их состав-
ных частей ООП и оценочных средств 

 

Код 

компе-

тенции 

Содержание компетенции 

Дисциплины, соответ-

ствующие формируе-

мым компетенциям 

ПК-12 

Способность обосновать подбор сортов сельскохо-
зяйственных культур для конкретных условий реги-
она и уровня интенсификации земледелия, подгото-
вить семена к посеву 

Селекция и семеновод-
ство 

ПК-13 

Готовность скомплектовать почвообрабатывающие, 
посевные и уборочные агрегаты и определить схемы 
их движения по полям, провести технологические 
регулировки сельскохозяйственных машин 

Механизация, электри-
фикация и автоматиза-
ция сельскохозяйствен-
ного производства 

ПК-14 

Способность рассчитать дозы органических и мине-
ральных удобрений на планируемый урожай, опре-
делить способ и технологию их внесения под сель-
скохозяйственные культуры 

Агрохимия 

ПК-15 

Готовность обосновать систему севооборотов и зем-
леустройства сельскохозяйственной организации 

Земледелие 

ПК-16 

Готовность адаптировать системы обработки почвы 
под культуры севооборота с учетом плодородия, 
крутизны и экспозиции склонов, уровня грунтовых 
вод, применяемых удобрений и комплекса почвооб-
рабатывающих машин 

Системы земледелия 

Почвоведение 

ПК-17 

Готовность обосновать технологии посева сельско-
хозяйственных культур и ухода за ними 

Растениеводство 
Плодоводство 
Овощеводство 

ПК-18 

Готовность обосновать технологии посева сельско-
хозяйственных культур и ухода за ними 

Мелиорация 

ПК-19 

Способность обосновать способ уборки урожая 
сельскохозяйственных культур, первичной обра-
ботки растениеводческой продукции и закладки ее 
на хранение 

Растениеводство 
Плодоводство 
Овощеводство 
Технология хранения и 
переработки продукции 
растениеводства 

ПК-20 

Готовность обосновать технологии улучшения и ра-
ционального использования природных кормовых 
угодий, приготовления грубых и сочных кормов 

Кормопроизводство 

ПК-21 

Способность обеспечить безопасность труда при 
производстве растениеводческой продукции 

Химическая защита 
растений 
Защита растений 

 

 

27 

 

Приложение 2. Программа ГИА 
 

№ 

за-

да-

ния 

Компетенция 

Признаки проявления 

Показатели 

Критерии оценки 

Результат 

освоения 

ПК-12 Способ-
ность  обосно-
вать 

подбор 

сортов 

сель-

скохозяйствен-
ных 

культур 

для  конкрет-
ных  условий 
региона 

и 

уровня  интен-
сификации 
земледелия, 
подготовить 
семена  к  по-
севу 

Для 

сельскохозяй-

ственной культуры по-
добрать  один  или  не-
сколько 

гибридов 

(сортов)  с  соответ-
ствующими  характе-
ристиками. 
 

Знает источник 

информации 
для решения 

поставленной 

задачи 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовле-

творительно»  ставятся  студенту,  имеющему  суще-
ственные  пробелы  в  знании  основного  материала,  а 
также  допустившему  принципиальные  ошибки  при 
решении  поставленной  перед  ним  ситуационной  за-
дачи. 

Компетенция 

освоена 

ПК-13  Готов-
ность 

ском-

плектовать 
почвообраба-
тывающие,  по-
севные  и  убо-
рочные  агре-
гаты  и  опреде-
лить  схемы  их 

По  фотографии  иден-
тифицировать 

сель-

скохозяйственное ору-
дие,  дать  его  характе-
ристику и скомплекто-
вать  почвообрабаты-
вающий агрегат. 

Умеет ском-

плектовать не-

обходимый 

почвообраба-

тывающий аг-

регат 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 

Компетенция 

освоена 

28 

 

№ 

за-

да-

ния 

Компетенция 

Признаки проявления 

Показатели 

Критерии оценки 

Результат 

освоения 

движения  по-
лям,  провести 
технологиче-
ские 

регули-

ровки  сельско-
хозяйственных 
машин 

ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 
пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

ПК-14 Способ-
ность  рассчи-
тать дозы орга-
нических и ми-
неральных 
удобрений  на 
планируемый 
урожай,  опре-
делить  способ 
и  технологию 
их 

внесения 

под  сельскохо-
зяйственные 
культуры 

Дать  агрохимическую 
характеристику  мине-
рального  удобрения  и 
рассчитать  нормы  его 
внесения под сельско-
хозяйственные  куль-
туры. 

Умеет прове-

сти расчеты доз 

минеральных и 

органических 

удобрений 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 
пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

Компетенция 

освоена 

29 

 

№ 

за-

да-

ния 

Компетенция 

Признаки проявления 

Показатели 

Критерии оценки 

Результат 

освоения 

ПК-15  Готов-
ность  обосно-
вать  систему 
севооборотов и 
землеустрой-
ства  сельско-
хозяйственной 
организации 

Составить  и  обосно-
вать  севооборот  для 
предложенного набора 
культур. 

Знает прин-

ципы составле-

ния полевых 

севооборотов 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 
пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

Компетенция 

освоена 

ПК-16  Готов-
ность  адапти-
ровать 

си-

стемы 

обра-

ботки 

почвы 

под  культуры 
севооборота  с 
учетом  плодо-
родия, 

кру-

тизны и экспо-
зиции склонов, 

Предложить альтерна-
тивные  системы  ос-
новной 

обработки 

почвы. 

Умеет выби-

рать альтерна-

тивные техно-

логии  

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить  правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

Компетенция 

освоена 

30 

 

№ 

за-

да-

ния 

Компетенция 

Признаки проявления 

Показатели 

Критерии оценки 

Результат 

освоения 

уровня грунто-
вых  вод,  при-
меняемых 
удобрений 

и 

комплекса 
почвообраба-
тывающих  ма-
шин 

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 
пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

ПК-17  Готов-
ность  обосно-
вать  техноло-
гии 

посева 

сельскохозяй-
ственных куль-
тур  и  ухода  за 
ними 

Дать  характеристику 
преимуществ  предло-
женной 

технологии 

посева 

Знает особен-

ности возделы-

вания сельско-

хозяйственных 

культур 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 
пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

Компетенция 

освоена 

ПК-18  Готов-
ность  обосно-
вать  техноло-
гии 

посева 

Для 

предложенного 

региона 

определить 

его природно-сельско-
хозяйственную  зону, 

Умеет исполь-
зовать агроме-

теорологиче-

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 

Компетенция 

освоена 

31 

 

№ 

за-

да-

ния 

Компетенция 

Признаки проявления 

Показатели 

Критерии оценки 

Результат 

освоения 

сельскохозяй-
ственных куль-
тур  и  ухода  за 
ними 

пояс  и  провинцию, 
термические  условия 
активной  вегетации  и 
гидротермический  ко-
эффициент. 

скую информа-

цию в сельско-
хозяйственном 

производстве 

способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 
пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

ПК-19 Способ-
ность  обосно-
вать 

способ 

уборки  урожая 
сельскохозяй-
ственных куль-
тур, первичной 
обработки  рас-
тениеводче-
ской  продук-
ции и закладки 
ее на хранение 

В  зависимости  от  со-
стояния  посевов  сель-
скохозяйственной 
культуры  выбрать  оп-
тимальный 

способ 

уборки урожая.  

Знает техноло-

гии уборки 

сельскохозяй-

ственных куль-
тур, их первич-

ной обработки 

и закладки на 

хранение 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 

Компетенция 

освоена 

32 

 

№ 

за-

да-

ния 

Компетенция 

Признаки проявления 

Показатели 

Критерии оценки 

Результат 

освоения 

пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

ПК-20  Готов-
ность  обосно-
вать  техноло-
гии улучшения 
и  рациональ-
ного  использо-
вания  природ-
ных  кормовых 
угодий,  приго-
товления  гру-
бых  и  сочных 
кормов 

В зависимости от кор-
мовой культуры подо-
брать оптимальный аг-
регат для ее уборки. 

Умеет обосно-

вывать техно-

логии по раци-

ональному ис-

пользованию 

урожая кормо-

вых культур 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала позаданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 
ситуационной задачи. 

Оценка  «удовлетворительно»:

  Оценка  «удовлетво-

рительно»    ставится студенту, ответ которого  содер-
жит поверхностные знания по заданному вопросу. 

Оценка «неудовлетворительно»:

 Оценка «неудовлетво-

рительно»  ставятся студенту, имеющему  существенные 
пробелы  в  знании  основного  материала,  а  также  допу-
стившему принципиальные ошибки при решении постав-
ленной перед ним ситуационной задачи. 

Компетенция 

освоена 

10 

ПК-21 Способ-
ность  обеспе-
чить  безопас-
ность 

труда 

при  производ-
стве  растение-
водческой про-
дукции 

Идентифицировать 
вредоносный  объект 
на  посевах  сельскохо-
зяйственной  культуры 
и  подобрать  химиче-
ские средства защиты. 

Умеет состав-

лять планы 

применения хи-

мических 

средств защиты 

растений с уче-

том безопасно-

сти людей и 

Оценка  «отлично»: 

Оценка  «отлично»  ставится  сту-

денту, ответ  которого  содержит  глубокое знание мате-
риала по заданному вопросу, а также свидетельствует  о 
способности  самостоятельно    находить правильное  ре-
шение для ситуационной задачи. 

Оценка  «хорошо»: 

Оценка  «хорошо»  ставится  сту-

денту, ответ которого свидетельствует о полном знании 
материала по заданному вопросу, а также содержит в це-
лом правильное, но не всегда  точное и полное решение 

Компетенция 

освоена 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..