Лесной план Кемеровской области (2012 год) - часть 37

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Кемеровской области (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     35      36      37      38     ..

 

 

Лесной план Кемеровской области (2012 год) - часть 37

 

 

 

 

290 

Нормы  наличия  средств  пожаротушения  в  местах  использования  лесов 

утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федера-
ции от 22.12.2008 № 549. 

Мониторинг  пожарной  опасности  в  лесах  и  лесных  пожаров  (статья 

53.2 Лесного кодекса Российской Федерации) включает в себя: 

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными 

пожарами; 

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, систе-

мы  наблюдения  за  их  развитием  с  использованием  наземных,  авиационных 
или космических средств; 

3) организацию патрулирования лесов; 
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение на-

селения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных 
пожарах специализированными диспетчерскими службами. 

Уполномоченные  органы  исполнительной  власти  субъектов  Россий-

ской  Федерации,  осуществляющие  переданные  им  полномочия  в  области 
лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган ис-
полнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожа-
рах. 

По  результатам  мониторинга  пожарной  опасности  в  лесах  и  лесных 

пожаров  уполномоченный  федеральный  орган  исполнительной  власти  при-
нимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной 
техники и оборудования  в  соответствии  с межрегиональным планом манев-
рирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования. 

Порядок  осуществления  мониторинга  пожарной  опасности  в  лесах  и 

лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасно-
сти в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федераль-
ным органом исполнительной власти. 

Органы государственной власти в пределах своих полномочий, опреде-

ленных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Феде-
рации, разрабатывают планы тушения лесных пожаров (статья 53.3 Лесного 
кодекса Российской Федерации), устанавливающие: 

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники 

и  оборудования,  противопожарного  снаряжения  и  инвентаря,  иных  средств 
предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров  на  соответствующей  террито-
рии,  порядок  привлечения  и  использования  таких  средств  в  соответствии  с 
уровнем пожарной опасности в лесах; 

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-

спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установлен-
ном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и 
средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 

3)  мероприятия по координации работ,  связанных  с  тушением  лесных 

пожаров; 

 

 

291 

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, про-

тивопожарного  снаряжения  и  инвентаря,  транспортных  средств  и  горюче-
смазочных материалов; 

5) иные мероприятия. 
В случае если план тушения лесных пожаров предусматривает привле-

чение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охра-
ны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с со-
ответствующими федеральными органами исполнительной власти. 

Сводный  план  тушения  лесных  пожаров  на  территории  субъекта  Рос-

сийской  Федерации  утверждается  высшим  должностным  лицом  субъекта 
Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа го-
сударственной  власти  субъекта  Российской  Федерации)  по  согласованию  с 
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Порядок  разработки  и  утверждения плана  тушения  лесных  пожаров и 

его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на 
территории  субъекта  Российской  Федерации  устанавливаются  Правительст-
вом Российской Федерации. 

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на осно-

вании  планов  тушения  лесных  пожаров  разрабатывает  межрегиональный 
план  маневрирования  лесопожарных  формирований,  пожарной  техники  и 
оборудования. 

Тушение лесного пожара (статья 53.4 Лесного кодекса Российской Феде-

рации) включает в себя: 

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиацион-

ных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесно-
го пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных гра-
ниц его распространения и локализации, источников противопожарного водо-
снабжения,  подъездов  к  ним  и  к  месту  лесного  пожара,  а  также  других  осо-
бенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения 

лесного пожара и обратно; 

3) локализацию лесного пожара; 
4) ликвидацию лесного пожара; 
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 
6) предотвращение возобновления лесного пожара. 
Лица,  использующие  леса,  в  случае  обнаружения  лесного  пожара  на 

соответствующем  лесном  участке  немедленно  обязаны  сообщить  об  этом  в 
специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры 
по недопущению распространения лесного пожара. 

Правила  тушения  лесных  пожаров  устанавливаются  уполномоченным 

федеральным органом исполнительной власти. 

Органы  государственной  власти,  органы  местного  самоуправления  в 

пределах  своих  полномочий,  определенных  в  соответствии  со  статьями  81- 
84 Лесного кодекса Российской Федерации, ограничивают пребывание граж-
дан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах опреде-

 

 

292 

ленных видов работ в целях  обеспечения пожарной безопасности или сани-
тарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным фе-
деральным органом исполнительной власти. 

Мероприятиями  по  ликвидации  чрезвычайной  ситуации  в  лесах,  воз-

никшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и дру-
гие  неотложные  работы,  проводимые  при  возникновении  такой  чрезвычай-
ной ситуации. 

Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие 

лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возник-
ших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной 
власти,  органов  местного  самоуправления  в  условиях  таких  чрезвычайных 
ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

При проведении указанных в части 1 статьи 52.6 Лесного кодекса Рос-

сийской Федерации мероприятий на лесных участках, расположенных в гра-
ницах  территории,  признанной  зоной  чрезвычайной  ситуации,  допускается 
осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без 
предоставления  лесных  участков,  в  том  числе  в  целях  создания  противопо-
жарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают орга-
ны государственной власти или органы местного самоуправления в пределах 
их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного ко-
декса Российской Федерации. 

Привлечение  граждан,  юридических  лиц  к  осуществлению  мероприя-

тий  по  ликвидации  чрезвычайной  ситуации  в  лесах,  возникшей  вследствие 
лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О 
защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и 
техногенного характера». 

Мероприятия  по  ликвидации  последствий  чрезвычайной  ситуации  в 

лесах,  возникшей  вследствие  лесных  пожаров  (статья  53.7  Лесного  кодекса 
Российской Федерации), в том числе на лесных участках, предоставленных в 
аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной 
власти,  органами  местного  самоуправления  в  пределах  полномочий  указан-
ных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодек-
са Российской Федерации. 

Мероприятия  по  ликвидации  последствий  чрезвычайной  ситуации  в 

лесах,  возникшей  вследствие  лесных  пожаров,  осуществляются  в  первую 
очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунк-
тами  или  земельными  участками,  на  которых расположены  объекты инфра-
структуры. 

Граждане  вправе  осуществлять  в  первоочередном  порядке  заготовку 

древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ре-
сурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляет-
ся  ликвидация  последствий  чрезвычайной  ситуации  в  лесах,  возникшей 
вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном статьями 30 и 33 Лес-
ного кодекса Российской Федерации. 

 

 

293 

При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последст-

вий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, 
осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в по-
рядке, установленном частью 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Феде-
рации. 

Объем  древесины,  заготовленной  при  ликвидации  чрезвычайной  си-

туации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой 
чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается. 

По  результатам  осуществления  мероприятий  по  ликвидации  чрезвы-

чайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и послед-
ствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в Лесной план, лесо-
хозяйственный регламент лесничества и проекты освоения лесов. 

В случае если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычай-

ной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой 
чрезвычайной  ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоя-
тельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при 
заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соот-
ветствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации. 

Если  Лесным  кодексом  Российской  Федерации  не  установлено  иное, 

работы  по  тушению  лесных  пожаров  и  осуществлению  отдельных  мер  по-
жарной безопасности в лесах выполняются специализированными государст-
венными  бюджетными  и  автономными  учреждениями,  подведомственными 
федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной вла-
сти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных ор-
ганов, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Рос-
сийской Федерации. 

В  случае  если  выполнение  работ  по  тушению  лесных  пожаров  или 

осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установ-
ленном  порядке  на  государственные  учреждения,  указанные  в  части  1  
статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации, органы государственной 
власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Фе-
деральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение 
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

Для  участия  в  выполнении  работ  по  тушению  лесных  пожаров  и  осу-

ществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государ-
ственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. 

Планируемый комплекс проектных решений по охране лесов от пожа-

ров включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение возник-
новения  пожаров,  своевременное  их  обнаружение  и  ликвидацию  силами  и 
средствами лесопожарных служб лесничеств и авиалесоохраны. 

По способам обнаружения пожаров и борьбы с ними территория Кеме-

ровской области разделена на зоны наземной и авиационной охраны лесов. 

Распоряжением  Коллегии  Администрации  Кемеровской  области  от 

25.04.2007 № 465-р  в  структуре ГКУ  Кемеровской  области  «Агентство  по 
защите населения и территории Кемеровской области» создано авиационное 

 

 

294 

звено численностью 34 человека. В авиационном звене создано четыре авиа-
группы:  Мариинская,  Кемеровская,  Междуреченская  и  Таштагольская.  Рас-
пределение  территории  лесов  Кемеровской  области  между  авиагруппами 
приведено  в главе  1,  раздел  1.2.4.  Разработаны  три  маршрута  патрулирова-
ния. Основные задачи авиационного звена приведены в главе 1, раздел 1.2.4. 
В таблице 97 приведено распределение территории лесного фонда Кемеров-
ской области по зонам тушения лесных пожаров. 

 

Таблица 97 

 

Распределение земель лесного фонда Кемеровской области по зонам тушения 

лесных пожаров (по состоянию на 01.01.2010) 

 

№ п/п 

Наименование лесничества 

Охраняемая территория, га 

зоны тушения лесных пожаров 

всего 

авиационная 

наземная 

Кемеровская авиагруппа 

Беловское 

41320 

83275 

124595 

Гурьевское 

62825 

62289 

125114 

Кемеровское 

121231 

152530 

273761 

Крапивинское 

414360 

104188 

518548 

Промышленновское 

11923 

67917 

79840 

Юргинское 

132087 

132087 

Яйское 

24473 

112912 

137385 

Яшкинское 

84401 

135040 

219441 

 

Итого 

760533 

850238 

1610771 

 Мариинская авиагруппа 

Ижморское 

71823 

150193 

222016 

Мариинское 

201431 

170750 

372181 

Тисульское 

340313 

202497 

542810 

Тяжинское 

34528 

122640 

157168 

Чебулинское 

112282 

119598 

231880 

 

Итого 

760377 

765678 

1526055 

 

Междуреченская, Таштагольская авиагруппы 

Кузедеевское 

79683 

107440 

187123 

Междуреченское 

591411 

27868 

619279 

Мысковское 

148646 

143965 

292611 

Новокузнецкое 

274979 

90189 

365168 

Прокопьевское 

58129 

88175 

146304 

Таштагольское 

476255 

200016 

676271 

 

Итого 

1629103 

657653 

2286756 

 

Всего 

3150013 

2273569 

5423582 

 

 

 

295 

Из  таблицы  97  видно,  что  площадь  лесов,  входящих  в  зону  тушения 

лесных пожаров авиацией, составляет 3150013 га. Площадь лесов, где туше-
ние  лесных  пожаров  осуществляется  наземными  методами,  составляет 
2273569 га.  Главным  критерием  для  определения  наземной  зоны  тушения 
лесных  пожаров  является  возможность  доставки  средств  пожаротушения  и 
людей к месту пожара в течение 3 часов. 

В  пределах  обслуживаемой  территории  планируется  10  маршрутов 

авиапатрулирования,  представленных  в  таблицах  98  -  101  и  на  схемах  мар-
шрутов авиапатрулирования. 

 

Таблица 98 

Маршруты авиапатрулирования 

Центральный район (Ан-2) 

 

Маршрут 

Магнитно-путевой угол 

(МПУ) 

Протяженность 

маршрута (S км) 

Центральный район, маршрут № 1.0 
Кемерово 

79 

22 

Поперечка 

113 

90 

Устье р. Баянзас 

119 

75 

Кыргай 

253 

60 

Дробильный 

295 

16 

Гурьевск 

304 

68 

Ваганово 

343 

53 

Березово 

16 

65 

Пача 

360 

55 

Зеледеево 

55 

72 

Вознесенка 

138 

80 

Успенка 

206 

52 

Кемерово 

 

 

Итого 

708 

Центральный район, маршрут № 1.1 
Кемерово 

163 

103 

Белово 

232 

30 

Гурьевск 

306 

50 

Красное 

343 

75 

Лукошкино 

45 

Новороманово 

102 

33 

Подъяково 

152 

30 

Кемерово 

 

 

Итого 

 

366 

Центральный район, маршрут № 1.2 
Кемерово 

117 

61 

Крапивино 

192 

104 

Артышта 

298 

30 

 

 

296 

Гурьевск 

306 

50 

Красное 

350 

118 

Новороманово 

24 

Яшкино 

53 

45 

Анжеро-Судженск 

183 

56 

Подъяково 

152 

30 

Кемерово 

 

 

Итого 

518 

Предпочтительный тип ВС Ан-2 

 

 

297 

 

Центральный район (Ан-2) 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     35      36      37      38     ..