Лесной план Кемеровской области (2012 год) - часть 36

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Кемеровской области (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     34      35      36      37     ..

 

 

Лесной план Кемеровской области (2012 год) - часть 36

 

 

 

 

282 

 

Таблица 96 

 

Показатель 

2008 

2009 

2010 

Количество выявленных случаев незаконных рубок, 
шт. 

225 

228 

212 

Объем незаконно заготовленной древесины, куб.м 

8947 

7753 

12804 

Ущерб от незаконных рубок, тыс. руб. 

50100 

56033 

65978 

в том числе: совершено не выявленными нарушите-
лями, шт. 

64 

64 

77 

объѐм, куб.м 

3878 

2322 

9795 

ущерб, тыс. руб. 

25547 

20244 

51740 

Направлено материалов в следственные органы, шт. 

125 

159 

137 

Возбуждено уголовных дел, шт. 

91 

132 

106 

Привлечено к уголовной ответственности, чел. 

12 

31 

17 

Привлечено к административной ответственности, 
кол-во лиц 

149 

198 

309 

Наложено штрафов в административном порядке, 
тыс. руб. 

607,5 

1094,8 

1104,3 

 
Рост объѐмов незаконной рубки леса в 2010 году связан со строитель-

ством  ОАО «МРСК Сибири» высоковольтной ЛЭП на шахту «Распадская» 
без  оформления  разрешительных  документов  —  было  вырублено  
6,9  тыс.  куб.м  насаждений.  В  настоящее  время  это  нарушение  расследуют 
правоохранительные органы. 

Без  учѐта  этого  прослеживается  положительная  динамика  в  снижении 

количества и объѐмов незаконной рубки. 

Схема обеспечения контроля за соблюдением лесного законодательства  

на территории Кемеровской области представлена ниже. 

 

 

283 

 
 
 

Структура обеспечения контроля за соблюдением лесного законодательства

 

Рослесхоз 

Департамент лесного хозяйства 

по Сибирскому федеральному 

округу 

Департамент 

лесного комплекса Кемеровской  

области 

Территориальные отделы  

департамента - лесничества 

Лесопользователи 

Арендаторы 

Министерство природ-

ных ресурсов Российской 

Федерации 

Управление Росприрод-

надзора по Кемеровской 

области 

ООПТ 

Коллегия Админи-

страции Кемеров-

ской 

 области 

Федеральная служба по 

надзору в сфере приро-

допользования 

Департамент Росприрод-

надзора по Сибирскому 

федеральному

  

округу

 

 

 

284 

Предложения по предотвращению незаконной заготовки 

и оборота древесины 

 
Необходимо  будет  шире  привлекать  средства  массовой  информации 

для освещения работы по борьбе с незаконными заготовками древесины, ин-
формировать граждан о задержании и привлечении к ответственности нару-
шителей лесного законодательства, активно информировать общественность 
о неотвратимости наказания за незаконную рубку и скупку краденой древе-
сины, пропагандировать у населения нетерпимое и беспощадное отношение к 
нарушителям лесного законодательства.

 

С целью профилактики и своевременного принятия мер по фактам на-

рушений  лесного  законодательства  осуществляется  регулярный  и  оператив-
ный обмен информацией о противоправной деятельности юридических и фи-
зических  лиц  в  сфере  лесной  деятельности  между  департаментом  лесного 
комплекса Кемеровской области и ГУ МВД России по Кемеровской области.

 

Разрабатываемый план действий по борьбе с незаконной заготовкой и 

нелегальным  оборотом  древесины  на  территории  Кемеровской  области 
включает в себя следующие мероприятия:

 

1.  Разработка  предложений  по  введению  разрешительного  документа 

на проведение заготовки древесины.

 

2. Разработка предложений по определению ответственности за приме-

нение в лесу специальных транспортных, лесозаготовительных и лесохозяй-
ственных  механизмов  без  разрешительных  документов  на  проведение  заго-
товки древесины.

 

3. Разработка и утверждение порядка перевозки древесины транспорт-

ными средствами.

 

4. Разработка предложений по введению ответственности за нарушение 

установленного порядка перевозки древесины транспортными средствами

 

5.  Содействие  развитию  и  внедрению  национальной  системы  добро-

вольной лесной сертификации.

 

6. Разработка предложений по направлению взысканных сумм ущерба, 

а также средств от реализации конфискованной (секвестрованной) древесины 
в  бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  для  поощрения  работников 
лесничеств, отделов внутренних дел, выявивших нарушения.

 

7.  Разработка  предложений  по  обеспечению  служебным  оружием 

должностных  лиц,  осуществляющих  государственный  лесной  контроль  и 
надзор. 

 

2.4.3.3. Геоинформационные системы в лесном хозяйстве 

 
Появление геоинформационных  технологий,  развитие  компьютерной 

техники, использование данных аэрофото- и космических съемок, использо-

 

 

285 

вание GPS-приемников позволило принципиально изменить подход к техно-
логиям  обработки  данных.  Разработка  и  внедрение  новых  технологий  при 
создании лесных карт позволили существенно сократить долю ручного труда 
при  создании  картографической  и  таксационной  баз  данных,  визуализации 
карт,  формировании  лесных  планшетов,  планов  и  различных  тематических 
карт, что, соответственно, позволило сократить время обработки данных, по-
высить точность и качество работ, получить значительный экономический и 
технический эффект.  

Использование ГИС-технологий  на  основе  картографических  и  такса-

ционных  баз  данных  позволило  осуществлять глубокий  анализ  состояния 
лесных ресурсов, получать непосредственный доступ к любому лесному вы-
делу.  Использование  трансформированных  растров  фотоабрисов  позволило 
полностью сократить ошибки привязки и сводки растров, а создание лесных 
карт в едином координатном пространстве - получать уникальные электрон-
ные карты на значительные территории, например, на Ямало-Ненецкий авто-
номный округ или на Республику Алтай.  

Новые технологии позволяют изготавливать лесные электронные карты 

как для равнинных, так и для горных территорий. Основой создания лесных 
электронных карт служат данные аэрофото- или космической съемки. 

В мире существует  огромное количество различных информационных 

систем, в том числе и географических. По масштабам применения их можно 
разделить  на глобальные  и  локальные,  направленные  на  решение  общих 
(многофункциональные)  и  частных,  конкретных  (однофункциональные)  за-
дач. Лидерами в области глобальных ГИС в настоящее время являются про-
дукты  двух  фирм  –  это  система  ArcINFO  американской  фирмы  ESRI  и 
MapInfo корпорации MapInfo. Кроме того, многие фирмы создают свои при-
кладные ГИС.  

Российской  промышленной  компанией  проводился  анализ  структуры 

рынка ГИС в России. Результаты опросов, обзоры публикаций и информация 
из конфиденциальных источников, близких к фирмам - дистрибьюторам, да-
ли картину рынка ГИС-систем в России и СНГ: первое место и 36 процентов 
рынка  занимает  программное  обеспечение  ESRI  Inc.-  ArcInfo,  ArcView,  
ArcGIS  и  др.;  второе  место  и  17  процентов  рынка  принадлежит  MapInfo; 
третье, четвертое места (по 11 процентов) поделили между собой Autodesk с 
системами AutoCAD MAP, World, MAPGuide и GeoGraph (Russia); пятое ме-
сто (4 процента) – у Bentley; шестое и седьмое места (по 3 процента) удержи-
вают Ziegler и CADDY. 

Исторически  сложилось,  что  на  предприятиях,  занимающихся  учетом 

лесного  фонда  страны,  внедрение геоинформационных  технологий  развива-
лось  не  централизованно,  то  есть  на  каждом  предприятии  самостоятельно. 
Это привело к тому, что на разных предприятиях использовались различные 
ГИС. 

 

 

286 

ГИС  MapInfo  Professional  является  признанным  лидером  в  области 

цифровой картографии, оптимально сочетающим в себе такие показатели как 
стоимость, функциональность, интегрируемость.  

MapInfo  Professional  -  это  современная  полнофункциональная ГИС.  С 

ее помощью можно непосредственно получать данные с локального компью-
тера или сервера, создавать и отображать карты, генерировать иллюстратив-
ные отчеты, диаграммы, графики и презентации. Во всем мире специалисты в 
разных сферах деятельности – в торговле, телекоммуникации, коммунальном 
хозяйстве, строительстве, науке, медицине, правительственных структурах – 
уже более 10 лет активно применяют MapInfo Professional для социальных и 
маркетинговых исследований, анализа и выбора зон действия, обслуживания 
клиентов и реагирования на чрезвычайные ситуации. 

Потенциальными  сферами  применения  MapInfo  Professional  являют-

ся: градостроительство, архитектура, телекоммуникации, добыча и транспор-
тировка  нефти  и газа,  электрические  сети,  экология  и  природопользова-
ние, геология  и геофизика,  железнодорожный  и  автомобильный  транспорт, 
банковское дело, образование, составление земельного, лесного кадастров и 
кадастра недвижимости, государственное управление. 

На  базе  MapInfo  Professional  в  филиале  ФГУП  «Запсиблеспроект» 

«Рослесинфорг»  создан  программный  комплекс  ЛесГИС,  работающий  с 
электронными  таксационными  базами данных.  Данная  технология  признана 
базовой по отрасли. 

ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических 

слоев, которые объединены на основе географического положения. Этот про-
стой, но очень гибкий подход доказал свою ценность при решении разнооб-
разных  реальных  задач:  для  отслеживания  передвижения  транспортных 
средств  и  материалов,  детального  отображения  реальной  обстановки  и  пла-
нируемых мероприятий, моделирования глобальной циркуляции атмосферы. 

Любая географическая  информация  содержит  сведения  о  пространст-

венном положении, будь то привязка к географическим или другим коорди-
натам, или ссылки на адрес, почтовый индекс, избирательный округ или ок-
руг переписи населения, идентификатор земельного или лесного участка, на-
звание дороги или километровый столб на магистрали и т.п.  

При  использовании  подобных  ссылок  для  автоматического  определе-

ния  местоположения  или  местоположений  объекта  (объектов)  применяется 
процедура,  называемая геокодированием.  С  ее  помощью  можно  быстро  оп-
ределить и посмотреть на карте, где находится интересующий вас объект или 
явление,  такие  как  дом,  в  котором  проживает  клиент  вашей  туристической 
компании или находится нужная вам организация, памятное место, где про-
изошло историческое событие, и имеющуюся об этом информацию, по како-
му маршруту проще и быстрее добраться до нужного вам пункта или дома и 
т.д. 

ГИС  может  работать  с  двумя  существенно  отличающимися  типами 

данных - векторными и растровыми. В векторной модели информация о точ-

 

 

287 

ках, линиях и полигонах

 

кодируется и хранится в виде набора координат X,Y 

(в современных ГИС часто добавляется третья пространственная и четвертая, 
например, временная координата).

 

Линейные объекты, такие как дороги, реки 

или трубопроводы, сохраняются как наборы координат X,Y. Полигональные 
объекты, типа речных водосборов, земельных участков или лесных выделов, 
хранятся в виде замкнутого набора координат.  

Лесоустроительная  организация  является  создателем  таксационных  и 

картографических баз данных. После проведения лесоустроительных работ в 
лесничествах таксационная повыдельная информация вводится в компьютер 
с  жесткими  элементами  программного  контроля.  Это  целая  система  про-
граммных  и  нормативных  условий  и  зависимостей  таксационных  показате-
лей.  На  основе  таксационных  и геоинформационных  баз  проводится  анализ 
лесного фонда в форме таблиц, ведомостей, таксационных описаний и карто-
графических материалов.  

На  основе  карт  лесничеств  формируется  электронная  карта  областей 

регированной базой данных в пределах квартала. Карта дает возможность от-
слеживать оперативную обстановку лесного фонда и принимать управленче-
ские решения на уровне области. 

Геоинформационные технологии позволяют внести текущие изменения 

в таксационную базу данных, после чего программно вносятся изменения и в 
картографическую базу. 

Комплекс  ЛесГИС,  разработанный  в  филиале  ФГУП  «Запсиблеспро-

ект»  «Рослесинфорг»,  предоставляет  возможность  производить  с  базой дан-
ных следующие действия: 

1.  Быстро  найти  любой  таксационный  выдел  лесничества  с  его  такса-

ционной характеристикой и внести в него необходимые изменения. 

2.  Сделать  выборки  (запросы)  из группы  кварталов  по  любым  катего-

риям, имеющимся в базе данных. 

3. Производить отводы площадных (лесосеки и т.п.) и линейных (доро-

ги и т.п.) объектов как для лесохозяйственных работ, так и для передачи дру-
гим землепользователям. 

4.  Получить  данные  сортиментации  и  материально-денежной  оценки 

любого  выдела  эксплуатационного  фонда  (спелых  древостоев) или отведен-
ной делянки по главному пользованию. 

5. Вносить в таксационно-картографическую базу лесного предприятия 

любые  изменения,  связанные  с  проведением  лесохозяйственных  мероприя-
тий. 

6. По мере внесения текущих изменений в базу данных получать по со-

стоянию на любой день обобщенные характеристики лесного фонда. 

7.  Сформировать  выходной  файл  для  выгрузки  в  разработанную  

ВНИИЦЛесРесурс программу PPPGULF,  где можно получить государствен-
ный лесной реестр. 

8.  Сделать  обработку  отводов  лесосек  по  данным  перечетной  ведомо-

сти, а также по материалам лесоустройства. 

 

 

288 

2.5. Основные направления деятельности и перечень мероприятий  

в области охраны, защиты, воспроизводства лесов  

и лесоразведения 

 

2.5.1. Планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров 

 
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радио-

активными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите 
от вредных организмов (статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). 

Охрана  и  защита  лесов  осуществляются  органами  государственной 

власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, опре-
деленных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Фе-
дерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федера-
ции,  другими  федеральными  законами  (статья  51  Лесного  кодекса  Россий-
ской Федерации). 

Охрана лесов от пожаров (статья 52 Лесного кодекса Российской Феде-

рации)  включает  в  себя  выполнение  мер  пожарной  безопасности  в  лесах  и 
тушение пожаров в лесах. 

Тушение  пожаров  в  лесах,  расположенных  на  землях  лесного  фонда, 

землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных терри-
торий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с Лесным кодексом 
Российской  Федерации,  Федеральным  законом  от  21.12.94  №  68-ФЗ  «О  за-
щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех-
ногенного  характера»  и  Федеральным  законом  от  21.12.94  №  69-ФЗ  «О  по-
жарной безопасности». 

Меры пожарной безопасности в лесах (статья 53 Лесного кодекса Рос-

сийской Федерации) включают в себя: 

1) предупреждение лесных пожаров; 
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 
4) иные меры пожарной безопасности в лесах. 
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии 

с Лесным планом, лесохозяйственным регламентом лесничества, и проектом 
освоения лесов. 

Правила  пожарной  безопасности  в  лесах  утверждены  постановлением 

Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417. 

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация 

пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливают-
ся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация 

пожарной  опасности  в  лесах  в  зависимости  от  условий  погоды  утверждены 
приказом Рослесхоза от 05.07.2011 № 287. 

Предупреждение лесных пожаров (статья 53.1 Лесного кодекса Россий-

ской  Федерации)  включает  в  себя  противопожарное  обустройство  лесов  и 
обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. 

 

 

289 

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, пред-

назначенных для охраны лесов от пожаров; 

2)  строительство,  реконструкцию  и  эксплуатацию  посадочных  площа-

док для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиацион-
ных работ по охране и защите лесов; 

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противо-

пожарных минерализованных полос; 

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюда-

тельных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунк-
тов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противо-

пожарного водоснабжения; 

6) проведение работ по гидромелиорации; 
7)  снижение природной  пожарной опасности  лесов путем  регулирова-

ния  породного  состава  лесных  насаждений  и  проведения  санитарно-
оздоровительных мероприятий; 

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного 

выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горю-
чих материалов; 

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры. 
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных уча-

стках,  предоставленных  в  постоянное  (бессрочное)  пользование,  в  аренду, 
осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освое-
ния лесов. 

Противопожарные  расстояния,  в  пределах  которых  осуществляются 

вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавлива-
ются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Тех-
нический  регламент  о  требованиях  пожарной  безопасности»  и  Лесным  ко-
дексом Российской Федерации. 

Обеспечение  средствами  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров 

включает в себя: 

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и опо-

вещения; 

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожар-

ного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. 

Нормативы  противопожарного  обустройства  лесов  устанавливаются 

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы 

обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы нали-
чия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании 
лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной 
власти. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36      37     ..