Лесной план Кемеровской области (2012 год) - часть 35

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Кемеровской области (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     33      34      35      36     ..

 

 

Лесной план Кемеровской области (2012 год) - часть 35

 

 

 

 

274 

2.4.3. Повышение точности учета лесных ресурсов, обеспечение  

контроля за соблюдением лесного законодательства 

 

2.4.3.1. Повышение точности учета лесных ресурсов 

 

В  соответствии  со  статьями  67-70  Лесного  кодекса  Российской  Феде-

рации (2006 год) учѐт лесных ресурсов на землях лесного фонда выполняется 
при  проведении  лесоустройства.  Порядок  проведения  лесоустройства  опре-
деляется  Правилами  проведения  лесоустройства,  утверждѐнными  постанов-
лением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 № 377. 

Лесоустройство включает в себя: 
1) проектирование лесничеств и лесопарков; 
2)  проектирование  эксплуатационных  лесов,  защитных  лесов,  резерв-

ных лесов, а также особо защитных участков лесов; 

3) проектирование лесных участков; 
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесо-

парков,  эксплуатационных  лесов,  защитных  лесов,  резервных  лесов,  особо 
защитных участков лесов и лесных участков; 

5) таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количест-

венных характеристик лесных ресурсов); 

6)  проектирование  мероприятий  по  охране,  защите,  воспроизводству 

лесов. 

Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с 

Федеральным законом от 26.12.95 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». 

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка про-

ектной документации  о  местоположении,  границах,  площади и  об  иных  ко-
личественных и качественных характеристиках лесных участков. 

Местоположение,  границы  и  площадь  лесных  участков  определяются 

соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их 
границам и площади. Границы лесных участков, смежных с земельными уча-
стками,  границы  которых  определяются  в  порядке,  предусмотренном  Феде-
ральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», устанавлива-
ются в соответствии с земельным законодательством. 

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участ-

ка указывается в лесохозяйственном регламенте, который разрабатывается в 
соответствии  со  статьями  87  и  91  Лесного  кодекса  Российской  Федерации 
(2006 год), а конкретные объѐмы используемых лесных ресурсов указывают-
ся в проекте освоения лесов (статьи 12 и 88 Лесного кодекса Российской Фе-
дерации). 

Проектирование  лесных  участков  осуществляется  в  границах  лесни-

честв и лесопарков. 

 

 

275 

Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются 

в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено 
Лесным кодексом Российской Федерации. 

Органы государственной власти или органы местного самоуправления 

размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в 
порядке,  установленном  Федеральным  законом  «О  размещении  заказов  на 
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и 
муниципальных нужд». 

Лесоустроительные работы до настоящего времени выполнялись в со-

ответствии  с  Инструкцией  по  проведению  лесоустройства  в  лесном  фонде 
России  (1995  год).  Современная  лесоустроительная  инструкция  утверждена 
приказом  Министерства  природных  ресурсов  Российской  Федерации  от 
06.02.2008 № 31. 

Главной целью лесоустройства является обеспечение данными высокой 

достоверности в пределах заданных нормативов точности определения каче-
ственных  и  количественных  характеристик  земель  лесного  фонда  и  лесных 
ресурсов как основой для расчѐта арендной платы, объективной кадастровой 
оценки  лесов,  организации  рационального  и  неистощительного  лесопользо-
вания,  экономически  выгодного  производителям  и  потребителям  лесной 
продукции.  

Высококачественное выполнение сложного комплекса лесоустроитель-

ных работ и разработка научно обоснованного лесохозяйственного регламен-
та и проекта освоения лесов немыслимы без проведения таксации лесов, об-
следований хода роста, возобновления и состояния леса. В  связи с трудоем-
костью этих обследований руководитель работ обязан прежде всего позабо-
титься  об  их  рациональном  проведении,  чтобы  при  наименьших  затратах 
труда и денежных средств можно было получить исчерпывающие данные.  

Ознакомившись  с  особенностями  объекта  лесоустройства,  руководи-

тель работ устанавливает схему типов леса и типов вырубок, подбирает таб-
лицы  хода  роста,  шкалу  бонитета,  таблицы  полноты  и  запаса,  товарные  и 
другие таблицы, определяет объем и характер обследовательских работ. 

Лесоустроительные  работы  в  лесах  Кемеровской  области  выполнены 

как повторное лесоустройство без организации территории путѐм сочетания 
методов  наземной  таксации  и  актуализации  таксационных  показателей  пре-
дыдущего лесоустройства с учетом естественного роста и развития насажде-
ний за истекший период. 

В целом на территории Кемеровской области доля материалов лесоуст-

ройства со сроком давности изготовления более 10 лет составляет 43 процен-
та, а сроком давности более 20 лет 40 процентов или 2143,815 млн.га. 

Планируемые объемы лесоустроительных работ представлены в ниже-

следующей таблице. 

 

 

276 

 

Таблица 95 

 

Сведения о местах и объемах планируемого выполнения  

лесоустроительных работ  

 

№ 

п/п 

 

Наименование лесничества 

Проведение последнего 

лесоустройства 

Год планируемого 

лесоустройства 

Год прове-

дения 

Площадь, 

тыс.га 

Беловское 

1990 

124,595 

2012 

Гурьевское 

1990 

125,114 

2013 

Ижморское 

2003 

222,016 

2014 

Кемеровское 

2002 

273,664 

2017 

Крапивинское 

1990 

520,108 

2013 

Кузедеевское 

2006 

187,123 

2018 

Мариинское 

2003 

372,181 

2015 

Междуреченское 

2004 

619,300 

2017 

Мысковское 

1990 

292,611 

2016 

10 

Новокузнецкое 

2005 

363,886 

2016 

11 

Прокопьевское 

2006 

146,304 

2016 

12 

Промышленновское 

2007 

79,840 

2018 

13 

Таштагольское 

2007 

674,588 

2018 

14 

Тисульское 

1989 

542,810 

2014 

15 

Тяжинское 

2003 

157,168 

2015 

16 

Чебулинское 

2004 

231,880 

2015 

17 

Юргинское 

2001 

132,087 

2013 

18 

Яйское 

1988 

137,385 

2012 

19 

Яшкинское 

1988 

219,441 

2012 

 

Итого  

 

5 422,1 

 

 

Таксация леса выполняется с целью получения количественных и каче-

ственных  характеристик  участков  леса,  оценки  выполненных  хозмероприя-
тий и назначенных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. 

Обследования  естественного  возобновления  и  лесных  культур  осуще-

ствляются выборочно-перечислительными методами закладкой круговых или 
прямоугольных пробных площадок и учетных рядов. 

Материалы обследования состояния естественного возобновления в со-

четании с данными его глазомерной оценки при таксации леса используются 
при анализе прошлого хозяйства в лесхозе, а также при проектировании спо-
собов  лесовосстановления  не  покрытых  лесной растительностью  лесных  зе-
мель и лесосек ревизионного периода в предстоящем ревизионном периоде. 

Объем  обследования  лесных  культур,  созданных  за  прошедший  реви-

зионный период, зависит от их общей площади в устраиваемом лесничестве. 
В  первую  очередь обследуются  лесные  культуры,  состояние  которых  вызы-
вает сомнение в их успешности, при осмотре которых возникли сомнения в 
достоверности данных инвентаризации. 

Качественное  состояние  лесных  культур,  переведенных  в  покрытые 

лесной  растительностью  земли,  определяется  полнотой  культивируемых 

 

 

277 

ценных древесных пород без учета древесных пород естественного происхо-
ждения, имеющихся на участке лесных культур.  

Проведѐнные  обследования  помогают  установить  причины  расхожде-

ний  в  площадях  лесных  культур,  учтенных  лесоустройством,  с  данными  их 
учета в лесничествах. Составленный в период полевых работ журнал полево-
го учета лесных культур в обязательном порядке  заверяется специалистами 
лесничества (бывшего лесхоза). 

Санитарное  и  лесопатологическое  состояние  лесов  выявляется  лесо-

устроителями при таксации насаждений. В карточках таксации записывается 
степень повреждения насаждений болезнями и вредителями леса, запас сухо-
стоя,  валежа,  бурелома,  виды  насекомых-вредителей,  грибов-паразитов  и 
других возбудителей болезней. 

Тщательный анализ данных, полученных в процессе изучения санитар-

но-лесопатологического  состояния  лесов  устраиваемого  объекта  и  данных 
научной  литературы,  позволяет  правильно  наметить  пути  наиболее  эффек-
тивного оздоровления насаждений и разработать полноценный проект меро-
приятий по лесозащите. 

Пробные  площади  в  насаждениях  при  лесоустройстве  закладываются 

по специально разработанным программам и методикам. По результатам об-
работки пробных площадей проверяется пригодность таблиц хода роста, то-
варных и сортиментных таблиц, стандартных таблиц полноты и запасов. Вы-
являются  особенности  строения  и  роста  насаждений,  составляются  эскизы 
таблиц  хода  роста,  изучается  сортиментная  структура  насаждений.  Выявля-
ются  взаимосвязи  таксационных  показателей,  используемых  при  камераль-
ном  дешифрировании  насаждений  по  аэрофотоснимкам.  Возрасты  рубок 
спелости  насаждений  принимаются  в  соответствии  с  возрастами  рубок,  ут-
верждѐнными  приказом  Федерального  агентства  лесного  хозяйства  от 
19.02.2008 № 37. 

Пробные  площади  для  изучения  эффективности  выборочных  и  посте-

пенных  рубок  главного  пользования,  выборочных  санитарных  рубок  могут 
быть  временными  или  постоянными  в зависимости от  их целевого назначе-
ния и степени изученности состояния древостоев объекта лесоустройства. 

Постоянные пробные площади передаются по акту лесничеству для по-

стоянного их сохранения до проведения следующего лесоустройства.  

Методика  и  техника  подбора  участков  насаждений  для  размещения  и 

закладки в них пробных площадей регламентируются отраслевыми стандар-
тами ОСТ 56-69-83 «Площади пробные лесоустроительные. Методы заклад-
ки» и ОСТ 56-44-80 «Знаки натурные лесоустроительные и лесохозяйствен-
ные.  Типы,  размеры  и общие  технические  требования»,  а  также  Общесоюз-
ными нормативами для таксации лесов (М.: Колос, 1992, гл. V). 

Для проверки готовности к инвентаризации леса и оценки квалифика-

ционного  уровня  инженерно-технических  работников  в  лесоустроительной 

 

 

278 

экспедиции ежегодно проводится техническая тренировка. Техническая тре-
нировка  подразделяется  на  коллективную  тренировку  и  индивидуальную. 
Прохождение технической тренировки обязательно для всех  руководящих и 
инженерно-технических работников лесоустроительной экспедиции, а также 
специалистов  устраиваемого  объекта.  На  коллективной  тренировке  прово-
дится  техническая учеба  инженерно-технических  работников с подробными 
разъяснениями правил выполнения всех полевых лесоустроительных работ.  

Тренировочный  полигон  должен  быть  компактным  и  доступным  в 

транспортном отношении, чтобы меньше тратить времени на бесцельные пе-
реезды и переходы.  

Индивидуальная  тренировка обязательно проводится  каждым  таксато-

ром в первой половине полевого периода на выделах уточнѐнной таксации в 
целях совершенствования глазомера в наиболее типичных насаждениях сво-
его таксаторского участка. При этом опытные таксаторы проводят эту трени-
ровку самостоятельно. Исполнители, не имеющие достаточного опыта в ра-
боте по таксации, индивидуальную тренировку проходят под руководством и 
контролем начальника лесоустроительной партии. 

 

2.4.3.2. Обеспечение контроля за соблюдением лесного 

законодательства 

 
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспе-

чение соблюдения лесного законодательства. 

Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации обеспече-

ние  контроля  за  соблюдением  лесного  законодательства  осуществляется  в 
соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государст-
венного лесного контроля и надзора».  

Приказом  департамента  лесного  комплекса  Кемеровской  области  от 

30.12.2009  №  1698  «Об  утверждении  административного  регламента  депар-
тамента лесного комплекса Кемеровской области по исполнению государст-
венной  функции  «Проведение  мероприятий  по  осуществлению  государст-
венного лесного контроля и надзора» утвержден перечень должностных лиц, 
осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, а также упол-
номоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административ-
ных правонарушениях. 

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осущест-

вляет  государственный  лесной  контроль  и  надзор  в  отношении  особо  охра-
няемых природных территорий федерального значения непосредственно че-
рез Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-
ния по Кемеровской области. 

 

 

279 

На  территории  Кемеровской  области  государственный  контроль  осу-

ществляется следующими должностными лицами: 

начальником  департамента  лесного  комплекса  Кемеровской  области  - 

главным государственным лесным инспектором Кемеровской области; 

заместителями  начальника  департамента  лесного  комплекса  Кемеров-

ской области - заместителями главного государственного лесного инспектора 
в Кемеровской области; 

начальниками  отделов  управлений  лесного  хозяйства  и  лесопользова-

ния, территориальных отделов департамента лесного комплекса Кемеровской 
области  - старшими государственными лесными инспекторами в лесничест-
вах и лесопарках; 

заместителями  начальников  территориальных  отделов  департамента 

лесного  комплекса  Кемеровской  области,  государственными  гражданскими 
служащими ведущей и старшей групп должностей государственной граждан-
ской  службы  Кемеровской  области  категории  «специалисты»  департамента 
лесного  комплекса Кемеровской области,  ведающими  вопросами  государст-
венного лесного контроля и надзора, - заместителями старших государствен-
ных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках. 

В 2010 году полномочия государственных лесных инспекторов испол-

няли начальники и главные специалисты территориальных отделов департа-
мента лесного комплекса Кемеровской области – 32 человека и 10 человек в 
аппарате управления департамента. 

Проведение государственного лесного контроля и надзора осуществля-

ется государственными лесными инспекторами в пределах их полномочий в 
форме проверок с соответствии с планами, а также внеплановых проверок с 
соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. 

Внеплановые проверки проводятся: 
для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выяв-

ленных нарушений лесного законодательства; 

в случае получения от органов государственной власти, местного само-

управления,  юридических  лиц  и  граждан  информации,  подтверждаемой  до-
кументами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии при-
знаков нарушений лесного законодательства.  

Государственные  лесные  инспекторы  при  осуществлении  государст-

венного лесного контроля и надзора имеют право: 

а)  пресекать  и  предотвращать  нарушения  лесного  законодательства  в 

установленном порядке; 

б) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; 
в) составлять по результатам проверок акты и представлять их для оз-

накомления  гражданам,  в  том  числе  индивидуальным  предпринимателям 
(далее - граждане), а также юридическим лицам, осуществляющим использо-
вание лесных участков; 

 

 

280 

г) давать обязательные для исполнения предписания об устранении вы-

явленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и кон-
тролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки; 

д)  осуществлять  в  установленном  порядке  досмотр  транспортных 

средств и при необходимости их задержание; 

е) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуще-

ствляющих  использование,  охрану,  защиту,  воспроизводство  лесов  и  лесо-
разведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и 
выявленных нарушениях; 

ж) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устра-

нении выявленных в результате проверок нарушений; 

з) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права. 
Государственные  лесные  инспекторы  при  осуществлении  государст-

венного лесного контроля и надзора обязаны: 

а)  своевременно  и  в  полной  мере  исполнять  предоставленные  в  соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации полномочия по преду-
преждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства; 

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и закон-

ные интересы юридических лиц и граждан; 

в)  проводить  мероприятия  по  государственному  лесному  контролю  и 

надзору на основании и в соответствии с распоряжениями департамента лес-
ного комплекса Кемеровской области; 

г)  посещать  объекты  (территории  и  помещения)  юридических  лиц  и 

граждан в целях проведения мероприятия по государственному лесному кон-
тролю и надзору только во время исполнения служебных обязанностей; 

д)  не  препятствовать  представителям  юридического  лица  или  гражда-

нина присутствовать при проведении мероприятия по государственному лес-
ному  контролю  и надзору,  давать  разъяснения  по  вопросам,  относящимся  к 
предмету проверки; 

е) предоставлять должностным лицам юридического лица или гражда-

нину  либо  их  представителям,  присутствующим  при  проведении  мероприя-
тия по государственному лесному контролю и надзору, относящуюся к пред-
мету проверки необходимую информацию; 

ж) знакомить должностных лиц юридического лица или граждан либо 

их представителей с результатами мероприятий по государственному лесно-
му контролю и надзору; 

з) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных наруше-

ний,  учитывать  соответствие  указанных  мер  тяжести  нарушений,  их  потен-
циальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и иму-
щества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных 
интересов граждан и юридических лиц; 

 

 

281 

и) доказывать законность своих действий при их обжаловании юриди-

ческими лицами и гражданами в порядке, установленном законодательством 
Российской Федерации. 

Юридические  лица  и  граждане,  в  отношении  которых  проводятся  ме-

роприятия по государственному лесному контролю и надзору, обязаны обес-
печивать  государственным  лесным  инспекторам  доступ  на  объекты,  подле-
жащие  такому  контролю,  и  представить  документацию,  необходимую  для 
проведения проверки. 

Государственные  лесные  инспектора  несут  установленную  законода-

тельством  Российской  Федерации  ответственность  за  неисполнение  или  не-
надлежащее  исполнение  возложенных  на  них  функций  по  осуществлению 
государственного лесного контроля и надзора. 

Существующая  структура  департамента  лесного  комплекса  Кемеров-

ской  области  позволяет  в  полной  мере  осуществлять  функции  лесного  кон-
троля и надзора на территории земель лесного фонда Кемеровской области. 

Кроме  того,  межведомственное  взаимодействие  по  декриминализации 

лесной  отрасли  осуществляется  на  основании  трехстороннего  соглашения  о 
взаимодействии по противодействию незаконным рубкам леса между Управ-
лением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ке-
меровской области, ГУ МВД России по Кемеровской области и департамен-
том лесного комплекса Кемеровской области.  

Для  повышения  эффективности  охраны  лесов,  снижения  лесонаруше-

ний и повышения эффективности государственного лесного контроля и над-
зора в рамках соглашения с ГУ МВД России по Кемеровской области плани-
руется  проведение  регулярных  вертолѐтных  рейдов  по  территории  лесного 
фонда Кемеровской области. 

Департаментом лесного комплекса Кемеровской области осуществля-

ется оперативное  взаимодействие с правоохранительными органами области 
по  учѐту  и  движению  административных  и  уголовных  дел;  с  Федеральной 
службой судебных приставов Российской Федерации — по взиманию с лесо-
нарушителей  административных  штрафов,  ущерба  лесу  и  неустоек;  с  госу-
дарственной таможней — по получению ежеквартальной информации об экс-
портных поставках лесоматериалов грузоотправителями Кемеровской облас-
ти.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..