ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 3

 

 

35 

Из  общей  площади  эксплуатационных  лесов  на  долю  хвойных  пород  приходится  26,2%, 

мягколиственных – 73,3%. 

Из  общей  площади  спелых  и  перестойных  хвойные  породы  занимают  6,3%, 

мягколиственные – 93,7%. 

Эксплуатационный  запас  спелых  и  перестойных  насаждений  эксплуатационных  лесов 

составляет 7,02 млн. м

3

 (или 58,2% от общих запасов спелой и перестойной древесины). Основные 

запасы эксплуатационного фонда (мягколиственные древесные породы) сосредоточены на севере 

области.  

Распределение  эксплуатационных  лесов  по  лесничествам  области  неравномерное.  В 

Глядянском,  Курганском  и  Петуховском  лесничествах  эксплуатационных  лесов  нет.  В 

Куртамышском лесничестве площадь эксплуатационных лесов составляет менее 1%. Наибольшие 

площади  эксплуатационных  лесов  сосредоточены  в  Каргапольском  лесничестве  –  89  тыс.  га 

(20,7%), Шатровском лесничестве – 85,0 тыс. га (19,8%), Далматовском лесничестве – 78,8 тыс. га 

(18,4%). 

Характеристика эксплуатационных лесов в разрезе лесничеств приведена в приложении 3. 

1.1.7 Характеристика состояния лесов, расположенных на землях особо охраняемых 

природных территорий федерального, регионального и местного значения и динамика их 

изменения 

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), относятся 

леса,  расположенные  на  территориях  государственных  природных  заповедников,  национальных 

парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных 

установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. 

Лесной  кодекс предусматривает  особенности  правового  режима  лесов,  расположенных  на 

особо охраняемых природных территориях (ст.103). 

Особо  охраняемые  природные  территории  Курганской  области  (памятники  природы, 

заказники),  созданы  без  отнесения  земель  лесного  фонда  к  категории  земель  особо  охраняемых 

(природных) территорий.  

Все  леса  Курганской  области,  ранее  выделенные  как  особо  охраняемые  территории,  в 

настоящее время отнесены к лесам, имеющим научно-историческое значение. 

В  соответствии  со  ст.  10,  102-109  Лесного  кодекса  Российской  Федерации  на  территории 

Курганской области лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях нет. 

1.1.8  Информация о деятельности, направленной на сохранение окружающей среды и 

биоразнообразия в лесах 

Лесной 

кодекс 

Российской 

Федерации 

определяет 

основными 

принципами 

лесопользования: 

36 

 

устойчивое  управление  лесами,  сохранение  биологического  разнообразия  лесов, 

повышение их потенциала; 

 

сохранение  средообразующих,  водоохранных,  защитных,  санитарно-гигиенических, 

оздоровительных  и  иных  полезных  функций  лесов  в  интересах  обеспечения  права  каждого  на 

благоприятную окружающую среду; 

 

использование лесов  с  учетом их глобального экологического значения, а также  с  учетом 

длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 

 

использование  лесов  способами,  не  наносящими  вреда  окружающей  среде  и  здоровью 

человека. 

Реализация указанных принципов осуществляется через выделение защитных лесов, особо 

защитных участков. 

Вопросы  охраны  окружающей  среды,  сохранения  биоразнообразия  в  лесах 

регламентируются также Федеральными законами «Об охране окружающей среды» (ст. 4, 34, 40, 

43, 44, 52, 58 – 61), «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире» (ст. 22, 

27, 34-37, 40, 41, 56). 

Биологическое разнообразие животных Курганской области характеризуется следующими 

показателями: 

 

млекопитающие – 55 видов; 

 

птицы – 286 видов; 

 

рептилии – 5 видов; 

 

амфибии – 9 видов;  

 

рыбы – 297 видов. 

Число видов беспозвоночных животных превышает 2 тысячи. 

Фоновыми видами лесных экосистем являются: обыкновенная бурозубка, красная полевка, 

лесная  мышь,  лесной  конек,  зяблик,  большая  синица,  иволга,  большой  пестрый  дятел, 

обыкновенная  кукушка,  вяхирь,  ушастая  сова.  Лес  является  средой  обитания  таких  объектов 

охоты как лось, кабан, заяц-беляк, барсук, лисица, ласка, куница, рысь, тетерев, глухарь, рябчик.  

По  результатам  исследований  докт.  биол.  наук  Науменко  Н.И.  флора  дикорастущих 

сосудистых  растений  Южного  Зауралья  (включая  Курганскую  область)  представлена  1109 

аборигенными видами.  

Вся  флора  Южного  Зауралья  подразделяется  на  37  эколого-фитоценотических  элементов, 

объединенных в 8 групп. К лесной эколого-фитоценотической группе отнесено 267 видов (21,4%). 

Во  флоре  области  зарегистрировано  23  вида  и  3  гибрида  дикорастущих  деревьев, 

встречающихся  в  лесах,  береговых  приречных  и  приозерных  сообществах.  Из  них  13  видов  - 

одноствольные  деревья  I  яруса,  9  видов  -  одно-  и  многоствольные  деревья  II  яруса,  и  1 

37 

вечнозеленый  стланец.  К  кустарникам  относится  41  вид  (3,3%  видового  состава)  и  10  гибридов 

зауральской флоры. 

Редкими  лесными  сообществами  на  территории  Курганской  области  являются:  ельники, 

лиственничники,  черноольшаники,  леса  с  участием  липы,  сосняки  сфагновые,  тополевые  рощи, 

березняки крупнопапоротниковые. 

В плане сохранения редких видов лесных растений наибольшую ценность имеют: 

 

березовые  леса  по  береговым  склонам  правобережья  Синары,  включая  урочища  Иванов 

Камень и Охонины Брови (Катайский мастерский участок Далматовского лесничества); 

 

Мыльноковский  бор  западнее  г.  Шадринска  (Воробьевский  мастерский  участок 

Шадринского лесничества); 

 

мелколиственный лес близ с. Черемисское (Батуринский мастерский участок Шадринского 

лесничества); 

 

ельники на севере Шатровского района; 

 

лес по южному берегу озера Курган; 

 

смешанные леса близ озер Окуневское и Тишково; 

 

долина лесной реки Боровлянки; 

 

сосновые  и  смешанные  с  участием  липы  леса  на  полуостровах  озера  Медвежье 

(Петуховский и Курортный мастерские участки Петуховского лесничества); 

 

приречные  выделы  Суерского  бора  (Шастовский  мастерский  участок  Варгашинского 

лесничества). 

Постановлением  Администрации  Курганской  области  от  02.11.1999  г.  №  614  учреждена 

Красная  книга  Курганской  области,  утверждено  положение  о  Красной  книге.  В  Красную  книгу 

включены 137 видов животных и 212 объектов растительного мира. Представителями животных в 

Красной  книге  являются  такие  лесные  обитатели  как  притобольская  белка,  бурундук,  орлан-

белохвост, беркут, могильник, филин, обыкновенная неясыть, бородатая неясыть. 

В Красной книге Курганской области - более 80 видов лесных растений, среди которых – 6 

видов осок, 4 вида звездчаток, 28 видов орхидей, в т.ч. – башмачки, пальчатокоренники, дремлики, 

калипсо  луковичная,  любка  двулистная;  бубенчик  лилиелистный,  лилия  саранка,  горицвет 

весенний, пион уклоняющийся, купальница европейская, вероника широколистная, папоротники – 

гроздовники (3 вида), ужовник, щитовники (3 вида), плаун булавовидный (приложение 27). 

Наряду  с  травянистыми  растениями  в  число  охраняемых  объектов  включены  липа 

сердцевидная (природная популяция) и темнокорая вариация березы.  

В  связи  со  слабой  изученностью  многих  групп  беспозвоночных  животных,  а  также 

водорослей,  мхов,  грибов,  лишайников  представители  этих  систематических  групп  в  Красной 

книге Курганской области отсутствуют. 

38 

В  интересах  сохранения  биоразнообразия  развивалась  сеть  особо  охраняемых  природных 

территорий области. В лесном фонде в 2001 – 2004 гг. образовано 18 новых памятников природы, 

изменены границы еще 7 памятников природы. 

Постановлением  Администрации  (Правительства)  Курганской  области  от  26.06.2002 г.  № 

251 образован Щучанский государственный природный заказник. Постановлением Правительства 

Курганской  области  от  11.12.2007  г.  №  увеличена  площадь  Альменевского,  Далматовского, 

Куртамышского, Макушинского, Юргамышского заказников.  

Куртамышский и Прорывинский заказники получили статус комплексных (ландшафтных) 

заказников.  

Всего в границах заказников находятся более 120 тыс. га земель лесного фонда.  

Охрану  заказников  и  проведение  биотехнических  мероприятий  осуществляет 

специализированное подразделение в составе ГУ «Экофонд».  

В  целях  охраны  и  воспроизводства  объектов  животного  мира  на  территории  заказника 

запрещается: 

 

охота (за исключением регулирования численности); 

 

нахождение с собаками без письменного разрешения администрации заказника; 

 

повреждение  биотехнических  объектов,  информационных  знаков  и  аншлагов, 

заготовленных кормов для подкормки животных; 

 

выпас  скота  в  водоохранных  зонах  всех  водоемов  заказника,  а  также  без  письменного 

разрешения администрации заказника и владельца лесных земель, на которых он расположен; 

 

сжигание соломы и порубочных остатков в бесснежный период; 

 

иная деятельность юридических и физических лиц, которая влечет гибель диких животных, 

а также разрушение и разорение их жилищ, гнезд и среды их обитания. 

Для  сохранения  среды  обитания  диких  животных  в  заказнике  устанавливаются  особые 

правила природопользования. На территории заказника запрещается: 

 

осушение озер и болот и иные виды деятельности, способные оказать негативное влияние 

на состояние водных экосистем; 

 

выжигание  растительности,  за  исключением  случаев  выполнения  плановых  работ  по 

противопожарной  профилактике  и  работ  по  ограничению  распространения  возникших  лесных 

пожаров; 

 

разведение костров в пожароопасный период; 

 

применение ядохимикатов и химическая обработка лесов; 

 

размещение промышленных и бытовых отходов за пределами специально отведенных мест. 

В Белозерском,  Шатровском, Прорывинском заказниках запрещаются: 

 

рубки главного пользования в местах массового токования глухарей; 

39 

 

рубки леса вокруг мест гнездования видов птиц, занесенных в Красные книги Российской 

Федерации и Курганской области; 

В Куртамышском и Прорывинском заказнике, кроме того, запрещается: 

 

строительство  зданий  и  сооружений,  прокладка  дорог,  трубопроводов,  линий 

электропередач  и  прочих  коммуникаций  в  целях,  не  связанных  с  охраной  заказника  и 

жизнеобеспечением местного населения, традиционным хозяйствованием, рекреацией; 

 

добыча  полезных  ископаемых  (кроме  пресных  подземных  вод  и  полезных  ископаемых, 

отнесенных к природным лечебным ресурсам); 

 

проезд транспорта вне дорог (кроме спецмашин); 

 

организация туристических стоянок и разведение костров в неустановленных местах. 

В Прорывинском заказнике запрещаются: 

 

рубки главного пользования; 

 

все виды рубок леса в период с 1 апреля по 1 сентября; 

 

все  виды  рубок  леса  в  местах  размножения  диких  копытных  животных  в  кварталах:  45 

выдел 16; 53 выдел 18; 52; 59; 60; 61 Звериноголовского лесничества; 

 

все  виды  рубок  леса  в  местах  обитания  и  распространения  редких  и  находящихся  под 

угрозой исчезновения видов диких животных. 

На территории Куртамышского заказника выделены особо защитные участки леса в местах 

произрастания редких видов растений в кв. 19 (выд. 3, 4, 5, 8), 32 (выд. 10, 11, 13, 29-32), 57 (выд. 1 

- 4), 75 (выд. 1, 7), 76 (выд. 4, 5, 6, 17, 18) Нижневского мастерского участка, кв. 15 (выд. 7, 8, 11, 

13, 14, 22, 29), 48 (выд.7 - 10, 14 - 21), 49 (выд. 1, 9) Косулинского мастерского участка. 

В лесном фонде области полностью или частично находятся 59 из 88 памятников природы 

регионального  значения.  Из  14567  га  лесов  в  границах  памятников  природы  к  категории  «леса 

научного и исторического значения» отнесены 6779 га. 

Режимом памятников природы на их территории запрещается: 

 

изъятие земель; 

 

размещение объектов, не связанных с обеспечением охраны памятника природы; 

 

распашка, землеройные работы, не связанные с охраной леса от пожаров и лесовосстанов-

лением; 

 

разработка недр; 

 

размещение промышленных и бытовых отходов; 

 

рубки главного пользования; 

 

заготовка живицы, коры, веников, лекарственных растений; 

 

выпас скота; 

 

применение химических средств борьбы с вредителями и болезнями леса; 

40 

 

проезд транспорта вне дорог (кроме спецмашин); 

 

организация туристических стоянок и разведение костров в неустановленных местах; 

Допускается: 

 

рубки  ухода  и  санитарно-оздоровительные  мероприятия  (выборочные  и  сплошные  сани-

тарные рубки, очистка леса от захламленности); 

 

мероприятия по охране леса от пожаров и защите от вредителей и болезней; 

 

посещение леса с целью отдыха, любительский сбор грибов и ягод. 

В Курганской области в 2002 году разработан Региональный план действий по сохранению 

биоразнообразия.  Разделом  плана  «Сохранение  биологического  разнообразия  в  лесном  фонде» 

предусмотрены следующие направления: 

1.  Совершенствование схемы распределения лесов по категориям защитных лесов. 

2.  Создание условий для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных 

и растений: 

 

 дополнительное выделение особо защитных участков леса; 

 

проведение мероприятий по восстановлению, расселению редких и исчезающих видов рас-

тений (орхидеи, пион уклоняющийся); 

 

выявление и охрана мест произрастания темнокорых форм березы. 

3.  Организация рационального использования ресурсов лекарственных и пищевых растений: 

 

лимитирование заготовок лекарственных и пищевых растений на особо продуктивных уча-

стках, на территории памятников природы, зеленых зон (установление сезонных ограничений на 

заготовку, ограничение посещения, установление платы за заготовку); 

 

информирование населения о недопустимости заготовки лекарственных и пищевых расте-

ний, внесенных в Красную книгу. 

4.  Совершенствование методов ведения лесного хозяйства: 

 

сокращение доли сплошнолесосечных рубок;  

 

ограничение проведения лесохозяйственных работ в период размножения животных;  

 

ограничение химической обработки лесов или ее замена биологическими методами в мес-

тах обитания охраняемых видов животных;  

 

недопущение повреждения почвенного покрова в местах произрастания редких видов рас-

тений, на продуктивных ягодниках.  

5.  Совершенствование форм рекреационного лесопользования: 

 

углубленная оценка рекреационного потенциала лесного фонда области; 

 

организация познавательных экскурсий по участкам лесного фонда, имеющим рекреацион-

ное значение; 

 

организация отдыха и туризма на территориях лесного фонда, примыкающих к лечебным 

41 

водоемам. 

Вопросы  охраны  окружающей  среды  и  сохранения  биоразнообразия  в  лесах  затронуты  в 

Ведомственной  целевой  программе  Департамента  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей 

среды Курганской области «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Курганской 

области на 2008 –2010 годы».  

Материалами  программы  предусматриваются:  рекультивация  объектов  размещения 

бытовых отходов, ликвидация несанкционированных свалок, развитие сети памятников природы 

регионального  значения,  проведение  научно-исследовательских  работ,  мониторинга  объектов 

животного и растительного мира, включенных в Красную книгу Курганской области. 

Программой предусматривается создание 24 новых памятников природы общей площадью 

2,5 тыс. га

1.2 Социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства 

лесов на территории Курганской области  

1.2.1 Доходы от использования лесов по уровням бюджетной системы Российской Федерации 

Для  определения  объективной  экономической  оценки  эффективности  освоения  лесов  за 

период,  предшествующий  разработке  Лесного  плана,  при  исследовании  доходов  от 

лесопользования проанализированы следующие показатели: 

 

объем  платежей  (доходов)  в  бюджетную  систему  Российской  Федерации  за 

использование лесов, в том числе по получателям, доходы в расчете на 1 га земель 

лесного  фонда  и  на  1  рубль  бюджетных  расходов,  в  том  числе  по  уровням 

бюджетной системы; 

 

объем, динамика и структура доходов по видам лесопользования; 

 

динамика и структура отпуска древесины по платности, видам рубок, интенсивности 

на 1 га общей площади и покрытой лесом земель лесного фонда; 

 

динамика  средних  минимальных  ставок  и  отпускных  цен  на  лесные  ресурсы  и 

землепользование,  в  том  числе  по  формам  реализации  древесных  ресурсов 

(договорам аренды и купли-продажи); 

 

доходы лесного хозяйства по лесничествам, их структура в 2009 г.; 

 

доходы  лесного  хозяйства  на  1  гектар  земель  лесного  фонда  по  лесничествам,  их 

структура в 2009 г., доходы на 1 рубль расходов по бюджетному финансированию; 

 

дифференциация  платы  за  единицу  объема  ресурсов  или  площади  участка  по 

лесничествам области; 

 

обобщенная оценка показателей доходности лесного хозяйства в 2007-2009 гг. 

Полученные материалы являются основой аналитической оценки современного состояния 

лесного  хозяйства  за  период  2007  –  2009  гг.,  определения  влияния  факторов,  резервов  и 

42 

перспектив  дальнейшего  развития,  разработки  прогноза  на  период  разработки  Лесного  плана 

Курганской  области  до  2018  г.  и  оценки  эффективности  мероприятий,  предложенных  в  Лесном 

плане области. 

Платежи в бюджетную систему Российской Федерации, доходность использования 

лесов по получателям и факторы формирования доходов 

Данные об объеме и динамике платежей в бюджетную систему Российской Федерации от 

использования  лесов,  в  том  числе  в  расчете  на  1  гектар  земель  лесного  фонда,  и  доходы  от 

использования  лесов  на  1  рубль  расходов  по  бюджетному  финансированию  (коэффициенте 

доходности  бюджетных  затрат)  отражены  в  таблице  1.2.1.1.  Приведенные  показатели 

свидетельствуют  о  нестабильности  поступления  платежей  за  лесопользование  в  бюджетную 

систему России. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. они уменьшились на 23730,4 тыс. руб. (27,3%), в 

то же время к уровню 2007 года на 2300,6 тыс. руб. или на 3,5%.  

Темпы  роста  доходов  2009  г.  по  сравнению  с  2007  г.  в  областной  бюджет  ниже,  чем  в 

федеральный бюджет к уровню 2008г. соответственно (135,6% и 49,9%) , к  2007 г соответственно 

74,2%  и  110,0%.  Прежде  всего,  это  связано  с  распределением  доходов  между  бюджетами.  В 

бюджет  субъекта  РФ  поступило  20,7  %  от  общего  объема  платежей  за  пользование  лесным 

фондом РФ, что почти в 2раза ниже уровня 2008года. 

Нестабильность  поступления  доходов  в  бюджетную  систему  по  трем  рассматриваемым 

годам,  связана  с  резким  уменьшением  доходов  в  2009  году  от  использования  земель  лесного 

фонда,  в  целях  не  связанных  с  ведением  лесного  хозяйства.  Аналогичная  ситуация 

прослеживается и при анализе бюджетных доходов на 1 га земель лесного фонда.   

Бюджетные доходы на 1 га площади лесного фонда в 2009 г. по сравнению с 2008 годом 

доходы  федерального бюджета  на  1  га  площади  лесного  фонда  уменьшились  на  0,22%  и значит 

снижение  доходов  на  1  га,  областного  бюджета    составило  на  36,7%.  Со  сравнению  с  2007  г. 

доходы федерального бюджета на 1 га выросли на 7,5%.  

Бюджетные  расходы  в  2009г.  составляют  286724,5  тыс.  руб.  по  сравнению  с  2007г.  они 

уменьшились на 15,6%, по сравнению с 2008г. расходы снизились на 19,0%. В 2009 г. наблюдается 

снижение суммы расходов из бюджета субъекта Российской Федерации в 3 раза. 

Коэффициент  доходности  бюджетных  затрат,  определяемый  отношением  доходов  от  ис-

пользования лесов на 1 рубль расходов по бюджетному финансированию составляет

 

0,25-0,19, это 

низкий показатель. Объясняется тем, что доходы и затраты в данном случае разновременные: до-

ходы будут получены в отдаленной перспективе.  

Таблица 1.2.1.1 - Платежи в бюджетную систему Российской Федерации и доходность 

использования лесов по получателям 

Показатели 

Ед. 

2007г. 

2008г. 

2009г. 

2009г. в % к 

43 

изм. 

2007г. 

2008г. 

1. Платежи за пользование лесным 
фондом в бюджетную систему 
Российской Федерации 

тыс.р.  65631,6 

87061,4 

63331,0 

96,5 

72,7 

в том числе по получателям: - 
федеральный бюджет 

тыс.р.  47292,1 

50927,5 

50216,8 

106,2 

98,6 

% к итогу 

72,1 

58,5 

79,3 

110,0 

135,6 

- бюджет субъекта РФ 

тыс.р.  18339,5 

36133,9 

13114,2 

71,5 

36,3 

% к итогу 

27,9 

41,5 

20,7 

74,2 

49,9 

2. Площадь лесного фонда 

тыс. га  1845,3 

1845,3 

1823,5 

98,8 

98,8 

3. Бюджетные расходы лесного 
хозяйства 

тыс.р.  339626,7  353843,2  286724,5 

84,4 

81,0 

из федерального бюджета 

тыс.р.  79130,2  151991,2  152236,5  192,4 

100,2 

% к итогу 

23,3 

43,0 

53,1 

228,0 

123,5 

из бюджета субъекта РФ 

тыс.р. 

0,0 

22971,9 

7801,2 

0,0 

33,5 

% к итогу 

0,0 

6,5 

2,7 

0,0 

41,5 

4. Бюджетные доходы на 1 га 
площади лесного фонда 

р. 

35,57 

47,18 

34,73 

97,6 

73,6 

в том числе по получателям:  
- федеральный бюджет 

р. 

25,63 

27,6 

27,54 

107,5 

99,78 

- бюджет субъекта РФ 

р. 

9,94 

19,58 

7,19 

72,3 

36,7 

5. Бюджетные расходы на 1 га лесного 
фонда 

р. 

184,05 

191,8 

157,2 

85,4 

82,0 

из федерального бюджета 

р. 

42,88 

82,4 

83,5 

194,7 

101,3 

из бюджета субъекта РФ 

р. 

0,0 

12,4 

4,3 

0,0 

34,7 

6. Коэффициент доходности затрат в 
лесном хозяйстве по бюджетному 
финансированию - общий 

р./р. 

0,19 

0,25 

0,22 

115,8 

88,0 

в том числе:  
по федеральному финансированию 

р./р. 

0,60 

0,34 

0,33 

55,0 

97,0 

по финансированию из бюджета 
субъекта РФ 

р./р. 

0,0 

1,57 

1,68 

0,0 

107,0 

Динамика и структура платежей в бюджетную систему Российской Федерации приведена в 

таблице  1.2.1.2.  Объем  лесных  доходов  в  бюджетную  систему  в  настоящее  время  определяется, 

прежде всего, размером доходов по отпуску древесины на корню.  

Доходы от заготовки древесины в общем объѐме доходов от использования лесов в 2009г. 

составили 88,5%, это на 8,77% ниже чем в 2008 г. и на 9,7% в 2007 г. 

В 2009 г. плата за заготовку древесины по сравнению с 2008г. уменьшилась на 34906,8 тыс. 

руб.(57,5%),  с  2007г.    на  10198,4  тыс.  руб.(85,5%),  это  связано  с    уменьшением  общей  суммы 

доходов от использования лесов в 2009 г. к уровню 2008г., 2007г.  

Доходы  за  использование  земель  лесного  фонда  представлены  также  платежами  за 

осуществление  рекреационной  деятельности;  за  выполнение  работ  по  геологическому  изучению 

недр,  разработка  месторождений  полезных  ископаемых,  от  строительства,  реконструкции  и 

эксплуатации  линейных  объектов.  В  2009г.  доходы  от  осуществления  рекреационной 

деятельности по сравнению с 2008г. увеличились на 15,8%, по сравнению с 2007г. увеличились на 

44 

144,0%.  Выполнение  работ  по  геологическому  изучению  недр,  разработка  месторождений 

полезных  ископаемых  в  2009г.по  сравнению  с  2008г.  увеличилась  на  92,2%.  Строительство, 

реконструкция,  эксплуатация  линий  связи,  дорог,  трубопроводов  и  других  линейных  объектов  в 

отчетном году по сравнению с 2007г. увеличилась в 10,3 раза, по сравнению с 2008 годом – в 30,2 

раза. 

Основным  источником  поступления  доходов  от  лесного  хозяйства  в  бюджет  Курганской 

области  в  настоящее  время  является  освоение  древесных  ресурсов.  На  его  долю  в 

рассматриваемые  годы  (2007;2008,  2009гг.)  приходится  98,2%,97,27%    и    88,5  %  общей  суммы 

платежей  лесного  хозяйства  в  бюджетную  систему  России.  Это  снижение  связано  с  тем,  что  в 

2009г. по сравнению с 2007г. объем отпуска уменьшился с 2546,6 до 1761,8 тыс. м

3

 

 

45 

Таблица 1.2.1.2 - Динамика и структура доходов от использования лесов в Курганской области 

Показатель 

2007г.. 

2008г. 

2009г. 

2009 в % 

причитает-ся 

платежей, 

тыс. руб. 

% к итогу 

в т. ч. по 

минималь-

ным ставкам 

причитает-ся 

плате-жей, 

тыс. руб. 

% к 

итогу 

в т. ч. по 

минималь-

ным ставкам 

Причи- 

тается 

 плате-

жей, тыс. 

руб. 

% к 

итогу 

в т. ч. по 

мини-

мальным 

ставкам 

к 2007  к 2008 

Плата за использование лесов 

70165,4 

100,0 

49086,1 

94873,8 

100,0 

53905,7 

59967,0 

100,0 

49644,8 

85,5 

63,2 

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заготовка древесины – всего 

68920,5 

98,2 

48682,8 

92279,6 

97,27 

52703,3 

53073,2 

88,50 

44061,1 

77,0 

57,5 

сплошные рубки 

54710,4 

78,0 

36263,7 

62717,8 

66,11 

33291,7 

34519,3 

57,56 

27990,4 

63,1 

55,0 

выборочные рубки 

14210,1 

20,2 

12419,1 

29561,8 

31,16 

19411,6 

18553,9 

30,94 

16 070,7 

130,6 

62,8 

- заготовка живицы 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор 
лекарственных растений 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- ведение охотничьего хозяйства 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- ведение сельского хозяйства 

34,8 

0,1 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

-осуществление начно-исследовательской 
деятельности, образовательной деятельности 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- осуществление рекреационной деятельности 

284,4 

0,4 

43,7 

599,1 

0,63 

268,7 

693,9 

1,16 

306,5 

244,0 

115,8 

-создание лесных плантаций и их эксплуатация 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

-выращивание лесных плодовых, ягодных, 
декоративных растений, лекарственных растений 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- выполнение работ по геологическому изучению 
недр, разработка месторождений полезных 
ископаемых 

0,0 

0,0 

0,0 

810,5 

0,85 

810,5 

1557,4 

2,60 

1557,4 

0,0 

192,2 

-строительство и эксплуатация водохранилищ и 
иных искусственных водных объектов, а также 
гидротехнических сооружений и 
специализированных портов 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

- строительство, реконструкция, эксплуатация 
линий связи, дорог, трубопроводов и других 
линейных объектов 

359,6 

0,5 

359,6 

123,2 

0,13 

123,2 

3719,8 

6,20 

3719,8 

1034 

3019,0 

46 

- переработка древесины и иных лесных 
ресурсов 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

- осуществление религиозной деятельности 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- иные виды, определенные в соответствии 
счастью 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- прочие доходы федерального бюджета от 
оказания платных услуг и компенсации затрат 
государства, в том числе: 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- предоставление выписок из государственного 
лесного реестра 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

- прочие поступления от денежных взысканий 
(штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, 
зачисляемые в федеральный бюджет 

0,0 

0,0 

0,0 

597,9 

0,63 

0,0 

461,3 

0,77 

0,0 

0,0 

77,2 

- денежные (взыскания) штрафы за нарушение 
лесного законодательства, установленное на 
лесных участках, находящихся в федеральной 
собственности 

547,6 

0,8 

0,0 

419,6 

0,44 

0,0 

461,4 

0,77 

0,0 

84,3 

109,9 

- средства от реализации секвестрованной 
древесины 

18,5 

0,0 

0,0 

43,9 

0,05 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Плата за перевод лесных земель в нелесные и 
перевод земель лесного фонда в земли иных 
категорий/ плата за перевод лесных земель в 
нелесные и перевод земель лесного фонда в 
земли иных категорий ( по обязательствам, 
возникшим до 1 января 2007г. 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

Сумма доходов от реализации древесины, 
полученной при проведении мероприятий по 
охране, защите, воспроизводству лесов при 
размещении государственного заказа на их 
выполнение без продажи лесных насаждений для 
заготовки древесины, а также древесины, 
полученной при использовании лесов, 
расположенных на землях лесного фонда, в 
соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса 
РФ (расшифровка в справке 1) 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

 

47 

Данные по объему и структуре отпуска древесины за 2007  – 2009гг. приведены в таблице 

1.2.1.3. 

Таблица 1.2.1.3 - Динамика и структура отпуска древесины по платности и видам в 2007-2009гг. 

Вид пользования 
древесиной 

Объем отпуска 

в том числе 

всего, тыс. 
м

3

 

% к итогу 

на 1 га земель 

платно 

бесплатно 

лесного 
фонда, 
м

3

/га 

покрытых 
лесом, 
м

3

/га 

тыс. м

% к итогу  тыс. м

% к итогу 

2007 г. 

Сплошные 

1872,6 

73,5 

1,01 

1,24 

1185,3 

74,6 

687,3 

71,8 

Выборочные 

674,0 

26,5 

0,37 

0,45 

403,9 

25,4 

270,1 

28,2 

Итого 

2546,6 

100,0 

1,38 

1,69 

1589,2 

100,0 

957,4 

100,0 

Удельный вес  пользования 
Платного, %  

62,4 

 

 

 

 

 

 

Бесплатного, % 

37,6 

 

 

 

 

 

 

2008 г. 

Сплошные 

1088,2 

62,6 

0,59 

0,72 

970,0 

60,0 

118,2 

98,8 

Выборочные 

650,8 

37,4 

0,35 

0,43 

649,4 

40,0 

1,4 

1,2 

Итого 

1739,0 

100,0 

0,94 

1,15 

1619,4 

100,0 

119,6 

100,0 

Удельный вес пользования 

Платного, % 

93,1 

 

 

 

 

 

 

Бесплатного, % 

6,9 

 

 

 

 

 

 

2009 г. 
Сплошные 

1078,3 

61,2 

0,59 

0,72 

856,3 

57,4 

222,0 

81,9 

Выборочные 

683,5 

38,8 

0,37 

0,46 

634,4 

42,6 

49,1 

18,1 

Итого 

1761,8 

100,0 

0,96 

1,18 

1490,7 

100,0 

271,1 

100,0 

Удельный вес пользования 

Платного, %  

84,6 

 

 

 

 

 

 

Бесплатного, %  

15,4 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес платного отпуска в 2009г. составил 84,6%, в 2007г.- 62,4%, в 2008г.- 93,1%. 

Удельный вес бесплатного отпуска древесины в его общем объеме сократился с 37,6 % - в 2007 г., 

до 15,4 % - в 2009 г.  

Претерпела изменение структура пользования. Возрос объем и  удельный вес выборочных 

рубок  по  сравнению  с  предшествующими  годами.  В  2009  г.  большая  часть  в  структуре  рубок 

приходится на сплошные рубки - 61,2%. 

Интенсивность  отпуска  древесины  с  1  га  земель  лесного  фонда  колеблется  с  0,94  до  1,38 

м

3

/га. Интенсивность отпуска древесины с 1 га земель покрытых лесом в 2009 г. увеличилась по 

сравнению с 2008 г. от 1,15 до 1,18 или на 2,6%, по сравнению с 2007г. уменьшилось с 1,69 до 1,18 

или  на 30,2%. 

Анализ ставок платы на лесные ресурсы и их дифференциации 

48 

Обзор  данных  по  ценам  (таблицы  1.2.1.4  и  1.2.1.5)  позволяет  отметить,  что  как  фактор 

динамики объема платежей за древесные ресурсы цены влияли на доходы неоднозначно.  

Таблица 1.2.1.4  - Динамика ставок платы за лесопользование в 2007-2009гг. 

 

Виды 

использования 

лесов 

Ед. 

изм. 

Средняя плата за единицу объема лесных 

ресурсов или единицу площади лесного 

участка, руб. 

Средняя минимальная ставка платы за 

единицу объема лесных ресурсов или 

единицу площади лесного участка, руб. 

2007г. 

2008г. 

2009 г. 

2007г. 

2008г 

2009 г. 

всего 

по 

договора

м аренды 

всего 

по 

договора

м аренды 

Заготовка 
древесины 

м

43,4 

57,0 

35,6 

54,4 

30,63 

32,5 

29,6 

54,4 

Ведение сельского 
хозяйства  

га 

100,0 

0,0 

0,0 

0,0 

100,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Осуществление 
рекреационной 
деятельности 

га 

72923,1 

24756,2 

28555,6 

28555,6 

11205,1 

11103,3 

12613,2 

12613,2 

Выполнение работ 
по геологическому 
изучению недр, 
разработка 
месторождений 
полезных 
ископаемых 

га 

0,0 

7341,5 

9655,3 

9655,3 

0,0 

7341,5 

9655,3 

9655,3 

Строительство, 
реконструкция, 
эксплуатация линий 
связи, дорог, 
трубопроводов и 
других линейных 
объектов 

га 

5144,5 

9058,8 

6614,2 

6614,2 

5144,5 

9058,8 

6614,2 

6614,2 

В  2009  г.  средняя  ставка  платы  за  заготовку  древесины  снизилась  к  уровню  предыдущих 

лет соответственно на 18 и 38 %, при тех же тенденциях изменения минимальных ставок на 3,4% 

по  сравнению  с  2007г.  и  на  9,0%  по  сравнению  с  2008г.  Соотношение  средних  минимальных  и 

средних фактических ставок реализации лесного ресурса показывает, что цена спроса на них выше 

минимального уровня. Так, по древесине средняя ставка реализации в 2007 г. превышала среднюю 

минимальную ставку в 1,42 раза, в 2008 г. – в 1,75, а в 2009 г. – в 1,2 раза. 

Ставки платы за землепользование - под строительство, реконструкцию, эксплуатацию ли-

нейных  объектов  и  под  выполнение  работ по  геологическому  изучению недр,  разработка место-

рождений полезных ископаемых в 2009г. остались на уровне минимальных ставок. 

Для  рекреационной  деятельности  ставки  платы  на  единицу  площади  значительно 

превышают  минимальные  ставки  -  в  2,3  раза.  В  формировании  цены,  как  фактора  доходов 

лесопользования,  значительную  роль  играет  форма  ее  установления  (форма  организации 

лесопользования). 

49 

Таблица 1.2.1.5 - Стоимость 1 м

3

 древесных ресурсов, заготовленной древесины и соотношения 

цен 

 

Год 

Цена 

реализа-

ции лес-

ничества

ми 1 м

3

 

заго-

товлен-

ной лик-

видной 

древеси-

ны, р. 

Средняя ставка 

платы за 1 м

древесины, 

отпускаемой на 

корню, р. 

Соотно-

шение 

средней и 

мини-

мальной 

ставок за 

3

 дре-

весины, 

(коэф.) 

Доля 

средней 

отпускно

й ставки в 

цене 

заготов-

ленной 

древеси-

ны, % 

Соотношение 

стоимости 1 м

3

 

древесины от рубок 

и средней ставки 

платы за древесину, 

отпускаемую на 

корню 

Затраты на 

заготовку 1 

м

ликвид-

ной дре-

весины, р. 

Рента-

бельность 

заготовлен-

ной 

древесины, 

мини-

маль-

ная 

отпу-

скная 

мини-

мальной 

отпуск-

ной 

2009 

276,5 

29,6 

35,6 

1,2 

11,9 

9,34 

7,77 

250,1 

10,6 

в том числе по формам отпуска (2009 год): 

 

договорам 

аренды 

54,4 

54,4 

1,0 

договорам 
купли-продажи 
всего 

22,5 

19,9 

0,88 

-- 

в т.ч. для 
собственных 
нужд 

22,5 

32,5 

1,44 

Если  в  2009  г.  средняя  по  всем  договорам  цена  реализации  превышала  уровень 

минимальных ставок в 1,2 раза, то по ранее заключенным договорам аренды лесных участков она 

не  изменилась,  по  договорам  купли-продажи  превышение  достигло  в  1,13  раз.  Соотношение 

средней  стоимости  1  м

3

  древесины  от  рубок  лесных  насаждений  и  средней  ставки  платы  за 

единицу объема древесины в 2009 г. составляет 10,1 это выше средней отпускной ставки платы за 

единицу  объема  древесины.  Затраты  на  заготовку  1  м

3

  ликвидной  древесины  в  2009  году 

составили 250,1 руб., при этом рентабельность заготовленной древесины составляет 10,6% 

Анализ размещения по доходам, доходности и факторам объема платежей за 

лесопользование 

По  результатам  анализа  абсолютных  и  относительных  показателей  платежей  по  видам 

поступления и получателям в 2009 году (таблицы 1.2.1.6-1.2.1.9), можно отметить, что при общей 

сумме  поступлений  от  лесопользования  от  всех  лесничеств  63331,0  тыс.  руб.,  максимальную 

сумму  платежей  за  использование  лесов  получило  Каргапольское  лесничество  21021,8  тыс.  руб. 

или 33,2% к общему итогу, при общей площади 167,2 тыс. га. Минимальную сумму платежей за 

использование лесов получило Петуховское лесничество - 445,0 тыс.руб. или 0,7 %, при площади 

110,4  тыс.га.  Наибольший  удельный  вес  доходов  от  использования  лесов  в  общий  лесной  доход 

Российской  Федерации  (10  до  35%)  приносят  лесничества    Каргапольское,  Курганское, 

Белозерское, Шатровское; от 3 до 9% обеспечивают лесной доход Куртамышское, Далматовское, 

Шумихинское,  Юргамышское,  Варгашинское;  1-3  %  лесного  дохода  составляют  поступления 

лесничеств: Глядянское, Шадринского; до 1 % лесного дохода - Петуховское

 

лесничество. Общая 

50 

площадь земель лесного фонда  Курганской области составляет 1823,5 тыс. га наибольшую долю 

занимает Шумихинское лесничество (214,9 тыс. га) на него приходиться 11,8% от общей площади 

земель,  а  Глядянское  лесничество  занимает  5,2%  от  общей  площади  земель,  что  в  значительной 

степени ниже площади других лесничеств.  

Анализ  размещения  доходов  по  видам  лесопользования  показал,  что  максимальный 

удельный вес поступления доходов приходится: 

 

за древесинные ресурсы - в Каргапольском- 34,4%; 

 

от рекреационного использования – в Курганском лесничестве (88,9%); 

 

выполнение работ по геологическому изучению недр - в Далматовском - (69,1%). 

 

от использования земли под линейные сооружения - в Каргапольском лесничестве– 

44,6%; 

 

от реализации секвестрованной древесины - в Каргапольском лесничестве (100%). 

В  структуре  платежей  за  использование  лесов  по  их  видам  большую  часть  составляют 

доходы  за  древесину  на  корню.  Как  показывают  данные  таблицы  1.2.1.7,всего    платежи  за 

использование  лесов  на  1  га  земель  лесного  фонда  составили  34,73  руб./га,  при  этом  в 

федеральный  бюджет  поступило  27,54  руб./га  (79,3%),  в  бюджет  субъекта  РФ-  7,19  руб./га 

(20,7%).  Доход  выше  среднего  показателя  на  1  га  земель  лесного  фонда  обеспечивают  4 

лесничества, т.е. третья часть их общего

 

количества.

 

Максимальную доходность в расчете на 1 га 

обеспечивают  Каргапольское  (125,73  руб./га),  Белозерское  (56,22  руб./га),  Курганское  (51,02 

руб./га),  Шатровское  (40,25  руб./га)  лесничества.  Все  они  сформированы  за  счет  древесных 

ресурсов. Платежи за использование лесов на 1 га земель лесного фонда ниже среднего показателя 

можно разделить на 3 группы: 

 

от  32,0  руб./га  до  20,0  руб./га  к  ним  относятся  следующие  лесничества: 

Куртамышское  (31,35  руб./га),  Юргамышское  (21,19  руб./га),  Далматовское  (21,08 

руб./га); 

 

от  20,0  руб./га  до  10,0  руб./га-  Шумихинское  (17,03  руб./га),  Шадринское  (12,48 

руб./га),

 

Глядянское (12,15 руб./га) и Варгашинское (10,93 руб./га); 

 

от 10,0 руб./га до 1,0 руб./га- Петуховское лесничество (4,03 руб./га). 

Если  в  целом  в  2009  г.  по  Департаменту  бюджетные  поступления  на  1  руб.  бюджетных

 

затрат составили 0,2 руб./руб., то наибольший показатель доходности имеет: Каргапольское (0,82 

руб./руб.)  лесничество.  Низкая  доходность  (менее  0,1  руб./руб.)  наблюдается  в  Петуховском 

лесничестве  (0,04  руб./руб.).  Размещение  доходов  по  видам  лесопользования  показало,  что 

пользование  древесиной  в  той  или  иной  степени  имеет  место  во  всех  лесхозах,  рекреационное 

пользование в основном сосредоточено в центральной части области (в 3 лесничествах). 

Анализ комплексности ведения хозяйства в лесхозах показал, что в основном присутствует 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..