ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 4

 

 

51 

только в 5 видах пользования, имеют 2 лесничества, 4 вида - 3 лесничества, 3вида- 4 лесничества,2 

вида- 3 лесничества. 

52 

Таблица 1.2.1.6 - Платежи за использование лесов по видам поступления и получателям в 2009 г., тыс. руб. 

 

Лесничество

 

Платежи за использование 

лесов

 

Плата за 

древеси

ну на 

корню

 

Прочие доходы от использования лесов

 

в т.ч. 

покры

 

тая 

лесом 

пло- 

щадь

 

тыс.га

 

всего

 

по получателям

 

Загото

вка 

живиц

ы

 

Заготов

ка и 

сбор 

недрев

есных 

лесных 

ресурс

ов

 

Ведение 

охотни-

чьего

 

хоз-ва

 

Веден

ие 

сельск

ого 

хозяйс

тва

 

Осущ. 

рекреац

ионной 

деятельн

ости

 

Выполн

ение 

работ по 

геолог. 

изучени

ю недр

 

Использова

ние под 

линейные 

сооружени

я

 

Штра-

фы, 

возме-

щение 

ущерба

 

Реализа

ция сек-

вестро-

ванной 

древеси

ны

 

Общая 

пло-

щадь

 

земель 

лесного

 

фонда,

 

тыс. га

 

Федер. 

бюджет

 

бюджет 

субъекта 

РФ

 

Белозерское 

6610,9 

4683,2 

1927,7 

6119,5 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

30,0 

0,0 

0,0 

461,4 

0,0 

117,6 

104,2 

Варгашинское 

2039,0 

1901,2 

137,80 

1890,6 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

75,3 

73,1 

0,0 

186,5 

158,5 

Глядянское 

1147,1 

759,6 

387,5 

967,1 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,000 

0,0 

0,0 

180,0 

0,0 

94,4 

81,43 

Далматовское 

4022,1 

1611,2 

2410,9 

2843,5 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

952,4 

0,6 

225,6 

0,0 

190,8 

142,74 

Каргапольское  21021,8  19273,7  1748,1  19529,4  0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

12,5 

0,0 

1251,3 

160,6 

68,0 

167,2 

129,06 

Курганское 

8203,9 

7337,8 

866,1 

7185,8 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

341,5 

272,1 

243,7 

160,8 

0,0 

160,8 

105,22 

Куртамышское 

3941,1 

3788,4 

152,7 

3783,4 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

157,7 

0,0 

125,7 

110,15 

Петуховское 

445,0 

332,7 

112,3 

133,4 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

75,1 

236,5 

0,0 

110,4 

93,6 

Шадринское 

1392,4 

788,3 

604,1 

1283,7 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

108,7 

0,0 

111,6 

100,46 

Шатровское 

7534,0 

6155,8 

1378,2 

6566,2 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

870,6 

97,2 

0,0 

187,2 

165,98 

Шумихинское 

3659,0 

1102,1 

2556,9 

3299,9 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

146,8 

148,4 

63,9 

0,0 

214,9 

160,22 

Юргамышское 

3314,7 

2482,8 

831,9 

3150,3 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

6,1 

143,4 

14,9 

0,0 

156,4 

141,33 

Итого 

63331,00  50216,8  13114,2  56752,8  0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

384,0  1377,40 

2808,4 

1940,4 

68,0 

1823,5  1492,89 

53 

Таблица 1.2.1.7 - Доходность бюджетных расходов и земель лесного фонда Курганской области в 2009 г. 

*Отношение доходов бюджетной системы к бюджетным расходам

Лесничество

 

Доходы от использования 

лесов, тыс. руб.

 

Сумма бюджетных расходов на ведение 

лесного хозяйства, тыс. руб.

 

Доходность бюджетных расходов 

на ведение лесного хозяйства, 

руб./руб.

 

Платежи за использование 

лесов на 1 га земель лесного 

фонда, руб.

 

Всего

 

по получателям

 

Всего

 

в том числе

 

Всего

 

в том числе

 

Всего

 

по получателям

 

Федеральны

й бюджет

 

бюджет

 

субъекта

 

РФ

 

субвенции 

из 

Федераль

 

ного 

бюджета

 

Из 

бюджета 

субъекта 

РФ

 

Внебюд

жетные 
средств

а

 

расходов 

из 

Федераль

ного 

бюджета

 

расходов 

из 

бюджета 

субъекта 

РФ

 

Внеб

юджет

ные 

средст

ва

 

Федера

льный 

бюджет

 

Бюджет

 

субъекта

 

РФ

 

Белозерское 

6610,9 

4683,2 

1927,7 

13722,8 

9332,3 

0,0 

4390,5 

0,48 

0,50 

0,00 

0,0 

56,22 

39,82 

16,39 

Варгашинское  2039,0 

1901,2 

137,80 

17954,9 

16064,1 

0,0 

1890,8 

0,11 

0,12 

0,00 

0,0 

10,93 

10,19 

0,74 

Глядянское 

1147,1 

759,6 

387,5 

13675,8 

13675,8 

0,0 

0,0 

0,08 

0,06 

0,00 

0,0 

12,15 

8,05 

4,10 

Далматовское  4022,1 

1611,2 

2410,9 

12315,3 

12315,3 

0,0 

0,0 

0,33 

0,13 

0,00 

0,0 

21,08 

8,44 

12,64 

Каргапольское  21021,8  19273,7 

1748,1 

25505,4 

13769,8 

0,0 

11735,6  0,82 

1,40 

0,00 

0,0 

125,73 

115,27 

10,46 

Курганское 

8203,9 

7337,8 

866,1 

33707,7 

28312,0 

0,0 

5395,7 

0,24 

0,26 

0,00 

0,0 

51,02 

45,63 

5,39 

Куртамышское  3941,1 

3788,4 

152,7 

20806,4 

12939,3 

0,0 

7867,1 

0,19 

0,29 

0,00 

0,0 

31,35 

30,14 

1,21 

Петуховское 

445,0 

332,7 

112,3 

10414,0 

10414,0 

0,0 

0,0 

0,04 

0,03 

0,00 

0,0 

4,03 

3,01 

1,02 

Шадринское 

1392,4 

788,3 

604,1 

11724,4 

11724,4 

0,0 

0,0 

0,12 

0,07 

0,00 

0,0 

12,48 

7,06 

5,41 

Шатровское 

7534,0 

6155,8 

1378,2 

17376,8 

12506,1 

0,0 

4870,7 

0,43 

0,49 

0,00 

0,0 

40,25 

32,88 

7,36 

Шумихинское  3659,0 

1102,1 

2556,9 

22495,9 

22495,9 

0,0 

0,0 

0,16 

0,05 

0,00 

0,0 

17,03 

5,13 

11,90 

Юргамышское  3314,7 

2482,8 

831,9 

18728,8 

16645,2 

0,0 

2083,6 

0,18 

0,15 

0,00 

0,0 

21,19 

15,87 

5,32 

Управление 

0,0 

0,0 

0,0 

68296,3 

60495,1 

7801,2 

0,0 

0,00 

0,00 

0,00 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Итого 

63331,0 

50216,8 

13114,2  286724,5  240689,3  7801,2  38234,0  0,22 

0,21 

1,68 

0,0 

34,73 

27,54 

7,19 

 

54 

 

Рисунок  1.2.1.1- Платежи за пользование лесов на 1 га земель лесного фонда, руб. 

Размещение отпуска древесины и его интенсивности по лесничествам в 2009 г. отражено в 

таблицах 1.2.1.8-1.2.1.9. Объем отпуска древесины составляет 1761,8 тыс. м

при этом на платное 

пользование  приходиться  84,6%  от  общего  объема  отпуска,  на  бесплатное  пользование 

приходиться  15,4%.  В  Шумихинском  лесничестве  в  2009  году  не  осуществлялось  бесплатного 

отпуска  древесины  переданного  в  пользование.  Наибольший  процент  при  размещении  отпуска 

древесины  в  2009  году  приходится  на  Курганское  лесничество  и  составляет  16,5%,  наименьший 

процент  отпуска  древесины  был  осуществлен  в  2009  году  Шадринском  лесничеством-  3,3%  от 

общего отпуска древесины переданной в пользование. 

Таблица 1.2.1.8 - Объемы отпуска древесины, переданной в пользование, 2009 г. 

 

Лесничество 

Всего 

Передано в пользование, тыс. м

платно 

бесплатно 

всего 

в том числе 

всего 

в том числе 

сплошные 

рубки 

выборочные 

рубки 

сплошные 

рубки 

выборочные 

рубки 

Белозерское 

118.6 

118.4 

43.5 

74.9 

0.2 

0.2 

0.0 

Варгашинское 

171.9 

145.0 

70.9 

74.1 

26.9 

26.4 

0.5 

Глядянское 

102.2 

46.8 

5.5 

41.3 

55.4 

55.4 

0.0 

Далматовское 

141.1 

129.8 

90.4 

39.4 

11.3 

7.1 

4.2 

Каргапольское 

248.9 

245.7 

184.4 

61.3 

3.2 

0.0 

3.2 

Курганское 

290.0 

203.7 

144.2 

59.5 

86.3 

68.8 

17.5 

Куртамышское 

156.2 

155.3 

107.3 

48.0 

0.9 

0.9 

0.0 

Петуховское 

62.2 

18.1 

1.5 

16.6 

44.1 

44.1 

0.0 

55 

Шадринское 

58.2 

46.9 

24.3 

22.6 

11.3 

3.7 

7.6 

Шатровское 

138.9 

113.9 

55.5 

58.4 

25.0 

10.4 

14.6 

Шумихинское 

147.9 

147.9 

83.4 

64.5 

0.0 

0.0 

0.0 

Юргамышское 

125.7 

119.2 

45.4 

73.8 

6.5 

5.0 

1.5 

Итого 

1761.8 

1490.7 

856.3 

634.4 

271.1 

222.0 

49.1 

Таблица 1.2.1.9 - Размещение отпуска древесины, переданной в пользование в 2009 г., % 

Лесничество 

Всего 

Передано в пользование, % 

платно 

бесплатно 

всего 

в том числе 

всего 

в том числе 

сплошные 

рубки 

выборочные 

рубки 

сплошные 

рубки 

выборочные 

рубки 

Белозерское 

6,73 

7,94 

5,08 

11,8 

0,07 

0,09 

0,0 

Варгашинское 

9,76 

9,73 

8,28 

11,68 

9,92 

11,89 

1,02 

Глядянское 

5,8 

3,14 

0,64 

6,51 

20,44 

24,95 

0,0 

Далматовское 

8,01 

8,71 

10,55 

6,21 

4,17 

3,2 

8,55 

Каргапольское 

14,13 

16,5 

21,53 

9,66 

1,18 

0,0 

6,52 

Курганское 

16,5 

13,66 

16,84 

9,38 

31,83 

31,0 

35,64 

Куртамышское 

8,87 

10,4 

12,53 

7,57 

0,33 

0,41 

0,0 

Петуховское 

3,53 

1,21 

0,18 

2,62 

16,27 

19,86 

0,0 

Шадринское 

3,3 

3,15 

2,84 

3,56 

4,17 

1,67 

15,48 

Шатровское 

7,88 

7,64 

6,48 

9,21 

9,22 

4,68 

29,74 

Шумихинское 

8,39 

9,92 

9,74 

10,17 

0,0 

0,0 

0,0 

Юргамышское 

7,1 

8,0 

5,31 

11,63 

2,4 

2,25 

3,05 

Итого 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

Анализ дифференциации средних ставок платы за лесные ресурсы 

Данные  для  анализа  дифференциации  средних  ставок  платы  за  единицу  объема  ресурсов 

или площади участка по лесничествам области приведены в таблицах 1.2.1.10 и 1.2.1.11. Анализ 

позволяет  сделать  вывод  о  ценовой  дифференциации  по  древесным  ресурсам  в  соответствии  с 

законом формирования цены под влиянием факторов спроса и предложения. Спрос на древесные 

ресурсы определен, прежде всего, уровнем развития лесной промышленности, местоположением и 

качеством ресурсов, а предложение – объемом и качеством ресурсов расчетной лесосеки. 

Средняя плата за единицу объема древесных ресурсов в 2009 г по всем договорам составила 

35,6 руб./м

3

, это на 20,2% превысило минимальную ставку. По договорам аренды отпускная цена 

осталась  на  уровне  минимальной  ставка,  однако  она  сложилась  выше  отпускной  цены  по  всем 

договорам на 53,7 %.  

В 2009 году минимальная ставка по договорам купли-продажи превышает отпускную цену 

на 13,1%. 

При  средней  ставе  по  всем  договорам  в  размере  35,6  руб.,  наиболее  высокие  ставки  на 

древесные ресурсы складываются по лесничествам северной зоны - Шатровское, Каргапольское и 

Белозерское  лесничества.  Ставки  в  этой  зоне  варьируются  от  50  и  80  руб.  за  1  м

3

  древесины  на 

корню.  В  Каргапольском  лесничестве  наблюдается  самая  высокая  отпускная  ставка,  и  она 

составляет 77,8 руб./м

3

. Несколько ниже (от 20 до 50 рублей) сложились ставки в Далматовском, 

56 

Курганском,  Шумихинском,  Куртамышском,  Глядянском,  Шадринском,  Юргамышском 

лесничествах.  Низкие  ставки  (от  7  до  20  руб.)  сложились  в  Варгашинском,  Петуховском 

лесничествах,  где  низкий  уровень  ставок  определяется,  прежде  всего,  наличием  в  подавляющем 

объеме низкотоварной древесины.  

Отпускные  ставки  по  всем  договорам  на  корню  превышают  минимальные  ставки, 

наибольшие превышения в Далматовском (6, 7 раз), Петуховском (6, 17 раз), Шумихинском (4,46 

раз) лесничествах. 

Как  видно  по  таблицы  1.2.1.11  наивысшая  средняя  плата  в  2009  году  за  единицу  объема 

ресурсов  или  площади  участка  приходится  на  осуществление  рекреационной  деятельности,  при 

этом отпускная ставка по сравнению с минимальной увеличилась в 2,26 раз. При выполнение работ 

по  геологическому  изучению  недр,  разработка  месторождений  полезных  ископаемых  и 

строительство,  реконструкция,  эксплуатация  линий  связи,  дорог,  трубопроводов  и  других 

линейных объектов отпускная ставка не изменилась и  осталась на уровне минимальной ставки. 

 

57 

Таблица 1.2.1.10 - Средняя плата за единицу объема древесных ресурсов в 2009 г., руб./м

 

 

Лесничество 

По всем договорам

 

По договорам аренды

 

По договорам купли-продажи

 

отпускная

 

мин. 

ставка

 

% к мин. 

ставке

 

отпускная

 

мин. ставка

 

% к мин. 

ставке

 

отпускная

 

мин. 

ставка

 

% к мин. 

ставке

 

Белозерское 

55,6 

55,6 

100,0 

54,3 

54,3 

100,0 

33,6 

112,7 

29,8 

Варгашинское 

13,0 

12,1 

107,4 

26,6 

26,6 

100,0 

4,5 

4,5 

100,0 

Глядянское 

20,7 

20,7 

100,0 

0,0 

0,0 

0,0 

18,5 

30,9 

59,9 

Далматовское 

22,1 

3,3 

669,7 

0,0 

0,0 

0,0 

10,4 

10,4 

100,0 

Каргапольское 

77,8 

72,4 

107,5 

78,0 

78,0 

100,0 

50,3 

50,3 

100,0 

Курганское 

20,2 

19,3 

104,7 

20,7 

20,7 

100,0 

20,2 

20,2 

100,0 

Куртамышское 

20,6 

19,3 

106,7 

29,2 

29,2 

100,0 

2,2 

2,2 

100,0 

Петуховское 

7,4 

1,2 

616,7 

0,0 

0,0 

0,0 

2,2 

2,2 

100,0 

Шадринское 

24,5 

11,6 

211,2 

0,0 

0,0 

0,0 

49,4 

23,4 

211,1 

Шатровское 

57,6 

45,5 

126,6 

103,2 

103,2 

100,0 

46,0 

46,0 

100,0 

Шумихинское 

22,3 

5,0 

446,0 

0,0 

0,0 

0,0 

14,8 

6,8 

217,6 

Юргамышское 

26,9 

26,1 

103,1 

6,6 

6,6 

100,0 

40,7 

54,6 

74,5 

Итого 

35,6 

29,6 

120,3 

54,4 

54,4 

100,0 

19,9 

22,5 

88,4 

 

 

 

 

58 

Таблица 1.2.1.11 - Средняя плата в 2009 году за единицу объема ресурсов или площади участка, р./га

 

 

 

Лесничество 

Заготовка живицы 

Ведение охотничьего 

хозяйства 

Осуществление 

рекреационной 

деятельности 

Выполнение работ по 

геологическому изучению 

недр, разработка 

месторождений полезных 

ископаемых 

Строительство, 
реконструкция, 

эксплуатация линий 

связи, дорог, 

трубопроводов и других 

линейных объектов 

всего (100% 

аренды)

 

% к мин. 

ставке

 

всего (100% 

аренды)

 

% к 

мин. 

ставке

 

всего (100% 

аренды)

 

% к 

мин. 

ставке

 

всего (100% 

аренды)

 

% к мин. 

ставке

 

всего (100% 

аренды)

 

% к 

мин. 

ставке

 

отпуск-

ная

 

мин. 

ставка

 

отпу-
скная

 

мин. 

ставка

 

отпуск

ная

 

мин. 

ставка

 

отпуск-

ная

 

мин. 

ставка

 

отпу-
скная

 

мин. 

ставка

 

Белозерское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

42857,1  32571,4  131,6 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Варгашинское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

13944,4  13944,4  100,0 

Глядянское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Далматовское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

9279,2 

9279,2 

100,0 

6000,0 

6000,0  100,0 

Каргапольское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

22166,7  4541,7 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

4593,6 

4593,6  100,0 

Курганское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

28806,6  12867,9  223,9  15813,5  15813,5 

100,0 

28867,7  28867,7  100,0 

Куртамышское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Петуховское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

15326,5  15326,5  100,0 

Шадринское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Шатровское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

4683,2 

4683,2  100,0 

Шумихинское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

3559,1 

3559,1 

100,0 

9071,9 

9071,9  100,0 

Юргамышское 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

15250,0  15250,0 

100,0 

4265,3 

4265,3  100,0 

Итого 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

28555,6  12613,2  226,4 

9655,3 

9655,3 

100,0 

6614,2 

6614,2  100,0 

59 

Анализ расходов на ведение лесного хозяйства 

Анализ  структуры  расходов  по  охране,  защите,  воспроизводству  лесов  за  2009  год 

представлен в таблице 1.2.1.12. 

В  структуре  расходов  в  2009г.  наибольший  удельный  вес  занимают  производственные 

затраты-  61,5%,  при  этом  наибольшие  затраты  приходятся  на  лесовосстановительные  работы, 

мероприятия на землях лесного фонда – 32,7%. Значительный удельный вес расходов приходится 

на содержание лесохозяйственного аппарата – 29,4%. Доля расходов на тушение лесных пожаров 

составляет 2,9%, на использование лесных ресурсов, переработку древесины, пищевых продуктов 

леса, подсобные сельскохозяйственных подразделений составляет – 0,6%. Сумма расходов на 1 га 

земель составила 157,2 руб. 

Таблица 1.2.1.12 - Затраты на ведение лесного хозяйства и управления лесами за 2009 год 

Показатели 

Факт 2009 год 
Сумма 
расходов, 
тыс. руб. 

Структура 
расходов, 

Сумма 
расходов 
руб./га 

1.Мероприятия, оплачиваемые в централизованном порядке  0,0 

0,0 

0,0 

2.Лесохозяйственные работы, мероприятия и услуги, всего 

5081,8 

1,8 

2,8 

3.Лесозащитные работы, всего 

34612,4 

12,1 

19,0 

4.Мероприятия по обеспечению биологического 
разнообразия 

0,0 

0,0 

0,0 

5.Гидролесомелиоративные работы, мероприятия, всего 

0,0 

0,0 

0,0 

6.Лесовосстановительные работы, мероприятия на землях 
лесного фонда, всего 

93833,5 

32,7 

51,5 

7.Мероприятия по профилактике и подготовке к тушению 
лесных пожаров, всего (в т. ч. авиапатрулирование) 

42746,5 

14,9 

23,4 

8.Работы по защитному лесоразведению на землях 
сельсхозназначения по договорам, всего 

0,0 

0,0 

0,0 

9.Работы, выполняемые на сторону  

0,0 

0,0 

0,0 

Итого производственных затрат 

176274,2 

61,5 

96,7 

10.Расходы на содержание лесохозяйственного аппарата 

84335,1 

29,4 

46,2 

11.Покрытие невозмещенных затрат социальной сферы 

0,0 

0,0 

0,0 

12.Расходы на тушение лесных пожаров 

8341,4 

2,9 

4,6 

13.Расходы на непрограммные инвестиции в основные 
фонды 

0,0 

0,0 

0,0 

14.Использование лесных ресурсов, переработка 
древесины, подсобных с/х и др. 

1708,9 

0,6 

0,9 

15.Затраты на содержание управления лесного хозяйства 

16064,9 

5,6 

8,8 

Всего расходов 

286724,5 

100,0 

157,2 

 

60 

Таблица 1.2.1.13 - Структура расходов на ведение лесного хозяйства (2009 г.), тыс.руб. 

Показатели 

Белозер

ское 

Варга

шинск

ое 

Глядянско

е 

Далмат

овское 

Карга- 

полькое 

Курган

ское 

Куртам

ышское 

Петухов

ское 

Шадрин

ское 

Шатров

ское 

Шумих

инское 

Юргамы

шское 

Управле

ние 

 

Итого по 

мероприят

иям 

1.Мероприятия, 
оплачиваемые в 
централ. порядке 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

2.Лесохозяйственн
ые работы, 
мероприятия и 
услуги, всего 

214,4 

593,4 

577,7 

236,2 

614,3 

418,4 

490,4 

142,5 

422,6 

332,5 

469,9 

569,5 

0,0 

5081,8 

3.Лесозащитные 
работы, всего 

1514,3 

4459,5 

2108,5 

121,4 

1459,0 

7351,2 

4661,2 

1781,3 

1502,9 

304,4 

4206,1 

5142,6 

0,0 

34612,4 

4.Мероприятия по 
обеспечению 
биологического 
разнообразия 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

5.Гидролесомелио
ративные работы, 
мероприятия, всего 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

6.Лесовосстановит
ельные работы, 
мероприятия на 
землях лесного 
фонда, всего 

6690,5 

4964,6 

4202,3 

4531,5 

15945,7 

14247,4 

8905,9 

2077,3 

3399,4 

9313,7 

8832,1 

6306,9 

4416,2 

93833,5 

7.Мероприятия по 
профилактике и 
подготовке к 
тушению лесных 
пожаров, всего 

165,4 

91,5 

22,1 

84,7 

334,6 

129,8 

81,8 

0,0 

0,0 

120,4 

72,9 

133,2 

41510,2 

42746,5 

8.Работы по 
защитному 
лесоразведению на 
землях с/х по 
договорам, всего 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

9.Работы, 
выполняемые на 
сторону 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

61 

Итого 
производственны
х затрат 

8584,5 

10109,

6910,5 

4973,8 

18353,6 

22146,8 

14139,3 

4001,1 

5324,9 

10071,0 

13581,0 

12152,2 

45926,4 

176274,2 

10.Расходы на 
содержание л/х 
аппарата 

5138,3 

7020,5 

6765,3 

7341,5 

7151,8 

9104,5 

6667,1 

6412,9 

6276,8 

7305,8 

8723 

6427,6 

0,0 

84335,1 

11.Покрытие 
невозмещенных 
затрат соц. сферы 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

12.Расходы на 
тушение лесных 
пожаров 

0,0 

825,3 

0,0 

0,0 

0,0 

2456,4 

0,0 

0,0 

122,7 

0,0 

191,9 

149,0 

4596,1 

8341,4 

13.Расходы на 
непрограммные 
инвестиции в 
основные фонды 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

14.Использование 
лесных ресурсов, 
переработка 
древесины, 
подсобных с/х 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

1708,9 

1708,9 

15.Затраты на 
содержание управ. 
хозяйства 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

16064,9 

16064,9 

Всего расходов 

13722,8 

17954,

13675,8 

12315,3 

25505,4 

33707,7 

20806,4 

10414,0 

11724,4 

17376,8 

22495,9 

18728,8 

68296,3 

286724,5 

 

62 

Производственные  затраты    составили  176274,2  тыс.  руб.,  при  этом  наибольшие  затраты 

приходятся  на  лесовосстановительные  работы,  мероприятия  на  землях  лесного  фонда–  93833,5 

(53,2)%. В Курганском

 

лесничестве наблюдаются наивысшие производственные расходы

 

-22146,8 

тыс. руб.(12,6%).  

Таблица 1.2.1.14 - Источники финансирования затрат в 2009 году 

№ 

Лесничество 

Сумма расходов, тыс. 
р. 

Источники финансирования, тыс.р. 

Федеральный бюджет 

Средства субъекта 
Российской Федерации 

Белозерское 

5415,9 

5415,9 

0,0 

Варгашинское 

8334,7 

8023,6 

311,1 

Глядянское 

7160,3 

7049,1 

111,2 

Далматовское 

7370,1 

7370,1 

661,4 

Каргапольское 

7251,8 

6941,8 

310,0 

Курганское 

12139,8 

1213,8 

0,0 

Куртамышское 

6978,6 

6976,1 

102,5 

Петуховское 

6624,7 

6114,6 

510,1 

Шадринское 

6718,1 

6401,4 

316,7 

10 

Шатровское 

7305,8 

6892,3 

413,5 

11 

Шумихинское 

9587,5 

8418,7 

1168,8 

12 

Юргамышское 

6854,2 

6728,7 

125,5 

 

Управление  

68296,2 

64525,8 

3770,4 

Итого 

160037,7 

152236,5 

7801,2 

Выводы по доходам и доходности Курганской области  

Обобщающие  показатели  доходов  и  доходности  Департамента  природных  ресурсов  и 

охраны  окружающей  среды  Курганской  области  и  основных  факторов  их  формирования 

приведены в таблице 1.2.1.15. 

Лесной  фонд  области  в  настоящее  время  используется  недостаточно  эффективно. 

Приведенные  данные  свидетельствуют  о  нестабильности  поступления  платежей  за 

лесопользование в бюджетную систему России. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. они уменьшились 

на 23730,4 тыс. руб. (27,3%), в то же время к уровню 2007 года на 2300,6 тыс. руб. или на 3,5%. 

Факторами  изменения  доходов  по  отпуску  древесины  являются  объемы  платного  отпуска, 

качество лесных ресурсов, их местоположение, отражаемые в цене ресурсов, формы организации 

лесопользования.  Одним  из  факторов  роста  доходов  за  древесные  ресурсы  является  увеличение 

объема платного отпуска древесины при снижении бесплатного пользования с 37,6% до 15,4 %.  

Второй  фактор  формирования  доходов  от  лесопользования  –  это  ставки  платежей  за 

63 

лесопользование. По древесным ресурсам наблюдается снижение средней ставки к уровню 2008 и 

2007 гг. Это и привело к снижению платежей по заготовке древесины на 23731,4 тыс. руб. Таким 

образом, снижение доходов за древесину в 2009 году, в большей степени вызвано снижением цен.  

Таблица 1.2.1.15 - Сводные экономические показатели по лесному хозяйству Курганской области в 

2007– 2009 гг. 

 

Показатель 

Ед. 

изм. 

2007 г. 

2008 г. 

2009 г. 

2009 г. % к 

2007г. 

2008г. 

Платежи за пользование лесным фондом в 

бюджетную систему РФ 

тыс.р. 

65631,6 

87061,4 

63331,0 

96,5 

72,7 

в том числе по получателям: 
- федеральный бюджет 

тыс.р. 

47292,1 

50927,5 

50216,8 

106,2 

98,6 

% к итогу 

72,1 

58,5 

79,3 

110,0 

135,6 

- бюджет субъекта РФ 

тыс.р. 

18339,5 

36133,9 

13114,2 

71,5 

36,3 

% к итогу 

27,9 

41,5 

20,7 

74,2 

49,9 

Платежи за пользование лесным фондом для 

заготовки древесины 

тыс.р. 

64036,7 

83957,4 

56752,8 

88,6 

67,6 

% к общей сумме платежей 

97,6 

96,43 

89,6 

91,8 

93,0 

в том числе в федеральный бюджет 

тыс.р. 

45944,4 

48075,6 

43851,9 

95,4 

91,2 

в бюджет субъекта РФ 

тыс.р. 

18092,3 

35881,8 

12900,9 

71,3 

36,0 

Отпуск древесины в пользование 

тыс. м

2546,6 

1739,0 

1761,8 

69,2 

101,3 

в т.ч.: - платный 

тыс. м

1589,2 

1619,4 

1490,7 

93,8 

92,0 

% к итогу 

62,4 

93,1 

84,6 

135,6 

90,9 

- бесплатный 

тыс. м

957,4 

119,6 

271,1 

28,3 

226,7 

% к итогу 

37,6 

6,9 

15,4 

41,0 

223,2 

Отпуск древесины на 1 га площади лесного 

фонда 

м

3

/га 

1,38 

0,94 

0,96 

69,6 

102,1 

в т.ч. сплошные рубки 

м

3

/га 

1,01 

0,59 

0,59 

58,4 

100,0 

выборочные рубки 

м

3

/га 

0,37 

0,35 

0,37 

100,0 

105,7 

Бюджетные расходы лесного хозяйства 

тыс.р. 

339626,7  353843,2  286724,5 

84,4 

81,0 

из федерального бюджета 

тыс.р. 

79130,2 

151991,2  152236,5 

192,4 

100,2 

% к итогу 

23,3 

43,0 

53,1 

228,0 

123,5 

из бюджета субъекта РФ 

тыс.р. 

0.0 

22971,9 

7801,2 

0,0 

33,5 

% к итогу 

0.0 

6,5 

2,7 

0,0 

41,5 

6. Бюджетные доходы на 1 га площади 

лесного фонда 

р. 

35,57 

47,18 

34,73 

97,6 

73,6 

7. Бюджетные расходы на 1 га лесного фонда 

р. 

184,05 

191,8 

157,2 

85,4 

82,0 

8. Коэффициент доходности затрат в лесном 

хозяйстве по бюджетному финансированию - 

общий 

р./р. 

0,19 

0,25 

0,22 

115,8 

88,0 

в т. ч.: по федеральному финансированию 

р./р. 

0,60 

0,33 

0,33 

55,0 

97,0 

по финансированию из бюджета субъекта РФ 

р./р. 

0,0 

1,58 

1,68 

0,0 

107,0 

9. Средняя стоимость 1 куб. м. древесины 

отпускаемой на корню 

р./м

43,4 

57,0 

35,6 

82,0 

62,5 

10. Средняя минимальная ставка за м

древесины отпускаемой на корню 

р./м

30,6 

32,5 

29,6 

96,7 

91,1 

11. Соотношение стоимости 1 м

3

 древесины 

на корню и минимальной ставки 

раз 

1,4 

1,75 

1,2 

85,7 

68,6 

Резервами уменьшения дохода на 1 га площади лесного фонда являются: 

 

уменьшение  спроса  на  лесные  ресурсы  и  услуги  леса,  формирование  соответствующей 

инвестиционной политики в лесном секторе экономики; 

 

ухудшение структуры лесопользования, его комплексный характер; 

64 

 

снижение  интенсивности  лесопользования  на  основе  снижения  продуктивности  лесов 

(объем отпуска на 1 га площади лесного фонда составляет всего 0,96 м

3

 древесины); 

 

исключение несвойственных лесному хозяйству функций социальной защиты населения в 

части бесплатного освоения древесных ресурсов и др. 

1.2.2 Объемы лесопромышленного производства, включая данные оценки рынка лесных 

товаров и услуг, доли лесного сектора в экономическом развитии  

Курганской области 

Наиболее  заметный  вклад  в  экономику  области  вносят  промышленные  виды 

экономической  деятельности.  Достаточно  крупные  масштабы  производства  и  широкая 

номенклатура  выпускаемой  продукции,  пользующейся  устойчивым  спросом  на  внутреннем  и 

внешнем рынках, придали ей статус основы экономики области. 

Однако  лесной  сектор  экономики  Курганской  области  не  является  ведущей  отраслью 

народного  хозяйства,  тем  не  менее  имеет  исключительно  важное  значение.  Удельный  вес 

лесопромышленного  комплекса  среди  других  видов  экономической  деятельности  в  Курганской 

области составляет около 3 процентов. 

Территория  области  неоднородна  с  точки  зрения  развития  лесного  сектора  экономики. 

Объективными  факторами,  определяющими  его  развитие,  являются:  обеспеченность  территории 

лесами,  целевое  назначение  лесов,  численность  населения  (в  том  числе  сельского),  наличие 

производственных  мощностей  по  заготовке  и  переработке  лесных  ресурсов,  в  т.ч.  переработке 

мягколиственной древесины. 

Лесной  бизнес  развивается  и  работает  на  местном  сырье.  В  2009  году  всего  заготовлено 

круглого лесоматериала в лесном фонде 98,3 тыс. м

3

  и  189,7  тыс.  м

3

  пиломатериалов.  Удельный 

вес  экспорта  в  объеме  производства  в  2009г.  на  круглые  лесоматериалы  составил  0,2%,  на 

пиломатериалы 89,0%. Пиломатериалы полностью заготовлены из хвойных пород. В приложении 

4 представлены данные по производству и экспорту продукции лесопродукции. 

В  Курганской  области  бизнес  возник  как  самостоятельное  социально-экономическое 

явление. Сегодня малое предпринимательство стало неотъемлемой частью современной системы 

хозяйства, без которого экономика области не сможет в полном объѐме развиваться. 

Основной объем лесозаготовок  и производства пиломатериалов обеспечивают следующие 

малые  и  средние  предприятия:  ОАО  «Импульс»,  ООО  «Каргапольский  леспромхоз»,  ЗАО 

«Курганстальмост-Лес», Кособродский ДОЗ, ЗАО «Гарант», и другие. 

Среди государственных учреждений выделяются: Глядянское, Шадринское, Щумихинское 

и другие лесничества. 

Прошедший 2009 год был благоприятным для развития лесного бизнеса: 

возросла  покупательная  возможность  населения, 

увеличилось  внутриобластное 

65 

потребление строительных материалов из древесины, мебели. 

Потенциал  деревообрабатывающих  производств  используется  не  полностью.    Для 

улучшения лесной промышленности Курганской области необходимо: 

 

создать условия, обеспечивающие устойчивое управление лесами при соблюдении 

требований непрерывного и рационального пользования лесами; 

 

увеличить объемы использования лесов путем вовлечения в эксплуатацию лесных 

территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесов за счет более 

полного использования древесины лиственных пород и других лесных ресурсов; 

 

обеспечить  более полное использование накопившихся ресурсов малоценной древесины 

лиственных пород путем развития производств по ее переработке;  

 

освоить новые лесные территории путем передачи лесных участков в аренду, что позволит 

увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и 

увеличить доходность от использования лесов. 

1.2.3 Характеристика занятости населения в лесном секторе экономики Курганской области, 

включая численность работающих, средний уровень заработной платы, социальное 

обеспечение 

Развитию  лесопромышленного  производства  способствует  обеспеченность  трудовыми 

ресурсами.  Численность  населения  также  является  определяющей  при  формировании  лесной 

политики, так как она: 

 

определяет местный спрос на древесину, продукты побочного пользования лесом; 

 

составляет трудовые ресурсы, которые могут быть заняты в лесном секторе экономики.  

В  2009  году  кадровый  потенциал  отрасли  составил  3815  человек,  на  долю 

подведомственных  учреждений  приходится  1574  человек.  Наибольшая  численность  рабочих  в 

лесном хозяйстве наблюдается в Каргапольском лесничестве- 507 человек, из которых 75 человек 

приходиться  на  подведомственные  учреждения,  наименьшая  численность  в  Шадринском 

лесничестве- 107 человек, из которых в подведомственных учреждениях числится 73 человека. 

Численность работников и  уровень среднемесячной заработной платы по лесничествам за 

2009 год представлены в таблице 1.2.3.1 

Таблица 1.2.3.1 - Численность работников и уровень среднемесячной заработной платы по 

лесничествам за 2009 год. 

№ 

Лесничества 

Всего- чел. 

В т.ч. подведомственных 
учреждениях, чел. 

Среднемесячная 
заработная плата, руб. 

Белозерское 

365 

0,0 

9991,0 

Варгашинское 

322 

119 

9370,0 

Глядянское 

270 

229 

7365,0 

Далматовское 

240 

97 

10378,0 

66 

Каргапольское 

507 

75 

9634,0 

Курганское 

248 

186 

10371,0 

Куртамышское 

122 

10247,0 

Петуховское 

368 

258 

5332,0 

Шадринское 

107 

73 

9584,0 

10 

Шатровское 

499 

126 

7527,0 

11 

Шумихинское 

364 

228 

8162,0 

12 

Юргамышское 

403 

183 

8613,0 

Итого 

3815 

1574 

8614,0 

Номинальная  средняя  заработная  плата    по  всем  предприятиям  на  декабрь  2009  года 

составила 11999 рублей.  

Среднемесячная  заработная  плата    по  Курганской  области  в  лесном  хозяйстве  составляет 

восемь  тысяч  шестьсот  четырнадцать  рублей.  Все  лесничества  по  величине  среднемесячной 

заработной плате можно разделить на 3 группы:  

 

средняя заработная  плата от   5000 до 8000 рублей в эту  группу входят следующие 

лесничества : Петуховское, Глядянское,  Шатровское; 

 

средняя  заработная  плата  от  8000  до  10000  руб.-  Шумихинское,  Юргамышское, 

Варгашинское, Каргапольское, Шадринское и Белозерское лесничества; 

 

средняя  заработная  плата  от  10000  до  12000  руб.  –  Куртамышское,  Курганское, 

Далматовское  лесничества.  Наибольшая  средняя  заработная  плата  наблюдается  в 

Далматовском лесничестве и составляет 10378,0руб. 

Оплата  труда  работников  лесхозов  осуществляется  на  основе  Единой  тарифной  сетки  по 

оплате  труда  работников  организаций  бюджетной  сферы,  находящихся  на  бюджетном 

финансировании  и  Отраслевого  тарифного  соглашения  между  Федеральным  агентством  лесного 

хозяйства и ЦК профсоюзов работников лесных отраслей, заключенного на 2007 – 2009 гг.  

Территория области неоднородна с точки зрения развития лесного сектора экономики. Объ-

ективными факторами, определяющими размещение использования, охраны, защиты и воспроиз-

водства  лесов,  являются:  обеспеченность  территории  лесами,  целевое  назначение  лесов,  числен-

ность  населения  (в  том  числе  сельского),  наличие  производственных  мощностей  по  заготовке  и 

переработке  лесных  ресурсов.  Обеспеченность  населения  лесом  по  показателю  «лесная  площадь 

на одного человека» и численность населения определяют местный спрос на древесную и недре-

весную  продукцию,  продукты  побочного  пользования  лесом,  характеризуют  трудовые  ресурсы, 

которые могут быть заняты в лесном секторе экономики.  

Уровень развития лесного хозяйства в отдельных районах области различен. Решение задач 

территориального развития, создание условий для  укрепления в них собственной экономической 

базы  повышения  благосостояния  населения  требует  разработки  и  реализации  региональной 

экономической политики в области использования и воспроизводства лесов. Формой реализации 

региональной  лесной  политики  является  разработка  и  реализация  Лесного  плана  субъекта 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..