ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ) - часть 11

 

 

161 

 

 

Оснащение  лесопожарных  формирований  осуществляется  в  соответствии  с 

приказами  Федерального  агентства  лесного  хозяйства  от  19.12.1997  № 167  «Об 
утверждении положения о пожарно-химических станциях» и от 22.09.1997 № 122 «Об 
утверждении Инструкции по авиационной охране лесов».  

Данные  о  средствах  лесопожарных  формирований,  пожарной  технике  и 

оборудовании представлены в таблице 2.5.1.4. 

 
Таблица  2.5.1.4  –  Техника,  оборудование  и  средства  для  тушения  лесных 

пожаров по данным на 01.01.2014 года 

Пожарная техника, оборудование 

Количество (единиц) 

Лесопожарные автоцистерны (лесопожарные машины) 

10 

Тракторы лесопожарные 

17 

Бульдозеры 

16 

Плуги лесные 

126 

Тягач + трал 

Мотопомпы 

167 

Бензопилы 

131 

Воздуходувки 

17 

Зажигательные аппараты 

88 

Вертолетные водосливные устройства 

Авиационные пожарные емкости 

41 

Трактор гусеничный 

31 

Трактор колесный 

22 

Пожарные автоцистерны (машины) 

11 

Вездеходы 

Грузовые машины 

30 

Автобусы, вахтовки 

Легковые машины 

48 

Пожарные емкости 

121 

Ранцевые лесные огнетушители 

2224 

Лопаты 

2013 

Топоры-мотыги 

519 

Радиостанции УКВ-диапазона 

258 

Радиостанции КВ-диапазона 

39 

Вертолеты 

Самолеты 

Лесопожарные катера, моторные лодки 

11 

 
В  таблице  2.5.1.5  приведена  информация  о  местах  дислокации  пожарно-

химических  станций.  Всего  на  территории  республики  расположены  43  пожарно-
химические станции (общая численность работников 320 человек), из них 28 ПХС 1-го 
типа сезонного содержания (138 человек), 12 ПХС 2-го типа круглогодичного действия 
(112 человек), 3 ПХС 3-го типа круглогодичного действия (70 человек). 

162 

 

 

Таблица 2.5.1.5 – Места дислокации пожарно-химических станций (ПХС) 

№ 

Филиал, участок 

Тип 

Место дислокации 

Численность работников ПХС, чел. 

штатная 

сезонная 

республиканский 

резерв 

Алданский 

ПХС-1 

г. Алдан 

ПХС-1 

с. Хатыстыр 

ПХС-3 

г. Томмот 

11 

Амгинский 

ПХС-1 

с. Болугур 

ПХС-2 

с. Амга 

Верхневилюйский 

ПХС-1  с. Верхневилюйск 

ПХС-2  с. Верхневилюйск 

Вилюйский 

ПХС-1 

г. Вилюйск 

Кобяйский 

ПХС-1 

п. Сангар 

Жиганский 

ПХС-1 

п. Жиганск 

Индигирский 

ПХС-1 

п. Усть-Нера 

Ленский 

ПХС-1 

п. Витим 

ПХС-1 

п. Нюя 

ПХС-2 

г. Ленск 

Мегино-Кангаласский 

ПХС-1 

п. Мая 

ПХС-1 

с. Тюнгюлю 

ПХС-2  п. Нижний Бестях 

10 

Нерюнгринский 

ПХС-1 

п. Чульман 

ПХС-2 

г. Нерюнгри 

11 

Нюрбинский 

ПХС-2 

г. Нюрба 

12 

Олекминский 

ПХС-1 

с. Чапаево 

ПХС-1 

с. Заречное 

ПХС-3 

г. Олекминск 

12 

13 

Сунтарский 

ПХС-1 

с. Элгяй 

ПХС-1 

с. Крестях 

ПХС-2 

с. Сунтар 

14 

Мирнинский 

ПХС-1 

г. Мирный 

15 

Таттинский 

ПХС-1 

с. Харбалах 

ПХС-2 

с. Ытык-Кюель 

16 

Чурапчинский 

ПХС-1 

с. Чурапча 

17 

Томпонский 

ПХС-1 

п. Хандыга 

18 

Усть-Алданский 

ПХС-1 

с. Борогонцы 

ПХС-2 

с. Борогонцы 

19 

Усть-Майский 

ПХС-1 

п. Усть-Миль 

ПХС-2 

с. Усть-Мая 

20 

Хангаласский 

ПХС-1 

с. Качикатцы 

ПХС-2 

г. Покровск 

21 

Якутский 

ПХС-1 

с. Владимировка 

ПХС-3 

г. Якутск 

23 

22 

Верхоянский 

ПХС-1 

п. Батагай 

23 

Горный 

ПХС-1 

с. Магарасс 

ПХС-2 

с. Бердигестях 

24 

Намский 

ПХС-1 

с. Намцы 

ИТОГО 

43 

х 

82 

88 

150 

в том числе ПХС-1 

28 

 

28 

110 

ПХС-2 

12 

 

36 

36 

40 

ПХС-3 

 

46 

24 

163 

 

 

Планируется  преобразование  6  ПХС  1-го  типа  сезонного  действия  в  ПХС  2-го 

типа  круглогодичного  действия  (Вилюйский,  Намский,  Мирнинский,  Кобяйский, 
Томпонский,  Чурапчинский  районы)  и  4  ПХС  2-го  типа  в  ПХС  3-го  типа 
(Верхневилюйский, Ленский, Таттинский, Усть-Майский район). 

Кроме того, при необходимости к тушению лесных пожаров могут привлекаться 

силы  и  средства  85  лесопользователей  и  137  подразделений  пожарной  охраны  и 
аварийно-спасательных формирований.  

Для  выполнения  мероприятий  по  охране  лесов  от  пожаров,  а  также  тушения 

лесных  пожаров  планируется  закупка  противопожарной  техники,  пожарного 
оборудования  и  организационно-технического  оснащения  ПХС  (табл.  2.5.1.6). 
Осуществление  закупки  необходимой  лесопожарной  техники  возможно  лишь  при 
дополнительном финансировании. 

 
Таблица  2.5.1.6  –  План  закупки  противопожарной  техники  и  организационно-

технического оснащения 

№ п/п 

Наименование 

Ед. изм. 

Кол-во 

Противопожарная техника 

1. 

Автоцистерна пожарная 

шт. 

26 

2. 

Лесопожарный трактор гусеничный 

шт. 

17 

3. 

Бульдозер 

шт. 

11 

4. 

Лесопожарный вездеход 

шт. 

17 

5. 

Малый лесопатрульный комплекс 

шт. 

6. 

Трактор гусеничный 

шт. 

7. 

Трактор колесный универсальный 

шт. 

15 

8. 

Трейлер с тягачом 

шт. 

9. 

Бортовой автомобиль повышенной 
проходимости 

шт. 

15 

10. 

Автомашины легкового транспорта 

шт. 

11. 

Лодка моторная 

шт. 

16 

12. 

Тяжелый мотоцикл или квадроцикл 

шт. 

45 

13. 

Насосная станция 

шт. 

14. 

Лесопожарный катер (БМК-150М) 

шт. 

15. 

Авторемонтная мастерская 

шт. 

Пожарное оборудование и организационно-техническое оснащение 

16. 

Бензопила (STIHL-260) 

шт. 

67 

17. 

Большая саперная лопата (БСЛ-110) 

шт. 

172 

18. 

Ранец противопожарный РП-18 Ермак (РЛО) 

шт. 

170 

19. 

Топор мотыга (европейский стандарт) 

шт. 

90 

20. 

Гидропульт металлический 

шт. 

538 

21. 

Съемный контейнер (или сумка-баул брезент, 
60л.) 

шт. 

150 

22. 

Аптечка универсальная 

шт. 

279 

23. 

Индивидуальный перевязочный пакет (ИПП-1) 

шт. 

320 

24. 

Ведро эмалированное 10л. 

шт. 

80 

25. 

Канистра пищевая пластмасса емкость 20л. 

шт. 

150 

26. 

Спальный мешок (962-2, 90см*2см) 

шт. 

320 

164 

 

 

№ п/п 

Наименование 

Ед. изм. 

Кол-во 

27. 

Палатка (4 чел.) 

шт. 

80 

28. 

Коврик (или надувной матрас) 

шт. 

320 

29. 

Спецодежда (Противоэнцефалитный костюм) 

шт. 

320 

30. 

Спецобувь (Сапоги кирзовые) 

пара. 

320 

31. 

Рукавицы (х/б с брезентовой накладкой) 

пара. 

1130 

32. 

Респиратор противодымный 

шт. 

1600 

33. 

Защитные каски  

шт. 

320 

 
Запасы  ГСМ  на  период  чрезвычайной  пожарной  опасности  формируются  на 

нефтебазах ОАО  «Саханефтегазсбыт». В местах дислокации ПХС 3-го типа ежегодно 
создается резерв противопожарного снаряжения и инвентаря (мотопомпы, бензопилы, 
огнетушители, топоры, лопаты и др.) 

В  Республике  Саха  (Якутия)  на  время  введения  пожароопасного  периода  и  в 

случаях возникновения лесных пожаров действует схема взаимодействия организаций 
(рис. 2.5.1.3). 

165 

 

 

 

Рисунок 2.5.1.3 – Схема оперативного обмена информацией о пожарной опасности и лесных пожарах на территории 

 Республики Саха (Якутия) 

166 

 

 

Виды  и  объемы  планируемых  мероприятий  по  охране  лесов  от  пожаров 

приведены  в  таблице  2.5.1.4.  Мероприятия  по  охране  лесов  от  пожаров  в  разрезе 
лесничеств приведены в приложении № 16 к настоящему Лесному плану. 

В  соответствии  с  расчетно-технологическими  картами  по  выполнению 

государственных  работ  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов  на  территории 
Республики Саха (Якутия) в 2015 году, на выполнение запланированных мероприятий 
по  охране  лесов  от  пожаров  потребуется  финансирование  в  размере 
5 079 822,9 тыс. руб. 

В рамках мероприятий по охране лесов от пожаров в предстоящий период (2015-

2018 гг.) планируется: 

строительство  лесных  дорог,  предназначенных  для  охраны  лесов  от  пожаров 

общей протяженностью 5425 км; 

прокладка  просек,  противопожарных  разрывов,  устройство  противопожарных 

минерализованных полос протяженностью 13847 км; 

прочистка  просек,  прочистка  противопожарных  минерализованных  полос  и  их 

обновление протяженностью 17924 км; 

проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания 

хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов  67092 
га. 

167 

 

 

Таблица 2.5.1.4 - Мероприятия по охране лесов от пожаров в Республике Саха (Якутия) на 2015-2018 гг. 

Наименование мероприятий 

Ед. изм. 

Объемы по годам 

Всего на 

планируемый 

период (2015-

2018 гг.) 

2015 год 

2016 год 

2017 год 

2018 год 

Строительство лесных дорог предназначенных 
для охраны лесов от пожаров 

км 

199 

1742 

1742 

1742 

5425 

Реконструкция лесных дорог 
предназначенных для охраны лесов от 
пожаров 

км 

329 

2907 

5485 

8063 

16784 

Эксплуатация лесных дорог предназначенных 
для охраны лесов от пожаров 

км 

528 

4649 

7227 

9805 

22209 

Прокладка просек, противопожарных 
разрывов, устройство противопожарных 
минерализованных полос 

км 

980 

4289 

4289 

4289 

13847 

Прочистка просек, прочистка 
противопожарных минерализованных полос и 
их обновление 

км 

2309 

5205 

5205 

5205 

17924 

Благоустройство зон отдыха граждан, 
пребывающих в лесах 

шт. 

15 

2272 

2272 

2272 

6831 

Установка и размещение стендов и других 
знаков и указателей, содержащих 
информацию о мерах пожарной безопасности 
в лесах 

шт. 

30 

18522 

18522 

18522 

55596 

Проведение профилактического 
контролируемого противопожарного 
выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой 
травы и других лесных горючих материалов 

га 

39606 

9162 

9162 

9162 

67092 

 

168 

 

 

2.5.1.2  Мероприятия  по  охране  лесов  в  условиях  загрязнения 

радиоактивными веществами 

 
По  данным  наблюдений  ЦГМС  Республики  Саха  (Якутия)  радиационной 

обстановкой  на  территории  республики  мощность  экспозиционной  дозы  гамма- 
излучения во всех пунктах наблюдения находилась в пределах естественного фона 5-20 
мкР/ч. В отдельные дни наблюдались повышенные суточные концентрации суммарной 
бета-  активности  радионуклидов.  Повышенные  значения  концентраций  суммарной 
бета-  активности  в  воздухе  были  обусловлены,  в  основном,  содержанием  следов 
дочерних  продуктов  распада  радионуклидов  природного  происхождения:  радия  226  и 
тория  232.  Среднегодовое  значение  суммарной  бета-активности  радиоактивных 
выпадений  на  территории  республики  составило  1,0  Бк/м

2

  сутки  и  оставалось 

практически неизменным за последние годы. Таким образом, радиационная обстановка 
на территории Республики Саха (Якутия) остается стабильной и не требует разработки 
и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий. 

 
2.5.2  Планируемые  мероприятия  по  защите  лесов,  включая  лесозащитное 

районирование,  лесопатологические  обследования,  работы  по  локализации  и 
ликвидации вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия 

 

Леса  подлежат  защите  от  вредных  организмов  (ст.  51  Лесного  кодекса  РФ). 

Защита  лесов  направлена  на  выявление  в  лесах  вредных  организмов  (растений, 
животных,  болезнетворных  организмов,  способных  при  определенных  условиях 
нанести  вред  лесам  или  ресурсам)  и  предупреждение  их  распространения,  а  в  случае 
возникновения  очагов  вредных  организмов,  отнесенных  к  карантинным  объектам,  на 
их локализацию и ликвидацию. 

На территории Республики Саха (Якутия) основными факторами, вызывающими 

ослабление и гибель насаждений, являются лесные пожары различной интенсивности. 

Обеспечение  санитарной  безопасности  в  лесах  и  защита  лесов  осуществляется 

на  основе  лесозащитного  районирования,  результатом  которого  является 
распределение лесов по зонам лесопатологической угрозы: слабой, средней и сильной. 
Районирование  является  основой  для  оптимизации  систем  мероприятий  по  защите 
лесов и повышения их эффективности в разнообразных условиях республики.  

При  разработке  лесозащитного  районирования  использованы  данные  о 

проявлении  вредоносности  лесных  насекомых  и  болезней  древесных  растений, 
последствиях  их  размножения  и  распространения,  о  влиянии  на  насаждения  иных 
негативных  факторов  (пожаров,  сильных  ветров),  а  также  имеющиеся  схемы 
лесопатологического районирования республики. 
 

 

169 

 

 

Таблица  2.5.2.1  –  Распределение  площади  насаждений  по  зонам 

лесопатологической угрозы  

Лесничество 

Зона 

лесопатологической 

угрозы 

Земли, покрытые 

лесной 

растительностью, тыс. 

га 

Лесозащитный 

район 

Жиганское 

Слабая 

32628,9 

Северный 

Индигирское 

17782 

Томпонское 

16972,6 

Алданское 

12915,4 

Ленский 

Ленское 

6838 

Мегино-
Кангаласское 

3470,4 

Мирнинское 

11254,4 

Нерюнгринское 

8523,9 

Нюрбинское 

4435,8 

Олекминское 

11100,3 

Сунтарское 

5045,1 

Верхневилюйское 

3077,1 

Усть-Алданское 

1446 

Усть-Майское 

7277,2 

 

Итого: 

142767,1 

 

Амгинское 

Средняя 

2530,6 

Якутский 

Вилюйское 

3488,8 

Горное 

4002,4 

Хангаласское 

2671,2 

Якутское 

1038 

 

Итого: 

13731 

 

Всего: 

156498,1 

 

 
Лесозащитное районирование Республики Саха (Якутия) разработано на основе 

рекомендаций  «Руководства  по  проектированию,  организации  и  ведению 
лесопатологического мониторинга» (2007) с учетом следующих показателей: 

1)  интенсивность  воздействия  неблагоприятных  факторов  и  их  суммарной 

вредоносности; 

2) объемы санитарно-оздоровительных лесозащитных мероприятий; 
3) объемы истребительных лесозащитных мероприятий; 
4) интенсивность усыхания лесов; 
5) доля лесов с нарушенной устойчивостью; 
6) экологическая оценка лесов; 
7) хозяйственная оценка лесов. 
Полученная  общая  оценка  перечисленных  показателей  лежит  в  основе 

отнесения территории лесничеств к одной из зон лесопатологической угрозы – слабой, 
средней  или  сильной.  На  основании  однородности  лесохозяйственных  и 
лесорастительных 

условий, 

пространственного 

распределения 

основных 

неблагоприятных  факторов,  в  пределах  зон  лесопатологической  угрозы  в  республике 
выделено 3 лесозащитных района: северный район слабой лесопатологической угрозы, 

170 

 

 

ленский  район  слабой  лесопатологической  угрозы,  якутский  район  средней 
лесопатологической угрозы (рис. 2.5.2.1). 

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах (в соответствии со ст. 55 

ЛК  Российской  Федерации)  планируются  следующие  лесозащитные  мероприятия 
(объемы мероприятий указаны в приложении № 17): 

лесопатологическое обследование; 
санитарно-оздоровительные  мероприятия  (вырубка  погибших  и  поврежденных 

насаждений в виде сплошных санитарных рубок). 

171 

 

 

 

Рисунок 2.5.2.1 - Карта-схема лесозащитного районирования Республики Саха (Якутия) 

172 

 

 

Лесопатологическое  обследование  (ЛПО)  проводится  в  целях  получения 

информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. 

Лесопатологические обследования планируются лесничествами и направляются 

для утверждения в уполномоченные органы. 

Объемы  лесопатологических  обследований  включаются  в  лесной  план  и 

лесохозяйственный регламент лесничества.  

Результаты  лесопатологического  обследования  используются  при  ведении 

лесопатологического мониторинга. 

Основными целями лесопатологического мониторинга являются своевременное 

обнаружение,  оценка  и  прогноз  изменений  санитарного  и  лесопатологического 
состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения 
санитарной безопасности в лесах. 

Санитарные  рубки  проводятся  в  лесах  любого  целевого  назначения  и  всех 

категорий защитных лесов, кроме заповедных участков.  

Санитарные  рубки  не  планируются  в  насаждениях  4  и  5  бонитетов,  за 

исключением  случаев  угрозы  возникновения  на  этих  участках  очагов  опасных 
вредителей и болезней. 

Планируемые  ежегодные  объемы  санитарно  –  оздоровительных  мероприятий 

приведены в таблице 2.5.2.2. 

По  данным  филиала  ФБУ  «Рослесозащита»  «ЦЗЛ  Республики  Бурятия» 

Площадь насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием, нуждающихся 
в  проведении  санитарно  -  оздоровительных  мероприятий,  на  территории  Республики 
Саха  (Якутия)  составляет  455974,94  га.  На  предстоящий  период  (2015-2018  гг.) 
планируется  проведение  сплошных  санитарных  рубок  на  площади  10326  га. 
Выборочные рубки не планируются. Запланированных мероприятий явно недостаточно 
для  улучшения  санитарного  состояния  лесов  республики.  Плановые  показатели  СОМ 
обусловлены  утвержденным  финансированием  мероприятий  по  защите  лесов  (Раздел 
3.2, таблица 3.1.2.1). Выполнение указанных мероприятий планируется осуществлять за 
счет субвенций федерального бюджета и иных источников финансирования. 

В  соответствии  с  расчетно-технологическими  картами  по  выполнению 

государственных  работ  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов  на  территории 
Республики  Саха  (Якутия)  в  2015  году,  на  выполнение  запланированных  санитарно-
оздоровительных 

мероприятий 

потребуется 

финансирование 

в 

размере 

232 369,3 тыс. руб. ежегодно. 

 
Таблица 2.5.2.2 – Планируемые ежегодные объемы санитарно-оздоровительных 

мероприятий на 2015 - 2018 гг. 

Наименование мероприятий 

Ед. изм. 

Объемы по годам 

Всего на 

планируемый 

период 

(2015-2018 гг.) 

2015 год  2016 год  2017 год  2018 год 

Лесопатологические 
обследования 

га 

4542 

26000,0 

26000,0 

26000,0 

82542,0 

Сплошные санитарные рубки 

га 

2436 

2630,0 

2630,0 

2630,0 

10326,0 

 

173 

 

 

2.5.3  Планируемые  мероприятия  по  воспроизводству  лесов,  включая 

лесовосстановление,  выращивание  посадочного  материала,  уход  за  лесами,  а 
также по лесоразведению 

 
Основной  задачей  лесного  хозяйства  является  своевременное  восстановление 

насаждений  хозяйственно  ценными  породами  на  вырубках,  гарях,  сокращение  не 
покрытых  лесной  растительностью  земель.  С  этой  целью  осуществляется 
лесовосстановление, 

которое 

должно 

обеспечивать 

восстановление 

лесных 

насаждений,  сохранение  биологического  разнообразия  лесов,  сохранение  полезных 
функций лесов. 

Комплекс  мероприятий  по  воспроизводству  включает  в  себя  мероприятия  по 

созданию  лесосеменной  базы  и  питомнического  хозяйства,  производству  лесных 
культур,  проведению  мер  содействия  естественному  возобновлению  леса, 
агротехническому  уходу  за  лесными  культурами  и  проведению  рубок  лесных 
насаждений при уходе за лесами.  

Лесные  культуры  в  республике  последние  годы  не  производились  и  не 

проектируются.  Все  не  покрытые  лесной  растительностью  земли  обеспечиваются 
естественным лесовосстановлением на всех площадях. 

Естественное  восстановление  лесов  (естественное  лесовосстановление) 

осуществляется  за  счет  мер  содействия  лесовосстановлению  путем  сохранения 
подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, ухода за 
подростом и минерализации почвы. 

Сохранение 

хвойного 

подроста 

на 

лесосеках 

является 

главным 

лесохозяйственным  мероприятием,  которое  позволит  предупредить  нежелательную 
смену пород, сохранить значительные средства на лесовосстановление и использовать 
молодой  подрост  как  надёжную  основу  будущих  лесов.  Это  сократит  на  20-30  лет 
выращивание  технически  спелой  древесины  и  будет  реальным  резервом  повышения 
продуктивности лесов. 

По данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2014 фонд 

лесовосстановления Республики Саха (Якутия) составляет 10321,4 тыс. га или 6,6% от 
площади земель покрытых лесной растительностью. 

Объем работ по лесовосстановлению в каждом лесничестве определен с учетом 

лесохозяйственных  работ,  имеющихся  земель,  не  покрытых  лесной  растительностью, 
ожидаемой площади сплошных рубок лесов и хода естественного возобновления леса 
на вырубках и гарях (приложения 18,19,25).  

В  соответствии  с  расчетно-технологическими  картами  по  выполнению 

государственных  работ  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов  на  территории 
Республики Саха (Якутия) в 2015 году, на выполнение запланированных мероприятий 
по воспроизводству лесов потребуется финансирование в размере 131 298,6 тыс. руб. 
 

 

174 

 

 

2.6 

Показатели 

развития 

лесной 

и 

лесоперерабатывающей 

инфраструктуры. 

Планируемое 

развитие 

лесной 

инфраструктуры 

и 

лесоперерабатывающей  инфраструктуры  с  учетом  их  наличия  и  перспектив 
освоения  лесов  для  различных  видов  их  использования  (информация  о 
строительстве  лесных  дорог,  устройстве  лесных  складов  и  создании  других 
объектов  лесной  инфраструктуры,  объектов  переработки  заготовленной 
древесины, 

биоэнергетических 

объектов 

и 

других 

объектов 

лесоперерабатывающей инфраструктуры) 

 
Одним  из  успешных  условий  развития  лесопромышленного  комплекса  в 

Республике  Саха  (Якутия)  является  обеспечение  доступности  лесного  фонда,  что  в 
первую очередь связано с развитием лесодорожной инфраструктуры. Если в среднем по 
России  обеспеченность  дорогами  на  1  тыс.  га  лесного  фонда  составляет  1,2  км,  то  в 
Республике  Саха  (Якутия)  –  0,1  км  (табл.  1.2.5.2),  что  более  чем  в  100  раз  ниже 
нормативной потребности. 

Плохая  доступность  лесного  фонда  сдерживает  вливание  инвестиций  в  лесную 

отрасль республики. 

По  данным  исследований  ученых  Санкт-Петербургской  лесотехнической 

академии,  потребность  в  дорогах  круглогодового  действия  составляет  25-30  км,  а 
потребность в летних лесных дорогах – 1-1,2 км на 1000 га. 

Для  оценки  экономической  целесообразности  строительства  лесных  дорог 

круглогодового  действия  и  выборе  типа  дорожного  покрытия  следует  сопоставить 
объем  капиталовложений  с  экономией  текущих  производственных  затрат.  Эта 
экономия  достигается  не  только  на  транспортных  операциях.  Хорошие  дороги 
обеспечивают ритмичную работу всех звеньев лесозаготовительного производства, что 
позволит в максимальной степени использовать основные фонды и трудовые ресурсы, 
поднять  уровень  организации  всего  лесозаготовительного  производства  в  целом.  В 
результате себестоимость заготовки древесины снижается на 20-80%. 

Технические  характеристики  большей  части  существующих  лесных  дорог  не 

соответствуют нормативам. Кроме того, уже в течение более чем 10 лет эти дороги не 
ремонтировались и в настоящее время требуют капитального ремонта, реконструкции, 
строительства заново части участков дорог и мостовых сооружений. 

В  течение  ряда  лет  проблема  строительства,  реконструкции  и  капитального 

ремонта лесных дорог усугубляется еще и тем фактом, что фактически лесные дороги 
являются  брошенными.  Поэтому,  при  общей  заинтересованности  лесозаготовителей 
республики  в  эксплуатации  дорог,  отсутствует  конкретное  лицо  или  организация, 
заинтересованная в содержании дорог в удовлетворительном состоянии. 

Кроме  того,  существующие  правовые  механизмы,  которые  позволили  бы 

направить средства муниципального или республиканского бюджетов на поддержание 
удовлетворительного  состояния  сети  лесных  магистралей,  требуют  детального 
изучения  и  адаптации  их  к  проблеме.  Проблема,  собственно,  состоит  в  том,  что 
большая  часть  дорог,  необходимых  для  обеспечения  развития  ЛПК  республики, 
являются,  по  сути,  дорогами  технологическими,  согласно  существующих  СНИП,  а, 
следовательно,  их  содержание,  обслуживание,  равно  как  и  строительство, 

175 

 

 

реконструкция, капитальный ремонт не могут осуществляться за счет государственных 
или муниципальных средств (это выходит за рамки полномочий органов власти). 

Тем  не  менее,  законодательством  предусмотрены  механизмы,  позволяющие 

направлять  средства  бюджетов  на  создание  инфраструктуры,  необходимой  для 
социально-экономического развития территории. 

Основу  современной  транспортной  сети  республики  составляет  водный, 

воздушный  и  автомобильный  транспорт.  Начинает  развиваться  железнодорожный 
транспорт.  Большую  роль  в  обеспечении  республики  играет  Амуро-Якутская 
магистраль.  В  режиме  постоянной  эксплуатации  дорога  работает  до  ст.  Беркакит. 
Открыто рабочее движение на участке Беркакит-Томмот. 

Деятельность  участка  железной  дороги  Беркакит-Томмот  протяженностью  360 

км,  работающего  в  режиме  временной  эксплуатации  и  имеющего  ограниченную 
пропускную способность, уже дала ощутимый экономический эффект. 

Участок  железнодорожной  линии  Томмот-Якутск  (п.  Нижний  Бестях)  является 

продолжением  построенного  участка  Беркакит-Томмот,  сданного  в  2004  г.  во 
временную  эксплуатацию.  Железная  дорога  будет  проходить  в  меридиональном 
направлении  по  территории  Нерюнгринского,  Алданского,  Хангаласского  и  Мегино-
Кангаласского районов РС (Я). При этом на незначительном расстоянии от строящейся 
нитки  железной  дороги  расположены  Олекминский,  Амгинский  и  Усть-Майский 
административные районы. 

С  вводом  в  эксплуатацию  железной  дороги  в  республике  появятся  новые 

источники  экономического  роста.  В  зону  круглогодичного  транспортного  сообщения 
будут  интегрированы  центральные,  восточные  и  западные  районы  республики  с 
охватом  83%  населения.  С  переключением  перевалки  грузов  с  железной  дороги  в 
речных  портах  Якутского  транспортного  узла  на  суда  смешанного  «река-море» 
плавания,  изменится  схема,  повысится  эффективность  доставки  леса  в  арктические 
районы. Мощный толчок к развитию получат действующие предприятия. 

Запас  лесного  фонда  рассматриваемых  территорий  составляет  42,1%  (3689,3 

млн. куб.м.) от общего по республике (8766,36 млн. куб.м.). Породный состав по запасу 
лесного  фонда  следующий:  лиственница  -  85%,  сосна  -  12,3%,  береза  -  1,5%,  кедр  - 
0,7%.  По  имеющимся  ресурсам  прилегающие  районы  к  железной  дороги  станут 
ведущими  лесосырьевыми  базами  для  развития  лесной  и  деревообрабатывающей 
промышленности республики. 

На  территории  вышеупомянутых  районов  лесозаготовкой  древесины 

занимаются  многочисленные  небольшие  предприятия,  а  также  ведущие  предприятия 
республики: 

-  ООО  «Алданский  ЛПК»    арендован  лесной участок  в  Алданском  лесничестве 

площадью  2827  га  с  установленным  ежегодным  объемом  заготовки  древесины 
7,0 тыс. м

3

- ООО «Алмазлеспром»  арендованы 2 лесных участка в Алданском лесничестве 

общей площадью 58968 га с установленным ежегодным объемом заготовки древесины 
40 тыс. м

3

176 

 

 

-  ООО  «Амга  лес»  арендован  лесной  участок  в  Алданском  лесничестве  общей 

площадью  1772  га  с  установленным  ежегодным  объемом  заготовки  древесины 
5,0 тыс. м

3

-  Витимский  ЛПХ  ООО  «Алмас»  арендован  лесной  участок  в  Ленском 

лесничестве  площадью  28134  га  с  установленным  ежегодным  объемом  заготовки 
древесины 42,0 тыс. м

3

-  ЗАО  «Юпитер»  арендованы  2  лесных  участка  в  Ленском  лесничестве  общей 

площадью 1540 га; 

- ООО  «Баргузин» арендован лесной  участок в Ленском лесничестве площадью 

3983 га с установленным ежегодным объемом заготовки древесины 10,0 тыс. м

3

ООО «АЛМАС»  арендован лесной участок в Ленском лесничестве площадью 

53761 га с установленным ежегодным объемом заготовки древесины 80,0 тыс. м

3

-  ЗАО  «Южно-Якутская  Лесоперерабатывающая  Компания»  арендован  лесной 

участок  в  Алданском  лесничестве  площадью  16349  га  с  установленным  ежегодным 
объемом заготовки древесины 44,6 тыс. м

3

При  перспективном  планировании  эксплуатации  лесов  и  развития  лесной 

промышленности  нельзя  исходить  из  идеи  полного  вовлечения  ресурсов,  необходимо 
учитывать  неблагоприятные  условия  для  роста  лесов  и  крайне  медленное  их 
воспроизводство.  Таким  образом,  наличие  большого  количества  эксплуатационных 
древостоев с высокой концентрацией запаса на единице площади и хорошим качеством 
древесины  позволяют  считать  южные  районы  Якутии  основной  базой  для  развития 
крупной  лесной  промышленности.  Отсутствие  железнодорожного  транспорта 
исключает 

целесообразность 

развития 

лесной 

и 

деревообрабатывающей 

промышленности  в  крупных  масштабах  с  учетом  межрайонных  поставок  леса  и 
лесопродукции. 

С  точки  зрения  долгосрочных  перспектив,  важнейшим  фактором  является 

развитие  железнодорожного  транспорта.  Строительство  железной  дороги  Беркакит-
Томмот-Якутск 

(Нижний 

Бестях) 

существенно 

изменило 

транспортную 

инфраструктуру  Республики  Саха  (Якутия)  и  оказало  значительное  влияние  на  весь 
хозяйственный  комплекс  республики,  на  социально-экономическое  развитие,  в  том 
числе и территорий, непосредственно прилегающих к железной дороге.  

Введение  в  эксплуатацию  участка  железной  дороги  Беркакит-Томмот 

протяженностью  360  км  уже  дало  ощутимый  экономический  эффект:  интенсивное 
развитие  получили  малые  угольные  разрезы,  энергетика,  лесопромышленный 
комплекс.  Увеличились  грузоперевозки  через  Томмотский  транспортный  комплекс, 
объем грузоперевозок увеличился почти в 2 раза. 

Участок железнодорожной линии Томмот-Якутск (Нижний Бестях) (в настоящее 

время  работает  в  режиме  временной  эксплуатации)  является  продолжением 
построенного  участка  Беркакит-Томмот.  Железная  дорога  проходит  по  территории 
Нерюнгринского,  Алданского,  Хангаласского  и  Мегино-Кангаласского  улусов 
Республики  Саха  (Якутия).  В  зону  круглогодичного  транспортного  сообщения 
интегрированы центральные, восточные и западные улусы с охватом 83% населения. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..