ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ) - часть 6

 

 

81 

 

 

Лесничество 

Виды лесных дорог 

Протяженность лесных дорог 

всего 

в том числе общего 

пользования 

Индигирское 

Дороги, всего 

1318 

1318 

б) автомобильные 

560 

560 

грунтовые 

560 

560 

из них: круглогодового 
действия 

560 

560 

в) зимники 

758 

758 

Ленское 

Дороги, всего 

1151 

442 

б) автомобильные 

735 

295 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

42 

42 

грунтовые 

693 

253 

из них: круглогодового 
действия 

253 

253 

в) зимники 

416 

147 

Мегино-

Кангаласское 

Дороги, всего 

3467 

1347 

б) автомобильные 

3056 

1246 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

730 

730 

грунтовые 

2326 

516 

из них: круглогодового 
действия 

359 

128 

в) зимники 

411 

101 

Мирнинское 

Дороги, всего 

1113 

1097 

б) автомобильные 

679 

663 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

503 

503 

грунтовые 

176 

160 

из них: круглогодового 
действия 

176 

160 

в) зимники 

434 

434 

Нерюнгринское 

Дороги, всего 

2607 

2196 

в том числе: 

 

 

а) железные 

941 

941 

из них широкой колеи 

941 

941 

б) автомобильные 

1018 

607 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

грунтовые 

1018 

607 

из них: круглогодового 
действия 

1018 

607 

в) зимники 

648 

648 

Нюрбинское 

Дороги, всего 

1057 

1048 

б) автомобильные 

439 

430 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

140 

140 

грунтовые 

299 

290 

82 

 

 

Лесничество 

Виды лесных дорог 

Протяженность лесных дорог 

всего 

в том числе общего 

пользования 

в) зимники 

618 

618 

Олекминское 

Дороги, всего 

1275 

1010 

б) автомобильные 

935 

670 

грунтовые 

935 

670 

из них: круглогодового 
действия 

100 

100 

в) зимники 

340 

340 

Сунтарское 

Дороги, всего 

950 

950 

б) автомобильные 

950 

950 

грунтовые 

950 

950 

Томпонское 

Дороги, всего 

6650 

5615 

б) автомобильные 

1028 

1023 

грунтовые 

1028 

1023 

из них: круглогодового 
действия 

1028 

1023 

в) зимники 

5622 

4592 

Усть-Алданское 

Дороги, всего 

650 

645 

б) автомобильные 

650 

645 

грунтовые 

650 

645 

из них: круглогодового 
действия 

650 

645 

Усть-Майское 

Дороги, всего 

1423 

1143 

б) автомобильные 

326 

321 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

321 

321 

грунтовые 

в) зимники 

1097 

822 

Хангаласское 

Дороги, всего 

1606 

1326 

б) автомобильные 

1328 

1048 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

234 

234 

грунтовые 

1094 

814 

из них: круглогодового 
действия 

1094 

814 

в) зимники 

278 

278 

Якутское 

Дороги, всего 

1812 

962 

б) автомобильные 

1793 

943 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

333 

333 

грунтовые 

1460 

610 

из них: круглогодового 
действия 

118 

118 

в) зимники 

19 

19 

Итого по 

Республике Саха 

(Якутия): 

Дороги, всего 

31492 

23821 

а) железные 

1169 

1169 

из них широкой колеи 

1169 

1169 

83 

 

 

Лесничество 

Виды лесных дорог 

Протяженность лесных дорог 

всего 

в том числе общего 

пользования 

б) автомобильные 

18189 

12982 

в том числе: 

 

 

с твердым покрытием 

2896 

2896 

грунтовые 

15293 

10086 

из них: круглогодового 
действия 

6389 

5396 

в) зимники 

12134 

9670 

 
Согласно данным таблицы 1.2.5.2 общая протяженность дорожного полотна для 

Республики Саха (Якутия) без учета железных дорог и зимников составляет  18189 км. 
Средняя  плотность  дорог  по  субъекту  составляет  0,1  км/тыс.  га.  Максимальные 
показатели  транспортной  освоенности  территории  характерны  для  Якутского  (1,5 
км/тыс. га) и Мегино-Кангаласского (0,8 км/тыс. га) лесничеств.  

 
Таблица 1.2.5.2. - Протяженность и плотность дорог в лесничествах Республики 

Саха (Якутия) 

Лесничества 

Площадь 

лесничеств, га 

Протяженность дорог 

(без ж/д и зимников), 

км 

Плотность дорог, 

км/тыс. га 

Алданское 

15565620 

1765 

0,1 

Амгинское 

2811838 

651 

0,2 

Верхневилюйское 

3803452 

516 

0,1 

Вилюйское 

5114216 

572 

0,1 

Горное 

4371772 

1168 

0,3 

Жиганское 

52506859 

20 

0,0 

Индигирское 

49021981 

560 

0,0 

Ленское 

7462534 

735 

0,1 

Мегино-Кангаласское 

3692786 

3056 

0,8 

Мирнинское 

16034899 

679 

0,0 

Нерюнгринское 

11687352 

1018 

0,1 

Нюрбинское 

4894646 

439 

0,1 

Олекминское 

12119160 

935 

0,1 

Сунтарское 

5296456 

950 

0,2 

Томпонское 

45405050 

1028 

0,0 

Усть-Алданское 

1616768 

650 

0,4 

Усть-Майское 

9331916 

326 

0,0 

Хангаласское 

2818473 

1328 

0,5 

Якутское 

1196037 

1793 

1,5 

Итого по субъекту: 

254751815 

18189 

0,1 

 
Для  освоения  расчётной  лесосеки  по  рубке  лесных  насаждений  независимо  от 

породного состава спелых древостоев в эксплуатационных лесах необходимо иметь не 
менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, а в защитных лесах  – 11-14 км. Не менее 30-
35%  этих  дорог  должны  иметь  твёрдое  покрытие,  то  есть  обеспечивать 
гарантированное круглогодовое их использование.  

84 

 

 

Для  полного  же  охвата  насаждений  лесохозяйственными  мероприятиями 

необходимо иметь 10-15 км дорог на 1000 га лесного фонда. 

 
 
1.3  Возрасты  рубок  основных  лесообразующих  пород  по  лесным  районам 

Республики  Саха  (Якутия).  Данные  об  утвержденных  возрастах  рубок  основных 
лесообразующих  пород  по  лесным  районам  Республики  Саха  (Якутия), 
лесничествам и лесопаркам 

 
Возраст  рубки  –  это  тот  возраст,  с  которого  целесообразно  и  необходимо 

назначать древостои хозсекции в рубку.  

Хозяйственная  секция  представляет  собой  организационно-хозяйственную 

единицу,  образованную  при  данных  природных  и  экономических  условиях  из 
территориально разобщенных, разбросанных насаждений и не покрытых лесом лесных 
участков,  на  базе  общности  их  целевого  назначения,  однородности  комплекса 
лесоводственных  мероприятий  (хозяйственного  режима)  и  единства  лесоводственно-
технических расчетов. Главным моментом, представляющим образование тех или иных 
хозсекций, является хозяйственная цель. Хозяйственные цели различны, но в основном 
связаны  с  потреблением  древесины  различных  размеров  и  сортиментов.  Основные 
признаки,  по  которым  образуются  самостоятельные  хозсекции,  –  различие  в 
преобладающих  породах;  различие  в  пределах  одной  и  той  же  главной  породы  в 
классах  бонитета;  различие  в  происхождении  леса;  различие  в  лесорастительных 
условиях. 

Возрасты рубок определяются при лесоустройстве или по результатам научных 

исследований.  Возрасты  рубок  (спелости)  для  основных  лесообразующих  пород 
Республики  Саха  (Якутия)  установлены  в  полном  соответствии  с  оптимальными 
возрастами,  утвержденными  приказом  Рослесхоза  от  09.04.2015  №105  «Об 
установлении возрастов рубок» (в ред. приказа Рослесхоза от 02.07.2015 №223). 

Данные  по  возрастам  и  классам  возрастов  рубок  в  разрезе  лесничеств 

представлены в приложении 6 к настоящему Лесному плану.  

 
 
1.4  Характеристика  лесосырьевого  потенциала  и  его  использования, 

определение потребности общества в лесных ресурсах 

 
1.4.1  Характеристика  использования  лесов  отдельно  по  видам 

использования  лесов,  предусмотренным  статьей  25  Лесного  кодекса  Российской 
Федерации 

 
1.4.1.1 Возможные и фактические объемы заготовки древесины 
 
В 2013 году согласно данным Департамента по лесным отношениям Республики 

Саха  (Якутия)  расчетная  лесосека  составляла  39823,8  тыс.  м³.  Всего  в  республике  в 
2013 году было заготовлено 2038,5 тыс. м³. древесины. Из них 883,1 тыс. м³ или 43,3% 

85 

 

 

ликвидной  древесины  рубки  спелых  и  перестойных  насаждений.  Объем  ликвидной 
древесины  от  санитарных  рубок  составил  41,9  тыс.  м

3

  (2,1%).  На  прочие  рубки 

приходится  1113,5  тыс.  м

3

  (54,6%).  Таким  образом,  в  2013  году  расчетная  лесосека 

была освоена на 5,1%, в том числе по хвойному хозяйству – на 5,7% (2038,5 тыс. м³). 

Одним  из  путей  перевода  лесопользования  на  постоянную  основу  является 

оценка  запасов  лесных  ресурсов  с  учетом  их  экономической  доступности.  Целью 
определения  экономической  доступности  является  выявление  лесных  ресурсов, 
наиболее  эффективных  для  освоения исходя из  рыночных  цен  на  лесную  продукцию, 
затрат на лесовосстановление, заготовку и транспортировку продукции. Это послужит 
основой  для  установления  параметров  промышленного  освоения  и  рационального 
использования сырьевой базы, обоснованного определения расчетной лесосеки, а также 
правильного  расчета  трудовых,  материальных  и  финансовых  ресурсов,  необходимых 
для  освоения  лесных  ресурсов,  что  обеспечит  функционирование  предприятий  на 
принципах  неистощительного  и  постоянного  лесопользования.  Решение  указанного 
вопроса позволит привести в известность экономически доступные эксплуатационные 
запасы  древесины,  что  поможет  избежать  крупных  просчетов  в  оценке  сырьевого 
потенциала региона. 

Освоение  расчетной  лесосеки  в  2013  году  показано  в  таблице  1.4.1.1.1  и  более 

наглядно на рисунке 1.4.1.1.1. 

 
Таблица 1.4.1.1.1 - Использование расчетной лесосеки для заготовки древесины 

при всех видах рубок за 2013 год, тыс. м³ ликвидной древесины 

Наименование 

лесничества 

Хозяйство 

Расчетная 

лесосека 

Фактическое использование 

всего 

в т.ч. на арендованных 

лесных участках 

Алданское 

Хвойное 

3961,2 

214,4 

157,8 

Мягколиственное 

15,1 

Итого 

3976,3 

214,4 

Амгинское 

Хвойное 

1704 

48,4 

Мягколиственное 

12 

Итого 

1716 

48,4 

Верхневилюйское 

Хвойное 

149,2 

42,9 

Мягколиственное 

Итого 

149,2 

42,9 

Вилюйское 

Хвойное 

109,6 

24 

2,2 

Мягколиственное 

Итого 

109,6 

24 

Горное 

Хвойное 

2382,1 

51,4 

1,2 

Мягколиственное 

0,82 

Итого 

2382,92 

51,4 

Жиганское 

Хвойное 

6,5 

2,7 

Мягколиственное 

Итого 

6,5 

Индигирское 

Хвойное 

900,6 

42,5 

3,5 

Мягколиственное 

Итого 

900,6 

42,5 

Ленское 

Хвойное 

3357,2 

689,3 

620,8 

Мягколиственное 

3718 

Итого 

7075,2 

689,3 

Мегино-

Кангаласское 

Хвойное 

2388,7 

118,6 

19,7 

Мягколиственное 

38,3 

86 

 

 

Наименование 

лесничества 

Хозяйство 

Расчетная 

лесосека 

Фактическое использование 

всего 

в т.ч. на арендованных 

лесных участках 

Итого 

2427 

118,6 

Мирнинское 

Хвойное 

4335,6 

76,5 

75,1 

Мягколиственное 

16,4 

Итого 

4352 

76,5 

Нерюнгринское 

Хвойное 

15,3 

136,2 

129,7 

Мягколиственное 

Итого 

15,3 

136,2 

Нюрбинское 

Хвойное 

361,3 

49,4 

0,7 

Мягколиственное 

Итого 

361,3 

49,4 

Олекминское 

Хвойное 

5011,2 

257 

169,2 

Мягколиственное 

279,7 

Итого 

5290,9 

257 

Сунтарское 

Хвойное 

3224,5 

67,2 

13,7 

Мягколиственное 

22,6 

Итого 

3247,1 

67,2 

Томпонское 

Хвойное 

278,9 

32,2 

Мягколиственное 

7,5 

Итого 

286,4 

32,2 

Усть-Алданское 

Хвойное 

970,3 

47,6 

Мягколиственное 

46,5 

Итого 

1016,8 

47,6 

Усть-Майское 

Хвойное 

3224,7 

16,7 

7,1 

Мягколиственное 

6,9 

Итого 

3231,6 

16,7 

Хангаласское 

Хвойное 

2625,6 

81,3 

49,2 

Мягколиственное 

46,2 

Итого 

2671,8 

81,3 

Якутское 

Хвойное 

586,2 

36,3 

8,2 

Мягколиственное 

25,6 

Итого 

611,8 

36,3 

Всего по 

Республике Саха 

(Якутия): 

Хвойное 

35588,2 

2038,4 

1260,8 

Мягколиственное 

4235,62 

Итого 

39823,82 

2038,4 

 
Объёмы заготовки древесины в лесных насаждениях по способам рубок, а также 

на лесных участках, предоставленных в аренду, приведены в приложениях № 7 - № 10 к 
настоящему Лесному плану. 

87 

 

 

 

Рисунок 1.4.1.1.1 – Освоение расчетной лесосеки в разрезе лесничеств в 2013 году 

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

8000

Расчетная лесосека 

Фактическое использование 

в т.ч. на арендованных лесных участках 

88 

 

 

1.4.1.2 Возможные и фактические объемы заготовки живицы 
 
Заготовка живицы на территории республики не проводится, так как территория 

не входит в зону обязательной подсочки. 

 
1.4.1.3 Возможные и фактические объемы заготовки недревесных, пищевых 

лесных ресурсов и лекарственных растений 

 
Заготовка  и  сбор  недревесных  лесных  ресурсов  относятся  к  использованию 

лесов с изъятием лесных ресурсов и осуществляются согласно правилам, изложенным в 
приказе  Федерального  агентства  лесного  хозяйства  Российской  Федерации  от 
05.12.2011  № 512  «Об  утверждении  правил  заготовки  и  сбора  недревесных  лесных 
ресурсов». 

Нормативы,  параметры  и  сроки  использования  лесов  для  заготовки  пищевых 

лесных  ресурсов  и  сбора  лекарственных  растений  устанавливаются  в  соответствии  со 
ст.  34  ЛК  РФ  и  «Правилами  заготовки  пищевых,  лесных  ресурсов  и  сбора 
лекарственных  растений»,  утвержденных  приказом  Федерального  агентства  лесного 
хозяйства  Российской  Федерации  от  05.12.2011  № 511  «Об  утверждении  Правил 
заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений». 

Возможный  ежегодный  объем  заготовки  недревесных,  пищевых  лесных 

ресурсов  и  лекарственных  растений  приведён  в  приложении  № 13  к  настоящему 
Лесному  плану.  Фактически  заготовка  недревесных,  пищевых  лесных  ресурсов  и 
лекарственных  растений  в  республике  ведется  преимущественно  населением  для 
собственных нужд, и достоверные данные по объёмам заготовки отсутствуют. 

 
1.4.1.4  Характеристика  организации  охотничьего  хозяйства  (наличие  и 

состояние  охотничьих  угодий,  их  изученность  и  использование,  охотничья 
инфраструктура, а также границы зон охраны охотничьих ресурсов 

 
Охотпользование на лесных территориях Республики Саха (Якутия) определено 

в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ  «О животном мире» и 
Законом  Республики  Саха  (Якутия)  от  19.04.2013  1193-З  №  1279-IV  «Об  охоте  и  о 
сохранении охотничьих ресурсов». Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках 
является  одним  из  видов  использования  лесов  и  представляет  собой 
предпринимательскую  деятельность,  связанную  с  оказанием  услуг  лицам, 
осуществляющим охоту.  

Целью  государственной  политики  развития  охоты  и  охотничьего  хозяйства 

является  обеспечение  охраны  и  устойчивого  использования  охотничьих  животных, 
сохранение  биологического  разнообразия  естественных  экологических  систем; 
определение  правовых,  экономических  и  организационных  основ  для  ведения  и 
развития  охотничьего  хозяйства,  защиты  прав  и  интересов  охотников  и 
охотпользователей, сохранение национальных охотничьих традиций. 

Охотничье 

хозяйство 

как 

вид 

пользования 

животным 

миром 

многофункционально.  Оно  ведется  в  целях  получения  продукции  (пушнины,  мяса, 

89 

 

 

лекарственно-технического  сырья  и  т.д.),  предоставление  услуг  в  виде  самой  охоты 
имеет эстетический, социальный и экологический аспекты. 

Общая  площадь  охотничьих  угодий  на  территории  Республики  Саха  (Якутия) 

составляет 305616,1 тыс. га, в том числе площадь общедоступных  охотничьих угодий 
составляет 101648,3 тыс. га, площадь закрепленных охотничьих угодий – 136533,9 тыс. 
га  (табл.  1.4.1.4.1).  По  состоянию  на  01.01.2014  на  территории  Республики  Саха 
(Якутия)  нет  лесных  участков,  переданных  в  аренду  для  осуществления  видов 
деятельности в сфере охотничьего хозяйства. 

 
Таблица 1.4.1.4.1 – Сведения об охотничьих угодьях Республики Саха (Якутия) 

№ 

п/п 

Наименование 

муниципального 

образования 

Общая площадь 

муниципального 

образования, 

тыс. га 

Общая площадь 

охотничьих угодий 

Площадь 

общедоступных 

охотничьих угодий 

Площадь 

закрепленных 

охотничьих угодий 

тыс. га 

% от общей 

площади 

муниципально

го 

образования 

тыс. га 

% от общей 

площади 

охотничьих 

угодий 

тыс. га 

% от 

общей 

площади 

охотничьи

х угодий 

1  Абыйский район 

6940 

6896,4 

99,4 

1551,08 

25,5 

4 528,3 

74,5 

2  Алданский район 

15680 

15575,2 

99,3 

2 015,0 

13,8 

12 554,0 

86,2 

3  Аллаиховский 

19000 

11779,4 

62 

7611,2 

62 

4 672,9 

38 

4  Амгинский район 

2940 

2917,4 

99,2 

1 000,9 

42,6 

1 347,9 

57,4 

5  Анабарский район 

5560 

5345,82 

96,1 

156,5 

2,9 

5 265,7 

97,1 

6  Булунский район 

22300 

20505,52 

92 

12 034,6 

72,6 

4 548,9 

27,4 

7  Верхневилюйский 

4200 

3979,26 

94,7 

1467,2 

52,8 

1 312,0 

47,2 

8  Верхнеколымский 

6780 

6686,19 

98,6 

1556,9 

23,2 

5 147,2 

76,8 

9  Верхоянский улус 

13740 

12986,3 

94,5 

5032,7 

72 

1 953,6 

28 

10  Вилюйский район 

5520 

5256,03 

95,2 

1617,1 

40,8 

2 347,9 

59,2 

11  Горный улус 

4560 

1037,48 

22,8 

707,3 

23,9 

2 251,2 

76,1 

12  Жиганский район 

14020 

13643,12 

97,3 

1 151,3 

10,1 

10 297,1 

89,9 

13  Кобяйский район 

10780 

10263,43 

95,2 

3845,4 

46,6 

4 406,9 

53,4 

14  Ленский район 

7700 

7339,16 

95,3 

1364,6 

21,5 

4 974,6 

78,5 

15  М-Кангаласский 

1170 

1000,16 

85,5 

753,9 

80,8 

179 

19,2 

16  Мирнинский 

16580 

15939,59 

96,1 

8 709,3 

62,5 

5 218,3 

37,5 

17  Момский район 

10960 

10871,68 

99,1 

2 510,4 

42,5 

3 390,6 

32,6 

18  Намский район 

1190 

1010,26 

84,9 

857 

81,4 

196,3 

18,6 

19  Нерюнгринский 

9300 

9134,97 

98,2 

2 757,2 

34,4 

5 268,3 

65,6 

20  Нижнеколымский 

8710 

7825,96 

89,9 

4 030,1 

88,8 

510,5 

11,2 

21  Нюрбинский 

6240 

5972,94 

95,7 

1 315,5 

39,8 

1 993,7 

60,2 

22  Оймяконский 

9220 

9109,91 

98,8 

7005,5 

90,7 

715 

9,3 

23  Олекминский 

18670 

18000,2 

96,4 

3810,3 

23,7 

12 274,4 

76,3 

24  Оленекский район 

31810 

31711,3 

99,7 

4 647,5 

27,1 

12 694,4 

72,9 

25  Среднеколымский 

16520 

16485,23 

99,7 

2476,4 

26 

7 038,8 

74 

26  Сунтарский  улус 

5780 

4838,67 

83,7 

1053 

27,4 

2 785,7 

72,6 

27  Таттинский район 

1900 

1189,91 

62,6 

691,4 

61,1 

440,5 

38,9 

28  Томпонский район 

13580 

13256 

63,7 

3 360,4 

38,8 

5 295,6 

61,2 

29  Усть-Алданский 

1830 

1547,5 

84,6 

305,6 

22,7 

1 041,9 

77,3 

90 

 

 

№ 

п/п 

Наименование 

муниципального 

образования 

Общая площадь 

муниципального 

образования, 

тыс. га 

Общая площадь 

охотничьих угодий 

Площадь 

общедоступных 

охотничьих угодий 

Площадь 

закрепленных 

охотничьих угодий 

тыс. га 

% от общей 

площади 

муниципально

го 

образования 

тыс. га 

% от общей 

площади 

охотничьих 

угодий 

тыс. га 

% от 

общей 

площади 

охотничьи

х угодий 

30  Усть-Майский 

9530 

8971,58 

94,1 

2083,1 

24,3 

6 503,1 

75,7 

31  Усть-Янский 

12530 

12414,49 

99,1 

4 815,7 

57,1 

3 610,8 

42,9 

32  Хангаласский 

2470 

2000,25 

81 

516,4 

30,4 

1 181,8 

69,6 

33  Чурапчинский 

1260 

1081,5 

85,8 

691,5 

63,9 

390 

36,1 

34 

Эвено-
Бытантайский 

8230 

8091,79 

98,3 

8091,79 

100 

35  МО г. Якутск 

1001 

951,53 

95,1 

54,5 

21,7 

197 

78,3 

Всего по Республике 
Саха (Якутия) 

328201 

305616,1 

93,1 

101648,3 

33,3 

136533,9 

44,6 

 
Основные  охотничье-промысловые  виды  зверей:  лось,  дикий  северный  олень, 

баран  снежный,  медведь  бурый,  соболь,  белка,  заяц-беляк,  волк,  лисица,  росомаха, 
рысь, колонок, горностай. 

Основные охотничье-промысловые виды птиц: глухарь, рябчик, гусь белолобый, 

гусь гуменник, кряква, свиязь, широконоска, шилохвость, серая  утка, чирок, хохлатая 
чернеть, куропатка белая, куропатка тундровая. 

Мониторинг  охотничьих  животных  на  территории  республики  осуществляет 

Департамент  охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия). На особо охраняемых 
природных  территориях  федерального  значения  («Олекминский  заповедник») 
осуществляется  мониторинг  растительного  и  животного  мира  силами  сотрудников 
заповедника. 

В таблице 1.4.1.4.2 приводится динамика численности промысловых животных в 

республике  за  2005-2007  годы,  а  в  таблице  1.4.1.4.3  –  численность  охотничьих 
животных за 2010 и 2013 годы. 

 
Таблица 1.4.1.4.2 - Динамика численности промысловых животных в Республике 

Саха (Якутия), тыс. особей 

Виды 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

Соболь 

112,5 

116,9 

182,2 

Белка 

950,6 

1083,6 

1257,8 

Колонок 

12,4 

17,8 

13,4 

Горностай 

173,8 

236,3 

221,7 

Лисица 

19,8 

14,8 

22,1 

Заяц-беляк 

941,2 

1027,2 

900,0 

Росомаха 

5,6 

4,5 

7,4 

Рысь 

2,2 

0,8 

1,5 

Волк 

7,1 

9,3 

8,7 

 

91 

 

 

Таблица  1.4.1.4.3  –  Численность  охотничьих  животных  Республики  Саха 

(Якутия) (2010,2013 годы), тыс. особей 

Виды 

2010г. 

2013г. 

Лось 

60,3 

73,1 

Сибирская косуля 

9,8 

21,7 

Благородный олень 

7,2 

13,0 

Дикий северный олень 

181,6 

Сибирская кабарга 

8,9 

19,8 

Бурый медведь 

12,6 

Волк  

7,2 

2,6 

Росомаха 

3,2 

4,5 

Лисица 

217 

21,1 

Рысь 

0,8 

0,8 

Соболь 

155,4 

232,5 

Горностай 

148,6 

153,6 

Колонок 

10,8 

8,7 

Белка 

623,4 

233,5 

Заяц-Беляк 

297,4 

230,0 

 
Участки  лесного  фонда  для  осуществления  видов  деятельности  в  сфере 

охотничьего  хозяйства  должны  предоставляться  в  аренду  на  аукционной  основе  в 
соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 36 Лесного кодекса правила использования лесов для 

осуществления  видов  деятельности  в  сфере  охотничьего  хозяйства  устанавливаются 
законом субъекта Российской Федерации.  

Охота на лесных участках, представленных для ведения охотничьего хозяйства, 

осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  24.04.1995  № 52-ФЗ  «О 
животном мире». 

Пребывание  граждан  в  лесах  в  целях  охоты  регулируется  лесным 

законодательством  и  законодательством  в  области  охоты  и  сохранения  охотничьих 
ресурсов. 

Охота запрещается в зеленых зонах, заказниках и на особо защитных участках.  
Качественную  оценку  и  классификацию  отдельных  выделов  или  типов 

охотничьих угодий по отношению к определенным видам охотничьей фауны принято 
называть  бонитировкой.  Класс  бонитета  дает  представление  о  том,  в  какой  мере 
комплексные  природные  и  экономические  условия  отвечают  задачам,  поставленным 
перед  хозяйством.  По  бонитету  определяют  оптимальную  численность  охотничьей 
фауны, к которой должно стремиться в своей деятельности хозяйство. 

По  своей  производительности  охотничьи  угодья  характеризуются  пятью 

бонитетами,  отражающими  возможную  продуктивность  угодий  и  их  защитную  роль 
для определенного вида охотничьей фауны. К I бонитету отнесены угодья с высокими 
(хорошими), к III – со средними и к V – с низкими (плохими) кормовыми качествами и 
защитными условиями для определенного вида животных. 

Хорошими  угодьями  считаются  основные  стации  обитания  данного  вида 

животных. Они имеют разнообразную и стабильную по годам кормовую базу, высокие 
защитные  свойства  и  практически  исключающие  фактор  беспокойства.  Даже  в 

92 

 

 

неблагоприятные годы здесь сохраняются нормальные условия для жизни животных. В 
таких угодьях сосредоточена большая часть поголовья определенного вида животных в 
хозяйстве, которые могут существовать без подкормки и другой помощи человека. 

Плохие  угодья  характеризуются  противоположными  свойствами.  Они 

малокормны,  не  имеют  удовлетворительных  укрытий  и  убежищ  для  животных.  Эти 
стации почти несвойственны данному виду охотничьей фауны, отличаются невысокой 
плотностью  заселения  или  посещаются  животными  случайно.  Их  значение  несколько 
возрастает  лишь  в  урожайные  годы  на  те  или  иные  виды  кормов.  Биотехнические 
мероприятия в этих угодьях малоэффективны. 

Средние  по  качеству  угодья  по  всем  показателям  занимают  промежуточное 

положение  между  хорошими  и  плохими.  Это  участки  с  более  или  менее 
удовлетворительными  защитными  и  кормовыми  условиями.  Охотничьи  животные 
заселяют  эти  угодья  неравномерно  как  по  площади,  так  и  по  годам.  Достаточно 
обоснованные  биотехнические  мероприятия  могут  улучшить  их  кормовую  базу, 
смягчить  или  устранить  неблагоприятные  факторы  среды  и  повысить  численность 
диких  животных.  Эти  угодья  являются  объектом  основных  проектируемых 
охотхозяйственных  и  биотехнических  мероприятий  и,  следовательно,  резервом 
повышения производительности хозяйства в целом (табл. 1.4.1.4.4). 

Основными видами охотничьей фауны в охотугодьях республики являются лось, 

олень северный, соболь. 

 
Таблица  1.4.1.4.4  -  Оценка  типов  охотничьих  угодий  для  основных  видов 

охотничьей фауны. 

№ 

п/п 

Типы угодий 

Оценка для видов 

лось 

дикий 

сев. 

олень 

соболь  белка 

заяц-

беляк 

глухарь  куропатка 

1. 

Хвойные 
молодняки 

хор. 

хор. 

сред. 

сред.  сред. 

плох. 

хор. 

2. 

Лиственные 
молодняки 

хор. 

хор. 

сред. 

сред. 

хор. 

плох. 

хор. 

3.  Жердняки 

2  плох.  плох. 

плох.  плох.  плох. 

сред. 

сред. 

4. 

Спелые леса с 
преобладанием 
хвойных пород 

13  сред. 

сред. 

хор. 

хор. 

сред. 

сред. 

сред. 

5. 

Спелые леса с 
преобладанием 
лиственных 
пород 

сред.  сред. 

сред. 

сред.  сред. 

плох. 

сред. 

6. 

Лиственные 
кустарники 

хор. 

хор. 

сред. 

плох. 

хор. 

сред. 

хор. 

7. 

Хвойные 
кустарники 

17  плох.  плох. 

хор. 

хор. 

сред. 

плох. 

сред. 

8. 

Поляны 
(прогалины, 
вырубки, гари, 

25  хор. 

хор. 

сред. 

сред.  сред. 

сред. 

сред. 

93 

 

 

№ 

п/п 

Типы угодий 

Оценка для видов 

лось 

дикий 

сев. 

олень 

соболь  белка 

заяц-

беляк 

глухарь  куропатка 

редины, мари) 

9. 

Прочие (воды, 
гольцы, пески, 
наледи) 

35  плох.  плох. 

плох.  плох.  плох. 

плох. 

плох. 

 
После  установления  оценки  отдельных  типов  охотугодий  площадь  хозяйства 

распределяется по классам бонитета, и одновременно определяются средневзвешенные 
показатели  качества  угодий  для  основных  видов  животных.  Средневзвешенный 
показатель  качества  угодий  для  соответствующего  вида  животных  определяется 
следующим  образом:  проценты  хороших,  средних  и  плохих  угодий  умножаются 
соответственно  на  коэффициенты  (баллы)  250,  100,  15,  полученные  произведения 
складываются и делятся на 100. 

Оценка в баллах по категориям угодий была установлена охотоведами опытным 

путем.  Хорошие  угодья  оцениваются  ими  в  250  баллов,  средние  –  100,  плохие  –  15. 
Указанные баллы получены в результате обработки большого фактического материала 
и показывают, что по производительности хорошие угодья в 2,5 раза лучше средних и в 
16-17 раз лучше плохих. 

По  средневзвешенному  показателю  качества  охотничьих  угодий  и  данным 

вспомогательной  таблицы,  составленной  учеными-охотоведами  (табл.  1.4.1.4.5), 
определяется бонитет угодий для соответствующего вида охотфауны. 

 
Таблица  1.4.1.4.5  -  Классы  бонитета  по  средневзвешенным  показателям 

типологического состава угодий 

Класс бонитета 

Оценка угодий 

Средневзвешенный 

показатель в баллах 

Хорошее 

200 и более 

II 

Выше среднего 

200-130 

III 

Среднее 

130-70 

IV 

Ниже среднего 

70-30 

Плохое 

30 и менее 

 
Одним  из  основных  показателей  правильного  ведения  охотничьего  хозяйства 

является оптимальная или хозяйственно допустимая численность охотничьей фауны в 
хозяйстве.  Это  такая  численность,  при  которой  производительность  угодий 
используется  полно,  а  вред,  приносимый  животными  народному  хозяйству,  является 
несущественным. 

Контроль  над  оптимальным  уровнем  численности  животных  является 

важнейшей задачей охотничьего хозяйства. 

 
 

94 

 

 

Таблица  1.4.1.4.6  -  Шкала  оптимальных  плотностей  животных  на  1000  га 

природных угодий 

Основные виды охотничьих 

животных 

Класс бонитета 

II 

III 

Лось 

3-4 и более 

1-2 

0,5 

Дикий северный олень 

5-6 и более 

2-4 

Медведь бурый 

0,3-0,9 

0,2 

Соболь 

5 и более 

2-4 

1 менее 

Росомаха 

0,5 

0,2-0,4 

0,1 

Белка 

50 

10-49 

Заяц-беляк 

20 

5-19 

Волк 

2-4 

 
Как  известно,  отличительными  особенностями  охотничьих  ресурсов  являются 

годовые и многолетние колебания численности популяций, а также кочевки, миграции 
и  расселение.  Учитывая  эту  специфику,  формирование  стратегии  и  тактики 
предстоящих  охотничьих  сезонов  базируется  на  проведении  зимнего  маршрутного 
учета  охотничьих  животных  (далее  -  ЗМУ).  Данные  ЗМУ  позволяют  определить 
степень  освоения  охотничьих  ресурсов  по  республике  и  наметить  биотехнические 
мероприятия  на  следующий  год.  По  результатам  маршрутного  учета  определяются 
квоты  и  количество  заявок  на получение  разрешений на  добычу  лицензионных  видов 
охотничьих  животных  на  следующий  промысловый  сезон.  Непосредственный  учет 
проводят все охотпользователи региона. 

Рациональное взаимодействие лесного и охотничьего хозяйств по охране фауны, 

контролю  и  регулированию  использования  объектов  животного  мира  и  среды  его 
обитания  следует  регулировать  в  договорах  аренды  в  соответствии  с 
законодательством РФ. 

Указом  Главы  Республики  Саха  (Якутия)  утверждена  государственная 

программа  Республики  Саха  (Якутия)  «Воспроизводство  и  сохранение  охотничьих 
ресурсов на 2012-2019 годы».  

Программа  направлена  на  обеспечение  достоверного  государственного 

мониторинга состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания, на повсеместный и 
систематический  государственный  контроль  за  использованием  охотничьих  ресурсов, 
на  внедрение  интенсивных  методов  ведения  охотничьего  хозяйства.  Мероприятия 
Программы 

соответствуют 

установленным 

федеральным 

законодательством 

полномочиям  Республики  Саха  (Якутия)  в  области  охоты  и  сохранения  охотничьих 
ресурсов. 

Основными 

проблемами 

надлежащего 

осуществления 

охраны 

и 

государственного контроля являются: 

-  ограниченность  материально-технических  средств  на  выполнение  надзорных 

мероприятий в отдаленных охотничьих угодьях; 

-  существующая  территориальная  и  объектовая  ограниченность  учетных  работ 

за недостаточностью средств; 

-  отсутствие  биотехнических  и  воспроизводственных  мероприятий  для 

повышения продуктивности охотничьих угодий; 

95 

 

 

- высокий уровень отхода хозяйственно ценных объектов охоты от деятельности 

хищников. 

Целями Программы являются сохранение, увеличение численности охотничьих 

ресурсов  и  обеспечение  федерального  государственного  охотничьего  надзора  за  их 
использованием  в  Республике  Саха  (Якутия)  в  соответствии  с  основополагающим 
принципом  федерального  законодательства  и  законодательства  республики  о 
неистощительном использовании охотничьих ресурсов.  

Достижение целей Программы планируется за счет решения следующих задач: 
1.  Усиление  надзорной  деятельности  по  выявлению  и  пресечению  незаконной 

добычи  охотничьих  ресурсов,  нанесения  ущерба  охотничьим  ресурсам  и  среде  их 
обитания  за  счет  улучшения  материально-технического  оснащения  государственных 
инспекторов федерального государственного охотничьего надзора. 

2.  Сохранение  среды  обитания  охотничьих  ресурсов  в  местах  реализации 

крупных  промышленных  проектов,  в  том  числе  организация  и  охрана  защитных 
участков. 

3.  Улучшение  качества  и  полноты  государственного  мониторинга  состояния 

охотничьих ресурсов и среды их обитания. 

4.  Увеличение  темпов  воспроизводства  охотничьих  ресурсов  за  счет  развития 

биотехнических и воспроизводственных мероприятий. 

5.  Регулирование  численности  хищников,  наносящих  ущерб  народному 

хозяйству. 

6. Обеспечение рациональной структуры охотничьих угодий на основе плановой 

схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий. 

Для  решения  поставленных  задач  выделены  два  стратегических  направления 

(подпрограммы) Программы: 

подпрограмма 

«Совершенствование 

федерального 

государственного 

охотничьего  надзора»,  которая  направлена  на  организацию  надлежащего  уровня 
федерального  государственного  охотничьего  надзора  путем  усиления  надзорной 
деятельности  по  выявлению  и  пресечению  незаконной  добычи  охотничьих  ресурсов, 
нанесению  ущерба  охотничьим  ресурсам  и  среде  их  обитания  за  счет  улучшения 
материально-технического  оснащения,  обеспечения  форменным  обмундированием, 
спецсредствами  и  служебным  вооружением  должностных  лиц  государственного 
охотничьего надзора; 

подпрограмма  «Охрана,  учет  и  воспроизводство  охотничьих  ресурсов  и  среды 

их обитания» направлена на осуществление следующих мероприятий: 

- комплектование штатной численности государственного учреждения "Охрана, 

учет  и  воспроизводство  объектов  охоты  и  среды  их  обитания",  выполняющего 
следующие задачи; 

-  охрана  путей  миграции,  мест  массового  размножения,  нагула,  зимовки 

охотничьих  ресурсов  путем  выявления  защитных  участков  территорий  и  акваторий, 
местностей деятельности и реализации крупных промышленных проектов, ограничения 
в них хозяйственной и иной деятельности, обеспечения их охраны специализированной 
службой охраны; 

96 

 

 

-  улучшение  качества  и  полноты  государственного  мониторинга  состояния 

охотничьих  ресурсов  и  среды  их  обитания  за  счет  расширения  количества  объектов 
учета, периодичности, территориального охвата учетных работ; 

- увеличение темпов воспроизводства охотничьих ресурсов за счет разработки и 

апробации  методологий  биотехнических  и  воспроизводственных  мероприятий  в 
воспроизводственных  участках  ГУ  «Госохотохрана»  и  последующего  внедрения 
биотехнических 

и 

воспроизводственных 

мероприятий 

в 

закрепленных 

и 

общедоступных охотничьих угодьях; 

-  снижение  вредного  воздействия  хищников  на  ценные  объекты  охотничьих 

ресурсов  за  счет  интенсивного  регулирования  численности  медведей,  волков,  лисиц, 
бродячих собак и вредных птиц; 

-  обеспечение  рациональной  структуры  размещения,  использования  и  охраны 

охотничьих  угодий на основе  утверждаемой  Главой Республики Саха (Якутия) схемы 
размещения,  использования  и  охраны  охотничьих  угодий  на  территории  Республики 
Саха (Якутия). 

 
1.4.1.5 Характеристика лесных участков, пригодных для ведения сельского 

хозяйства, и состояние их использования 

 
Использование лесов для ведения сельского хозяйства регламентируется статьей 

38 Лесного Кодекса Российской Федерации. Этот вид использования лесов обусловлен 
целевым назначением земель, на которых они располагаются, и допускается только при 
условии совместимости его ведения с интересами лесного хозяйства. 

Нормативы,  параметры  и  сроки  использования  лесов  республики  для  ведения 

сельского  хозяйства  установлены  в  соответствии  с  «Правилами  использования  лесов 
для  ведения  сельского  хозяйства»,  утвержденными  приказом  Федерального  агентства 
лесного хозяйства от 05.12.2011 № 509. 

По  данным  государственного  лесного  реестра  на  01.01.2014  на  территории 

лесного фонда Республики Саха (Якутия) площадь сельхозугодий составляет 264,9 тыс. 
га, в том числе: сенокосы – 138,4 тыс. га, пастбища – 126,5 тыс. га.  

Фактически  для  ведения  сельского  хозяйства  на  территории  Республики  Саха 

(Якутия)  используются  лесные  участки  на  площади  3258,9  га,  из  них  для  выпаса 
сельскохозяйственных  животных  –  2754,0  га,  для  сенокошения  –  113,9  га,  для 
северного оленеводства – 387,0 га, для иной сельскохозяйственной деятельности  – 4,0 
га. 
 

1.4.1.6  Возможное  использование  лесов  для  иных  видов,  предусмотренных 

статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации 

 
Возможное 

использование 

лесов 

для 

осуществления 

научно-

исследовательской деятельности, образовательной деятельности. 

В  соответствии  со  ст.  40  Лесного  кодекса  РФ  леса  могут  использоваться  для 

осуществления 

научно-исследовательской 

деятельности, 

образовательной 

деятельности,  с  этой  целью  лесные  участки  предоставляются  государственным 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..