ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН РЕСПУБЛИКИ САХА - 2017 год (ЯКУТИЯ) - часть 4

 

 

49 

 

 

лесного  хозяйства  от  18.02.2014  № 38  в  связи  с  уточнением  количества  и  границ 
лесничеств  на  территории  Республики  Саха  (Якутия)  на  землях  лесного  фонда 
создается  25  лесничеств.  В  результате  реструктуризации  (распоряжение  Главы 
Республики  Саха  (Якутия)  от  23.12.2014  № 239-РГ)  с  2015  года  в  границах 
Индигирского  лесничества  образованы  Индигирское  и  Колымское  лесничества,  в 
границах  Мегино-Кангаласского  –  Таттинское,  Мегино-Кангаласское  и  Чурапчинское 
лесничества,  Томпонского  –  Верхоянское,  Сангарское  и  Томпонское  лесничества  и  в 
границах Якутского – Намское и Якутское лесничества (табл. 1.1.9.1).  

 
Таблица  1.1.9.1  –  Сведения  о  лесничествах  Республики  Саха  (Якутия)  (в 

соответствии с приказом Рослесхоза от 18.02.2014 №38) 

Наименование 

лесничеств 

Местоположение и площадь лесных участков, включенных в состав лесничеств 

наименование лесхозов, 

вошедших в состав 

лесничеств 

наименование лесничеств 

площадь лесничеств, га 

Алданское 

Томмотский 

Томмотское 

1447826 

Верхнее-Амгинское 

2589752 

Учурское 

6399753 

Алданский 

Алданское 

530375 

Тобукское 

2079670 

Васильевское 

928018 

Тыркандинское 

1590209 

Итого 

15565603 

Амгинское 

Амгинский 

Амгинское 

873519 

Покровское 

1938319 

Итого 

2811838 

Верхневилюйское 

Верхневилюйский 

  

3803446 

Итого 

3803446 

Верхоянское 

Верхоянский 

Батагайское 

7465578 

Верхоянское 

5966167 

Депутатское 

3729558 

Эвено-Бытантайский 

Эвено-Бытантайское 

5156569 

Итого 

22317872 

Вилюйское 

Вилюйский 

  

5114207 

Итого 

5114207 

Горное 

Горный 

Бердигестяхское 

2982113 

Магарасское 

1389652 

Итого 

4371765 

Жиганское 

Жиганский 

Оленекское 

29749874 

Булунское 

9027312 

Жиганское 

13729673 

Итого 

52506859 

Индигирское 

Верхнеколымский 

Абыйское 

9047159 

Индигирский 

Момское 

10376189 

Оймяконское 

8914699 

Итого 

28338047 

Колымское 

Верхнеколымский 

Верхнеколымское 

6634825 

Колымский 

Черское 

1864352 

Среднеколымское 

12184757 

Итого 

20683934 

Ленское 

Ленский 

Городское 

1181226 

Нюйское 

1306262 

Таёжное 

2333245 

Хамринское 

700045 

50 

 

 

Наименование 

лесничеств 

Местоположение и площадь лесных участков, включенных в состав лесничеств 

наименование лесхозов, 

вошедших в состав 

лесничеств 

наименование лесничеств 

площадь лесничеств, га 

Витимское 

1941756 

Итого 

7462534 

Мегино-
Кангаласское 

Мегино-Кангаласский 

Бестяхское 

127690 

Майинское 

508800 

Тюнгюлюнское 

286715 

Итого 

923205 

Мирнинское 

Мирнинский 

Мирнинское 

2662256 

Чернышевское 

6989910 

Сюльдюкарское 

1912436 

Айхальское 

4470297 

Итого 

16034899 

Намское 

Намский 

Намское 

458747 

Хомустахское 

472359 

Итого 

931106 

Нерюнгринское 

Нерюнгринский 

Нерюнгринское 

161978 

Чульманское 

1892137 

Золотинское 

5152912 

Хатыминское 

1965080 

Ханинское 

2515245 

Итого 

11687352 

Нюрбинское 

Нюрбинский 

Мархинское 

1540126 

Нюрбинское 

3354520 

Итого 

4894646 

Олекминское 

Олекминский 

Олекминское 

2415293 

Нохтуйское 

513746 

Токкинское 

3239461 

Урицкое 

3179425 

Чапаевское 

558665 

Чаринское 

436074 

Торгинское 

1776496 

Итого 

12119160 

Сангарское 

Сангарский 

Сангарское 

8666420 

Кобяйское 

1552718 

Итого 

10219138 

Сунтарское 

Сунтарский 

Сунтарское 

3975806 

Эльгяйское 

1320645 

Итого 

5296451 

Таттинское 

Таттинский 

Таттинское 

1080340 

Алексеевское 

620383 

Итого 

1700723 

Томпонское 

Томпонский 

Томпонское 

12868001 

Итого 

12868001 

Усть-Алданское 

Усть-Алданский 

Сырдахское 

689951 

Дюпсинское 

926817 

Итого 

1616768 

Усть-Майское 

Усть-Майский 

Усть-Майское 

2863976 

Усть-Мильское 

1649697 

Эльдиканское 

3451629 

Ыныкчанское 

1366614 

Итого 

9331916 

Хангаласское 

Хангаласский 

Покровское 

623479 

Ботомское 

1498003 

Синское 

696448 

Итого 

2817930 

51 

 

 

Наименование 

лесничеств 

Местоположение и площадь лесных участков, включенных в состав лесничеств 

наименование лесхозов, 

вошедших в состав 

лесничеств 

наименование лесничеств 

площадь лесничеств, га 

Чурапчинское 

Чурапчинский 

Чурапчинское 

365878 

Диринское 

702488 

Итого 

1068366 

Якутское 

Якутский 

Маганское 

62342 

Городское 

33323 

Мархинское 

117483 

Шестаковское 

51732 

Итого 

264880 

Итого по Республике Саха (Якутия) 

254 750 646 

 
 
1.2  Социально-экономическая  оценка  использования,  охраны,  защиты  и 

воспроизводства лесов на территории Республики Саха (Якутия) 

 
1.2.1  Доходы  от  использования  лесов  по  уровням  бюджетной  системы 

Российской Федерации 

 
Основу  экономического  механизма  регулирования  охраны  и  использования 

природных ресурсов составляют платежи и налоги на природные ресурсы.  

Принцип  платности  использования  лесов  является  одним  из  основных 

принципов  лесного  законодательства  (статья  1  Лесного  Кодекса  Российской 
Федерации).  

Система  неналоговых  платежей  в  сфере  лесного  хозяйства  предназначена  для 

решения задач наполнения доходной части бюджетов всех уровней для целей развития 
природопользования  и  охраны  окружающей  среды  Российской  Федерации  и  её 
субъектов.  

В бюджетную систему Российской Федерации в 2013 году поступило платежей 

(дохода) за использование лесов республики 627 422,1 тыс. руб., из них 610 648,1 тыс. 
руб. поступило в федеральный бюджет и 16 774,0 тыс. руб. в бюджет Республики Саха 
(Якутия) (рисунок 1.2.1.1). 

 

52 

 

 

 

Рисунок 1.2.1.1 – Распределение поступления платежей за использование лесов 

Республики Саха (Якутия) в 2013 году по уровням бюджетов 

 
Доход  в  бюджетную  систему  Российской  Федерации  сформировался  из 

следующих видов платежей: 

– плата за использование лесов – 618 972,1 тыс. руб.; 
–  прочие  поступления  от  денежных  взысканий  (штрафов)  и  иных  сумм  в 

возмещение ущерба – 533,1 тыс. руб.; 

–  денежные  взыскания  (штрафы)  за  нарушения  лесного  законодательства  – 

7916,9 тыс. руб. 

Доходы в федеральный бюджет сформировались из следующих видов платежей:  

– плата за использование лесов – 602 589,9 тыс. рублей; 
–  прочие  поступления  от  денежных  взысканий  (штрафов)  и  иных  сумм  в 

возмещение ущерба – 520,9 тыс. рублей; 

–  денежные  взыскания  (штрафы)  за  нарушения  лесного  законодательства  – 

7537,3 тыс. рублей. 

Доходы в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) сформировались 

от следующих видов платежей:  

– плата за использование лесов – 16382,2 тыс. рублей; 
–  прочие  поступления  от  денежных  взысканий  (штрафов)  и  иных  сумм  в 

возмещение ущерба – 12,2 тыс. рублей; 

– денежные взыскания (штрафы) за нарушения лесного законодательства – 379,6 

тыс. рублей 

Структура  доходов  в  бюджетную  систему  Российской  Федерации  показана  на 

рисунках 1.2.1.2 – 1.2.1.4. 

 

97% 

3% 

федеральный бюджет 

бюджет Республики Саха 
(Якутия) 

53 

 

 

 

Рисунок 1.2.1.2 – Структура доходов в бюджетную систему Республики Саха 

(Якутия) в 2013 году, %. 

 
 

 

 

Рисунок 1.2.1.3 - Структура платы за использование лесов Республики Саха (Якутия) 

по видам договоров в 2013 году, тыс. руб. 

98,7% 

0,1% 

1,3% 

плата за использование 
лесов 

денежные взыскания 
(штрафы) в возмещение 
ущерба, прочие доходы 

денежные взыскания 
(штрафы) за нарушение 
лесного законодательства 

97,0% 

1,8% 

1,2% 

по договорам аренды 

по договорам купли-
продажи 

по договорам купли-
продажи для 
собственных нужд 

54 

 

 

 

 
Рисунок  1.2.1.4  -  Структура  платы  за  использование  лесов  Республики  Саха 

(Якутия) по видам платежей в 2013 году, тыс. руб. 

0

100000

200000

300000

400000

Переработка древесины и иных лесных ресурсов 

Строительство, реконструкция, эксплуатация 

линейных объектов 

Строительство и эксплуатация водохранилищ и 
иных  искусственных водных объектов, а также 

гидротехнических сооружений, морских портов, 

морских терминалов, речных портов, причалов 

Выполнение работ по геологическому изучению 

недр, разработка месторождений полезных 

ископаемых 

Осуществление рекреационной деятельности 

Осуществление научно-исследовательской 

деятельности, образовательной деятельности 

Ведение сельского хозяйства 

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов 

Заготовка древесины 

2,9 

218,6 

58 

16102,7 

2,9 

232973,5 

80,3 

336620,7 

327 

0,5 

81,3 

112,4 

32391,3 

Федеральный бюджет 

Бюджет республики Саха (Якутия) 

55 

 

 

Таблица 1.2.1.1  - Поступление платежей за пользование лесами Республики  Саха (Якутия) в бюджетную  систему Российской 

Федерации и по уровням бюджетов в 2013 году 

Показатели 

Всего в бюджетную систему 

Российской Федерации 

в том числе: 

федеральный бюджет 

бюджет Республики Саха (Якутия) 

сумма, тыс. руб. 

сумма тыс. руб. 

% от 

поступлений в 

федеральный 

бюджет 

сумма тыс. руб. 

% от 

поступлений в 

бюджет 

Республики 

Саха (Якутия) 

Доходы 

627 422,10 

100,00 

610 648,10 

100,00 

16 774,00 

100,00 

Плата за использование лесов – всего: 

618 972,1 

98,65 

602 589,9 

98,68 

16 382,2 

97,66 

Заготовка древесины 

48494 

7,73 

32391,3 

5,30 

16 102,7 

96,00 

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов 

112,4 

0,02 

112,4 

0,02 

0,00 

Ведение сельского хозяйства 

139,3 

0,02 

81,3 

0,01 

58 

0,35 

Осуществление научно-исследовательской 
деятельности, образовательной деятельности 

0,5 

0,00 

0,5 

0,00 

0,00 

Осуществление рекреационной деятельности 

545,6 

0,09 

327 

0,05 

218,6 

1,30 

Выполнение работ по геологическому изучению 
недр, разработка месторождений полезных 
ископаемых 

336 620,7 

53,65 

336 620,7 

55,13 

0,00 

Строительство и эксплуатация водохранилищ и 
иных искусственных водных объектов, а также 
гидротехнических сооружений, морских портов, 
морских терминалов, речных портов, причалов 

80,3 

0,01 

80,3 

0,01 

0,00 

Строительство, реконструкция, эксплуатация 
линейных объектов 

232 973,5 

37,13 

232 973,5 

38,15 

0,00 

Переработка древесины и иных лесных ресурсов 

5,8 

0,00 

2,9 

0,00 

2,9 

0,02 

Прочие доходы федерального бюджета от оказания 
платных услуг и компенсаций затрат государства 

73,8 

0,01 

73,8 

0,01 

0,00 

Прочие поступления от денежных взысканий 
(штрафов) и иных сумм в возмещение 

459,3 

0,07 

447,1 

0,07 

12,2 

0,07 

Денежные (взыскания) штрафы за нарушение 
лесного законодательства, установленное на 
лесных участках, находящихся в федеральной 
собственности 

7 916,9 

1,26 

7 537,3 

1,23 

379,6 

2,26 

56 

 

 

1.2.2  Объемы  лесопромышленного  производства  и  экспорта  продуктов 

переработки древесины и иных лесных ресурсов 

 
Территория  республики  по  природно-экономическим  и  социальным  условиям 

разделена на четыре зоны: северную, западную, восточную и южную.  

В  целом  по  республике  лесосырьевой  потенциал  используется  недостаточно, 

расчётная  лесосека  в  2013  г.  использовалась  на  5%.  Неразвитая  магистральная 
транспортная  инфраструктура,  удаленность  зарубежных  и  внутренних  рынков  лесной 
продукции  предопределили  на  всей  территории  республики  отсутствие  крупных 
лесопромышленных производств.  

 
Таблица  1.2.2.1  -  Объёмы  лесопромышленного  производства  и  экспорта 

продуктов переработки древесины и иных лесных ресурсов в натуральном выражении в 
2013 г. (по данным Министерства промышленности РС (Я)) 

Виды продукции 

Ед. изм. 

Объем 

производства 

Объем 

экспорта 

Удельный вес 

экспорта в объеме 

производства, % 

Лесоматериалы круглые 

куб. м 

692110 

в т.ч. деловая древесина 

куб. м 

Пиломатериалы, всего 

куб. м 

201520 

1820 

0,9 

в т.ч. хвойные 

куб. м 

Фанера, шпон 

куб. м 

Целлюлоза по варке 

т 

Бумага 

т 

Картон 

т 

Древесно-стружечные плиты 

куб. м 

Древесно-волокнистые плиты 
(МДФ) 

куб. м 

Другое 

 
На территории республики 296 предприятий лесопромышленного комплекса, из 

них 226 предприятий занимается лесопереработкой и 70 предприятий – лесозаготовкой.  

Сдерживающим  фактором  увеличения  заготовок  древесины  является 

неразвитость транспортной инфраструктуры. 

Лесная  и  деревообрабатывающая  промышленность  не  относится  к 

профилирующим  производствам  республики.  На  её  долю  приходится  около  1%  от 
общего 

объёма 

промышленной 

продукции. 

Продукция 

лесной 

и 

деревообрабатывающей  промышленности  идет,  в  основном,  на  удовлетворение 
внутреннего рынка, лишь  незначительная часть выпускаемой продукции вывозится за 
пределы республики.  

С  2006  по  2010 гг.  в  целом  по  отрасли  наблюдалась  позитивная  динамика, 

представленная  увеличением  налоговых  поступлений  во  все  уровни  бюджетов  на 
180,7%. 

57 

 

 

В  рамках  реализации  приоритетного  национального  проекта  "Доступное  и 

комфортное  жилье  -  гражданам  России"  предприятиями  лесопромышленного 
комплекса освоены и внедрены новые технологии производства деревянных домов для 
постоянного  проживания  по  типовым  и  индивидуальным  проектам,  открыты  18 
торговых площадок по продаже продукции деревообработки (пилопродукция, клееные 
и погонажные изделия, столярная продукция). 

Существующие  проблемы  отрасли  -  низкая  рентабельность  продукции, 

выпускаемой многими предприятиями по старым технологиям, отсутствие мощностей 
по  сушке  пиломатериалов,  ограниченность  оборотных  средств  для  организации 
текущей  производственной  деятельности,  отсутствие  крупных  инвестиций  для 
строительства современных деревообрабатывающих комплексов снижают темпы роста. 
Рост  происходит  в  основном  за  счет  развития  базовых  предприятий.  Износ  основных 
фондов по многим предприятиям составляет более 75%. 

В  районах,  где  отсутствует  промышленная  разработка  лесных  ресурсов, 

заготовка  древесины  и  ее  переработка  осуществляется  с  учетом  имеющихся 
производственных мощностей. 

Низкими  темпами  осуществляется  перевооружение  предприятий  отрасли. 

Многие  заявленные  инвестиционные  проекты  не  обеспечены  необходимыми 
финансовыми ресурсами. 

Сложная  транспортная  схема,  высокие  водные  и  железнодорожные  тарифы 

сдерживают  развитие  предприятий  ЛПК,  не  позволяя  в  полной  мере  обеспечивать 
республиканский  рынок  выпускаемой  продукцией,  в  том  числе  осуществлять 
экспортные поставки. Таким образом, выпускаемая продукция неконкурентоспособна. 

Очень серьезную проблему для научно обоснованной промышленной заготовки 

древесины создает отсутствие достоверной информации о лесном фонде республики. 

Указом  Главы  Республики  Саха  (Якутия)  утверждена  государственная 

программа Республики Саха (Якутия) «Развитие лесного хозяйства на 2012-2019 годы», 
одной  из  подпрограмм  которой  является  «Развитие  лесной  и  лесоперерабатывающей 
промышленности». 

Основная  цель  подпрограммы  -  создание  условий,  обеспечивающих 

стабилизацию  и  последующее  развитие  предприятий  лесопромышленного  комплекса 
для  более  полного  удовлетворения  потребностей  внутреннего  рынка  республики  и 
поставок выпускаемой продукции на российские и зарубежные рынки. 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
- развитие лесной транспортной инфраструктуры; 
-  коренная  модернизация  существующих  производственных  мощностей  и 

ориентация на выпуск конкурентоспособной экологически чистой продукции, поставка 
лесопродукции  на  экспорт,  развитие  производства  по  переработке  отходов  от 
лесозаготовительной и лесоперерабатывающей деятельности; 

-  повышение  эффективности  управления  предприятиями,  профессионально-

квалификационного уровня управленческого персонала; 

- решение социальных и экологических проблем. 
 

 

 

58 

 

 

1.2.3  Характеристика  занятости  населения  в  лесном  секторе  экономики 

Республики  Саха  (Якутия),  включая  численность  работающих,  средний  уровень 
заработной платы, социальное обеспечение 

 
По  данным  Якутстата  численность  населения  республики  на  01.01.2014 

составляет  954,8  тыс.  чел.,  из  них  622,7  тыс.  чел.  –  городское  население  и  332,1  тыс. 
чел. – сельское. Численность экономически активного населения составляет 504,6 тыс. 
чел.  

Среднесписочная численность работающих в области лесной промышленности в 

2013  году  составила  2064  чел.,  среднемесячная  номинальная  начисленная  заработная 
плата в расчете на одного работающего составила 19389,6 руб. (табл. 1.2.3.1). 

 
Таблица  1.2.3.1  –  Численность  и  заработная  плата  работников  лесной 

промышленности в 2013 году 

№ п/п 

Показатель 

Ед. 

изм. 

Значение 

1. 

Количество работающих предприятий 
лесопромышленного комплекса (всех 
организационно-правовых форм), всего 

ед. 

296 

1.1. 

количество предприятий, занимающихся 
лесопереработкой 

ед. 

226 

1.2. 

количество предприятий, занимающихся 
лесозаготовкой 

ед. 

70 

2. 

Среднесписочная численность работающих, всего, 
в том числе: 

чел. 

2064 

2.1. 

в области лесозаготовки 

ед. 

1518 

2.2. 

в области обработки древесины и производства 
изделий из дерева 

ед. 

546 

3. 

Среднемесячная номинальная начисленная 
заработная плата в расчете на одного работающего 

руб. 

19389,6 

 
По  данным  Департамента  по  лесным  отношениям  Республики  Саха  (Якутия) 

(отчет  18-ОИП)  среднесписочная  численность  работников  лесного  хозяйства  в  2014 
году  составила  557  чел.  (без  учета  специализированных  учреждений  по  тушению 
лесных  пожаров  и  осуществлению  отдельных  мер  пожарной  безопасности).  Средняя 
заработная  плата  составила  27,6  тыс.  руб.  С  2008  года  средняя  заработная  плата 
работников лесного хозяйства выросла на 73,6%. 

Кроме  того,  на  территории  Республики  Саха  (Якутия)  утверждена 

государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие лесного хозяйства на 
2012-2019 годы» в ходе реализации которой планируется создание 932 рабочих мест. 

 

59 

 

 

Таблица  1.2.3.2  -  Сведения  о  численности  и  заработной  плате  работников  лесного  хозяйства  за  2008-2018  годы  по  данным 

Департамента по лесным отношения Республики Саха (Якутия) (отчет 18-ОИП, Защита бюджетных проектировок) 

Наименование 

показателя 

Ед. 

изм. 

2008 год 

(предшествующий) 

2009 год  2010 год  2011 год  2012 год  2013 год  2014 год 

2015 год 

(прогноз) 

2016 год 

(прогноз) 

2017 год 

(прогноз) 

2018 год 

(прогноз) 

10 

11 

12 

13 

Среднесписочная 
численность работников 
лесного хозяйства, всего 

чел. 

1 220 

1 244 

1 261 

1 339 

1 162 

1 267 

1 254 

1 588 

1 588 

1 588 

1 588 

Фонд оплаты труда, 
 тыс. руб. 

тыс. 
руб. 

203 028,6 

244 644,6  293 657,3  319 816,8  363 213,0  499 380,9  418 386,7  504 220,9  516 954,0  516 954,0  516 954,0 

Среднемесячная 
заработная плата, 
 тыс. руб. 

тыс. 
руб. 

13,9 

16,4 

19,4 

19,9 

26,0 

32,8 

27,8 

26,5 

27,1 

27,1 

27,1 

60 

 

 

1.2.4 Анализ проведенных мероприятий по охране, защите, воспроизводству 

лесов по лесничествам 
 

1.2.4.1 

Запланированные 

и 

фактически 

выполненные 

объемы 

профилактических противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий, 
мероприятий по лесовосстановлению 

 
Основные  запланированные  и  фактически  выполненные  мероприятия  по 

профилактике  пожаров,  проводимые  лесничествами  на  территории  Республики  Саха 
(Якутия), их объемы и процент выполнения представлены в таблице 1.2.4.1.1. 

В  период  с  2009  по  2013  годы  в  республике  выполнялись  не  все 

противопожарные  мероприятия,  необходимые  для  улучшения  противопожарной 
обстановки. Основной причиной является недостаточное финансирование региона. 

Ниже  приведены  данные  о  выполнении  профилактических  санитарно-

оздоровительных мероприятий в лесничествах Республики Саха (Якутия) за 2009 - 2013 
годы  (табл.  1.2.4.1.2).  За  пятилетний  период  действия  лесного  плана  наблюдается 
снижение объемов фактически выполненных санитарно-оздоровительных мероприятий 
почти  в  2  раза,  что  может  привести  к  ухудшению  состояния  лесных  насаждений 
Республики  Саха  (Якутия).  Наиболее  резкое  снижение  выполнения  объемов  СОМ 
произошло  в  2010-2013  годы,  когда  из-за  сильных  и  продолжительных  пожаров 
защитные мероприятия не могли быть выполнены своевременно и в полном объеме. 

 

61 

 

 

Таблица  1.2.4.1.1  -  Запланированные  и  фактически  выполненные  противопожарные  профилактические  мероприятия  за  2009-

2013 годы 

Наименование мероприятий 

Ед. 

изм. 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-ия

 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

Строительство, реконструкция и 
эксплуатация лесных дорог, 
предназначенных для охраны 
лесов от пожаров 

км 

457,0 

191,5 

41,9 

457,0 

460,0 

100,7 

471,0 

471,0 

100,0 

485,0 

485,7 

100,1 

499,0 

53,7 

10,8 

Прокладка просек, 
противопожарных разрывов, 
устройство противопожарных 
минерализованных полос 

км 

870,0 

870,0 

100,0 

887,0 

887,0 

100,0 

905,0 

905,0 

100,0 

923,0 

976,9 

105,8 

942,0 

674,1 

71,6 

62 

 

 

Таблица 1.2.4.1.2 - Запланированные и фактически выполненные профилактические санитарно - оздоровительные мероприятия 

за 2009-2013 годы 

Наименование 

мероприятий 

Ед. 

изм. 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-

ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-

ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-

ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-

ия

 

пл

ан

 

фа

кт

 

% вып

-

ия

 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

Санитарно-
оздоровительные 
мероприятия, всего 

га 

4876,0  4876,0 

100,0 

4973,0  4023,5 

80,9 

5073,0  4023,5 

79,3 

5175,0  2387,0 

46,1 

5278,0  2986,2 

56,6 

сплошные санитарные 
рубки 

га 

565,0 

565,0 

100,0 

576,0 

460,0 

79,9 

588,0 

460,0 

78,2 

600,0 

192,0 

32,0 

612,0 

345,0 

56,4 

выборочные санитарные 
рубки 

га 

4311,0  4311,0 

100,0  4397,0  3563,5 

81,0 

4485,0  3563,5 

79,5 

4575,0  2195,0 

48,0 

4666,0  2641,2 

56,6 

 

63 

 

 

В  таблице  1.2.4.1.3  приведены  запланированные  и  фактически  выполненные 

мероприятия по естественному лесовосстановлению за 2009-2013 годы. 

 
Таблица  1.2.4.1.3  -  Запланированные  и  фактически  выполненные  мероприятия 

по естественному лесовосстановлению за 2009-2013 годы 

Год 

Ед. изм. 

Естественное лесовосстановление 

план 

факт 

% вып-ия 

2009 

га 

59522 

59000 

99,1 

2010 

га 

60049 

59522 

99,1 

2011 

га 

60582 

60049 

99,1 

2012 

га 

61115 

43635 

71,4 

2013 

га 

61658 

25328,4 

41,1 

 
1.2.4.2 Количество и площадь лесных пожаров 
 
Леса Республики Саха (Якутия) в соответствии с Лесным кодексом Российской 

Федерации  и  другими  нормативными  актами  подлежат  охране  от  пожаров.  Охрана 
лесов  осуществляется  с  учётом  их  биологических  и  региональных  особенностей,  она 
включает комплекс организационных, правовых и других мер. 

Потенциальная (природная) пожарная опасность и фактическая горимость лесов 

зависят  от  породного  состава  и  состояния  лесных  насаждений,  типа  условий  их 
произрастания,  развития  транспортной  сети,  посещаемости  лесов  населением, 
противопожарного  обустройства  территории  и  многих  других  факторов.  В  отдельные 
периоды сухая осень и малоснежная зима сопровождаются продолжительной весенне–
летней засухой и сильными ветрами в период пожарного максимума.  

В  соответствии  со  шкалой  природной  пожарной  опасности  насаждений, 

разработанной  академиком  И.С.  Мелеховым,  лесной  фонд  Республики  Саха  (Якутия) 
дифференцирован по пяти классам природной пожарной опасности. 

Средний класс природной пожарной опасности равен 2,9, что свидетельствует о 

среднем уровне пожарной опасности в лесах Республики Саха (Якутия). 

Наиболее  опасные  в  пожарном  отношении  лесные  участки  (I  –  II  классы), 

занимают  33,7%  общей  площади  лесов.  Распределение  площадей  лесного  фонда  по 
классам пожарной опасности приведено в таблице 1.2.4.2.1. и на рисунке 1.2.4.2.1. 

 

Рисунок 1.2.4.2.1 – Распределение лесного фонда Республики Саха (Якутия) по 

классам природной пожарной опасности 

16,8% 

16,9% 

33,5% 

23,6% 

9,2% 


класс 

класс 

64 

 

 

 
Таблица  1.2.4.2.1  -  Распределение  площадей  лесного  фонда  по  классам 

пожарной опасности 

Лесничество 

Общая 

площадь, 

га 

в т.ч. по классам природной пожарной опасности, га 

Средний класс 

природной 

пожарной 

опасности 

II 

III 

IV 

Алданское 

15565603 

3216638 

2584147 

8819200 

332803 

612815 

2,5 

Амгинское 

2811838 

430284 

1267485 

1060853 

41497 

11719 

2,3 

Верхневилюйское  3803446 

1899483 

1713500 

190463 

1,6 

Вилюйское 

5114207 

1714560 

1742405 

66542 

972540 

618160 

2,4 

Горное 

4371765 

1142767 

1471732 

1734465 

22801 

3,1 

Жиганское 

52506859 

5775750 

32554268  10501364 

3675477 

3,2 

Индигирское 

49021981 

7284327 

5904838 

11618368  19831091 

4383357 

3,2 

Ленское 

7462534 

1567138 

4402924 

1194013 

223878 

74581 

2,0 

Мегино-
Кангаласское 

3692294 

121417 

854906 

1578858 

1092470 

44643 

3,0 

Мирнинское 

16034899 

2025100 

5682400 

5225815 

3101584 

3,6 

Нерюнгринское 

11687352 

2715704 

2755094 

4123612 

957104 

1135838 

2,6 

Нюрбинское 

4894646 

2077646 

1929400 

887600 

1,8 

Олекминское 

12119160 

8119830 

1817830 

1696730 

363576 

121194 

1,6 

Сунтарское 

5296451 

5296086 

365 

1,0 

Томпонское 

45405011 

6996594 

5552810 

8966205 

16222533 

7666869 

3,3 

Усть-Алданское 

1616768 

410228 

992 

673370 

316747 

215431 

3,0 

Усть-Майское 

9331916 

223500 

2539800 

2527987 

2369400 

1671229 

3,3 

Хангаласское 

2817930 

528942 

534466 

1712045 

42477 

2,4 

Якутское 

1195986 

319901 

471687 

392707 

11439 

252 

2,1 

Итого по 
Республике Саха 
(Якутия): 

254750646  42922278  43015901  85217318  60239199  23355950 

2,9 

100 

16,8 

16,9 

33,5 

23,6 

9,2 

 

За  последние  пять  лет  (2009-2013  гг.)  в  лесах  Республики  Саха  (Якутия) 

возникло  1599  лесных  пожаров  на  общей  площади  1873,2  тыс.  га  (таблица  1.2.4.2.2). 
Основными причинами лесных пожаров на территории лесного фонда являются грозы, 
а также нарушение населением правил пожарной безопасности в лесах. 

 
Таблица  –  1.2.4.2.2  Сведения  о  лесных  пожарах  на  землях  лесного  фонда 

Республики Саха (Якутия) за 2009-2013 гг. 

Год 

Количество 

пожаров 

Площадь, га 

Средняя 

площадь 

пожара, га 

Сгорело леса 

на корню, 

куб.м. 

Погибло 

молодняков, 

га 

2009 

225 

260390,0 

1157,3 

2378962,0 

2444,5 

2010 

131 

104594,9 

798,4 

627520,1 

3267,3 

2011 

511 

506130,0 

990,5 

8966682,2 

15104,4 

2012 

342 

188944,4 

552,5 

3625096,7 

970,3 

2013 

390 

813137,4 

2085,0 

3914799,0 

134354,3 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..