ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 13

 

 

195

 

 

жетным учреждениям на возме-
щение нормативных затрат, свя-
занных с оказанием ими государ-
ственных услуг (выполнением 
работ) 
Охрана объектов растительного и 
животного мира и среды их оби-
тания; природоохранные меро-
приятия; субсидии юридическим 
лицам (кроме государственных 
учреждений) и физическим лицам 
-производителям товаров, работ, 
услуг 

06034100100810 

1200,0 

1198,02 

-1,98 

Лесное хозяйство; приобретение 
специализированного лесопожар-
ного оборудования; выполнение 
функций государственными орга-
нами 

04072920300012 

1180,6 

1180,6 

Лесное хозяйство; обеспечение 
деятельности подведомственных 
учреждений; обеспечение выпол-
нения функций государственных 
казенных учреждений 

04072919900001 

89,0 

89,0 

Итого 

 

45329,34 

45203,66 

-125,68 

 
Освоение средств бюджета Астраханской области, выделенных на обеспечение дея-

тельности службы, а также на осуществление природоохранных мероприятий, составило 
99,72%. 

Бюджетные ассигнования из федерального бюджета на исполнение переданных пол-

номочий были выделены субвенции в размере 97 218,62 тыс. руб. 

 

Таблица 7.6.2. 

 

Бюджетные ассигнования из федерального бюджета  

на исполнение переданных полномочий 

 

Наименование расходов 

КБК 

План, 

тыс.руб. 

Факт, 

тыс.руб. 

Отклоне-

ние +/-, 

тыс.руб. 

Реализация отдельных полно-
мочий в области лесных отно-
шений 

04072920100012 

14486,22 

14479,54 

-6,68 

Осуществление полномочий РФ 
в области охраны и использова-
ния охотничьих ресурсов по 
контролю, надзору, выдаче раз-
решений на добычу охотничьих 
ресурсов и заключению охотхо-
зяйственных соглашений 

06030015100012 

2683,60 

2618,54 

-65,06 

На охрану и использование 
охотничьих ресурсов 

06032640100012 

132,1 

132,1 

 

196

 

 

На охрану и использование объ-
ектов животного мира (за ис-
ключением охотничьих ресур-
сов и водных биологических 
ресурсов) 

06032640200012 

105,8 

105,8 

 

На осуществление отдельных 
полномочий в области водных 
отношений 

04062800400012 

79810,9 

66982,33 

-12828,57 

Итого 

 

97218,62 

84318,31 

-12900,31 

 
Кроме того, в 2012 году из федерального бюджета была предоставлена субсидия на 

приобретение  специализированной  лесопожарной  техники  и  оборудования  в  сумме 
8 231,10 тыс. руб. Денежные средства были полностью освоены на приобретение: автомо-
билей УАЗ – 7 шт.; многофункционального транспортного средства МТС–Е – 6 шт.; ран-
цев  противопожарных,  мотопомп, пожарных рукавов;  огнетушителей,  аппаратов зажига-
тельных. 

 

7.6. Экологические программы 

 

С  2012  года  начала  действовать  комплексная  целевая 

программа  «Развитие  водохозяйственного  комплекса  Астра-
ханской области в 2012-2020 годы»,  утвержденная постанов-
лением  Правительства  Астраханской  области  от  29.06.2011 
№220-П.  Государственным  заказчиком  программы  является 
служба  природопользования  и  охраны  окружающей  среды 
Астраханской области. 

Бюджетные  ассигнования,  выделяемые  в  рамках  про-

граммы из бюджета Астраханской области на 2012 год соста-
вили  37  817,22  тыс.  руб.  Согласно  перечню  в  рамках  долго-
срочной комплексной целевой программы  «Развитие водохо-
зяйственного  комплекса  Астраханской  области  в  2012-2020 
годах»  данные  ассигнования  предусмотрены  для  финансиро-
вания следующих объектов (табл. 7.7.1). 

В  соответствии  с  соглашением  о  предоставлении  субсидий  за  счет  бюджетных  ас-

сигнований  федерального  бюджета,  в  отношении  которых  главным  распорядителем 
средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюдже-
там  субъектов  Российской  Федерации  на  софинансирование  объектов  капитального 
строительства  государственной  собственности  субъектов  Российской  Федерации  и  (или) 
на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Феде-
рации  местным  бюджетам  на  софинансирование  объектов  капитального  строительства 
муниципальной  собственности,  включенных  в  федеральные  целевые  программы,  от 
28.06.2012 №МС-51/29, объем финансирования на 2012 год за счет средств федерального 
бюджета на реализацию объекта капитального строительства «Берегоукрепление р. Волга 
в районе пос. Морской в Трусовском районе г. Астрахани» определен в сумме 86 135,73 
тыс. руб.  

 

 
 
 
 
 
 

197

 

 

Таблица 7.6.1. 

 

Бюджетные ассигнования, выделяемые в рамках программы из бюджета Астраханской 

области на 2012 год 

 

№ 

п/п 

Наименование объекта 

Лимит гос-

инвестиций 

на 2012 год, 

тыс.руб. 

В том числе 

кредитор-

ская задол-

женность 

2011 года, 

тыс.руб. 

Выделенное 

финансирова-

ние по состоя-

нию на 

01.01.2013г., 

тыс.руб. 

Освоено 

денежных 

средств 

(кассовый 

расход) на 

01.01.2013г

., тыс.руб. 

Берегоукрепление р.Волги 

в районе п.Морского в 

Трусовском районе г. Ас-

трахани 

27146,22 

0,00 

0,00 

0,00 

Строительство шлюза-

регулятора на ильмене 

Чапурий-Голга в Лиман-

ском районе Астрахан-

ской области 

838,65 

0,00 

838,65 

838,65 

Строительство шлюза-

регулятора на ильмене 

Табун-Киремта в Лиман-

ском районе Астрахан-

ской области 

1600,19 

0,00 

1600,19 

1600,19 

Строительство шлюза-

регулятора на ерике Бува 
в Наримановском районе 

Астраханской области 

(разработка ПСД) 

114,78 

114,78 

114,78 

114,78 

Инженерная защита 

с.Бахтемир в Икрянин-
ском районе Астрахан-

ской области (разработка 

ПСД) 

3271,12 

28,72 

3271,12 

3271,12 

Строительство шлюза-

регулятора между прото-

кой Хурдун и ильменем 

Голга в Икрянинском рай-
оне Астраханской области 

(разработка ПСД) 

153,46 

153,46 

153,46 

153,46 

Строительство шлюза-

регулятора между ильме-

нями Коптолва и Соленая 

Дорога в Икрянинском 

районе Астраханской об-

ласти (разработка ПСД) 

155,28 

155,28 

155,28 

155,28 

Строительство регули-

рующего гидротехниче-

ского сооружения на ери-

ке Арбузный (автодорога 

116,46 

116,46 

116,46 

116,46 

198

 

 

с.Судачье) в Лиманском 

районе Астраханской об-

ласти (разработка ПСД) 

Строительство гидротех-

нического сооружения на 

ильмене Бунтур в Нари-

мановском районе (разра-

ботка ПСД) 

1257,59 

0,00 

1257,59 

1257,59 

10 

Укрепление береговой 

линии в р.п. Ильинка Ик-

рянинского района Астра-

ханской области (разра-

ботка ПСД) 

364,47 

0,00 

364,47 

364,47 

11 

Строительство шлюзов-

регуляторов в восточной и 

западной части ильменя 

Большой Долбанский Ли-

манского района Астра-
ханской области (разра-

ботка ПСД) 

1100,0 

0,00 

1100,0 

1100,0 

12 

Капитальный ремонт бе-

регоукрепления в с. Крас-

ный Яр Красноярского 

района Астраханской об-

ласти 

699,0 

0,00 

0,0 

0,0 

13 

Капитальный ремонт бе-

регоукрепления на  

р. Царев 

1000,0 

0,00 

1000,0 

1000,0 

 

Итого 

37 817,22 

568,70 

9972,0 

9972,0 

 

В соответствии с СоглашениемСубсидия 

из  бюджета  Астраханской  области  была  пре-
доставлена  МО  «г.Астрахань»  в  рамках  со-
глашения от 29.06.2012 №2. 

Работы  по  строительству  берегоукреп-

ления  осуществляла  подрядная  организация 
ООО  «Нижневолгоэлектромонтаж»,  заказчи-
ком-застройщиком  является  Управление  по 
капитальному  строительству,  градостроитель-
ной,  строительной  и  жилищной  политике  ад-
министрации города Астрахани.  

На  01.01.2013г.  профинансировано  из 

федерального бюджета 86 135,70 тыс. руб., из 

них освоено (в соответствии с актами выполненных работ) 83 827,08 тыс.руб. Неосвоение 
средств в сумме 2 308,65 руб. было связано со следующими факторами: 

- увеличение приточности воды к Волжско-Камскому каскаду, что привело к значи-

тельному сбросу воды с Волгоградского гидроузла в ноябре-декабре 2012 года и как след-
ствием поднятию уровня воды по водопосту «Астрахань» на 2,5 метра, в связи с этим бы-
ли  притоплены  низовые  части  берегоукрепительного  сооружения,  что  не  позволило  в 
полном объеме выполнить устройство бруса, формирование площадки матраца «Ренно» и 
устройство коробчатых габионов; 

199

 

 
- непредвиденно низкие температуры (от -10°С до -20°С) в первой и во второй дека-

де декабря текущего года. 

Софинансирование из областного бюджета в рамках соглашения в сумме 27 146,22 

тыс.руб. не проводилось. 

В случае подтверждения использования в 2013 году неиспользованного в 2012 году 

остатка  средств,  завершение  работ  в  полном  объеме  по  данному  объекту  планируется  в 
апреле 2013 года. 

Объем финансирования на осуществление капитального ремонта гидротехнических 

сооружений, находящихся в собственности Астраханской области, муниципальной собст-
венности и бесхозяйных ГТС на 2012 год за счет средств федерального бюджета, опреде-
лен в сумме 21 286,4 тыс. руб. 

На  01.01.2013  освоено  4 035,05  тыс.  руб.,  неиспользованный  остаток  субсидий  из 

федерального бюджета составил 17 251,35 тыс.руб. 

Субсидии  на  осуществление  капитального  ремонта  гидротехнических  сооружений, 

находящихся  в  собственности  Астраханской  области,  муниципальной  собственности  и 
бесхозяйных ГТС в 2012 году предоставлялись в рамках следующих соглашений: 

1.  Соглашение  от  19.06.2012г.,  объект  -  «Капитальный  ремонт  берегоукрепления  р. 

Волги  в  районе  пос.  Морской  в  Трусовском  районе  г.  Астрахани»  на  сумму  15  518,41 
тыс.руб., за счет средств федерального бюджета. Кроме того, за счет средств федерально-
го бюджета перечислен подтвержденный остаток 2011 года в сумме 18 073,3 тыс.руб. 

С  подрядчиком  ООО  «СервисСтрой»  заключен  муниципальный  контракт  №171  от 

31.12.2011г.  

 

Фактическое освоение в рамках субсидий составляет 22 108,35 тыс.руб.  

Таким  образом,  неиспользованный  остаток  субсидий  из  федерального  бюджета  со-

ставил 11 483,35 тыс.руб. 

 

Причинами неосвоения средств в течение 2012 года является следующие факто-

ры: низкая температура воды в конце января 2012г., невозможность проведения водолаз-
ных работ в сроки, установленные графиком производства работ, невозможность осуще-
ствления берегоукрепительных работ в связи рыбохозяйственным пропуском в марте-мае 
2012г., обнаружение в месте подводного производства работ подводных объектов, не пре-
дусмотренных  проектом,  нахождение  на  рабочей  площадке  в  месте  производства  работ 
посторонних объектов и необходимость выполнения дополнительных объемов работ. 

Кроме того, остаток образовался в связи с наступившими непрогнозируемыми ано-

мально  низкими  температурами  в  декабре  2012г.,  повлекшими  за  собой  промерзание  р. 
Волга. Подрядная организация не имела возможности производить работы по отсыпки бу-
товой  призмы  под  воду  (письмо  ООО  «СервисСтрой»  №77  от  18.12.2012).  Увеличение 
приточности к Волжско-Камскому каскаду в ноябре-декабре 2012 года, повлекло за собой 
увеличение  уровня  воды  в  среднем  на  80  см.  выше  проектных  отметок  (письмо  ФГБУ 
«Астраханский  ЦГМС»  от  11.12.2012  №05-06/2212).  При  данном  увеличении  уровня  не-
возможно  было  выполнить  работы  по  устройству  упорного  бруса,  а  вследствие  этого  и 
укрепление железобетонными плитами откосной части берегоукрепления, формирование 
площадки под устройство матраца «Ренно» и устройство коробчатых габионов. 

В марте 2012 года управлением было подано исковое заявление в Арбитражный суд 

на  расторжение  муниципального  контракта  за  нарушение  сроков  производства  работ. 
24.10.2012 года в резолютивной части определения было решено приостановить рассмот-
рение до разрешения встречного иска ООО «СервисСтрой» о продлении сроков исполне-
ния обязательств по муниципальному контракту.  

Согласно графику производства работ средства будут освоены в 2013 году. 
.  Соглашение  от  09.11.2012г.,  объект  капитального  ремонта:  «Капитальный  ремонт 

берегоукрепления в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области» на сум-
му 5 767,99 тыс.руб. Освоение средств не было. 

200

 

 
 

По  состоянию  на  01.01.2013  неиспользованный  остаток  субсидий  из  федераль-

ного бюджета составил 5767,99 тыс.руб. 

Заказчиком-застройщиком  является  МО  «Красноярский  сельсовет».  Срок  реализа-

ции данного объекта – 2012-2014 гг. 

После заключения соглашения от 12.09.2012 № МС-53/54 о предоставлении из феде-

рального бюджета в 2012 году бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на 
осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в соб-
ственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяй-
ных  гидротехнических  сооружений,  а  также  на  ликвидацию  бесхозяйных  гидротехниче-
ских сооружений в рамках реализации федеральной целевой программы  «Развитие водо-
хозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»  службой природо-
пользования и охраны окружающей среды Астраханской области с целью уточнения фи-
нансирования по данному объекту была откорректирована и утверждена Постановлением 
Правительства  Астраханской  области  от  25.09.2012  №  403-П  долгосрочная  комплексная 
целевая  программа  «Развитие  водохозяйственного  комплекса  Астраханской  области  в 
2012-2020  годах».  После  этого  МО  «Красноярский  сельсовет»  приступил  к  разработке 
долгосрочной муниципальной целевой программы, необходимой для предоставления суб-
сидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям в соответствии с 
требованиями порядка предоставления иных субсидий из бюджета Астраханской области 
муниципальным  образованиям  Астраханской  области  на  реализацию  программы  меро-
приятий по развитию водохозяйственного комплекса Астраханской области, указанного в 
вышеназванной программе. 

Решением совета МО  «Красноярский сельсовет» от 31.10.2012 №269 были внесены 

изменения в бюджет муниципального образования «Красноярский сельсовет» на 2012 год. 

Это привело к поздним срокам проведения открытого аукциона в электронной фор-

ме по определению подрядчика, который состоялся 21 декабря 2012 года. Был определен 
подрядчик  -  ООО  «Строй-Профи»,  заключен  контракт  от  14  января  2013  года 
№0125300005512000012. Цена контракта составляет 66 347,0 тыс.руб. 

 

Потребность  в  неиспользованных  остатках  средств  субсидий  из  федерального 

бюджета на реализацию объекта «Капитальный ремонт берегоукрепления в с. Красный Яр 
Красноярского района Астраханской области» сохраняется на 2013 год. 

 

Субвенции  из  федерального  бюджета  на  исполнение  отдельных  полномочий  в 

области водных отношений в 2012 году выделены в сумме 79 810,9 тыс.руб. (табл. 7.7.2.). 

 

Таблица 7.6.2. 

Субвенции из федерального бюджета на исполнение отдельных полномочий в  

области водных отношений в 2012 году 

 

№ 

п/п 

Наименование объекта 

Лимит  гос-
инвестиций 
на 

2012 

год, 
тыс.руб. 

В том числе 
кредитор-
ская  задол-
женность 
2011  года, 
тыс.руб. 

Выделенное 
финансирова-
ние  по состоя-
нию 

на 

01.01.2013г., 
тыс.руб. 

Освоено 

де-

нежных 
средств  (кассо-
вый  расход)  на 
01.01.2013г., 
тыс.руб. 

Корректировка  рабочего 

проекта «Расчистка  

пр. Чилимная» 

144,8 

144,8 

144,8 

144,8 

Корректировка  рабочего 

проекта  «Расчистка  русел 
водных  трактов  в  зоне  за-
падных  подстепных  иль-
меней 

Карабулак-

317,1 

317,1 

317,1 

317,1 

201

 

 

Культюкун, ер. Бунтур,  

ер. Соленая Дорога» 

Расчистка  ил.  Карабулак-

Культюкун 

25 500,0 

0,0 

25 500,0 

25 500,0 

Расчистка ер. Бунтур и  
ер. Соленая Дорога 

52 558,4 

0,0 

52 558,4 

39 729,8 

Определение  границ  во-

доохранных  зон  и  при-
брежных  защитных  полос 
рук. Кизань 

1 290,6 

0,0 

1 290,6 

1 290,6 

 

Итого 

79 810,9 

461,9 

79 810,9 

66 982,3 

 
Объем финансирования на 2012 год на осуществление мер по охране водных объек-

тов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на терри-
тории субъекта РФ, определен в сумме 79 810,9 тыс. руб., в том числе: 

- лимит финансирования 2012 года - 53 810,9 тыс. руб.; 
- средства из нераспределенного резерва субвенций – 26 000,0 тыс.руб. 
На 31.12.2012г. освоено 66 982,3 тыс. руб., в том числе:  
- из лимита финансирования 2012 года – 53 780,3 тыс. руб.; 
- средства из нераспределенного резерва субвенций – 13 202,0 тыс. руб. 
Остаток  средств  федерального  бюджета  на  01.01.2013г.  составляет  12 828,6  тыс. 

рублей. 

В 2011 году были выполнены работы по корректировке рабочего проекта «Расчистка 

протоки Чилимная в составе проекта «Улучшение водообеспеченности протоки Чилимная 
в  Икрянинском  и  Камызякском  районах  Астраханской  области».  Исполнитель  –  ГП  АО 
«Каспрыбпроект».  Цена  контракта  –  1459,6  тыс.  руб.  В  2011  году  профинансировано 
1314,8 тыс.руб. Остаток стоимости в сумме 144,8 тыс. руб. профинансирован во 2 кварта-
ле 2012 года. 

В 2011 году выполнены работы по корректировке рабочего проекта  «Расчистка ру-

сел  водных  трактов  в  зоне  западных  подстепных  ильменей:  ильмень  Карабулак-
Культюкун Лиманский район, ерик Бунтур Икрянинский район, ерик Соленая Дорога Ик-
рянинский район, Астраханская область». Исполнитель – ООО  «Гидрострой». Цена кон-
тракта  –  3195,1  тыс.руб.  В  2011  году  профинансировано  2878,0  тыс.  рублей.  Остаток 
стоимости в сумме 317,1 тыс.руб. профинансирован во втором квартале 2012 года. 

В 2012 году реализованы следующие объекты: 
-  Разработка  проектно-сметной  документации  «Определение  границ  водоохранных 

зон и прибрежных защитных полос рукава Кизань на территории Астраханской области» 
с  установленным  лимитом  финансирования  -  1 999,7  тыс.  руб.  из  средств  федерального 
бюджета.  По  результатам  проведенного  открытого  аукциона  в  электронной  форме  опре-
делена  подрядная  организация  на  выполнение  данных  работ  –  ООО  «Проектно-
строительная  фирма  «ГЕОэкспресс»,  цена  контракта  –  1 290,6  тыс.  руб.  На  31.12.2012 
профинансировано из федерального бюджета 1 290,6 тыс. руб., освоено – 1290,6 тыс. руб. 
Работы по объекту завершены. Образовавшаяся в результате проведенного аукциона эко-
номия в размере  – 709,1 тыс. руб. перераспределена на затраты застройщика по объекту 
«Расчистка  ерика  Бунтур  и  ерика  Соленая  Дорога  в  Икрянинском  районе  Астраханской 
области».  

-  «Расчистка ильменя Карабулак-Культюкун в Лиманском районе Астраханской об-

ласти» с  установленным лимитом финансирования - 25 500,00 тыс.руб. из средств феде-
рального бюджета. Общая протяженность участков расчистки составляет 16,65 км. В 2012 
году планировалось расчистить 2,5 км, по факту на 01.01.2013г. расчистили 5,2 км. Данное 
увеличение протяженности расчистки связано с тем, что работы выполнялись на участках 

202

 

 

с преобладанием грунтов первой группы, что позволило сохранить высокие темпы произ-
водства и объемы работ. Объект предусмотрен к реализации в 2012-2014 гг.  

На  31.12.2012  профинансировано  из  федерального  бюджета  25 500,0  тыс.  руб.,  ос-

воение составляет 25 748,9 тыс. руб., из них 248,9 тыс. руб. – кредиторская задолженность 
2012  года.  Работы  по  расчистке  выполняются  подрядчиком  ООО  «Приволжская  ПМК». 
Технический надзор за выполнением работ осуществляется Застройщиком  - ГП АО «Ди-
рекция  по  строительству  объектов  топливно-энергетического  комплекса,  недропользова-
ния и охраны окружающей среды».  

- «Расчистка ерика Бунтур и ерика Соленая Дорога в Икрянинском районе Астрахан-

ской области» с установленным лимитом финансирования 25 849,2 тыс.руб. Объект пре-
дусмотрен к реализации в 2012-2013 гг. Общая протяженность участков расчистки состав-
ляет 10,457 км, в 2012 году планировалось расчистить– 2,6 км, по факту на 31.12.2012г. 
расчистили  4,837  км,  в  связи  с  дополнительно  выделенными  средствами  из  нераспреде-
ленного резерва субвенций. Таким образом, лимит финансирования в 2012 году по данно-
му объекту составляет 52558,4 тыс. руб., в том числе: 

- лимит финансирования 2012 года – 25 849,2 тыс. руб.; 
- средства нераспределенного резерва субвенций – 26 000,0 тыс. руб.; 
- дополнительно выделенные средства на затраты застройщика – 709,1 тыс. руб. 
На 31.12.2012г. освоено средств федерального бюджета 39 729,8 тыс. руб. Первона-

чальный лимит финансирования 2012 года  – 25 849,2 тыс. руб. освоен в полном объеме. 
Не освоено 12 828,6 тыс. руб. из нераспределенного резерва субвенций. 

Работы по расчистке выполняются подрядчиком ООО КХ «Беляна». 
Технический надзор за выполнением работ осуществляется Застройщиком  - ГП АО 

«Дирекция  по  строительству  объектов  топливно-энергетического  комплекса,  недрополь-
зования и охраны окружающей среды».  

  Несвоевременное  освоение  выделенных  средств  нераспределенного  резерва  суб-

венций связано со следующими факторами: 

- увеличение приточности воды к Волжско-Камскому каскаду водохранилищ приве-

ло к значительному сбросу воды с Волгоградского гидроузла в ноябре-декабре 2012 года и 
как следствие поднятию  уровня воды по водопосту  «Астрахань» на 2,5 метра.  В связи с 
этим произошло затопление проток и ериков, что явилось причиной невозможности под-
хода большегрузной техники (экскаваторы) и перебазировки земснарядов, снятых с иных 
объектов площадок для выполнения работ на объекте - ерик Бунтур; 

- непредвиденно низкие температуры (от -10°С до -20°С) в первой и во второй дека-

де декабря 2012 года. 

В целях завершения работ по объекту «Расчистка ерика Бунтур и ерика Соленая До-

рога в Икрянинском районе Астраханской области» в 2013 году в соответствии с  утвер-
жденным перечнем мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных по-
казателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из феде-
рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдель-
ных полномочий Российской Федерации в области водных отношений потребность расхо-
дования в 2013 году указанных неиспользованных остатков субвенций в размере 12 828,6 
тыс. руб. сохраняется. 

 
 

203

 

 

ЧАСТЬ VIII. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ 

 

8.1. Мониторинг загрязнения окружающей среды 

 
Мониторинг загрязнения водной и воздушной природной сред осуществляется Аст-

раханский областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 
Данные представлены в соответствующих разделах доклада. 

На территории Астраханской области ведется также мониторинг подземных вод. 
Территория  Астраханской  области  в  гидрогеологическом  отношении  принадлежит 

Северо–Каспийскому бассейну  II порядка, лишь небольшая часть на юго-западе области 
(южная часть западных подстепных ильменей и юго–западная часть дельты) относится к 
Ергининскому бассейну II порядка. 

Северо–Каспийский  бассейн  подземных  вод  приурочен  к  Прикаспийской  впадине, 

для  которой  характерно  широкое  развитие  солянокупольной  тектоники,  чрезвычайно 
большая  мощность  осадочной  толщи,  составляющей  по  геофизическим  данным  более 
10км.  

Замкнутый  характер  Прикаспийской  впадины  –  области  длительного  прогибания  и 

мощного  соленакопления,  отсутствие  дренажа  и  подпор  со  стороны  Каспийского  моря, 
определили застойный характер подземных вод и высокую их минерализацию.  

В  Северо-Каспийском  бассейне  пластовых  вод  в  четвертичных  отложениях,  мощ-

ность которых превышает 300м, сформировалось 5 водоносных горизонтов и комплексов, 
первые  из  которых  являются  основными  источниками  хозяйственно-питьевого,  техниче-
ского водоснабжения.  

На территории области выделяются: 
1.  Водоносный новокаспийский аллювиальный горизонт (aQ

IV

nk) – Волго-Ахтубинская пойма; 

2.  Водоносный  хвалынско-новокаспийский  аллювиально-морской  горизонт  (amQ

III

-

IV

hv-nk)  – 

дельта р. Волги; 

3.  Водоносный хазарско-хвалынский морской горизонт (mQ

II-III

hz-hv) –морская равнина хвалын-

ского возраста;  

4.  Относительно водоносный бакинский морской горизонт (mQ

I

bk); 

5.  Водоносный апшеронский морской комплекс (mQ

E

ap). 

Подземные  воды  новокаспийских  аллювиальных  отложений  Волго-Ахтубинской 

поймы  и  слабосолоноватые  воды  хазарско-хвалынских  отложений  используются  для  во-
доснабжения населения в северной и центральной частях области.  

Подземные воды хазарских, бакинских и апшеронских отложений используются для 

производственно-технического водоснабжения при бурении глубоких скважин на нефть и 
газ. Подземные воды хазарских и апшеронских отложений используются в качестве мине-
ральных вод.  

Мониторинг подземных вод по Астраханской области в отчетный период проводил-

ся на площади развития трех водоносных горизонтов:  

 

водоносный новокаспийский аллювиальный горизонт (aQ

IV

nk

 

), пойма р. Волги; 

 

водоносный хазарскo-хвалынский аллювиально-морской горизонт (amQ

II-III

hz-hv) и 

 

водоносный хазарско-хвалынский морской горизонт (mQ

II-III

hz-hv), степная часть АО. 

Состояние подземных вод прослеживалось по пяти постам: Болхунский 1 (скв. №24, 

№28),  Болхунский  2  (скв.№  21),  Енотаевский  1  (скв.№  32,  №33),  Енотаевский  2  (скв. 
№40), Харабалинский (скв. 51) и двум участкам: Ахтубинский (скв.№1,) и Баскунчакский 
(скв. №№ 11,510,511,515) в естественных и нарушенных условиях. 

Наблюдения за естественным режимом подземных вод осуществляется по двум во-

доносным  горизонтам:  новокаспийскому  аллювиальному  (aQ

IV

nk

 

)  и  хазарско-

хвалынскому аллювиально-морскому (amQ

II-III

hz-hv). 

 

204

 

 

 

ЧАСТЬ IX. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 

 

9.1.  Работа службы природопользования и охраны окружающей среды  

Астраханской области по формированию экологической культуры населения региона 

 
В 2012 году работа службы природопользования и охраны окружающей среды Ас-

траханской области в сфере экологического образования и формирования экологической 
культуры населения Астраханской области  велась в нескольких направлениях:  

 - экологическое образование; просвещение, организация участия населения в эко-

логических акциях, направленных на конкретный результат;  

 - сотрудничество с общественными и научными организациями. 
В течение 2012 года служба природопользования и охраны окружающей среды Ас-

траханской области организовала, провела и подвела итоги по следующим акциям:  

Экологическая акция «Покормите птиц зимой» (январь – март) 
В акции приняли участие около 2000 учащихся образовательных учреждений горо-

да и области и жителей региона. Наиболее активным участникам выражена благодарность 
от имени службы. 

Экологическая акция «Каждой птичке по домику» (январь – апрель) 
Участники акции изготавливали и развешивали кормушки на пришкольных участ-

ках, в парках и скверах возле жилых домов, своевременно закладывали корма и вели на-
блюдения. В акции приняли участие около 2000 человек. Наиболее активным участникам 
выражена благодарность от имени службы. 

Природоохранная акция «Чистые берега» 
В  общей  сложности  на  очистку  берегов  вышло  более  4000  человек.  Очищено  от 

мусора более 200 га водоохранных зон многочисленных рукавов, проток и ериков. Один 
из этапов акции состоялся  на берегу пограничной реки Кигач совместно с казахстанскими 
коллегами  из  Атырауской  области.  12  активных  экологических  отрядов  муниципальных 
районов  поощрены  Благодарственными  письмами  Губернатора  Астраханской  области  и 
памятными призами. 

Природоохранная акция «Баскунчак – озеро чистоты» (июль-декабрь)  
В рамках акции проведены очистные работы озера Баскунчак и прилегающей тер-

ритории от бытового мусора, очищена прибрежная полоса озера площадью 50 га, собрано 
полтонны пластиковой тары; проведены разъяснительные беседы с местным населением и 
туристами; соцопрос с целью определения уровня информированности жителей в области 
обращения с твердыми бытовыми отходами. В открытии акции приняли участие более 140 
человек из Астрахани, Ахтубинского и Приволжского районов. В рамках акции подведе-
ны итоги областного творческого конкурса «Мой Баскунчак». 

Празднование Международного Дня Каспия (10 – 12 августа). 
В рамках празднования Международного Дня Каспия и в целях вовлечения граж-

данского  общества  в  дело  защиты  морской  среды  Каспийского  моря  с  10  по  12  августа 
2012 года служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской облас-
ти  провела  очередной  этап  областных  экологических  акций  «Чистые  берега»  и  «Чистый 
двор - чистое село - чистая планета». 

В  рамках  акции  состоялись  работы  по  очистке  территории  от  бытового  мусора, 

разъяснительные беседы и социологический опрос с целью определения уровня информи-
рованности населения о безопасном обращении с отходами и готовности к их селективно-
му сбору. 

По  итогам  акции  служба  установила,  что  очищено  4961  га  прибрежных  террито-

рий,  с  которых  собрано  2176  кубических  метров  мусора.  Загрязнение  Каспийского  моря 

205

 

 

снижено на 102,5 тонны. Всего в природоохранной акции приняли участие 3714 человек, в 
том числе: в городе Астрахани - 310 волонтеров, в поселениях 11 муниципальных районов 
области - 3404 человека.  

 

 

 

 

 

 
Рис. 9.1.1. Результаты экологических акций: вид местности  «до» и «после». 
 
Сотрудничество с общественными и научными организациями 
7 июня 2012 года состоялось очередное (пятое) заседание общественного экологи-

ческого совета при службе природопользования и охраны окружающей среды Астрахан-
ской области. Участники совета обсудили утвержденные Президентом Российской Феде-
рации 28 апреля 2012 года Основы государственной политики в области экологического 
развития Российской Федерации на период до 2030 года и внесли свои предложения.  

31 октября 2012 года состоялось очередное (шестое) заседание общественного эко-

логического совета при службе природопользования и охраны окружающей среды Астра-
ханской  области.  Участниками  совета  рассмотрены  материалы  и  проект  резолюции  II 
межрегиональной  научно-практической  конференции  «Водные  ресурсы  Волги:  история, 
настоящее  и  будущее,  проблемы  управления»,  прошедшей  в  г.  Астрахани  25-27  октября 
2012 года. Члены совета высоко оценили роль данной конференции в привлечении внима-
ния общественности к решению водохозяйственных проблем реки Волга и разработке эф-
фективных  путей  водопользования,  а  также  решили  одобрить  проект  резолюции  меро-
приятия и поддержать ее подписание в текущей редакции. 

В апреле 2012 года создан совет молодых ученых и специалистов при службе при-

родопользования и охраны окружающей среды Астраханской области с целью содействия 
профессиональному росту научной молодежи, развития молодежных инициатив, а также 
распространения результатов исследований молодых ученых и специалистов в сфере при-
родопользования и охраны окружающей среды. 

В  декабре  2012  года  прошла  встреча  Губернатора  Астраханской  области            

А.А. Жилкина с советом, где представлен отчет о проделанной работе и о создании базы 

206

 

 

данных,  содержащей  сведения  о  десяти  инновационных  проектах  в  сфере  охраны  окру-
жающей  среды  и  организации  рационального  природопользования.  Отдельные  проекты 
были представлены на заседании (о технологии очистки бытовых сточных вод с использо-
ванием тростника; о перспективах внедрения новых материалов для пищевой, фармацев-
тической  промышленности  Астраханского  региона,  созданных  с  использованием  «зеле-
ных»  технологий;  о  воспроизводстве  осетровых  с  помощью  глубокой  заморозки  клеток 
рыб  в  целях  сохранения  их  генофонда;  о  возможности  применения  аккумулирующего 
слоя растительного происхождения в напольном отоплении) и получили высокую оценку 
Губернатора Астраханской области.  

 

 

 

 

Рис. 9.1.2.  Создание совета молодых ученых и специалистов при службе природо-

пользования и охраны окружающей среды Астраханской области и отчет о результатах  

работы перед Губернатором Астраханской области А.А. Жилкиным. 

 
С 25 по 27 октября 2012 года в Астраханской области прошла  II Межрегиональ-

ная научно-практическая конференция «Водные ресурсы Волги: история, настоящее 
и будущее, проблемы управления».  

В  конференции  приняли  участие  представители  из  Астраханской,  Волгоградской, 

Ростовской областей, Республики Калмыкия, Кабардино-Балкарской республики, Красно-
дарского и Ставропольского краев, города Москвы. Среди участников конференции были 
представители  Минсельхоза,  Минприроды,  Росрыболовства,  Росгидромета  и  Роспотреб-
надзора, природоохранных структур субъектов юга Российской Федерации, научных цен-
тров  Российской  академии  наук  и  Российской  сельскохозяйственной  академии  наук,  от-
раслевых институтов, образовательных учреждений высшего профессионального образо-
вания, проектных и экспертных организаций, предприятий агропромышленного комплек-
са, транспортной и туристической отраслей хозяйства. Организаторы конференции:  Пра-
вительство  Астраханской  области,  служба  природопользования  и  охраны  окружающей 
среды  Астраханской  области,  ГАОУ  АО  ВПО  «Астраханский  инженерно-строительный 
институт». 

Правительство Астраханской области поддержало инициативу 

научных  и  общественных  организаций  субъектов  Российской  Феде-
рации  Волжско-Камского  бассейна  о  необходимости  проведения  та-
кой конференции именно в Астраханской области, так как для наше-
го региона выработка рациональных решений по управлению водны-
ми  ресурсами  Волжско-Камского  каскада  водохранилищ  является 
чрезвычайно актуальной. 

Астраханская область относится к числу территорий, наиболее 

экологически  чувствительных  к  условиям  водообеспеченности,  так 
как  располагается  в  зоне  аридного  климата  в  нижнем  створе  реки 

207

 

 

Волги и обладает водно-болотными угодьями мирового значения, включенными в список 
Рамсарских угодий, охраняемых международной конвенцией как местообитание водопла-
вающих птиц. В последние десятилетия в бассейне реки Волги произошли существенные 
изменения  гидрологического  режима,  что  привело  к  ухудшению  социально-
экономической,  водохозяйственной  и  экологической  обстановок.  Особенно  ярко  отрица-
тельные  последствия  регулирования  водного  стока  в  Волжско-Камском  бассейне  прояв-
ляются на Нижней Волге. 

В ходе конференции были затронуты различные аспекты охраны и рационального 

использования  водных  ресурсов  Волги,  обсуждались  проблемы  экологической  и  продо-
вольственной  безопасности  приволжских  регионов  России,  перспективы  и  особенности 
современного этапа реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйст-
венного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». 

Конференция  явилась  важным  этапом  конструктивного  общения  между  всеми  за-

интересованными сторонами и участниками реализации Федеральной целевой программы 
«Развитие  водохозяйственного  комплекса  Российской  Федерации  в  2012-2020  годах»  на 
территории реки Волги. 

Участники конференции работали на пленарном заседании и в четырех тематиче-

ских секциях. В рамках конференции проведено очередное заседание Координационного 
совета по решению экологических проблем Ассоциации экономического взаимодействия 
субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг», организована вы-
ездная  сессия  в  Камызякский  район  Астраханской  области  на  оросительные  системы 
дельты  Волги.

 

В  центре  внимания  конференции  стояли  вопросы  обеспечения  водными 

ресурсами  потребностей  населения,  сельского  хозяйства,  рыбной  отрасли,  транспорта  и 
сохранения уникального биоразнообразия Нижней Волги. 

Проведение этой конференции в Астраханской области заложило основы для про-

должения  систематической  работы  по  управлению  водными  ресурсами  в  интересах  всех 
отраслей  хозяйства  в  регионе,  способствовало  защите  и  рациональному  использованию 
водных  ресурсов  бассейна  реки  Волги,  сохранению  уникальных  природных  комплексов 
Нижней  Волги  и  совершенствованию  системы  управления  работой  Волжско-Камского 
каскада водохранилищ. 

 

Резолюция II межрегиональной научно-практической конференции «Водные 

ресурсы Волги: история, настоящее и будущее, проблемы управления» 

В городе Астрахани по инициативе научных и общественных организаций субъек-

тов  Российской  Федерации  Волжско-Камского  бассейна  при  поддержке  Правительства 
Астраханской  области  25-27  октября  2012  года  состоялась  II  межрегиональная  научно-
практическая конференция «Водные ресурсы Волги: история, настоящее и будущее, про-
блемы управления» (далее - конференция).  

Конференция  явилась  важным  этапом  конструктивного  общения  между  всеми  за-

интересованными сторонами и участниками реализации Федеральной целевой программы 
«Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации» на территории бассей-
на реки Волги, а именно:  представителями Минсельхоза, Минприроды, Росрыболовства, 
Росгидромета и Роспотребнадзора, природоохранных структур субъектов юга Российской 
Федерации,  научных  центров  Российской  академии  наук  и  Российской  сельскохозяйст-
венной  академии  наук,  отраслевых  институтов,  образовательных  учреждений  высшего 
профессионального образования, проектных и экспертных организаций, предприятий аг-
ропромышленного комплекса, транспортной и туристической отраслей хозяйства.  

В конференции приняло участие более 250 человек, в числе которых представители 

многих субъектов Российской Федерации, таких как: Астраханской, Волгоградской, Рос-
товской областей, Республики Калмыкия, Кабардино-Балкарской республики, Краснодар-
ского и Ставропольского краев, городов: Москва, Санкт-Петербург, Тольятти.  

208

 

 

Конференция  затронула  различные  аспекты  охраны  и  рационального  использова-

ния  водных  ресурсов  Волги.  Были  обсуждены  проблемы  экологической  и  продовольст-
венной  безопасности  приволжских  регионов  России,  перспективы  и  особенности  совре-
менного этапа реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственно-
го  комплекса  Российской  Федерации  в  2012-2020  годах».  Участники  конференции  дали 
оценку  современного  состояния  водообеспеченности природных комплексов  и  обсудили 
пути совершенствования управления водными ресурсами Волжско-Камского бассейна во-
дохранилищ. 

Участники конференции, заслушав и обсудив представленные доклады, решили:  
1. Активизировать действия по реализации федеральной целевой программы «Раз-

витие  водохозяйственного  комплекса  Российской  Федерации  в  2012-2020  годах»,  как 
главного  инструмента  реализации  Водной  стратегии  Российской  Федерации  в  бассейне 
реки Волги и в целях обеспечения эффективности реализации мероприятий на федераль-
ном, региональном и местном уровнях, учитывая масштабность и высокий уровень соци-
ально-экономической  значимости  результатов,  необходимость  координации  и  оператив-
ного  взаимодействия  исполнителей  при  решении  межотраслевых  и  межведомственных 
задач,  обратиться  к  государственному  заказчику  -  координатору  Федеральной  целевой 
программы  «Развитие  водохозяйственного  комплекса  Российской  Федерации  в  2012  - 
2020 годах» (Минприроды России) и дирекции по ее реализации (ФГБУ «Информацион-
но-аналитический  центр  развития  водохозяйственного  комплекса»)  с  предложением  о 
проведении  обучающих  семинаров  для  исполнителей  мероприятий  программы  в  заинте-
ресованных субъектах Российской Федерации. Опыт проведения первого семинара в Аст-
рахани для  представителей исполнительных органов государственной власти и местного 
самоуправления, проектных, строительных и эксплуатационных организаций показал вы-
сокую заинтересованность участников.  

2.  Поддержать  многолетние  усилия  и  инициативы  Астраханской  области  по  при-

влечению внимания федерального центра и научной общественности к решению проблем 
дефицита и снижения качества водных ресурсов, взаимосвязи ухудшения состояния водо-
токов и деградации экосистем Нижней Волги и отметить положительные сдвиги в стаби-
лизации водохозяйственной обстановки и восстановлении водных объектов Астраханской 
области в 2012 году и необходимость предоставления государственной поддержки из фе-
дерального  бюджета  для  решения  водохозяйственных  задач,  поставленных  комплексной 
долгосрочной  целевой  программой  «Развитие  водохозяйственного  комплекса  Астрахан-
ской области в 2012-2020 годах».  

3. Отметить важность и актуальность решения проблемы рационального использо-

вания водных ресурсов водохранилищ Волжско-Камского каскада в  интересах основных 
водопользователей  и  поддержать  проект  «Правил  использования  водных  ресурсов  Куй-
бышевского,  Саратовского,  Волгоградского  водохранилищ»,  разработанный  научно-
техническим центром водохозяйственной безопасности  «Вода и люди:  XXI век»  в целях 
оптимизации  режимов работы  водохранилищ с  учетом  обеспечения  интересов  основных 
водопользователей и безопасного пропуска высоких половодий, как научно-обоснованный 
документ, базирующийся на комплексном анализе естественного стока реки Волга за пе-
риод с 1879 года, на сведениях о функционировании каскада Нижне-Волжских водохра-
нилищ  с  момента  начала  их эксплуатации,  учитывающий заявленные  потребности  водо-
пользователей  (экологов,  жилищно-коммунального  водоснабжения,  рыбного  и  сельского 
хозяйств, энергетики и водного транспорта, рекреации). 

4. Подчеркнуть необходимость развития научно-технической основы для решения 

задач системного переустройства водохозяйственного комплекса Волжско-Камского бас-
сейна и установить, что необходимым условием решения проблем как регионального так 
и  всероссийского  масштаба  является  максимальная  реализация  потенциала  научно-
исследовательских разработок, предусмотренных Федеральной целевой программой «Раз-
витие водохозяйственного комплекса России на период 2012-2020 гг.».  

209

 

 

5.  Отметить,  что  регионы  Нижней  Волги  обладают  достаточным  количеством  на-

учно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, способных обеспечить 
подготовку  высокопрофессиональных  кадров,  модернизацию  инфраструктуры  водного 
хозяйства на инновационной основе и грамотную эксплуатацию водохозяйственного ком-
плекса страны и Астраханской области, в частности.  

6.  Рекомендовать  проектным  организациям  при  разработке  проектно-сметной  до-

кументации, как на строительство и капитальный ремонт гидротехнических сооружений, 
так и на экологическую реабилитацию водных объектов, использовать научные рекомен-
дации и новейшие технологические разработки ведущих научно-технических центров, со-
четающие в себе высокое качество и экономичность.  

7. Обратить внимание Минприроды России на необходимость разработки органи-

зационно-технических  мероприятий  по  обводнению  верховьев  реки  Ахтубы  в  интересах 
сельского  и  рыбного  хозяйств  в  силу  ограниченности  возможностей  решения  вопросов 
обводнения Волго-Ахтубинской поймы путем регулирования режимов работы Куйбышев-
ского, Саратовского, Волгоградского водохранилищ.  

8.  Рекомендовать  природоохранным  органам  власти  субъектов  Российской  Феде-

рации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов осуществлять взаимодействие 
по обмену опытом в области развития системы государственного экологического монито-
ринга как базы для эффективной информационной и инструментальной поддержки приня-
тия  управленческих  решений.  В  частности,  для  оптимизации  рыбохозяйственных попус-
ков  воды  рекомендовать  разработать  и  реализовать  комплексную  программу  экологиче-
ского мониторинга Волго-Ахтубинской поймы.  

Конференция  предоставила  прекрасные  возможности  специалистам  и  ученым  об-

меняться практическим опытом успешного регулирования водохозяйственной обстановки 
и обсудить современные тенденции гидротехнического строительства, способствовала ус-
тановлению взаимовыгодных контактов и развитию интеграционных связей, а также под-
твердила  необходимость  подобной  информационной  площадки  для  профессионального 
общения.  

Участники конференции выражают уверенность, что результаты их совместной ра-

боты  будет  способствовать  сохранению  и  рациональному  использованию  водных  ресур-
сов бассейна реки Волги, гарантированному обеспечению водными ресурсами устойчиво-
го социально-экономического развития поволжских регионов Российской Федерации; со-
хранению и восстановлению водных объектов до состояния, обеспечивающего экологиче-
ски  благоприятные  условия  жизни  населения;  обеспечению  защищенности  населения  и 
объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. 

 
 

9.2. Экологическое образование в Федеральном государственном бюджетном образовательном 

учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный техниче-

ский университет» 

 

В  ФГБОУ  ВПО  «Астраханский  государственный  технический  университет»  реали-

зуются следующие образовательные программы экологической направленности: 

- Биология (бакалавриат и магистратура) – область профессиональной деятельности 

выпускников-биологов  включает:  исследование  живой  природы  и  ее  закономерностей, 
использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана при-
роды. Объектами профессиональной деятельности являются биологические системы раз-
личных  уровней  организации;  процессы  их  жизнедеятельности  и  эволюции;  биологиче-
ские,  биоинженерные,  биомедицинские,  природоохранительные  технологии,  биологиче-
ская экспертиза, мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов. 

-  Экология  и  природопользование  (бакалавриат  и  магистратура)  –  объектами  про-

фессиональной деятельности выпускников-экологов являются природные, антропогенные, 

210

 

 

природно-хозяйственные,  эколого-экономические,  производственные,  социальные,  обще-
ственные  территориальные  системы  и  структуры  на  глобальном,  национальном,  регио-
нальном и локальном уровнях, а также государственной планирование, контроль, монито-
ринг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности. 

- Природопользование и водопользование (бакалавриат и магистратура) – объектами 

профессиональной  деятельности  выпускников  являются  природные  объекты  в  виде  гео-
графических  компонентов  геосистем:  почвы,  грунты,  поверхностные  и  подземные  воды, 
воздушные  массы  тропосферы,  растительный  и  животный  мир,  природно-техногенные 
комплексы,  включающие  сооружения  и  мероприятия,  повышающие  полезность  компо-
нентов среды. 

Кроме того, 13 апреля 2012 года приказом ректора АГТУ был образован студенче-

ский экологический отряд. В настоящий момент в состав отряда входит около 40 человек 
– это студенты третьего и четвертого курсов специальностей «Биология» и «Экология».  

Студенческим экологическим отрядом в течение 2012 г. были проведены следующие 

мероприятия: 

-  апрель 2012  –  в рамках областной акции  «Чистые берега»  совместно со школьни-

ками  проведена  уборка  береговой  территории  близ  села  Яманцуг  Приволжского  района 
Астраханской области, а также организован семинар на тему рационального обращения с 
водными ресурсами для  учащихся школ Красноярского района и Курмангазинского рай-
она Республики Казахстан. 

-  июль  2012  –  отряд  принял  участие  в  ежегодной  акции  «Баскунчак  –  озеро  чисто-

ты», студенты очистили от мусора участок берега озера Баскунчак. 

-  сентябрь 2012  – отряд  принял  участие во Всероссийской акции  «Блоггеры против 

мусора» на территории острова Городской. 

-  ноябрь 2012  –  совместно со Службой природопользования и охраны окружающей 

среды Астраханской области был организован семинар представителей Группы компаний 
«Эко-система»  на  тему  «Сбор,  сортировка  и  переработка  отходов  на  территории  Астра-
ханской  области»  для  студентов  экологических  специальностей.  Семинар  дополнила  от-
крытая дискуссия студентов с приглашенными специалистами. 

Также в феврале 2012 года прошла ежегодная научная конференция «Астраханские 

молодежные  краеведческие  чтения».  Мероприятие  организовано  совместно  кафедрами 
«Экологический  туризм»,  «Микробиология  и  прикладная  биология»  ИРБИП  АГТУ  и 
ОГБУК  «Астраханский  государственный  объединенный  историко-архитектурный  музей-
заповедник».  На  секции  «Проблемы  сохранения  биоресурсов  Астраханского  края»  уча-
щиеся  школ  города  и  области  докладывают  об  экологических  проблемах  своей  «малой 
родины», а также предлагают пути их решения. 

 

9.3. Деятельность Центра экологического образования населения Астраханской области 

 

Негосударственная  образовательная  автономная  некоммерческая  организация 

«Центр экологического образования населения Астраханской области» (НО АНО «ЦЭОН 
АО») создана в 1995 году для формирования и развития в регионе системы непрерывного 
экологического образования. 

В 2012 году была продолжена работа по повышению квалификации для руководите-

лей,  специалистов-экологов  и  лиц,  отвечающих  за  экологическую  безопасность  в  сфере 
охраны окружающей среды и рационального природопользования. В течение года в Цен-
тре было обучено 220 человек из 160 предприятий города и области. 

 Обучение проводилось по следующим направлениям: 
1. 

Курсы  повышения  квалификации  для  лиц,  отвечающих  за  экологическую 

безопасность,  для  лиц,  работающих  в  сфере  обращения  с  отходами  на  предприятиях 
имеющих опасные отходы, по программе «Организация обращения с опасными отходами 
на предприятиях». 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..