ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 12

 

 

179

 

 

венной деятельности в соответствие с установленными требованиями к охране окружаю-
щей среды. 

2.  Для  обеспечения  оперативного  реагирования  представляется  целесообразным 

исключить государственный экологический контроль и пожарный надзор в лесах из рамок 
действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц 
и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного  контроля 
(надзора), муниципального контроля». 

3.  Внести изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав 

юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государст-
венного  контроля  (надзора),  муниципального  контроля»,  позволяющие  государственным 
инспекторам при получении информации о фактах загрязнения окружающей среды в це-
лях  оперативного  реагирования  беспрепятственно  посещать  территории  и  помещения 
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании поручения руково-
дителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). 

4.  Внести  в  лесное  законодательство  положения,  расширяющие  права  пользовате-

лей лесного фонда по осуществлению надзора в лесах в периоды высокой пожароопасно-
сти, особенно при V классе пожароопасности. 

5.  Внести  в  должностные  регламенты  или  инструкции  работникам  лесничеств  по-

ложения об обеспечении организации охраны лесов от лесонарушений в порядке, соответ-
ствующем действующему лесному законодательству. 

6.  В целях обеспечения эффективной надзорной деятельности в сфере охраны жи-

вотного  мира  и  охотничьих  ресурсов  возродить  институт  общественных  инспекторов, 
егерской службы, обладающей полномочиями составления протоколов по выявлению ад-
министративных правонарушений связанных с использованием и охраной охотничьих ре-
сурсов.  

7.  Активизировать  взаимодействие  с  правоохранительными  и налоговыми  органа-

ми в рамках развития системы электронного межведомственного взаимодействия органов 
власти. 

8.  Организовать сотрудничество  с другими контрольно-надзорными органами при 

формировании единой базы данных объектов проверок в целях защиты прав юридических 
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля 
(надзора) и повышения эффективности такого контроля (надзора). 

9.  Усилить профилактическую и агитационно-разъяснительную работу с населени-

ем по вопросам соблюдения природоохранного законодательства, сохранения и воспроиз-
водства  природных  ресурсов  для  обеспечения  устойчивого  социально-экономического 
развития  региона,  выделять  средства  на  организацию  соответствующей  социальной  рек-
ламы. 

 

7.2.3. Осуществление пограничного ветеринарного контроля на государственной 

границе Российской Федерации и транспорте 

 
Ветеринарный контроль в 2012 г. осуществлялся в трех пунктах пропуска через го-

сударственную границу Российской Федерации в морском торговом порту «Оля», в мор-
ском порту «Астрахань» и в воздушном аэропорту «Астрахань».  

Штатная численность отдела Россельхознадзора на 01.01.2013 г. составляет 15 еди-

ниц, из них: 

- старших госинспекторов - 7, госинспекторов – 5. 
За текущий период госинспекторами: 
-  осмотрено  и  оформлено  (при  погрузке,  выгрузке,  транзите)  подконтрольных  гос-

ветнадзору грузов при экспорте, импорте, при перевозках в пределах стран СНГ и по тер-
ритории Российской Федерации - 1221 партия (в 2011 г. – 2975), из них:  

180

 

 
-18 партий - 507 голов крупного рогатого скота (в 2011 г. – 9 партий -295 голов) 
- 290 партий -319 голов домашних животных (в 2011 г.- 303 партии – 362головы) 
- 3 партии - 29 птиц (в 2011 г.- 1 партия –17 птиц) 
- 2 партии - 8 голов цирковых и зоопарковых животных (в 2011 г.- 16 партий – 28 го-

лов)  

- 23 партии - 27,101тыс.шт. живой рыбы – (в 2011 г. - 15 партий– 5,942тыс.шт.), 
- 6 партий - 3,55 тыс. шт. других гидробионтов (в 2011 г– 2 партии-1,485тыс. шт.) 
- 6 партий -8 голов лабораторных животных (в 2011 г.-1 партия - 1 голова) 
- 0 партий лошадей (в 2011 г. – 9 партий – 47 голов) 
- 0 партий мелкого рогатого скота (в 2011 г.- 3 партии – 425 голов) 
- 0 партий оплодотворенной икры (в 2011 г. – 4 партии – 1800 тыс.шт.) 
- 0 партий пищевого яйца (в 2011 г. – 69 партий – 20836,8 тыс.шт.) 
-872 партии – 288588,0178тн. подконтрольных госветнадзору грузов (в 2011 г. – 2541 

партия – 202122,8574 т (мясо и мясопродукция, рыбы и рыбной продукции, сырья живот-
ного происхождения, кормов и кормовых добавок и др.) 

- досмотрено транспортных средств – 1408 единиц (в 2011 г. 3120 – единиц).  
В Астраханскую область в 2012 году ввезено 486 голов племенного крупного рога-

того скота из Республики Словакия. В ООО Картубинское» - 216 голов, КФХ «Гавриловой 
– 90 голов, ООО «Пойма» - 60 голов, КФХ Нурмуханова А.К. – 60 голов, КФХ Убеееаой 
Р.Х. – 60 голов. 

По представленной Службой ветеринарии информации во время карантинирования 

пало 4 головы животных, из них: 1 голова в КФХ Картубинском (бронхопневмония), 3 го-
ловы в КФХ Гавриловой Е.С. (2 головы - бронхопневмония, 1 голова – выпадение матки). 
Во  время  карантинирования  нетелей  в  КФХ  Картубинском  было  зарегистрировано  ряд 
заболеваний (1 голова – рана плеча, 1 головы – диспепсия, 3 головы – бронхопневмония, 1 
голова – повреждение рога, 3 головы – воспаление межкопытной щели, 1 голова – эндо-
метрит,  2  головы  –  мастит).  Нарушения  ветеринарного  законодательства  таможенного 
союза при транспортировке и выгрузке племенных животных не зарегистрированы. Про-
ведены диагностические исследования на бруцеллез, лейкоз, листериоз, туберкулез, леп-
тоспироз, блютанг – результаты диагностических исследований отрицательно.  

В  соответствии  с  Планом  мониторинговых  исследований  запрещенных  и  вредных 

веществ, от импортной продукции в местах полного таможенного оформления были ото-
браны две пробы, от  партии белого осетра из Италии и меда натурального из Киргизии. 
Исследования  проводились  на  радиологические,  микробиологические  и  химико-
токсикологические  показатели.  Полученные  результаты  лабораторных  исследований  в 
пределах нормы. 

Нарушений ветеринарного законодательства при перемещении подконтрольных гос-

ветнадзору грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Феде-
рации не выявлено. 

Обработка вагонов по категориям не проводилась.  
Во  исполнение  Решения  межведомственного  оперативного  штаба  по  координации 

деятельности  по  предотвращению  распространения  инфекционных  болезней  от  29  мая 
2012 г. организован мобильный ветеринарный пост на территории Красноярского района 
Астраханской области на федеральной трассе «Астрахань – Атырау» и на дорогах вероят-
ного перемещения подконтрольных госветнадзору грузов. Утвержден график совместных 
дежурств  уполномоченных  должностных  лиц  Управления  Россельхознадзора  по  Астра-
ханской области, Службы ветеринарии Астраханской области и ГИБДД УМВД России по 
Красноярскому району. За период работы мобильного ветеринарного поста проведено 95 
рейдов.  

Досмотрено 1327 транспортных средств, из них с подконтрольными ветеринарному 

надзору  грузами  проследовало  42  транспортных  средства.  Досмотрено  подконтрольных 
грузов 317,075 т., 799 голов животных.  

181

 

 
Задержано на мобильном ветеринарном посту:  
- 5 партий рыбы свежемороженой частиковых пород в количестве 20,278 т. 
Рыба  поступила  из  Р.  Казахстан  на  территорию  Астраханской  области  без  ветери-

нарных сопроводительных документов, из них: 

- 1 партия - 20 т. – помещена на изолированное хранение, отобрана проба для прове-

дения лабораторных исследований; 

 - 1 партия – 0,15 т. – возвращена в Р. Казахстан; 
- 3 партии – 0,125 т. – денатурированы. 
При  проведении  совместных  рейдов  (5  рейдов)  с  сотрудниками  линейного  отдела 

полиции МВД РФ задержана 1 партия мяса птицы в количестве 0,003 т. при межобласт-
ных  перевозках,  задержана  по  причине  отсутствия  ветеринарных  сопроводительных  до-
кументов – денатурирована. 

За 2012 год составлено 6 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 

ст. 10.6. Вынесено 5 постановлений по делу об административных правонарушений. На-
ложено и взыскано штрафов на физических лиц в количестве 2500 рублей. На 1 протокол 
вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном пра-
вонарушении,  в  связи  с  истечением  срока  давности  к  привлечению  к  административной 
ответственности. 

Предписания на работников железной дороги, аэропортов, фирм-получателей и дру-

гие государственные и коммерческие структуры не составлялись. 

За текущий период по соблюдению действующих ветеринарно-санитарных требова-

ний при импорте, экспорте и при перемещении животноводческих грузов по территории 
таможенного союза обследовано 19 хозяйствующих субъектов, из них:  

5  предприятий  рыбной  отрасли,  7  животноводческих  ферм  (хозяйств),  1  птицефаб-

рика, 1 предприятие на право вывоза комбикормов, 1 осетровое рыбоводное хозяйство, 1 
склад для хранения кормовых добавок для пчел, 3 пасеки. 

Организовано 4 совещания региональной комиссия по реализации мероприятий, на-

правленных  на  выполнение  рекомендаций  Комиссии  Европейского  Союза  по  обеспече-
нию соблюдения в Астраханской области условий и требований пищевого законодатель-
ства ЕС при экспорте продукции рыболовства в страны ЕС. 

Региональной комиссией разработан План совместных мероприятий, направленных 

на  решение  основных  проблем,  связанных  с  экспортными  поставками  рыбопродукции  в 
Европейский Союз из Астраханской области.  

В  рамках  реализации  взаимодействия  с  региональными  органами  исполнительной 

власти утверждены: 

-  «План совместных мероприятий по пресечению незаконного ввоза и оборота под-

надзорных  грузов,  перемещаемых  по  территории  Астраханской  области  на  2012  –  2015 
г.г.» с Управлением МВД России по Астраханской области и Службой ветеринарии Аст-
раханской области; 

-  «План  взаимодействия  с  Пограничным  управлением  ФСБ  России  по  Республике 

Калмыкия и Астраханской области»;  

-  «План совместных мероприятий по пресечению незаконного ввоза и оборота мяса 

и мясопродукции на территории Астраханской области на 2012-2015 г.г.» с Управлением 
МВД России по Астраханской области и Астраханской таможни;  

-  «План  совместных  мероприятий  по пресечению незаконного  оборота  грузов,  под-

контрольных  госветнадзору,  перемещаемых  по  территории  Астраханской  области  авиа, 
железнодорожным и водным транспортом на 2012 – 2015 г.г.» с Астраханским ЛО МВД 
на транспорте; 

- разработан «Порядок взаимодействия с Астраханской таможней».  
В  соответствии  с  Программой  межрегионального  и  приграничного  сотрудничества 

между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2015 годы согласованы 
и утверждены: 

182

 

 
- «Планы мероприятий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фито-

санитарному  надзору  по  Астраханской  области  Российской  Федерации  с  Атырауской  и 
Западно-Казахстанской областной территориальной инспекцией Комитета ветеринарного 
контроля  и  надзора  Министерства  сельского  хозяйства  Республики  Казахстан  по  преду-
преждению заноса заразных болезней животных, а также ввоза недоброкачественных про-
дуктов животноводства». 

В целях реализации «Планов совместных мероприятий…» проведена рабочая встре-

ча сотрудников Управления Россельхознадзора по Астраханской области и Службы вете-
ринарии Астраханской области с представителями государственной ветеринарной службы 
Атырауской  областной  территориальной инспекции Комитета  ветеринарного  контроля  и 
надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. 

В  ходе  проведения  рабочей  встречи  обсуждались  вопросы  по  обмену  оперативной 

информации: 

- об эпизоотической ситуации по заразным болезням животных, птиц, зоопарковых, 

цирковых, промысловых животных, пчел, рыб и других гидробионтов; 

- о выявленных нарушениях единых ветеринарно-санитарных требований при пере-

мещении подконтрольных товаров в пределах территорий Таможенного союза; 

- о проведении мониторинга заразных болезней животных в приграничных районах; 
- о каждом случае регистрации заболевания, представляющего чрезвычайную ситуа-

цию.  

-  по контролю за перемещением подконтрольных государственному  ветеринарному 

контролю и надзору товаров строго в сопровождении единых форм ветеринарных серти-
фикатов, действующих на территории государств – членов Таможенного союза и с пред-
приятий, организаций, включенных в Реестр предприятий таможенного союза. 

Через средства массовой информации проводится работа по информированию насе-

ления и  участников внешнеэкономической деятельности об эпизоотической ситуации по 
заразным  болезням  сельскохозяйственных  животных  и  недопущения  заноса  вируса  на 
территорию Астраханской области с продукцией животного происхождения из иностран-
ных государств. Информация размещается на сайте Управления Россельхознадзора по Ас-
траханской области. За 2012 год на сайте Управления размещено: 153 информации, озву-
чено 11 сообщений на радио, и на телевидении 3 выступления.  

В 2012 году госинспектора приняли участие в 27 координационных совещаниях, из 

них: 

- в МПП «Оля» - 10 совещаний; 
- в МПП «Астрахань» - 8 совещаний; 
- в ВПП аэропорт «Астрахань» - 9 совещаний.  
Заседания  координационных  советов  в  пунктах  пропуска  проводились  с  участием 

должностных  лиц  контролирующих  органов,  представителей  Росграницы,  Стивидорных 
компаний и Администраций пунктов пропуска, где решались основные вопросы по обуст-
ройству государственной границы, по определению пределов пунктов пропуска,  а также 
вносились изменения в технологические схемы пунктов пропуска. 

В отделе и в пунктах пропуска госинспектора работают в автоматизированных сис-

темах «Аргус» и «Меркурий».  

В  электронной  форме  в  системе  «Меркурий»  госинспекторами  оформлено  19  вете-

ринарных сертификатов, из них: 

- сертификатов форм 6.1 - 16  
- сертификатов форм 6.2 – 2.  
Проведено  обучение  специалистов  Службы  ветеринарии  правилам  выдачи  ветери-

нарных сертификатов в системе «Меркурий».  

 
 
 

183

 

 

7.2.4. Осуществление внутреннего государственного ветеринарного надзора  

 

На территории Астраханской области зарегистрировано 1550 поднадзорных отделу 

объектов (СББЖ – 14, СХП – 66, племенные хозяйства – 12, птицефабрики – 5, крестьян-
ские фермерские хозяйства  – 1091, прудовые хозяйства  – 140, муниципальные образова-
ния  – 177, скотомогильники  – 3, техническое сырье  – 10, кормов  –  6, предприниматели, 
занятые фармацевтической деятельностью -26).  

В 2012 году государственными инспекторами отдела проведено 255 инспекций под-

надзорных объектов, из них 177 плановые проверки:  

- ГБУ АО «Астраханская областная ветеринарная станция» - 1;  
- муниципальные образования (сельсоветы) – 32;  
- предприятий, занимающихся хранением и реализацией кормов – 3;  
- крестьянские фермерские хозяйства – 127; 
- рыболовецкие колхозы – 10; 
- племенной завод – 1; 
- промышленное свиноводческое предприятие – 1; 
- зоомагазин – 1; 
- ФГУ «Астраханмелиоводхоз» - 1.  
При проведении 177 плановых проверок выявлено 59 нарушений ветеринарного за-

конодательства РФ, в т.ч. при инспекции:  

- ГБУ АО  «Астраханская областная ветеринарная станция» - 2 (составлено 2 прото-

кола по ч. 1  ст. 10.6 КоАП РФ на начальника станции и ветеринарного врача лечебного 
отдела, при этом выдано 1 предписание на начальника станции);  

- муниципальных образований – 12 (на территории разбросаны биологические отхо-

ды; биологические отходы утилизируются в скотомогильник не отвечающий требованиям 
ветеринарно-санитарных правил);  

-  рыболовецких  колхозов  и хозяйств  –  5  (на  территории  разбросаны  биологические 

отходы; не проведении плановой профилактической дезинфекции животноводческих по-
мещений);  

-  ЗАО  племенной  завод  «Юбилейный»  -  2  (составлено  2  протокола  по  ч.  1  ст.  10.6 

КоАП РФ на юридическое и на должностное лица);  

- крестьянских фермерских хозяйств, занятых разведением и содержанием животных 

–  35  (не  проведена  ежегодная  профилактическая  дезинфекция  помещений;  в  хозяйствах 
планы противоэпизоотических мероприятий выполняются не в полном объеме); 

-  промышленное  свиноводческое  предприятие  –  1  (уничтожение  биологических  от-

ходов в хозяйстве осуществляется сжиганием в одной вырытой яме без последующего за-
капывания несгоревших неорганических остатков в этой яме); 

- СПК «Марфинский» - 1 (на территории хозяйства разбросаны биологические отхо-

ды);  

-  1  нарушение  при  инспекции  зоомагазина  (отсутствие  ветеринарных  сопроводи-

тельных документов на корма для непродуктивных животных).  

 Кроме  того,  во  исполнение  плана  проверок  деятельности  органов  государственной 

власти РФ по исполнению переданных им полномочий РФ в области ветеринарии, были 
проведены 3 плановые проверки Службы ветеринарии Астраханской области на предмет 
установления и отмены ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астра-
ханской области. В ходе проверки установлено, что в нескольких неблагополучных пунк-
тах по бруцеллезу крупного рогатого скота не установлены ограничительные мероприятия 
(карантин),  решения  об  установлении  ограничительных  мероприятий  руководителем 
Службы  ветеринарии  –  главным  госветинспектором  Астраханской  области  Ю.В.  Евтее-
вым приняты не были. Тем самым Ю.В. Евтеев привлечен к  административной ответст-
венности по ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ. 

184

 

 
По  поручению  Первого  заместителя  Председателя  Правительства  РФ  В.А.  Зубкова 

от 16.03.2012 г. ВЗ-П11-25пр проведены 15 внеплановых выездных проверок охотничьих 
хозяйств  расположенных  на  территории  Астраханской  области  на  предмет  выполнения 
ветеринарно-профилактических  и  противоэпизоотических  мероприятий  по  защите  охот-
ничьих  ресурсов  от  болезней,  утвержденных  Приказом  Минприроды  России  от 
10.11.2011года  №  491.  Кроме  того  10  охотхозяйств  Астраханской  области  проверены  с 
районными прокуратурами. По результатам проверок были подготовлены справки: 

- Енотаевский р-н - 2 охотхозяйства («Енотаевское», «Замъяновское»);  
- Лиманский р-н - 2 охотхозяйства («Камышевское», «Лиманское»); 
- Наримановский р-н - 2 охотхозяйства («Наримановское», «Подстепное»); 
- Икрянинский р-н - 2 охотхозяйства («Бэровское», «Икрянинское»); 
- Приволжский р-н - 1охотхозяйство («Приволжское»);  
- Красноярский р-н - 1 охотхозяйство («Красноярское»); 
Анализ результатов проверок 15-ти охотхозяйств показал следующее: 
- договоры на ветеринарное обслуживание имеются только в 3-х охотхозяйствах; 
-  документы,  подтверждающие  использование  лечебных  ветеринарных  препаратов 

только в 6-ти охотхозяйствах; 

-  справки  об  объемах  охотничьих  животных/охотничьих  ресурсов  –  в  9-ти  охотхо-

зяйствах; 

- подкормочные площадки для диких животных имеются - в 10-ти охотхозяйствах и 

размещены  в  местах  недоступных  для  домашнего  скота  (отсутствие  подкормочных  пло-
щадок в ряде охотхозяйств объясняется тем, что диких животных, для которых площадки 
обустраиваются,  в  районе  не  имеется  к  примеру:  «Приволжское»  охотхозяйство  в  При-
волжском районе).  

-  во  всех  проверенных  охотхозяйствах  нет  документов,  подтверждающих  контроль 

за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых 
диких животных;  

-  документы,  подтверждающие  информирование  органа  исполнительной  власти 

субъекта, уполномоченного в области ветеринарии, при обнаружении трупов павших осо-
бей диких животных (охотресурсов), проведение диагностических исследований, и утили-
зации их трупов, представлены только 3-мя охотхозяйствами; 

-  эпизоотическое  состояние  охотхозяйств  контролируется  райветстанциями,  в  ос-

новном, по результатам добычи животных в охотхозяйствах составляются акты отстрела, 
трупы  охотпользовательных  животных  из  проверенных  охотхозяйств  не  направлялись  в 
ветеринарные лаборатории для подтверждения диагноза; 

- сертификаты качества на зерноотходы не имеются;  
-  с  целью  мониторингового  исследования  дикого  кабана  на  АЧС  в  охотхозяйствах 

производится отстрел животных с последующей обработкой материала.  

Ввиду  неполноты  выполнения  ветеринарно-профилактических  и  противоэпизооти-

ческих мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней уполномоченным орга-
нам – службе природопользования и охраны окружающей среды по Астраханской области 
и службе ветеринарии Астраханской области рекомендовано принять в пределах их ком-
петенции  соответствующие  меры.  Таким  образом,  результаты  проверок  показали  невы-
полнение  охотхозяйствами  большинства  позиций,  изложенных  в  Приказе  Минприроды 
России от 10.11.2011года № 491. 

Также  проведены  3  внеплановые  проверки  Службы  ветеринарии  Астраханской  об-

ласти. В ходе проведения проверки были выявлены недостатки в деятельности должност-
ных лиц государственной ветеринарной службы за недопущением распространения виру-
са АЧС на территории Астраханской области:  

1. Не в полном объеме реализуется план мониторинга эпизоотической ситуации по 

АЧС на территории Астраханской области;  

185

 

 
2. Затягивание проведения исследований проб патологического материала от диких 

кабанов и проб сыворотки крови от домашних животных;  

3. Не контролируется отбор проб от павших домашних свиней для исследования на 

АЧС;  

4.  Мониторинговые  эпизоотические  исследования  не  проводятся  в  специализиро-

ванных свиноводческих предприятиях;  

5.Отсутствует объективный учет поголовья свиней. 
В соответствии с Решением оперативного противоэпизоотического штаба при Пра-

вительстве Астраханской области от 14.03.2012 года утвержден План по предупреждению 
заноса и распространения вируса АЧС, в соответствии с которым: 

- продолжается мониторинг по АЧС домашних и диких свиней; 
- усилен контроль за соблюдением ветеринарных норм и правил содержания свиней 

и требований к свиноводческим предприятиям по соблюдению режима «закрытого типа»; 

- ведется учет за движением поголовья свиней; 
-усилен контроль за ввозимой продукцией свиноводства, живых свиней; 
-  наложены  ограничения  по  продажам  свиноводческими  предприятиями  всех  форм 

собственности молодняка свиней физическим и юридическим лицам; 

- запрещено использовать не проваренные кухонно- столовые отходы на корм свинь-

ям. 

В  2012  году    проведены  3  заседания  оперативного  противоэпизоотического  штаба 

при Правительстве Астраханской области, 3 заседания межведомственного оперативного 
штаба по координации деятельности по предотвращению распространения инфекционных 
болезней.  На  заседании  межведомственного  оперативного  штаба  по  координации  дея-
тельности  по  предотвращению  распространения  инфекционных  болезней  разработаны  и 
утверждены: 

-  «План совместных мероприятий по пресечению незаконного ввоза и оборота под-

надзорных  грузов,  перемещаемых  по  территории  Астраханской  области  на  2012  –  2015 
гг.» Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по 
Астраханской области, с Управлением МВД России по Астраханской области и  службой 
ветеринарии Астраханской области;  

-  «План совместных мероприятий по пресечению незаконного ввоза и оборота мяса 

и мясопродукции на территории Астраханской области на 2012-2015 гг.» Управления Фе-
деральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской облас-
ти, Управления МВД России по Астраханской области и Астраханской таможни;  

-  разработан  проект  «Плана  совместных  мероприятий  по  пресечению  незаконного 

оборота грузов, подконтрольных госветнадзору, перемещаемых по территории Астрахан-
ской области авиа, железнодорожным и водным транспортом на 2012 – 2015 гг.» Управ-
ления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астрахан-
ской области и Астраханского ЛО МВД на транспорте. 

В  соответствии  с  приказом  Россельхознадзора  «О  направлении  на  повышение  ква-

лификации» в текущем году 1 сотрудник отдела прошел курсы повышения по теме:  «По-
вышение эффективности осуществления федеральными органами исполнительной власти 
возложенных на  них  функций  контроля  (надзора)  в  соответствующих  сферах  деятельно-
сти» в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной служ-
бы при Президенте Российской Федерации Астраханский филиал». По окончанию курсов 
сотрудник получил соответствующее удостоверение.  

Согласно  составленного  отделом  реестра  на  территории  области  осущест в-

ляют свою деятельность всего 1090  предприятий, в том числе предприятия по хране-
нию, переработке, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов. 

В 2012 году запланировано 286 инспекций, проведено плановых проверок государ-

ственными  инспекторами  отдела  всего  272  инспекции  поднадзорных  объектов,  из  них 
подразделения государственной ветеринарной службы – 1; инспекции предприятий, зани-

186

 

 

мающихся заготовкой, хранением, переработкой мяса и мясопродуктов  - 25; рыбы и ры-
бопродуктов  -  40;  молока,  молочного  сырья  и  молочных  продуктов  –  1;  предприятия  по 
разведению и содержанию с/х животных и птиц – 45; прочие предприятия и организации – 
160  (из  них  образовательные  учреждения  –  114;  воинские  части  –  3;  юридические  лица, 
индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оптового оборота животноводческой 
продукции  –  22,  учреждения  здравоохранения  –  8,  социальные  учреждения  –  11,  рынки 
продовольственные - 2). Проверки проводились согласно плану проверок, утвержденного 
Прокуратурой Астраханской области и размещенного на официальном сайте Управления 
Россельхознадзора по АО.  

При проведении 272 плановых проверок выявлено 73 нарушения ветеринарного за-

конодательства, в том числе при инспекции предприятий, занимающихся заготовкой, хра-
нением, переработкой мяса и мясопродуктов - 3; рыбы и рыбопродуктов - 11; предприятия 
по разведению и содержанию с/х животных и птиц  – 1; прочих предприятий и организа-
ций – 58 (из них образовательные учреждения – 50; рыбы и рыбопродуктов – 1; учрежде-
ния здравоохранения – 1, социальные учреждения – 7).  

Всего проведено внеплановых проверок – 58. 
По поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Феде-

рации В.А. Зубкова от 22.03.2012 г. № ВЗ-П11-1580 проведено 10 внеплановых проверок в 
отношении  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей,  осуществляющих 
деятельность в сфере производства и оборота мяса свинины и продуктов его переработки, 
в целях недопущения распространения африканской чумы свиней.  

На основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Фе-

дерации  А.В.  Дворковича  от  10.08.2012  г.  №  АД-П11-58  пр  проведено  22  внеплановые 
проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осущест-
вляющих деятельность в сфере производства и оборота мяса свинины и продуктов его пе-
реработки, в целях недопущения распространения африканской чумы свиней.  

На основании приказа Россельхознадзора № 569 от 12.11.2012 по поручению Замес-

тителя  Председателя  Правительства  Российской  Федерации  А.В.  Дворковича  (протокол 
заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышлен-
ного и рыбохозяйственного комплексов от 24.10.2012 г. № 2) проведено 23 внеплановые 
проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осущест-
вляющих деятельность в сфере производства и оборота мяса свинины и продуктов его пе-
реработки, в целях недопущения распространения африканской чумы свиней.  

По требованию Ахтубинской городской Прокуратуры № 7-25-п от 05.12.2012 прове-

дены 3 внеплановые проверки предприятий, занимающихся заготовкой, хранением, пере-
работкой рыбы и рыбопродуктов.  

Нарушений при проведении внеплановых проверок не выявлено. 
Прокуратурой Ленинского района г. Астрахани было возбуждено дело об админист-

ративном правонарушении в отношении заведующей ЛВСЭ № 3 по факту нарушения ве-
теринарно-санитарных правил предусмотренных ст. 10.8 КоАП РФ. Постановления о воз-
буждении производства по делам об административных правонарушениях для исполнения 
направлены  в  Управление  Россельхознадзора  по  Астраханской  области.  По  результатам 
рассмотрения назначен административный штраф на общую сумму 3000 рублей.  

В ходе контрольно-надзорных мероприятий в отношении граждан, осуществляющих 

реализацию  продукции  животного  происхождения,  было  составлено  102  протоколов  об 
административных правонарушениях, которые не включены в отчетные формы, ввиду то-
го,  что  проведение  такого  рода  инспекций  допускается  без  распоряжения  согласно  ФЗ 
№294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима-
телей  при  осуществлении  государственного  контроля  (надзора)  и  муниципального  кон-
троля». 16 протоколов составлено за неуплату административных штрафов по ч.1 ст.20.25 
КоАП РФ. 

187

 

 
Управлением разработан и утвержден совместно со службой ветеринарии «План го-

сударственного  ветеринарного  лабораторного  мониторинга  остатков  запрещенных  и 
вредных  веществ  в  организме  живых  животных,  продуктах  животного  происхождения и 
кормах на территории Астраханской области». 

В  2012  году  проведены  мероприятия  по  отбору  проб  продукции  животного  проис-

хождения на всей территории Астраханской области в рамках исполнения  «Плана мони-
торинговых  ветеринарных  лабораторных  исследований  продуктов  животного  происхож-
дения и кормов на территории Астраханской области» для отправки в ФГБУ «Саратовская 
межобластная ветеринарная лаборатория» г. Саратов. По плану требовалось отобрать 199 
проб, из них: 28 проб кормов и 171 проба продукции животного происхождения. Отобра-
но 186 проб продукции животного происхождения с предприятий по переработке мясной, 
рыбной и другой продукции, а также у граждан (ЛПХ). 

В  рамках  исполнения  плана  мониторинга  отобраны  и  направлены  для  проведения 

исследований в ФГБУ «НЦБРП» г. Москва 24 пробы рыбы.  

Всего  по  плану  мониторинга  отобрано  –  210  проб  сырья  и  продукции  животного 

происхождения. 

Получены  результаты  лабораторных  исследований  образцов  вышеуказанных  проб, 

отобранных в г. Астрахани и районах Астраханской области. Все образцы по исследован-
ным  показателям  соответствуют  требованиям  СанПиН  2.3.2.1078-01, а  так  же  Федераль-
ному закону от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молоч-
ную  продукцию»,  а  так  же  «Единым  санитарно-эпидемиологическим  и  гигиеническим 
требованиям  товарам,  подлежащим  санитарно-эпидемиологическому  надзору  (контро-
лю)», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299, 
за исключением 6 проб рыбы мороженой (филе) - выявлено превышение по показателям 
КМАФАнМ, БГКП и в 1 пробе молочной продукции (брынза) выявлено превышение по 
показателям БГКП, Staphylococcus aureus. Некачественная продукция снята с реализации, 
помещена на временное хранение до проведения повторного отбора проб, и дополнитель-
ных исследований в ГБУ АО «Астраханская областная ветеринарная лаборатория» в рам-
ках усиленного лабораторного контроля. 

Повторные исследования дали отрицательный результат, продукция по исследован-

ным  показателям  соответствуют  требованиям  СанПиН  2.3.2.1078-01, а  так  же  Федераль-
ному закону от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молоч-
ную  продукцию»,  а  так  же  «Единым  санитарно-эпидемиологическим  и  гигиеническим 
требованиям  товарам,  подлежащим  санитарно-эпидемиологическому  надзору  (контро-
лю)», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299.  

Должностные  лица  отдела  совместно  со  службой  ветеринарии  области  и  службой 

УФСИН России по Астраханской области провели совместные мероприятия по факту вы-
явления мясной продукции (сосиски говяжьи), произведенные ФГУП «Кубанское» ФСИН 
России по Краснодарскому краю, поступившей в адрес УФСИН России по Астраханской 
области  по  ветеринарному  свидетельству  ф.  №  2  223  №  5706246  от  13.10.2012г.  общим 
весом 5004 кг., и отобрали пробы данной продукции для проведения лабораторных иссле-
дований  (выявление  генетического  материала  возбудителя  африканской  чумы  свиней 
(АЧС)).  Указанная  продукция  находилась  на  ответственном  изолированном  хранении  в 
складских помещениях Учреждений ФСИН России по Астраханской области до особого 
указания. 

По результатам экспертиз при исследовании в ГБУ АО «Астраханская областная ве-

теринарная лаборатория» и в ГНУ ВНИИВВиМ г. Покров, Владимировской области гене-
тический  материал  возбудителя  африканской  чумы  свиней  (АЧС)  не  выявлен.  Данная 
продукция, подвергнута в ходе её изготовления термообработке, следовательно – отсутст-
вует ветеринарный риск, связанный с данной продукцией, а так же на основании указания 
Россельхознадзора от 16.11.2012 г. № ФС-НВ-2/15288, было принято решение об исполь-
зовании указанной партии продукции (сосиски говяжьи) без ограничений. 

188

 

 
Всего за 2012 год обнаружено без ветеринарных сопроводительных документов: ры-

бы и рыбопродукции – 5423,66 кг; мясо и мясопродукции – 120,54 кг; мяса кур –131,8 кг; 
яйца куриного – 1444 шт. 

Не проведено 14 проверок по следующим причинам:  
1.  Федеральное  государственное  учреждение  «Южный  окружной  медицинский 

центр Федерального медико-биологического агенства» Филиалы: Правобережная больни-
ца ФГУ «ЮОМЦ ФМБА» России; Клиническая больница №2 ФГУ «ЮОМЦ ФМБА» Рос-
сии г. Астрахань – докладная записка о невозможности уведомления; 

2.  КФХ  Закурдаев  Николай  Вениаминович  с.Капустин  Яр  Ахтубинский  район  – 

докладная записка о прекращении деятельности; 

3.  КФХ  КФХ  Абдулин  Фарит  Мадиевич  с.Успенка  Ахтубинский  район  –  доклад-

ная записка о прекращении деятельности; 

4.  ИП Назарова Х.Р. Володарский район в связи со смертью;  
5.  «Астраханская  специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-

интернат III -IV видов» г. Астрахань докладная записка о перерегистрации; 

6.   КФХ  Богатырёва  Анна  Николаевна  докладная  записка  в  связи  с  фактическим 

отсутствием;  

7.   КФХ Трофимова Елена Ивановна докладная записка о прекращении деятельно-

сти;  

8.   КФХ Энгамов Хамзат Хаписович докладная записка в связи с отсутствием гла-

вы (находится в следственном изоляторе); 

9.  ООО ПКФ «Гиндукуш» - прекращение деятельности на территории АО; 
10.  КФХ Камавов М.Я. - прекращение предпринимательской деятельности; 
11.  СПК «Тишковские пруды» - прекращение деятельности; 
12.  КФХ Ромазанов В.А. – в связи с неизвестным местонахождением; 
13.  ИП Ажмуллаев Р.Ш. - прекращение предпринимательской деятельности; 
14.  МДОУ  «ДСКВ  «Кораблик» г. Нариманова»  прекращение предпринимательской 

деятельности в связи с реорганизацией. 

Имелось 8 случаев прекращения дел по ст. 10.8 КоАП РФ, из них 5 из-за истечения 

сроков давности привлечения к административной ответственности (дела были возбужде-
ны в отношении граждан, осуществляющих реализацию продукции животного происхож-
дения без ветеринарных сопроводительных документов); 2 дела прекращены по малозна-
чительности (вынесено устное замечание); 1 в связи со смертью правонарушителя. 

Итого за отчётный период по отделу выявлено 175 нарушений ветеринарного зако-

нодательства. Составлено 194 протоколов, из них по ч. 1 ст. 10.6 – 3; по ст. 10.8 – 176 про-
токолов (1 протокол составлен; по ст. 20.25 – 16 протоколов. Выдано 72 предписания. 

В сведения об административных правонарушениях в области ветеринарии (прило-

жение  №  10)  включены  показатели  только  при  проведении  отделом  контрольно-
надзорных мероприятий на подконтрольных объектах.

 

Всего  наложено  штрафов  на  сумму  318,5  тысяч  рублей,  взыскано  265,6  тысяч 

рублей, что составляет 83% взыскиваемости (17% - от суммы не взыскано в связи с ве-
дением судебного и административного производства).  

 

7.2.5. Государственный надзор в области внутреннего карантина растений и семено-

водства, надзора за качеством зерна 

 
Всего при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля в 

области внутреннего карантина растений было выявлено  201 (в 2011г  -166) администра-
тивное правонарушение, по которым составлено 236 протоколов (в 2011г -171 протокол). 

Количество возбужденных административных дел в 2012году -244 ( в 2011-183), в 

том  числе  8  при  проведении  совместных  мероприятий  с  сотрудниками  районных  про-
куратур.  

189

 

 
По выявленным правонарушениям при проведении надзора (контроля) за соблюде-

нием законодательства РФ за выполнением юридическими лицами и гражданами норма-
тивных правовых актов в области карантина растений было: 

- наложено административных штрафов на сумму - 61,0 тыс. рублей, (в 2011г.- 88,0 

тыс. руб.),  

-  взыскано  административных  штрафов  на  сумму  -  61,3  тыс.  рублей  с  учетом  про-

шлых лет, в т.ч. в 2012г.-58,3 тыс.руб. тыс.рублей, (в 2011 г.- 99,1 тыс. руб.). 

Взыскиваемость составила – 100,5%, (в 2011г.- 112,6%). 
По выявленным правонарушениям  было выдано 141 предписание (в 2011г – 102) и 

144 предупреждения (в 2011г.-83). Все предписания выполнены в полном объеме в уста-
новленные сроки.  

Карантинное фитосанитарное обследование на выявление карантинных объектов. 
Земли сельскохозяйственного назначения составляют более 3,5 млн.га. На 01.01.2013 

года  на  территории  Астраханской  области  зарегистрировано  8  карантинных  объектов. 
Общая площадь заражения (засорения) –13437,7474 га. 

За  отчетный период было  проведено  контрольное  обследование на  выявление  каран-

тинных объектов, зарегистрированных на территории Астраханской области, на площади – 
65668,8 га,(в 2011г-167740,6 га.) в том числе:  

на  выявление  карантинных  вредителей  растений:-  на  общей  площади  3493,2  га.(в 

2011г.-2595,9 га.); 

на выявление карантинных растений сорняков: 
- амброзия полыннолистная; горчак ползучий (розовый) ; повилики; паслен колючий - 

на площади 61678 га.(в 2011г-165144,7га.).  

Карантинные  объекты  были  выявлены  на  ранее  зарегистрированных  очагах  на 

площади – 11879,1 га. (в 2011 г.- 6273,5 га.)  

Было  проведено  контрольное  обследование  на  выявление  карантинных  объектов,  от-

сутствующих на территории Астраханской области на площади  – 9554,4  га. Кроме того, в 
целях недопущения распространения опасного карантинного сорняка ценхруса малоцветко-
вого,  отсутствующего  на  территории  Астраханской  области  проведено  обследование  на 
площади 668,7 га. Карантинные объекты не обнаружены.  

Контрольные  фитосанитарные  обследования  на  выявление  карантинных  вредителей, 

зарегистрированных на территории Астраханской области, и отсутствующих в регионе про-
водилось визуально и с помощью феромонных ловушек, которые были расставлены на вы-
явление в количестве 3914 шт. (в 2011 году-781 шт.), в т.ч. 90 штук на выявление опасного 
вредителя пасленовых культур - томатной моли. 

В  трех хозяйствах на  картофеле  второго  урожая  были  выявлены  очаги  карантинного 

объекта - картофельной моли, отсутствовавшего ранее на территории Астраханской области, 
на общей площади -301,6 га.  

По представлению о наложении карантина в карантинной фитосанитарной зоне Распо-

ряжениями Правительства Астраханской области был наложен карантин в карантинной фи-
тосанитарной зоне по следующим карантинным объектам и на отдельных территориях му-
ниципальных образований: 

- картофельная моль на общей площади 497,6 га. - Лиманский район; 
- горчак ползучий Приволжского района на общей площади -33.5 га. 
По представлению о снятии карантина в карантинной фитосанитарной зоне Распоря-

жениями Правительства Астраханской области был снят карантин в карантинной фитосани-
тарной  зоне  по  следующим  карантинным  объектам  и  на  отдельных  территориях  муници-
пальных образований: 

- Американская белая бабочка - Лиманский, Харабалинский районы на общей площади 

0,9 га; 

-  Амброзия  полыннолистная–  на  территории  Лиманского  района  на  общей  площади 

32,2 га; 

190

 

 
- Повилики - на территории Черноярского района на общей площади 31,1 га; 
- Горчак ползучий (розовый) (на территориях Енотаевского, Черноярского районов на 

общей площади -437 га; 

- Паслен колючий - на территории Лиманского района на общей площади – 0,16 га; 
Согласно  плану  лабораторных  исследований  в  целях  фитосанитарного  контроля  на 

территории РФ  в  рамках реализации  мероприятий Россельхознадзора для  обеспечения  вы-
полнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО, закреплен-
ного за ФГБУ «ВНИИКР» на 2012 год были отобраны образцы на выявление:  

-  ожога  плодовых  культур  в  количестве  170  штук  и  отправлены  в  ФГБУ  ВНИИКР  г. 

Москва. 

Согласно предоставленных результатов экспертизы образцов плодовых культур на на-

личие  возбудителя  бактериального  ожога  плодовых  культур  в  Астраханской  области  -
возбудителя не выявлено.  

Проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов 

проводилось агротехническими и химическими методами.  

Мероприятия  по  локализации  и  ликвидации  очагов  карантинных  объектов  проводи-

лось агротехническими и химическими методами. Агротехнические мероприятия (вспашка, 
культивация,  скашивание,  прополка,  уничтожение  растительных  остатков  (картофельная 
моль),  затопление  )  проводились  на  площади  11651,7  га.(в  2011г-4607,3  га.),  химическими 
препаратами (препарат 30, фуфанон, арриво, актеллик, вертимект, Би-58 новый) против ка-
рантинных вредителей - на общей площади 726,8 га.(в т.ч. профилактические обработки на 
площади 304 га), с карантинными сорняками проводили обработку химическим препаратом 
торнадо на площади - 400 га. 

В выявленных очагах картофельной моли проводились и продолжают проводиться ме-

роприятия по локализации и ликвидации картофельной моли в хранилищах (обеззаражива-
ние клубней картофеля биологическим препаратом

 

лепидоцидом).  

 

7.2.6. Государственный карантинный фитосанитарный контроль и надзор (в т.ч. 

досмотр) при внутрироссийских перевозках и вывозе с территории Российской Фе-

дерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного 

груза) 

 
За отчетный период 2012 г. уполномоченными должностными лицами отдела прове-

ден мониторинг подкарантинных грузов: 

- подкарантинной продукции импортного происхождения: 
Всего: - 3719,0 тонн, 26814 пакетов. 
Выдано: 391 карантинный сертификат, 843 фитосанитарных сертификата. 
За  отчетный  период  в  качестве  мониторинга  проконтролировано  200  сертификатов 

качества, выданных испытательной лабораторией Астраханского филиала ФГБУ «Всерос-
сийский  центр  карантина  растений»,  из  них  133  сертификата  на  продукцию,  отправлен-
ную на экспорт, объем которой составил  225,6 тыс. т. и 67 сертификатов на продукцию, 
поступившую по импорту, объем которой составил 4,23 тыс. тонн.  

Также  проводился  мониторинг  за  выдачей  протоколов  испытаний  в  количестве  82 

штук на коммерческую продукцию, объем которой составил 11,3 тыс. тонн. Объем иссле-
дованного  зерна  и  продуктов  его  переработки  ИЛ  Астраханского  филиала  ФГБУ 
«ВНИИКР» составил 241,13 тыс.тонн, просертифицированного зерна и продуктов его пе-
реработки - 229,83 тыс. тонн.  

В 2012 году для производства зерновых культур и риса собственным семенным ма-

териалом  сельхозпроизводители  были  обеспечены  на  40%,  оставшаяся  часть  семенного 
материала ввезена из других регионов.  

Потребность  в  семенном  картофеле  на  50%  обеспечилась  выращенным  в  области, 

оставшаяся часть завезена из других областей. 

191

 

 
На 2012 год было запланировано 158 проверок, проведено 157, что составляет 99% 

по отношению к плану. Одно контрольное мероприятие не проведено по причине воспре-
пятствования  законной  деятельности  должностного  лица  органа  государственного  кон-
троля (надзора) по проведению проверки. По протоколу ч.1 ст.19.4.1. КоАП РФ мировым 
судьей  вынесено  решение  в  пользу  Управления  Россельхознадзора  по  Астраханской  об-
ласти и главе КФХ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 
рублей. 

За  отчетный  период  специалистами  отдела  проведено  219  контрольно-надзорных 

мероприятий  по  соблюдению  требований  законодательства  РФ  в  области  семеноводства 
сельскохозяйственных растений, из них: 

- 157 плановых проверок,  
- 7 внеплановых проверок, 
- 55 проверок в отношении граждан. 
Выявлено  128  нарушений  требований  законодательства  в  области  семеноводства, 

составлено 128 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 133 поста-
новления о привлечении к административной ответственности из них: 

- 114 постановлений о наложении штрафа  
- 19 постановлений о вынесении предупреждения. 
Наложено административных штрафов на сумму 86,1 тыс. руб., взыскано 81,1 тыс. 

руб., что составляет 94%.  

 На  юридическое  лицо составлен  протокол  по  ч.1  ст.20.25.КоАП  РФ  –  неуплата  ад-

министративного штрафа в срок. Остальные штрафы оплачены в добровольном порядке в 
установленные законом сроки. 

Вынесено 64 представления об устранении причин и условий, способствовавших со-

вершению административного правонарушения. О принятых мерах по устранению выяв-
ленных нарушений в указанные сроки сообщено в отдел.  

Проведено  24  проверки  по  выполнению  выданных  предписаний.  Все  предписания 

выполнены в указанные сроки.  

Сотрудниками  отдела  проконтролировано  75018  штук,  саженцев  плодово-ягодных 

культур, из которых 7833штуки посадочного материала реализовывались без документов, 
подтверждающих  сортовые,  посадочные  качества  и  их  происхождение.  По  результатам 
контрольных мероприятий составлено 42 протокола об административных правонаруше-
ниях из них: 

- 24 протокола по ст. 10.12 КоАП РФ. 
- 18 протоколов по ст.10.13 КоАП РФ.  
Основные нарушения при реализации: 
- реализация семян без документов, подтверждающих сортовые, посевные (посадоч-

ные) качества и их происхождение;  

- нарушение маркировки пакетиков (завышен срок реализации, нет ссылки на соот-

ветствующий  ГОСТ,  указанные  сорта  не  соответствуют  Реестру  селекционных  достиже-
ний, допущенных к использованию). 

Специалистами  отдела  совместно  с  сотрудниками  Прокуратуры  Астраханской  об-

ласти проведены 4 проверки в отношении должностных лиц по соблюдению требований 
законодательства в области семеноводства. 

По результатам проверок выявлено 5 нарушений из них: 
- 4 нарушения – использование семенного материала без документов, подтверждаю-

щих сортовые, посевные качества и их происхождение; 

-  1  нарушение  -  ведение  документации  на  семена  сельскохозяйственных  растений. 

Все виновные привлечены к административной ответственности.  

В  2012  году  на  территорию  региона  были  завезены  импортные  семена  овощных  и 

бахчевых культур с документами страны происхождения. Семена томатов, кукурузы, ка-

192

 

 

бачка,  арбуза,  редиса  в  количестве  6  партий  общим  весом  856  кг.  завезены  из  Франции. 
Нарушений не выявлено.  

Завезено 200 тонн семенного картофеля сорт Романо и Пикассо из Голландии. Весь 

поступивший семенной картофель прошел испытания на посадочные качества и соответ-
ствует требованиям нормативных документов. Нарушений не выявлено. 

На территорию области из Греции ввезены саженцы персика сорт Редхавен в коли-

честве 14100 штук. Ввезенные саженцы персика включены в Государственный реестр се-
лекционных достижений, допущенных к использованию. 

Проконтролировано  53055  шт.  саженцев  плодово-ягодных  культур,  следовавших 

транзитом из Узбекистана в Чувашскую республику. Весь посадочный материал имел не-
обходимые сопроводительные документы.  

По  фактам  использования  семян  без  документов,  подтверждающих  сортовые  и  по-

севные качества и их происхождение, выявлено 86 нарушений, составлено 86 протоколов 
об административных правонарушениях.  

Специалистами отдела проведен мониторинг качества семян с отбором проб в соот-

ветствии с требованиями государственных стандартов. За отчетный период отобраны об-
разцы от 32 партий весом 1716,1 тонн. 

  2 партии семян в количестве 90 тонн, не соответствуют требованиям нормативных 

документов. 

В  2012  г.  проконтролирована  21  партия  семенного  картофеля,  общим  весом  1265 

тонн, из  которых  925  тонн  семян  элиты  и  340  тонн  семян  1  репродукции  завезенных из 
других  регионов. Семенной  картофель  поступил  с  документами  о  сорте  и  качестве.  При 
закладке на хранение проведен клубневой анализ. Весь семенной картофель соответство-
вал требованиям нормативных документов. 

 

7.3. Государственная экологическая экспертиза 

 

Результаты работы в области экологического нормирования, разрешительной 

деятельности и государственной экологической экспертизы Управления Росприрод-

надзора по Астраханской области 

 

В 2012 году утверждено 292 норматива выбросов вредных (загрязняющих) веществ в 

атмосферный воздух, выдано 193 разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмо-
сферный воздух.  

Основными и значимыми пронормированными объектами являются: 

-  строительство  поисково-оценочных  скважин  на  месторождениях  Ракушечное, 

Сарматской, Широтной, Западно-Сарматских площадях №1 и №2 в пределах лицензион-
ных участков ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» в акватории Каспийского моря; 

-  расширение  нефтепроводной  системы  «Каспийская  трубопроводная  система» 

ЗАО  «Каспийский  трубопроводный  консорциум-Р»  (реконструкция  существующей  неф-
теперекачивающей станций (НПС), строительство новой НПС и т.д.). 

Согласовано  4  проекта  нормативов  допустимых  сбросов  загрязняющих  веществ  в 

водные объекты. Выдано 8 разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объек-
ты. 

Большая  часть  утвержденных  сбросов  относится  к  нормативно  чистым  водам  от 

воспроизводства  рыбных  ресурсов,  а  именно  от  осетровых  рыбоводных  заводов  Астра-
ханской области «Сергеевский», «Лебяжий», «Житнинский». 

В 2012 году поступило на рассмотрение 672 материала на утверждение нормативов 

образования отходов и лимитов на их размещение. Рассмотрено 689 материалов (с учетом 
переходящих 2011 года), из них утверждено 512, по 177 материалам принято решение об 
отказе. Рассмотрение материалов проводилось без нарушения сроков. Основанием для от-

193

 

 

казов  послужило  наличие  недостоверной  информации  в  составе  предоставленных  мате-
риалов. 

Крупными природопользователями, которым в 2012г были установлены нормативы 

образования отходов и лимитов на их размещение, являются ОАО «Газпром добыча Аст-
рахань» и ОАО «Российские железные дороги». 

В 2012 году поступило 1766 материалов по обоснованию класса опасности отходов, 

рассмотрено 1760 (с учетом переходящих 2011 года) материалов. В центральный аппарат 
Росприроднадзора направлено 553 материала по обоснованию класса опасности отходов. 

За отчетный период Управлением организовано и проведено 2 государственные эко-

логические  экспертизы  «Биологическое  обоснование  общих  допустимых  уловов  (ОДУ) 
водных биоресурсов в Волго-Каспийском рыбохозяйственном подрайоне (р.Волга, ее во-
дотоки) на 2013г.»и обе получили положительные заключения. 

На  территории  Астраханской  области  насчитывается  9700  плательщиков  за  НВОС. 

За 2012 год в бюджеты всех  уровней поступила плата за НВОС в размере 88657,47 тыс. 
рублей, что составляет 82 % от плановых показателей, установленных Федеральной служ-
бой по надзору в сфере природопользования на 2012 год, из них:  

-  за  выбросы  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  от  стационарных  ис-

точников – 9666,40 тыс. рублей; 

-  за  выбросы  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  от  передвижных  ис-

точников – 2797,51 тыс. рублей; 

-  за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – 14508,98 тыс. рублей; 
-  за размещение отходов – 61684,58 тыс. рублей. 

В  целях  сокращения  количества  нарушений  требований  природоохранного  законо-

дательства  хозяйствующими  субъектами,  деятельность  которых  оказывает  негативное 
воздействие на окружающую среду, предприняты следующие меры: 

-  в  органы  исполнительной  власти  Астраханской  области  разосланы  информаци-

онно-разъяснительные письма, в которых Управление просит довести до сведения приро-
допользователей  информацию  о  необходимости  осуществления  платы  за  НВОС  и  воз-
можной административной ответственности за неуплату в срок, занижение суммы плате-
жа; 

-  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подлежащим феде-

ральному государственному экологическому контролю, разосланы уведомления об обяза-
тельности  предоставления  расчетов  платы  за  негативное  воздействие  на  окружающую 
среду. 

Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в 

отчетный период экспертиза не проводилась. 

 

 

7.4. Лицензирование природопользования 

 

7.4.1. Углеводородное сырье 

 

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на тер-

ритории  Астраханской  области  распоряжение  участками  недр,  содержащими  углеводо-
родное  сырье,  осуществляется  Управлением  по  недропользованию  по  Астраханской  об-
ласти (Астраханьнедра). 

Всего по состоянию на 01.01.2013 действует 30 лицензий на пользование участка-

ми недр, из которых 25 участков находятся на суше и 5 участков на прилегающей аквато-
рии Каспийского моря. 

 
 

194

 

 

7.4.2. Общераспространенные полезные ископаемые 

 
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Астра-

ханской области министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Ас-
траханской области осуществляется предоставление права пользования участками недр ме-
стного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые. 

Так, в 2012 году оформлены и выданы 7 лицензий на право пользования участками 

недр, расположенными на территории Астраханской области. В связи с нарушением усло-
вий пользования недрами досрочно прекращен срок действия 4 лицензий, приостановлен 
срок действия 2 лицензий. В связи с необходимостью завершения разработки продлен срок 
пользования 3 участками недр. 

По состоянию на 01.01.2013 действуют 51 лицензия на пользование участками недр, 

содержащими общераспространенные полезные ископаемые, работы на которых осущест-
вляют 43 недропользователя. 

 

7.5. Финансовое обеспечение 

 
Согласно Закону Астраханской области от 01.12.2011 №97/2011-ОЗ «О бюджете Ас-

траханской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» службе приро-
допользования и охраны окружающей среды выделены бюджетные ассигнования из бюд-
жета  Астраханской  области  в  сумме  45329,34  тыс.  руб.  Сведения  о  финансировании  и 
фактическом  расходовании  средств  бюджета  Астраханской  области  представлены  в  сле-
дующей табл. 7.6.1. 

 

Таблица 7.6.1. 

 

Сведения о финансировании  

и фактическом расходовании средств бюджета Астраханской области 

 

Наименование расходов 

КБК 

План, 

тыс. руб. 

Факт, 

тыс. руб. 

Отклоне-

ние +/-, 

тыс.руб. 

Другие вопросы в области охраны 
окружающей среды 

06050020400012  25919,90 

25807,30 

-112,60 

Другие вопросы в области охраны 
окружающей среды; реализация 
государственных функций в об-
ласти охраны окружающей среды; 
выполнение функций государст-
венными органами 

06054120100012 

199,10 

188,0 

-11,10 

Другие вопросы в области охраны 
окружающей среды; реализация 
региональных программ повыше-
ния эффективности бюджетных 
расходов; реализация программы 
повышения эффективности бюд-
жетных расходов 

06055202400021 

172,64 

172,64 

Охрана объектов растительного и 
животного мира и среды их оби-
тания; обеспечение деятельности 
подведомственных учреждений; 
субсидии государственным бюд-

06034119900821  16568,10 

16568,1 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..