ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ - часть 11

 

 

163

 

 

Всего в 2012 году проведено 610 контрольно-надзорных мероприятий, а именно:78 

плановых проверок; 104 внеплановые проверки;92 рейдовых мероприятия; 295 админист-
ративных расследований;19 проверок предлицензионного контроля; 22 выезда в качестве 
специалистов, привлечённых органами прокуратуры к проверкам. 

Показатель количества проведённых в отчетном периоде контрольно-надзорных ме-

роприятий на 294 ед. больше, чем аналогичный показатель 2011 года. 

Плановые и внеплановые проверки проводились строго в рамках Федерального За-

кона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуще-
ствлении  государственного  контроля  (надзора)  и  муниципального  контроля»  от 
26.12.2008№294-ФЗ. 

План проверок выполнен на 100%. 
Из 104 внеплановых проверок:  

2 проверки по требованию органов прокуратуры (2%); 

4 проверки по обращениям граждан (6%); 

78 проверок по исполнению ранее выданных предписаний (75%); 

17 проверок по обращениям госорганов, в том числе АРО ВООП (16%); 

3 проверки по распоряжениям ЦА Росприроднадзора (3%). 

Динамика увеличения внеплановых проверок обусловлена организацией в Управле-

нии строгого контроля исполнения ранее выданных предписаний. 

В  2012  году  административные  расследования  проводились:  по  надзору  в  области 

охраны  атмосферного  воздуха,  по  водному  надзору,  по  земельному  надзору,  по  общим 
видам надзора. 

В целях повышения эффективности надзорных мероприятий за внесением платы за 

негативное воздействие на окружающую среду (далее  – НВОС) в установленные законо-
дательством Российской Федерации сроки Управлением организована и проведена работа, 
направленная  на  привлечение  неплательщиков  платы  за  НВОС  к  административной  от-
ветственности по ст. 8.41 КоАП РФ, а именно: 

-  утвержден приказ Управления от  17.08.2012 № 896  «Об  упорядочении процедуры 

привлечения  к  административной  ответственности  лиц,  совершивших  административное 
правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях»; 

-  проведено  100  административных  расследований  по  фактам  невнесения  платы  за 

НВОС, к административной ответственности привлечены как юридические, так и должно-
стные лица. 

В  обеспечение  экологической  безопасности  на  территории  Астраханской  области 

вносит свой вклад проведение Управлением рейдовых мероприятий. 

В 2012 году рейдовые мероприятия проводились: 

в  целях  проверки  соблюдения  хозяйствующими  субъектами  водного 

законодательства Российской Федерации; 

во  исполнение  приказа  Росприроднадзора  от  16.08.2011  №  610  «Об 

утверждении  плана  комплексных  мероприятий  по  предотвращению,  выявлению  и 
ликвидации  несанкционированных  свалок  твердых  бытовых  отходов  на  территориях 
субъектов Российской Федерации»; 

в целях выявления фактов безлицензионной добычи соли. 

В 2012 году госинспекторы Управления приняли участие в качестве специалистов в 

22 проверках органов прокуратуры. 

В первой половине 2012 года выдано 15 лицензий на сбор, использование, обезвре-

живание,  размещение  отходов  I  –  IV  класса  опасности.  Во  второй  половине  2012года  в 
связи с отменой лицензирования на сбор и использование отходов, количество заявлений 
на предоставление лицензий значительно снизилось и составило всего 6 заявочных мате-
риалов и как следствие: снизилось число мероприятий по предлицензионному контролю. 

164

 

 
 

 

 
Всего  в  результате  контрольно-надзорных  мероприятий  выявлено  348  нарушений, 

устранено – 315, что составило 91 %, в том числе 77 нарушений, перешедших с 2011 года. 

Доля  устраненных  нарушений  из  числа  выявленных  нарушений  в  сфере  природо-

пользования  выше  планового  значения  показателей  оценки  деятельности  территориаль-
ных органов Росприроднадзора на 28%. 

По  результатам  контрольно  надзорных  мероприятий  выдано  306  предписаний  и 

представлений, исполнено 263 предписания и представления, что составило 86%. 

 

 

 
У остальных срок исполнения истекает в 2013 году. 
Доля предписаний, представлений, исполненных в отчетном периоде, в общем коли-

честве выданных предписаний, выше планового значения показателей оценки деятельно-
сти территориальных органов Росприроднадзора на 23%. 

За невыполнение предписаний в 2012 году составлено 39 протоколов по ч. 1 ст. 19.5 

КоАП РФ.  

В 2012 году за нарушение природоохранного законодательства к административной 

ответственности было привлечено 427 лиц, из них: 

- юридических – 194 лица; 
- должностных – 221 лицо; 
- физических – 12 лиц. 

В  2012  году  за  нарушение  природоохранного  законодательства  было  предъявлено 

административных штрафов на сумму 5069 тыс. рублей, взыскано 4514 тыс. рублей, что 
составило 89%. 

Доля взысканных сумм штрафов из числа, предъявленных к оплате, выше планового 

значения  показателей  оценки  деятельности  территориальных  органов  Росприроднадзора 
на 19%. 

В части взыскания штрафных санкций в 2012 году за неуплату административного 

штрафа в срок было составлено 40 протоколов по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ. 

165

 

 
В  2012  году  Управлением  предъявлено  ущербов  на  сумму  263,6  тыс.  руб.  (ФГУП 

«ФТ-Центр» - 259,28 тыс. рублей и ООО «Дреджинг-Инвест» - 4,32 тыс. рублей). 

В 2012 году возмещено ущерба всего на сумму 1935,38 тыс. рублей, в том числе: 

- ФГУП «ФТ-Центр» оплатило в добровольном порядке сумму ущерба - 259,28 тыс. 

рублей; 

- в  виде  проведения  восстановительных  работ  индивидуальный  предприниматель 

Романенко А.И. возместил ущерб, вменённый в 2011 году в размере 1676,1 тыс. рублей. 

У ООО «Дреджинг-Инвест» не истёк срок для добровольного возмещения ущерба. 
В 2012 году в судах обжаловалось 65 административно-процессуальных документов 

Управления, что составляет 14% от общего количества. В пользу Управления вынесено 31 
решение,  их  них  судами  общей  юрисдикции  –  26  и  апелляционными  инстанциями  –  5. 
Отменено 20 постановлений, из них судами общей юрисдикции  – 14 и апелляционными 
инстанциями – 6. 

Доля отмененных дел об административных правонарушениях в общем количестве 

составленных дел об административных правонарушениях  - 4% , что не превышает пла-
новое  значение  показателей  оценки  деятельности  территориальных  органов  Росприрод-
надзора. 

В  2012  году  госинспекторы  (4  человека)  Управления  приняли  участие  в  плановой 

проверке  Росприроднадзора  по  исполнению  службой  природопользования  и  охраны  ок-
ружающей  среды  Астраханской  области  переданных  полномочий  в  сфере  водных  отно-
шений, в области охраны объектов животного мира, не отнесенных к водным биологиче-
ским ресурсам, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области государст-
венной экологической экспертизы. Было выявлено 18 нарушений, выдано 9 предписаний. 
В ходе проведения внеплановой проверке выполнения этих предписаний установлено, что 
8  предписаний  выполнены  в  срок  и  в  полном  объёме.  За  неисполнение  1  предписания 
(осуществлять выдачу и рассмотрение разрешительных документов водопользования) со-
ставлен протокол по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и установлен новый срок исполнения. 

В 2012 году поступило 185 обращений граждан, из них:  

- по 102 обращениям были приняты меры Управлением, 
- 83 обращения перенаправлены по подведомственности. 

Анализ  жалоб,  заявлений,  обращений  по  вопросам  реализации  контрольно-

надзорных и разрешительных функций, рассмотренных Управлением, показал, что основ-
ными являются жалобы: 

- на  захламления  береговых  полос  водных  объектов  бытовыми  отходами,  которые 

могут привести к загрязнению водных объектов при ежегодно повторяющемся половодье, 
а также при порывах ветра и выпадения обильных осадков; 

- на возведении наводных объектах несанкционированных земляных дамб; 
- слив  канализационных  стоков  в  границах  водоохранной  зоны,  который  мог 

повлечь загрязнение водного объекта; 

- на  появления  несвойственного  атмосферному  воздуху  запаха(превышений  ПДК 

загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в периоды жалоб на присутствие в воздухе 
посторонних запахов зарегистрировано не было). 

По вопросам реализации разрешительных функций жалоб не поступало. 
В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рас-

смотрения обращений граждан Российской Федерации» всем заявителям были даны отве-
ты о результатах рассмотрения их обращений, заявлений, жалоб. 

 

 
 
 
Основные нарушения по видам надзора 

Геологический надзор 

166

 

 
Выявленные нарушения лицензионных соглашений и проектных документов не яв-

ляются нарушением основных условий недропользования: 

- ООО  «Максимус»  не  представляло  учетные  карточки  буровых  скважин  в 

федеральный  и  территориальных  фонды  геологической  информации,  а  также  паспорта 
скважин в Астраханьнедра; 

- ООО «Эй Джи Эм» не представляло отчет о результатах бурения в ТФГИ; 
- ГП  АО  «Водопроводы»  не  производилась  уплата  налога  за  добычу  подземных 

вод. 

Водный надзор 
Основными выявленными нарушениями являются: 

- использование  водных  ресурсов  без  разрешительных  документов,  на  основании 

которых возникает право пользования водными ресурсами; 

- нарушение условий разрешительных документов на водопользование; 
- непредставление  в  специально  уполномоченные  органы  ежеквартальной  и 

годовой  отчетности  по  формам,  предусмотренным  законодательством  Российской 
Федерации. 

Охрана атмосферного воздуха 
Наиболее характерными правонарушениями являются:  

- отсутствие  инвентаризации  выбросов  вредных  (загрязняющих)  веществ  в 

атмосферу, не проведение её в установленные сроки; 

- отсутствие  разработанных  и/или  утверждённых  нормативов  ПДВ  (отсутствие 

разработанного и утверждённого проекта нормативов ПДВ); 

- выброс  вредных  (загрязняющих)  веществ  в  атмосферный  воздух  осуществляется 

без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 

- отсутствие  или  ненадлежащее  осуществление  производственного  контроля  за 

охраной атмосферного воздуха (неисполнение или не в полном объеме выполнение плана-
графика контроля ПДВ). 

Основными  загрязнителями  атмосферного  воздуха  в  области  являются  ООО  «Газ-

пром  добыча  Астрахань»,  Южный  филиал  ООО  «Газпром  энерго»,  ОАО  «Газпром  газо-
распределение»  Астраханский  филиал,  Астраханское  отделение  ПЖД  филиала  ОАО 
«РЖД», ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго». 

В  2012  году  зарегистрировано  11  обращений  жителей  населенных  пунктов,  распо-

ложенных в непосредственной близости к АГК: г.Нариманов и с.Сеитовка, на кратковре-
менное  появление  несвойственного  атмосферному  воздуху  запаха.  По  каждому  факту 
проведены  проверочные  мероприятия.  Причины  связаны  с  комплексным  воздействием 
всех имеющихся на территории организованных и неорганизованных стационарных и пе-
редвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая источники 
ООО «Газпром добыча Астрахань», в неблагоприятных метеоусловиях с температурными 
инверсиями с низкими скоростями ветра. При этом нарушений условий выбросов загряз-
няющих веществ со стороны ООО «Газпром добыча Астрахань» не отмечено. В 2012 году 
поступило 11 сообщений из АЦГМС о неблагоприятных метеоусловиях. 

Надзор в области обращения с отходами производства и потребления 
Основными выявленными нарушениями являются: 

- отсутствие нормативов образования отходов; 
- отсутствие порядка осуществления производственного контроля при обращении с 

опасными отходами; 

- отсутствие подтверждения отнесения отходов к классу опасности; 
- отсутствие  журналов  учета  образовавшихся,  использованных,  обезвреженных, 

переданных другим лицам или полученных от других лиц; 

- несанкционированное размещение отходов; 
- отсутствие  специальной  подготовки  у  лиц,  ответственных  за  деятельность  при 

обращении с опасными отходами. 

167

 

 
 
В 2012 году велась работа по выявлению и реагированию на нарушения закона, до-

пущенные  органами  местного  самоуправления  (администрациями  муниципальных  обра-
зований, далее – АМО). 

Нарушения природоохранного законодательства, допущенные АМО, выявлены в хо-

де проведения: 

- 28 проверок (плановых – 12; внеплановых – 16); 
- 26  административных  расследований(по  фактам  невнесение  в  установленные 

сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду); 

- 7 рейдовых мероприятий. 
- Составлено 120 протоколов, а именно: 
- за  самовольное  занятие  водного  объекта  или  пользование  им  с  нарушением 

установленных условий - 4 шт.; 

- за 

несоблюдение 

экологических 

требований 

при 

осуществлении 

градостроительной  деятельности  и  эксплуатации  предприятий,  сооружений  или  иных 
объектов – 12 шт.; 

- за  несоблюдение  экологических  и  санитарно-эпидемиологических  требований 

при  обращении  с  отходами  производства  и  потребления  или  иными  опасными 
веществами– 6 шт.; 

- за сокрытие или искажение экологической информации- 4 шт.; 
- за  нарушение  порядка  предоставления  гражданам,  юридическим  лицам 

земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования- 4 шт.; 

- за нарушение правил охраны водных объектов - 12 шт.; 
- за нарушение правил охраны атмосферного воздуха- 4 шт.; 
- за невнесение в установленные сроки платы за НВОС – 74 шт. 

По каждому нарушению были выданы предписания об устранении выявленных на-

рушений,  исполнение  которых  строго  контролируются  должностными  лицами  Управле-
ния. За неисполнение ранее выданных предписаний 7 АМО привлечены к административ-
ной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. 

По  составленным  протоколам  вынесено  89  постановлений  о  назначении  админист-

ративного наказания (32 - на юридическое лицо и 58 - на должностное) в виде штрафа и 29 
постановлений  о  прекращении  административного  производства  по  малозначительности 
правонарушения. 

За неуплату штрафа в срок составлено 11 протоколов в отношении 5 юридических и 

6 должностных лиц. 

 

Положительные примеры работы природопользователей по устранению нарушений 

Геологический надзор 
ООО «Эй Джи Эм» реализовало следующие мероприятия: 

- привело  в  надлежащее  техническое  состояние  3  законсервированные  скважины, 

расположенные в пределах их лицензионного участка Леонидовский; 

- согласовало  программу  мониторинга  подземных  вод  с  Управлением  по 

недропользованию по Астраханской области. 

При проведении рейдовых проверок по выявлению безлицензионной добычи соли на 

соленых озерах нераспределенного фонда был выявлен и пресечен факт самовольной до-
бычи  соли  индивидуальным  предпринимателем  Магомедовым  А.А.  на  озере  «Урочище 
Соган  Толга».  Предприниматель  привлечен  к  административной  ответственности  по  ч.1 
ст. 73 КоАП РФ, наложен административный штраф  в размере 35,0  тыс. рублей. Штраф 
взыскан в полном объёме. 

 
Водный надзор 

168

 

 
В  результате  оперативных  действий  Управления  были  предотвращены  возможные 

загрязнения водных объектов затопленными и брошенными на берегу плавсредствами. 

- Юридическим лицом ООО  «Дрейджинг–Инвест»  своевременно были подняты со 

дна водного объекта суда «Нефрит» и «Чагода», а так же было предотвращено затопление 
самоходной  шаланды  «Буг».  Кроме  того,  при  затоплении  на  акватории  водного  объекта 
пр.Серебряная Воложка т/х  «Нефрит» и т/х  «Чагода»  собственнику  данных плавсредств, 
юридическому лицу ООО  «Дреджинг-Инвест», предъявлен расчет ущерба, причиненного 
водному  объекту  –  пр.  Серебряная  Воложка  вследствие  загрязнения  водного  объекта 
нефтепродуктами.  Ущерб,  причиненный  данному  водному  объекту,  составил  4329,0 
рублей. 

- Юридическим  лицом  ФГУП  «ФТ-Центр»  была  проведена  утилизация  судна 

«Портовый  -12»,  брошенного  на  берегу  водного  объекта  и  находящегося  в  бесхозном 
состоянии на протяжении 5 лет. Кроме того после полученного прецедента ФГУП  «ФТ-
Центр»  было  принято  и  реализовано  решение  об  утилизации  порядка  8  конструктивно 
погибших барж, расположенных на берегу пр. Серебряная Воложка. 

- Юридическим  лицом  ФГУП  «КаспНИРХ»  были  приняты  меры  по  подъему 

затонувших в пр.Золотой Затон судов. 

- Физическими  и  юридическими  лицами  были  приняты  меры  по  устранению 

ограничения доступа граждан к береговым полосам водных объектов общего пользования, 
тем самым был обеспечен свободный доступ граждан к водным объектам: рук.Бахтемир, 
рук.Болда, Вышкинский канал, ер.Черный, рук.Кизань. 

В  рамках  надзорных  мероприятий  были  выявлено  3  факта  нахождения  на  террито-

рии Астраханской области бесхозяйных объектов. Данная информация передана в органы 
прокуратуры Астраханской области для принятия мер прокурорского реагирования в час-
ти определения собственника бесхозяйного имущества и постановки его на учет. 

При  рассмотрении  обращений,  поступивших  в  Управление,  выявлены  следующие 

факты. 

- Три эпизода возведения несанкционированных земляных дамб на водном объекте 

ерике Кашата-Чапчалганский Лиманского района Астраханской области, перекрывающих 
свободный  водообмен,  и  нарушающих  тем  самым  гидрологическую  связь  между 
ильменями  Кашата  и  Чапчалганский.  В  результате  чего  образовался  перепад  уровней 
воды  на  ерике  Кашата-Чапчалганский  в  50  см  и  соответственно  вода  из  ильменя 
Чапчалганский  не  поступала  в  ильмень  Кашата.  По  результатам  расследования, 
проведенного  Управлением,  ликвидировано  две  земляные  дамбы.  Лицо,  осуществившие 
данные  работы,  привлечено  к  административной  ответственности.  Для  решения  вопроса 
ликвидации  третьей  существующей  дамбы  и  выделение  на  это  денежных  средств 
администрации  Лиманского  района,  Управлением  направлены  материалы  обследований 
ерика  председателю  Чрезвычайной  противопаводковой  комиссии  при  Правительстве 
Астраханской области. 

- Мозаичное захламление береговой полосы водного объекта протоки Золой Затон 

бытовыми  отходами,  которые  могли  привести  к  загрязнению  водного  объекта  при 
ежегодно повторяющемся половодье, а также при порывах ветра и выпадения обильных 
осадков.  В  ходе  рассмотрения  было  возбуждено  административное  расследование,  по 
результатам которого юридическое лицо – администрация Советского района г.Астрахани 
-  привлечено  к  административной  ответственности  по  ч.4  ст.  8.13  КоАП  РФ.  Выдано 
представление  об  устранении  причин  и  условий,  способствовавших  совершению 
административного правонарушения, в исполнение которого администрацией Советского 
района  г.  Астрахани  были  организованы  мероприятия  по  уборке  водоохранной  зоны 
протоки Золотой Затон. 

- Слив  канализационных  стоков  в  границах  водоохранной  зоны  водного  объекта, 

который мог повлечь загрязнение рукава Кривая Болда. В ходе рассмотрения обращения 
проведено  административное  расследование,  по  результату  которого  МУП  г.Астрахани 

169

 

 

«Астрводоканал»  привлечено  к  административной  ответственности  за  нарушение 
требований  к  охране  водного  объекта.  МУП  г.Астрахани  «Астрводоканал»  приняты 
оперативные меры по устранению данного нарушения. 

Земельный надзор 
Индивидуальный предприниматель Романенко А.И. в 2012 году возместил ущерб, 

причинённый  почвам,  вследствие  уничтожения  плодородного  слоя  почвы,  вменённый  в 
2011 году в размере 1676,1 тыс. рублей, в виде проведения рекультивационных работ зе-
мель на площади 0,17 га. 

Охрана атмосферного воздуха 
В соответствии с предписаниями Управления, выданными по  результатам провер-

ки,  ОАО  «Астраханский  ликёро-водочный  завод»  провело  инвентаризацию  выбросов 
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, разработало и утвердило проект нормати-
вов ПДВ, получило разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер-
ный воздух. 

Также в срок устранили нарушения администрации МО «Рассветский сельсовет» и 

«Солянский сельсовет», ООО МФ «Росма». 

За не исполнение предписания в срок ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика» 

нарушения  своевременно  не  устранило  и привлечено  к  административной  ответственно-
сти по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. 

Надзор в области обращения с отходами производства и потребления 
В ходе проведении плановой выездной проверки в отношении администрации МО 

«Кривобузанский сельсовет» было установлено нарушение требований п.30 ч.1 ст.12 Фе-
дерального  закона  о  лицензировании  отдельных  видов  деятельности  от  04.05.2011  №99-
ФЗ в деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV 
классов опасности. В отношении данного юридического лица, было возбуждено админи-
стративное расследование. Материалы дела по ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ направлены в рай-
онный суд Астраханской области. Постановлением Красноярского районного суда Астра-
ханской области от 28.06.2012 года администрация МО «Кривобузанский сельсовет» при-
знано виновным и назначено наказание в виде административного штрафа на сумму 170 
тыс. рублей. Штраф оплачен в полном объёме. 

Работа по надзору за состоянием атмосферного воздуха 
Самым  крупным  загрязнителем  атмосферы  на  территории  Астраханской  области 

является ООО  «Газпром добыча Астрахань». Валовые выбросы загрязняющих веществ в 
атмосферу от стационарных источников общества составили 107,6 тыс. тонн, что на 26,8 
тыс. тонн меньше нормативно разрешённых. Качество атмосферного воздуха населенных 
мест  в  районе  Астраханского  газового  комплекса  соответствовало  санитарно-
гигиеническим  нормативам.  Случаев  превышений  предельно  допустимых  концентраций 
(ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов в районе АГК и на границе 
его санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не отмечено. 

Хозяйствующими  субъектами,  расположенными  на  территории  Астраханской  об-

ласти,  для  уменьшения  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  в  2012  году  было 
установлено 477 шт. ПГУ, снято с учета - 2 (ввиду демонтажа ПГУ). 

Работа  по  надзору  в  сфере  охраны  особо  охраняемых  природных  территорий 

федерального значения 

В  2012  году  проверены  2  заповедника  федерального  значения,  расположенные  на 

территории Астраханской области. 

По  результатам  проведённых  проверок  заповедникам  было  предписано  обеспечить 

оформление  документов  для  получения  лицензии  на  право  осуществления  деятельности 
по  тушению  лесных  пожаров.  Предписания  исполнены  в  срок,  в  полном  объёме,  кроме 
этого  администрациями  заповедников  были  предприняты  определенные  меры  по  подго-
товке к пожароопасному периоду. 

170

 

 
На территории Обжоровского участка Астраханского государственного заповедника 

третий год производится выпуск в природу особей стерхов, разведённых в питомнике Ок-
ского заповедника. Цель осуществления данных мероприятий – реинтродукция в природу. 
В данных мероприятиях принимают участие специалисты Управления  

Подготовка и прохождение паводка 

В 2012 году во исполнение поручения Росприроднадзора от 12.05.2012 №АА-03-03-

36/5701 о проведении социальных акций по уборке прибрежных зон водных объектов от 
бытового  мусора  «Водным  объектам  -  чистые  берега  и  причалы»  в  рамках  реализации 
комплекса  мер,  направленных  на  выявление,  понуждение  к  ликвидации  и  недопущения 
образования  мест  несанкционированного  размещение  твердых  бытовых  отходов,  Управ-
лением  совместно  с  органами  исполнительной  власти  Астраханской  области  в  период  с 
23.05.2012  по  04.06.2012  были  организованны  мероприятия  по  уборке  прибрежных  зон 
водных объектов. 

В акции участвовали все районы Астраханской области. В уборке водоохранных зон 

и прибрежных защитных полос водных объектов были задействованы экоотряды, создан-
ные из местных жителей муниципальных образований, учащихся школ и непосредственно 
работников администраций. Общее количество людей, принявших участие в акции, соста-
вило более 1000 человек. 

В  целях  безаварийного  пропуска  паводковых  вод  на  территории  Астраханской  об-

ласти,  Управлением  совместно  со  службой  природопользования  и  охраны  окружающей 
среды  Астраханской  области,  согласно  утвержденному  плану  на  2012  год,  произведены 
обследования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Астра-
ханской области:  

рук.  Кутум,  ер.  Кулаковка  –  территория  муниципального  образования 

«Трехпротокский сельсовет» Приволжского района; 

 рук.  Старая  Волга,  пр.  Чаганка,  р.  Большой  Кал  -  муниципального 

образования «Село Чаган» Камызякского района; 

рук.  Бахтемир,  ер.  Хурдун,  ер.  Икрянка  –  территория  муниципального 

образования «Икрянинский сельсовет» Икрянинского района; 

пр. Рыча - МО «Новорычинский сельсовет» Приволжского района; 

пр.  Воложка,  ер.  Тимошкин,  ер.  Щучий,  рук.  Болда,  р.  Царев,  ер.  Жилой  - 

территория  муниципального  образования  «Евпраксинский  сельсовет»  Приволжского 
района; 

р. Бузан - МО «Калининский сельсовет» Володарского района; 

рук. Старая Волга - МО «Самосдельский сельсовет» Камызякского района; 

пр.  Золотой  Затон  –  территория  администрации  Советского  района 

г.Астрахани. 

В ходе обследований выявлены факты мозаичного загрязнения водоохранных зон и 

прибрежных защитных полос водных объектов. 

В  отношении  юридических  лиц  (АМО  «Село  Чаган»,  АМО  «Икрянинский  сельсо-

вет», АМО  «Калининский сельсовет», администрации Советского района г.Астрахани) и 
их должностных лиц были вынесены постановления о назначении административного на-
казания по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. 

 

7.2.2. Деятельность службы природопользования и охраны окружающей среды Аст-

раханской области по осуществлению государственного надзора 

 
В рамках осуществления государственного надзора государственными инспекторами 

службы  в 2012 году  проведены 340 проверок в отношении юридических лиц, индивиду-
альных предпринимателей, в том числе: 274 плановых и 66 внеплановых проверок в уста-
новленных сферах деятельности. Общее количество проверок, по итогам проведения ко-
торых выявлены правонарушения, количество которых составило 177, а общее количество 

171

 

 

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок кото-
рых были выявлены правонарушения – 172. 

Плановые проверки проводились в соответствии с планом проверок, утвержденным 

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой.

 

В ходе подготовки к прове-

дению плановых проверок в 2012 году выявлено, что 16,8% юридических лиц, индивиду-
альных предпринимателей из числа включенных в план проверок на отчетный период, ли-
квидированы или не ведут фактическую хозяйственную деятельность к моменту проведе-
ния плановой проверки. 

По поручению органов прокуратуры проведена 21 внеплановая выездная проверка. 

Остальные 44 внеплановые проверки проведены по контролю за исполнением предписа-
ний,  выданных по  результатам  проведенной  ранее  проверки  и  одна проверка  –  по иным 
основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. 

Государственные инспекторы службы приняли участие в 697 совместных мероприя-

тиях,  организованных  по  запросам  органов  прокуратуры  Астраханской  области  и  иных 
органов  исполнительной  власти  Астраханской  области  о  выделении  специалистов  для 
проведения проверок по фактам нарушения природоохранного законодательства (155% к 
уровню 2011 года). 

Совместно  с  органами  прокуратуры  на  территориях  всех  муниципальных  районов 

области и административных районов г. Астрахани проведена масштабная работа по вы-
явлению несанкционированных свалок и понуждению местных властей к ликвидации за-
хламлений. Составлено более 200 актов обследования территорий, которые направлены в 
адрес надзорных органов соответствующих территорий для принятия мер прокурорского 
реагирования.  

Организовано  172  выезда  для  проверки  информации  о  фактах  нанесения  вреда  ок-

ружающей среде, поступившей в службу от граждан (264,6% к уровню 2011 года). 

Рассмотрено  84  материала,  переданных  в  службу  по  подведомственности  прокура-

турами  Астраханской  области,  органами  МВД,  внештатными  инспекторами  (39,6%  к 
уровню 2011 года). 

Проведено 1145 рейдов по выявлению нарушений природоохранного законодатель-

ства, в ходе которых выявлено 1145 нарушений законодательства (40,8% к  уровню 2011 
года). 

К проведению мероприятий по контролю эксперты и представители экспертных ор-

ганизаций не привлекались.  

По  выявленным  нарушениям  природоохранного  законодательства  вынесено  1394 

постановления  о  назначении  административного  наказания  в  виде  административного 
штрафа, а именно:  

 

за  нарушение  законодательства  в  области  охраны  окружающей  среды  –

 

358 

постановлений; 

 

за  нарушение  законодательства  в  области  охраны  животного  мира  –

 

615  по-

становлений; 

 

за нарушение законодательства в области охраны лесов – 421 постановление, 

из них: 
- на юридическое лицо – 68 постановлений, 
- на должностное лицо – 321 постановление, 
- на физическое лицо – 998 постановлений. 
Составлено и направлено на рассмотрение мировым судьям по подведомственности 

153 протокола. 

Общая  сумма  наложенных  административных  штрафов  составила  5579,2  тыс.  руб-

лей.  

По итогам проверок наложено также 17 наказаний в виде административного приос-

тановления деятельности. 

172

 

 
Сумма ущербов, вмененных правонарушителям в рамках административных произ-

водств, направленная в местные бюджеты, составила 272,9 тыс. рублей, в том числе: 

 

ущерб, нанесенный животному миру – 32,4 тыс. рублей; 

 

ущерб, нанесенный лесному фонду – 240,5 тыс. рублей. 

В ходе рейдов выявлено 12 нарушений с признаками уголовно наказуемого деяния 

(п. «Б, Г» ч.1 ст. 256, ст. 260 УК РФ), материалы по ним переданы в правоохранительные 
органы. 

Ущерб, нанесенный лесному фонду, исчисляемый в рамках уголовных дел, составил 

8545,761 тыс. рублей. 

В 2012 году поступления в местные бюджеты районов Астраханской области от ад-

министративных штрафов и возмещения ущербов окружающей среде, оплаченных право-
нарушителями, составили - 4770,6 тыс. рублей (98,4% к уровню 2011 года). 

Поступления в федеральный бюджет составили 854,9 тыс. рублей (201,1 % к уровню 

2011 года). 

В  целях  предупреждения  нарушений  обязательных  требований  природоохранного 

законодательства постоянно проводятся превентивные мероприятия, а именно: 

- установка информационных знаков на границах особо охраняемых природных тер-

риторий; 

- беседы с природопользователями (в 2012 году – 1721 ед., 103% к уровню 2011 го-

да), 

-  публикации  в  СМИ  (печать,  телевидение,  Интернет):  темпы  освещения  природо-

охранной  деятельности  службы  в  электронных  и  печатных  СМИ,  в  частности  на  сайте 
службы и портале органов государственной власти Астраханской области, неуклонно рас-
тут. За 2012 год службой было опубликовано 776 статей и подготовлено 115 видео- и ра-
дио-  репортажей  на  ГТРК  «Лотос»,  РИК  «Россия  24»,  телеканалах  «7+»,  «СТС-
Астрахань»,  «АТК»,  «Рен  ТВ-Астрахань»,  «Проспект-ТВ»,  «АТВ  центр»  г.Ахтубинск. 
(170% к уровню 2011 года). 

План проверок на 2012 год был разработан, согласован с иными контролирующими 

органами, направлен в орган прокуратуры и утвержден Волжской межрегиональной при-
родоохранной прокуратуры в сроки,  установленные Федеральным законом от 26.12.2008 
№ 294-ФЗ. 

Утвержденный  план  проверок  на  текущий  год  размещается  на  официальном  сайте 

службы  по  адресу:  http://nat.astrobl.ru/,  а  также  -  на  сайте  Волжской  межрегиональной 
природоохранной прокуратуры по адресу: http://www.wmpp.ru/Svodnyi/astrachan/2012/ 

Все  проверки  проведены  в  соответствии  с  требованием  Федерального  закона  от 

26.12.2008 № 294-ФЗ. 

По  итогам  2012  года  утвержденный  план  проверок  выполнен  на  78%,  тогда  как  в 

2011г. плана проверок был выполнен на 60%.  

Существенное увеличение показателя выполнения плана проверок свидетельствует о 

повышении  результативности  регионального  экологического  контроля  по  сравнению  с 
прошлым годом. Это обусловлено проведением серьезной организационно-методической 
работы  службы  и  обучением  государственных  инспекторов.  В  результате  учебно-
практических  занятий  с  личным  составом  службы  существенно  снизилось  число  обжа-
луемых в судебные органы материалов (менее чем до 10%), уменьшилось количество от-
мененных  судебными  органами  решений  службы  по  делам  экологической  направленно-
сти, увеличилось количество взысканных средств от наложенных штрафов и возмещения 
ущерба окружающей среде. 

В отношении отдельных природопользователей за экологические правонарушения в 

2012 году впервые применена такая санкция как административное приостановление дея-
тельности. Санкция применена к 17-ти субъектам экологических правонарушений.  

Впервые за время существования службы ее сотрудниками были выявлены правона-

рушения, связанные с поджиганием сухой растительности в пожароопасный период. 

173

 

 
Значительно возросла доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных на-

рушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по 
итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об адми-
нистративных правонарушениях).  

В 2012 году по сравнению с предыдущим уменьшилось количество административ-

ных материалов, по которым суды приняли решение о прекращении производства по де-
лу, в связи с отсутствием состава или по малозначительности. 

Данные Федеральной налоговой службы России показывают, что на территории Ас-

траханской  области  зарегистрировано  49256  субъектов  надзора.  Доля  юридических  лиц, 
индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки, со-
ставила 0,7% (в 2011г. - 0,4%) от общего количества юридических лиц, индивидуальных 
предпринимателей,  осуществляющих  деятельность  на  территории  Астраханской  области 
и подлежащих региональному государственному контролю (надзору). 

Сведения  о  показателях  эффективности  государственного  контроля  (надзора),  осу-

ществляемого  службой  в  установленных  сферах  деятельности  представлены  в  таблице 
7.2.2.1. 

 

Таблица 7.2.2.1. 

 

Показатели эффективности государственного контроля (надзора), осуществляемого служ-

бой в установленных сферах деятельности 

 

Наименование показателя для анализа эффективности го-

сударственного контроля (надзора) 

Значения показателей эф-
фективности контрольно-

надзорной деятельности, % 

2011 

2012 

+/- от-

клоне-

ние 

Выполнение  плана  проведения  проверок  (доля  прове-

денных плановых проверок в процентах общего количест-
ва запланированных проверок) 

60 

78 

+18 

Доля  заявлений  органов  государственного  контроля 

(надзора), муниципального контроля, направленных в ор-
ганы  прокуратуры  о  согласовании  проведения  внеплано-
вых  выездных  проверок,  в  согласовании  которых  было 
отказано  (в  процентах  общего  числа  направленных  в  ор-
ганы прокуратуры заявлений) 

100 

100 

Доля  проверок,  результаты  которых  признаны  недейст-

вительными (в процентах общего числа проведенных про-
верок); 

0,29 

0,29 

Доля  проверок,  проведенных  органами  государственно-

го  контроля  (надзора),  муниципального  контроля  с  нару-
шениями требований  законодательства Российской Феде-
рации  о  порядке  их  проведения,  по  результатам  выявле-
ния  которых  к  должностным  лицам  органов  государст-
венного  контроля  (надзора),  муниципального  контроля, 
осуществившим такие проверки, применены меры дисци-
плинарного,  административного  наказания  (в  процентах 
общего числа проведенных проверок) 

174

 

 

Наименование показателя для анализа эффективности го-

сударственного контроля (надзора) 

Значения показателей эф-
фективности контрольно-

надзорной деятельности, % 

2011 

2012 

+/- от-

клоне-

ние 

Среднее  количество  проверок,  проведенных  в  отноше-

нии  одного  юридического  лица,  индивидуального  пред-
принимателя; 

1,08 

1,13 

+0,05 

Доля  проведенных  внеплановых  проверок  (в  процентах 

общего количества проведенных проверок) 

16,07 

19,41 

+3,34 

Доля  правонарушений,  выявленных  по  итогам  проведе-

ния  внеплановых  проверок  (в  процентах  общего  числа 
правонарушений, выявленных по итогам проверок) 

8,75 

+0,25 

Доля  внеплановых  проверок,  проведенных  по  фактам 

нарушений,  с  которыми  связано  возникновение  угрозы 
причинения  вреда  жизни  и  здоровью  граждан,  вреда  жи-
вотным,  растениям,  окружающей  среде,  объектам  куль-
турного наследия (памятникам истории и культуры) наро-
дов  Российской  Федерации,  имуществу  физических  и 
юридических  лиц,  безопасности  государства,  а  также  уг-
розы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного 
характера,  с  целью  предотвращения  угрозы  причинения 
такого  вреда  (в  процентах  общего  количества  проведен-
ных внеплановых проверок); 

Доля  внеплановых  проверок,  проведенных  по  фактам 

нарушений обязательных требований, с которыми связано 
причинение  вреда  жизни  и  здоровью  граждан,  вреда  жи-
вотным,  растениям,  окружающей  среде,  объектам  куль-
турного наследия (памятникам истории и культуры) наро-
дов  Российской  Федерации,  имуществу  физических  и 
юридических лиц, безопасности государства, а также воз-
никновение чрезвычайных ситуаций природного и техно-
генного  характера,  с  целью  прекращения  дальнейшего 
причинения вреда и ликвидации последствий таких нару-
шений (в процентах общего количества проведенных вне-
плановых проверок); 

Доля  проверок,  по  итогам  которых  выявлены  правона-

рушения  (в  процентах общего  числа  проведенных  плано-
вых и внеплановых проверок); 

71 

70,15 

-0,85 

Доля проверок, по итогам которых по результатам выяв-

ленных правонарушений были возбуждены дела об адми-
нистративных  правонарушениях  (в  процентах  общего 
числа  проверок,  по  итогам  которых  были  выявлены  пра-
вонарушения); 

100 

100 

Доля  проверок,  по  итогам  которых  по  фактам  выявлен-

ных  нарушений  наложены  административные  наказания 
(в  процентах  общего  числа  проверок,  по  итогам  которых 
по результатам выявленных правонарушений возбуждены 
дела об административных правонарушениях); 

45 

88,16 

+43,16 

175

 

 

Наименование показателя для анализа эффективности го-

сударственного контроля (надзора) 

Значения показателей эф-
фективности контрольно-

надзорной деятельности, % 

2011 

2012 

+/- от-

клоне-

ние 

Доля  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринима-

телей, в деятельности которых выявлены нарушения обя-
зательных  требований,  представляющие  непосредствен-
ную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, 
вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам 
культурного  наследия  (памятникам  истории  и  культуры) 
народов Российской Федерации, имуществу физических и 
юридических  лиц,  безопасности  государства,  а  также  уг-
розу  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного 
характера (в процентах общего числа проверенных лиц); 

Доля  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринима-

телей, в деятельности которых выявлены нарушения обя-
зательных  требований,  явившиеся  причиной  причинения 
вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, расте-
ниям, окружающей среде, объектам культурного наследия 
(памятникам  истории  и  культуры)  народов  Российской 
Федерации,  имуществу  физических  и  юридических  лиц, 
безопасности государства, а также возникновения чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера (в 
процентах общего числа проверенных лиц); 

 

Количество случаев причинения юридическими лицами, 

индивидуальными  предпринимателями  вреда  жизни  и 
здоровью  граждан,  вреда  животным,  растениям,  окру-
жающей среде, объектам культурного наследия (памятни-
кам истории и культуры) народов Российской Федерации, 
имуществу физических и юридических лиц, безопасности 
государства, а также чрезвычайных ситуаций природного 
и техногенного характера (по видам ущерба); 

Доля выявленных при проведении проверок правонару-

шений,  связанных  с  неисполнением  предписаний  (в  про-
центах общего числа выявленных правонарушений) 

5,04% 

9,21 

+4,17 

 
Проведенный  анализ  эффективности  государственного  контроля  (надзора)  выявил, 

что доля  проверок, по  итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены ад-
министративные  наказания  (в  процентах  общего  числа  проверок,  по  итогам  которых  по 
результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных право-
нарушениях)  значительно  возросла.  Это  связано  с  проведенной  организационно-
методической  работой  службы  и  улучшением  профессиональной  подготовки  государст-
венных инспекторов, позволившей повысить качество составления протоколов.  

Важной  причиной  пока  еще  недостаточно  высоких  показателей  выполнения  плана 

проверок остается отсутствие информации об прекративших хозяйственную деятельность 
юридических  лицах  и  индивидуальных  предпринимателях,  числящихся  существующими 
согласно  выпискам  из  ЕГРИП  и  ЕГРЮЛ,  при  формировании  этого  плана.  Статистика 
службы  свидетельствует,  что  ежегодно  число  прекративших  свою  хозяйственную  дея-

176

 

 

тельность  юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей  достигает  к  моменту 
проведения проверки 10-15 % от числа включенных в план проверок на отчетный период.  

Показатель количества фактически осуществляющих деятельность юридических лиц 

и индивидуальных предпринимателей имеет переменное значение, выразить которое в аб-
солютных цифрах не представляется возможным в связи с отсутствием достоверной, офи-
циальной  информации.  Ежегодный  план  проведения  проверок  формируется  исходя  из 
численности  государственных  инспекторов,  сроков  проведения  проверок  согласно  огра-
ничениям,  установленным  действующим  законодательством,  материально  техническими 
возможностям подразделений контроля и надзора, а также проходит итоговую корректи-
ровку в органах прокуратуры. С учетом этих факторов план проверок охватывает менее 1 
% фактически осуществляющих деятельность природопользователей региона и составляет 
4-5 проверок в месяц на 1 государственного инспектора, что исходя из практики, является 
предельно целесообразным и реально осуществимым количеством. 

Мониторинг ситуации, связанной с наличием в реестрах ЕГРЮЛ и ЕГРИП «мертвых 

душ», органами государственной и муниципальной власти не ведется, источники инфор-
мации о наличии фактической деятельности отсутствуют, меры по исключению таких лиц 
из государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ли-
бо не принимаются, либо принимаемые меры неэффективны.  

Зачастую  индивидуальные  предприниматели,  проработав  с  момента  государствен-

ной регистрации более двух, но менее 3 лет, добровольно прекращают деятельность и че-
рез  непродолжительное  время  вновь  регистрируются  в  качестве  индивидуального  пред-
принимателя,  тем  самым  избегая  различных  плановых  проверок  контрольных  и  надзор-
ных органов, осуществляя при этом свою деятельность в отсутствие разрешительных до-
кументов в области охраны окружающей среды. Способствуют развитию таковой ситуа-
ции положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных 
предпринимателей  при  осуществлении  государственного  контроля  (надзора),  муници-
пального контроля» в части порядка формирования плана, порядка проведения плановых 
и внеплановых проверок. Целью проверок в рамках государственного экологического над-
зора является установление соответствия проверяемой сферы деятельности определенным 
законодательством требованиям, обязательным для  исполнения. При этом предваритель-
ное уведомление проверяемого субъекта о проведении проверки путем размещения плана 
в сети Интернет, отправления ему копии распоряжения о проведении проверки не позднее 
чем в течение трех рабочих дней дает возможность лицам, нарушающим природоохран-
ное законодательство, совершенно законно избегать контрольных мероприятий. 

Очевидно,  развитие  системы  электронного  межведомственного  взаимодействия  ор-

ганов власти и налаживание сотрудничества с другими контрольно-надзорными органами 
при формировании единой базы данных объектов проверок позволят в перспективе сни-
зить риски недостижения показателей выполнения плана проверок.  

Анализируя  результаты  надзорной  деятельности  в  сфере  охраны  животного  мира, 

следует отметить, что в связи с большой площадью Астраханской области и установлен-
ной  численностью  штата  государственных  инспекторов,  осуществляющих  государствен-
ный охотничий надзор, государственный надзор в области охраны и использования объек-
тов животного мира и среды их обитания, на одного государственного инспектора службы 
приходится  от  200  до  400  тыс.  га  общедоступных  охотничьих  угодий,  что  снижает  воз-
можности организации эффективного государственного надзора в регионе, имеющем ми-
ровое значение для сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий и пользующемся 
широкой известностью среди любителей охоты во всем мире. 

К  числу  положительных  изменений  в  осуществлении  государственного  экологиче-

ского надзора в сфере охраны окружающей среды, животного мира и охраны лесов следу-
ет отнести улучшение работы с правоохранительными органами по установлению лично-
сти и привлечению к ответственности правонарушителей в рамках уголовных дел по ма-
териалам,  составленным  в  отношении  неустановленных  лиц.  Осуществляется  более  тес-

177

 

 

ное  взаимодействие  со  специалистами  Главного  управления  МЧС  России  по  Астрахан-
ской  области  по  организации  информационного  обмена,  прогнозированию  мероприятий 
по подготовке к пожароопасному сезону на территории лесного фонда Астраханской об-
ласти. 

Однако до настоящего времени имеются проблемы, требующие срочного решения в 

целях  недопущения  нарушений  лесного  законодательства  на  территории  Астраханской 
области. Недостаточны полномочия работников лесхозов, лесничих, пользователей лесно-
го  фонда  по  осуществлению  надзора  в  лесах  в  периоды  высокой  пожароопасности,  осо-
бенно при V классе пожароопасности. 

По  результатам  осуществления  государственного  экологического  контроля  можно 

сделать следующие выводы.  

Количество  совершаемых  экологических  правонарушений  остается  высоким.  Боль-

шинство правонарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых мероприя-
тий  по  контролю  в  отношении  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей, 
совершается по причине низкого уровня правовой грамотности в вопросах экологии субъ-
ектов хозяйственной и иной деятельности. 

По  мнению  и  неоднократным  отзывам  проверяемых  лиц  органы,  осуществляющие 

регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве таковых, 
а  также  органы,  являющиеся  администраторами  платы  за  негативное  воздействие  на  ок-
ружающую  среду  при  регистрации  и  приеме  расчетов  платы  должны  предоставлять  ин-
формацию  о  существующих  требованиях  законодательства  в  области  охраны  окружаю-
щей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.  

Необходимо усиливать такие инструменты государственной экологической полити-

ки, как экологическое  просвещение, воспитание, формирование экологической культуры 
населения.  При  этом  следует  жестко  пресекать  правовой  нигилизм  и  умышленное  нару-
шение экологических норм. 

Актуальной причиной совершения правонарушений служит весьма  противоречивая 

и морально устаревшая нормативно-правовая база. Экологические требования (к примеру, 
Федеральный закон  «Об отходах производства и потребления») принимались в конце 90 
годов прошлого века и начале текущего. За время своего существования эти нормы отста-
ли от правовых норм, регулирующих экономическое и гражданское развитие общества и 
его  институтов.  Часто  прослеживается  отсутствие  взаимосвязи  между  природоохранным 
законодательством  и  нормами  права,  регулирующими  другие  общественные  отношения 
(экономика, государственное и муниципальное управление, социальная сфера).  

Многие принципы охраны окружающей среды остаются декларативными и  «непри-

влекательными» для их соблюдения.  

Такая ситуация напрямую влияет на результаты и эффективность государственного 

экологического контроля, вызывая у общества и представителей бизнеса стойкое негатив-
ное отношении к экологическим нормам, закрепленным действующим законодательством. 

Необходим  глубокий  анализ  и  корректировка  действующего  природоохранного  за-

конодательства во взаимосвязи с нормами, регулирующими экономику, финансы, здраво-
охранение,  санитарно-эпидемиологическую  безопасность,  государственное  и  муници-
пальное управление, образование, культуру и другие социальные сферы жизни. 

Функции  осуществления  государственного  экологического  контроля  дублируются 

между  территориальным  органом  Росприроднадзора  и  службой  природопользования  и 
охраны окружающей среды Астраханской области. Значительное число субъектов хозяй-
ственной и иной деятельности (базы отдыха, рыборазводные предприятия, производители 
сельскохозяйственной  продукции,  рыбодобывающие  предприятия,  администрации  муни-
ципальных  образований)  подлежат  федеральному  контролю  за  исполнением  водного  за-
конодательства по причине использования при осуществлении деятельности водных объ-
ектов федерального значения.  

178

 

 
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 государст-

венный экологический контроль состоит из: 

а

) государственного контроля за охраной атмосферного воздуха; 

б) государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за 

исключением радиоактивных отходов); 

в) государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объек-

тов; 

г) государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использо-

ванием и охраной недр; 

д) государственного земельного контроля; 
е)  государственного  контроля  в  области  охраны,  воспроизводства  и  использования 

объектов животного мира и среды их обитания; 

ж)  государственного  контроля  в  области  организации  и  функционирования  особо 

охраняемых природных территорий; 

з) государственного экологического контроля во внутренних морских водах Россий-

ской Федерации и в территориальном море Российской Федерации; 

и) государственного экологического контроля в исключительной экономической зо-

не Российской Федерации; 

к) государственного экологического контроля на континентальном шельфе Россий-

ской Федерации; 

л) государственного лесного контроля и надзора; 
м) государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал. 
Согласно  одному  из  разъяснений  Росприроднадзора,  если  хозяйствующий  субъект 

хотя бы по одному из критериев, подлежит федеральному уровню контроля, то в осталь-
ных сферах экологического контроля он также относится к объектам федерального эколо-
гического контроля.  

Данному разъяснению противоречит ситуация, связанная с одновременным исполь-

зованием субъектом хозяйственной и иной деятельности лесного фонда и водных объек-
тов  федерального  значения.  Лесной  контроль  в  Астраханской  области  осуществляется 
субъектом Российской Федерации, а на водных объектах федерального значения осущест-
вляется федеральный контроль за охраной и использованием водных объектов.  

Аналогичные затруднения возникают и в ситуациях, когда одним юридическим ли-

цом или индивидуальным предпринимателем используется несколько хозяйственных объ-
ектов, один из которых подпадает под федеральный уровень контроля, а другой – под ре-
гиональный. 

Необходимым  четко  определить  разграничение  объектов  контроля  по  подведомст-

венности.  

В 2012 году была  активизирована работа по контролю за исполнением предписаний 

об устранении нарушений и стремиться к увеличению процентного и абсолютного показа-
телей выполнения предписаний до 85% и выше.  

Достижение данной цели  способствует снижению риска возникновения угрозы при-

чинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, 
а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

Обобщая результаты осуществления службой государственного экологического над-

зора на территории Астраханской области в 2012 году, можно внести следующие предло-
жения. 

1.  Разделить  экологические  правонарушения  на  «фактически  оказывающие  нега-

тивное воздействие на компоненты окружающей среды» и на «формальные», связанные с 
отсутствием  установленной  проектной  или  разрешительной  документации  (при  условии 
фактического  непричинения  негативных  последствий),  значительно  снизив  размеры 
штрафов  за  экологические  правонарушения  «формального»  характера  до  пределов,  сти-
мулирующих хозяйствующие субъекты к выявлению недостатков и приведению хозяйст-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..