Учитель-дефектолог. Тесты для педагогов (2020 год)

 

  Главная      Тесты     Тесты для педагогов - 2020 год, Республика Татарстан

 

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     46      47      48      49     ..

 

 

 

Учитель-дефектолог. Тесты для педагогов (2020 год)

 

 

 

 

1. Педагог, который впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения:

 

1. М. Монтессори

2. Я.А. Коменский

3. Л.С. Выготский

4. Ф. Пинель

 

2. Воспитание умственно отсталых по Э. Сегену должно охватывать:

 

1) воспитание памяти, восприятия, чувств

2) воспитание деятельности, мышления, воли

3) воспитание ощущений, мышления, воли

4) физическое, нравственное, духовное воспитание

 

3. Впервые употребил термин «олигофрения» и объединил все формы слабоумия под общим названием «задержка психического развития»:

 

1. Н.Н. Малофеев

2. Э. Крепелин

3. Л.С. Выготский

4. А. Бине

 

4. История приютов для слабоумных в России связано с именем:

 

1. А.Р. Лурия

2. Е.К. Грачевой

3. Л.С. Выготского

4. Г.М. Дульнева

 

5. Им была создана школа-санаторий для дефективных детей, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педагогики РАО:

 

1. В.П. Кащенко

2. Г.И. Россолимо

3. Г.Я. Трошин

4. Г.М. Дульнѐв

 

6. Внесла значительный вклад в развитие клинико-генетических и нейрофизиологических исследований детей с нарушениями развития:

 

1. А.Г. Басова

2. В.А. Феоктистова

3. М.С. Певзнер

4. А.Г. Доброва

 

7. Данный документ, принятый в Генеральной Ассамблеей ООН (1969 год), утверждает необходимость «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками»:

 

1. Декларация прав человека

2. Декларация социального прогресса и развития

3. Европейская социальная хартия

4. Женевские конвенции

 

8. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята «Декларация о правах умственно отсталых лиц»?

 

1. 1950

2. 1960

3. 1971

4. 1970

 

9. В каком году принята Генеральной Ассамблеей ООН «Декларация о правах инвалидов»?

 

1. 1950 год

2. 1960 год

3. 1971 год

4. 1975 год

 

10. Термин «инклюзия» означает:

 

1. изоляция

2. адаптация

3. сегрегация

4. включение

 

11. Какую идею современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей?

 

1. идею самостоятельного передвижения

2. идею независимого образа жизни

3. идею интенсивного общения

4. идею активности субъекта

 

12. Какая парадигма общественного и государственного сознания характерна для пятого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии?

 

1. полноценное большинство – неполноценное меньшинство

2. общество с национальными, этническими, религиозными, сексуальными, физическими и интеллектуально неполноценными меньшинствами

3. единое сообщество, включающее людей с различными индивидуальными особенностями

 

13. Какие два основных вида действия в своей деятельности использует педагог при работе с обучающимися с ОВЗ?

 

1. анализирующее и корректирующее

2. анализирующее и компенсирующее

3. корректирующее и компенсирующее

4. анализирующее и развивающее

 

14. Речевая патология у умственно отсталого ребенка выраженная неправильным произношением, бедным словарем, аграмматизмами - это:

 

1. общее недоразвитие речи

2. системное недоразвитие речи

3. задержка развития речи

4. несформированность речи

 

15. В категорию лиц с интеллектуальными нарушениями включаются:

 

1. дети с сенсорными нарушениями (нарушение слуха и зрения)

2. дети с нарушениями речи

3. дети умственно-отсталые и дети с ЗПР

4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

16. Коррекция это:

 

1. преодоление затруднений, вызванных дефектом развития

2. всестороннее развитие личности ребенка

3. исправление или ослабление недостатков психофизического развития аномального ребенка

4. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма

 

17. Что понимается под первичным дефектом развития?

 

1. узость, замедленность восприятия

2. недоразвитие аналитической и синтетической деятельности головного мозга

3. органическое поражение центральной нервной системы

4. замедленное формирование знаний и умений

 

18. Определить основные характеристики высших психических функций по Л.С. Выготскому:

 

1. формируются пожизненно, опосредованы по своему психологическому строению, произвольны по способу осуществления

2. формируются только в определенный период жизни, опосредованы по своему психологическому строению, произвольны по способу осуществления

3. формируются только в определенный период жизни, опосредованы по своему психологическому строению, не произвольны по способу осуществления

4. формируются пожизненно, опосредованы по своему психологическому строению, не произвольны по способу осуществления

 

19. Нарушения произвольных движений и действий с предметом, возникающих при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора – это…

 

1. апраксия

2. гиперкинез

3. тремор

4. паралич

 

20. Олигофрения при синдроме Шершевского-Тернера встречается: 

 

1. только у мужчин

2. только у женщин

3. оба ответа верны

 

21. Сколько патопсихологических параметров психического дизонтогенеза определил В.В. Лебединский:

 

1. 3 параметра

2. 4 параметра

3. 2 параметра

4. 5 параметров

 

22. Какой метод исследования мышления разработал и усовершенствовал А. Бине?

 

1. экспериментальный метод изучения особенностей умственных отклонений

2. тестовый метод измерения умственных способностей ребёнка

3. теоретический метод обоснования умственных отклонений

4. метод психологических профилей

 

23. Принцип, который предусматривает опору на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой системы мер – это …

 

1. принцип коррекционно-компенсирующей направленности

2. принцип развивающего обучения

3. принцип систематичности и последовательности

4. принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка

 

24. Принцип, который предполагает одновременное воздействие технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект воздействия, называется:

 

1. принцип системности

2. принцип комплексности

3. принцип концентризма

4. принцип систематичности и последовательности

 

25. Этот принцип основывается на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»:

 

1. принцип прочности усвоения

2. принцип доступности (посильности)

3. принцип развивающего обучения

4. систематичности и последовательности

 

26. Ведущая деятельность ребёнка в определенный период жизни определяется:

 

1. этапом развития

2. окружающими взрослыми

3. выбором ребенка

4. все ответы верны

 

27. Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее характерно следующее:

 

1.   раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем

2.   замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах

3.   более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг

4.   наличие тяжёлых нарушений отдельных анализаторных систем

 

28. Исправление или ослабление недостатков психического и физического развития учащихся с ОВЗ с целью возможно большего приближения их развития к уровню развития нормальных школьников носит название:

 

1.  восстановительное обучение

2.  компенсация

3.  коррекция

4. перевоспитание

 

29. Чтение вслух относится:

 

1. к восприятию устной речи

2. к восприятию письменной речи

3. к устному выражению своей мысли

4. к письменному выражению своей мысли

 

30. Поражения, которые ведут к нарушению фонематического анализа и синтеза, локализуются в:

 

1.  лево-височных отделах коры головного мозга

2.  в затылочных отделах

3.  в теменных отделах

4.  нет верного ответа

 

31. В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

 

1. достижением конечного результата

2. далекой перспективой

3. близкими мотивами

4. все ответы верны

 

32. Понятие «умственная отсталость» включает в себя следующие состояния:

 

1.  задержка психического развития

2. педагогическая запущенность

3.  олигофрения, деменция

4. все ответы верны

 

33. Коррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей с речевой патологией направлена на:

 

1.  решение задач развития речи и когнитивных процессов на одном и том же речевом материале

2.  решение задач развития когнитивных процессов

3. на формирование  коммуникативно-речевой активности в процессе игровой или учебной деятельности

4.  все ответы верны.

 

34. Способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание, является следующим параметром внимания:

 

1.  распределение

2.  объем

3. устойчивость

4. нет правильного ответа

 

35. Отклонения в познавательной деятельности детей с ДЦП характеризуются:

 

1.  неравномерностью, дисгармоничностью развития психических функций

2.  тотальным недоразвитием психических функций

3.  развитие психических функций соответствует возрасту детей

4. нет правильного ответа

 

36. К поврежденному психическому развитию относится:

 

1.  РДА

2.  деменция

3.  ЗПР

4. все ответы верны

 

37. Причинами деменции является следующее (исключите лишнее):

 

1.  интоксикации и травмы центральной нервной системы на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет)

2.  постнатальные инфекции (различные энцефалиты, менингит)

3.  прогрессирующие органические заболевания мозга

4.  поражение зародыша и плода (краснуха, грипп, сифилис и др.)

 

38. К психопатоподобным изменениям личности в силу органического поражения головного мозга  можно отнести:

 

1. истероидные психопатии

2. возбудимые психопатии

3. астенические психопатии

4. эпилептоидные психопатии

 

39. Тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова носит название:

 

1. фонематический анализ и синтез

2. фонематическое восприятие

3. фонетико-фонематическое недоразвитие

4. фонематический слух

 

40. ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, нахождением ребенка в условиях психической депривации – это:

 

1. ЗПР соматогенного происхождения

2. ЗПР конституционального происхождения

3. ЗПР церебрально-органического генеза

4. нет правильного ответа

 

41. Нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы, в основе которого лежит торможение речедвигательного анализатора, как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель, может носить временный характер, но может продолжаться  годами  - это:

 

1. мутизм

2. речевой негативизм

3. аутизм

4. нет верного ответа

 

42. Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название:

 

1. эхопраксии

2. парафазии

3. гиперакузии

4. эхолалии

 

43. Способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать насколько различных действий – это:

 

1. распределение внимания

2. переключаемость внимания

3. сосредоточенность внимания

4. устойчивость внимания

 

44.  Патологический механизм, обуславливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности называется:

 

1. симптоматикой

2. патогенезом

3. декомпенсацией

4. нет правильного ответа

 

45. Возможно широкое использование паралингвистических средств детьми раннего возраста со следующими нарушениями (исключите неверный ответ):

 

1. с задержкой речевого развития

2. с  моторной алалией

3. с системным недоразвитием речи вследствие тугоухости

4. с системным недоразвитием речи при умственной отсталости

 

46. Кто из перечисленных авторов предложил(а) понятие о «речи - как о высшей психической функции»?

 

1. А.Р.Лурия

2. Л.С.Выготский

3. А.А.Леонтьев

4. Р.Е.Левина.

 

47. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями – это …

 

1. предмет специальной педагогики

2. объект специальной педагогики

3. субъект специальной педагогики

4. объект общей педагогики

 

48. К искаженному психическому развитию относится:

 

1. синдром дефицита внимания с гиперактивностью

2. ранний детский аутизм

3. минимальные мозговые дисфункции

4. нарушения межполушарного взаимодействия

 

49.  У какой группы детей с РДА (по классификации О.С.Никольской и др.) более благоприятный социальный прогноз?

 

1. у первой  группы

2. у второй группы

3. у третьей группы

4. у четвертой группы

 

50.  При сниженном слухе основная нагрузка ложится на:

 

1. слуховой анализатор

2. зрительный анализатор

3. речедвигательный анализатор

4. вестибулярный аппарат

 

51. Объект тифлопедагогики – это …

 

1. лица с нарушением зрения

2. воспитание лиц с нарушением зрения

3. специальное образование лиц с нарушенным зрением

4. теоретические и практические вопросы обучения и воспитания лиц с нарушением зрения

 

 

52. Нерезко выраженные отклонения характера (промежуточный вариант между нормой и психопатией), которые наиболее отчетливо проявляются в переходном возрасте, называются:

 

1. акцентуация

2. декомпенсация

3. психопатия

4. нет правильного ответа

 

53. Ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз, причинами которого являются функциональные расстройства зрительного анализатора – это:

 

1. амимия

2. амблиопия

3. амбидекстрия

4. астигматизм

 

54. Дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным  (в т.ч.  встречающееся и при стертой дизартрии) носит название:

 

1. гиперкинеза

2. синкинезии

3. эхопраксии

4. нет верного ответа

 

55. Особенностью паретичных мышц является:

 

1. атония и атрофия

2. анемия

3. синкинезии

4. гиперкинез

 

56. Неполноценность слухового гнозиса в значительной степени обуславливает:

 

1.  стойкие нарушения интеллекта

2.  нарушения эмоциональной сферы

3.  нарушение поведения

4.  недоразвитие устной речи

 

 

57. Сравните понятия «умственно отсталые дети» и «дети-олигофрены»:

 

1. одно является частью другого

2. обозначают разные категории

3. используются в разных областях

4. тождественны

 

58. Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

 

1. в продуктивных видах деятельности

2. в трудовой деятельности

3. во всех видах деятельности

4. не отмечается

 

59. Для этих различных видов  патологии характерно наличие в речи детей большое количество эхолалий (исключите лишнее):

 

1. при некоторых видах афазий

2. при сенсорной алалии

3. при моторной алалии

4. при детском аутизме

 

60. Автором рельефно-точечного шрифта является:

 

1. В. Гаюи

2. Л. Брайль

3. Мзьюрен

4. М.Кунц

 

61. Повышенное слюноотделение, особенно при нагрузке на органы артикуляции  обозначается термином:

 

1. гиперсаливация

2. гиперкинез

3. синкинезия

4. гиперакузия

 

62. Определите тип психопатии: одним из центральных свойств личности является эгоцентризм и стремление любой ценой оказаться в центре внимания окружающих:

 

1. истероидная

2. шизоидная

3. эпилептоидная

4. психастеническая

 

63. Повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шелест бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т.п., характерная для детей с сенсорной алалией – это:

 

1. гипертония

2. гидроцефалия

3. гиперакузия

4. гиперемия

 

64. Вживление электронных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных стимулов – это…

 

1.   электрокохлеограмма

2.  акустическая импедансометрия

3.   компьютерная аудиометрия

4.   кохлеарная имплантация

 

65. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций  организма называется:

 

1. декомпенсацией

2. компенсацией

3. коррекцией

4. восстановлением

 

66.  Закрепление материала у детей с минимальными нарушениями слуха происходит в следующих акустических условиях:

 

1.  при исключении зрительной опоры

2.  в  условиях наглядного выбора

3.  только со зрительной опорой

4.  все ответы верны.

 

67. Ведущим видом  деятельности у ребенка двухлетнего возраста является:

 

1. игра

2. предметно-манипулятивная деятельность

3. учебная деятельность

4. эмоциональное общение

 

68. Детский церебральный паралич относится к следующему варианту аномального развития:

 

1. дефицитарное развитие

2. искаженное развитие

3. поврежденное развитие

4. задержанное развитие

 

69. Приведение индивидуального и группового поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в соответствие с системой общественных норм и ценностей является:

 

1. компенсацией

2. абилитацией

3. социальной адаптацией

4. коррекцией

 

70. Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей:

 

1. реабилитация

2. социальная дезадаптация

3. депривация

4. декомпенсация

 

71. Определите вариант ЗПР: обусловлен длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:

 

1. конституционального типа

2. церебрально-органического типа

3. соматогенного типа

4. психогенного типа

 

72. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:

 

1. патогенезом

2. симптоматикой

3. коррекцией

4. компенсацией

 

 

73. К какому виду дизонтогенеза относится олигофрения?

 

1. общему стойкому недоразвитию

2. дефицитарному

3. искаженному

4. дисгармоническому

 

74. Особенностью спастичных мышц является:

 

1. атрофия

2. гипотонус

3. гиперкинез

4. гипертонус

 

75. Какое понятие имеется в виду, когда говорят об активном приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе?

 

1. адаптация

2. компенсация

3. коррекция

4. развитие

 

76. Нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга носит название:

 

1. амнезия

2. апраксия

3. агнозия

4. афазия

 

77. Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей  с отклонениями в развитии – это:

 

1. предмет специальной педагогики

2. объект специальной педагогики

3. субъект специальной педагогики

4. нет верного ответа

 

78. На нарушение слухового восприятия влияют поражения, локализующиеся:

 

1. в затылочных долях

2. в передних отделах теменной доли

3. в задних отделах теменной доли

4. в височных долях

 

79. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

 

1. недостаточность познавательных возможностей

2. нарушение центральной нервной системы

3. стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга

4. стойкое нарушение анализаторных систем

 

80. Какой признак, по мнению Л.Каннера,  считался  самым типичным, если даже не патогномоничным в картине детского аутизма:

 

1. неологизмы

2. большое количество эхолалий

3. долгое отсутствие в речи личного  местоимения «Я», реверсии других личных местоимений

4. нарушение семантики

 

 

81. Коррекционно – воспитательная работа – это:

 

1. замещение или перестройка нарушенных функций организма;

2. система комплексных мер педагогического воздействия на особенности аномального развития;

3. специальные упражнения, развивающие познавательные процессы.

4. система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно-отсталых детей

 

82. Глубокая умственная отсталость -  это:

 

1. резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства строения черепа и скелета

2. невыраженное умственное недоразвитие и незначительные отклонения в физическом развитии

3. менее резкая форма психического и физического развития, аномалии в строении черепа

 

83. Умеренная умственная отсталость может быть охарактеризована как:

 

1. замедленный темп психической деятельности

2. тяжелое нарушение познавательной деятельности, нарушение процессов анализа и синтеза

3. отсутствие интереса  к изменениям в окружающем мире

 

84. «Актуальный уровень» умственного развития – это:

 

1. потенциальные возможности овладения навыками

2. когнитивное расстройство

3. нарушение эмоционально – волевой сферы

4. запас знаний и умений, которые сформированы к моменту обследования

 

85. Тип урока, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам:

 

1. урок формирования новых знаний

2. урок повторения и закрепления умений и навыков

3. комбинированный урок

4. контрольный урок

5. систематизация и обобщение знаний, умений, навыков

 

86. Готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта:

 

1. знания

2. умения

3. навыки

4. способности

 

87. Автоматизированный компонент сознательного действия человека, которое вырабатывается в процессе его выполнения путём многократно повторяемых упражнений:

 

1. навык

2. умение

3. знание

4. способность

 

88. Результат усвоения фактов, понятий, законов, в которых отражены закономерности развития природы и общества – это:

 

1. восприятие

2. знание

3. умение

4. навык

 

89. Метод обучения, заключающийся в организации планомерного целенаправленного восприятия учащимися явлений окружающей действительности, активная форма чувственного познания:

 

1. устный рассказ

2. наблюдение

3. беседа

4. практические работы

 

90. Особенность логопедической работы по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на:

 

1. обучение детей чтению и письму

2. исправление нарушений чтения и письма

3. формирование УУД в личностных, познавательных, коммуникативных сферах

4. развитие устной речи

 

91. Работа по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития предполагает:

 

1. развитие связной речи

2. формирование понимания обращенной речи с использованием карточек-символов

3. коррекция письменной речи

4. формирование фонематического восприятия

 

92. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основании:

 

1. рекомендации ПМПК

2. решения педсовета

3. заявления родителей

4. психолого-педагогического консилиума школы

 

93. Какой документ разрабатывается образовательной организацией с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, ТМНР на основании требований ФГОС?

 

1. СИПР

2. ИПР

3. АООП

 

94. В каком из  вариантов ФГОС для ОВЗ при значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции?

1. 1 вариант

2. 2 вариант

3. 3 вариант

4. 4 вариант

5. 5 вариант

 

95.  В чем заключается синдром Ушера?

 

1.  врожденная слепота и нарушения слуха

2.  врожденное нарушение слуха и нарушение работы опорно-двигательного аппарата

3.  врожденные нарушения работы всех анализаторов

4.  врожденная глухота и постепенно увеличивающееся нарушение зрения в виде сужения полей зрения и дистрофии сетчатки

 

96. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

 

1. линейный

2. концентрический

3. спиралеобразный

4. смешанный

 

97. Для какой категории детей характерно настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов из своего тела?

 

1. синдром дефицита внимания с гиперактивностью

2. синдром Дауна

3. с расстройством аутистического спектра

4. синдром Шершевского-Тернера

 

98. Какая категория детей с олигофренией (по классификации М.С. Певзнер) характеризуется диффузным поражением коры головного мозга, без грубых выпадений в пределах того или иного анализатора и первичных нарушений в эмоционально-волевой сфере?

 

1. неосложнённая форма олигофрении

2. олигофрения с нарушениями различных анализаторов

3. олигофрения с психопатоподобными формами поведения

4. олигофрении с выраженной лобной недостаточностью

 

99.  Какая форма олигофрения не относится к классификации М.С. Певзнер?

 

1. Осложнённая нарушениями нейродинамики

2. олигофрении с выраженной лобной недостаточностью

3. олигофрения с аутоподобными формами поведения

4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения

 

100. Какой синдром характеризуется спецефическими трудностями социального взаимодействия, а так же ограниченным стереотипным повторяющимся репертуаром интересов и занятий?

 

1. синдром Ушера

2. синдром Дауна

3. синдром Аспергера

4. синдром Шершевского-Тернера

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     46      47      48      49     ..