ВЛАДИМИРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2019 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ВЛАДИМИРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ВЛАДИМИРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2019 год) - часть 10

 

 

147 

 

 

 

Лица,  осуществляющие  использование  лесов  в  целях  выполнения  работ 

по  геологическому  изучению  недр,  разработки  месторождений  полезных 
ископаемых, обеспечивают: 
 

-  регулярное  проведение  очистки  используемых  лесов  и  примыкающих 

опушек  леса,  искусственных  и  естественных  водотоков  от  захламления 
строительными,  промышленными,  древесными,  бытовыми  и  иными  отходами, 
мусором; 
 

-  восстановление  нарушенных  производственной  деятельностью  дорог, 

осушительных канав, дренажных систем, мостов, других гидромелиоративных 
сооружений,  квартальных  столбов,  квартальных  просек,  аншлагов,  элементов 
благоустройства территории лесов; 
 

-  принятие  необходимых  мер  по  устранению  аварийных  ситуаций  и 

лесных  пожаров,  а  также  ликвидации  их  последствий,  возникших  по  вине 
указанных лиц; 
 

- максимальное использование земель, занятых квартальными просеками, 

лесными дорогами, и других, не покрытых лесом земель в целях планирования 
и проведения сейсморазведочных работ, в том числе перебазировки подвижного 
состава и грузов. 
 

Право  собственности  на  древесину,  полученную  от  рассматриваемого 

использования  лесов,  расположенных  на  землях  лесного  фонда,  принадлежит 
Российской  Федерации  (часть  2,  ст.  20  Лесного  кодекса  РФ).  Реализация 
древесины,  полученная  при  использовании  лесов  согласно  ст.  43  Лесного 
кодекса  РФ,  осуществляется  в  соответствии  с  «Правилами  реализации 
древесины,  которая  получена  при  использовании  лесов,  расположенных  на 
землях  лесного  фонда,  в  соответствии  со  ст.  43-46  Лесного  кодекса  РФ», 
утвержденными  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
23.07.2009 №604.  

Сроки  использования  лесов  для  выполнения  работ  по  геологическому 

изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых. 

Конкретные  параметры  и  сроки  использования  лесов  устанавливаются  в 

договоре аренды (в соответствии с ч.3 ст. 72 Лесного кодекса РФ). 

 

2.13. Нормативы, параметры и сроки использования лесов для 

строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных 

водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, 

морских терминалов, речных портов и причалов 

 

Использование  лесов  для  строительства  и  эксплуатации  водохранилищ, 

иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, 
морских 

портов, 

морских 

терминалов, 

речных 

портов, 

причалов 

осуществляется в соответствии со статьей 44 Лесного кодекса РФ. 

Лесные  участки  предоставляются  гражданам,  юридическими  лицами  в 

соответствии  со  статьей  9  Лесного  кодекса  РФ  для  строительства  и 
эксплуатации  водохранилищ,  иных  искусственных  водных  объектов,  а  также 
гидротехнических  сооружений,  морских  портов,  морских  терминалов,  речных 

148 

 

 

портов, причалов, используются в соответствии с Водным кодексом РФ. 
 

Ст.  1  Водного  кодекса  РФ  под  водным  объектом  предлагает  понимать 

природный или искусственный водоем, водоток, либо иной объект, постоянное 
или  временное  сосредоточение  вод  в  котором  имеет  характерные  формы  и 
признаки водного режима. 
 

Разновидностями  искусственных  водных  объектов  ст.  5  Водного  кодекса 

РФ провозглашает, в частности, водохранилища, пруды и каналы. 
 

Водохранилища  и  пруды  в  лесном  хозяйстве  создаются  и 

эксплуатируются  главным  образом  на  малых  и  средних  реках,  а  также  ручьях 
для 

усиления 

их 

лесопропускной 

способности, 

водоснабжения 

лесозаготовительного и иного производства. 
 

Правила  подготовки  и  принятия  решения  о  предоставлении  водного 

объекта  в  пользование  утверждены  Постановлением  Правительства  РФ  от 
30.12.2006 №844. 
 

Лесные  участки,  находящиеся  в  государственной  или  муниципальной 

собственности,  для  строительства  и  эксплуатации  водохранилищ  и  иных 
искусственных  водных  объектов,  а  также  гидротехнических  сооружений  и 
специализированных портов могут предоставляться в постоянное (бессрочное) 
пользование, аренду или безвозмездное срочное пользование. Кроме того, такие 
лесные участки также могут быть обременены сервитутами. 
 

В соответствии с частью 3 ст. 72 и частью 3 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ 

указанные  лесные  участки  для  названных  целей  предоставляются  в  аренду  на 
срок от одного года до срока девяти лет без проведения аукционов на основании 
решений 

органов 

государственной 

власти 

или 

органов 

местного 

самоуправления. 

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся 

в  государственной  или  муниципальной  собственности,  заключаются  в  случае 
заготовки  древесины  на  лесных  участках,  предоставленных  юридическим 
лицам  или  индивидуальным  предпринимателям  для  использования  лесов  в 
соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ. 
 

Право  собственности  на  древесину,  полученную  от  рассматриваемого 

использования  лесов,  расположенных  на  землях  лесного  фонда,  принадлежит 
Российской Федерации (часть 2 ст. 20 Лесного кодекса РФ). 
 

Реализация древесины, полученная при использовании лесов согласно ст. 

44  Лесного  кодекса  РФ,  осуществляется  в  соответствии  с  «Правилами 
реализации  древесины,  которая  получена  при  использовании  лесов, 
расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 Лесного 
кодекса  РФ»,  утвержденными  Постановлением  Правительства  Российской 
Федерации от 23.07.2009 №604.  

Сроки  использования  лесов  для  строительства  и  эксплуатации 

водохранилищ  и  иных  искусственных  водных  объектов,  а  также 
гидротехнических  сооружений,  морских  портов,  морских  терминалов,  речных 
портов, причалов. 

Конкретные  сроки  использования  лесов  устанавливаются  в  договоре 

аренды сроком от 1 до 49 лет (в соответствии с ч.3 ст. 72 Лесного кодекса РФ). 

149 

 

 

 

2.14. Нормативы, параметры и сроки использования лесов 

 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов 

 

Использование  лесов  для  строительства,  реконструкции,  эксплуатации 

линейных  объектов  (далее  –  линейные  объекты)  регламентируется  ст.  45 
Лесного  кодекса  РФ  и  Правилами  использования  лесов  для  строительства, 
реконструкции,  эксплуатации  линейных  объектов,  утвержденными  приказом 
Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов 
для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».  

Сроки  использования  лесов  для  строительства,  реконструкции, 

эксплуатации  линейных  объектов  определяются  в  соответствии  со  сроками 
эксплуатации линейного объекта, указанные в технической документации.

 

В  целях  строительства  линейных  объектов  используются,  прежде  всего, 

нелесные  земли,  а  при  отсутствии  на  лесном  участке  таких  земель  -  участки 
невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на 
которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. 

Осуществление  строительства,  реконструкции  и  эксплуатации  линейных 

объектов  должно  исключать  развитие  эрозионных  процессов  на  занятой  и 
прилегающей территории. 

При  использовании  лесов  в  целях  строительства,  реконструкции  и 

эксплуатации  автомобильных  и  железных  дорог  исключаются  случаи, 
вызывающие  нарушение  поверхностного  и  внутрипочвенного  стока  вод, 
затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог. 

Лесные  участки,  находящиеся  в  государственной  или  муниципальной 

собственности,  предоставляются  гражданам  и  юридическим  лицам  в 
соответствии  со  ст.  9  и  ч.  3  ст.  72,  74  Лесного  кодекса  РФ  на  срок  до  сорока 
девяти лет без проведения аукциона. 

Имеющиеся  в  лесном  фонде  дороги  можно  подразделить  на  лесные 

дороги и дороги общего пользования. 

Согласно  ст.  13,  21  Лесного  кодекса  РФ  лесные  дороги  относятся  к 

объектам лесной инфраструктуры, а автомобильные и железные дороги общего 
пользования  –  к  объектам,  не  связанным  с  созданием  лесной  инфраструктуры 
(см. главу 1). 

Линии  электропередачи,  линии  связи,  трубопроводы  и  иные  линейные 

объекты  считаются  объектами,  не  связанными  с  созданием  лесной 
инфраструктуры.   

Строительство,  реконструкция  и  эксплуатация  линейных  объектов,  не 

связанных с созданием лесной инфраструктуры, разрешены не только на землях 
лесного  фонда,  но  и  на  землях  иных  категорий,  где  располагаются  леса,  в 
случаях,  определенных  федеральными  законами,  в  соответствии  с  целевым 
назначением этих земель.  
 

В  целях  использования  линейных  объектов,  обеспечения  их 

безаварийного  функционирования  и  эксплуатации,  в  целях  обеспечения 
безопасности  граждан  и  создания  необходимых  условий  для  эксплуатации 

150 

 

 

линейных  объектов,  в  том  числе  в  охранных  зонах  линейных  объектов  (в  том 
числе  в  целях  проведения  аварийно-спасательных  работ)  гражданами, 
юридическими  лицами,  имеющими  в  собственности,  безвозмездном 
пользовании,  аренде,  хозяйственном  ведении  или  оперативном  управлении 
линейные объекты, осуществляются: 

а)  прокладка  и  содержание  в  безлесном  состоянии  просек  вдоль  и  по 

периметру линейных объектов; 

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает 

расстояние  по  прямой  от  дерева  до  крайней  точки  линейного  объекта, 
сооружения,  являющегося  его  неотъемлемой  технологической  частью,  или 
крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; 

в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и 

буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты. 
 

В  целях  использования  линейных  объектов  (в  том  числе  в  целях 

проведения  аварийно-спасательных  работ)  допускаются  выборочные  рубки  и 
сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и 
санитарно-защитных  зонах,  предназначенных  для  обеспечения  безопасности 
граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих 
объектов (часть 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ). 
 

Допускаются выборочные и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан 

в защитных лесах в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация 
объектов,  не  связанных  с  созданием  лесной  инфраструктуры,  для  целей 
использования линейных объектов. 
 

В  существующих  линейных  объектах  рекомендуется  периодическая 

расчистка  от  древесной  и  кустарниковой  растительности  высотой  более  4  м  с 
применением механизмов. 
 

В  целях  пожарной  безопасности  линейные  объекты  очищаются  от 

срубленной древесины, порубочные остатки сжигаются. 
 

При  осуществлении  работ  по  строительству,  реконструкции  и 

эксплуатации линейных объектов не допускается: 
 

-  самовольное  изменение  местоположения  и  границ  лесных  участков, 

отведенных для производства работ; 
 

-  повреждение  насаждений,  растительного  покрова  и  почв  за  пределами 

арендуемых лесных участков; 
 

-  захламление  прилегающих  территорий  за  пределами  арендованного 

лесного  участка  строительными  материалами,  лесосечными  отходами 
древесины, мусором, иными видами отходов; 
 

-  загрязнение  площади  участков,  предоставленных  в  пользование,  и 

территории за их пределами химическими и радиоактивными веществами; 
 

проезд  транспортных  средств,  тракторов  и  механизмов  по 

произвольным, неустановленным маршрутам. 

Лица,  осуществляющие  использование  лесов  в  целях  строительства, 

реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: 

-  регулярное  проведение  очистки  просеки,  примыкающих  опушек  леса, 

искусственных  и  естественных  водотоков  от  захламления  строительными, 

151 

 

 

лесосечными,  бытовыми  и  иными  отходами,  от  загрязнения  отходами 
производства, токсичными веществами; 

-  восстановление  нарушенных  производственной  деятельностью  лесных 

дорог,  осушительных  канав,  дренажных  систем,  шлюзов,  мостов,  других 
гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; 

- принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также 

ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц. 

В  целях  обеспечения  безопасности  граждан  и  создания  необходимых 

условий  для  эксплуатации  линейных  объектов,  в  том  числе  в  охранных  зонах 
линейных  объектов,  осуществляется  использование  лесов  для  проведения 
выборочных  рубок  и  сплошных  рубок  деревьев,  кустарников,  лиан  без 
предоставления лесных участков (п. 9 приказа Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 
«Об  утверждении  Правил  использования  лесов  для  строительства, 
реконструкции, эксплуатации линейных объектов»). 
 

Земли,  нарушенные  или  загрязненные  при  использовании  лесов  для 

строительства,  реконструкции  и  эксплуатации  линейных  объектов,  подлежат 
рекультивации. 
 

Право  собственности  на  древесину,  полученную  от  рассматриваемого 

использования  лесов,  расположенных  на  землях  лесного  фонда,  принадлежит 
Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Лесного кодекса РФ). Реализация древесины, 
полученная  при  использовании  лесов  согласно  ст.  45  Лесного  кодекса  РФ, 
осуществляется  в  соответствии  с  «Правилами  реализации  древесины,  которая 
получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в 
соответствии  со  ст.  43-46  Лесного  кодекса  РФ»,  утвержденными 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604.  
 

Сроки  использования  лесов  для  строительства,  реконструкции, 

эксплуатации линейных объектов. 

Конкретные  сроки  использования  лесов  устанавливаются  в  договоре 

аренды сроком до 49 лет (в соответствии с ч.3 ст. 72 Лесного кодекса РФ). 
 

2.15. Нормативы, параметры и сроки использования лесов для 

переработки древесины и иных лесных ресурсов 

 
 

Использование  лесов  для  переработки  древесины  и  иных  лесных 

ресурсов  регламентируется  ст.  46  Лесного  кодекса  РФ  и  Правилами 
использования  лесов  для  переработки  древесины  и  иных  лесных  ресурсов, 
утвержденными приказом Минприроды России от 01.12.2014 № 528. 

Лесные  участки,  находящиеся  в  государственной  или  муниципальной  соб-

ственности,  предоставляются  гражданам,  юридическим  лицам  в  аренду  для  пе-
реработки древесины и иных лесных ресурсов сроком от 1 года до 49 лет. 

Согласно  п.  7  приказа  Минприроды  России  от  01.12.2014  №  528  «Об 

утверждении  Правил  использования  лесов  для  переработки  древесины  и  иных 
лесных  ресурсов»,  лица,  использующие  леса  для  переработки  древесины  и  иных 
лесных ресурсов, имеют право:

 

152 

 

 

- создавать лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое) 

в соответствии с частью 1 статьи 13 Лесного кодекса РФ; 

- создавать лесоперерабатывающую инфраструктуру (объекты переработки 

заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое) в соответствии с 
частью 1 статьи 14 Лесного кодекса РФ; 

- осуществлять на землях лесного фонда строительство, реконструкцию и 

эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в 
соответствии с частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ; 

- осуществлять иные права, предусмотренные Лесного кодекса РФ.

 

Согласно  п.  8  приказа  Минприроды  России  от  01.12.2014  №  528  «Об 

утверждении  Правил  использования  лесов  для  переработки  древесины  и  иных 
лесных  ресурсов»,  лица,  использующие  леса  для  переработки  древесины  и  иных 
лесных ресурсов, обязаны:

 

-  составлять  проект  освоения  лесов  в  соответствии  с  частью  1  статьи  88 

Лесного кодекса РФ;

 

-  осуществлять  использование  лесов  в  соответствии  с  проектом  освоения 

лесов;

 

- соблюдать условия договора аренды лесного участка;

 

- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших 

и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и 
иного  негативного  воздействия)  в  соответствии  с  пунктом  4  части  1  статьи  55 
Лесного кодекса РФ;

 

-  соблюдать  требования  пункта  13  Правил  пожарной  безопасности  в  лесах, 

утвержденных  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
30.06.2007 № 417;

 

-  в  соответствии  с  частью  2  статьи  26  Лесного  кодекса  РФ  подавать 

ежегодно лесную декларацию;

 

-  в  соответствии  с  частью  1  статьи  49  Лесного  кодекса  РФ  представлять 

отчет об использовании лесов;

 

-  в  соответствии  с  частью  1  статьи  60  Лесного  кодекса  РФ  представлять 

отчет об охране и о защите лесов;

 

-  в  соответствии  с  частью  4  статьи  91  Лесного  кодекса  РФ  представлять  в 

государственный  лесной  реестр  в  установленном  порядке  документированную 
информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ;

 

-  выполнять  другие  обязанности,  предусмотренные  законодательством 

Российской Федерации.

 

Использование  лесов  для  переработки  древесины  и  иных  лесных  ресурсов 

представляет  собой  предпринимательскую  деятельность,  связанную  с  производ-
ством лесоматериалов и иной такой переработки.

 

 

Согласно Лесному кодексу РФ (ст. 14), и Правилам использования лесов 

для  переработки  древесины  и  иных  лесных  ресурсов,  создание 
лесоперерабатывающей  инфраструктуры  запрещается  в  защитных  лесах  и  на 
особо защитных участках лесов. 
 

При  использовании  лесов  для  переработки  древесины  и  иных  лесных 

ресурсов  допускается  строительство,  реконструкция  и  эксплуатация  объектов, 
не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 

153 

 

 

Лесного  кодекса  РФ.  Строительство,  реконструкция  и  эксплуатация  объектов, 
не  связанных  с  созданием  лесной  инфраструктуры,  осуществляется  в 
соответствии с проектом освоения лесов. На лесных участках, предоставленных 
в  аренду  для  переработки  древесины  и  иных  лесных  ресурсов,  создается 
лесоперерабатывающая  инфраструктура  (объекты  переработки  заготовленной 
древесины,  биоэнергетические  объекты  и  др.)  (далее  –  объекты 
лесоперерабатывающей  инфраструктуры).  В  целях  размещения  объектов 
лесоперерабатывающей инфраструктуры используются, прежде всего, нелесные 
земли,  а  при  отсутствии  на  лесном  участке  таких  земель  –  участки  не 
возобновившихся  вырубок,  гарей,  пустырей,  прогалины,  а  также  площади,  на 
которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. 
Использование  иных  лесных  участков  для  указанных  целей  допускается  в 
случае  отсутствия  других  вариантов  возможного  размещения  объектов 
лесоперерабатывающей инфраструктуры. 
 

Не 

допускается 

размещение 

объектов 

лесоперерабатывающей 

инфраструктуры в защитных лесах и на особо защитных участках лесов. 
 

При  использовании  лесов  для  переработки  древесины  и  иных  лесных 

ресурсов исключаются случаи: 
 

- проведения работ и строительства сооружений, вызывающих нарушение 

поверхностного  и  внутрипочвенного  стока  вод,  затопление  или  заболачивание 
лесных участков; 
 

-  захламления  предоставленного  лесного  участка  и  прилегающих 

территорий  за  пределами  предоставленного  лесного  участка  строительным  и 
бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов; 
 

- загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за 

его пределами химическими и радиоактивными веществами;  
 

-  проезда  транспортных  средств  и  иных  механизмов  по  произвольным, 

неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка. 
 

Лица,  использующие  леса  для  переработки  древесины  и  иных  лесных 

ресурсов, обеспечивают: 
 

-  регулярное  проведение  очистки  предоставленного  лесного  участка, 

примыкающих  опушек  леса,  искусственных  и  естественных  водотоков  от 
захламления  строительными,  древесными,  промышленными,  бытовыми  и 
иными отходами, токсичными веществами;  
 

-  восстановление  нарушенных  производственной  деятельностью  дорог, 

осушительных  канав,  дренажных  систем,  шлюзов,  мостов,  других 
гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;  
 

-  принятие  необходимых  мер  по  устранению  аварийных  ситуаций  и 

лесных  пожаров,  а  также  ликвидации  их  последствий,  возникших  по  вине 
указанных лиц.  
 

Земли,  нарушенные  или  загрязненные  при  использовании  лесов  для 

переработки  древесины  и  иных  лесных  ресурсов,  подлежат  рекультивации  в 
срок не более одного года после завершения соответствующего этапа работ.  

154 

 

 

 

На  лесных  участках  с  нарушенным  почвенным  покровом  при  угрозе 

развития  эрозии  должна  проводиться  рекультивация  земель  с  посевом  трав  и 
(или) посадкой кустарников. 

Право  собственности  на  древесину,  полученную  от  рассматриваемого 

использования  лесов,  расположенных  на  землях  лесного  фонда,  принадлежит 
Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЛК РФ). Реализация древесины, полученная 
при использовании лесов согласно ст. 46 Лесного кодекса РФ, осуществляется в 
соответствии  с  «Правилами  реализации  древесины,  которая  получена  при 
использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии 
со  ст.  43-46  Лесного  кодекса  РФ»,  утвержденными  Постановлением 
Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 №604.  

Конкретные  сроки  использования  лесов  устанавливаются  в  договоре 

аренды сроком от 1 года до 49 лет (в соответствии с ч.3 ст. 72 Лесного кодекса 
РФ). 
 

2.16. Нормативы, параметры и сроки использования лесов для 

религиозной деятельности 

 

Леса  могут  использоваться  религиозными  организациями  для 

осуществления  религиозной  деятельности  в  соответствии  со  ст.  47  Лесного 
кодекса РФ и Федеральным законом от 26.09.1997 № 125ФЗ «О свободе совести 
и о религиозных объединениях». 

На  лесных  участках,  предоставленных  для  осуществления  религиозной 

деятельности,  допускается  возведение  зданий,  строений,  сооружений 
религиозного и благотворительного назначения. 

Рассматриваемое использование лесов осуществляется с предоставлением 

лесных участков, но без изъятия лесных ресурсов. 

Заготовка  и  сбор  лесных  ресурсов,  и  иная  подобная  деятельность  могут 

осуществляться  религиозными  организациями на  предоставленных  им  лесных 
участках в соответствии с иными статьями Лесного кодекса РФ. 

Субъектами  использования  лесов  для  осуществления  религиозной 

деятельности  и  соответственно  субъектами  имущественных  прав  на 
соответствующие лесные участки провозглашаются религиозные организации. 

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.09. 1997 № 125-ФЗ «О 

свободе  совести  и  о  религиозных  объединениях»  религиозной  организацией 
признается  добровольное  объединение  граждан  Российской  Федерации,  иных 
лиц,  постоянно  и  на  законных  основаниях,  проживающих  на  территории 
Российской  Федерации,  образованное  в  целях  совместного  исповедания  и 
распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное 
в качестве юридического лица. 

Религиозным  объединением,  не  имеющим  статуса  юридического  лица,  а 

также  религиозным  группам  и  их  участникам  предоставление  лесов  для 
использования в религиозных целях не предусматривается. 

Религиозные  организации  подлежат  государственной  регистрации  в 

соответствии  с  Федеральным  законом  от  08.08.2001  №  129-ФЗ  «О 

155 

 

 

государственной 

регистрации 

юридических 

лиц 

индивидуальных 

предпринимателей»  (с  учетом  установленного  законодательством  о  свободе 
совести  и  свободе  вероисповедания  порядка  государственной  регистрации 
религиозных организаций). 

Часть  3  ст.  47  Лесного  кодекса  РФ  предписывает  лесные  участки, 

находящиеся  в  государственной  или  муниципальной  собственности, 
предоставлять  религиозным  организациям  в  безвозмездное  срочное 
пользование для осуществления религиозной деятельности. 

Решение о  предоставлении  в  пользование  лесных  участков религиозным 

организациям  принимается  департаментом  лесного  хозяйства  администрации 
Владимирской области. 

 

2.17. Требования к охране, защите и воспроизводству лесов 

 

2.17.1. Требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от 

загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного 

воздействия 

 

2.17.1.1. Нормативы мероприятий по противопожарному устройству лесов 

 

Согласно  статье  51  Лесного  Кодекса  РФ,  леса  подлежат  охране  от 

пожаров,  от  загрязнения  (в  том  числе  и  радиоактивными  веществами)  и  от 
иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. 

Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным 

законом  от  21.12.1994  №  69-ФЗ  «О  пожарной  безопасности»  и  Правилами 
пожарной 

безопасности 

в 

лесах, 

утвержденными 

Постановлением 

Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (с изменениями). 

Потенциальная (природная) пожарная опасность и фактическая горимость 

лесов зависит от многих факторов: породного состава и состояния насаждений, 
типа  лесорастительных  условий,  развития  транспортной  сети,  посещаемости 
лесов  населением,  противопожарного  обустройства  территории  и  многих 
других. 

Охрана  лесов  от  пожаров  включает  в  себя  выполнение  мер  пожарной 

безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. 

Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических, региональных 

особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер. 

Тушение  пожаров  в  лесах  осуществляется  в  соответствии  с  Лесным 

кодексом  РФ,  Федеральным  законом  от  21.12.1994  №  68-ФЗ  «О  защите 
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного 
характера»  и  Федеральным  законом  от  21.12.1994  №  69-ФЗ  «О  пожарной 
безопасности». 

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 
- предупреждение лесных пожаров; 
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 

156 

 

 

- иные меры пожарной безопасности в лесах. 
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной 

безопасности  в  лесах  установлены  Постановлением  Правительства  РФ  от 
30.06.2007  №  417  (в  ред.  Постановлений  Правительства  РФ  от  05.05.2011    № 
343, от 26.01.2012  № 26, от 14.04.2014 № 292). 

Средняя  степень пожарной опасности лесов  Владимирского  лесничества 

определена  с  использованием  данных  о  распределении  кварталов  по  классам 
пожарной  опасности.  В  качестве  основы  для  определения  степени  природной 
пожарной  опасности  лесного  фонда  лесничества  была  использована 
классификация природной пожарной опасности лесов, утвержденная приказом 
Рослесхоза  от  05.07.2011  №  287  «Об  утверждении  классификации  природной 
пожарной  опасности  лесов  и  классификации  пожарной  опасности  в  лесах  в 
зависимости  от  условий  погоды».  Распределение  территории  Владимирского 
лесничества по классам природной пожарной опасности приведено в таблице. 
 

Таблица 20 

 

Распределение Владимирского лесничества по классам природной 

 пожарной опасности 

 

№ 

п/п 

Наименование 

участкового 
лесничества 

Площадь по классам пожарной 

опасности, га 

Итого 

Сред

ний 

класс 

II 

III 

IV 

Бараковское 

623 

2882 

4400 

2161 

10066 

II,8 

Владимирское 

84 

450 

2602 

2369 

5505 

III,3 

Головинское 

68 

1526 

2576 

617 

4787 

II,8 

Пригородное 

2446 

3792 

1715 

7953 

II,9 

Радужное 

473 

3300 

3786 

1798 

342 

9699 

II,8 

Лавровское 

1618 

1640 

2756 

9129 

15143 

III,3 

Улыбышевское 

279 

3100 

1704 

5566 

10649 

III,2 

Всего 

3145  15344  21616  23355 

342 

63802 

III,0 

4,9 

24,0 

33,9 

36,7 

 0,5 

100,0 

 

 

 

Средний  класс  пожарной  опасности  III,0  показывает  невысокую 

вероятность  возникновения  лесных  пожаров  в  течение  всего  пожароопасного 
сезона,  средняя  продолжительность  которого  для  условий  лесничества  6 
месяцев

.

 

Распределение  кварталов  Владимирского  лесничества  по  классам 

природной пожарной опасности приведено приложении 8. 

 

Предупреждение лесных пожаров 

 

Предупреждение  лесных  пожаров  включает  в  себя  противопожарное 

обустройство  лесов  и  обеспечение  средствами  предупреждения  и  тушения 
лесных пожаров. 

157 

 

 

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 
-  строительство,  реконструкцию  и  эксплуатацию  лесных  дорог, 

предназначенных для охраны лесов от пожаров, - осуществляется на основании 
проектной документации на строительство дорог противопожарного назначения 
в соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона № 257-ФЗ  от 08.11.2007  «Об 
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и 
о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 
Федерации»;  п.2.3.1.  ч.2.3.  «Инструкции  по  охране  природной  среды  при 
строительстве,  ремонте  и  содержании  автомобильных  дорог  ВСН  8-89; 
«Инструкцией  по  проектированию  лесохозяйственных  автомобильных  дорог 
ВСН 7-82»; 

-  строительство,  реконструкцию  и  эксплуатацию  посадочных  площадок 

для  самолетов,  вертолетов,  используемых  в  целях  проведения  авиационных 
работ по охране и защите лесов; 

прокладку 

просек, 

противопожарных 

разрывов, 

устройство 

противопожарных минерализованных полос; 

строительство, 

реконструкцию 

и 

эксплуатацию 

пожарных 

наблюдательных  пунктов  (вышек,  мачт,  павильонов  и  других  наблюдательных 
пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 

-  устройство  пожарных  водоемов  и  подъездов  к  источникам 

противопожарного водоснабжения; 

- проведение работ по гидромелиорации; 
-  снижение  природной  пожарной  опасности  лесов  путем  регулирования 

породного 

состава 

лесных 

насаждений 

и 

проведения 

санитарно-

оздоровительных мероприятий; 

-  проведение  профилактического  контролируемого  противопожарного 

выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих 
материалов. 

К  вышеперечисленным  мерам  противопожарного  обустройства  лесов, 

Постановлением  Правительства  РФ  от  16.04.2011  №  281  «О  мерах 
противопожарного обустройства лесов», дополнительно относятся: 

-  прочистка  просек,  прочистка  противопожарных  минерализованных 

полос и их обновление; 

-  эксплуатация  пожарных  водоемов  и  подъездов  к  источникам 

водоснабжения; 

- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах; 

установка  и  эксплуатация  шлагбаумов,  устройство  преград, 

обеспечивающих  ограничение  пребывания  граждан  в  лесах  в  целях 
обеспечения пожарной безопасности; 

-  создание  и  содержание  противопожарных  заслонов  и  устройство 

лиственных опушек; 

-  установка  и  размещение  стендов  и  других  знаков  и  указателей, 

содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.   

Противопожарное 

обустройство 

лесов 

на 

лесных 

участках, 

предоставленных  в  постоянное  (бессрочное)  пользование,  в  аренду, 

158 

 

 

осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения 
лесов. 

Обеспечение  средствами  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров 

включает в себя: 

- приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 
-  содержание  пожарной  техники  и  оборудования,  систем  связи  и 

оповещения; 

- создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного 

снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. 

Нормативы противопожарного обустройства лесов установлены Приказом 

Рослесхоза 

от  27.04.2012 

№ 

174 

«Об 

утверждении 

нормативов 

противопожарного обустройства лесов». 

Виды  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров,  нормативы 

обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия 
средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов 
определены приказом Минприроды России от 15.07.2015  № 321 «О внесении 
изменений  в  приказ  Минприроды  России  от  28.03.2014    №  161  «Об 
утверждении  видов  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров, 
нормативов  обеспеченности  данными  средствами  лиц,  использующих  леса, 
норм  наличия  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров  при 
использовании лесов».  

Нормы  по  их  видам  и  количеству  установлены  как  минимально 

необходимые. 

     

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров 

Мониторинг  пожарной  опасности  в  лесах  и  лесных  пожаров  включает  в 

себя: 

-  наблюдение  и  контроль  за  пожарной  опасностью  в  лесах  и  лесными 

пожарами; 

-  организацию  системы  обнаружения  и  учета  лесных  пожаров,  системы 

наблюдения  за  их  развитием  с  использованием  наземных,  авиационных  или 
космических средств; 

- организацию патрулирования лесов; 
-  прием  и  учет  сообщений  о  лесных  пожарах,  а  также  оповещение 

населения и противопожарных служб о пожарной опасности в  лесах и лесных 
пожарах специализированными диспетчерскими службами. 

Порядок  осуществления  мониторинга  пожарной  опасности  в  лесах  и 

лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности 
в  лесах  и  лесных  пожарах  устанавливаются  уполномоченным  органом 
исполнительной власти. 

 

Разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров 

Органы  государственной  власти  в  пределах  своих  полномочий 

разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 

159 

 

 

-  перечень  и  состав  лесопожарных  формирований,  пожарной  техники  и 

оборудования,  противопожарного  снаряжения  и  инвентаря,  иных  средств 
предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров  на  соответствующей  территории, 
порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем 
пожарной опасности в лесах; 

-  перечень  сил  и  средств  подразделений  пожарной  охраны  и  аварийно-

спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном 
порядке  к  тушению  лесных  пожаров,  и  порядок  привлечения  таких  сил  и 
средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 

-  мероприятия  по  координации  работ,  связанных  с  тушением  лесных 

пожаров; 

-  меры  по  созданию  резерва  пожарной  техники  и  оборудования, 

противопожарного  снаряжения  и  инвентаря,  транспортных  средств  и  горюче-
смазочных материалов; 

- иные мероприятия. 
Порядок  разработки  и  утверждения  плана  тушения  лесных  пожаров 

установлен  Постановлением  Правительства  РФ  от  17.05.2011  №  377  «Об 
утверждении правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров 
и его формы». 

План разрабатывается в отношении лесничества.  

 

Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров 

 

Создание  систем,  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров 

(пожарные  техника  и  оборудование,  пожарное  снаряжение  и  другие), 
содержание  этих  систем,  средств,  а  также  формирование  запасов  ГСМ  на 
период высокой пожарной опасности. 

Мероприятия  по  охране,  защите,  воспроизводству  лесов,  в  частности 

охрану  лесов  от  пожаров,  осуществляют  арендаторы  лесных  участков  на 
основании  проектов  освоения  лесов,  а  при  отсутствии  арендаторов  – 
уполномоченные  органы  государственной  власти  в  пределах  их  полномочий, 
определенных  в  соответствии  со  ст.  81  -  84  Лесного  кодекса  (часть  1  ст.  19 
Лесного кодекса РФ). 

Учитывая  степень  пожарной  опасности  в  лесах  лесничества  и 

действующие  Федеральный  Закон  от  21.12.1994  г  №  69-ФЗ  «О  пожарной 
безопасности»,  Правила  пожарной  безопасности  в  лесах,  проектируется 
комплекс противопожарных мероприятий. 

Пользователи 

лесными 

участками 

должны 

быть 

оснащены 

противопожарным  оборудованием  в  соответствии  с  приказом  Минприроды 
России от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и 
тушения  лесных  пожаров,  нормативов  обеспеченности  данными  средствами 
лиц,  использующих  леса,  норм  наличия  средств  предупреждения  и  тушения 
лесных пожаров при использовании лесов». 

Работы  по  тушению  лесных  пожаров  и  осуществлению  отдельных  мер 

пожарной безопасности в лесах выполняются ГАУ ВО «Владимирский лесхоз». 

160 

 

 

Авиационное  патрулирование  -  ГБУ  ВО  «Владимирская  база  авиационной 
охраны лесов». 
Тушение лесных пожаров на территории Владимирской области осуществляет 
специализированное  учреждение  ГАУ  ВО  «Владимирский  лесхоз»,  а  также 
выполняет противопожарные мероприятия на не арендованной территории 

На  территории  ГКУ  ВО  «Владимирское  лесничество»  тушение  лесных 

пожаров  осуществляет  Андреевский  филиал  ГАУ  ВО  «Владимирский  лесхоз» 
Судогодский производственный участок, который имеет 1 ПХС -1 типа. 
 

Для  участия  в  выполнении  работ  по  тушению  лесных  пожаров  и 

осуществлению  отдельных  мер  пожарной  безопасности  в  лесах  органы 
государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.   
 

Распределение  земель  лесного  фонда  Владимирского  лесничества  по 

способам  мониторинга  пожарной  опасности  в  лесах  и  зонам  осуществления 
авиационных работ по охране лесов следующее: 
 

-зона наземного мониторинга-14 тыс.га; 

 

-зона  осуществления  авиационных  работ  по  охране  лесов  (зона 

авиационного мониторинга (районы применения наземных и авиационных сил 
и средств) – 50 тыс.га. 
 

Объемы  мероприятий  по  противопожарному  устройству  лесов  во 

Владимирском лесничестве приведены в таблице 21. 
 

Таблица 21 

Объёмы мероприятий по противопожарному обустройству лесов и 

 тушению лесных пожаров 

№ 

п/п 

Наименование мероприятий 

Ед.  

изм. 

Срок 

выполнения 

Объём 

1. 1. Разграничение территории по способам обнаружения лесных пожаров 

1.1. 

Зона  авиационного  мониторинга  (районы 
применения  наземных  и  авиационных 
средств) 

тыс. га  ежегодно 

50 

1.2.  Зона наземной охраны 

тыс. га  ежегодно 

14 

2. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров 

2.1 

Организация  постоянных  действующих 

агитвитрин (стендов), выставок  

шт. 

за 

планируемы

й  

период 

2.2 

Установка  и  размещение  стендов  и  других 
знаков 

и 

указателей, 

содержащих 

информацию 

и 

мерах 

пожарной 

безопасности в лесах 

шт. 

ежегодно 

35 

2.3 

Благоустройство  зон  отдыха,  пребывающих 
в лесах (Устройство мест отдыха и курения) 

шт. 

ежегодно 

36 

 
 

161 

 

 

 

продолжение таблицы 21 

№ 

п/п 

Наименование мероприятий 

Ед.  

изм. 

Срок 

выполнения 

Объём 

2.4. 

Установка  и  эксплуатация  шлагбаумов, 
устройство 

преград, 

обеспечивающих 

ограничение пребывания граждан  в  лесах  в 
целях обеспечения пожарной безопасности 

шт. 

ежегодно 

100 

2.5  Создание ДПД 

шт. 

ежегодно 

3. Мероприятия по предупреждению и ограничению лесных пожаров 

3.1. 

Прокладка 

просек, 

противопожарных 

разрывов,  устройство  противопожарных 
минерализованных полос  

км 

ежегодно 

50 

3.2. 

Прочистка 

просек, 

прочистка 

противопожарных минерализованных полос 
и их обновление 

км 

ежегодно 

350 

3.3. 

Проведение  контролируемого  выжигания 
сухих горючих материалов 

га 

ежегодно 

3.4.  Устройство противопожарных барьеров  

км 

ежегодно 

3.5.  Уход за противопожарными барьерами  

км 

ежегодно 

3.6. 

Реконструкция 

лесных 

дорог, 

предназначенных  для  охраны  лесов  от 
пожаров  (Ремонт  дорог  противопожарного 
назначения)  

км 

ежегодно 

3,4 

3.7 

Строительство 

лесных 

дорог, 

предназначенных  для  охраны  лесов  от 
пожаров 

(Строительство 

дорог 

противопожарного назначения) 

км 

ежегодно 

3.8. 

Эксплуатация 

лесных 

дорог 

предназначенных  для  охраны  лесов  от 
пожаров 

км 

ежегодно 

3.9  Строительство искусственных водоемов 

шт. 

за 

планируемы

й 

 период 

 3.10  Устройство подъездов к водоемам 

км 

за 

планируемы

й 

 период 

0,1 

3.11  Строительство мостов 

шт. 

-//- 

3.12  Ремонт мостов 

шт. 

-//- 

162 

 

 

продолжение таблицы 21 

№ 

п/п 

Наименование мероприятий 

Ед.  

изм. 

Срок 

выполнения 

Объём 

4. Организация связи 

4.1 

Приобретение 

различных 

типов 

радиостанций  

шт. 

ежегодно 

5. Мероприятия по организации обнаружения лесных пожаров 

5.1  Строительство пожарных вышек 

шт. 

за 

планируемы

й период 

5.2 

Ремонт  вышек  наблюдения  за  пожарной 
обстановкой 

шт. 

ежегодно 

5.3 

Приобретение  камер  видеонаблюдения  за 
пожарной обстановкой 

шт. 

за 

планируемы

й период 

5.4 

Устройство  и  содержание  пунктов  приема 
донесений от авиации 

шт. 

ежегодно 

5.5  Наем и содержание временных рабочих  

чел. 

ежегодно 

 6. Мероприятия по организации тушения лесных пожаров 

6.1. 

Организация 

пунктов 

сосредоточения 

средств пожаротушения  

шт. 

ежегодно 

6.2 

Организация 

пунктов 

сосредоточения 

противопожарного инвентаря (ежегодно) 

шт. 

ежегодно 

6.3  Доукомплектование ПХС-1 типа  

шт. 

ежегодно 

6.4  Доукомплектование ПХС-2 типа 

шт. 

ежегодно 

6.5  Доукомплектование ПХС-3 типа 

шт. 

ежегодно 

 6.6 

Приобретение 

различных 

типов 

радиостанций 

шт. 

ежегодно 

6.7 

Комплекты противопожарного  
оборудования и инвентаря 

компл.  ежегодно 

99 

7. Мероприятия по развитию системы лесопожарной службы 

7.1 

Организация 

контроля 

за 

полетом 

воздушного  судна  в  режиме  реального 
времени 

тыс. га  ежегодно 

50,0 

7.2 

Создание рабочих мест, связанных с 
использованием ИСДМ-Рослесхоз 

чел. 

за 

планируемы

й период  

7.3 

Составление  проектов  противопожарного 
обустройства лесничества 

шт. 

за 

планируемы

й период 

7.4  Приобретение транспортных средств 

шт. 

за 

планируемы

й период 

10 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..