ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 5

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 5

 

 

73 

 

Вступление  в  силу  Положения  о  порядке  передачи  уполномоченными  банками  информации  о 
нарушениях лицами,  осуществляющими валютные операции,  актов валютного законодательства 
Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования  №  308-П  в  октябре  2007  года 
усилило  роль  федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  части  контроля  за 
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов 
органов валютного регулирования и валютного контроля. 

01.03.2018  Указанием  Банка  России  от  29.11.2017  N  4629-У  вступила  в  силу  Инструкция  Банка 
России  от  16.08.2017  N  181-И  «О  порядке  представления  резидентами  и  нерезидентами 
уполномоченным  банкам  подтверждающих  документов  и  информации  при  осуществлении 
валютных  операций,  о  единых  формах  учета  и  отчетности  по  валютным  операциям,  порядке  и 
сроках  их  представления»,  в  которой  определен  порядок  и  способы  представления  резидентами 
уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций.  

Таким образом, последние изменения в области валютного регулирования и контроля не оказывают 
существенного  негативного  влияния  на  деятельность  ПАО  «Газпром».  Учитывая  существующую 
тенденцию  либерализации  валютного  законодательства,  введение  ограничений,  сокращающих 
возможности  конвертации  рублевых  доходов  в  иностранную  валюту  и  обратной  конвертации 
рублей  в  силу  требований  об  обязательной  репатриации  и  конвертации,  маловероятно.  Однако,  в 
случае  введения  таких  ограничений,  они  могут  оказать  неблагоприятное  влияние  на  результаты 
деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам. 

 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  акциза  на  природный  газ,  предусмотренного 
международными  договорами  РФ,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу  полезных 
ископаемых, транспортного и водного налога, налога на имущество организаций, земельного налога. 

Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего  большое  количество  капиталоёмких  проектов,  обуславливает  необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

ПАО «Газпром» как добросовестный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового 
законодательства  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и 
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. Вместе с 
тем,  несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 
нельзя  исключать  рисков  предъявления  Обществу  налоговых  претензий.  Определенные  риски 
также  возникают  и  по  причине  отсутствия  единой  позиции  у  различных  судебных  органов  по 
одним и тем же спорным вопросам налогообложения. 

 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза  Группа  Газпром  продолжает  работу  в  Евразийской  экономической  комиссии  с  экспертами 

74 

 

ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в 
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок  помещения  товаров  под  таможенные 
процедуры,  а  также  механизм  доступа  и  контроля  таможенными  органами  сведений  с  приборов 
учёта количеств вывозимого природного газа.  

В  ходе  проведения  таможенного  администрирования  со  стороны  таможенного  органа 
периодически  принимаются  решения  о  необходимости  корректировки  таможенной  стоимости  в 
сторону  ее  увеличения,  предъявляются  требования  об  уплате  таможенных  платежей.  В 
настоящее  время  в  адрес  ООО  «Газпром  экспорт»  выставлено  122  требования  об  уплате 
таможенных платежей (пени) на общую сумму 2,021 млрд руб., которые обжалованы со стороны 
ООО «Газпром  экспорт»  в  Арбитражный  суд  города  Москвы.  На  данный  момент  судебная 
практика складывается в пользу Общества.   

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учёта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества. 

 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В отчетном периоде значимых изменений правового регулирования, связанных с рисками изменения 
требований по лицензированию основной деятельности ПАО «Газпром» либо лицензированию прав 
пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы), 
не происходило. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 

 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
Общества  (в  том  числе  по  вопросам  лицензирования),  которые  могут  негативно  сказаться  на 
результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых 
участвует Общество, в настоящий момент оцениваются как незначительные.
 

 

О ценообразовании на газ на внутреннем рынке Российской Федерации 

Наряду  с  общими  правовыми  основами,  определяющими  деятельность  хозяйствующих  субъектов, 
деятельность ПАО «Газпром» в части оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам 
подлежит  государственному  регулированию  и  контролю  на  основании  специальных  Федеральных 
законов от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и от 31 марта 1999 г. № 69-
ФЗ  «О  газоснабжении  в  Российской  Федерации»  (далее  –  Закон  о  газоснабжении),  а  также  иных 
нормативных правовых актов, в частности, постановлений Правительства РФ от 7 марта 1995 г. 
№  239  «О  мерах  по  упорядочению  государственного  регулирования  цен  (тарифов)»  и  от 
29 декабря 2000  г.  №  1021  «О государственном  регулировании  цен  на  газ,  тарифов  на  услуги  по  его 

75 

 

транспортировке  и  платы  за  технологическое  присоединение  газоиспользующего  оборудования  к 
газораспределительным  сетям  на  территории  Российской  Федерации»  (далее  –  Основные 
положения).  

Федеральным  законом  от 17 августа 1995 г. №  147-ФЗ «О  естественных монополиях» определено, 
что  государственному  регулированию  подлежат  тарифы  на  услуги  по  транспортировке  газа  по 
магистральным  трубопроводам,  которые  отнесены  к  естественно  монопольному  виду 
деятельности. 

На  основании  Закона  о  газоснабжении  решением  Правительства  Российской  Федерации 
регулирование  тарифов  на  услуги  по  транспортировке  газа  заменено  государственным 
регулированием  цен  на  газ  для  конечных  потребителей,  а  также  тарифов  на  услуги  по 
транспортировке газа для независимых организаций.  

В  этих  условиях  цена  на  газ,  добываемый  ПАО  «Газпром»  и  его  аффилированными  лицами  и 
поставляемый на внутренний рынок, подлежит государственному регулированию.  

В  соответствии  с  Законом  о  газоснабжении  при  государственном  регулировании  цен  на  газ  и 
тарифов  на  услуги  по  транспортировке  газа  должны  учитываться  экономически  обоснованные 
затраты  и  прибыль,  а  также  уровень  обеспечения  организаций  -  собственников  систем 
газоснабжения  финансовыми  средствами  на  расширение  добычи  газа,  сети  газопроводов  и 
подземных  хранилищ  газа.  Аналогичные  принципы  ценообразования  на  газ  предусмотрены  в 
Основных  положениях.  На  основании  указанных  принципов  для  осуществления  регулирования 
тарифов на транспортировку газа ФСТ России разработана и утверждена приказом от 23 августа 
2005 г. № 338-э/1 Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным 
газопроводам. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законодательные  и  иные  нормативные  правовые  акты,  касающиеся  вопросов  ценообразования  на 
газ,  оценивает  и  прогнозирует  степень  возможного  влияния  таких  изменений  на  деятельность 
Общества.  

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

 

Репутационный  риск  –  риск  возникновения  у  ПАО  «Газпром»  убытков  в  результате  уменьшения 
числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления 
о финансовой устойчивости Общества, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в 
целом. 

ПАО «Газпром» прилагает значительные усилия по формированию положительного представления 
о характере  своей деятельности  как внутри страны, так и за ее пределами,  в частности,  путем 
повышения информационной прозрачности.  

Вместе  с  тем,  существует  ряд  объективных  рисков  ухудшения  деловой  репутации. 
К формированию рисков ухудшения деловой репутации могут привести как подконтрольные, так и 
неподконтрольные ПАО «Газпром» факторы.  

В  числе  внешних  факторов  -  «ухудшение  образа  российских  компаний»  в  средствах  массовой 
информации. 
 
К  числу  принимаемых  мер  по  управлению  рисками  снижения  деловой  репутации,  в  том  числе, 
относятся: 

-  постоянный  мониторинг  информации  в  зарубежных  и  российских  открытых  источниках, 

касающейся  деятельности  ПАО  «Газпром»,  его  партнеров,  конкурентов,  органов  власти, 
экономических и общественных объединений;  

-  своевременная  подготовка  пресс-релизов,  комментариев  для  СМИ  и  информационных 

сообщений  о  ключевых  событиях  в  деятельности  Общества,  проведение  брифингов  и  пресс-
конференций  руководства  ПАО  «Газпром»  для  российских  и  зарубежных  СМИ,  представителей 
инвестиционного сообщества; 

-  оперативное  реагирование  на  негативные  сведения,  представленные  в  СМИ  о  деятельности 

ПАО «Газпром»,  посредством  предоставления  объективной  информации  и  официальной  позиции 

76 

 

Общества. 
 

2.4.6. Стратегический риск 

 
Стратегические  риски  ПАО  «Газпром»  вызываются  неопределенностью,  возникающей  под 
влиянием  различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на 
достижение  Стратегической  цели  Общества,  выраженной  утвержденными  Советом  директоров 
ПАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 

Результаты  анализа  изменения  факторов  стратегических  рисков  ПАО «Газпром»,  их  оценка, 
актуализированный 

перечень 

приоритетных 

проектов, 

его 

обоснование, 

а 

также 

соответствующее  распределение  ресурсов  и  необходимые  меры  по  достижению  Стратегической 
цели  на  предстоящий  десятилетний  период  утверждены  в  составе  Долгосрочной  программы 
развития Общества (газовый бизнес, 2018-2027) решением Совета директоров от 19.12.2017 №3059. 
 

 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц.  

Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  и  Федеральный  закон  от 26  декабря  1995  г.  №  208-ФЗ 
«Об акционерных обществах» в целом предусматривают, что акционеры российского акционерного 
общества  не  несут  ответственности  по  обязательствам  своих  обществ  и  только  рискуют 
потерять  свои  инвестиции.  Данные  положения  не  применяются  в  случае,  когда  одна  компания 
(«материнская  компания»)  имеет  возможность  определять  решения,  принимаемые  другой 
компанией  («дочерняя  компания»).  При  определенных  обстоятельствах  материнская  компания 
несет  солидарную  ответственность  по обязательствам  дочерней  компании,  возникшим  в 
результате  выполнения  таких  решений,  а  в  случае,  если  дочерняя  компания  становится 
неплатежеспособной  или  банкротом  в  результате  действий  или  бездействия  материнской 
компании,  последняя  несет  субсидиарную  ответственность  по ее долгам.  Соответственно, 
являясь  материнской  компанией  дочерних  обществ,  ПАО  «Газпром»  может  стать 
ответственным по их задолженности.  

Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  в  своей  деятельности  использует  практику  предоставления 
обеспечения  третьим  лицам.  Обеспечение  предоставляется,  в основном,  в  форме  поручительства 
по  обязательствам  дочерних  и  зависимых  обществ  Компании.  По  условиям  договора 
поручительства,  а  также  в соответствии  с  положениями  Гражданского  кодекса  Российской 
Федерации  в случае  невозможности  полного  или  частичного  исполнения  должником  своих 
обязательств кредитор имеет право требовать исполнения обязательства от поручителя в лице 
ПАО «Газпром» в объеме, определенном таким договором.  

Исполнение подобного рода обязательств может оказать определенное негативное воздействие на 
результаты  деятельности  Общества.  Однако,  учитывая  отсутствие  судебных  процессов,  в 
которых  ПАО  «Газпром»  выступает  ответчиком  (должником)  по  обязательствам  дочерних, 
зависимых  и иных  обществ  (в  качестве  материнской  компании  или  поручителя),  а  также 
незначительные  по  отношению  к  балансовой  стоимости  активов  объемы  выданных  обеспечений, 
Общество  не  рассматривает  в  качестве  существенных  риски,  связанные  с  наступлением 

77 

 

ответственности по долгам третьих лиц. 

 

Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

ПАО «Газпром» ведет свою операционную деятельность в соответствии с большим количеством 
лицензий  на  пользование  недрами  с  целью  геологического  изучения,  разведки  и  добычи 
углеводородного  сырья.  Регулирование  указанных  видов  пользования  недрами  осуществляется, 
главным  образом,  в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от  21  февраля  1992  года 
№ 2395-1 «О недрах» и подзаконными нормативными актами. 

Большинством лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения недр, разведки и 
добычи  углеводородного  сырья  владеют  дочерние  общества  и  зависимые  организации  Общества. 
Лицензии  на  пользование  недрами  с  целью  добычи  углеводородного  сырья  на  месторождениях 
Группы  покрывают  период  2018-2267  годов.  В  большинстве  лицензий  на  пользование  недрами 
предусматривается  возможность  их  отзыва,  если  не  выполняются  существенные  лицензионные 
требования  по  объемам  и  срокам  геологоразведочных  работ,  по  срокам  ввода  месторождений  в 
эксплуатацию,  по  своевременной  оплате  сборов  и  налогов  за  использование  недр,  либо  допущено 
систематическое непредставление информации. 

ПАО  «Газпром»  и  компании  Группы  соблюдают  требования  условий  пользования  недрами, 
предпринимают все необходимые действия для получения, поддержания в силе действия лицензий 
на  пользование  недрами  и  минимизации  вероятности  приостановки,  и  отзыва  лицензий.  Кроме 
того,  ПАО «Газпром»  намеревается  продлить  действующие  лицензии  на  пользование  недрами 
месторождений  углеводородного  сырья,  которые,  как  ожидается,  будут  продуктивными  после 
окончания срока действия лицензий.  

В настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных 
с  усложнением  процедуры,  либо  снижением  возможности  продления  действия  лицензий  на 
пользование недрами ПАО «Газпром» и компаний Группы, не выявлено. 

Кроме  того,  Общество  направляет  в  Правительство  Российской  Федерации,  Государственную 
Думу,  Минприроды  России  предложения  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы  по 
недропользованию. 

 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

ПАО  «Газпром» выполняет геологоразведочные  работы в регионах Западной и Восточной Сибири, 
на континентальном шельфе Российской Федерации, которые характеризуются удаленностью от 
населенных пунктов, сложными климатическими и горно-геологическими условиями, что приводит 
к  определенным  издержкам  при  планировании  затрат  на  реализацию  проектов  поиска  и  разведки 
залежей  углеводородов.  Стоимость  геологоразведочных  работ  по  этим  причинам  может 
отличаться от  сметной стоимости  по  проекту.  В  результате  Компания  может  столкнуться с 
необходимостью корректировки работ по реализации геологоразведочных проектов по ряду причин, 
включая  геолого-технические  осложнения  в  процессе  бурения  (нефтегазопроявления,  поглощения 
промывочной жидкости, образование каверн в стволе скважины и др.). Кроме того, при реализации 
проектов поиска и разведки углеводородов можно получить результат, отличный от ожидаемого. 
Вместе  с  тем,  ПАО «Газпром»  обладает  значительным  опытом  проведения  подобных  работ  и 
использует при поисках и разведке углеводородов все имеющиеся геолого-геофизические данные, что 
ведет к снижению подобных рисков. 

 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения вреда окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска гражданской ответственности и необходимость проведения восстановительных работ.  

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему экологического  менеджмента  (СЭМ)  в  соответствии  с  международным 
стандартом  ISO  14001:2015,  постоянно  осуществляет  мониторинг  деятельности  с
  целью 
соблюдения  соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах 

78 

 

производственной  деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей 
среды и снижению воздействия на окружающую среду. В декабре 2017 г. органом по сертификации 
проведен аудит, подтвердивший соответствие СЭМ ПАО «Газпром» требованиям международного 
стандарта ISO 14001:2015. 

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 

 

Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования.   

Деятельность  ПАО  «Газпром»  по  разведке,  добыче  и  транспортировке  газа  может  быть 
сопряжена  с  неблагоприятным  влиянием  многих  факторов,  включая  поломку  или  отказ 
оборудования,  возможные  проблемы  на  уровне  технологических  процессов,  снижение 
производственных  показателей  ниже  ожидаемых  уровней  добычи  или  эффективности,  трудовые 
споры,  природные  катастрофы,  погодные  условия,  террористические  акты  или  диверсии  на 
многочисленных  объектах  ПАО  «Газпром».  Вместе  с  тем,  Единая  система  газоснабжения 
обеспечивает системную надежность поставок газа (т.е. при аварии на каком-либо из ее участков 
поставки  газа  при  помощи  технологических  и  межсистемных  перемычек  могут  быть 
осуществлены  по  другим  маршрутам).  Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  осуществляет  постоянный 
контроль  состояния  систем,  обеспечивающих  поставки  газа  потребителям,  проводит  их 
капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, что также снижает подобного рода риски. 
 
Риски роста затрат. 

Удельные  затраты  в  капитальном  строительстве  в  нефтегазовой  отрасли  в предкризисные  годы 
росли  темпами,  превышающими  темпы  инфляции.    Определяющими  факторами  этого  роста 
являлось увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, 
газоперекачивающие агрегаты, а также затраты на бурение скважин и т.д. 

В кризис затраты по отдельным статьям стабилизировались или даже снизились, но по-прежнему 
существует  вероятность  опережающего  роста  затрат  в  перспективе.  В  целях  минимизации 
данного  вида  рисков  ПАО  «Газпром»  использует  тендеры  по  выбору  поставщиков  товаров, 
исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками.  
 

Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В  настоящее  время  Группа  Газпром  осуществляет  более  68  %  (по  результатам  2017  года)  всей 
добычи  газа  в  России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы 
газоснабжения,  собственником  которой  является  Общество,  а  также  его  реализацию  на 
внутреннем и внешних рынках. 

Газпром  реализует  значительную  часть  природного  газа  в  европейских  странах.  Экспортные 
продажи газа формируют значительную часть выручки Компании. 

ПАО  «Газпром»  занимает  устойчивое  положение  на  европейском  газовом  рынке.  Гарантией 
сохранения  имеющихся  позиций  являются  существующие  и  вновь  заключаемые  долгосрочные 
контракты  на  условиях  «бери  или  плати»,  значительная  сырьевая  база,  а  также  постоянно 
развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

На  российском  газовом  рынке  ПАО  «Газпром»  занимает  доминирующее  положение.  Основные 
поставки  осуществляются  через  дочернюю  организацию  ООО  «Газпром  межрегионгаз»,  на  долю 
которой  приходится  более  10%  в  структуре  общей  выручки  от  продажи  газа.  Риски,  связанные  с 
возможной  потерей  ООО  «Газпром  межрегионгаз»,  оцениваются  как  незначительные  ввиду 
аффилированности компании. 

 

 

79 

 

Раздел III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: Публичное акционерное общество «Газпром» 
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 17.07.2015 

Сокращенные фирменные наименования эмитента 

Сокращенное фирменное наименование: ПАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 

 
Сокращенное фирменное наименование: PJSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 

 

В уставе эмитента зарегистрировано несколько сокращенных фирменных наименований. 
 
Фирменное  наименование  эмитента  (наименование  для  некоммерческой  организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания. 
 

Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Газпром» № 228275, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Gazprom» № 228276, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство  Роспатента  на  общеизвестный  товарный  знак  «ГАЗПРОМ»  №  30,  внесен  в 
Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков 6 декабря 2004 г.
 

 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования: 
Полное фирменное наименование: Российское акционерное общество открытого типа «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: РАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 25.02.1993 
Основание введения наименования: 
Указ  Президента  Российской  Федерации  от  5  ноября  1992  г.  №  1333  «О  преобразовании 
Государственного  газового  концерна  «Газпром»  в  Российское  акционерное  общество  «Газпром»  и 
постановление  Совета Министров  -  Правительства  Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. 
№ 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром».
 
 
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Газпром», JSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 23.07.1998 
Основание введения наименования: 
Решением  годового  Общего  собрания  акционеров  Российского  акционерного  общества  «Газпром» 
(протокол от 26 июня 1998 года № 1) внесены изменения в Устав Общества о его переименовании в 
Открытое акционерное общество «Газпром».
  

 

 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации: 

Номер государственной регистрации: 022.726 
Дата государственной регистрации: 25.02.1993 
Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию: Московская 
регистрационная палата
 

80 

 

Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027700070518 
Дата внесения записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, в единый 
государственный реестр юридических лиц: 02.08.2002 
Наименование регистрирующего органа: Управление МНС России по г. Москве 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Эмитент создан на неопределенный срок. 
Краткое описание истории создания и развития эмитента. Цели создания эмитента, миссия эмитента (при 
наличии)  и  иная  информация  о  деятельности  эмитента,  имеющая  значение  для  принятия  решения  о 
приобретении ценных бумаг эмитента: 
Цель создания эмитента:  
В соответствии с п. 3.1. Устава ПАО «Газпром» Общество является корпоративной коммерческой 
организацией, основной целью деятельности которой является организация эффективной работы 
и  получение  прибыли  в  сфере  обеспечения  отечественных  и  зарубежных  потребителей  газом, 
газовым конденсатом, нефтью и продуктами их переработки на основе прямых договоров, а также 
в  сфере  обеспечения  поставок  газа  за  пределы  России  по  межгосударственным  и 
межправительственным соглашениям. 
 
История создания и развития эмитента: 
РАО «Газпром» (далее по тексту – ПАО «Газпром») создано в соответствии с Указом Президента 
Российской Федерации от 5 ноября 1992 года № 1333 «О преобразовании Государственного газового 
концерна  «Газпром»  в  Российское  акционерное  общество  «Газпром»  (далее  -  Указ  №  1333)  и 
постановлением 

Совета 

Министров 

Правительства 

Российской 

Федерации 

от 

17 февраля 1993 года № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром».  
В  соответствии  с  Указом  №  1333  на  ПАО  «Газпром»  была  возложена  ответственность  за 
обеспечение контроля за функционированием Единой системы газоснабжения России (ЕСГ). Ранее 
эти функции осуществлял Государственный газовый концерн «Газпром» (далее  - ГГК «Газпром») - 
государственное  предприятие,  в  обязанности  которого  входила  эксплуатация  и  развитие  ЕСГ  до 
момента  реорганизации  в  1993  году.  В  соответствии  с  положениями  Указа  №  1333  и  Указа 
Президента  Российской  Федерации  от  6  декабря  1993  года  №  2116  на  ПАО  «Газпром»  возложена 
ответственность  за  обеспечение  экспортных  поставок        газа,  которые  осуществляются  через 
100%  дочернее  общество  ООО  «Газэкспорт»  (в  настоящее  время  ООО  «Газпром  экспорт»). 
ПАО «Газпром» было определено государственным заказчиком по поставкам на экспорт природного 
газа. 
Указ № 1333 ставил перед ПАО «Газпром» следующие основные задачи: 

· 

надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также поставок газа за 

пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям; 

· 

обеспечения  единой научно-технической и инвестиционной политики по реконструкции и 

развитию Единой системы газоснабжения; 

· 

строительства  и  финансирования  газопроводов-отводов  высокого  давления  для 

газификации села; 

· 

контроля за функционированием Единой системы газоснабжения России; 

· 

доступа  любого  производителя  к  газотранспортной  системе  страны  пропорционально 

объему добываемого им на территории Российской Федерации газа при соблюдении единого 
механизма регулирования цен. 

При учреждении ПАО «Газпром» его уставный капитал был сформирован из: 

· 

100  процентов  капитала  предприятий,  состоящего  из  имущества  Единой  системы 

газоснабжения,  находящегося  в  федеральной  собственности  (приложение  №  1  к 
Указу № 1333); 

· 

контрольных  пакетов  акций  образуемых  акционерных  обществ  (приложение  №  2  к 

Указу № 1333); 

· 

долей участия (пакетов акций), принадлежащих ГГК «Газпром» в имуществе российских и 

зарубежных  предприятий,  объединений  и  организаций,  а  также  иного  имущества, 
закрепленного за Концерном «Газпром», не запрещенного к приватизации. 

ПАО  «Газпром» являлся правопреемником  имущественных прав и обязанностей ГГК «Газпром», в 
том  числе  его  прав  пользования  землей,  недрами,  природными  ресурсами,  а  также  прав  и 
обязанностей по заключенным Концерном договорам. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..