73
Вступление в силу Положения о порядке передачи уполномоченными банками информации о
нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования № 308-П в октябре 2007 года
усилило роль федеральной службы финансово-бюджетного надзора в части контроля за
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов
органов валютного регулирования и валютного контроля.
01.03.2018 Указанием Банка России от 29.11.2017 N 4629-У вступила в силу Инструкция Банка
России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении
валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и
сроках их представления», в которой определен порядок и способы представления резидентами
уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций.
Таким образом, последние изменения в области валютного регулирования и контроля не оказывают
существенного негативного влияния на деятельность ПАО «Газпром». Учитывая существующую
тенденцию либерализации валютного законодательства, введение ограничений, сокращающих
возможности конвертации рублевых доходов в иностранную валюту и обратной конвертации
рублей в силу требований об обязательной репатриации и конвертации, маловероятно. Однако, в
случае введения таких ограничений, они могут оказать неблагоприятное влияние на результаты
деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам.
Риски, связанные с изменением налогового законодательства.
ПАО «Газпром» осуществляет уплату федеральных, региональных и местных налогов, в
частности, налога на добавленную стоимость, акциза на природный газ, предусмотренного
международными договорами РФ, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных
ископаемых, транспортного и водного налога, налога на имущество организаций, земельного налога.
Статус ПАО «Газпром», как крупнейшего налогоплательщика в Российской Федерации,
реализующего большое количество капиталоёмких проектов, обуславливает необходимость
непрерывного и продуктивного диалога с федеральными и региональными органами власти по
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов
стабильного развития и новых инвестиций, которые при высоком налоговом бремени
сложнореализуемы.
ПАО «Газпром» как добросовестный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового
законодательства осуществляет постоянный мониторинг изменений и дополнений, вносимых в
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. Вместе с
тем, несмотря на то, что ПАО «Газпром» выполняет требования налогового законодательства,
нельзя исключать рисков предъявления Обществу налоговых претензий. Определенные риски
также возникают и по причине отсутствия единой позиции у различных судебных органов по
одним и тем же спорным вопросам налогообложения.
Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.
Деятельность Группы по экспорту углеводородов подпадает под правила таможенного
регулирования. Разногласия Группы с таможенными органами по ряду ключевых вопросов
осуществления экспортных поставок природного газа, в частности в подходе к порядку
декларирования и взимания таможенных пошлин, применения курса иностранных валют при
исчислении таможенной стоимости, урегулированы в рабочем порядке, а также посредством
внесения соответствующих изменений в таможенное законодательство. Сложившаяся ранее
положительная судебная практика Группы в отношении прав Общества на корректировку
таможенной стоимости позволила в настоящее время вне арбитражных споров осуществлять
корректировки при изменении в ретроактивном порядке ценовых параметров поставленного
контрагентам природного газа и возвращать, в случае излишней уплаты, вывозные таможенные
пошлины.
Действующее таможенное законодательство Таможенного союза и Российской Федерации
позволяют в целом осуществлять таможенное декларирование с учетом интересов газовой
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического
союза Группа Газпром продолжает работу в Евразийской экономической комиссии с экспертами