ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 3

 

 

57 

 

 

 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 31.12.2017 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2017 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

313 618 085 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

313 618 085 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

89 697 597 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

89 697 597 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

223 920 488 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

223 920 488 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 
 

На 31.03.2018 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.03.2018 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

321 464 854 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

321 464 854 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

89 697 597 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

89 697 597 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 

231 767 257 

58 

 

Наименование показателя 

На 31.03.2018 г. 

(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

231 767 257 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется.
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  их  управлению  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

59 

 

ПАО  «Газпром»  является  крупнейшей  в  стране  газодобывающей  Компанией,  обеспечивает 
собственной  добычей  66%  (по  результатам  2017  года)  всех  объемов  поставок  газа  по  ГТС 
внутренним потребителям, занимает ведущее положение в экономике России. Деятельность ПАО 
«Газпром»  по  транспортировке  газа  по  трубопроводам  в  соответствии  с  Федеральным  законом 
Российской  Федерации  №147-ФЗ  от  17 августа  1995  года  «О  естественных  монополиях» 
регламентируется как деятельность естественных монополий.  

Контролируя  свыше  50%  акций  Общества  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 
оказывает  влияние  на  ее  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  движения 
финансовых  потоков  ПАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете  директоров 
Общества,  к  компетенции  которого  относится  распределение  чистой  прибыли  по  итогам 
отчетного года, утверждение финансового и инвестиционного плана на предстоящие 1 и 3 года, а 
также долгосрочной программы развития.  

 

Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 

В настоящее время российский рынок природного газа в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 
структурируется по двум секторам, на одном из которых цена на газ подлежит регулированию, а 
на другом нет (регулируемый и не регулируемый сектора).  

Регулируемые  оптовые  цены  на  газ  дифференцируются  как  по  категориям  потребителей  (для 
населения  и  промышленности),  так  и  по  ценовым  поясам  с  учетом  дальности  транспортировки 
газа от региона добычи до потребителя. 

Параметры  изменения  регулируемых  оптовых  цен  на  газ  для  всех  категорий  потребителей 
следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, %

 

 

2014 

2015 

2016 

2017 

Рост цены

1

 

7,8 

2,8 

4,8 

1,3 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333. 

Средневзвешенные  параметры  изменения  цен  на  газ  в  2018-2020  гг.,  рассчитанные  на  основе 
Прогноза 

социально-экономического 

развития 

Российской 

Федерации, 

разработанного 

Минэкономразвития России в сентябре 2017 г., следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, % 

 

2018 

2019 

2020 

Рост регулируемой оптовой цены

1

 

3,4 

3,1 

3,0 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333.

 

В  целях  снижения  рисков,  связанных  с  директивным  установлением  цен  на  газ,  ПАО  «Газпром» 
продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по 
вопросам совершенствования ценообразования на газ, в том числе, по формированию обоснованных 
принципов  ценообразования,  позволяющих  Обществу  иметь  устойчивые  экономические  условия 
поставок газа на внутренний рынок.     
 

 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

ПАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 
Центральной  Европе.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны  осуществляется 
ПАО «Газпром» преимущественно в рамках долгосрочных контрактов по ценам, зависящим как от 
мировых цен на нефтепродукты, так и от котировок газа на европейских торговых площадках.  

Эти цены могут претерпевать  значительные  колебания  под воздействием целого ряда факторов, 
находящихся вне контроля ПАО «Газпром», включая: 

-  экономические  и  политические  события  в  нефте-  и  газодобывающих  регионах  мира,  в 

первую очередь в США, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке; 

-  текущее  соотношение  спроса  и  предложения,  а  также  прогноз  спроса  и  предложения 

60 

 

нефти и газа на перспективу; 

-  способность  ОПЕК,  а  также  нефтедобывающих  стран,  не  входящих  в  эту  организацию, 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

- активность биржевых спекулянтов; 

- военно-политическая ситуация в мире, включая угрозы террористических актов; 

- состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 

- цены на альтернативные энергоносители; 

- развитие возобновляемых источников энергии (принимая во внимание госсубсидирование); 

- развитие новой техники и технологии; 

- погодные условия; 

-  пересмотр  планов  по  строительству  АЭС  и  другие  тенденции  в  электрогенерирующей 

отрасли; 

- требования по снижению выбросов парниковых газов.  

В  ООО  «Газпром  экспорт»  -  дочернем  обществе  ПАО  «Газпром»  -  реализована  система 
идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 
осуществляется оценка рыночных и кредитных рисков продажи газа в дальнее зарубежье. 

 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  

Европейская  Комиссия  опубликовала  25  февраля  2015  г.  «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в сфере изменения климата».  

В феврале 2016 г. в рамках работ по созданию Энергетического Союза Еврокомиссия опубликовала 
пакет  законодательных  инициатив  в  области  газового  рынка,  так  называемый  «зимний  пакет», 
который включает в себя следующие документы: 

· 

Проект нового Регламента Европейского парламента и Совета ЕС о мерах по обеспечению 
надежности поставок газа и об отмене Регламента № 994/2010; 

· 

Проект Решения Европарламента и Совета ЕС о создании механизма обмена информацией 
о  межправительственных  соглашениях  и  не  имеющих  обязательную  силу  документах  в 
сфере  энергетики,  заключаемых  между  государствами-членами  ЕС  и  третьими 
государствами, и об отмене Решения № 994/2012/EU; 

· 

Сообщение Еврокомиссии относительно стратегии ЕС в области СПГ и хранения газа; 

· 

Сообщение  Еврокомиссии  относительно  стратегии  ЕС  в  области  теплоснабжения  и 
кондиционирования зданий. 

Еврокомиссия  отводит  существенную  роль  вопросам  диверсификации,  безопасности  и 
транспарентности  поставок  природного  газа,  развитию  инфраструктуры,  обеспечению 
соответствия  межправительственных  соглашений  в  области  поставок  энергоносителей 
европейскому законодательству. 

В  развитие  положений  Стратегии  Еврокомиссия  в  ноябре  2016  г.  опубликовала  пакет 
регламентирующих  документов  «Чистая  энергетика  для  всех  европейцев»,  направленный  на 
ускорение  перехода  стран  Евросоюза  к  низкоуглеродной  экономике  за  счет  роста 
энергоэффективности,  увеличения  потребления  ВИЭ  (до  27%  общего  конечного  потребления 
энергоресурсов к 2030 г.), декарбонизации теплоэлектроэнергетики (50% электрогенерации из ВИЭ к 
2030 г. и полная декарбонизация к 2050 г.) и транспорта, а также усиливающих роль  потребителя 
на энергетическом рынке.  

Кроме  того,  в  декабре  2016  г.  Европарламент,  Европейский  совет  и  Еврокомиссия  достигли 
соглашения  о  необходимости  проведения  Еврокомиссией  оценки  условий  межправительственных 
соглашений  в  нефтегазовой  сфере,  заключаемых  странами-членами  ЕС  с  государствами,  не 
входящими в Евросоюз, на предмет их соответствия европейскому законодательству. Решение об 
учреждении  механизма  обмена  информацией  было  принято  05  апреля  2017  года  (Решение 
№ 2017/684)  и  вступило  в  силу  02  мая  2017  года.  В  соответствии  с  названным  решением, 
государства-члены  ЕС  обязаны  письменно  уведомлять  Европейскую  Комиссию  о  намерении 
вступить в переговоры с третьими странами или международными организациями о заключении 
или  изменении  любых  международных  договоров,  а  также  иных  необязывающих  документов, 

61 

 

которые  могут  оказать  воздействие  на  функционирование  единого  энергетического  рынка, 
безопасность  поставок  либо  иным  образом  связанных  с  энергетикой,  в  том  числе  касающихся 
строительства  инфраструктуры,  связанной  хотя  бы  с  одним  государством-членом  ЕС.  Кроме 
того,  в  случае,  если  проект  такого  межправительственного  соглашения  или  необязывающего 
документа  ссылается  на  «другой  текст»,  содержащий  элементы,  касающиеся  купли-продажи, 
транзита, хранения или поставок нефти или природного газа, государство-член ЕС обязано также 
предоставить Комиссии такой текст. 

25  октября  2017  г.  был  принят  Регламент  Европейского  парламента  и  Совета  ЕС  №  2017/1938 
о мерах по обеспечению надежности поставок газа, который вступил в силу 01 ноября 2017 г. (далее 
-  "Регламент  № 2017/1938").  В  соответствии  с  Регламентом  №  2017/1938  предприятия, 
осуществляющие  деятельность  в  области  природного  газа,  должны  сообщать  компетентным 
органам  информацию  об  основных  условиях  контрактов  сроком  более  1  года  (за  исключением 
ценовых  условий);  и  уведомлять  компетентные  органы  государств  -  членов  ЕС  о  заключении  и 
изменениях (кроме изменений, касающихся исключительно контрактной цены) контрактов сроком 
более  1  года,  покрывающих  28%  и  более  от  годового  потребления  соответствующей  страны. 
Регламент № 2017/1938 также предполагает, что национальный регулятор и Еврокомиссия вправе 
запросить части контрактов поставки, хотя и не подпадающих под критерии для раскрытия, но 
оцениваемых  национальным  регулятором  или  Еврокомиссией  как  потенциально  влияющие  на 
безопасность поставок. 

В  связи  с  окончанием  имплементации  третьего  энергетического  пакета  и  выполнением  его 
основных  задач  в  2017  году  Европейская  комиссия  инициировала  исследование  Quo  Vadis.  Цель 
исследования  –  проведение  обоснованного  анализа  нормативной  базы  газового  сектора  ЕС  на 
предмет  того,  является  ли  действующая  нормативная  база,  выстроенная  в  последние  годы  на 
основе  третьего  энергетического  пакета,  достаточно  эффективной  для  целей  максимизации 
благосостояния  ЕС.  В  рамках  исследования  необходимо  было  проанализировать  возможности 
улучшения  функционирования  газового рынка и, вместе с  этим,  влияние  возможных изменений на 
общее благосостояние ЕС путем пересмотра существующей нормативной базы газового рынка ЕС.  

В  феврале  2018  года  была  опубликована  финальная  версия  отчета  Quo  Vadis,  содержащая 
рекомендации  относительно  различных  мер,  необходимых  для  увеличения  благосостояния  ЕС  и 
снижения  оптовых  цен  на  газ.  Реализация  предложенных  мер  может  привести  к  росту 
регуляторной нагрузки на деятельность ПАО «Газпром» в странах Евросоюза, в связи с чем Группа 
Газпром осуществляет дальнейший мониторинг этого вопроса. 

В  настоящий  момент  ПАО  «Газпром»  анализирует  влияние,  которое  может  оказать 
Энергетический  Союз  на  деятельность  Группы  в  ЕС.  Однако,  учитывая  отсутствие  консенсуса 
среди государств-членов ЕС в отношении ряда ключевых вопросов формирования  Энергетического 
Союза, пока неясно, каким образом и в какие сроки идея его создания будет реализована. 

Вместе  с  тем  ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  работу  с  Еврокомиссией,  правительствами 
стран-членов ЕС, европейскими бизнес-партнерами с целью выработки решений по синхронизации 
развития  газовой  инфраструктуры,  реализации  межправительственных  соглашений  и  поддержке 
принципов свободной рыночной конкуренции. 

В  условиях  либерализации  газового  рынка  Европы  ПАО  «Газпром»  проводит  более  активную 
маркетинговую  политику,  развивает  новые  формы  и  методы  торговли  (разменные  операции, 
разовые  и  биржевые  сделки,  краткосрочные  контракты,  электронную  торговлю,  торги  в  рамках 
аукционов на поставки природного газа в Европу).
 
 

 
Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

Вертикально 

интегрированная 

структура 

ПАО 

«Газпром» 

позволяет 

обеспечивать 

гарантированное газоснабжение российских потребителей и поставки российского газа на экспорт 
в  соответствии  с  межправительственными  соглашениями  и  заключенными  долгосрочными 
контрактами.  

Нарушение  целостности  Общества  и  создание  на  его  базе  независимых  добывающих, 
транспортных и других компаний приведет к разрушению единой технологической цепочки, росту 
цен на газ для потребителя и увеличению затрат производителей, ослабит управляемость газовой 
отраслью,  создаст  неопределенность  в  распределении  ответственности  за  поставки  газа 
социально  чувствительным  секторам  газопотребления.  Разделение  ПАО  «Газпром»  сопряжено  с 

62 

 

возникновением  большого  количества  рисков,  прежде  всего  для  Российской  Федерации  в  целом, 
основными  из  которых  являются:  риск  потери  государством  контроля  над  стратегической 
отраслью,  внешнеполитические  риски,  риск  роста  техногенных  катастроф  и,  как  следствие, 
возникновение  угрозы  для  энергетической  безопасности  России.  Кроме  того,  в  случае  разделения 
Общества  существует  вероятность  расторжения  действующих  долгосрочных  контрактов  на 
поставку  газа,  которые  изначально  заключены  с  вертикально  интегрированной,  а  не  добывающей 
компанией. 

Для  устойчивого  функционирования  газовой  отрасли  России  ПАО  «Газпром»  во  исполнение 
положений  Федерального  закона  от  31  марта  1999  г.  №  69-ФЗ  «О  газоснабжении  в  Российской 
Федерации»  стремится  в  долгосрочной  перспективе  сохранить  в  качестве  вертикально 
интегрированного газовый бизнес Общества, обеспечивающий надежное функционирование Единой 
системы  газоснабжения,  включающей  добычу,  транспортировку,  хранение  и  поставку  газа  и 
гарантирующий энергетическую безопасность Российской Федерации. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

Перспективы  деятельности  ПАО  «Газпром»  связаны  с  реализацией  проектов  в  регионах  со 
сложными и специфическими природно-климатическими и горно-геологическими условиями, в связи 
с  чем  будет  возрастать  и  потребность  в  уникальной  технике,  создаваемой  специально  для  этих 
проектов. 

В  целях  обеспечения  Общества  новой  техникой  требуемого  качества  и  в  необходимых  объемах, 
ПАО «Газпром» на постоянной основе осуществляет деятельность в области НИОКР по созданию 
высокоэффективных  газовых  технологий,  новой  техники  и  материалов.  В  Обществе  действует 
управленческий  и  финансовый  механизм  реализации  полного  инновационного  цикла  и  доведения 
научно-технических разработок ПАО «Газпром» до стадии серийного производства.
  

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако на фоне сохранения в 2015 - 2017 гг. относительно низкого уровня цен на нефть, а также в 
связи с неудовлетворительными результатами проведенных геологоразведочных работ в ряде стран 
за пределами североамериканского континента, общемировой интерес к данной тематике приобрел 
более сдержанный характер.  

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

Многие страны проводят активную политику по стимулированию развития электрогенерации на 
базе  ВИЭ  (энергия  ветра,  солнечная  энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика, 
геотермальная  энергия,  низкопотенциальное  тепло),  в  том  числе  путем  государственного 
субсидирования. 

63 

 

Следствием  подобных  мер  в  последние  годы  стало  частичное  вытеснение  газа  из  сегмента 
электрогенерации. 

Тем  не  менее,  на  текущий  момент  появилась  тенденция  снижения  и  значительного  ограничения 
предоставления  государственной  поддержки  ВИЭ.  Данная  ситуация  благоприятна  для 
возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 

Для  обеспечения  надежности  поставок  электроэнергии  на  базе  ВИЭ  необходимо  создание 
электрогенерирующих  резервов  на  базе  других  видов  топлива  с  высокими  требованиями  к 
маневренности  оборудования.  С  этой  точки  зрения  именно  природный  газ  является  экологически 
чистым  и  самым  эффективным  видом  топлива,  обеспечивающим  надежную  поддержку 
производства электроэнергии из возобновляемых источников. 
 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Политико-экономические риски. 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных на стабилизацию российской экономики.  

В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк» (Акционерное общество), а некоторые из них предусматривают общие ограничения 
хозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики России. 

2 августа 2017 года Президент США  подписал  Закон «О  противодействии противникам  Америки 
путем  санкций»  в  отношении  расширения  санкционного  режима  против  Российской  Федерации 
(далее  –  Закон  США  от  2  августа  2017  г.).    Закон  США  от  2  августа  2017  года  создает  риск 
экстерриториального  применения  некоторых  санкционных  ограничений  США  и  может 
отрицательно сказаться на участии иностранных лиц в отдельных новых проектах Общества. 

Кроме  того,  6  апреля  2018  г.  Управление  по  контролю  за  иностранными  активами  (OFAC) 
Министерства финансов США включило Председателя Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллера в 
Список  лиц  специальной  категории.  Все  имущество  и  активы  лиц  специальной  категории, 
находящиеся  на  территории  США,  а  также  во  владении  или  под  контролем  американских  лиц, 
подлежат  блокировке.  Американским  лицам  запрещается  ведение  бизнеса  с  лицами  специальной 
категории, а также с их имуществом и правами на имущество. Однако А.Б. Миллер был включен в 
указанный  санкционный  список  как  физическое  лицо.  В  соответствии  с  разъяснениями 
Министерства  финансов  США  ограничения  и  запреты,  вводимые  в  отношении  физических  лиц, 
распространяются  на  операции  и  сделки  только  самих  физических  лиц.  Таким  образом,  санкции, 
введенные в отношении А.Б. Миллера, не распространяются на ПАО «Газпром» и другие компании, 
где А.Б. Миллер может занимать руководящие должности в органах управления. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Общества, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей, однако, на текущий 
момент  не  являются  основанием  для  изменения  стратегических  направлений  деятельности  или 

64 

 

корректировки  перечня  приоритетных  проектов  ПАО  «Газпром»,  определенного  Долгосрочной 
программой  развития  ПАО  «Газпром»  (газовый  бизнес,  2018-2027)  (утверждена  решением  Совета 
директоров ПАО «Газпром» от 19.12.2017 №3059).  

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 

 

Риски, связанные с процессом глобализации.  

Глобализация  экономической  деятельности  является  одной  из  основных  тенденций  развития 
современного  мира.  Последствия  глобализации  отражаются  на  экономическом  развитии 
практически всех стран мира, включая Россию, которая находится на пути активной интеграции 
в мировую экономику. 

Факторы  глобализации,  к  которым  относятся  формирование  единого  энергетического 
пространства,  усиление  международного  сотрудничества,  развитие  глобальных  вертикально 
интегрированных  компаний,  создание  консорциумов  для  реализации  крупных  инвестиционных 
проектов  приводят  к  повышению  конкуренции,  усилению  конкурентных  позиций  отдельных 
компаний  и  росту  зависимости  партнеров  вследствие  необходимости  реализации  совместных 
проектов. 

В  эпоху  глобализации  высокая  взаимозависимость  рынков  приводит  к  синхронизации  различных 
экономик, и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов, либо кризисов из экономики 
одной страны в другую. В таких условиях могут возрастать рыночные риски ПАО «Газпром». 

 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  геополитическая  напряженность  в  отдельных 
регионах  мира,  низкие  темпы  роста  экономик  европейских  стран,  замедление  темпов  роста 
экономики Китая, увеличение процентных ставок в США приводят к сохранению высокой степени 
неопределенности  в  мировой  экономике  и  рискам  волатильности  на  финансовых  и  сырьевых 
рынках.  

Неблагоприятные  экономические  условия,  включая  риски  возврата  в  длительной  перспективе 
низких цен на нефть, продукты нефтепереработки и цен на газ могут оказать негативное влияние 
и на деятельность Группы.  

ПАО  «Газпром»  проводит  консервативную  финансовую  политику,  которая  обеспечивает 
устойчивость  финансового  состояния  и  оптимизацию  долгового  портфеля,  что  позволит 
реагировать на возможное ухудшение ситуации.   

 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

Одними из основных принципов построения стратегии Группы Газпром являются диверсификация 
и  расширение  деятельности  -  новые  рынки,  новые  транспортные  маршруты,  новые  продукты. 
В настоящее  время  продуктовый  портфель  Группы  включает  трубопроводный  природный  газ, 
нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  продукты  переработки  газа  и  газового 
конденсата,  газомоторное  топливо,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы,  электро-  и 
теплоэнергию.  Обществом  осуществляется  выход  на  новые  экспортные  рынки  Китая 
(трубопроводный газ), Индии, стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ближнего Востока и Африки.  

Выход на новые рынки связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и 
с рисками недооценки экономической и политической ситуации в странах региона. 

Выход  ПАО  «Газпром»  на  китайский  рынок  газа  влечет  за  собой  риски,  связанные  с 
государственным регулированием газовой отрасли Китая.  

В настоящее время в Китае в целях обеспечения импортных поставок природного газа, расширения 
внутреннего рынка газа, содействия энергосбережению и уменьшению выбросов вредных веществ, а 
также  для  повышения  эффективности  использования  ресурсов  проводится  общенациональная 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..