ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2018 год - часть 4

 

 

65 

 

программа реформирования  механизмов  ценообразования  на  природный  газ.  В  марте  2016  года 
Правительство Китая одобрило 13-й пятилетний план социально экономического развития КНР, 
определяющий основные принципы и приоритеты развития на 2016-2020 гг. Необходимо отметить 
возросшую  важность  экологических  вопросов  в  новом  цикле  планирования,  10  из  25  целевых 
количественных показателей плана связаны с экологией (по сравнению с 8 из 24 в 12-й пятилетке). 
С  учетом  стремления  Китая  к  разрешению  экологических  проблем,  в  том  числе  за  счет 
импортного природного газа, а также планов по развитию производства дорогого нетрадиционного 
газа,  можно  ожидать,  что  реформы,  проводимые  правительством  Китая  по  либерализации 
системы ценообразования и стимулированию потребления природного газа, будут продолжены.  

 

Риски, связанные с транзитом природного газа.  

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  требованиями  украинской  стороны  по  значительному  увеличению  платы  за 
транспортировку (в зависимости от планируемых объемов транспортировки в 2020 году). 

В  целях  минимизации  этого  риска  и  с  учетом  экономической  эффективности  поставок  газа  в 
долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа. 
Примером  такой  работы  является  организация  экспортных  поставок  по  газотранспортным 
системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток», 
соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию  Балтийского  моря,  минуя  третьи 
страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью  55  млрд  куб.  м.  в  год.  График  реализации  проекта  предполагает  ввод  в 
эксплуатацию обеих ниток газопровода в IV квартале 2019 г. Ведутся работы по производству труб 
и их обетонированию. На сегодняшний день все крупные контракты для проведения строительных 
работ  в  2018  и  2019  гг.  заключены.  Разрешения  на  строительство  газопровода  Nord  Stream  2 
получены  от  Германии  и  Финляндии.  Получение  национальных  разрешений  на  строительство  по 
трассе  газопровода  в  соответствующих  органах  Дании,  России  и  Швеции  ожидается 
во II квартале 2018 года. 

21 февраля 2017 года вступило в силу  Соглашение между  Правительством  Российской Федерации 
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в 
ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую  Республику  10  октября 
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну 
Черного  моря  из России  в Турцию  общей  производительностью  31,5  млрд  куб.  м  в  год,  включая 
строительство сухопутной транзитной нитки до границы Турции с сопредельными странами. 

7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского 
участка  газопровода  «Турецкий  поток».  4  ноября  2017  г.  завершена  укладка  двух  ниток  морского 
участка  газопровода  «Турецкий  поток»  в  исключительной  экономической  зоне  России. 
6 марта 2018 года  завершилась  укладка  50%  морского  участка  газопровода  «Турецкий  поток».  В 
настоящее  время  продолжаются  работы  по  укладке  труб  в  исключительной  экономической  зоне 
Турецкой Республики. 

2 августа 2017 г. вступил в силу Закон США от 2 августа 2017 г., который, в частности, наделяет 
Президента  США  правом  во  взаимодействии  (координации)  с  союзниками  США  вводить 
определенные санкционные меры  в отношении любого лица, которое сознательно после принятия 
Закона  США  от  2  августа  2017  г.,  совершало  инвестиции  или  продавало  товары,  поставляло 
технологии  или  оказывало  услуги  Российской  Федерации  (на  сумму  более  1  млн.  долл.  США  или  в 
совокупности  в  течение  года  на  общую  сумму  более  5  млн  долл.  США)  в  сфере  строительства  и 
обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы. 

В  отношении  указанного  положения  Закона  США  от  2  августа  2017  г.  Государственный 
Департамент  США  31 октября 2017  г.  выпустил  разъяснение,  согласно  которому  санкционные 
меры  не  должны  затрагивать  инвестиции  в  проекты,  начатые  до  2  августа  2017  г.  При  этом 

66 

 

согласно  разъяснениям  под  «началом»  проекта  следует  понимать  момент  подписания  договора  о 
реализации проекта. 

Также  ограничения  не  будут  затрагивать  инвестиции  и  деятельность  для  целей  обычного 
обслуживания уже существующих трубопроводов, введенных в эксплуатацию до 2 августа 2017 г., а 
также любые инвестиции и договоры займа, осуществленные и заключенные до 2 августа 2017 г. 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 
Кредитный риск. 

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 
этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  в 
2017 году по оплате имели место у АО «Молдовагаз» и ЗАО «КТЭ».  

Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не зависящих от ПАО «Газпром» 
причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  
 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

Особенности  климата  и  географическое  положение  основных  регионов  деятельности 
ПАО «Газпром»  оказывают  существенное  влияние  на  деятельность  Группы.  Значительная  доля 
объема  добычи  газа  ПАО  «Газпром»  приходится  на  Западную  Сибирь,  где  суровый  климат 
осложняет  добычу  и  увеличивает  себестоимость  природного  газа.  Освоение  месторождений 
полуострова  Ямал,  а также  ресурсов  континентального  шельфа  России  будут  осуществляться  в 
еще более сложных природно-климатических условиях.  

Группа  Газпром  успешно  разрабатывает  и  внедряет  эффективные  технологические  процессы  для 
суровых  климатических  условий.  Также  Группой  разрабатываются  и  реализуются  программы 
повышения  эффективности  работы  системы  добычи,  транспортировки  и  эксплуатации 
газотранспортной сети.  

Группа  Газпром  также  активно  участвует  в  разработке  и  осуществлении  государственных 
программ по повышению эффективности использования энергоресурсов в России. 

Определенное  влияние  на  отбор  газа  и  поступление  выручки  ПАО  «Газпром»  могут  оказать 
погодные  условия  кратковременного  характера.  В  последние  годы  в  связи  с  теплыми  зимами 
наблюдалось снижение уровней отбора газа европейскими потребителями. Однако влияние данного 
фактора, носящего вероятностный характер, на отбор и поступление выручки  ПАО «Газпром» за 
несколько  лет  несущественно,  поскольку  происходит  взаимная  компенсация  в  результате 
чередования холодных и теплых зим. Вместе с тем в первом полугодии 2017 года наблюдался рост 
потребления природного газа, продолжающийся по настоящее время. 

 

67 

 

2.4.3. Финансовые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски, вероятность их возникновения и характер изменений в отчетности: 
Финансовые  риски  могут  влиять  на  финансовое  положение  Эмитента,  в  том  числе  на  его 
финансовый результат и уровень долговой нагрузки.  

Существуют  риски,  связанные  с  привлечением  финансирования  на  международном  рынке 
капитала,  обусловленные  санкционной  политикой  западных  стран.  На  способность  привлекать 
долговое  финансирование  на  рынках  капитала  и  другими  способами  могут  повлиять  различные 
факторы, которые ПАО «Газпром» не контролирует, например, введение международных санкций 
или действия рейтинговых агентств. 

ПАО  «Газпром»  реализует  постоянный  мониторинг  текущего  уровня  цен  на  нефть  и  природный 
газ, а также своих рейтингов. 

Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

Центральный  Банк  Российской  Федерации,  проводя  денежно-кредитную  политику  при  помощи 
различных,  находящихся  в  его  распоряжении  инструментов,  оказывает  влияние  на  финансовые 
рынки  и  денежную  массу,  что  опосредованно  отражается  на  результатах  деятельности 
хозяйствующих субъектов.   

Согласно  утвержденным  Банком  России  «Основным  направлениям  единой  государственной 
денежно-кредитной  политики  на  2018  год  и  период  2019  и  2020  годов»  ключевой  задачей  Банка 
России  в период  2018  –  2020 гг.  является  закрепление  темпов  роста  потребительских  цен  вблизи 
4%, а также формирование доверия к проводимой денежно-кредитной политике. 

Цель  по инфляции –  вблизи  4% –  установлена  с учетом  особенностей  российской  экономики, 
включая 

уровень 

развития 

конкуренции 

и рыночных 

институтов, 

эффективность 

и диверсификацию  производства,  структуру  потребления,  а также  волатильность  цен 
на отдельные группы товаров и услуг.  

Денежно-кредитная  политика  воздействует  на экономику  через  процентные  ставки,  основным 
ее параметром  является  ключевая  ставка  Банка  России.  Ввиду  распределенного  во времени 
характера  действия  денежно-кредитной  политики  на экономику,  Банк  России  при  принятии 
решений  исходит  из прогноза  развития  экономики  и оценки  рисков  для  достижения  цели 
по инфляции  на среднесрочном  временном  горизонте,  а также  учитывает  возможные  риски  для 
устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности. 

Комплексность  и многофакторность  стоящих  перед  Банком  России  задач  требует  четкости 
и согласованности  действий  по всем  направлениям  его  деятельности,  тесного  взаимодействия 
с органами законодательной и исполнительной власти. 

Банк  России  учитывает  структурные  особенности  российской  экономики,  а также  внутренние 
и внешние  вызовы  и ограничения  при  проведении  денежно-кредитной  политики  и координирует 
свои  действия  с политикой  Правительства  Российской  Федерации,  направленной  на решение 
структурных  проблем  в рамках  согласованной  системы  государственного  стратегического 
и оперативного 

планирования. 

Сохранение 

консервативного 

подхода 

к формированию 

государственных  финансов  в рамках  применения  бюджетного  правила,  а также  проведение 
взвешенной 

денежно-кредитной 

политики 

являются 

ключевыми 

факторами 

общей 

макроэкономической стабильности. 

Любые  действия,  предпринимаемые  Центральным  Банком  Российской  Федерации,  могут  как 
снизить,  так  и  увеличить  риски  Общества,  что  соответственно  отразится  на  ее  финансовых 

68 

 

показателях. 
 

 
Риск мирового финансового кризиса. 

Неблагоприятные  экономические  условия  на  мировых  финансовых  рынках  могут  оказать 
негативное  влияние  на  способность  ПАО  «Газпром»  привлекать  новые  займы  и  рефинансировать 
текущую  часть  задолженности  на  прежних  условиях.  Общее  понижение  уровня  ликвидности 
может оказать влияние на платежеспособность контрагентов ПАО «Газпром» и их способность 
обеспечивать своевременное погашение задолженности перед Обществом. 

Неопределенность  развития  ситуации  на  рынках  капитала  может  потребовать  пересмотра 
прогнозов  Общества  в  отношении  будущих  денежных  потоков  и  резервов  под  обесценение 
финансовых  и  нефинансовых  активов.  В  текущих  условиях  ПАО  «Газпром»  предпринимаются 
необходимые меры по обеспечению устойчивого развития деятельности Группы. 

При этом преобладание валютной составляющей в выручке ПАО «Газпром» и структуре долговых 
обязательств и рублевой составляющей -  в операционных и инвестиционных затратах снижают 
риски,  связанные  с  возможным  ослаблением  рубля  в  случае  снижения  цен  на  сырьевых рынках,  но 
оказывают негативное влияние на динамику свободного денежного потока ПАО «Газпром» в случае 
укрепления рубля при относительно стабильных ценах на нефть. 

 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов. 

Валютный риск – риск снижения денежного потока ПАО «Газпром» вследствие неблагоприятного 
изменения  курсов  иностранных  валют.  Значительная  часть  валовой  выручки  Общества 
номинирована  в  иностранной  валюте,  поэтому  в  высокой  степени  подвержена  изменениям 
валютных  курсов.  Однако  влияние  валютного  риска на  ликвидность  ПАО  «Газпром»  значительно 
снижается за счет ситуации естественного хеджа. В целях снижения влияния валютных рисков 
на деятельность Общества ПАО «Газпром» поддерживает остатки денежных средств Общества 
в  различных  валютах  пропорционально  планируемым  расходам  Общества  в  соответствии  с 
утвержденным  бюджетом,  осуществляет  моделирование  валютных  курсов  для  создания 
прогнозного баланса, осуществляет регулярный анализ чистых валютных активов Общества. 

ПАО  «Газпром»  имеет  ряд  вложений  в  иностранные  компании,  стоимость  чистых  активов 
которых подвержена риску изменения курса валют. 

Валютные  риски  в  части  денежного  потока  могут  быть  ограничены,  и  даже  частично  или 
полностью  нивелированы  за  счет  увеличения  рублевого  эквивалента  поступления  от  экспортных 
контрактов, номинированных в иностранной валюте.   

Значительное  обесценение  рубля  по  отношению  к  доллару  США  и/или  евро  может  привести  к 
заметному  снижению  показателей  бухгалтерской  прибыли  вследствие  переоценки  валютных 
обязательств на конец отчетного периода. 

На  показатели  прибыли  от  продаж  ПАО  «Газпром»  негативное  влияние  может  оказывать 
укрепление рубля к доллару США и/или евро, поскольку это может привести к снижению выручки 
относительно затрат. 

 

 
Риски, связанные с изменениями процентных ставок.  

Привлекая заемный капитал, ПАО «Газпром» подвержено воздействию рисков, связанных с 
изменениями процентных ставок. 

Некоторую часть долгового портфеля ПАО «Газпром» составляют кредиты иностранных банков. 
Процентная ставка по обслуживанию большинства этих кредитов базируется на основе ставок по 
межбанковским  кредитам  LIBOR/EURIBOR.  Увеличение  данных  процентных  ставок  может 
привести к удорожанию обслуживания долга ПАО «Газпром». 

При  этом  на  текущий  момент  долговой  портфель  Эмитента  преимущественно  сформирован 
кредитами и займами с фиксированной процентной ставкой, что оказывает существенное влияние 
на снижение данного риска. 

69 

 

Существуют процентные риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром» денежных средств на 
российском  рынке  корпоративных  облигаций.  На  текущий  момент  в  обращении  на  российском 
рынке  находятся  два  выпуска  биржевых  облигаций  со  сроком  погашения  21.10.2043.  Досрочное 
погашение  облигаций  возможно  при  достижении  или  превышении  определенной  эмитентом 
процентной  ставки  i-того  купонного  периода  уровня  10,00%  годовых.  Наличие  встроенного 
механизма  оферт  и  определения  события,  в  случае  наступления  которого  возможно  досрочное 
погашение  по  усмотрению  эмитента,  позволяет  эффективно  управлять  данным  процентным 
риском. 
 
предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения процентных 
ставок на деятельность эмитента: 

 

В  целях  управления  финансовыми  рисками  проводится  оценка  портфеля  рыночных  рисков. 
Мероприятия  по  оценке  рыночных  рисков  производятся  регулярно  на  основе  количественной 
модели.  Разработанная  модель  учитывает  прогнозные  значения  валютных  курсов,  цен 
углеводородов,  базовых  ставок  на  рассматриваемый  период,  а  также  фундаментальные 
зависимости  между  ними.  Мероприятия  по  управлению  рыночными  рисками  предусматривают 
возможность использования различных финансовых инструментов, в т.ч. производных. 

Эмитент  обеспечивает  поддержание  достаточных  резервов,  банковских  кредитных  линий  и 
резервных  заемных  средств.  Осуществляется  постоянный  мониторинг  прогнозируемых  и 
фактических денежных потоков и выполняется анализ графиков движения денежных средств по 
финансовым  требованиям  и  обязательствам  Эмитента.  Эти  мероприятия  позволяют 
своевременно принимать решения относительно необходимости дополнительного финансирования 
(краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного). 

В  случае  негативного  влияния  изменения  процентных  ставок  на  финансово-экономическую 
деятельность, Эмитент планирует провести анализ рисков и принять соответствующее решение 
в  каждом  конкретном  случае.  В  случае  существенных  неблагоприятных  изменений  процентных 
ставок привлечение Эмитентом новых заимствований может быть отложено, а инвестиционная 
программа пересмотрена. 

Эмитент проводит (и планирует проводить) сбалансированную политику в области привлечения 
заемных  средств  и  стремится  максимизировать  долю  долгосрочных  обязательств  с 
фиксированными ставками в своем долговом портфеле. 

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 

В обращении на российском рынке находятся два выпуска биржевых облигаций: серии БО–19 и  
БО–20, размещенные в ноябре 2013 года, со сроком погашения 21.10.2043. 

По биржевым облигациям серии БО-19 и БО-20 Эмитент установил процентную ставку только по 
первому купону.
  Порядок определения  процентной ставки по  i-ым  купонным периодам, со второго 
по шестидесятый (i = 2, 3,….60) включительно, установлен по формуле: Кi = (CPI – 100%) + 1%, где 
Кi –процентная  ставка,  но  не  менее  0,01%  годовых;  CPI  –  рассчитанное  в  целом  по  РФ  значение 
ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года в последнем месяце, за который 
осуществлена  официальная  публикация  ИПЦ.  Расчетный  месяц  –  месяц,  в  котором 
рассчитывается процентная ставка на соответствующий купонный период.  

В  случае  отсутствия  опубликованного  значения  CPI  за  календарный  год  до  расчетного  месяца, 
расчет процентной ставки по i-ым купонным периодам Облигаций осуществляется по следующей 
формуле: Кi = Rрефин, где Кi – процентная ставка i-го купона, но не менее 0,01% годовых; Rрефин – 
ставка  рефинансирования  Центрального  Банка  Российской  Федерации  (далее  –  Банк  России), 
опубликованная на официальном сайте Банка России и действующая по состоянию на 9-й рабочий 
день до даты начала i-го купонного периода. В случае если на дату расчета эмитентом  Rрефин не 
будет  существовать,  в  качестве  Rрефин  принимается  иная  аналогичная  ставка,  определенная 
Банком России. 

Событие, в случае  наступления  которого возможно досрочное  погашение биржевых облигаций  по 
усмотрению  эмитента  -  достижение  или  превышение  определенной  эмитентом  процентной 
ставки i-того купонного периода уровня 10,00% годовых.   

Наличие  встроенного  механизма  оферт  и  определения  события,  в  случае  наступления  которого 

70 

 

возможно  досрочное  погашение  по  усмотрению  эмитента,  позволит  эффективно  управлять 
процентным риском.   

 

Риски, связанные с влиянием инфляции.  

Изменение  индекса  потребительских  цен  оказывает  определенное  влияние  на  уровень 
рентабельности  ПАО  «Газпром»  и,  как  следствие,  на  финансовое  состояние  и  возможность 
выполнения  обязательств,  однако  это  влияние  не  является  фактором  прямой  зависимости.  При 
этом  рост  инфляции  в  РФ  приводит  к  общему  росту  процентных  ставок,  в  том  числе  и  по 
рублевым облигациям Эмитента, что может потребовать от Эмитента адекватного увеличения 
ставок купонов. 

Малая зависимость  рентабельности ПАО  «Газпром» от изменения  индекса потребительских цен  
обусловлена,  в  основном,  тем,  что  в  периоды  умеренного  роста  инфляции,  когда  кредитно-
денежная  политика  Центрального  Банка  обычно  направлена  на  поддержание  обменного  курса 
рубля, в результате чего происходит падение величины покупательной способности национальной 
валюты, рост расходов ПАО  «Газпром» будет компенсироваться увеличением  доходов от продаж 
на  внутреннем  рынке,  поскольку  в  соответствии  с  тарифной  политикой  Российской  Федерации 
предполагается  поэтапное  увеличение  цен  на  газ  темпами,  сопоставимыми  с  темпами  роста 
инфляции.  

Несмотря  на  то,  что  даже  при  значительном  увеличении  уровня  потребительских  цен 
ПАО «Газпром» сохраняло рентабельность деятельности, нет никаких гарантий, что возможное 
увеличение  или  уменьшение  потребительских  цен  не  приведет  к  падению  уровня  рентабельности 
ПАО «Газпром» в будущем.  

Существующий  в  настоящее  время  уровень  инфляции  не  оказывает  существенного  влияния  на 
финансовое  положение  Эмитента.  В  соответствии  с  прогнозными  значениями  инфляции,  она  не 
должна  оказать  существенного  влияния  на  платежеспособность  Эмитента,  в  частности,  на 
выплаты по ценным бумагам. 

Эмитент  ведет  мониторинг  индекса  потребительских  цен  и  проводит  мероприятия  по 
оптимизации издержек. 

 

Кредитные риски (в части взаимодействия с банками и финансовыми институтами).  

Кредитный риск – риск неблагоприятного снижения денежного потока ПАО «Газпром» вследствие 
неисполнения,  несвоевременного  или  неполного  исполнения  банком  или  финансовым  институтом 
договорных  обязательств.  Общество  руководствуется  локальными  нормативными  актами, 
разработанными  с  целью  снижения  подверженности  кредитному  риску  ПАО «Газпром».  На 
регулярной  основе  проводится  оценка  банков-контрагентов  Общества.  В  соответствии  с 
утвержденной  в  Обществе  методикой  проводится  анализ  банков  и  финансовых  институтов, 
результатом  которого  является  внутренний  кредитный  рейтинг,  присвоенный  каждому 
контрагенту. 

На 

основании 

полученного 

рейтинга 

финансово-экономическим 

блоком 

устанавливаются лимиты кредитного риска на банки и финансовые институты. 
 

 
Риски ликвидности.  

Риск  ликвидности  –  риск  невыполнения  /  несвоевременного  выполнения  ПАО «Газпром»  своих 
обязательств  или  наличия  недостаточного  объема  денежных  средств  в  требуемой  валюте  с 
учетом: 

 

подверженности денежных потоков факторам товарно-сырьевых, валютных, процентных 

и кредитных рисков; 

 

необходимости 

поддержания 

определенного 

уровня 

ликвидности, 

связанной 

с 

вероятностью  неисполнения  контрагентом  договорных  (контрактных)  обязательств 
(реализацией кредитного риска). 

Таким образом, риск ликвидности напрямую связан с реализацией других видов финансовых рисков, 
а  в  комплекс  мер,  направленных  на  снижение  риска  ликвидности,  включены  мероприятия  по 
управлению рыночными процентными и валютными рисками, а также кредитными рисками. 

71 

 

Мероприятия  по  управлению  риском  ликвидности  осуществляются  централизованно  на  уровне 
ПАО «Газпром» и включают: 

 

соблюдение  соотношения  активов  и  обязательств,  номинированных  в  иностранной 

валюте; 

 

финансово-экономическим  блоком  осуществляется  поддержание  в  наличии  объема 

денежных средств в различных валютах на основании прогнозов ликвидности и кассовых 
разрывов;  

 

обеспечение  доступности финансовых ресурсов посредством  поддержания  кредитных 

линий для покрытия кассовых разрывов ПАО «Газпром». 

Кроме  того,  в  силу  повышения  вероятности  финансово-экономических  санкции  в  отношении 
Общества  и  его  контрагентов,  финансово-экономическим  блоком  осуществляется  контроль  за 
установленными  лимитами  на  банки-контрагенты  и  производится  их  оперативное 
снижение/закрытие в случае неблагоприятных изменений. 

 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Величина  денежных  потоков  в  иностранной  валюте  в  соответствии  с  ПБУ  23/2011  «Отчет  о 
движении  денежных  средств»,  утвержденным  приказом  Минфина  РФ  от  02.02.2011  №  11н, 
пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  этой  иностранной  валюты  к  рублю, 
устанавливаемому  Центральным  Банком  Российской  Федерации  на  дату  осуществления  или 
поступления платежа. 

Изменение  курса  иностранных  валют,  сравнимое  с  изменениями,  произошедшими  в 
декабре 2014 года,  окажет  значительное  влияние  на  статьи  Отчета  о  движении  денежных 
средств, включающие обороты в иностранной валюте.  

В  Отчете  о  финансовых  результатах  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы 

–  результат  от  переоценки 

соответствующего  актива,  в  том  числе  дебиторской  задолженности,  или  обязательства,  в  том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость 
которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 
№  154н),  и,  в  результате,  их  сумма  может  оказать  существенное  влияние  на  чистую  прибыль 
Общества. 

Поскольку  экспортная дебиторская задолженность ПАО  «Газпром» выражена в долларах США  и 
других  конвертируемых  валютах,  изменение  курса  иностранных  валют  приведет  к  изменению 
статей баланса, в которых отражена данная дебиторская задолженность.  

Рост  курса  иностранных  валют  по  отношению  к  рублю  приведет  к  увеличению  статьи  баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  большого  портфеля 
кредитных ресурсов, выраженного в конвертируемой валюте (долларах США или евро).  

Изменение  цен  на  газ,  в  первую  очередь,  скажется на  объеме  выручки  от  реализации  Общества  и 
окажет существенное влияние на чистую прибыль Общества. 

Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 
производстве материалов и сырья, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса.  

Также  инфляционные  процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное 
влияние  на  чистую  прибыль  Общества  в  связи  с  тем,  что  возможности  ПАО  «Газпром»  по 
повышению  цен  на  газ,  реализуемый  на  внутреннем  рынке,  ограничены  государственным 
регулированием,  то  есть  не  могут  меняться  Обществом  в  зависимости  от  изменений  темпов 
инфляции  и,  в  то  же  время,  затраты  Общества,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях, 
изменяются в соответствии с темпами инфляции.
 

Перечень  показателей  финансовой  отчетности  ПАО  «Газпром»,  которые  наиболее  подвержены 
изменению в результате влияния указанных финансовых рисков. 

 

Бухгалтерский баланс (Форма 1 бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром» за I квартал 2018 года, 
включенная  в  раздел  VII  «Бухгалтерская  (финансовая)  отчетность  эмитента  и  иная  финансовая 
информация» настоящего Ежеквартального отчета): 

 

Дебиторская задолженность; 

72 

 

 

Кредиторская задолженность; 

 

Денежные средства. 

Отчет  о  финансовых  результатах  (Форма  2  бухгалтерской  отчетности  ПАО «Газпром»  за 
I квартал 2018 года, включенная в раздел  VII «Бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента 
и иная финансовая информация» настоящего Ежеквартального отчета): 

 

Валовая прибыль; 

 

Проценты к уплате. 

 
В части процентных рисков: 

 

Вероятность негативного влияния указанных рисков на результаты деятельности 
Эмитента  незначительна.    При  этом  значительные  неблагоприятные  изменения 
процентных  ставок  отразятся,  в  первую  очередь,  в  следующих  разделах 
отчетности по МСФО: 

 

• 

в  Отчете  о  совокупном  доходе  строки:  Финансовые  доходы  и  Финансовые 

расходы;  

 

• 

в  Отчете  о  движении  денежных  средств:  строки  Капитализированные  и 

уплаченные проценты, Полученные проценты, Уплаченные проценты. 

 

2.4.4. Правовые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

ПАО  «Газпром»  является  участником  внешнеэкономических  отношений,  имеет  часть  своих 
активов  и  обязательств  в  иностранной  валюте,  а  также  счета  в  иностранной  валюте  в 
иностранных  банках  и  их  филиалах,  расположенных  на  территории  иностранных  государств. 
Соответственно,  Общество  подвержено  существенным  рискам,  связанным  с  изменением 
валютного регулирования. 

Действующий  с  июня  2004  г.  закон  о  валютном  регулировании  позволяет  Правительству 
Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия 
по  дальнейшему  регулированию  и  усилению  валютного  контроля,  включая  операции  с 
иностранными  ценными  бумагами  и  заимствованиями  в  иностранной  валюте  российскими 
компаниями.  Указанным  Законом  упразднена  необходимость  получения  от  Центрального  Банка 
лицензий  на  конкретные  сделки.  Вместо  этого  установлены  требования  по  осуществлению 
уведомлений об открытии счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. 

На  фоне  продолжающейся  либерализации  валютного  законодательства  Правительством 
Российской  Федерации  и  Центральным  Банком  Российской  Федерации  осуществлялись 
мероприятия  по  усилению  контроля  над  проведением  валютных  операций.  Так,  в  конце  2006  года 
законодательно  закреплены  дополнительные  требования  к  объему  информации,  отражаемой 
уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила 
по  обеспечению  взаимодействия,  не  являющихся  уполномоченными  банками  профессиональных 
участников  рынка  ценных  бумаг,  таможенных  и  налоговых  органов  как  агентов  валютного 
контроля  с  Центральным  Банком  Российской  Федерации.  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  17  февраля  2007  г.  №  98  (в  редакции  от  26  сентября  2017  года) 
утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов 
и  информации  при  осуществлении  валютных  операций  агентам  валютного  контроля  за 
исключением уполномоченных банков. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..