65
программа реформирования механизмов ценообразования на природный газ. В марте 2016 года
Правительство Китая одобрило 13-й пятилетний план социально экономического развития КНР,
определяющий основные принципы и приоритеты развития на 2016-2020 гг. Необходимо отметить
возросшую важность экологических вопросов в новом цикле планирования, 10 из 25 целевых
количественных показателей плана связаны с экологией (по сравнению с 8 из 24 в 12-й пятилетке).
С учетом стремления Китая к разрешению экологических проблем, в том числе за счет
импортного природного газа, а также планов по развитию производства дорогого нетрадиционного
газа, можно ожидать, что реформы, проводимые правительством Китая по либерализации
системы ценообразования и стимулированию потребления природного газа, будут продолжены.
Риски, связанные с транзитом природного газа.
ПАО «Газпром» находится под влиянием рисков, связанных с транспортировкой природного газа
через территорию транзитных стран.
Одной из таких стран является Украина. В настоящий момент опасения относительно
надежности поставок газа в Европу через территорию Украины обусловлены как политической
нестабильностью в данной стране, усугубляемой неблагоприятной экономической обстановкой,
так и требованиями украинской стороны по значительному увеличению платы за
транспортировку (в зависимости от планируемых объемов транспортировки в 2020 году).
В целях минимизации этого риска и с учетом экономической эффективности поставок газа в
долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа.
Примером такой работы является организация экспортных поставок по газотранспортным
системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток»,
соединившей напрямую Россию и Германию через акваторию Балтийского моря, минуя третьи
страны.
В рамках диверсификации маршрутов экспортных поставок российского трубопроводного
природного газа на традиционный для ПАО «Газпром» европейский рынок реализуется проект
«Северный
поток
-
2»,
предусматривающий
строительство
двух
ниток
общей
производительностью 55 млрд куб. м. в год. График реализации проекта предполагает ввод в
эксплуатацию обеих ниток газопровода в IV квартале 2019 г. Ведутся работы по производству труб
и их обетонированию. На сегодняшний день все крупные контракты для проведения строительных
работ в 2018 и 2019 гг. заключены. Разрешения на строительство газопровода Nord Stream 2
получены от Германии и Финляндии. Получение национальных разрешений на строительство по
трассе газопровода в соответствующих органах Дании, России и Швеции ожидается
во II квартале 2018 года.
21 февраля 2017 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в
ходе визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Турецкую Республику 10 октября
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну
Черного моря из России в Турцию общей производительностью 31,5 млрд куб. м в год, включая
строительство сухопутной транзитной нитки до границы Турции с сопредельными странами.
7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского
участка газопровода «Турецкий поток». 4 ноября 2017 г. завершена укладка двух ниток морского
участка газопровода «Турецкий поток» в исключительной экономической зоне России.
6 марта 2018 года завершилась укладка 50% морского участка газопровода «Турецкий поток». В
настоящее время продолжаются работы по укладке труб в исключительной экономической зоне
Турецкой Республики.
2 августа 2017 г. вступил в силу Закон США от 2 августа 2017 г., который, в частности, наделяет
Президента США правом во взаимодействии (координации) с союзниками США вводить
определенные санкционные меры в отношении любого лица, которое сознательно после принятия
Закона США от 2 августа 2017 г., совершало инвестиции или продавало товары, поставляло
технологии или оказывало услуги Российской Федерации (на сумму более 1 млн. долл. США или в
совокупности в течение года на общую сумму более 5 млн долл. США) в сфере строительства и
обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы.
В отношении указанного положения Закона США от 2 августа 2017 г. Государственный
Департамент США 31 октября 2017 г. выпустил разъяснение, согласно которому санкционные
меры не должны затрагивать инвестиции в проекты, начатые до 2 августа 2017 г. При этом