ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 6

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 6

 

 

 

 

75 

 

Указанный  закон  вступил  в  силу  08.03.2015  и  предполагает  распространение  действия  норм 

НК РФ в новой редакции на правоотношения, возникшие с 01.01.2015. 

 
2)  Федеральный  закон  от  08.03.2015  №  49-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  часть  первую  Налогового 

кодекса Российской Федерации». 
Указанный  закон  предусматривает  упрощение  процедуры  рассмотрения  материалов  и  принятия 

решений о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов в части, 

зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, путем 

передачи  полномочий  Правительства  Российской  Федерации  по  принятию  таких  решений 

ФНС России. 
 
Кроме того, в отчетном периоде вступили в силу следующие изменения НК РФ: 
1) Федеральный закон № 366-ФЗ от 24.11.2014 «О внесении изменений в часть вторую Налогового 

кодекса  Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации» 

(«налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли). 
Основные  параметры  «налогового  маневра»  предусматривают  снижение  ставок  вывозных 

таможенных  пошлин  на  нефть  сырую  и  нефтепродукты  при  одновременном  увеличении  базовой 

ставки НДПИ на нефть. Одновременно указанным законом предусмотрено: 

уточнение  порядка  публикации  и  расчета  отдельных  составляющих  формулы  расчета 

ставок НДПИ на газ горючий природный; 

внесение  изменений  в  порядок  расчета  ставок  НДПИ  на  газовый  конденсат  (введена 

повышающая индексация ставок через специальный коэффициент К

км

); 

введение новых видов подакцизных товаров: бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный 

керосин,  природный  газ  (в  случае,  если  налогообложение  акцизом  природного  газа  предусмотрено 

международными договорами Российской Федерации); 

установление новых налоговых ставок для подакцизных товаров на 2015, 2016 и 2017 годы; 

 

повышение ставки налога по доходам в виде дивидендов с 9% до 13% как для физических, так и 

для юридических лиц; 

исключение  из  объекта  налогообложения  налогом  на  имущество  организаций  объектов 

основных средств, включенных в первую и вторую амортизационные группы; 

освобождение  организаций  от  налогообложения  налогом  на  имущество  организаций  в 

отношении движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств, за 

исключением  следующих  объектов  движимого  имущества,  принятых  на  учет  в  результате: 

реорганизации  или  ликвидации  юридических  лиц;  передачи,  включая  приобретение,  имущества 

между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с положениями НК РФ; 

отмена  30-ти  процентной  «штрафной»  ставки  налога  на  прибыль  организаций  в 

отношении  доходов  в  виде  дивидендов  по  акциям  российских  эмитентов,  права  на  которые 

учитываются на счетах депо депозитарных программ и иных счетах иностранных посредников. 
Следует  также  отметить,  что  указанным  законом  предусмотрены  налоговые  условия, 

способствующие  более  эффективной  реализации  проектов  на  Дальнем  Востоке  и  в  Восточной 

Сибири, в частности: 

нулевая ставка НДПИ на природный газ для месторождений, расположенных в границах 

Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, на 15 лет с даты начала промышленной добычи, с 

последующим ростом ставки НДПИ от 0,1 до полной ставки в течение 10 лет; 

нулевая  ставка  по  налогу  на  имущество  организаций  в  отношении  магистральных 

газопроводов  и  сооружений,  являющихся  их  неотъемлемой  технологической  частью,  объектов 

газодобычи,  объектов  производства  и  хранения  гелия,  расположенных  в  границах  Республики 

Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области, до 01.01.2035. 
2)  Федеральный  закон  №  376-ФЗ  от  24.11.2014  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую 

Налогового  кодекса  Российской  Федерации»  (в  части  налогообложения  прибыли  контролируемых 

иностранных компаний и доходов иностранных организаций). 
К контролируемым иностранным компаниям отнесены иностранные организации, не признаваемые 

налоговыми  резидентами  Российской  Федерации,  и  иностранные  структуры  без  образования 

юридического лица, которые контролируются российскими налоговыми резидентами. 
Контролирующими лицами признаются физическое или юридическое лицо, доля участия которого в 

организации  превышает  50%  (с  2016  года  -  25%),  а  также  лица  с  долей  участия  (для  граждан  - 

совместно  с  супругами  и  несовершеннолетними  детьми)  более  10%,  если  доля  прямого  и  (или) 

 

 

76 

 

косвенного участия всех налоговых резидентов России в этой организации превышает 50%. 
Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по 

налогу  на  прибыль  организаций  или  по  НДФЛ  за  налоговый  период,  если  она  составила  более 
10 

млн руб. (за 2015 год - 50 млн руб., за 2016 год - 30 млн руб.). 

Предусмотрены  основания  освобождения  прибыли  контролируемой  иностранной  компании  от 

налогообложения, в том числе, если компания расположена в государстве, с которым у Российской 

Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения, обеспечивающий обмен 

информацией, и  эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли)  для этой иностранной 

организации составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций.   
Контролирующие лица должны представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в 

иностранных  организациях,  а  также  декларировать  и  подтверждать  нераспределенную  прибыль 

контролируемой иностранной компании. 
Налог, исчисленный в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, уменьшается 

на  налог,  уплаченный  в  отношении  этой  прибыли  в  соответствии  с  законодательством 

иностранного государства. 
Вводится понятие «налогового резидентства» организаций. Налоговыми резидентами Российской 

Федерации  помимо  юридических  лиц,  образованных  в  соответствии  с  российским 

законодательством, признаются организации, местом фактического управления которых является 

Российская  Федерация.  Причем  иностранной  организации  дано  право  самостоятельно  признать 

себя налоговым резидентом Российской Федерации, а также отказаться от этого статуса. 
Предусматривается налоговая ответственность за неуплату (неполную уплату) контролирующим 

лицом  налога  в  результате  невключения  в  налоговую  базу  доли  прибыли  контролируемой 

иностранной компании. При этом за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой налога в 

результате невключения в налоговую базу в 2015-2017 годах прибыли контролируемой иностранной 

компании,  уголовная  ответственность  наступать  не  будет  при  условии  полного  возмещения 

ущерба, нанесенного бюджету. 
Также  вводится  понятие  «лица,  имеющего  фактическое  право  на  доходы»  (так  называемая 

концепция  «бенефициарного  собственника»)  для  целей  применения  международных  договоров 

Российской  Федерации  об  избежании  двойного  налогообложения.  Лицо  признается  имеющим 

фактическое  право  на  получение  дохода,  если  такое  лицо  является  непосредственным 

выгодоприобретателем  такого  дохода,  то  есть  лицом,  которое  фактически  получает  выгоду  от 

выплачиваемого дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. 
При  определении  фактического  права  на  получение  дохода  учитываются  выполняемые  функции, 

имеющиеся  полномочия  и  принимаемые  риски  лица,  претендующего  на  применение  положений 

международного договора Российской Федерации, в отношении выплачиваемого дохода. 
Для возможности применения льгот (освобождение или пониженная ставка налога у источника) в 

рамках международных договоров Российской Федерации налоговый агент, выплачивающий доход в 

пользу  иностранной  организации,  должен  определить  фактического  получателя  дохода.  С  этой 

целью  он  имеет  право  запросить  у  иностранной  организации  документы,  подтверждающие  ее 

статус бенефициарного собственника дохода.   
Следует  отметить,  что 

Федеральным  законом 

от  06.04.2015  №  85-ФЗ  «О  внесении  изменений  в 

статью  219  части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  статью  4  Федерального 

закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в 

части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных 

организаций)»

 

предусматривается  перенос  срока  представления  в  налоговый  орган 

налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, уведомления об 

участии  в  иностранных  организациях  с  01.04.2015  на  15.06.2015  (сведения  по  состоянию  на 
15.05.2015). 

3) Федеральный закон № 380-ФЗ от 29.11.2014 «О внесении изменений в часть вторую Налогового 

кодекса  Российской  Федерации  в  связи  с  принятием  Федерального  закона  «О  территориях 

опережающего  социально-экономического  развития  в  Российской  Федерации»  (вступил  в  силу 

01.01.2015),  Федеральный  закон  №  473-ФЗ  от  29.12.2014  «О  территориях  опережающего 

социально-экономического  развития  в  Российской  Федерации»  (вступил  в  силу  01.04.2015), 

Федеральный закон № 519-ФЗ от 31.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные 

акты  Российской  Федерации  в  связи  с  принятием  Федерального  закона  «О  территориях 

опережающего  социально-экономического  развития  в  Российской  Федерации»  (вступил  в  силу 
03.04.2015). 

 

 

77 

 

Территорией опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) признается часть 

территории  региона,  на  которой  в  соответствии  с  решением  Правительства Российской 

Федерации  установлен  особый  правовой  режим  осуществления  предпринимательской  и  иной 

деятельности.   
Ставка налога на прибыль организаций для резидентов ТОСЭР установлена в размере 0% на 5 лет с 

момента получения первой прибыли. Размер ставки налога на прибыль организаций, подлежащего 

зачислению  в  бюджеты  субъектов  Российской  Федерации,  не  должен  превышать  5%  в  течение 

первых 5-ти лет и не должен быть менее 10% в течение 5-ти следующих. 
Законом также установлены критерии для приобретения статуса резидента ТОСЭР: юридическое 

лицо  должно  быть  зарегистрировано  на  соответствующей  территории,  не  иметь  обособленных 

подразделений за ее пределами, не применять специальные налоговые режимы, не входить в состав 

консолидированной группы налогоплательщиков, не участвовать в региональных инвестиционных 

проектах,  не  должно  являться  некоммерческой  организацией,  банком,  страховой  организацией 

(страховщиком),    негосударственным  пенсионным  фондом,  профессиональным  участником  рынка 

ценных бумаг, клиринговой компанией, резидентом Особой экономической зоны. 
4)  Федеральный  закон  №  348-ФЗ  от  04.11.2014  «О  внесении  изменений  в  часть  первую  Налогового 

кодекса Российской Федерации» (в части введения института налогового мониторинга). 
С  1  января  2015  года  введена  новая  форма  налогового  контроля  -  налоговый  мониторинг, 

осуществляемый  в  соответствии  с  регламентом  информационного  взаимодействия  по 

представлению документов (информации) или доступа к информационным системам организации. 
С заявлением о проведении налогового мониторинга вправе обратиться организация, отвечающая 

одновременно нескольким критериям: 

совокупная сумма подлежащих уплате налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, НДПИ) за 

предшествующий год составляет не менее 300 млн руб.; 

суммарный объем полученных доходов за предшествующий год - не менее 3 млрд руб.; 

совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 

млрд руб. 

За периоды проведения налогового мониторинга налоговые органы не вправе проводить выездные и 

камеральные налоговые проверки (за исключением отдельных случаев). 
Участники  консолидированной  группы  налогоплательщиков  вправе  применять  указанные 

положения с 01.01.2016. 
5)  Федеральный  закон  №  382-ФЗ  от  29.11.2014  «О  внесении  изменений  в  часть  первую  Налогового 

кодекса Российской Федерации». 
С  1  января  2015  года  в  НК  РФ  введено  понятие  торгового  сбора,  а  также  изменен  срок  подачи 

декларации и уплаты НДС. 

Плательщиками  торгового  сбора  признаются  организации  и  индивидуальные  предприниматели, 

осуществляющие  торговую  деятельность  с  использованием  объектов  движимого  и  (или) 

недвижимого имущества (объектов осуществления торговли). При этом к торговой деятельности 

относятся следующие виды торговли: 

торговля  через  объекты  стационарной  торговой  сети,  не  имеющие  торговых  залов  (за 

исключением  объектов  стационарной  торговой  сети,  не  имеющих  торговых  залов,  являющихся 

автозаправочными станциями); 

торговля через объекты нестационарной торговой сети; 

торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы; 

торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада. 

Ставки  сбора  устанавливаются  нормативными  правовыми  актами  муниципальных  образований 

(законами  городов  федерального  значения  Москвы,  Санкт-Петербурга  и  Севастополя)  в  рублях  за 

квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь, но при этом не могут 

превышать  расчетную  сумму  налога,  подлежащую  уплате  в  соответствующем  муниципальном 

образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с 

применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему 

виду деятельности, выданного на 3 месяца. 
Кроме  того,  Федеральным  законом  №  382-ФЗ  увеличен  на  5 дней  срок  представления  в  налоговые 

органы  декларации  по  НДС  и  уплаты  налога,  а  также  предусмотрено  предоставление  права 

налогоплательщику-покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав на принятие к вычету 

 

 

78 

 

сумм НДС на основании счетов-фактур, полученных им по истечении налогового периода, в котором 

эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет (перечислены суммы оплаты, 

частичной  оплаты),  но  до  срока  представления  налоговой  декларации  за  указанный  налоговый 

период,  за  налоговый  период,  в  котором  товары  (работы,  услуги),  имущественные  права  были 

приняты на учет (продавцом составлены счета-фактуры на суммы оплаты, частичной оплаты). 
6)  Федеральный  закон  №  347-ФЗ  от  04.11.2014  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую 

Налогового кодекса Российской Федерации». 
С 01.01.2015 налоговому органу предоставлено право во внесудебном порядке взыскивать с лицевых 

счетов организаций суммы налога, не превышающие 5 млн руб. 
Кроме того, указанным законом предусмотрены следующие изменения: 

закреплено  положение,  в  соответствии  с  которым  не  будет  считаться  предоставленной 

налоговая декларация по НДС в бумажном виде; 

определены 

признаки 

отнесения 

нежилого 

здания 

одновременно 

к 

административно-деловому  и  торговому  центру  в  целях  исчисления  налога  на  имущество 

организаций; 

введена возможность признания налоговыми органами безнадежной к взысканию недоимки, 

задолженности  по  пеням и  штрафам, числящейся  по  состоянию  на 01.01.2015  за  организациями, 

которые  отвечают  признакам  недействующего  юридического  лица  и  не  находятся  в  процедурах, 

применяемых  в  деле  о  несостоятельности  (банкротстве),  в  случае  возврата  взыскателю 

исполнительного документа по установленным основаниям. 

введено понятие «личного кабинета» налогоплательщиков - физических и юридических лиц, 

который позволит просматривать информацию об объектах налогообложения, получать налоговые 

уведомления  и  направлять  обращения  в  налоговые  органы  в  электронном  виде,  просматривать 

ответы  на  них,  оплачивать  налоги  онлайн,  контролировать  состояние  расчетов  с  федеральным 

бюджетом.  
7)  Федеральный  закон  №  325-ФЗ  от  04.11.2014  «О  ратификации  Конвенции  о  взаимной 

административной помощи по налоговым делам». 
Разработанная  Советом  Европы  и  Организацией  экономического  сотрудничества  Конвенция  о 

взаимной  административной  помощи  по  налоговым  делам  от  25.01.1988  ратифицирована 

Российской Федерацией. Участники Конвенции оказывают друг другу административную помощь по 

обмену информацией, участвуют в налоговых проверках, оказывают друг другу помощь по взиманию 

налогов, включая принятие обеспечительных мер.   
Кроме  того,  01.01.2015  года  вступили  в  силу  изменения,  закрепленные  в  федеральных  законах, 

принятых в предыдущих отчетных периодах:   
1) Федеральный закон № 134-ФЗ от 28.06.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные 

акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». 

Начиная с налогового периода за I квартал 2015 года в налоговую декларацию по НДС включаются 

сведения,  указанные  в  книге  покупок  и  книге  продаж,  а  при  осуществлении  посреднической 

деятельности - сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в 

отношении указанной деятельности. 
Кроме того, с 01.01.2015 налогоплательщики обязаны направлять налоговому органу квитанцию о 

приеме документов, переданных им в электронной форме.   
Предусматривается  также  право  налогового  органа  заблокировать  счет  налогоплательщика,  а 

также приостановить переводы его электронных денежных средств в следующих случаях: 

непредставления  налоговой  декларации  в  течение  10-ти  дней  после  окончания  срока, 

предусмотренного для ее подачи. Данное решение может быть вынесено в течение 3-х лет со дня 

истечения вышеуказанного срока; 

неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о 

представлении  документов,  требования  о  представлении  пояснений,  уведомления  о  вызове  в 

налоговый орган в течение 10-ти рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи. 
2)  Федеральный  закон  №  238-ФЗ  от  21.07.2014  О  внесении  изменений  в  главу  21  части  второй 

Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений 

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным 

финансовым операциям». 

Уточнены особенности выставления счетов-фактур и порядок их регистрации в журнале учета - из 

НК РФ исключается прямое указание на обязанность налогоплательщиков вести журналы учета 

полученных  и  выставленных  счетов-фактур.  Однако  в  случае  выставления  и  (или)  получения 

 

 

79 

 

счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица 

на  основе  договоров  комиссии,  агентских  договоров,  предусматривающих  реализацию  и  (или) 

приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на 

основе  договоров  транспортной  экспедиции,  а  также  при  выполнении  функций  застройщика 

налогоплательщики  обязаны  вести  журнал  учета  полученных  и  выставленных  счетов-фактур  в 

отношении указанной деятельности. Данное правило распространяется и на налогоплательщиков, 

которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также на лиц, 

которые не являются налогоплательщиками НДС. 
Изменения,  внесенные  указанным  законом,  преимущественно  направлены  на  совершенствование 

администрирования НДС с учетом сложившейся правоприменительной практики. 
3) Федеральный закон № 420-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального 

закона  «О  рынке  ценных  бумаг»  и  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской 

Федерации». 
В  соответствии  с  изменениями,  внесенными  указанным  законом  в  НК  РФ,  с  01.01.2015  изменены 

правила налогообложения операций с ценными бумагами: 

если  ценная  бумага  обращающаяся  и  продана  через  биржу,  то  для  налогообложения 

используется фактическая цена продажи; 

если  ценная  бумага  обращающаяся,  но  продана  вне  биржи,  то  для  налогообложения 

используется  интервал  цен  исходя  из  данных  по  биржевым  сделкам,  либо  можно  использовать 

правила трансфертного ценообразования, если: 

    

а) покупатель (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 

чем 5 % ценных бумаг; 

     

б) количество ценных бумаг в сделке превышает 1 % соответствующего выпуска ценных 

бумаг; 

     

в) стоимость ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти 

или местного самоуправления; 

     

г) происходит выкуп ценных бумаг эмитентом, в том числе по оферте. 

если реализована необращающаяся ценная бумага, то используется допустимый интервал 

цен (расчетная цена плюс/минус 20%). 
Кроме того, с 01.01.2015 доходы и расходы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на 

организованном  рынке,  а  также  с  необращающимися  на  организованном  ФИСС,  учитываются 

совокупно в рамках отдельной налоговой базы. 
Несмотря  на  то,  что  ОАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 

осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в  законы  и  иные 

нормативные  правовые  акты,  касающиеся  налогообложения,  оценивает  и  прогнозирует  степень 

возможного  влияния  таких  изменений  на  деятельность,  нельзя  исключать  рисков  предъявления 

Обществу налоговых претензий. 
Определенные  риски  возникают  и  по  причине  несовершенства  судебной  системы  в  Российской 

Федерации и отсутствия единой позиции у различных судебных органов по одним и тем же спорным 

вопросам налогообложения.   
ОАО  «Газпром»  как  законопослушный  налогоплательщик  в  условиях  несовершенного  и  часто 

меняющегося  налогового  законодательства  прилагает  максимум  усилий,  направленных  на  его 

соблюдение, а в случае необходимости, прибегает к защите своих позиций в судах.   
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.   
Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 

регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 

осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 

декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 

исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 

внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 

положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 

таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 

корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 

контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 

пошлины.   

 

 

80 

 

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 

позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 

отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского    экономического 

союза  Группа  Газпром    направила    в  Евразийскую    экономическую  комиссию  соответствующие 

предложения  и  продолжает  работу    с  экспертами  ЕАЭК  и  заинтересованными  федеральными 

ведомствами по уточнению отдельных положений    проекта нового Кодекса, регулирующих порядок   

помещения    товаров  под    таможенные  процедуры,  а  также  исключения  некоторых  норм, 

дублирующих,  по  мнению  Группы  Газпром,  действующий    механизм  контроля  таможенными   

органами сведений    с    приборов учёта количеств вывозимого природного газа.   
С целью минимизации указанных рисков Общество: 

  - 

продолжает консультации с таможенными органами по вопросам корректировки таможенной 

стоимости, учёта и использования декларантом, и администрирования ЦЭТ авансовых платежей, 

механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной  пошлины,  а  также  внесения 

изменений в декларации на товары; 

  - 

осуществляет дальнейший контроль порядка таможенного декларирования и документального 

подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводу «Северный поток», отражения в 

учете сведений о вывезенном через ГИС «Портовая» природном газе; 

  - 

продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

продолжает судебную работу по защите законных прав и интересов Общества, в том числе по 

обжалованию  постановлений  ЦЭТ  о  привлечении  Общества  к  административной 

ответственности. 
 

Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности   

ОАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 

ограничено (включая природные ресурсы). 
В  I  квартале  2015  г.  приняты  или  вступили  в  силу  следующие  нормативные  правовые  акты, 

регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ОАО «Газпром»: 
постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2015 № 114 «О внесении изменений в 

Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые 

предоставляются  в  пользование  без  проведения  конкурсов  и  аукционов  для  разведки  и  добычи 

полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, 

осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в 

границы  участка  недр,  предоставленного  в  пользование,  в  случае  изменения  его  границ» 

(распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.). 
Поправки  коснулись,  в  частности,  формулы  определения  расчетной  величины  суммы  НДПИ  для 

полезных ископаемых, налоговая база при добыче которых определяется как количество добытых 

полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 338 Налогового кодекса 

Российской Федерации (уточнен порядок определения участвующего в расчете показателя средней 

величины ставки НДПИ). 
Установлен также порядок определения: 

базового значения единицы условного топлива; 
цены газа горючего природного; 
коэффициента, характеризующего долю добытого газа горючего природного (за исключением 

попутного газа). 
Информации об иных изменениях требований по лицензированию основной деятельности эмитента 

либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте  ограничено 

(включая природные ресурсы) не имеется. 
Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 

органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ОАО «Газпром», и Общество 

не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 

негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 

характера, связанных с усложнением процедуры получения лицензий либо снижением возможности 

продления действия лицензий ОАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

 

 

81 

 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 

ОАО «Газпром». 
Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 

Общества  (в  том  числе  по  вопросам  лицензирования),  которые  могут  негативно  сказаться  на 

результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых 

участвует Общество, в настоящий момент оцениваются как незначительные. 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Репутационный  риск  –  риск  возникновения  у  ОАО  «Газпром»  убытков  в  результате  уменьшения 

числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о 

финансовой устойчивости Компании, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в 

целом. 

 

Репутационный  риск  неразрывно  связан  со  всем  видами  рисков  (экономическими, 

производственно-технологическими,  правовыми,  финансовыми,  социальными,  экологическими). 

Репутационный  риск  может  возникнуть  как  сам  по  себе,  так  и    как  следствие  проявления  иных 

видов риска. 

В  результате  реализации  данного  риска,  Общество  может  столкнуться  со  следующими 

проблемами: 

потеря потребителя/ доли рынка; 

ослабление конкурентных преимуществ компании; 

снижение стоимости бренда ОАО «Газпром»; 

снижение капитализации; 

потеря лицензий на разработку месторождений; 

крупные экологические штрафные санкции; 

крупные финансовые потери на восстановление экологии; 

судебные иски и связанные с этим финансовые потери. 

 

Компания  осуществляет  постоянную  работу  по  поддержанию  своей  деловой  репутации,   

постоянный анализ и контроль риска снижения деловой репутации.   

 

К  числу  принимаемых  мер  по  управлению  риском  потери  деловой  репутации,  в  том  числе, 

относятся: 

мониторинг  деловой  репутации  дочерних  организаций,  контрагентов  и  партнеров             

ОАО «Газпром»; 

контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной информации, представляемой 

органам регулирования и надзора, другим заинтересованным лицам; 

постоянный  мониторинг  информации  в  зарубежных  и  российских  открытых  источниках, 

касающейся  деятельности  ОАО  «Газпром»,  его  партнеров,  конкурентов,  органов  власти, 

экономических и общественных объединений;   

своевременная  подготовка  пресс-релизов,  комментариев  для  СМИ  и  информационных 

сообщений  о  ключевых  событиях  в  деятельности  компании,  проведение  брифингов  и 

пресс-конференций  руководства                ОАО  «Газпром»  для  российских  и  зарубежных  СМИ, 

представителей инвестиционного сообщества; 

оперативное  реагирование  на  негативные  сведения,  представленные  в  СМИ  о  деятельности 

ОАО  «Газпром»,  посредством  предоставления  объективной  информации  и  официальной  позиции 

Компании;       

принятие мер, направленных на снижение технологических рисков; 

проведение  консервативной  финансовой  политики,  постоянная  работа  по  снижению 

финансовых рисков;   

работа  в  области  совершенствования  системы  корпоративного  управления,  с  целью 

обеспечения максимальной эффективности и прозрачности деятельности; 

работа  в  области  совершенствования  управления  персоналом,  контроля  и  предотвращения 

возможных нарушений и минимизации влияния возможных ошибок со стороны персонала. 

2.4.6. Стратегический риск 

Стратегические риски ОАО «Газпром» вызываются неопределенностью, возникающей под влиянием 

различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на  достижение 

Стратегической  цели  Компании,  выраженной  утвержденными  Советом  директоров              

ОАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 

 

 

82 

 

 

Среди  наиболее  значимых  для  Компании  рисков,  способных  в  долгосрочной  перспективе  оказать 

существенное воздействие на достижение СЦП, можно выделить следующие риски: 

Маркетинговые риски, связанные с усилением конкуренции на целевых рынках, в т.ч. в силу 

снижения спроса на (российский) природный газ; 

Ценовые риски, связанные с изменением долгосрочной динамики цен на углеводороды (нефть, 

нефтепродукты); 

Инвестиционные  риски,  связанные  со  значительным  превышением  темпов  роста  цен  на 

основные материалы и ресурсы в газовой отрасли над темпами роста цен на газ; 

Финансовые  риски,  связанные  с  волатильностью  курсов  валют,  ростом  инфляции, 

процентных ставок и т.п.; 

Риск значительного изменения природно-климатических факторов; 
Риски  государственного  (таможенного,  тарифного,  валютного  и  налогового)  регулирования 

отрасли  (в  России,  европейских  странах,  странах  Северо-восточной  Азии  и  прочих  странах,  в 

которых Группа Газпром осуществляет основную деятельность); 

Транзитные риски; 
Риски, связанные с увеличением доли многокомпонентного газа в ресурсной базе; 
Риски, связанные с организацией производства новых продуктов и выходом в новые сбытовые 

сегменты  (малотоннажный  СПГ,  газомоторное  топливо,  СЖТ,  продукты  газопереработки  и 

газохимии в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке); 

Риски, связанные с внедрением технологических инноваций; 
Риск  отставания  производительности  труда  персонала  от  лучших  мировых  стандартов 

отрасли и основных конкурентов Газпрома. 

 

Стратегические  риски  учитываются  при  разработке  стратегических  решений  и  выборе 

стратегических  инициатив  на  основе  оценки  их  влияния  на  достижения  установленных  целей  и 

выработки оптимальных ответных действий компании. 

 

Работа  ОАО  «Газпром»  на  стратегическом  уровне  по  управлению  рисками  проводится  в  рамках 

ежегодного  формирования  Программы  развития  Общества  на  10  лет,  разрабатываемой  в 

соответствии  с  утвержденным  Порядком  планирования  в  ОАО  «Газпром»  с  использованием 

стратегических целевых показателей. Работа на оперативном уровне в рамках управления рисками 

закреплена  в  компетенциях  структурных  подразделений,  а  также  взаимоувязана  с  работой, 

проводимой в Группе Газпром по совершенствованию корпоративной системы управления рисками. 

 

В  отчетном  периоде  Компанией  проведена  работа  по  идентификации  рисков  и  возможностей            

ОАО «Газпром» на период 2016-2025 гг., а также по качественной (экспертной) и количественной 

оценке  влияния  выявленных  стратегических  рисков  на  достижение  утвержденных  Советом 

директоров  ОАО  «Газпром»  СЦП  на  конец  десятилетнего  периода.  Подготовлены  выводы  и 

рекомендации  по  минимизации  потенциальных  угроз  и  обеспечению  устойчивого  развития 

Компании на предстоящий период 2016-2025 г. 

 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ОАО  «Газпром» 

предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 

части рисков Эмитентом предпринят ряд мер защиты, в большей степени связанных с реализацией 

производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  возможные  мероприятия  по  действиям 

Эмитента  при  возникновении  того  или  иного  риска.  Однако  необходимо  отметить,  что 

предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 

неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут в большей 

степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.   
ОАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 

негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 

находятся вне контроля ОАО «Газпром». 

 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 

ОАО «Газпром» по долгам третьих лиц. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..