ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 4

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 4

 

 

 

 

59 

 

 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка. 
На  европейском  рынке  природного  газа  происходят  значительные  структурные  изменения, 

направленные на развитие конкуренции. В 1998 году была одобрена Директива Европейского Союза 

по газу 98/30/EC, которая с 1 июля 2004 г. заменена Второй директивой по газу 2003/55/ЕС (принята 

в июне 2003 г.). Как Первая, так и Вторая Директивы были нацелены на либерализацию газового 

рынка  Евросоюза  путем  расширения  доступа  третьих  сторон  к  газотранспортной  и 

газораспределительной инфраструктуре и установления публикуемых тарифов на использование 

третьими  сторонами  газотранспортных  сетей  (регулируемый  доступ),  а  также  большей 

прозрачности затрат путем разделения бухгалтерской отчетности по добыче, транспортировке, 

реализации  (маркетингу)  и  хранению  газа.  13  июля  2009  г.  в  ЕС  был  принят  пакет  новых 

законодательных мер по энергетике, предполагающих дальнейшую либерализацию энергетического 

рынка  Евросоюза  («Третий  энергетический  пакет»),  в  том  числе  Директива  2009/73/ЕС, 

заменяющая Вторую директиву (Третья Директива). Впоследствии на основе положений Третьего 

энергопакета  ЕС  началась  разработка  сетевых  кодексов  ЕС,  а  также  началась  имплементация 

положений Третьего энергопакета ЕС в национальное законодательство государств-членов ЕС. 
Третий  энергетический  пакет  предусматривает  отделение  производящих  мощностей 

(добывающие - в случае природного газа и генерирующие - для электроэнергии) от транспортных 

сетей  -  газопроводов  или  высоковольтных  линий  электропередачи.  Требования  об 

имущественно-правовом разъединении распространяются не только на европейские компании, но 

и  на  иностранные  энергетические  концерны,  действующие  на  рынке  Евросоюза,  в  том  числе 

ОАО «Газпром».   
Третий энергопакет ЕС вступил в действие в марте 2011 г. (но имел двухлетний адаптационный 

период)  и  обязывает  предоставлять  третьим  лицам  доступ  к  газотранспортным  мощностям. 

Этот  же  документ,  помимо  прочего,  предписывает  всем  странам  ЕС  обеспечить  разделение 

бизнеса  по  продаже  и  транспортировке  газа  в  соответствии  с  предусмотренными  Третьей 

Директивой  вариантами  разделения.  Россия  считает  необходимым  дальнейшее  изучение  и 

доработку  Третьего  энергопакета  ЕС,  поскольку  возможно  сохранить  газопроводы  в 

собственности  при  создании  независимого  оператора.  Кроме  того,  следует  отметить,  что 
30 

апреля 2014 г. Российская Федерация обратилась во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) с 

запросом о начале консультаций с Европейским Союзом и государствами-членами ЕС в связи с тем, 

что, по мнению Российской Федерации, отдельные положения Третьего энергопакета ЕС, а также 

меры,  принятые  в  ходе  имплементации  положений  Третьего  энергопакета  ЕС  некоторыми 

государствами-членами  ЕС,  нарушают  нормы  ВТО  и  обязательства  государств-членов  ЕС, 

принятые ими при вступлении в ВТО. 
В  случае  наиболее  неблагоприятного  развития  ситуации  (т.е.  при  осуществлении 

государствами-членами  ЕС  наиболее  радикального  варианта  вертикальной  дезинтеграции  - 

имущественно-правового  разделения)  действующая  газотранспортная  инфраструктура, 

принадлежащая  вертикально-интегрированной  компании  ОАО  «Газпром»  будет  отчуждена. 

Условия отчуждения будут предусмотрены в национальном законодательстве соответствующего 

государства.  Защита  инвестиций  ОАО  «Газпром»  в  газотранспортную  сеть  обеспечивается  в 

рамках  международного  публичного  права,  в  частности,  продолжающим  действовать 

Соглашением  о  Партнерстве  и  Сотрудничестве  между  Россией  и  ЕС,  а  также  двусторонними 

соглашениями  о  поощрении  и  взаимной  защите  капиталовложений,  подписанными  Россией 

практически со всеми странами-членами ЕС.   
Россия  подписала  и  долгое  время  применяла  на  временной  основе  ДЭХ,  устанавливающий 

юридическую  базу  для  международного  сотрудничества  по  вопросам  энергетики.  Этот  Договор, 

однако, не был ратифицирован Государственной Думой. Механизм разрешения транзитных споров, 

предусмотренных  ДЭХ,  доказал  свою  неэффективность  в  ходе  российско-украинского  «газового 

кризиса»  в  январе  2009  г.  В  частности,  он  не  был  задействован  ни  одним  договаривающимся 

государством  ДЭХ  для  разрешения  возникшей  ситуации.  20  августа  2009  г.  Россия  заявила  о 

прекращении  временного  применения  ДЭХ  в  соответствии  со  ст.  45(3)  (а)  ДЭХ.  Таким  образом, 

временное применение ДЭХ прекращено для России с 20 октября 2009 г. 
Еще одним немаловажным аспектом либерализации газового рынка Европы является обеспечение 

энергетической  безопасности  стран-импортеров  газа,  заключающееся  в  стимулировании 

эффективного использования энергии, применении альтернативных источников энергии, а также 

снижении зависимости от импорта энергоносителей из одного источника.   

Европейская  Комиссия  опубликовала  25  февраля  2015г.  «Рамочную  стратегию  по  созданию 

устойчивого  Энергетического  Союза  с  перспективной  политикой  в  сфере  изменения  климата». 

 

 

60 

 

Основными измерениями Энергетического Союза были провозглашены:     

Энергетическая безопасность, солидарность и доверие; 

Полностью интегрированный европейский энергетический рынок; 

Энергоэффективность; 

Декарбонизация экономики; 

Исследования, инновации и конкурентность.   

Существенная  роль  отводится  диверсификации  поставок  природного  газа,  обеспечению 

безопасности поставок и транспарентности поставок газа. Межправительственные соглашения 

в  области  поставок  энергоносителей  должны  соответствовать  Европейскому  праву.  Особое 

значение получает развитие инфраструктуры.   
В  настоящий  момент  Газпром  анализирует  влияние,  которое  может  оказать  Энергетический 

Союз на деятельность Группы в Европе. Однако пока неясно, каким образом и в какие сроки идея 

создания  Энергетического  Союза  будет  реализована,  учитывая  отсутствие  консенсуса  среди 

государств-членов  ЕС  в  отношении  ряда  ключевых  вопросов  ЭС  (создание  единого  механизма 

закупок газа, установление единой цены и т.д.). 

Общество признает существование данного риска, однако в настоящее время он оценивается как 

незначительный из-за существенного снижения прогнозных уровней собственной добычи в странах 

Западной Европы на фоне стабилизации спроса на природный газ.   

 

Риски, связанные с реорганизацией ОАО «Газпром».     
Вертикально  интегрированная  структура  ОАО  «Газпром»  позволяет  обеспечивать 

гарантированное газоснабжение российских потребителей и поставки российского газа на экспорт 

в  соответствии  с  межправительственными  соглашениями  и  заключенными  долгосрочными 

контрактами.  Нарушение  целостности  ОАО  «Газпром»  и  создание  на  его  базе  независимых 

добывающих, транспортных и других компаний приведет к разрушению единой технологической 

цепочки и росту цен на газ для потребителя, ослабит управляемость газовой отраслью, создаст 

неопределенность в распределении ответственности за поставки газа социально чувствительным 

секторам  газопотребления.  Кроме  того,  такое  разделение  сопряжено  с  большим  количеством 

рисков не только для самой Компании, но и для России в целом, основными из которых являются: 

риск потери государством контроля над стратегической отраслью, внешнеполитические риски, 

риск  роста  техногенных  катастроф  и,  как  следствие,  возникновение  угрозы  для  энергетической 

безопасности  России.  Кроме  того,  в  случае  разделения  компании  существует  вероятность 

расторжения  действующих  долгосрочных  контрактов  на  поставку  газа,  которые  изначально 

заключены с вертикально интегрированной, а не добывающей компанией. 
Для  устойчивого  функционирования  газовой  отрасли  России  ОАО  «Газпром»  стремится  в 

долгосрочной  перспективе  сохранить  Группу  Газпром  в  качестве  вертикально  интегрированной 

компании,  обеспечивающей  надежное  функционирование  Единой  системы  газоснабжения, 

включающей добычу, транспортировку, хранение и поставку газа. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 
Одним из факторов, в существенной степени определяющих конкурентные позиции работающих 

на  мировом  нефтегазовом  рынке  компаний,  является  фактор  использования  технических  и 

технологических инноваций.   
Применение  новых  технологий  позволяет  нефтегазовым  компаниям  получать  дополнительные 

конкурентные преимущества за счет повышения эффективности разведки и разработки запасов 

углеводородов,  увеличения  продолжительности  эксплуатации  месторождений  и  объемов 

извлекаемых  разведанных  запасов,  существенного  снижения  негативного  воздействия  на 

окружающую среду при одновременном сокращении издержек полного проектного цикла.     
Перспективы  деятельности  ОАО  «Газпром»  связаны  с  реализацией  проектов  в  регионах  со 

сложными  и  специфическими  природно-климатическими  и  горно-геологическими  условиями,  в 

связи, с чем будет возрастать и потребность в уникальной технике, создаваемой специально для 

этих проектов. 
В  целях  обеспечения  Компании  новой  техникой  требуемого  качества  и  в  необходимых  объемах, 

ОАО «Газпром» на постоянной основе осуществляет деятельность в области НИОКР по созданию 

высокоэффективных газовых технологий, новой техники и материалов. В Обществе разработан 

 

 

61 

 

управленческий  и  финансовый  механизм  реализации  полного  инновационного  цикла  и  доведения 

научно-технических  разработок  ОАО  «Газпром»  до  стадии  серийного  производства.  Для 

обеспечения  эффективной  деятельности  в  этой  области  в  структуре  Компании  создано 

специализированное  подразделение  –  Департамент  технологического  развития  (Приказ 

ОАО «Газпром» от 27.01.2015 №25). 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников 
Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 

последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 

источников.   
Ресурсы нетрадиционного природного газа (газ плотных пород, метан угольных пластов, сланцевый 

газ)  по  концентрации  запасов  значительно  беднее,  чем  традиционные  скопления  газа,  а  для 

поддержания  стабильного  уровня  их  добычи  требуется  постоянное  бурение  новых  скважин. 

Интерес  к  развитию  добычи  нетрадиционного  газа,  главным  образом,  сланцевого,  связан  с 

беспрецедентно быстрым ростом его добычи в США в 2008-2012 гг.   

Широкомасштабная  промышленная  добыча  сланцевого  газа  на  данный  момент  продолжает 

осуществляться  только  в  Северной  Америке,  преимущественно  в  США.  Увеличение  добычи 

сланцевого газа в этой стране привело к практически полному отказу от планов по импорту СПГ и 

значительному  снижению  цен  на  газ  на  американском  рынке.  Согласно  официальным 

статистическим данным, рост добычи сланцевого газа в США в 2013 г. существенно замедлился и 

составил  +10%  к  уровню  2012  г.  (по  сравнению  с  ежегодным  увеличением  добычи  на  30-70%  в 
2008-

2012  гг.),  однако  на  фоне  негативной  динамики  добычи  газа  на  традиционных 

месторождениях  ожидается  дальнейшее  увеличение  доли  газа  из  сланцев  в  общей  структуре 

добычи газа в стране.   
С 2016 г. планируются поставки североамериканского СПГ (проект Сабин Пасс, с 2018 г. также 

проекты Кэмерон, Фрипорт, Ков Поинт и др.) - преимущественно на рынки стран АТР. Однако в 

случае  сокращения  разницы  в  ценах  на  природный  газ  на  мировых  рынках  (прежде  всего,  между 

азиатским и американским) объемы экспорта СПГ из Северной Америки не будут значительными. 
В  Европе  наиболее  активная  работа  по  оценке  возможности  добычи  сланцевого  газа  велась  в 

Польше, однако к концу 2014 г. практически все международные компании (Exxon Mobil, Marathon 

Oil,  Talisman  Energy,  Eni  SpA,  Total,  3Legs  Resources)  по  результатам  проведённых 

геологоразведочных  работ  объявили  об  отказе  от  продолжения  разведки  сланцевого  газа  в  этой 

стране.  Большинство  экспертов  признают,  что  опыт  организации  добычи  сланцевого  газа  в 

Польше к настоящему моменту следует признать неудачным. 
В Украине начало промышленной добычи сланцевого газа ожидалось не ранее 2018 г., до которого 

получившие лицензии компании Shell и Chevron планировали проведение геологоразведочных работ. 

Однако в июне 2014 г. компания Shell заявила о приостановке бурения первой разведочной скважины 

на Юзовском участке, объяснив это нестабильной политической ситуации в регионе.    Компания 

Chevron  в  декабре  2014  г.  официально  объявила  об  отказе  от  реализации  украинского  проекта 

добычи сланцевого газа, так и не пробурив на Олесском участке ни одной скважины. 
В  Великобритании  масштабные  планы  связаны  с  бассейном  Боуленд.  Однако  до  настоящего 

времени,  несмотря  на  поддержку  со  стороны  государства,  геологоразведочные  работы  на 

сланцевый газ проводились крайне низкими темпами и не принесли положительных результатов. 

При  этом  дальнейшие  работы  осложняются  протестами  населения  и  нахождением  в  пределах 

бассейна Боуленд крупных городов, таких как Ливерпуль, Лидс и Манчестер. 
Для развития европейской добычи сланцевого газа существуют определенные препятствия, такие 

как  необходимость  бурения  большого  числа  скважин  и  использование  химикатов  для 

интенсификации  притока  газа,  что  может  быть  затруднительно  в  густонаселенной  Европе, 

которая уделяет особое внимание вопросам экологии и качества водных ресурсов.   
Геологоразведочные  работы  на  сланцевый  газ  в  европейских  странах  столкнулись  с  сильным 

противодействием  экологов  из-за  применения  технологии  гидравлического  разрыва  пласта 

(гидроразрыв пласта, ГРП). Первый полный мораторий на применение ГРП на своей территории в 

2011 году ввела Франция. К настоящему моменту запреты или ограничения на развитие добычи 

сланцевого  газа  с  применением  ГРП  действуют  также  в  Германии,  Нидерландах,  Чехии, 

Люксембурге, Румынии, Болгарии, Северной Ирландии, отдельных районах Испании и Швейцарии. 

В  Германии  в  апреле  2015  г.  Правительство  одобрило  законопроект,  предусматривающий 

сохранение запрета на проведение ГРП в коммерческих целях до 2019 г., а также значительные 

 

 

62 

 

ограничения при применении данной технологии в научно-исследовательских целях. 

С  учётом  текущего  состояния  работ  начало  промышленной  добычи  сланцевого  газа  в  Европе 

возможно  не  ранее  2020  г.  При  этом  объемы  добычи  газа  из  сланцев  не  позволят  кардинально 

изменить ситуацию на европейском газовом рынке в связи с падением добычи традиционного газа в 

регионе. 
КНР  отнесен  к  числу  лидирующих  стран  по  технически  извлекаемым  ресурсам  сланцевого  газа, 

которые по предварительным оценкам могут составлять 25,1-31,6 трлн. куб. м. 
Основная  часть  ресурсов  сланцевого  газа  КНР  сосредоточена  в  бассейнах  Сычуань  и  Тарим  со 

сложным  геологическим  строением  сланцевых  залежей  и  рельефом  местности,  затрудняющим 

проведение  работ  уже  на  этапе  геологоразведки.  Дополнительными  препятствиями  на  пути 

запланированного  ускоренного  развития  добычи  сланцевого  газа  в  Китае  являются  недостаток 

сервисных услуг, сложность поставки воды для проведения ГРП, высокая плотность населения, а 

также  недостаточно  активная  политика  в  области  государственного  стимулирования  и 

сложный механизм допуска к лицензионным участкам международных операторов. 
В  рамках  пятилетнего  плана  развития  КНР  2011-2015 гг.,  опубликованного  в  2012  г.,  были 

установлены  целевые  ориентиры  по  годовым  уровням  добычи  сланцевого  газа  -  6,5  млрд  куб.  м  к 

концу 2015 г. и 60-100 млрд куб. м к концу 2020 г.   
Поисковые  работы  на  сланцевый  газ  в  Китае  проводились  достаточно  активно  в  последние 

несколько лет, однако, несмотря на определённый прогресс, в целом широкомасштабное освоение 

ресурсов сланцевого газа в этой стране идёт значительно более низкими темпами, чем ожидалось 

ранее. Объёмы добычи сланцевого газа в Китае в 2013 и 2014 гг. составили всего 0,2 млрд куб. м. и 
1,3 

млрд куб. м., соответственно.    В августе 2014 г. Министерство земли и ресурсов КНР сообщило 

о снижении целевого объёма добычи сланцевого газа к 2020 г. более чем вдвое - до 30 млрд куб. м. (при 

этом в данный целевой ориентир включили также метан угольных пластов). Следует отметить, 

что  даже  в  случае  достижения  установленных  Правительством  Китая  целей  по  наращиванию 

добычи сланцевого газа в среднесрочной перспективе КНР не удастся снизить свою зависимость от 

импортных поставок газа так динамично, как это произошло в США. 
Аргентина,  согласно  предварительным  оценкам,  обладает  третьими  по  величине  в  мире 

технически  извлекаемыми  ресурсами  газа  сланцевых  залежей  (около  23  трлн  куб.  м).  Наиболее 

перспективным для промышленного освоения специалисты считают бассейн Неукен. 
Основные работы в бассейне Неукен ведутся с целью добычи сланцевой нефти, а добыча сланцевого 

газа до 2014 г. практически не развивалась. За счёт реализации нефтяных проектов объём попутной 

добычи сланцевого газа в Аргентине в 2013 г. составил около 0,3 млрд куб.м. 
В  текущий  момент  оценки  перспективных  уровней  добычи  сланцевого  газа  в  Аргентине 

отличаются высокой неопределенностью, при этом ожидается, что в среднесрочной перспективе 

основные объёмы газа из сланцев будут извлекаться попутно при добыче сланцевой нефти. 
В Австралии исследования в области сланцевого газа находятся в начальной стадии геологического 

изучения.  По  предварительным  оценкам,  страна  входит  в  десятку  крупнейших  по  величине 

технически извлекаемых ресурсов сланцевого газа (более 12 трлн куб. м). Наиболее перспективным 

для  промышленного  освоения  большинство  специалистов  называют  сланцевый  бассейн  Купер,  в 

котором с 2013 г. осуществляется опытно-промышленная добыча сланцевого газа.   
По  оценкам  экспертов,  себестоимость  добычи  сланцевого  газа  в  Австралии  будет  превышать 

аналогичный  показатель  для  традиционного  газа  и  метана  угольных  пластов.  Поэтому 

перспективы  полномасштабной  промышленной  добычи  сланцевого  газа  в  этой  стране  будут  во 

многом  зависеть  от  возможности  обеспечить  его  конкурентоспособность  с  альтернативными 

источниками газа.   
Интерес  к  теме  сланцевого  газа  проявляется  преимущественно  в  странах  с  ограниченными 

запасами  и  ресурсами  традиционного  газа,  отличающихся  зависимостью  от  импорта 

энергоресурсов. Однако значительное снижение цен на нефть в среднесрочной перспективе может 

способствовать  снижению  инвестиций  в  эту  отрасль  и  ослаблению  возможной  конкуренции  со 

стороны нетрадиционного газа. 
В  настоящее  время  для  России,  как  страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами, 

добыча  относительно  дорогого  сланцевого  газа  большого  интереса  не  представляет.  При  этом 

согласно  оценкам  российских  и  зарубежных  экспертов  Россия  располагает  богатыми  ресурсами 

сланцевого  газа,  однако  их  освоение  может  быть  экономически  целесообразным  только  в 

долгосрочной перспективе. 

 

 

63 

 

В настоящее время в рамках проекта по разведке и добыче нефти из сланцевых залежей компанией 

Группы  Газпром  -  ОАО  «Газпром  нефть»  реализуется  программа  поисково-оценочных  и 

разведочных работ на баженовской свите в Западной Сибири. Специалистами компании проведено 

изучение и обобщение успешного опыта реализации проектов добычи сланцевой нефти за рубежом, 

определены  подходы  и  технологии  к  разработке  залежей  баженовской  свиты.  Работы  на 

баженовской  свите  ведут  и  другие  крупнейшие  нефтедобывающие  компании  страны: 

ОАО «НК «Роснефть»,  ОАО «ЛУКОЙЛ»,  ОАО «Сургутнефтегаз»,  ОАО «Татнефть».  Можно 

ожидать, что в процессе добычи сланцевой нефти будет извлекаться также попутный газ. 
Таким  образом,  риски  и  возможности,  связанные  с  развитием  производства  газа  из 

нетрадиционных  источников,  учитываются  при  планировании  деятельности  ОАО «Газпром».  В 

целях сохранения конкурентоспособности производства и поставок природного газа, добытого на 

традиционных месторождениях, ОАО «Газпром»: 

контролирует инвестиционные и эксплуатационные затраты на производство;   

совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность  добычи 

традиционного газа; 

осуществляет  мониторинг  развития  производства  газа  из  нетрадиционных  источников  в 

различных регионах мира.   

 

 
Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) 
Многие  страны  в  целях  диверсификации  топливно-энергетических  балансов  проводят  активную 

политику по стимулированию использования возобновляемых источников энергии (энергия ветра, 

солнечная  энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика,  геотермальная  энергия, 

низкопотенциальное тепло), в том числе путем государственного субсидирования. 
В  связи  с  этим,  в  отдельных  странах  возможен  рост  объемов  производства  электроэнергии  из 

возобновляемых  источников,  что  может  привести  к  вытеснению  газогенерации  и  снижению 

потребления газа основными странами-потребителями. 
С развитием технологий в области производства и использования ВИЭ, а также в силу кризисных 

финансово-экономических  условий  в  настоящее  время  наблюдается  тенденция  снижения  и 

значительного  ограничения  предоставления  государственной  поддержки.  Данная  ситуация 

благоприятна для возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 
ОАО «Газпром»  ведет  активную  разъяснительную  кампанию  относительно  экономических, 

технологических и экологических преимуществ использования газа, в том числе для производства 

электроэнергии.  Для  обеспечения  надежности  поставок  производство  электроэнергии  из 

возобновляемых  источников  должно  дополняться  ее  производством  из  других  видов  топлива  с 

высокими требованиями к маневренности оборудования. С этой точки зрения именно природный 

газ  является  самым  эффективным  видом  топлива,  комплементарно  поддерживающим 

производство электроэнергии из возобновляемых источников.   
Вместе  с тем,  Газпром  продолжает  реализовывать  проекты,  направленные на  диверсификацию 

видов и направлений деятельности, в том числе проекты развития рынка газомоторного топлива в 

России и за рубежом. 
 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ОАО  «Газпром» 

предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 

части рисков Эмитентом предпринят ряд мер защиты, в большей степени связанных с реализацией 

производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  возможные  мероприятия  по  действиям 

Эмитента  при  возникновении  того  или  иного  риска.  Однако  необходимо  отметить,  что 

предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 

неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут в большей 

степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.   
ОАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 

негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 

находятся вне контроля ОАО «Газпром». 

 

 

 

64 

 

Политико-экономические риски.   
В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 

совершенствования банковской, судебной, налоговой, административной и законодательной систем 

Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных реформ,  направленных  на 

стабилизацию  современной  российской  экономики  и  её  интеграцию  в  мировую  систему.  В  ходе 

реформирования  деловой  и  законодательной  инфраструктуры  сохраняются  такие  риски,  как 

неконвертируемость  национальной  валюты  за  рубежом,  низкий  уровень  ликвидности  на  рынках 

долгосрочного кредитования и инвестиций, а также уровень инфляции, превышающий инфляцию 

развитых стран. 
8 сентября 2014 года Совет ЕС одобрил Регламент Совета № 960/2014 («Регламент №960»), который 

внес  изменения  в  Регламент  № 833  и  ввел  запрет  на  (а)  поставку товаров  и  технологий  двойного 

назначения девяти российским компаниям военного и оборонного секторов и (б) оказание услуг по 

бурению,  испытанию  и  геофизическому  исследованию  и  оснащению  скважин,  а  также  поставку 

специализированных плавучих установок, необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, 

разведки и добычи нефти в Арктике и проектов по разработке месторождений сланцевой нефти. 

Регламент № 960 также ввел запрет на приобретение, продажу, оказание инвестиционных услуг и 

содействие  при  выпуске  или  совершении  иных  сделок  с  ценными  бумагами  и  инструментами 

денежного рынка со сроком обращения более (а) 90 дней, выпущенных в период с 1 августа 2014 года 

по 12 сентября 2014 года или со сроком обращения более 30 дней в случае, если выпуск осуществлен 

после  12  сентября  2014  года  и  эмитентом  является  ОАО  «Сбербанк  России»,  ОАО  «Банк  ВТБ», 

ГПБ (ОАО) (в настоящее время - Банк ГПБ (АО)), ГК «Внешэкономбанк» или ОАО «Россельхозбанк», 

лицо,  созданное  за  пределами  территории  ЕС  и  принадлежащее  дочерним  компаниям  или  лицу, 

действующему  от  имени  или  по  указанию  названных  эмитентов  или  дочерних  компаний,  и 

(б) 30 дней, если выпуск осуществляется после 12 сентября 2014 года одним из указанных лиц: 

лицом,  созданным  в  России,  чья  деятельность  преимущественно  связана  и  в  основном 

заключается  в  изобретении,  производстве,  продаже  или  экспорте  военного  оборудования, 

или  оказании  услуг,  связанных  с  военным  сектором,  а  именно:  ОАО  «ОПК  «Оборонпром», 

ОАО «ОАК» и ОАО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод», за исключением 

юридических  лиц  и  органов,  осуществляющих  деятельность  в  космической  отрасли  или 

атомной энергетике; 

лицом, созданным в России, которое контролируется государством, или доля государства, в 

котором составляет более 50%, размер активов которого превышает 1 триллион рублей и 

по  крайней  мере  50%  ожидаемого  дохода  которого  поступает  от  продажи  или 

транспортировки сырой нефти, или нефтепродуктов (такими, как ОАО «Газпром нефть», 

ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «НК «Роснефть»); 

дочерние компании субъектов, указанных в пункте (i) и (ii); 

юридическое лицо или орган, действующие от имени или по указанию любого из субъектов, 

указанных в пунктах (i), (ii) или (iii) выше. 

12  сентября  2014  года  Управлением  по  контролю  за  иностранными  активами  (OFAC) 

Министерства финансов США введены секторальные санкции в числе прочих российских компаний 

против ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром нефть». Американским компаниям запрещено поставлять 

указанным компаниям товары и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на 

глубоководных  участках  и  арктическом  шельфе,  а  также  в  сланцевых  пластах.  Принятые  меры 

призваны не допустить поставок технологий и оборудования российским компаниям, в том числе и 

через посредников. ОАО «Газпром нефть» также запрещено брать кредиты и размещать ценные 

бумаги на американском рынке на срок более 90 дней.   
Кроме  того,  в  соответствии  с  Регламентом
  Совета  ЕС  №  960/2014,  опубликованном  12.09.2014, 

гражданам  стран  ЕС  и  европейским  компаниям  запрещается  предоставлять  инвестиционные  и 

иные  сопутствующие  услуги,  связанные  с  операциями  с  ценными  бумагами  и  финансовыми 

инструментами,  срок  обращения  которых  более  30  дней  некоторым  российским  компаниям 

нефтегазового сектора, в число которых вошло ОАО «Газпром нефть». 
Потенциально  введенные  санкции  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 

Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей. Однако на текущий 

момент  ОАО  «Газпром»  не  видит  необходимости  изменения  стратегических  направлений 

деятельности или корректировки перечня приоритетных проектов ОАО «Газпром», определенного 

Программой  развития  ОАО «Газпром»  (газовый  бизнес,  2015-2024  гг.)  (приказ  ОАО  «Газпром»  от 

14.07.2014 №339, решение Совета директоров ОАО «Газпром» от 23.12.2014 №2463).   

 

 

65 

 

Газпром много лет целенаправленно проводит политику импортозамещения, стимулируя внедрение 

передовых  технологий  и  решений  российскими  производителями.  Благодаря  этой  работе  многие 

отечественные  предприятия  заметно  повысили  качество  и  расширили  сортамент  продукции, 

разработали уникальные технические решения. В свою очередь Газпром оптимизировал затраты и 

получил оборудование, не уступающее, а порой и превосходящее зарубежные аналоги.   
В  основном  поставщики  материально-технических  ресурсов  для  ОАО  «Газпром»,  включая 

зарубежных поставщиков МТР, работают на конкурентном рынке. Доля импорта в общем объеме 

материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним  обществам  и  организациям 

ОАО «Газпром» за 12 месяцев 2014 года, составила 6,95 %. 
В  настоящее  время  Обществом  осуществляется  переход  на  централизованные  поставки 

товарно-материальных  ресурсов  через  ООО  «Газпром  комплектация»  и  ООО  «Газпром 

центрремонт».  Централизация  поставок  МТР  позволяет  создать  условия  для  качественного 

улучшения системы организации закупок за счет более масштабного внедрения тендерных процедур 

по крупным объединенным партиям продукции. 
В связи с продолжающимся кризисом в Украине могут возникнуть риски применения со стороны 

США  и  Европы  дополнительных  санкций  финансового  и  экономического  характера, 

непосредственно к ОАО «Газпром», что может несколько затруднить сотрудничество с деловыми 

партнерами ОАО «Газпром». С целью снижения рисков Общество постоянно проводит работу по 

поддержанию своей деловой репутации.   
 

Риски, связанные с процессом глобализации. 
Глобализация  экономической  деятельности  является  одной  из  основных  тенденций  развития 

современного  мира.  Последствия  глобализации  отражаются  на  экономическом  развитии 

практически всех стран мира, включая Россию, которая находится на пути активной интеграции в 

мировую экономику. 
Факторы  глобализации,  к  которым  относятся  формирование  единого  энергетического 

пространства,  усиление  международного  сотрудничества,  развитие  глобальных  вертикально 

интегрированных  компаний,  создание  консорциумов  для  реализации  крупных  инвестиционных 

проектов  приводят  к  повышению  конкуренции,  усилению  конкурентных  позиций  отдельных 

компаний  и  росту  зависимости  партнеров  вследствие  необходимости  реализации  совместных 

проектов. 
В  эпоху  глобализации  высокая  взаимозависимость  рынков  приводит  к  синхронизации  различных 

экономик, и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов, либо кризисов из экономики 

одной страны в другую. В таких условиях могут возрастать рыночные риски ОАО «Газпром». 
 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике 
Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  замедление  темпов  роста  экономики  Китая, 

стагнация экономик европейских стран, свидетельствуют о сохранении высокой неопределенности 

относительно возникновения второй волны мирового финансового кризиса.   
Неблагоприятные  экономические  условия  могут  оказать  негативное  влияние  и  на  деятельность 

Группы.   
ОАО «Газпром» проводит политику, которая обеспечивает финансовую устойчивость, улучшение 

финансового состояния и оптимизацию долгового портфеля, что позволит адекватно реагировать 

на возможное ухудшение ситуации.     
 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 
Одними из основных принципов построения стратегии Группы Газпром являются диверсификация и 

расширение  деятельности  -  новые  рынки,  новые  транспортные  маршруты,  новые  продукты.  В 

настоящее время продуктовый портфель Группы включает трубопроводный природный газ, нефть, 

нефтепродукты, нефтехимические продукты, газомоторное топливо, сжиженный углеводородный 

и  природный  газы,  электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  осуществляется  выход  на  экспортные 

рынки Китая, Японии, Южной Кореи.   
Так, 21 мая 2014 года состоялось подписание контракта на поставку российского трубопроводного 

газа в Китай по «восточному» маршруту. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в 

Китай  38  млрд  куб.  м  российского  газа  в  год.  Контракт  подписан  на  взаимовыгодных  условиях  и 

 

 

66 

 

включает такие основные параметры, как объем и сроки начала экспорта, формулу цены с привязкой 

к  нефтяной  корзине,  расположение  пункта  сдачи-приемки  газа  на  границе,  условие  «бери  или 

плати», период наращивания поставок. 
9 ноября 2014 г. Россия и Китай подписали Рамочное соглашение о поставках газа по «западному» 

маршруту.  Документ  отражает  такие  условия,  как  объем  и  срок  поставок,  уровень  «бери  или 

плати»,  район  расположения  точки  передачи  газа  на  границе.  Рамочное  соглашение  определяет 

график  работы  над  договором  купли-продажи  газа,  техническим  соглашением  и 

межправительственным соглашением по «западному» маршруту. 
Выход на новые рынки связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и с 

рисками недооценки экономической и политической ситуации в странах региона. 
Выход  ОАО  «Газпром»  на  китайский  рынок  влечет  за  собой  риски,  связанные  с  газовой 

промышленностью  Китая,  а  именно  риски,  связанные  с  государственным  регулированием  газовой 

отрасли.   
В настоящее время в Китае в целях обеспечения импортных поставок природного газа, расширения 

внутреннего рынка газа, содействия энергосбережению и уменьшению выбросов вредных веществ, а 

также  для  повышения  эффективности  использования  ресурсов  начата  общенациональная 

программа реформирования  механизмов  ценообразования  на  природный  газ.  С  учетом  стремления 

Китая  к  разрешению  экологических  проблем,  в  том  числе  за  счет  импортного  природного  газа,  а 

также  планов  по  развитию  производства  дорогого  нетрадиционного  газа,  можно  ожидать,  что 

реформы,  проводимые  правительством  Китая  по  либерализации  системы  ценообразования  и 

стимулированию потребления природного газа, будут продолжены.   
 

Риски, связанные с транзитом природного газа.   
ОАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 

через  территорию  транзитных  стран.  Отсутствие  стабильной  политической  и  социальной 

обстановки в таких странах может привести к нарушениям договорных отношений по транзиту и 

сбоям в поставках природного газа по экспортным контрактам ОАО «Газпром».   
В  настоящий  момент  опасения  относительно  надежности  поставок  газа  в  Европу  через 

территорию  Украины  обусловлены  как  политической  нестабильностью  в  данной  стране, 

усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой,  так  и  накопленной  задолженностью 

НАК «Нафтогаз Украины» перед ОАО «Газпром» за поставленный газ. 
ОАО «Газпром» предпринимает меры по минимизации рисков, связанных с транзитом природного 

газа  через  территорию  Украины.  В  январе  2009  г.  НАК  «Нафтогаз  Украины»  и  ОАО  «Газпром» 

подписали  долгосрочные  (сроком  на  11  лет)  контракты  в  области  транзита  и  поставок  газа. 

Контракты действуют независимо друг от друга. Исполнение сторонами контракта по транзиту 

газа  взятых  на  себя  обязательств  позволит  минимизировать  риск  повторения  ситуации  с 

прекращением транзита газа через Украину европейским потребителям. 
В  указанных  условиях  надежность  поставок  российского  газа  европейским  потребителям  через 

территорию  Украины  может  быть  обеспечена  только  при  условии  строгого  выполнения 

НАК «Нафтогаз  Украины»  контракта  на  транзит.  При  этом,  ввиду  возросших  рисков  транзита 

российского  природного  газа  через  территорию  Украины  ОАО «Газпром»  приняло  решение  о  не 

продлении  контракта  на  транзит  российского  природного  газа  с  НАК «Нафтогаз  Украины», 

который истекает в 2019 году. 
Для компенсации этого риска ОАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок 

газа.  Примером  такой  работы  является  проект  «Ямал-Европа»,  проходящий  по  территории 

Белоруссии  и  Польши.  Владельцем  белорусского  участка  газопровода  является  ОАО  «Газпром» 

(ОАО «Газпром  трансгаз Беларусь»), а  польского  участка  -  компания  «EuRoPol  GAZ»  (совместное 

предприятие  ОАО  «Газпром»,  польской  национальной  компании  «PGNiG  S.A.»  и  польского 

акционерного общества «Газ-Трейдинг»).   
ОАО  «Газпром»  реализовало  экспортный  проект  «Северный  поток».  Это  один  из  приоритетных 

долгосрочных проектов Общества, который позволил повысить надежность и диверсифицировать 

маршруты экспорта российского природного газа. Газопровод проходит напрямую из России (район 

Выборга)  в  Германию  по  акватории  Балтийского  моря,  минуя  третьи  страны,  протяженность 

газопровода составляет 1224 км. Проектная производительность обеих ниток «Северного потока» 

составляет 55 млрд куб. м газа в год.    Эксплуатацию газопровода «Северный поток» осуществляет 

компания «Норд Стрим АГ». 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..