ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2015 года - часть 3

 

 

 

 

51 

 

2.2. Рыночная капитализация эмитента 

Рыночная капитализация рассчитывается как произведение количества акций соответствующей 

категории (типа) на рыночную цену одной акции, раскрываемую организатором торговли. 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2014 г. 

На 31.03.2015 г. 

Рыночная капитализация 

3 112 593 476 092 

3 271 679 482 780 

 

 

Информация  об  организаторе  торговли  на  рынке  ценных  бумаг,  на  основании  сведений  которого 

осуществляется расчет рыночной капитализации, а также иная дополнительная информация о публичном 

обращении ценных бумаг по усмотрению эмитента: 
Закрытое акционерное общество «Фондовая Биржа ММВБ». 
Распоряжением ЗАО «ФБ ММВБ» № 1876-р от 24.12.2013 г. приняты следующие решения:   

о  переводе  из  раздела  «Перечень  внесписочных  ценных  бумаг»  в  раздел  «Котировальный 

список «А» второго уровня» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ЗАО «ФБ ММВБ», акций 

обыкновенных ОАО «Газпром» (государственный регистрационный номер выпуска -   1-02-00028-А от 

30.12.1998 г.); 

об утверждении Изменений № 2520 в Список ценных бумаг, допущенных к торгам в 

ЗАО «ФБ ММВБ», вступающих в силу 26 декабря 2013 года. 
Решением  ОАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  от  15  апреля  2014  года  акции  ОАО  «Газпром» 

включены  с  17  апреля  2014  года  в  котировальный  список  «А»  второго  уровня  путем  перевода  из 

котировального списка «Б». 
9  июня  2014  года  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  включило  акции  ОАО  «Газпром»  в  раздел  «Первый  уровень» 

Списка ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам. 
21  июля  2014  года  ОАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  включило  акции  ОАО  «Газпром»  в 

котировальный список первого (высшего) уровня. 
   

 

2.3. Обязательства эмитента 

2.3.1. Заемные средства и кредиторская задолженность 

На 31.12.2014 г. 

Структура заемных средств 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Долгосрочные заемные средства 

1 368 217 117 

  

в том числе: 

 

  

кредиты 

43 313 605 

  

займы, за исключением облигационных 

1 279 903 512 

  

облигационные займы 

45 000 000 

Краткосрочные заемные средства 

756 735 637 

  

в том числе: 

 

  

кредиты 

42 281 627 

  

займы, за исключением облигационных 

713 905 010 

  

облигационные займы 

549 000 

Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам 

  

в том числе: 

 

 

 

52 

 

  

по кредитам 

  

по займам, за исключением облигационных 

  

по облигационным займам 

 

Структура кредиторской задолженности 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 

642 589 110 

    

из нее просроченная 

141 867 986 

  

в том числе 

 

  

перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 

14 770 513 

    

из нее просроченная 

  

перед поставщиками и подрядчиками 

489 778 400 

    

из нее просроченная 

135 553 829 

  

перед персоналом организации 

264 874 

    

из нее просроченная 

  

прочая 

137 775 323 

    

из нее просроченная 

6 314 157 

 
При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 

указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 

для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 

на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 

просроченной задолженности по заемным средствам: 
Просроченная кредиторская задолженность ОАО «Газпром» по состоянию на 31 декабря 2014 года 

составляет 141 867 986 тыс. рублей.    Просроченная кредиторская задолженность ОАО «Газпром» 

по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из  задолженности  перед  дочерними 

обществами  ОАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку  природного  газа,  в  договорах,  с 

которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных  санкций  и  пени  за  невыполнение 

договорных обязательств. Предполагаемые сроки погашения в настоящее время не определены. 

 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 

задолженности или не менее 10 процентов от общего размера заемных (долгосрочных и краткосрочных) 

средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 505 081 314 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 

санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 
Полное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Сокращенное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Место нахождения: Concertgebouwplein 13, 1071 LL Amsterdam, The Netherlands 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 373 307 206 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 

санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет 

 

 

53 

 

Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Да 
Доля эмитента в уставном капитале коммерческой организации: 97.01% 
Доля участия лица в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 

На 31.03.2015 г. 

Структура заемных средств 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Долгосрочные заемные средства 

1 365 607 018 

  

в том числе: 

 

  

кредиты 

62 297 282 

  

займы, за исключением облигационных 

1 258 309 736 

  

облигационные займы 

45 000 000 

Краткосрочные заемные средства 

723 371 202 

  

в том числе: 

 

  

кредиты 

40 900 940 

  

займы, за исключением облигационных 

680 837 512 

  

облигационные займы 

1 632 750 

Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам 

  

в том числе: 

 

  

по кредитам 

  

по займам, за исключением облигационных 

  

по облигационным займам 

 

Структура кредиторской задолженности 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 

586 142 563 

    

из нее просроченная 

151 002 091 

  

в том числе 

 

  

перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 

64 852 385 

    

из нее просроченная 

  

перед поставщиками и подрядчиками 

404 822 535 

    

из нее просроченная 

144 620 557 

  

перед персоналом организации 

1 103 031 

    

из нее просроченная 

  

прочая 

115 364 612 

    

из нее просроченная 

6 381 534 

 
При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 

указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 

для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 

на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 

просроченной задолженности по заемным средствам: 

 

 

54 

 

 

Просроченная кредиторская задолженность ОАО «Газпром» по состоянию на 31 марта 2015 года 

составляет 151 002 091 тыс. рублей.    Просроченная кредиторская задолженность ОАО «Газпром» 

по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из  задолженности  перед  дочерними 

обществами  ОАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку  природного  газа,  в  договорах,  с 

которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных  санкций  и  пени  за  невыполнение 

договорных обязательств. Предполагаемые сроки погашения в настоящее время не определены. 

 

 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 

задолженности или не менее 10 процентов от общего размера заемных (долгосрочных и краткосрочных) 

средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 428 406 942 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 

санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 
Полное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Сокращенное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Место нахождения: Concertgebouwplein 13, 1071 LL Amsterdam, The Netherlands 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 388 749 127 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 

санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Да 
Доля эмитента в уставном капитале коммерческой организации: 97.01% 
Доля участия лица в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 

 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 

завершенного отчетного года и текущего года кредитным договорам и (или) договорам займа, в том 

числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 

составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 

последнего завершенного отчетного периода, состоящего из 3, 6, 9 или 12 месяцев, предшествовавшего 

заключению соответствующего договора, а также иным кредитным договорам и (или) договорам займа, 

которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 31.12.2014 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2014 г. 

Общий  размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения 

(размер  (сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении 

которых  эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в 

соответствии  с  условиями  предоставленного  обеспечения 

331 251 740 

 

 

55 

 

исполнение  соответствующих  обязательств  обеспечивается  в 

полном объеме) 
   

в том числе по обязательствам третьих лиц 

331 251 740 

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 

(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 

эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 

условиями  предоставленного  обеспечения  исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 

объеме) в форме залога 

16 967 763 

   

в том числе по обязательствам третьих лиц 

16 967 763 

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 

(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 

эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 

условиями  предоставленного  обеспечения  исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 

объеме) в форме поручительства 

314 283 977 

   

в том числе по обязательствам третьих лиц 

314 283 977 

 

Обязательства эмитента из обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или поручительства, 

составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 

соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

На 31.03.2015 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.03.2015 г. 

Общий  размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения 

(размер  (сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении 

которых  эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в 

соответствии  с  условиями  предоставленного  обеспечения 

исполнение  соответствующих  обязательств  обеспечивается  в 

полном объеме) 

323 732 624 

   

в том числе по обязательствам третьих лиц 

323 732 624 

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 

(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 

эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 

условиями  предоставленного  обеспечения  исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 

объеме) в форме залога 

16 967 763 

   

в том числе по обязательствам третьих лиц 

16 967 763 

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 

(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 

эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 

условиями  предоставленного  обеспечения  исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 

объеме) в форме поручительства 

306 764 861 

   

в том числе по обязательствам третьих лиц 

306 764 861 

 

Обязательства эмитента из обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или поручительства, 

составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 

соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

 

56 

 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих обязательств, не отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые могут 

существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности,  источниках 

финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется. 

 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 
Признавая, что осуществление деятельности подвержено воздействию неопределенностей в виде 

рисков,  Компания  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения  достаточных 

гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ОАО «Газпром»  органами  управления.  В 

Компании организован обмен информацией, позволяющей выявлять риски, оказывающие влияние на 

достижение  целей,  и  разрабатывать  мероприятия  по  управлению  рисками.  Мониторинг 

осуществляется  путем  оценки  уровня  рисков,  а  также  проверки  выполнения  мероприятий  по 

управлению ими. 
 

2.4.1. Отраслевые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков,  ОАО  «Газпром» 

предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для нейтрализации 

части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 

реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 

действиям  Эмитента  при  возникновении  того  или  иного  риска.  Однако  необходимо  отметить, 

что  предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 

неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут в большей 

степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.   
ОАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 

негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 

находятся вне контроля ОАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.   
ОАО «Газпром» является крупнейшей газодобывающей Компанией, обеспечивает поставку газа по 

газотранспортной  системе  для  почти  68%  российских  потребителей,  занимает  ведущее 

положение  в  экономике  России.  Деятельность  ОАО  «Газпром»  по  транспортировке  газа  по 

трубопроводам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О естественных 

монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.   
Контролируя  свыше  50%  акций  Компании  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 

оказывает  влияние  на  ее  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  за 

движением  финансовых  потоков  ОАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете 

директоров  Общества,  к  компетенции  которого  относится  утверждение  финансового  плана  и 

инвестиционной программы. 
Кроме того,  Федеральная служба  по  тарифам  осуществляет  регулирование  оптовых  цен  на  газ, 

поставляемый  российским  потребителям,  тарифов  на  услуги  по  транспортировке  газа  по 

магистральным газопроводам ОАО «Газпром», оказываемые независимым организациям, тарифов 

на  услуги  по  транспортировке  газа  по  газораспределительным  сетям,  а  также  платы  за 

снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа. 
Отдельные  субъекты  Российской  Федерации  обладают  значительными  полномочиями  в  плане 

самоуправления, обусловленными договорами с федеральными органами власти. Несмотря на то, 

что  для  достижения  единообразия  при  регулировании  поставок  природного  газа  в  масштабах 

России  федеральные  органы  власти  взяли  на  себя  разработку  и  проведение  государственной 

политики  в  отношении  поставок  природного  газа,  а  также  промышленной  и  экологической 

безопасности  таких  поставок  в  пределах  России,  региональные  и  местные  органы  власти 

обладают значительной степенью автономности в осуществлении своих прав применительно к 

использованию  земли  и  природных  ресурсов  (включая  природный  газ).  Отсутствие  единства  в 

 

 

57 

 

решениях  федеральных,  региональных  и  местных  органов  власти  по  вопросам  газоснабжения 

может оказать значительное влияние на условия деятельности Общества в отдельных регионах. 

ОАО  «Газпром»  снижает  указанные  выше  риски  путем  активной  работы  с  государственными 

федеральными  органами  и  регионами  Российской  Федерации,  заключения  соглашений  о 

сотрудничестве с местными администрациями.   

Также,  с  целью  поддержания  баланса  между  фискальной  нагрузкой  и  необходимостью 

осуществлять  в  ближайшие  годы  значительные  инвестиции  для  обеспечения  надежности 

газоснабжения  продолжается  работа  по  дальнейшему  продвижению  в  федеральных  органах 

исполнительной  власти  и  Государственной  Думе  Федерального  Собрания  Российской  Федерации 

предложений  ОАО «Газпром»  по  установлению  пониженной  ставки  НДПИ  на  природный  газ  и 

газовый  конденсат,  добываемый  на  новых  морских  месторождениях  углеводородного  сырья, 

расположенных в южной части Охотского моря, включая шельф острова Сахалин. 

 

 

Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 
В настоящее время российский рынок природного газа в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 

состоит  в  отношении  ценообразования  из  двух  секторов:  регулируемого  и  нерегулируемого. 

Доминирующим поставщиком газа по регулируемым ценам является ОАО «Газпром».   
В регулируемом режиме, вне зоны действия ЕСГ также функционирует ряд региональных газовых 

компаний.   
Регулируемые  оптовые  цены  на  газ  дифференцируются  как  по  категориям  потребителей  (для 

населения и промышленности), так и по ценовым поясам с учетом дальности транспортировки 

газа от региона добычи до потребителя. До настоящего времени регулируемые оптовые цены на газ 

не  достигли  экономически  обоснованного  уровня,  в  полной  мере  учитывающего  его 

потребительские  свойства,  технологические  и  экологические  преимущества  газа,  а  также 

обеспечивающего  условия  для  формирования  собственных  финансовых,  в  том  числе 

инвестиционных,  ресурсов  Общества  на  основе  деятельности  по  газоснабжению  потребителей 

внутреннего рынка. 
Параметры  изменения  регулируемых  оптовых  цен  на  газ  для  всех  категорий  потребителей 

следующие: 

 

2011 

2012 

2013 

 

2014 

 

Рост цены

15,3 

7,9 

14,6 

7,8 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333. 

Прогноз  социально-экономического  развития  Российской  Федерации,  разработанный 

Минэкономразвития  России  в  сентябре  2014 г.,  предусматривает  следующие  средневзвешенные 

параметры изменения цен на газ в 2015-2017 гг.:   

в среднем за год к предыдущему году, % 

Наименование показателя 

2015 

2016 

2017 

Регулируемые оптовые цены, в среднем для всех категорий 

потребителей 

3,8 

6,6 

4,6 

 

В  настоящее  время  согласовываются  изменения  в  Основные  положения  формирования  и 

государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за 

технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям 

на  территории  Российской  Федерации,  утвержденные  постановлением  Правительства 

Российской  Федерации  от  29  декабря  2000  г.  № 1021,  при  принятии  которых  будет  изменен 

порядок  определения  предельного  минимального  уровня  оптовых  цен  на  газ  для  отдельных 

категорий потребителей. 
В целях снижения рисков, связанных с директивным установлением цен на газ, ОАО «Газпром» 

продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по 

вопросам  совершенствования  ценообразования  на  газ,  в  том  числе,  по  формированию 

обоснованных  принципов  ценообразования,  позволяющих  Обществу  иметь  устойчивые 

экономические условия поставок газа на внутренний рынок.   
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

 

 

58 

 

ОАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 

Центральной Европе, что является для Общества основным источником валютных поступлений 

и  стабильных  денежных  потоков.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны 

осуществляется  ОАО  «Газпром»  и  его  предшественниками  более  40  лет  преимущественно  в 

рамках  долгосрочных  контрактов  по  ценам,  в  основном  индексируемым  в  соответствии  с 

изменением мировых цен на конкурирующие нефтепродукты.   
Европейский  Союз,  реформируя  свой  внутренний  рынок  газа,  стремится  к  развитию  рынка 

биржевой  торговли.  ОАО  «Газпром»  не  отрицает  развития  альтернативных  механизмов 

ценообразования, однако считает, что пределы этого развития существенно ограничены, а цена 

торговых площадок пока не может рассматриваться в качестве надежного ценового ориентира. 
Следует отметить, что
 единой общепринятой формулы цены на газ в Европе нет, поскольку нет 

единого газового рынка. Конкретные уравнения, применяемые для определения стоимости газа в 

каждом  отдельно  взятом  контракте,  являются  закрытой  коммерческой  информацией. 

Ценообразование  основано  на  увязке  цены  на  газ  с  ценой  альтернативных  энергоносителей  - 

обычно  «корзины  нефтепродуктов»:  газойля  и  мазута  с  различными  весами,  отражающими 

особенности национальной структуры потребления газа. В формуле цены возможно появление и 

других  альтернативных  видов  энергоносителей:  нефти,  угля,  электроэнергии  и  т.д.  В  период 

существенного  снижения  спроса  на  газ  и  избыточного  предложения  в  связи  с  обращениями 

европейских  партнеров  ОАО  «Газпром»  провел  адаптацию  некоторых  контрактов  путем 

введения биржевой составляющей в контрактную формулу и временного снижения уровня «бери 

или плати». В силу специфики ценообразования на европейском газовом рынке, выражающейся, в 

частности, в наличии опорного периода (чаще всего 9 месяцев) в формуле индексации цены газа, 

динамика экспортных цен на природный газ отстает от изменения цен на жидкое топливо. Эти 

цены  могут  претерпевать  значительные  колебания  под  воздействием  целого  ряда  факторов, 

находящихся вне контроля ОАО «Газпром». 
К числу таких факторов относятся: 

экономические  и политические события в нефтедобывающих регионах мира, в первую 

очередь на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке; 

текущее соотношение спроса и предложения, а также прогноз спроса и предложения 

жидкого топлива на перспективу; 

способность ОПЕК, а также нефтедобывающих стран, не входящих в эту организацию, 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

активность биржевых спекулянтов («сырьевой» пузырь); 

военно-политическая ситуация в мире, включая угрозу террористических актов; 

состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 

цены на альтернативные энергоносители; 

развитие новой техники и технологии; 

погодные условия; 

пересмотр планов по строительству АЭС; 

требования по снижению выбросов парниковых газов.   

На  рынках  европейских  стран  ОАО  «Газпром»  сталкивается  не  только  с  межтопливной 

конкуренцией.  Отмечается  острая  конкуренция  и  со  стороны  традиционных  поставщиков 

трубопроводного  природного  газа,  особенно  Норвегии,  Алжира,  Нидерландов.  Конкурентами 

Общества также являются производители СПГ, прежде всего, Катар и Нигерия.   
Также,  необходимо  отметить,  что  снижение  цен  на  нефть  и  цен  на  газ  в  среднесрочной 

перспективе ведет к росту отборов газа, а в долгосрочной - к росту спроса на газ. 
Введение  биржевой  (спотовой)  составляющей  или  эквивалентное  временное  снижение  базисной 

цены и перенос обязательств по условию «бери или плати» на более поздний срок практиковались 

выборочно, на основании тщательного анализа аргументации клиента в пользу такого переноса. 

При этом базовые условия контрактов не нарушались. 
В  ООО  «Газпром  экспорт»  -  дочернем  обществе  ОАО  «Газпром»  -  реализована  система 

идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 

осуществляется оценка рыночных рисков продаж газа в дальнее зарубежье (методом EaR, включая 

оценку  рисков  цены,  связанных  с  колебаниями  цен  на  сырье  -  альтернативные  энергоносители, 

газовые индексы и т.д., рисков объема, связанных с тем, что покупатели имеют гибкость по отбору 

газа,  валютных  рисков)  и  кредитных  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье  (определение 

кредитного рейтинга контрагентов, количественная оценка ожидаемых и непредвиденных потерь 

методом CreditVar). 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..