ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 6

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 6

 

 

75 

 

нормативные  правовые  акты,  касающиеся  налогообложения,  оценивает  и  прогнозирует  степень 
возможного  влияния  таких  изменений  на  деятельность,  нельзя  исключать  рисков  предъявления 
Обществу налоговых претензий. 

Определенные  риски  возникают  и  по  причине  несовершенства  судебной  системы  в  Российской 
Федерации  и  отсутствия  единой  позиции  у  различных  судебных  органов  по  одним  и  тем  же 
спорным вопросам налогообложения.  

ПАО  «Газпром»  как  законопослушный  налогоплательщик  в  условиях  несовершенного  и  часто 
меняющегося  налогового  законодательства  прилагает  максимум  усилий,  направленных  на  его 
соблюдение, а в случае необходимости, прибегает к защите своих позиций в судах.  
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского  экономического 
союза  Группа  Газпром    направила    в  Евразийскую    экономическую  комиссию  соответствующие 
предложения  и  продолжает  работу    с  экспертами  ЕАЭК  и  заинтересованными  федеральными 
ведомствами по уточнению отдельных положений  проекта нового Кодекса, регулирующих порядок  
помещения    товаров  под    таможенные  процедуры,  а  также  исключения  некоторых  норм, 
дублирующих,  по  мнению  Группы  Газпром,  действующий    механизм  контроля  таможенными  
органами сведений  с  приборов учёта количеств вывозимого природного газа.  

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  таможенной 
стоимости, учёта и использования декларантом, и администрирования ЦЭТ авансовых платежей, 
механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной  пошлины,  а  также  внесения 
изменений в декларации на товары; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводу «Северный поток», отражения в 
учете сведений о вывезенном через ГИС «Портовая» природном газе; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

-  продолжает  судебную  работу  по  защите  законных  прав  и  интересов  Общества,  в  том  числе  по 
обжалованию 

постановлений 

ЦЭТ 

о 

привлечении 

Общества 

к 

административной 

ответственности. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности  
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

Во  II  квартале  2015  г.  приняты  или  вступили  в  силу  следующие  нормативные  правовые  акты, 
регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ПАО «Газпром»: 

1.  Федеральный  закон  от  02.05.2015  N  121-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  статью  12  Федерального 
закона  «О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  и 
признании  утратившими  силу  отдельных  положений  законодательных  актов  Российской 
Федерации  в  связи  с  принятием  Федерального  закона  «О  порядке  осуществления  иностранных 
инвестиций  в  хозяйственные  общества,  имеющие  стратегическое  значение  для  обеспечения 
обороны страны и безопасности государства». 

76 

 

Уточнен  порядок  предоставления  права  пользования  участками  недр  в  целях  разведки  и  добычи 
полезных ископаемых 

В  2008  г.  Федеральным  законом  от  29.04.2008  N  58-ФЗ  были  введены  отдельные  ограничения  для 
пользователей недр, в том числе для пользователей недр на участках недр федерального значения 
континентального  шельфа  (опыт  освоения  участков  недр  континентального  шельфа  Российской 
Федерации  не  менее  чем  5  лет,  доля  (вклад)  Российской  Федерации  в  уставных  капиталах 
составляет более чем 50 процентов или в отношении которых Российская Федерация имеет право 
прямо  или  косвенно  распоряжаться  более  чем  50  процентами  общего  количества  голосов, 
приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы юридических лиц). 

Рассматриваемыми поправками, внесенными в Федеральный  закон N 58-ФЗ, предусмотрено, в том 
числе, что введенные ограничения не применяются в отношении участка недр, право пользования 
которым  предоставляется  в  целях  разведки  и  добычи  полезных  ископаемых  месторождения, 
открытого  в  результате  проведения  работ  по  геологическому  изучению  недр  на  участке  недр 
федерального  значения,  расположенном  в  Балтийском  море,  если  право  пользования  было 
предоставлено до дня вступления в силу Федерального закона N 58-ФЗ. 

 

2.  Федеральный  закон  от  02.05.2015  N  127-ФЗ  «О  признании  утратившими  силу  отдельных 
положений законодательных актов Российской Федерации». 

Исключены  нормы  законодательства  о  подготовке  государственной  программы  разведки 
континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов 

В частности, признается утратившей силу статья 6.1 Федерального закона «О континентальном 
шельфе  Российской  Федерации»,  которая  устанавливала  необходимость  принятия  такой 
программы. 

Также  положения  о  необходимости  принятия  отдельной  программы  разведки  континентального 
шельфа исключены из иных законодательных актов. 

 

3.  Федеральный  закон  от  02.05.2015  N  106-ФЗ  «О  ратификации  Соглашения  между 
Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством  Китайской  Народной  Республики  о 
сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную 
Республику по «восточному» маршруту». 

Ратифицировано  соглашение  о  сотрудничестве  в  сфере  поставок  природного  газа  из  Российской 
Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту. 

Соглашение  направлено  на  укрепление  российско-китайского  взаимодействия  в  энергетической 
сфере  и  определяет  основные  условия  сотрудничества  в  части,  касающейся  поставок  природного 
газа  из  Российской  Федерации  в  Китайскую  Народную  Республику  по  «восточному»  маршруту,  в 
том  числе  по  проектированию,  строительству  и  эксплуатации  трансграничного  участка 
газопровода. 

 

4. Федеральный закон от 29.06.2015 N 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации 
«О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Урегулированы  некоторые  вопросы,  связанные  с  авторскими  правами  и  интеллектуальной 
собственностью в отношении геологических объектов 

В  частности,  предусмотрена  обязательная  сдача  геологической  информации  в  федеральный  фонд 
геологической информации и его территориальные подразделения, а также в фонды геологической 
информации субъектов Российской Федерации. 

Закрепляются определения первичной и интерпретированной геологической информации. 

Для  геологической  информации,  полученной  за  счет  негосударственных  источников 
финансирования,  установлены  сроки  ограниченного  доступа  в  геолфондах:  для  первичной 
информации - три года, для интерпретированной - пять лет. По истечении указанных сроков вся 
информация, кроме объектов государственной тайны, становится общедоступной. 

При  этом  отменяется  авторское  право  геологов  на  результаты  их  интеллектуальной 
деятельности. 

Соответствующие  изменения  внесены  также  в  Федеральные  законы  от  30.12.1995  N  225-ФЗ 
«О соглашениях  о  разделе  продукции»  и  часть  четвертую  Гражданского  кодекса  Российской 

77 

 

Федерации. 

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года. 

 

5.  Федеральный  закон  от  29.06.2015  N  161-ФЗ  «Об  особенностях  правового  регулирования 
отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики 
Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города 
федерального значения Севастополя». 

Установлены  сроки  признания  недействительными  украинских  лицензий  на  право  пользования 
участками недр в Крыму. 

В  связи  с  образованием  в  Российской  Федерации  новых  субъектов  Российской  Федерации  - 
Республики  Крым  и  города  федерального  значения  Севастополя  у  недропользователей  возникла 
обязанность  по  переоформлению  лицензий  на  право  пользования  участками  недр  в  Крыму, 
выданных уполномоченными органами Украины. 

Устанавливается  переходный  период  (до  1  октября  2015  года),  в  течение  которого  пользователи 
участков  недр,  расположенных  в  границах  морских  пространств  Черного  и  Азовского  морей, 
находящихся  под  юрисдикцией  Российской  Федерации,  пользование  которыми  предоставлено  на 
основании  специальных  разрешений  (лицензий),  выданных  государственными  и  иными 
официальными органами Украины до вступления в силу Федерального конституционного закона от 
21.03.2014  г.  N  6-ФКЗ  «О  принятии  в  Российскую  Федерацию  Республики  Крым  и  образовании  в 
составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения 
Севастополя»,  вправе  обратиться  с  заявкой  в  Правительство  Российской  Федерации  о 
предоставлении  им  в  пользование  данных  участков  в  соответствии  с  законодательством 
Российской Федерации. 

Кроме  того,  пользование  участками  недр,  расположенных  на  территории  полуострова  Крым,  по 
украинским лицензиям, допускается только до 1 января 2017 года. 

По  истечении  указанных  сроков  все  лицензии  на  право  пользования  участками  недр,  выданных 
Украиной, будут считаться недействительными. 

 

6.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  06.05.2015  N  442  «Об  утверждении 
перечня  организаций,  имеющих  право  на  обращение  с  ходатайствами  об  изъятии  земельных 
участков для федеральных нужд». 

Определено, какие организации могут ходатайствовать перед уполномоченным органом об изъятии 
земельных участков для федеральных государственных нужд. 

К  ним  отнесены,  в  частности,  субъекты  естественных  монополий  в  случае  изъятия  земельных 
участков  для  размещения  обеспечивающих  деятельность  таких  организаций  линейных  объектов, 
электрических  станций,  объектов  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего 
пользования, линий и сооружений связи. 

Также с ходатайством вправе обращаться недропользователи для проведения  работ, связанных с 
пользованием недрами. 

 

7.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  31.03.2015  N  299  «О  внесении 
изменений  в  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  7  мая  2003  г.  N  262  и 
признании  утратившим  силу  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от  3  апреля 
2013 г. N 294». 

Правила возмещения убытков собственникам земельных участков, утвержденные Постановлением 
Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, более не распространяются на случаи 
изъятия земельных участков для государственных нужд. 

Установлено также, что размер убытков, причиненных собственникам и арендаторам земельных 
участков  временным  занятием  таких  участков,  а  также  ограничением  прав  вышеуказанных  лиц 
либо  ухудшением  качества  земель  в  результате  деятельности  других  лиц,  определяется  по 
соглашению  сторон  и  рассчитывается  в  соответствии  с  методическими  рекомендациями, 
утверждаемыми Минэкономразвития России. 

Признано  утратившим  силу  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  03.04.2013 
N 294  «О  подготовке  и  рассмотрении  ходатайств  об  изъятии  земельных  участков,  необходимых 

78 

 

для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии». 

Информации  об  иных  изменениях  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
эмитента  либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте 
ограничено (включая природные ресурсы) не имеется. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
Общества  (в  том  числе  по  вопросам  лицензирования),  которые  могут  негативно  сказаться  на 
результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых 
участвует Общество, в настоящий момент оцениваются как незначительные.
 

 

 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

 

Репутационный  риск  –  риск  возникновения  у  ПАО  «Газпром»  убытков  в  результате  уменьшения 
числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления 
о финансовой устойчивости Компании, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в 
целом. 

 

Репутационный риск неразрывно связан со всем видами рисков (экономическими, производственно-
технологическими, правовыми, финансовыми, социальными, экологическими). Репутационный риск 
может возникнуть как сам по себе, так и как следствие проявления иных видов риска. 
В  результате  реализации  данного  риска,  Общество  может  столкнуться  со  следующими 
проблемами: 

потеря потребителя/ доли рынка; 

ослабление конкурентных преимуществ компании; 

снижение стоимости бренда ПАО «Газпром»; 

снижение капитализации; 

потеря лицензий на разработку месторождений; 

крупные экологические штрафные санкции; 

крупные финансовые потери на восстановление экологии; 

судебные иски и связанные с этим финансовые потери. 

 

Компания  осуществляет  постоянную  работу  по  поддержанию  своей  деловой  репутации, 
постоянный анализ и контроль риска снижения деловой репутации.  

 

К  числу  принимаемых  мер  по  управлению  риском  потери  деловой  репутации,  в  том  числе, 
относятся: 

-  мониторинг  деловой  репутации  дочерних  организаций,  контрагентов  и  партнеров 

ПАО «Газпром»; 

- контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной информации, представляемой 

органам регулирования и надзора, другим заинтересованным лицам; 

-  постоянный  мониторинг  информации  в  зарубежных  и  российских  открытых  источниках, 

касающейся  деятельности  ПАО  «Газпром»,  его  партнеров,  конкурентов,  органов  власти, 
экономических и общественных объединений;  

-  своевременная  подготовка  пресс-релизов,  комментариев  для  СМИ  и  информационных 

сообщений  о  ключевых  событиях  в  деятельности  компании,  проведение  брифингов  и  пресс-
конференций  руководства  ПАО  «Газпром»  для  российских  и  зарубежных  СМИ,  представителей 
инвестиционного сообщества; 

79 

 

-  оперативное  реагирование  на  негативные  сведения,  представленные  в  СМИ  о  деятельности 

ПАО  «Газпром»,  посредством  предоставления  объективной  информации  и  официальной  позиции 
Компании;    

- принятие мер, направленных на снижение технологических рисков; 
- проведение  консервативной  финансовой  политики,  постоянная  работа  по  снижению 

финансовых рисков;  

-  работа  в  области  совершенствования  системы  корпоративного  управления,  с  целью 

обеспечения максимальной эффективности и прозрачности деятельности; 

-  работа  в  области  совершенствования  управления  персоналом,  контроля  и  предотвращения 

возможных нарушений и минимизации влияния возможных ошибок со стороны персонала. 

 

 

2.4.6. Стратегический риск 

Стратегические  риски  ПАО  «Газпром»  вызываются  неопределенностью,  возникающей  под 
влиянием  различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на 
достижение  Стратегической  цели  Компании,  выраженной  утвержденными  Советом  директоров 
ПАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 

 

Среди  наиболее  значимых  для  Компании  рисков,  способных  в  долгосрочной  перспективе  оказать 
существенное воздействие на достижение СЦП, можно выделить следующие риски: 

Маркетинговые  риски,  связанные  с  усилением  конкуренции  на  целевых  рынках,  в т.ч.  в  силу 

снижения спроса на (российский) природный газ; 

Ценовые риски, связанные с изменением долгосрочной динамики цен на углеводороды (нефть, 

нефтепродукты); 

Инвестиционные  риски,  связанные  со  значительным  превышением  темпов  роста  цен  на 

основные материалы и ресурсы в газовой отрасли над темпами роста цен на газ; 

Финансовые  риски,  связанные  с  волатильностью  курсов  валют,  ростом  инфляции, 

процентных ставок и т.п.; 

Риск значительного изменения природно-климатических факторов; 
Риски  государственного  (таможенного,  тарифного,  валютного  и  налогового)  регулирования 

отрасли  (в  России,  европейских  странах,  странах  Северо-восточной  Азии  и  прочих  странах,  в 
которых Группа Газпром осуществляет основную деятельность); 

Транзитные риски; 
Риски, связанные с увеличением доли многокомпонентного газа в ресурсной базе; 
Риски, связанные с организацией производства новых продуктов и выходом в новые сбытовые 

сегменты  (малотоннажный  СПГ,  газомоторное  топливо,  СЖТ,  продукты  газопереработки  и 
газохимии в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке); 

Риски, связанные с внедрением технологических инноваций; 
Риск  отставания  производительности  труда  персонала  от  лучших  мировых  стандартов 

отрасли и основных конкурентов Газпрома. 

 

Стратегические  риски  учитываются  при  разработке  стратегических  решений  и  выборе 
стратегических  инициатив  путём  оценки  их  влияния  на  достижения  установленных  целей  и 
выработки оптимальных ответных действий компании. 

 

Работа  ПАО  «Газпром»  по  управлению  рисками  на  стратегическом  уровне  проводится  в  рамках 
ежегодного  формирования  Программы  развития  Общества  на  10  лет,  разрабатываемой  в 
соответствии  с  утвержденным  Порядком  планирования  в  ПАО  «Газпром»  с  использованием 
стратегических  целевых  показателей.  Работа  по  управлению  рисками  на  оперативном  уровне 
закреплена  в  компетенциях  структурных  подразделений,  а  также  взаимоувязана  с  проводимой  в 
Группе Газпром работой, по совершенствованию корпоративной системы управления рисками. 

 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 

80 

 

реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц. 

Гражданский  кодекс  и  Федеральный  закон  от  26  декабря  1995  года  №  208-ФЗ  «Об  акционерных 
обществах»  в  целом  предусматривают,  что  акционеры  российского  акционерного  общества  не 
несут  ответственности  по  обязательствам  своих  обществ  и  только  рискуют  потерять  свои 
инвестиции.  Данные  положения  не  применяются  в  случае,  когда  одна  компания  («материнская 
компания»)  имеет  возможность  определять  решения,  принимаемые  другой  компанией  («дочерняя 
компания»).  При  определенных  обстоятельствах  материнская  компания  несет  солидарную 
ответственность  по  обязательствам  дочерней  компании,  возникшим  в  результате  выполнения 
таких  решений,  а  в  случае,  если  дочерняя  компания  становится  неплатежеспособной  или 
банкротом  в  результате  действий  или  бездействия  материнской  компании,  последняя  несет 
субсидиарную  ответственность  по  ее  долгам.  Соответственно,  являясь  материнской  компанией 
дочерних  обществ,  в  которых  ПАО  «Газпром»  владеет  более  чем  50%  уставного  капитала, 
Общество может стать ответственным по их задолженности.  

Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  в  своей  деятельности  использует  практику  предоставления 
обеспечения  третьим  лицам. Обеспечение  предоставляется, в основном, в форме поручительства 
по  обязательствам  дочерних  и  зависимых  обществ  Компании.  По  условиям  договора 
поручительства,  а  также  в  соответствии  с  положениями  Гражданского  кодекса  Российской 
Федерации  в  случае  невозможности  полного  или  частичного  исполнения  должником  своих 
обязательств кредитор имеет право требовать исполнения обязательства от поручителя в лице 
ПАО «Газпром» в объеме, определенном таким договором.  

Исполнение подобного рода обязательств может оказать определенное негативное воздействие на 
результаты  деятельности  Компании.  Однако,  учитывая  отсутствие  судебных  процессов,  в 
которых  ПАО  «Газпром»  выступает  в  качестве  ответчика  по  обязательствам  дочерних, 
зависимых и иных обществ,  в том числе  по договорам  поручительства, а также  незначительные 
по  отношению  к  балансовой  стоимости  активов  объемы  выданных  обеспечений,  Общество  не 
усматривает критерия существенности в рисках, связанных с наступлением ответственности по 
долгам третьих лиц. 
 
Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

ПАО «Газпром» ведет свою операционную деятельность в соответствии с большим количеством 
лицензий  на  пользование  недрами  с  целью  поиска,  разведки  и  добычи  углеводородного  сырья  и 
геологического изучения недр. Регулирование указанных видов пользования недрами осуществляется, 
главным  образом,  в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от  21  февраля  1992  года 
№ 2395-1 «О недрах» и подзаконными нормативными актами. 

Большинством лицензий на пользование недрами с целью поиска, разведки, добычи углеводородного 
сырья  и  геологического  изучения  недр  владеют  дочерние  общества  и  зависимые  организации 
Общества.  Лицензии  на  пользование  недрами  с  целью  добычи  углеводородного  сырья  на 
месторождениях  Группы  покрывают  период  2015-2043  годов.  В  большинстве  лицензий  на 
пользование  недрами  предусматривается  возможность  их  отзыва,  если  не  выполняются 
существенные лицензионные требования по объемам и срокам геологоразведочных работ, по срокам 
ввода месторождений в эксплуатацию, по своевременной оплате сборов и налогов за использование 
недр, либо допущено систематическое непредставление информации. 

ПАО  «Газпром»  и  компании  Группы,  в  основном,  соблюдают  требования  условий  лицензионных 
соглашений,  предпринимают  все  необходимые  действия  для  получения,  поддержания  в  силе 
действия лицензий на пользование недрами и минимизации вероятности приостановки, и отзыва 
лицензий.  Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  намеревается  продлить  действующие  лицензии  на 

81 

 

пользование  недрами  месторождений  углеводородного  сырья,  которые,  как  ожидается,  будут 
продуктивными после окончания срока действия лицензий.  

В настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных 
с  усложнением  процедуры,  либо  снижением  возможности  продления  действия  лицензий  на 
пользование недрами ПАО «Газпром» и компаний Группы, не выявлено. 

Кроме  того,  Общество  направляет  в  Правительство  Российской  Федерации,  Государственную 
Думу,  Минприроды  России  предложения  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы  по 
недропользованию. 
 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

ПАО  «Газпром»  ведет  геологоразведочные  работы  в  регионах  Западной  и  Восточной  Сибири,  на 
континентальном  шельфе  Российской  Федерации,  которые  характеризуются  удаленностью  от 
населенных пунктов, сложными климатическими и горно-геологическими условиями, что приводит 
к  определенным  издержкам  при  планировании  затрат  на  реализацию  проектов  поиска  и  разведки 
залежей  углеводородов.  Стоимость  геологоразведочных  работ  по  этим  причинам  может 
отличаться от  сметной стоимости  по  проекту.  В  результате  Компания  может  столкнуться с 
необходимостью корректировки работ по реализации геологоразведочных проектов по ряду причин, 
включая  геолого-технические  осложнения  в  процессе  бурения  (нефтегазопроявления,  поглощения 
промывочной жидкости, образование каверн в стволе скважины и др.). Кроме того, при реализации 
проектов поиска и разведки углеводородов можно получить результат, отличный от ожидаемого. 
Вместе  с  тем,  ПАО  «Газпром»  обладает  значительным  опытом  проведения  подобных  работ  и 
использует при поисках и разведке углеводородов все имеющиеся геолого-геофизические данные, что 
ведет к снижению подобных рисков. 
 
 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения ущерба окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска  гражданской  ответственности  и  необходимость  проведения  работ  по  устранению  такого 
ущерба.  

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему экологического  менеджмента  (СЭМ)  в  соответствии  с  международным 
стандартом  ISO  14001,  постоянно  контролирует  свою  деятельность  с
  целью  соблюдения 
соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах  производственной 
деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей  среды  и  снижению 
воздействия  на  окружающую  среду.  В  ноябре  2014  г.  компанией  DNV  GL  проведен 
ресертификационный  аудит  и  подтверждено  соответствие  СЭМ  ПАО  «Газпром»  требованиям 
международного стандарта ISO 14001:2004.  

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 
 
 
Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования. 

Деятельность  ПАО  «Газпром»  по  разведке,  добыче  и  транспортировке  газа  может  быть 
сопряжена  с  неблагоприятным  влиянием  многих  факторов,  включая  поломку  или  отказ 
оборудования,  возможные  проблемы  на  уровне  технологических  процессов,  снижение 
производственных  показателей  ниже  ожидаемых  уровней  добычи  или  эффективности,  трудовые 
споры,  природные  катастрофы,  погодные  условия,  террористические  акты  или  диверсии  на 
многочисленных  объектах  ПАО  «Газпром».  Вместе  с  тем,  Единая  система  газоснабжения 
обеспечивает системную надежность поставок газа (т.е. при аварии на каком-либо из ее участков 
поставки  газа  при  помощи  технологических  и  межсистемных  перемычек  могут  быть 
осуществлены  по  другим  маршрутам).  Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  осуществляет  постоянный 
контроль  за  состоянием  систем,  обеспечивающих  поставки  газа  потребителям,  проводит  их 
реконструкцию и модернизацию, что также снижает подобного рода риски. 

82 

 

 

Риски роста затрат 

Удельные  затраты  в  капитальном  строительстве  в  нефтегазовой  отрасли  в предкризисные  годы 
росли  темпами,  превышающими  темпы  инфляции.    Определяющими  факторами  этого  роста 
являлось увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, 
газоперекачивающие агрегаты, а также затраты на бурение скважин и т.д. 

В кризис затраты по отдельным статьям стабилизировались или даже снизились, но по-прежнему 
существует  вероятность  опережающего  роста  затрат  в  перспективе.  В  целях  минимизации 
данного  вида  рисков  ПАО  «Газпром»  использует  тендеры  по  выбору  поставщиков  товаров, 
исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками.  
 
 
Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В настоящее время группа компаний  ПАО «Газпром» осуществляет около 75% всей добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения, 
собственником которой является Общество, и реализацию на внутреннем и внешних рынках.  

ПАО «Газпром» - основной поставщик на газовом рынке бывшего СССР. В 2006 году ПАО «Газпром» 
осуществляло  поставки  газа  в  страны  Союза  независимых  государств  в  соответствии  с 
ежегодными контрактами, а в государства Балтии - на основе долгосрочных договоров до 2015 года 
включительно. С 2009 года начал действовать долгосрочный контракт на поставку газа в Украину.  

В  связи  с  хроническими  неплатежами  и  в  полном  соответствии  с  условиями  контракта  купли-
продажи  газа  с  16  июня  2014  года  ПАО  «Газпром»  поставляет  природный  газ  НАК  «Нафтогаз 
Украины»  только  в  том  объеме,  который  был  предварительно  оплачен.  В  период  с 
декабря 2014 года–  по  март  2015  года  поставки  газа  НАК  «Нафтогаз  Украины»  осуществлялись  в 
предоплаченных  Компанией  объемах.  16 июня  2014  года  в  связи  с  ненадлежащим  исполнением 
НАК «Нафтогаз  Украины»  своих  обязательств  по  контракту  купли-продажи  газа  в  виде 
накопления  этой  компанией  значительной  задолженности  за  поставленный  газ,  ПАО  «Газпром» 
обратилось  в  Стокгольмский  международный  арбитраж  
с  иском  к  НАК  «Нафтогаз  Украины»  о 
взыскании задолженности в размере 4,5 млрд. долл. США (сумма задолженности на момент подачи 
иска). Политический и экономический кризис в Украине привел к увеличению задолженности за газ 
и  нарушению  контрактных  обязательств  по  оплате  со  стороны  Украины.  Задолженность 
«Нафтогаза  Украины»  перед  Газпромом  за  поставленный  в  2013-2014  годах  газ  без  учета  пени 
составляет  по  состоянию  на  30.06.2015  около  2,2  млрд  долл.  США.  Кроме  того,  в  2015  году 
образовалась задолженность за поставки газа на юго-восток Украины порядка 217 млн долл. США. 
Перспективы  взаимоотношений  компаний  по  поставкам  природного  газа  в  Украину  полностью 
зависят от решения вопроса погашения задолженности. 
 

12 декабря 2014 года с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» заключены среднесрочные контракты на 
поставку газа и его транзит через территорию Республики Беларусь в 2015-2017 годах. 

Газпром  реализует  значительную  часть  природного  газа  в  европейских  странах.  Экспортные 
продажи газа формируют основную часть выручки компании.  

Экспорт природного газа в европейские страны осуществляется ПАО «Газпром» преимущественно 
в  рамках  долгосрочных  контрактов  по  ценам,  индексируемым  в  соответствии  с  изменением 
мировых  цен  на  конкурирующие  виды  энергоносителей.  Эти  цены  могут  претерпевать 
значительные  колебания  под  воздействием  ряда  факторов,  находящихся  вне  контроля 
ПАО «Газпром». 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  по-прежнему  являются  устойчивыми. 
Гарантией сохранения  имеющихся позиций являются солидный портфель  существующих и вновь 
заключаемых долгосрочных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также постоянно развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа.  

Организация экспортных поставок, основанных на долгосрочных контрактах, а также соблюдение 
принципа «бери или плати», являются важнейшими факторами, позволяющими минимизировать 
риски  снижения  объемов  экспортных  поставок  газа  ПАО  «Газпром»  в  период  временного 
сокращения спроса и цен на газ на зарубежных рынках.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..