75
нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, оценивает и прогнозирует степень
возможного влияния таких изменений на деятельность, нельзя исключать рисков предъявления
Обществу налоговых претензий.
Определенные риски возникают и по причине несовершенства судебной системы в Российской
Федерации и отсутствия единой позиции у различных судебных органов по одним и тем же
спорным вопросам налогообложения.
ПАО «Газпром» как законопослушный налогоплательщик в условиях несовершенного и часто
меняющегося налогового законодательства прилагает максимум усилий, направленных на его
соблюдение, а в случае необходимости, прибегает к защите своих позиций в судах.
Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.
Деятельность Группы по экспорту углеводородов подпадает под правила таможенного
регулирования. Разногласия Группы с таможенными органами по ряду ключевых вопросов
осуществления экспортных поставок природного газа, в частности в подходе к порядку
декларирования и взимания таможенных пошлин, применения курса иностранных валют при
исчислении таможенной стоимости, урегулированы в рабочем порядке, а также посредством
внесения соответствующих изменений в таможенное законодательство. Сложившаяся ранее
положительная судебная практика Группы в отношении прав Общества на корректировку
таможенной стоимости позволила в настоящее время вне арбитражных споров осуществлять
корректировки при изменении в ретроактивном порядке ценовых параметров поставленного
контрагентам природного газа и возвращать, в случае излишней уплаты, вывозные таможенные
пошлины.
Действующее таможенное законодательство Таможенного союза и Российской Федерации
позволяют в целом осуществлять таможенное декларирование с учетом интересов газовой
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического
союза Группа Газпром направила в Евразийскую экономическую комиссию соответствующие
предложения и продолжает работу с экспертами ЕАЭК и заинтересованными федеральными
ведомствами по уточнению отдельных положений проекта нового Кодекса, регулирующих порядок
помещения товаров под таможенные процедуры, а также исключения некоторых норм,
дублирующих, по мнению Группы Газпром, действующий механизм контроля таможенными
органами сведений с приборов учёта количеств вывозимого природного газа.
С целью минимизации указанных рисков Общество:
- продолжает консультации с таможенными органами по вопросам корректировки таможенной
стоимости, учёта и использования декларантом, и администрирования ЦЭТ авансовых платежей,
механизма возврата/зачета сумм излишне уплаченной таможенной пошлины, а также внесения
изменений в декларации на товары;
- осуществляет дальнейший контроль порядка таможенного декларирования и документального
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводу «Северный поток», отражения в
учете сведений о вывезенном через ГИС «Портовая» природном газе;
- продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа;
- продолжает судебную работу по защите законных прав и интересов Общества, в том числе по
обжалованию
постановлений
ЦЭТ
о
привлечении
Общества
к
административной
ответственности.
Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте
ограничено (включая природные ресурсы).
Во II квартале 2015 г. приняты или вступили в силу следующие нормативные правовые акты,
регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ПАО «Газпром»:
1. Федеральный закон от 02.05.2015 N 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных
инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения
обороны страны и безопасности государства».