ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 5

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 5

 

 

67 

 

этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  по 
оплате  имели  место  у  АО  «Молдовагаз»  и  ОАО  «Белтрансгаз»  (в  настоящее  время 
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»).  

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению контрактных обязательств по оплате со стороны Украины. Задолженность Украины 
за газ, поставленный ПАО «Газпром» в декабре 2013 года, погашена частично.  

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ПАО  «Газпром»

 

в полном  соответствии 

с действующим  контрактом  с  16  июня  2014  года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа

. 

Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не 

зависящих от ПАО «Газпром» причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  

 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

Особенности  климата  и  географическое  положение  основных  регионов  деятельности  Газпрома 
оказывают существенное влияние на деятельность Группы. Значительная доля объема добычи газа 
Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает 
себестоимость  природного  газа.  Освоение  месторождений  полуострова  Ямал,  а  также  ресурсов 
континентального  шельфа  России  будут  осуществляться  в  еще  более  сложных  природно-
климатических условиях.  

Группа  Газпром  успешно  разрабатывает  и  внедряет  эффективные  технологические  процессы  для 
суровых  климатических  условий.  Также  Группой  разрабатываются  и  реализуются  программы 
повышения  эффективности  работы  системы  добычи,  транспортировки  и  эксплуатации 
газотранспортной сети.  

Группа  также  активно  участвует  в  разработке  и  осуществлении  государственных  программ  по 
повышению эффективности использования энергоресурсов в России. 

Определенное  влияние  на  отбор  газа  и  поступление  выручки  Газпрома  могут  оказать  погодные 
условия  кратковременного  характера.  В  последние  годы  в  связи  с  теплыми  зимами  наблюдалось 
снижение  уровней  отбора  газа  европейскими  потребителями.  Однако  влияние  данного  фактора, 
носящего  вероятностный  характер,  на  отбор  и  поступление  выручки  Газпрома  за  несколько  лет 
несущественно, поскольку происходит взаимная компенсация в результате чередования холодных и 
теплых зим. 
 

 

2.4.3. Финансовые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 

68 

 

 
Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

Центральный  Банк  Российской  Федерации,  проводя  денежно-кредитную  политику  при  помощи 
различных,  находящихся  в  его  распоряжении  инструментов,  оказывает  влияние  на  финансовые 
рынки  и  денежную  массу,  что  опосредованно  отражается  на  результатах  деятельности 
хозяйствующих субъектов.   

Согласно  утвержденным  Банком  России  «Основным  направлениям  единой  государственной 
денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» в предстоящий трехлетний 
период  основной  целью  денежно-кредитной  политики  Банка  России  будет  обеспечение  ценовой 
стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. 

Банк  России  с  2015  года  будет  проводить  денежно-кредитную  политику  в  рамках  режима 
таргетирования  инфляции.  Банк  России  предполагает  оказывать  влияние  на  процессы 
ценообразования с временным лагом, в связи с чем, цель по инфляции должна устанавливаться на 
среднесрочную  перспективу.  Целью  денежно-кредитной  политики  является  снижение  инфляции 
до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня.  

В  качестве  основного  индикатора  направленности  денежно-кредитной  политики  Банк  России 
использует ключевую ставку.  

На основе среднесрочного макроэкономического прогноза и оценки рисков для достижения цели по 
инфляции  Банк  России  устанавливает  уровень  ключевой  ставки,  который  отражает 
направленность денежно-кредитной политики. Операционным ориентиром, то есть показателем, 
на  который  Банк  России  непосредственно  воздействует  при  реализации  денежно-кредитной 
политики,  является  уровень  процентных  ставок  «овернайт»  денежного  рынка.  Банк  России 
использует систему инструментов предоставления и абсорбирования банковской ликвидности для 
обеспечения  нахождения  однодневных  ставок  денежного  рынка  на  уровне,  близком  к  ключевой 
ставке. 

Основным  инструментом  регулирования  банковской  ликвидности  останутся  аукционы  РЕПО  на 
срок 1 неделя по минимальной ставке, равной ключевой ставке. Банк России продолжит работу по 
расширению Ломбардного списка и включению в него новых выпусков ценных бумаг. Наряду с этим, 
меры Банка России в области развития финансового рынка будут способствовать увеличению его 
емкости. В частности, Банк России в рамках своей компетенции будет содействовать развитию 
механизмов  секьюритизации,  которое  должно  происходить  при  активном  участии  кредитных 
организаций. 

Банк  России  продолжит  проведение  операций  рефинансирования  на  длительные  сроки  под  залог 
нерыночных  активов,  поручительств,  золота.  Среди  операций  рефинансирования  на  длительные 
сроки наибольший объем средств будет по-прежнему предоставляться на ежемесячных кредитных 
аукционах  на  срок  3  месяца  по  плавающей  процентной  ставке,  привязанной  к  ключевой  ставке 
Банка  России.  При  необходимости  Банк  России  будет  также  проводить  аналогичные  кредитные 
аукционы  с  предоставлением  средств  на  срок  18 месяцев.  В  качестве  вспомогательного 
инструмента Банк России будет использовать кредиты по фиксированным процентным ставкам 
под залог нерыночных активов, поручительств, золота на сроки от 2 до 549 дней. 

Банк  России  планирует  дополнить  систему  инструментов  денежно-кредитной  политики 
сделками своп с золотом с использованием металлических счетов: аукционами на сроки от 1 до 7 
дней и операциями по фиксированной процентной ставке на срок 1 день.  

В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его 
функционирования  Банк  России  не  исключает  возможности  использования  кредитов  без 
обеспечения.  Банк  России  будет  применять  данный  инструмент,  если  возможности  кредитных 
организаций  по  рефинансированию  через  стандартные  инструменты  окажутся  исчерпанными. 
При  возникновении  потребности  в  необеспеченных  операциях  они  будут  носить  нерегулярный 
характер  и  проводиться  лишь  до  тех  пор,  пока  банковский  сектор  не  нарастит  достаточный 
объем активов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения. 

Наряду  с  операциями  рефинансирования  и  абсорбирования  ликвидности,  важным  элементом 
операционной процедуры останутся обязательные резервные требования. В 2015 году Банк России 
планирует  синхронизировать  график  периодов  усреднения  обязательных  резервов  с  графиком 
проведения  регулярных  аукционов  на  срок  1  неделя.  Кроме  того,  Банк  России  продолжит 
постепенно повышать коэффициент усреднения обязательных резервов. 

С  10  ноября  2014  года  Банк  России  упразднил  действовавший  механизм  курсовой  политики, 
отменив  интервал  допустимых  значений  стоимости  бивалютной  корзины  и  регулярные 

69 

 

интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. При этом новый подход Банка 
России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных 
интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности. 

Также  для  ограничения  рисков  возможной  дестабилизации  ситуации  на  валютном  рынке  Банк 
России  ввел  два  новых  вида  операций  с  иностранной  валютой  –  сделки  «валютный  своп»  по 
продаже долларов США за рубли и аукционы РЕПО в иностранной валюте. 

Банк  России  продолжит  проводить  операции  на  внутреннем  валютном  рынке,  связанные  с 
пополнением  или  расходованием  средств  суверенных  фондов  и  позволяющие  транслировать  спрос 
или  предложение  иностранной  валюты  со  стороны  Федерального  казначейства  на  внутренний 
валютный рынок. Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные интервенции в 
рамках  решения  задач  по  регулированию  уровня  ликвидности  банковского  сектора.  Кроме  того, 
данный режим  не  исключает возможности проведения  точечных операций на валютном  рынке в 
целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий. 

При  проведении  денежно-кредитной  политики  задачей  Банка  России  также  является  развитие 
механизмов  взаимодействия  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  в  области 
тарифного регулирования, налоговой политики, информационной политики. Меры Правительства 
Российской  Федерации,  направленные  на  обеспечение  сбалансированности  бюджета  и  создание 
условий  для  последовательных  структурных  изменений,  также  вносят  свой  вклад  в  успешность 
денежно-кредитной  политики.  Вместе  с  тем  ценовая  стабильность  и,  как  следствие,  невысокие 
долгосрочные  процентные  ставки  позволят  улучшить  бюджетное  планирование,  обеспечить 
устойчивость  государственных  финансов,  будут  способствовать  эффективной  государственной 
экономической политике и росту благосостояния граждан. 

Важную роль в формировании инфляции играют ожидания экономических агентов относительно 
ее  дальнейшего  изменения,  а  также  динамики  краткосрочных  процентных  ставок  и  других 
экономических  индикаторов.  Проведение  Банком  России  активной  информационной  политики 
позволит  снизить  инфляционные  ожидания  и  повысить  эффективность  мер денежно-кредитной 
политики.  Регулярное  раскрытие  информации  о  целях  деятельности  Банка России  и  содержании 
принимаемых  им  мер,  а  также  разъяснение  широкой  общественности  характера  инфляционных 
процессов  в  России  и  результатов  денежно-кредитной  политики  способствует  улучшению 
понимания  и  повышению  доверия  к  действиям  Банка  России.  Наряду  с  ценовой  стабильностью 
Банк России также обеспечивает стабильное функционирование и развитие банковского сектора, 
финансового  рынка  и  платежной  системы.  Данная  цель  и  цель  по  инфляции  являются 
равнозначными  и  в  долгосрочной  перспективе  взаимодополняющими.  В  частности,  стабильная 
работа финансовой системы рассматривается Банком России как необходимое условие реализации 
государственной экономической, в том числе денежно-кредитной политики.  

Любые  действия,  предпринимаемые  Центральным  Банком  Российской  Федерации,  могут  как 
снизить,  так  и  увеличить  риски  Компании,  что  соответственно  отразится  на  ее  финансовых 
показателях. 
 
 
Риск мирового финансового кризиса 

Неблагоприятные  экономические  условия  на  мировых  финансовых  рынках  могут  оказать 
негативное  влияние  на  способность  ПАО  «Газпром»  привлекать  новые  займы  и  рефинансировать 
текущую  часть  задолженности  на  прежних  условиях.  Общее  понижение  уровня  ликвидности 
может оказать влияние на платежеспособность контрагентов ПАО «Газпром» и их способность 
обеспечивать своевременное погашение задолженности перед Обществом. 

Неопределенность  развития  ситуации  на  рынках  капитала  может  потребовать  пересмотра 
прогнозов  Общества  в  отношении  будущих  денежных  потоков  и  резервов  под  обесценение 
финансовых  и  нефинансовых  активов.  В  текущих  условиях  ПАО  «Газпром»  предпринимаются 
необходимые меры по обеспечению устойчивого развития деятельности Группы. 
 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов  

Валютный  риск  для  ПАО  «Газпром»  связан  с  колебаниями  обменных  курсов  рубля  к  тем 
иностранным  валютам,  в  которых  номинированы  часть  доходов,  расходов  и  обязательств 
ПАО «Газпром», в основном к доллару США и евро. 

Руководство  ПАО  «Газпром»  снижает  степень  валютного  риска  путем  соотнесения  активов  и 
обязательств, стоимость которых выражена в сопоставимых иностранных валютах. 

70 

 

ПАО  «Газпром»  имеет  ряд  вложений  в  иностранные  компании,  стоимость  чистых  активов 
которых подвержена риску изменения курса валют. 

Результатом снижения курса рубля для ПАО «Газпром» могут стать дополнительные расходы по 
обслуживанию и исполнению обязательств, выраженных в иностранной валюте. Также снижение 
стоимости  рубля  по  отношению  к  основным  валютам  приведет  к  увеличению  рублевого 
эквивалента затрат, выраженных в иностранной валюте.  

Однако,  данные  риски  в  части  денежного  потока  могут  быть  ограничены,  и  даже  частично  или 
полностью  нивелированы  за  счет  увеличения  рублевого  эквивалента  выручки  от  экспортных 
контрактов,  номинированных  в  иностранной  валюте,  поскольку  поступления,  выраженные  в 
иностранной валюте, почти втрое превысили выплаты, выраженные в иностранной валюте. 

Значительное  падение  курса  рубля  по  отношению  к  доллару  США  и  евро  может  привести  к 
заметному  снижению  показателей  бухгалтерской  прибыли  вследствие  переоценки  валютных 
обязательств на конец отчетного периода. 

На  показатели  прибыли  от  продаж  ПАО  «Газпром»  негативное  влияние  может  оказывать 
повышение  курса  рубля  к  доллару  США  и/или  евро,  поскольку  это  может  привести  к  снижению 
выручки относительно затрат. 
 
 
Риски, связанные с изменениями процентных ставок. 

Некоторую  часть  долгового  портфеля  ПАО  «Газпром»  составляют  кредиты  западных  банков. 
Процентная ставка по обслуживанию большинства этих кредитов базируется на основе ставок по 
межбанковским  кредитам  LIBOR/EURIBOR.  Увеличение  данных  процентных  ставок  может 
привести к удорожанию обслуживания долга ПАО «Газпром». 

В период с 2004 по настоящее время сохраняется тенденция, связанная с преобладанием в долговом 
портфеле  Общества  кредитов  и  займов  с  фиксированной  процентной  ставкой,  вследствие  чего 
данный риск существенно уменьшен.  

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 

В обращении на российском рынке находятся три выпуска биржевых облигаций: серии БО-19 и БО-
20, размещенные в ноябре 2013 года, со сроком погашения 21.10.2043 и серии БО-21, размещенные в 
октябре 2014 года, со сроком погашения 20.09.2044. 

По биржевым облигациям серии БО-19 и БО-20 Эмитент установил процентную ставку только по 
первому купону.

 

Порядок определения  процентной ставки по i-ым  купонным  периодам, со второго 

по шестидесятый (i = 2, 3,….60) включительно, установлен по формуле: Кi = (CPI – 100%) + 1%, где 
Кi – процентная  ставка,  но  не  менее  0,01%  годовых;  CPI  –  рассчитанное  в  целом  по  РФ  значение 
ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года в последнем месяце, за который 
осуществлена  официальная  публикация  ИПЦ.  Расчетный  месяц  –  месяц,  в  котором 
рассчитывается процентная ставка на соответствующий купонный период.  

В  случае  отсутствия  опубликованного  значения  CPI  за  календарный  год  до  расчетного  месяца, 
расчет процентной ставки по i-ым купонным периодам Облигаций осуществляется по следующей 
формуле: Кi = Rрефин, где Кi – процентная ставка i-го купона, но не менее 0,01% годовых; Rрефин – 
ставка  рефинансирования  Центрального  Банка  Российской  Федерации  (далее  –  Банк  России), 
опубликованная на официальном сайте Банка России и действующая по состоянию на 9-й рабочий 
день до даты начала i-го купонного периода. В случае если на дату расчета эмитентом Rрефин не 
будет  существовать,  в  качестве  Rрефин  принимается  иная  аналогичная  ставка,  определенная 
Банком России. 

Событие, в случае  наступления  которого возможно досрочное  погашение биржевых облигаций  по 
усмотрению  эмитента  -  достижение  или  превышение  определенной  эмитентом  процентной 
ставки i-того купонного периода уровня 10,00% годовых.   

Наличие  встроенного  механизма  оферт  и  определения  события,  в  случае  наступления  которого 
возможно  досрочное  погашение  по  усмотрению  эмитента,  позволит  эффективно  управлять 
процентным риском.   
 

Риски, связанные с влиянием инфляции.  

71 

 

Изменение  индекса  потребительских  цен  оказывает  определенное  влияние  на  уровень 
рентабельности  ПАО  «Газпром»  и,  как  следствие,  на  финансовое  состояние  и  возможность 
выполнения обязательств, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 

Малая зависимость  рентабельности  ПАО  «Газпром»  от изменения  индекса потребительских цен  
обусловлена,  в  основном,  тем,  что  в  периоды  умеренного  роста  инфляции,  когда  кредитно-
денежная  политика  Центрального  Банка  обычно  направлена  на  поддержание  обменного  курса 
рубля, в результате чего происходит падение величины покупательной способности национальной 
валюты, рост расходов  ПАО  «Газпром»  будет компенсироваться увеличением  доходов от продаж 
на  внутреннем  рынке,  поскольку  в  соответствии  с  тарифной  политикой  Российской  Федерации 
предполагается  поэтапное  увеличение  цен  на  газ  темпами,  сопоставимыми  с  темпами  роста 
инфляции.  

Несмотря  на  то,  что  даже  при  значительном  увеличении  уровня  потребительских  цен 
ПАО «Газпром»  сохранял  рентабельность  деятельности,  нет  никаких  гарантий,  что  возможное 
увеличение  или  уменьшение  потребительских  цен  не  приведет  к  падению  уровня  рентабельности 
ПАО  «Газпром»  в  будущем.  Предсказать  критический  уровень  инфляции  для  ПАО  «Газпром»  не 
представляется возможным, поскольку кроме уровня потребительских цен необходимо учитывать 
изменение реальной покупательной способности рубля, конъюнктуру на экспортных рынках газа и 
дальнейшую политику государства в отношении тарифов на природный газ. 

 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Величина  денежных  потоков  в  иностранной  валюте  в  соответствии  с  ПБУ  23/2011  «Отчет  о 
движении  денежных  средств»,  утвержденным  приказом  Минфина  РФ  от  02.02.2011  №  11н, 
пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  этой  иностранной  валюты  к  рублю, 
устанавливаемому  Центральным  Банком  Российской  Федерации  на  дату  осуществления  или 
поступления платежа. 

Изменение  курса  иностранных  валют,  сравнимое  с  изменениями,  произошедшими  в  1998  году, 
окажет  значительное  влияние  на  статьи  Отчета  о  движении  денежных  средств,  включающие 
обороты в иностранной валюте.  

В  Отчете  о  финансовых  результатах  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы 

–  результат  от  переоценки 

соответствующего  актива,  в  том  числе  дебиторской  задолженности,  или  обязательства,  в  том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость 
которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 
№  154н),  и,  в  результате,  их  сумма  может  оказать  существенное  влияние  на  чистую  прибыль 
Общества. 

Поскольку  экспортная дебиторская задолженность  ПАО  «Газпром»  выражена в долларах США  и 
других  конвертируемых  валютах,  изменение  курса  иностранных  валют  приведет  к  изменению 
статей баланса, в которых отражена данная дебиторская задолженность.  

Рост  курса  иностранных  валют  по  отношению  к  рублю  приведет  к  увеличению  статьи  баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  большого  портфеля 
кредитных ресурсов, выраженного в конвертируемой валюте (долларах США или евро).  

Изменение  цен  на  газ,  в  первую  очередь,  скажется  на  объеме  выручки  от  реализации  Компании  и 
окажет существенное влияние на чистую прибыль Общества. 

Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 
производстве материалов и сырья, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса.  

Также  инфляционные  процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное 
влияние  на  чистую  прибыль  Общества  в  связи  с  тем,  что  возможности  ПАО  «Газпром»  по 
повышению  цен  на  газ,  реализуемый  на  внутреннем  рынке,  ограничены  государственным 
регулированием,  то  есть  не  могут  меняться  Обществом  в  зависимости  от  изменений  темпов 
инфляции  и,  в  то  же  время,  затраты  Общества,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях, 
изменяются в соответствии с темпами инфляции.
 
 

 

72 

 

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

ПАО  «Газпром»  является  участником  внешнеэкономических  отношений,  имеет  часть  своих 
активов  и  обязательств  в  иностранной  валюте,  а  также  счета  в  иностранной  валюте  в 
иностранных  банках  и  их  филиалах,  расположенных  на  территории  иностранных  государств. 
Соответственно,  Общество  подвержено  существенным  рискам,  связанным  с  изменением 
валютного регулирования. 

Действующий  с  июня  2004  г.  закон  о  валютном  регулировании  позволяет  Правительству 
Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия 
по  дальнейшему  регулированию  и  усилению  валютного  контроля,  включая  операции  с 
иностранными  ценными  бумагами  и  заимствованиями  в  иностранной  валюте  российскими 
компаниями.  Указанным  Законом  упразднена  необходимость  получения  от  Центрального  Банка 
лицензий  на  конкретные  сделки.  Вместо  этого  установлены  общеприменимые  ограничения  на 
валютные  операции,  такие,  как  осуществление  обязательного  резервирования  в  Центральном 
Банке и уполномоченных банках по конкретным валютным операциям, осуществление уведомлений 
об открытии счетов, проведение некоторых других валютных операций и открытие специальных 
счетов для осуществления расчетов в иностранной валюте.  

В  рамках  либерализации  валютного  законодательства  с  1  июля  2006  г.  вступило  в  силу  Указание 
Центрального Банка России от 29 марта 2006 г. № 1689-У отменяющее требование Банка России о 
резервировании при проведении  отдельных видов валютных операций,  установленных Указаниями 
Банка России от 29 июня 2004 г. № 1465-У и от 6 мая 2005 г. № 1577-У, а также с 1 января 2007 г. 
утратило  силу  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  17  октября  2005  г.  об 
обязательной  предварительной  регистрации  счета  (вклада),  открываемого  в  банке  за  пределами 
территории Российской Федерации. 

На  фоне  продолжающейся  либерализации  валютного  законодательства  Правительством 
Российской  Федерации  и  Центральным  Банком  Российской  Федерации  осуществлялись 
мероприятия  по  усилению  контроля  за  проведением  валютных  операций.  Так,  в  конце  2006  года 
законодательно  закреплены  дополнительные  требования  к  объему  информации,  отражаемой 
уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила 
по  обеспечению  взаимодействия,  не  являющихся  уполномоченными  банками  профессиональных 
участников  рынка  ценных  бумаг,  таможенных  и  налоговых  органов  как  агентов  валютного 
контроля  с  Центральным  Банком  Российской  Федерации.  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  17  февраля  2007  г.  №  98  утверждены  Правила  представления 
резидентами  и  нерезидентами  подтверждающих  документов  и  информации  при  осуществлении 
валютных операций агентам валютного контроля за исключением уполномоченных банков. 

Вступление  в  силу  Положения  о  порядке  передачи  уполномоченными  банками  информации  о 
нарушениях лицами,  осуществляющими валютные операции,  актов валютного законодательства 
Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования  №  308-П  в  октябре  2007  года 
усилило  роль  федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  части  контроля  за 
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов 
органов валютного регулирования и валютного контроля. 

05.06.2012  вступил  в  силу  406-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  валютном 
регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля». 

01.10.2012  вступила  в  силу  Инструкция  Центрального  Банка  от  04.06.2012  №  138-И  «О  порядке 
представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, 

73 

 

связанных  с  проведением  валютных  операций,  порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также 
порядке  учета  уполномоченными  банками  валютных  операций  и  контроля  за  их  проведением»,  в 
которой  был  определен  порядок  и  способы  представления  резидентами  уполномоченным  банкам 
документов и информации при осуществлении валютных операций.  

01.09.2013 вступило в силу Указание Банка России от 14.06.2013 № 3016 - У О внесении изменений в 
Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138  - И о внесении изменений в Перечень валютных и 
иных  операций  резидентов  и  нерезидентов  и  изменений  в  порядок  заполнения  и  преставления 
паспорта сделки, справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах. 

Таким образом, учитывая существующую тенденцию либерализации валютного законодательства, 
введение  ограничений,  сокращающих  возможности  конвертации  рублевых  доходов  в  иностранную 
валюту  и  обратной  конвертации  рублей  в  силу  требований  об  обязательной  репатриации  и 
конвертации,  маловероятно.  Однако,  в  случае  введения  таких  ограничений,  они  могут  оказать 
неблагоприятное  влияние  на  результаты  деятельности  и  способность  Общества  осуществлять 
выплаты по кредитам и займам. 

 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

Налоговая  система  Российской  Федерации  базируется  на  основных  принципах  налогообложения, 
установленных  частью  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  НК  РФ),  в 
которой  определяются  общие  правила  для  субъектов  налоговых  правоотношений,  закрепление  за 
ними прав и обязанностей, а также процессуальных норм, способствующих соблюдению этих прав 
и обязанностей. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу 
полезных ископаемых, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога,
 
акциза на природный  газ,  предусмотренного международными договорами  Российской Федерации, 
водного налога 

Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего большое количество высококапиталоёмких проектов, обуславливает необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления  и  уплаты  отдельных  налогов,  что  затрудняет  составление  средне-  и  долгосрочных 
прогнозов деятельности налогоплательщиков. 

К наиболее значимым изменениям НК РФ, законодательно закрепленным во II квартале 2015 года, 
следует отнести следующие: 

1)  Федеральный  закон  от  06.04.2015  №  85-ФЗ

 

«О внесении  изменений  в статью  219  части  второй 

Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений 
в части  первую  и вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (в части  налогообложения 
прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». 

Федеральным  законом  предусматривается  перенос  срока  представления  в налоговый  орган 
налогоплательщиком,  признаваемым  налоговым  резидентом  Российской  Федерации,  уведомления 
об участии в иностранных организациях с 1 апреля 2015 года на 15 июня 2015 года. 

2)  Федеральный  закон  от  02.05.2015  №113-ФЗ  «О внесении  изменений  в части  первую  и вторую 
Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов 
за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах». 

Федеральный  закон  направлен  на совершенствование  налогового  администрирования  и повышение 
ответственности  налоговых  агентов  за несоблюдение  требований  законодательства  о налогах 
и сборах.  В  частности,  устанавливается  обязанность  налогового  агента  ежеквартально 
представлять  в налоговый  орган  расчёт  сумм  налога  на доходы  физических  лиц,  исчисленных 
и удержанных  налоговым  агентом.  Непредставление  налоговым  агентом  в установленный  срок 
указанного  расчёта  в налоговый  орган  по месту  учёта  будет  являться  основанием  для  его 
привлечения 

к ответственности. 

Кроме 

того, 

налоговый 

орган 

наделяется 

правом 

приостанавливать  операции  налогового агента  по его  счетам  в банке  и переводы  его  электронных 

74 

 

денежных  средств  в случае  непредставления  налоговым  агентом  указанного  расчёта  в налоговый 
орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчёта. 

3)  Федеральный  закон  от  08.06.2015  №  150-ФЗ  «О внесении  изменений  в части  первую  и вторую 
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений 
в части  первую  и вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (в части  налогообложения 
прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». 

Федеральным  законом  расширяется  перечень  оснований  для  применения  симметричных 
корректировок  сумм  налогов  российскими  организациями –  налогоплательщиками,  являющимися 
другими  сторонами  контролируемых  сделок.  В частности,  таким  организациям  предоставляется 
право  применять  симметричную  корректировку  в случае,  если  корректировка  сумм  налогов 
произведена  контрагентом  самостоятельно,  а также  устанавливается  порядок  реализации 
данного права. 

Кроме  того,  Федеральным  законом  совершенствуется  порядок  налогообложения  прибыли 
контролируемых  иностранных  компаний.  В частности,  предусматривается:  непризнание 
контролируемыми  иностранных  компаний,  участие  в  которых  реализовано  исключительно  через 
участие  в  российских  публичных  компаниях;  освобождение  нераспределённой  прибыли 
контролируемых  иностранных  холдинговых  и субхолдинговых  компаний  от налогообложения 
в Российской  Федерации,  если  такие  компании  получают  доходы  в виде  дивидендов  от активных 
компаний  и сами  получают  активные  доходы;  уточнение  порядка  расчёта  прибыли 
контролируемой  иностранной  компании  и  условий  признания  юридического  лица  налоговым 
резидентом Российской Федерации. 

Федеральным  законом  также  предусматривается  предоставление  налогоплательщикам, 
реализующим подакцизные товары, помещённые под таможенную процедуру экспорта, за пределы 
территории  Российской  Федерации,  права  на освобождение  от уплаты  акциза  без  представления 
банковской  гарантии  при  условии,  что  совокупная  сумма  налога  на добавленную  стоимость, 
акцизов,  налога на прибыль  организаций и налога на добычу  полезных ископаемых, уплаченная ими 
за три календарных года, составляет 10 млрд рублей, и со дня создания таких организаций прошло 
не менее трёх лет. 

Кроме  того,  уточняются  критерии  отнесения  имущества  к амортизируемому  имуществу  –  с 
01.01.2016  амортизируемым  имуществом  будет  признаваться  имущество  первоначальной 
стоимостью более 100 тыс рублей (в н.вр. - 40 тыс рублей), а также порядок уплаты отдельными 
категориями  налогоплательщиков  авансовых  платежей  по налогу  на прибыль  организаций  -  с 
01.01.2016  сумма  максимального  ежеквартального  дохода  для  организаций,  уплачивающих  только 
квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода, 
повысится до 15 млн рублей (в н.вр. - 10 млн рублей). 

4)  Федеральный  закон  от  02.05.2015  №  106-ФЗ  «О  ратификации  Соглашения  между 
Правительством  Российской  Федерации  и  Правительством  Китайской  Народной  Республики  в 
сфере  поставок  природного  газа  из  Российской  Федерации  в  Китайскую  Народную  Республику  по 
«восточному» маршруту. 

Федеральным  законом  ратифицируется  Соглашение  между  Правительством  Российской 
Федерации  и Правительством  Китайской  Народной  Республики  о сотрудничестве  в сфере 
поставок  природного  газа  из Российской  Федерации  в Китайскую  Народную  Республику 
по «восточному» маршруту, подписанное в Москве 13 октября 2014 года (далее – Соглашение). 

Соглашение  направлено  на укрепление  российско-китайского  взаимодействия  в энергетической 
сфере  и определяет  основные  условия  сотрудничества  в части,  касающейся  поставок  природного 
газа  из Российской  Федерации  в Китайскую  Народную  Республику  по «восточному»  маршруту, 
включая трансграничный участок газопровода через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе Благовещенска 
(Российская Федерация) и Хэйхэ (Китайская Народная Республика). 

Заключение  Соглашения  является  условием  вступления  в силу  подписанного  21.05.2014 
ПАО «Газпром»  и Китайской  национальной  нефтегазовой  корпорацией  Договора  купли-продажи 
природного газа по «восточному» маршруту.  

Соглашение  действует  в течение  40  лет.  По истечении  указанного  срока  действие  Соглашения 
автоматически  продлевается  на последующие  пятилетние  периоды,  если  ни одна  из Сторон 
Соглашения  в установленные  сроки  письменно  не уведомит  другую  Сторону  о своём  намерении 
прекратить его действие. 

Несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 
осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в  законы  и  иные 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..