ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 4

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 4

 

 

59 

 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. Однако на фоне начавшегося во II полугодии 2014 г. снижения цен на нефть, а также 
в  связи  с  неудовлетворительными  результатами  проведенных  геологоразведочных  работ, 
направленных на поиск нетрадиционных источников углеводородов в ряде стран мира внимание к 
данной тематике в 2015 г. приобрело более сдержанный характер.  

Ресурсы  нетрадиционного  природного  газа  (газ  плотных  пород,  метан  угольных  пластов, 
сланцевый газ) по концентрации запасов значительно беднее, чем традиционные скопления газа, а 
для  поддержания  стабильного  уровня  их  добычи  требуется  постоянное  бурение  новых  скважин. 
Интерес  к  развитию  добычи  нетрадиционного  газа,  главным  образом,  сланцевого,  связан  с 
беспрецедентно быстрым ростом его добычи в США в 2008-2012 гг.  
Широкомасштабная  промышленная  добыча  сланцевого  газа  на  данный  момент  продолжает 
осуществляться  только  в  Северной  Америке,  преимущественно  в  США.  Увеличение  добычи 
сланцевого газа в этой стране привело к практически полному отказу от планов по импорту СПГ 
и  значительному  снижению  цен  на  газ  на  американском  рынке.  Согласно  официальным 
статистическим данным, рост добычи сланцевого газа в США в 2013 г. существенно замедлился и 
составил +10% к уровню 2012 г. (по сравнению с ежегодным увеличением добычи на 30-70% в 2008-
2012  гг.).  При  этом  по  данным  компании  Бэйкер  Хьюз  количество  активных  буровых  установок, 
осуществляющих  строительство  скважин  для  разведки  и  добычи  газа  в  США,  за  9  месяцев  с 
октября  2014 г.  по  июль  2015  г.  сократилось  более  чем  на  30 %  (в  нефтяном  бизнесе  США 
сокращение  числа  активных  буровых  установок  –  около  60 %).  Однако  с  учётом  негативной 
динамики добычи газа на традиционных месторождениях ожидается дальнейшее увеличение доли 
газа из сланцев в общей структуре добычи газа в стране.
  
Начиная  с  IV  квартала  2015  г.  планируются  поставки  североамериканского  СПГ  (проект  Сабин 
Пасс, с 2018 г. также проекты Кэмерон, Фрипорт, Ков Поинт и др.) - преимущественно на рынки 
стран  АТР.  Однако  в  настоящее  время  наблюдается  тенденция  к  сокращению  абсолютной 
разницы  в  ценах  на  природный  газ  на  мировых  рынках  (прежде  всего,  между  азиатским  и 
американским  рынками),  в  связи  с  чем  в  среднесрочной  перспективе  экономическая 
привлекательность  приобретения  СПГ  с  привязкой  к  внутренним  ценам  США  для  поставки  на 
рынки АТР и Европы будет также снижаться. 

В  Европе  наиболее  активная  работа  по  оценке  возможности  добычи  сланцевого  газа  велась  в 
Польше, однако к концу 2014 г. практически все международные компании (Exxon Mobil, Marathon 
Oil,  Talisman  Energy,  Eni  SpA,  Total,  3Legs  Resources)  по  результатам  проведённых 
геологоразведочных  работ  объявили  об  отказе  от  продолжения  разведки  сланцевого  газа  в  этой 
стране.  Большинство  экспертов  признают,  что  опыт  организации  добычи  сланцевого  газа  в 
Польше  к  настоящему  моменту  следует  признать  неудачным.  Этот  вывод  косвенно 
подтверждается заявленным в июне 2015 г. выходом из польских проектов компании Lane Energy 
Poland  (на  100 %  принадлежащей  ConocoPhillips),  после  того,  как  начиная  с  2009 г.  она 
инвестировала в развитие работ в Польше около 220 млн долл. США. 

В Украине начало промышленной добычи сланцевого газа ожидалось не ранее 2018 г., до которого 
получившие лицензии компании Shell и Chevron планировали проведение геологоразведочных работ. 
Однако  в  июне  2014 г.  компания  Shell  заявила  о  приостановке  бурения  первой  разведочной 
скважины на Юзовском участке, объяснив это нестабильной политической ситуацией в регионе.  
Chevron  в  декабре  2014  г.  официально  объявила  об  отказе  от  реализации  украинского  проекта 
добычи сланцевого газа, так и не пробурив на Олесском участке ни одной скважины. В июне 2015 г. 
об  окончательном  выходе  из  своего  проекта  в  Украине  заявила  и  Shell  –  таким  образом, 
геологоразведка  компании  в  рамках  50-летних  соглашений  о  разделе  продукции  (СРП) 
продолжалась не более 2,5 лет. 

В  Великобритании  масштабные  планы  связаны  с  бассейном  Боуленд.  Однако  до  настоящего 
времени,  несмотря  на  поддержку  со  стороны  государства,  геологоразведочные  работы  на 
сланцевый газ проводились крайне низкими темпами и не принесли положительных результатов. 
При  этом  дальнейшие  работы  осложняются  протестами  населения  и  нахождением  в  пределах 
бассейна Боуленд крупных городов, таких как Ливерпуль, Лидс и Манчестер. 

Для развития европейской добычи сланцевого газа существуют определенные препятствия, такие 
как  необходимость  бурения  большого  числа  скважин  и  использование  химикатов  для 
интенсификации  притока  газа,  что  может  быть  затруднительно  в  густонаселенной  Европе, 
которая уделяет особое внимание вопросам экологии и качества водных ресурсов.  

Геологоразведочные  работы  на  сланцевый  газ  в  европейских  странах  столкнулись  с  сильным 
противодействием  экологов  из-за  применения  технологии  гидравлического  разрыва  пласта 

60 

 

(гидроразрыв пласта, ГРП). Первый полный мораторий на применение ГРП на своей территории в 
2011 году ввела Франция. К настоящему моменту  запреты или ограничения  на развитие добычи 
сланцевого  газа  с  применением  ГРП  действуют  также  в  Германии,  Нидерландах,  Чехии, 
Люксембурге, Румынии, Болгарии, Северной Ирландии, отдельных районах Испании и Швейцарии. 

В  Германии  в  апреле  2015  г.  Правительство  одобрило  законопроект,  предусматривающий 
сохранение  запрета  на  проведение  ГРП  в  коммерческих  целях  до 2019  г., а также  значительные 
ограничения при применении данной технологии в научно-исследовательских целях. 

С  учётом  текущего  состояния  работ  начало  промышленной  добычи  сланцевого  газа  в  Европе 
возможно  не  ранее  2020  г.  При  этом  объемы  добычи  газа  из  сланцев  не  позволят  кардинально 
изменить ситуацию на европейском газовом рынке в связи с падением добычи традиционного газа 
в регионе. 

КНР  отнесен  к  числу  лидирующих  стран  по  технически  извлекаемым  ресурсам  сланцевого  газа, 
которые по предварительным оценкам могут составлять 25,1-31,6 трлн. куб. м. 

Основная  часть  ресурсов  сланцевого  газа  КНР  сосредоточена  в  бассейнах  Сычуань  и  Тарим  со 
сложным  геологическим  строением  сланцевых  залежей  и  рельефом  местности,  затрудняющим 
проведение  работ  уже  на  этапе  геологоразведки.  Дополнительными  препятствиями  на  пути 
запланированного  ускоренного  развития  добычи  сланцевого  газа  в  Китае  являются  недостаток 
сервисных услуг, сложность поставки воды для проведения ГРП, высокая плотность населения, а 
также  недостаточно  активная  политика  в  области  государственного  стимулирования.  
В частности,  Министерство  финансов  КНР  в  апреле  2015  г.  заявило  о  снижении  размера 
государственных субсидий на добываемый в стране сланцевый газ с текущего уровня в 0,4 юаня за 
куб. м (около 65 долл. США за тыс. куб. м) до 0,3 юаней за куб. м (48 долл. США за тыс. куб. м) в 
2016-2018 гг. и 0,2 юаней за куб. м (32 долл. США за тыс. куб. м) в 2019-2020 гг. Кроме того, многие 
эксперты  отмечают  сложный  механизм  допуска  к  лицензионным  участкам  международных 
операторов – первым и до настоящего времени единственным международным оператором СРП в 
Китае является компания Shell (в рамках совместного проекта с китайской CNPC). 

В  рамках  пятилетнего  плана  развития  КНР  2011-2015 гг.,  опубликованного  в  2012  г.,  были 
установлены  целевые  ориентиры  по  годовым  уровням  добычи  сланцевого  газа  -  6,5  млрд  куб.  м  к 
концу 2015 г. и 60-100 млрд куб. м к концу 2020 г.  

Поисковые  работы  на  сланцевый  газ  в  Китае  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько лет, однако, несмотря на определённый прогресс, в целом широкомасштабное освоение 
ресурсов сланцевого газа в этой стране идёт значительно более низкими темпами, чем ожидалось 
ранее. Объёмы добычи сланцевого газа в Китае в 2013 и 2014 гг. составили всего 0,2 млрд куб. м. и 
1,3 млрд  куб.  м.,  соответственно.    В августе  2014  г.  Министерство  земли  и  ресурсов  КНР 
сообщило  о  снижении  целевого  объёма  добычи  сланцевого  газа  к  2020  г.  более  чем  вдвое  -  до 
30 млрд куб. м. (при этом в данный целевой ориентир включили также метан угольных пластов, 
объёмы  добычи  которого  в  2014 г.  были  в  несколько  раз  выше,  чем  сланцевого  газа).  Следует 
отметить,  что  по  оценкам  многих  экспертов  достижение  установленного  на  2015  г.  целевого 
ориентира  в  6,5  млрд  куб.  м  не  является  невозможной  задачей,  что  связано  с  относительно 
высокими (по сравнению с остальными странами, не считая США и Канады) темпами развития 
работ.  Однако  даже  в  случае  достижения  установленных  Правительством  Китая  целей  по 
наращиванию добычи сланцевого газа в среднесрочной перспективе КНР не удастся снизить свою 
зависимость от импортных поставок газа так динамично, как это произошло в США. 

Аргентина,  согласно  предварительным  оценкам,  обладает  третьими  по  величине  в  мире 
технически  извлекаемыми  ресурсами  газа  сланцевых  залежей  (около  23  трлн  куб.  м).  Наиболее 
перспективным для промышленного освоения специалисты считают бассейн Неукен. 

Основные  работы  в  бассейне  Неукен  ведутся  с  целью  добычи  сланцевой  нефти,  а  добыча 
сланцевого  газа  до  2014  г.  практически  не  развивалась.  За  счёт  реализации  нефтяных  проектов 
объём попутной добычи сланцевого газа в Аргентине в 2013 г. составил около 0,3 млрд куб.м. 

В июне 2015 г. национальная компания YPF, с которой ПАО «Газпром» в апреле 2015 г. подписало                
Меморандум  о  взаимопонимании,  заявила  об  открытии  в  бассейне  Неукен  залежи  с 
промышленными  притоками  газа  из  разведочной  скважины.  Однако  промышленное  освоение 
газовых  ресурсов  в  бассейне  Неукен  потребует  значительных  инвестиций,  направляемых  в 
настоящее время главным образом в развитие добычи жидких углеводородов в регионе. 

В  текущий  момент  оценки  перспективных  уровней  добычи  сланцевого  газа  в  Аргентине 
отличаются высокой неопределенностью, при этом ожидается, что в среднесрочной перспективе 

61 

 

основные объёмы газа из сланцев будут продолжать извлекаться попутно при добыче  сланцевой 
нефти. 

В  Австралии  исследования  в  области  сланцевого  газа  находятся  в  начальной  стадии 
геологического изучения. По предварительным оценкам, страна входит в десятку крупнейших по 
величине  технически  извлекаемых  ресурсов  сланцевого  газа  (более  12  трлн  куб.  м).  Наиболее 
перспективным  для  промышленного  освоения  большинство  специалистов  называют  сланцевый 
бассейн  Купер,  в  котором  с  2013  г.  компанией  Santos  осуществляется  опытно-промышленная 
добыча сланцевого газа.  

По  оценкам  экспертов,  себестоимость  добычи  сланцевого  газа  в  Австралии  будет  превышать 
аналогичный  показатель  для  традиционного  газа  и  метана  угольных  пластов.  Поэтому 
перспективы  полномасштабной  промышленной  добычи  сланцевого  газа  в  этой  стране  будут  во 
многом  зависеть  от  возможности  обеспечить  его  конкурентоспособность  с  альтернативными 
источниками газа.  

Интерес  к  теме  сланцевого  газа  проявляется  преимущественно  в  странах  с  ограниченными 
запасами  и  ресурсами  традиционного  газа,  отличающихся  зависимостью  от  импорта 
энергоресурсов. Однако значительное снижение цен на нефть в среднесрочной перспективе может 
способствовать  снижению  инвестиций  в  эту  отрасль  и  ослаблению  возможной  конкуренции  со 
стороны нетрадиционного газа. 

В  частности,  ведущие  операторы  сланцевых  проектов  в  различных  регионах  мира  заявили  о 
существенном  сокращении  инвестиционной  программы  на  2015 г.  по  сравнению  с  предыдущим 
годом  (в частности,  компания  Apache  –  на  60 %;  австралийская  Santos  –  более  чем  на  50 %; 
американские Range Resources и Pioneer Resources – на 40 % и более; EOG Resources, Marathon Oil и 
Anadarko – более чем на 30 %), а также о выходе из проектов в наименее перспективных регионах 
(таких, как Польша и Украина). 

Для  России,  как  страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно 
дорогого  сланцевого  газа  на  текущий  момент  большого  интереса  не  представляет.  При  этом 
согласно  оценкам  российских  и  зарубежных  экспертов  Россия  располагает  богатыми  ресурсами 
сланцевого  газа,  однако  их  освоение  может  быть  экономически  целесообразным  только  в 
долгосрочной перспективе. 

В  настоящее  время  в  рамках  проекта  по  разведке  и  добыче  нефти  из  сланцевых  залежей 
компанией Группы Газпром - ОАО «Газпром нефть» реализуется программа поисково-оценочных и 
разведочных  работ  на  баженовской  свите  в  Западной  Сибири.  Специалистами  компании 
проведено изучение и обобщение успешного опыта реализации проектов добычи сланцевой нефти 
за рубежом, определены подходы и технологии к разработке залежей баженовской свиты. Работы 
на  баженовской  свите  ведут  и  другие  крупнейшие  нефтедобывающие  компании  страны: 
ОАО «НК «Роснефть»,  ПАО «ЛУКОЙЛ»,  ОАО «Сургутнефтегаз»,  ПАО «Татнефть».  Можно 
ожидать, что в процессе добычи сланцевой нефти будет извлекаться также попутный газ. 

Таким  образом,  риски  и  возможности,  связанные  с  развитием  производства  газа  из 
нетрадиционных источников,  учитываются при планировании деятельности  ПАО  «Газпром». В 
целях сохранения конкурентоспособности производства и поставок природного газа, добытого на 
традиционных месторождениях, ПАО «Газпром»: 

- контролирует инвестиционные и эксплуатационные затраты на производство;  

-  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность  добычи 
традиционного газа; 

- осуществляет  мониторинг  развития  производства  углеводородов  из  нетрадиционных 
источников в различных регионах мира.  

 

 
Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) 

Многие  страны  в  целях  диверсификации  топливно-энергетических  балансов  проводят  активную 
политику по стимулированию использования возобновляемых источников энергии (энергия ветра, 
солнечная  энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика,  геотермальная  энергия, 
низкопотенциальное тепло), в том числе путем государственного субсидирования. 

В  связи  с  этим,  в  отдельных  странах  возможен  рост  объемов  производства  электроэнергии  из 
возобновляемых  источников,  что  может  привести  к  вытеснению  газогенерации  и  снижению 
потребления газа основными странами-потребителями. 

62 

 

С развитием технологий в области производства и использования ВИЭ, а также в силу кризисных 
финансово-экономических  условий  в  настоящее  время  наблюдается  тенденция  снижения  и 
значительного  ограничения  предоставления  государственной  поддержки.  Данная  ситуация 
благоприятна для возобновления справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 

ПАО  «Газпром»  ведет  активную  разъяснительную  кампанию  относительно  экономических, 
технологических и экологических преимуществ использования газа, в том числе для производства 
электроэнергии.  Для  обеспечения  надежности  поставок  производство  электроэнергии  из 
возобновляемых  источников  должно  дополняться  ее  производством  из  других  видов  топлива  с 
высокими требованиями к маневренности оборудования. С этой точки зрения именно природный 
газ  является  самым  эффективным  видом  топлива,  комплементарно  поддерживающим 
производство электроэнергии из возобновляемых источников.  

Вместе  с  тем,  Газпром  продолжает  реализовывать  проекты,  направленные  на  диверсификацию 
видов и направлений деятельности, в том числе проекты развития рынка газомоторного топлива 
в России и за рубежом. 

 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Политико-экономические риски.  

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных  на  стабилизацию  современной  российской  экономики  и  её  интеграцию  в  мировую 
систему. В ходе реформирования деловой и законодательной инфраструктуры сохраняются такие 
риски, как неконвертируемость национальной валюты за рубежом, низкий уровень ликвидности на 
рынках  долгосрочного  кредитования  и  инвестиций,  а  также  уровень  инфляции,  превышающий 
инфляцию развитых стран. 

В 2014 г. и 2015 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций направлены 
напрямую  против  ПАО  «Газпром»,  ОАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк»  (АО),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие  ограничения  хозяйственной 
деятельности в определенных отраслях экономики России. 

Санкции,  введенные  США,  запрещают  всем  физическим  лицам  -  гражданам  США  и  всем 
юридическим  лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая 
иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США или связанных 
с территорией США: 

1)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  90 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество  ряда компаний энергетического 
сектора, включая ОАО «Газпром нефть»; 

2)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  30 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество  ряда  российских  компаний 
банковского сектора, включая «Газпромбанк» (АО); 

63 

 

3)  предоставлять,  экспортировать  или  реэкспортировать,  напрямую  или  не  напрямую,  товары, 
услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для проектов, которые связаны с потенциальной 
возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а 
также  в  сланцевых  пластах  на  территории  Российской  Федерации  или  во  внутренних  и 
территориальных водах, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских 
компаний, включая ПАО «Газпром» и ОАО «Газпром нефть». 7 августа 2015 г. под данный запрет 
попало Южно-Киринское месторождение в Охотском море. 

Санкции  США  распространяются на любое  лицо, в капитале  которого компании,  подпадающие 
под санкции, прямо или косвенно, совместно или по отдельности, владеют 50  или более процентов 
долей участия. 

ПАО «Газпром» не указано прямо в числе лиц, против которых направлены санкции ЕС, однако, на 
ОАО  «Газпром  нефть»  и  «Газпромбанк»  (АО),  а  также  на  их  дочерние  компании,  в  которых  им 
принадлежит более 50% долей участия, распространяется ряд финансовых ограничений, введенных 
ЕС. Кроме того, ЕС ввел санкции применительно к определенным отраслям российской экономики, 
затрагивающие некоторые виды деятельности Группы в сфере нефтедобычи. 

Санкции, введенные Европейским Союзом, запрещают всем гражданам стран - членов ЕС, а также 
всем  юридическим  лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным  согласно 
законодательству страны – члена ЕС (как на территории ЕС, так и за ее пределами), а также всем 
юридическим  лицам,  организациям  и  органам  в  связи  с  любыми  видами  хозяйственной 
деятельности, осуществляемой полностью или частично в пределах ЕС: 

1)  предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  России,  а  также  прямое  или 
косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и  брокерских  услуг 
применительно к указанным видам деятельности;  

2)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более  90 дней,  выпущенных  в  период  с  1 августа  2014 года  по 
12 сентября 2014 года  или  со  сроком  обращения  более  30 дней  в  случае,  если  выпуск  осуществлен 
после  12  сентября  2014 года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  банковского 
сектора,  включая «Газпромбанк» (АО). 

3)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  энергетического  сектора,  включая  ОАО 
«Газпром нефть», после 12 сентября 2014 года и со сроком обращения более 30 дней; 

4) предоставлять после 12 сентября 2014 года прямо или косвенно, а также принимать участие в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более  30 дней  в  пользу 
некоторых  российских  компаний  (включая  ОАО  «Газпром  нефть»  и  Газпромбанк»  (АО)),  за 
исключением  займов  или  кредитов,  предоставляемых  непосредственно  в  целях  финансирования 
незапрещенного  импорта  и  экспорта  товаров,  а  также  оказания  услуг  нефинансового  характера 
между  ЕС  и  Россией,  что  должно  быть  документально  подтверждено,  а  также  займов, 
непосредственно  предоставляемых  для  резервного  финансирования  лицам,  созданным  на 
территории  ЕС,  50 %  долей  участия  в  которых  принадлежит  любому  из  указанных  выше  лиц,  в 
целях  обеспечения  соответствия  критериям  платежеспособности  и  ликвидности,  что  также 
должно быть документально подтверждено. 

Санкции ЕС распространяются на любое  лицо, в капитале  которого компании, подпадающие  под 
санкции, прямо или косвенно владеют более 50 процентов долей участия. 

Канада и некоторые другие государства также ввели санкции в отношении некоторых российских 
физических и юридических лиц, в том числе в отношении ПАО «Газпром» и ОАО «Газпром нефть». 

В июне 2015 года Канада ввела дополнительные санкции в отношении российского энергетического 
сектора, включив в списки санкций ПАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть» и другие нефтегазовые 
компании Российской Федерации. 

Санкции, введенные Канадой, запрещают всем лицам на территории Канады, а также гражданам 
Канады  за  пределами  Канады  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или 
совершать иные сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в 
отношении  ряда  компаний  энергетического  сектора,  включая  ПАО  «Газпром»  и  ОАО  «Газпром 

64 

 

нефть».  Кроме  того,  продолжает  действовать  принятое  Канадой  ограничение  на  экспорт, 
продажу,  поставку  лицами,  находящимися  в  Канаде  и  гражданами  Канады,  находящимися  за 
пределами  территории  Канады,  определенных  товаров  в  Россию  или  любому  лицу  в  России,  если 
такие  товары  используются  для  глубоководной  разведки  нефти  (на  глубине  более  500  м.),  для 
разведки или добычи нефти в Арктике, а также разведки или добычи сланцевой нефти. 

Потенциально  введенные  санкции  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей. Однако на текущий 
момент  ПАО  «Газпром»  не  видит  необходимости  изменения  стратегических  направлений 
деятельности или корректировки перечня приоритетных проектов ПАО «Газпром», определенного 
Программой  развития  ПАО  «Газпром»  (газовый  бизнес,  2015-2024  гг.)  (приказ  ПАО  «Газпром»  от 
14.07.2014 №339, решение Совета директоров ПАО «Газпром» от 23.12.2014 №2463).  

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
многие  отечественные  предприятия  заметно  повысили  качество  и  расширили  сортамент 
продукции, разработали уникальные технические решения. В свою очередь Газпром оптимизировал 
затраты и получил оборудование, не уступающее, а порой и превосходящее зарубежные аналоги.  

В  основном  поставщики  материально-технических  ресурсов  для  ПАО  «Газпром»,  включая 
зарубежных поставщиков МТР, работают на конкурентном рынке. Доля импорта в общем объеме 
материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним  обществам  и  организациям 
ПАО «Газпром» за 3 месяца 2015 года, составила 4,25 %. 

В настоящее время Обществом осуществляется переход на централизованные поставки товарно-
материальных  ресурсов  через  ООО  «Газпром  комплектация»  и  ООО  «Газпром  центрремонт». 
Централизация поставок МТР позволяет создать  условия для качественного улучшения  системы 
организации  закупок  за  счет  более  масштабного  внедрения  тендерных  процедур  по  крупным 
объединенным партиям продукции. 

В  связи  с  продолжающимся  кризисом  в  Украине  могут  возникнуть  риски  применения  со  стороны 
США  и  Европы  дополнительных  санкций  финансового  и  экономического  характера, 
непосредственно к ПАО «Газпром», что может несколько затруднить сотрудничество с деловыми 
партнерами ПАО «Газпром». С целью снижения рисков Общество постоянно проводит работу по 
поддержанию своей деловой репутации.  
 

Риски, связанные с процессом глобализации. 

Глобализация  экономической  деятельности  является  одной  из  основных  тенденций  развития 
современного  мира.  Последствия  глобализации  отражаются  на  экономическом  развитии 
практически всех стран мира, включая Россию, которая находится на пути активной интеграции 
в мировую экономику. 

Факторы  глобализации,  к  которым  относятся  формирование  единого  энергетического 
пространства,  усиление  международного  сотрудничества,  развитие  глобальных  вертикально 
интегрированных  компаний,  создание  консорциумов  для  реализации  крупных  инвестиционных 
проектов  приводят  к  повышению  конкуренции,  усилению  конкурентных  позиций  отдельных 
компаний  и  росту  зависимости  партнеров  вследствие  необходимости  реализации  совместных 
проектов. 

В  эпоху  глобализации  высокая  взаимозависимость  рынков  приводит  к  синхронизации  различных 
экономик, и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов, либо кризисов из экономики 
одной страны в другую. В таких условиях могут возрастать рыночные риски ПАО «Газпром». 
 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике 

Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  замедление  темпов  роста  экономики  Китая, 
стагнация экономик европейских стран, свидетельствуют о сохранении высокой неопределенности 
относительно возникновения второй волны мирового финансового кризиса.  

Неблагоприятные  экономические  условия,  включая  сохранение  в  длительной  перспективе  низких 
цен на нефть, могут оказать негативное влияние и на деятельность Группы.  

ПАО «Газпром» проводит политику, которая обеспечивает финансовую устойчивость, улучшение 
финансового состояния и оптимизацию долгового портфеля, что позволит адекватно реагировать 
на возможное ухудшение ситуации.   
 

65 

 

 
Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

Одними из основных принципов построения стратегии Группы Газпром являются диверсификация 
и  расширение  деятельности  -  новые  рынки,  новые  транспортные  маршруты,  новые  продукты.  В 
настоящее время продуктовый портфель Группы включает трубопроводный природный газ, нефть, 
нефтепродукты, нефтехимические продукты, газомоторное топливо, сжиженный углеводородный 
и  природный  газы,  электро-  и  теплоэнергию.  Обществом  осуществляется  выход  на  экспортные 
рынки Китая, Японии, Южной Кореи.  

Так, 21 мая 2014 года состоялось подписание контракта на поставку российского трубопроводного 
газа в Китай по «восточному» маршруту. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в 
Китай  в  объеме  до  38  млрд  куб.  м  российского  газа  в  год.  Контракт  подписан  на  взаимовыгодных 
условиях и включает такие основные параметры, как объем и сроки начала экспорта, формулу цены 
с  привязкой  к  нефтяной  корзине,  расположение  пункта  сдачи-приемки  газа  на  границе,  условие 
«бери или плати», период наращивания поставок. 

9 ноября 2014 г. Россия и Китай подписали Рамочное соглашение о поставках газа по «западному» 
маршруту.  Документ  отражает  такие  условия,  как  объем  и  срок  поставок,  уровень  «бери  или 
плати»,  район  расположения  точки  передачи  газа  на  границе.  Рамочное  соглашение  определяет 
график 

работы 

над 

договором 

купли-продажи 

газа, 

техническим 

соглашением 

и 

межправительственным соглашением по «западному» маршруту. 

В  мае  2015  г.  Председатель  Правления  ПАО  «Газпром»  Алексей  Миллер  и  Вице-президент  CNPC 
Ван  Дунцзинь  подписали  Соглашение  об  основных  условиях  трубопроводных  поставок  природного 
газа  из  России  в  Китай  по  западному  маршруту.  Документ  определяет  основные  технические  и 
коммерческие  параметры  будущих  поставок.  Проект  предусматривает  поставку  в  Китай  газа  с 
месторождений Западной Сибири. Планируемый объем поставок 30 млрд куб. м, срок – 30 лет. 

Выход на новые рынки связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и 
с рисками недооценки экономической и политической ситуации в странах региона. 

Выход  ПАО  «Газпром»  на  китайский  рынок  газа  влечет  за  собой  риски,  связанные  с  газовой 
промышленностью  Китая,  а  именно  риски,  связанные  с  государственным  регулированием  газовой 
отрасли.  

В настоящее время в Китае в целях обеспечения импортных поставок природного газа, расширения 
внутреннего рынка газа, содействия энергосбережению и уменьшению выбросов вредных веществ, а 
также  для  повышения  эффективности  использования  ресурсов  начата  общенациональная 
программа реформирования  механизмов  ценообразования  на  природный  газ.  С  учетом  стремления 
Китая  к  разрешению  экологических  проблем,  в  том  числе  за  счет  импортного  природного  газа,  а 
также  планов  по  развитию  производства  дорогого  нетрадиционного  газа,  можно  ожидать,  что 
реформы,  проводимые  правительством  Китая  по  либерализации  системы  ценообразования  и 
стимулированию потребления природного газа, будут продолжены.  
 

Риски, связанные с транзитом природного газа.  

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через  территорию  транзитных  стран.  Отсутствие  стабильной  политической  и  социальной 
обстановки в таких странах может привести к нарушениям договорных отношений по транзиту 
и сбоям в поставках природного газа по экспортным контрактам ПАО «Газпром».  

В  настоящий  момент  опасения  относительно  надежности  поставок  газа  в  Европу  через 
территорию  Украины  обусловлены  как  политической  нестабильностью  в  данной  стране, 
усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой,  так  и  накопленной  задолженностью 
НАК «Нафтогаз Украины» перед ПАО «Газпром» за поставленный газ. 

ПАО «Газпром» предпринимает меры по минимизации рисков, связанных с транзитом природного 
газа  через  территорию  Украины.  В  январе  2009  г.  НАК  «Нафтогаз  Украины»  и  ПАО  «Газпром» 
подписали  долгосрочные  (сроком  на  11  лет)  контракты  в  области  транзита  и  поставок  газа. 
Контракты действуют независимо друг от друга. Исполнение сторонами контракта по транзиту 
газа  взятых  на  себя  обязательств  позволит  минимизировать  риск  повторения  ситуации  с 
прекращением транзита газа через Украину европейским потребителям. 

В  указанных  условиях  надежность  поставок  российского  газа  европейским  потребителям  через 
территорию  Украины  может  быть  обеспечена  только  при  условии  строгого  выполнения 
НАК «Нафтогаз  Украины»  контракта  на  транзит.  При  этом,  ввиду  возросших  рисков  транзита 

66 

 

российского  природного  газа  через  территорию  Украины  ПАО  «Газпром»  приняло  решение  о  не 
продлении  контракта  на  транзит  российского  природного  газа  с  НАК «Нафтогаз  Украины», 
который истекает в 2019 году. 

Для компенсации  этого риска  ПАО  «Газпром»  диверсифицирует экспортные маршруты поставок 
газа.  Примером  такой  работы  является  проект  «Ямал-Европа»,  проходящий  по  территории 
Белоруссии  и  Польши.  Владельцем  белорусского  участка  газопровода  является  ПАО  «Газпром» 
(ОАО «Газпром  трансгаз  Беларусь»),  а  польского  участка  -  компания  «EuRoPol  GAZ»  (совместное 
предприятие  ПАО  «Газпром»,  польской  национальной  компании  «PGNiG  S.A.»  и  польского 
акционерного общества «Газ-Трейдинг»).  

ПАО  «Газпром»  реализовало  экспортный  проект  «Северный  поток».  Это  один  из  приоритетных 
долгосрочных проектов Общества, который позволил повысить надежность и диверсифицировать 
маршруты экспорта российского природного газа. Газопровод проходит напрямую из России (район 
Выборга)  в  Германию  по  акватории  Балтийского  моря,  минуя  третьи  страны,  протяженность 
газопровода составляет 1224 км. Проектная производительность обеих ниток «Северного потока» 
составляет 55 млрд куб. м газа в год.  Эксплуатацию газопровода «Северный поток» осуществляет 
компания «Норд Стрим АГ». 

С  учетом  снижения  собственной  добычи  в  странах  Европы  в  перспективе  прогнозируется 
увеличение импорта газа, что обуславливает необходимость создания новой инфраструктуры для 
надежного снабжения европейских потребителей экологически чистым топливом.  

В  июне  2015  года  Председатель  Правления  ПАО  «Газпром»  Алексей  Миллер,  член  Правления 
E.ON SE  Клаус  Шефер,  Главный  управляющий  директор  Royal  Dutch  Shell  Бен  ван  Берден  и  член 
Правления OMV AG Манфред Ляйтнер подписали Меморандум о намерениях, предусматривающий 
сотрудничество  компаний  по  проекту  создания  газотранспортной  инфраструктуры  для  прямой 
доставки российского газа европейским потребителям. Меморандум отражает намерения сторон 
реализовать проект строительства двух ниток газопровода от побережья России через акваторию 
Балтийского  моря  до  побережья  Германии  («Северный  поток-2»).  Производительность  нового 
газопровода  составит  55  млрд  куб.  м  в  год.  В  настоящее  время  планируемый  срок  ввода  в 
эксплуатацию намечен на 2019 год. 

В  рамках  реализации  стратегии  диверсификации  поставок  российского  природного  газа 
ПАО «Газпром»  также  ведет  разработку  проекта  строительства  морского  газопровода  через 
Черное море в направлении Турции. 

1  декабря  2014  г.  принято  решение  о  прекращении  реализации  проекта  газопровода  «Южный 
поток».  В  тот  же  день  между  ПАО  «Газпром»  и  турецкой  компанией  BOTAŞ

 

был  подписан 

Меморандум о взаимопонимании по строительству нового морского газопровода через Черное море 
в направлении Турецкой Республики (далее – «Турецкий поток»). 

Производительность новой газопроводной системы при полном развитии составит 63 млрд куб. м в 
год.  Газопровод  пройдет  660  км  в  коридоре  «Южного  потока»  и  далее  –  в  новом  коридоре  в 
направлении  европейской  части  Турции.  Отправной  точкой  газопровода  должна  стать 
строящаяся  в  настоящее  время  в  Краснодарском  крае  КС  «Русская».  Протяженность  нового 
морского газопровода будет немного короче, чем морского участка газопровода «Южный поток». 

При  проектировании  газопроводной  системы  будут  учтены  возрастающие  потребности  в 
природном газе в районе Стамбула, в связи с этим мощности первой нитки газопровода, 15,75 млрд 
куб.  м,  планируется  полностью  направить  на  турецкий  рынок.    Остальные  47  млрд  куб.  м  газа 
будут поставляться на границу Турции и Греции. 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 
Риски, связанные с неденежными расчетами.  

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..