ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2016 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2016 год - часть 2

 

 

уникальными задачами по специальным программам в интересах национальной
безопасности.
Будет продолжено взаимодействие с Airbus Defence and Space, в том числе в рамках
совместного предприятия, с целью внедрения передовых технологий производства
современных космических аппаратов, создания конкурентоспособных КА связи и
дистанционного зондирования Земли.
Ракетно-космические комплексы
Основные задачи развития данного направления:
 изготовление разгонных блоков
(РБ) типа ДМ для запусков космических
аппаратов, их модернизация с целью улучшения энергомассовых характеристик и
повышения конкурентоспособности;
 разработка экологичных кислородно-керосиновых разгонных блоков легкого
класса;
 участие в проектах создания перспективных ракет-носителей (РН), разработка
средств межорбитальной транспортировки, необходимых для обеспечения
программ исследования и освоения дальнего космоса.
Инновационное развитие
Стратегической целью инновационного развития Корпорации является обеспечение её
технологического лидерства по международным критериям эффективности космической
деятельности на горизонте до 2025 года.
Программой инновационного развития РКК
«Энергия» предусматривается решение
следующих основных задач:
 внедрение современных технологий;
 повышение производительности труда и создание высокопроизводительных
рабочих мест;
 уменьшение себестоимости, снижение удельных издержек производства;
 существенное улучшение потребительских свойств продукции;
 активное расширение экспорта товаров и услуг;
 рост долгосрочного инвестирования в прикладные исследования;
 повышение энергоэффективности и экологичности производства.
Для достижения поставленной цели и выполнения задач Программой инновационного
развития Корпорации предусмотрено выполнение комплекса мероприятий по созданию
новой продукции, освоению новых технологий производства, внедрению передовых
методов организации труда, развитию кадрового потенциала, взаимодействию с вузами и
научными организациями, взаимодействию с зарубежными партнерами, другие
мероприятия.
16
3.3. Объем инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам
финансирования
Фактическое исполнение
Наименование
2016 года, тыс. руб.
835 033,3
Источники
Амортизация
528 580,2
Чистая прибыль
0,0
305 453,1
Кредиты
Целевое финансирование
1 000
Кроме того, средства участников долевого строительства
982 651,9
Расходы
835 033,3
Приобретение земельных участков
530,0
Строительство объектов основных средств
169 456,5
Приобретение объектов основных средств
602 016,3
Выполнение научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ, приобретение
63 030,5
нематериальных активов
Кроме того, расходы на строительство жилья
824 615,0
3.4. Система менеджмента качества, действующая в Корпорации
В Корпорации внедрена и функционирует система менеджмента качества
(СМК),
сертифицированная органом по сертификации систем менеджмента качества (ОС СМК)
«Союзсерт»:
 в системе «Военный Регистр» (сертификат соответствия № ВР 05.1.10781-2017
от 08 января 2017 г.) на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р
ЕН 9100-2011, стандартов СРПП ВТ, включая ГОСТ РВ 0015-002-2012, Положений
РК-11, РК-11-КТ, РК-98, РК-98-КТ, ОСТ
134-1028-2012 при проектировании,
разработке, производстве, монтаже, ремонте и обслуживании изделий ВВТ и РКТ.
 в Федеральной системе сертификации космической техники
(сертификат
соответствия
№ ФСС КТ 134.19.3.1.000000.01.17 от
18 января
2017 г.) на
соответствие требованиям Положений РК-98, РК-98-КТ, РК-11, РК-11-КТ,
государственных стандартов СРПП ВТ, включая ГОСТ РВ 0015-002-2012, ГОСТ
ISO 9001-2011, ГОСТ Р ЕН 9100-2011 и ОСТ 134-1028-2012 при проектировании,
разработке, производстве, монтаже, ремонте и обслуживании изделий РКТ.
В 2016 году актуализирована и утверждена генеральным директором Корпорации
Политика в области качества.
Основной целью политики в области качества является, обеспечение устойчивого
экономического положения ПАО «РКК «Энергия» за счет выпуска продукции (изделий и
услуг) высокого качества с характеристиками, не уступающими лучшим образцам
отечественной и зарубежной техники, обеспечивающими конкурентоспособность на
отечественном и мировом рынках и, в конечном итоге, завоевание ведущих позиций в
стране и мире.
Нормативной базой СМК Корпорации являются национальные и отраслевые стандарты,
стандарты организации (предприятия).
СМК Корпорации базируется на
55 стандартах организации
(СТО)
«стандартах
предприятия (СТП)». Основным нормативным документом, устанавливающим требования
17
к СМК Корпорации, является СТО 07530238-004-2009 «СМК. Руководство по качеству
изделий ракетно-космической техники. Основные положения».
Распоряжениями по Корпорации организуются ежегодные внутренние проверки
(внутренние аудиты) СМК Корпорации.
Основные цели и объекты внутренних проверок, руководящие указания по планированию,
порядку проведения и документированию проверок СМК Корпорации устанавливает СТП
351-205-2005
«СМК. Внутренняя проверка системы менеджмента качества. Общие
требования».
Результаты внутренних проверок оформляются отчетами. Годовой отчет о проведении
внутренней проверки СМК Корпорации утверждается заместителем генерального
директора по обеспечению качества.
Инспекционный контроль сертифицированной СМК Корпорации проводится ежегодно
аудиторской группой ОС СМК «Союзсерт».
Инспекционный контроль сертифицированной СМК Корпорации в системе сертификации
«Военный Регистр» и ресертификация СМК в ФСС КТ проведены с 04.10.2016 по
07.10.2016.
Выпущены справки-отчёты (исх. № 247-4/82 от 06.12.2016) по устранению несоответствий
и замечаний, указанных в отчётах ОС СМК «Союзсерт» от 28.10.2016 № 760-2-2016-ИК и
от 28.10.2016 № 760-1-2016-СМК.
Выпущены:
 решение ОС СМК «Союзсерт» от 18.01.2017 о выдаче сертификата соответствия №
ВР 05.1.10781-2017;
 решение ОС СМК «Союзсерт» от 18.01.2017 о выдаче сертификата соответствия №
ФСС КТ 134.19.3.1.000000.01.17.
Выполнение работ по совершенствованию СМК. Оценка результативности СМК
В Корпорации проводятся работы по внедрению современных информационных
технологий в систему управления надежностью и качеством для автоматизации
процессов:
 управления требованиями;
 управления конфигурацией изделия;
 оценки и расчета надежности;
 управления несоответствиями, включая отступления от КД и контроль
исполнения рекомендаций комиссии по несоответствиям;
 разработки электронной структурированной технической документации и
интерактивных технических руководств;
 технического документооборота и учета документации;
В Корпорации разработана и утверждена
«Программа совершенствования системы
менеджмента качества, обеспечения и повышения качества изделий ПАО «РКК «Энергия»
на всех этапах их создания» на 2015 - 2017 годы.
В целях обеспечения и повышения качества изделий разработаны программы качества:
 пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП);
 транспортного грузового корабля «Прогресс МС»;
 транспортного пилотируемого корабля «Союз МС»;
 научно-энергетического модуля (НЭМ).
Разработана программа поддержания надёжности (ППН) разгонного блока.
18
В Корпорации проводятся работы по сертификации изделий в Федеральной системе
сертификации космической техники с проведением ежегодного инспекционного контроля
сертифицированных изделий.
Имеются сертификаты соответствия:
№ ФСС КТ
134.01.1.4.762500.66.13 от
17.06.2013 на транспортный
пилотируемый корабль «Союз ТМА».
№ ФСС КТ 134.01.1.4.762500.68.13 от 17.06.2013 на транспортный грузовой
корабль «Прогресс М».
№ ФСС КТ 134.01.1.4.763000.122.15 от 10.12.2015 на транспортный грузовой
корабль «Прогресс МС».
№ ФСС КТ
134.01.1.4.763000.26.16 от
03.06.2016 на транспортный
пилотируемый корабль «Союз МС».
№ ФСС КТ
134.01.1.4.763000.105.16 от
07.10.2016 на транспортный
пилотируемый корабль «Союз МС».
№ ФСС КТ
134.01.1.4.763000.120.16 от
10.11.2016 на транспортный
пилотируемый корабль «Союз МС».
Определение процессов СМК, критерии оценки и методы управления процессами
установлены СТО 07530238-004-2009. Для оценки результативности СМК Корпорации
используется методика № ОРКК-МУ-09-002-16. Показатели результативности находятся в
установленных предельных значениях
(0,9
≤ Rсмк
1).
Результаты оценки
результативности сертифицированной СМК Корпорации представляются в ежегодных
отчетах.
Информация о случаях рекламаций от государственных заказчиков в адрес Корпорации
по комплексам (системам), специзделиям
В 2016 году рекламаций по комплексам
(системам), специзделиям по причине
несоответствия требованиям заказчика в адрес ПАО «РКК «Энергия» не поступало.
19
4.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ
4.1. Период деятельности Корпорации в отрасли
ПАО «РКК «Энергия» осуществляет деятельность в ракетно-космической отрасли,
начиная с 1946 года - с даты образования коллектива разработчиков баллистических ракет
дальнего действия, который возглавил и которым в течение около 20 лет руководил
первый Главный конструктор ракетно-космических систем, основоположник
практической космонавтики академик С.П. Королёв. Предприятие стало родоначальником
практически всех направлений отечественной ракетной и космической техники.
Сегодня ПАО «РКК «Энергия» - ведущее российское ракетно-космическое предприятие,
головная организация по пилотируемым космическим системам. Предприятие выполняет
также работы по созданию автоматических космических и ракетных систем (средств
выведения и межорбитальной транспортировки), высокотехнологичных систем
различного назначения для использования в некосмических сферах.
ПАО «РКК «Энергия» является правопреемником Особого конструкторского бюро-1
(ОКБ-1), Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения
(ЦКБЭМ) и Научно-производственного объединения (НПО) «Энергия» имени академика
С.П. Королёва. Корпорация создана в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 04.02.1994 № 237 «О порядке приватизации Научно-производственного
объединения «Энергия» имени академика С.П. Королёва» и на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от
29.04.1994
№ 415 «О создании Ракетно-
космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва».
В настоящее время ПАО «РКК «Энергия» осуществляет деятельность по следующим
основным направлениям:
1. Пилотируемые космические системы. Основные заказчики
- Государственная
корпорация
«Роскосмос», национальное космическое агентство США
(NASA),
европейское космическое агентство (ESA), космические агентства других стран.
2. Автоматические космические системы. Основные заказчики
- российские и
зарубежные.
3. Ракетные системы. Основные заказчики - российские (Государственная корпорация
«Роскосмос» и др.) и зарубежные.
4.2. Основные конкуренты Корпорации в отрасли
На мировом рынке пилотируемых полетов Корпорация оказывает услуги по доставке на
МКС и возвращению космонавтов и астронавтов. В настоящее время РКК «Энергия»
является монополистом на этом рынке, однако после 2018 года конкурентами Корпорации
могут стать американские компании - Boeing (корабль Starliner) и SpaceX (корабль Dragon
Crew).
20
Коммерческие транспортные пилотируемые корабли США
Корабль
Dragon Crew
Starliner
Характеристика
Стартовая масса, т
13,2
14,1
Экипаж, чел.
4-5
4-5
РН
Falcon 9
Atlas V
Наряду с коммерческими пилотируемыми кораблями в рамках государственной
космической программы США компания Lockheed Martin разрабатывает многоцелевой
пилотируемый корабль MPCV Orion, предназначенный для полетов за пределы низкой
околоземной орбиты.
Транспортный пилотируемый корабль MPCV/Orion
Характеристика
Стартовая масса, т
24,3
Экипаж, чел.
2-3
РН
SLS
Китайский пилотируемый корабль
«Шеньчжоу» теоретически также может
рассматриваться в качестве потенциального конкурента кораблю «Союз». К настоящему
моменту осуществлено 11 полетов кораблей
«Шеньчжоу», шесть из которых были
выполнены в пилотируемом режиме.
Основные характеристики корабля «Шеньчжоу»
Характеристика
Стартовая масса корабля, кг
8,1
Численность экипажа, чел.
3
Начало эксплуатации, год
2003
Количество полетов (в пилотируемом режиме)
6
РН
CZ-2F
В сегменте мирового рынка по доставке грузов на МКС Корпорация не является
монополистом. В настоящее время грузы на МКС доставляются российскими грузовыми
21
кораблями
«Прогресс», японскими грузовыми кораблями HTV и американскими
грузовыми кораблями Dragon (компания SpaceX) и Cygnus (компания Orbital ATK).
Полеты транспортных грузовых кораблей Dragon и Cygnus осуществляются в рамках
заключенных контрактов с НАСА по программе коммерческой доставки грузов на МКС
(CRS).
В 2019 году ожидается, что в этом сегменте рынка появится новый участник - компания
Sierra Nevada Corporation (корабль Dream Chaser Cargo System), с которой в январе 2016
года заключен контракт в рамках второго этапа программы CRS-2. Новые контракты на
доставку грузов в 2019-2024 гг. также получили участвующие в первом этапе программы
CRS-1 компании SpaceX и Orbital ATK.
Зарубежные транспортные грузовые корабли
Корабль
Dream Chaser
Dragon
Cygnus
HTV
Cargo System
Характеристика
Стартовая масса корабля, т
1
6,2-7,4
16,5
12,3
Масса «сухих» грузов,
доставляемых в герметичном
до 1,7
до 3,5
до 4,5
отсеке, т
до 5,5
Масса «сухих» грузов,
доставляемых в негерметичном
до 1,7
-
до 1,5
отсеке, т
Масса возвращаемых грузов, т
до 1,8
-
-
до 1,8
Масса утилизируемых грузов, т
до 0,8
до 3,5
до 4,5
до 4,8
Лидером в сегменте возвращения полезных грузов с МКС является компания SpaceX. В
рамках 9 миссий (в т.ч. 1 аварийная) корабля Dragon к МКС в общей сумме было
возвращено около 12,2 т полезного груза. Транспортный грузовой корабль «Прогресс»
возможностью по возвращению полезных грузов на Землю не располагает. Ежегодно
около 200 кг полезных грузов возвращается в транспортных пилотируемых кораблях
«Союз» (50 кг в каждом).
В области разработки и производства автоматических космических аппаратов
конкуренция усиливается. Компании Boeing, Orbital Science Corporation, SSL, Airbus
Defence and Space, Thales Alenia Space являются основными конкурентами на мировом
рынке. На внутреннем рынке основными конкурентами Корпорации выступают ОАО
«ИСС им. М.Ф. Решетнева» в сегменте спутников связи, АО «РКЦ «Прогресс», ВНИИЭМ,
АО «НПО им. С.А. Лавочкина» и ОАО «ВПК «НПО машиностроения» в сегменте
спутников дистанционного зондирования Земли.
С 2003 года на орбите успешно функционирует спутник связи и вещания «Ямал-202»,
изготовленный Корпорацией. Резервы оборудования и запасы топлива позволят спутнику
проработать в стабильном состоянии до середины 2019 года. В 2017 году планируется
запуск геостационарного спутника связи и вещания, сборка которого в настоящее время
ведется в Корпорации. В целях расширения присутствия на рынке автоматических
космических аппаратов в Корпорации ведутся работы по созданию перспективных
22
спутников наблюдения, а также продолжается сотрудничество с Airbus Defence and Space
в целях создания конкурентоспособных спутников нового поколения.
В области средств выведения Корпорация изготавливает разгонные блоки семейства ДМ,
которые предназначены для запусков на высокоэнергетические орбиты по
государственным и коммерческим программам. На внутреннем рынке пусковых услуг
основными конкурентами Корпорации являются ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (разгонный
блок «Бриз-М») и АО «НПО имени С.А. Лавочкина» (разгонный блок «Фрегат-СБ»). Для
повышения конкурентоспособности в Корпорации ведётся разработка нового поколения
разгонных блоков семейства ДМ тяжёлого класса, а также разгонных блоков среднего
класса с новым высокоэффективным маршевым двигателем тягой 5 т.
4.3. Доля Корпорации на соответствующем сегменте рынка в разрезе
основных видов деятельности и изменение данного показателя за
последние 3 года
Доля Корпорации на рынке услуг по доставке и возвращению экипажей Международной
космической станции (МКС) составляет 100 %.
В части грузоперевозок на МКС доля Корпорации на рынке сократилась до 29
%
(диаграмма 1). В 2016 году 57 % запусков грузовых кораблей к МКС осуществили США
(2 корабля Dragon и 2 корабля Cygnus), 14 % пришлось на долю Японии (1 корабль HTV).
В области возвращения грузов с МКС, с введением в эксплуатацию грузовозвращающего
корабля Dragon, российские пилотируемые корабли «Союз» утратили свои лидирующие
позиции в этом сегменте рынка.
Успешные запуски грузовых кораблей РКК «Энергия» по программе МКС
В сегменте рынка по средствам выведения Корпорация осуществляет поставки разгонных
блоков ДМ для пусков по государственным программам. В 2015 году выполнена поставка
одного разгонного блока ДМ. В 2014 и 2016 годах поставки разгонных блоков ДМ не
осуществлялись.
Выручка Корпорации от реализации государственных и коммерческих проектов по
созданию космических аппаратов спутниковой связи и дистанционного зондирования
Земли в
2016 году составила
4,3 млрд. рублей. При объеме мирового рынка
автоматических космических аппаратов в размере
6,1 млрд. долларов США, доля
Корпорации в этом сегменте рынка составляет около 1 %.
23
4.4. Транспортно-техническое обеспечение МКС, лётная эксплуатация
ракетно-космических комплексов и систем
ПАО «РКК «Энергия», как головная организация по российскому сегменту МКС, в 2016
году продолжала запуски пилотируемых кораблей
«Союз» и грузовых кораблей
«Прогресс» в рамках транспортно-технического обеспечения МКС с одновременной
поэтапной отработкой принятых решений по их модернизации, а именно:
 изготовление, испытания, запуски, стыковки с МКС и увод от нее пилотируемых и
грузовых транспортных космических кораблей «Союз», «Прогресс», в том числе
«Союз ТМА-20М», и модернизированных кораблей серии «МС»: «Союз МС»,
«Союз МС-02», «Союз МС-03» , «Прогресс МС-02», «Прогресс МС-03», «Прогресс
МС-04» (авария III ступени ракеты-носителя «Союз-ПВБ»).
 реализация четырех основных экспедиций - МКС-46, МКС-47, МКС-48, МКС-49,
начало основной экспедиции МКС-50.
Стыковка транспортных пилотируемых и грузовых кораблей с МКС (кроме «Союз ТМА-
20М») проводились с использованием двухсуточной схемы сближения согласно
утвержденной программы летных испытаний.
Разработана и утверждена программа полета МКС на 2017 год, предусматривающая
запуски четырех транспортных пилотируемых кораблей «Союз МС-04», «Союз МС-05»,
«Союз МС-06», «Союз МС-07» и трех грузовых кораблей «Прогресс МС-05», «Прогресс
МС-06», «Прогресс МС-07».
24
25
4.5. Эксплуатация МКС
Хронология запусков и посадок кораблей «Союз» в 2016 году
В
2016 году для обеспечения эксплуатации и поддержания работоспособности
российского сегмента международной космической станции (МКС) выполнены четы ре
запуска транспортных пилотируемых кораблей
-
«Союз ТМА-20М», «Союз МС», «Союз
МС-02»,
«Союз МС-03». Обязательства России по обеспечению полётов на МКС
международных экипажей, реализации их программ исследований выполнены в полном
объеме.
Корабли доставляли на МКС экипажи сменных экспедиций, полезные грузы,
обеспечивали постоянную готовность для спасания экипажей при нештатных ситуациях
на МКС, в случае необходимости срочной эвакуации.
В 2016 году четыре спускаемых аппарата кораблей «Союз ТМА-18М», «Союз ТМА-19М»,
«Союз ТМА-20М»,
«Союз МС» после выполнения программ полета успешно
возвратились на Землю. Все спускаемые аппараты осуществили спуск в атмосфере в
штатном режиме автоматического управляемого спуска и совершили посадк у в заданных
районах.
В 2016 году в четырех СА кораблей
«Союз» возвращены результаты выполнения
российских научных программ и программ по контрактам зарубежных партнеров.
Суммарная масса возвращенных грузов составила 202, 6 кг.
Запуски кораблей «Союз ТМА» и «Союз МС» в 2016 году
Наименование
Экипаж
Назначение
корабля, дата старта
«Союз ТМА-20М»
Командир
1
(зав. №720)
А. Овчинин
Транспортное обслуживание МКС,
19.03.2016
Бортинженер
выполнение международной
О. Скрипочка
программы
Бортинженер-2
Д. Уилльямс (НАСА)
«Союз МС»
Командир
2
(зав. №731)
А. Иванишин
Транспортное обслуживание МКС,
07.07.2016
Бортинженер
выполнение международной
Т.Ониши (НАСА)
программы
Бортинженер-2
К.Рубинс (НАСА)
Командир
3
С. Рыжиков
«Союз МС-02»
Транспортное обслуживание МКС,
Бортинженер
(зав. №732)
выполнение международной
А. Борисенко
19.10.2016
программы
Бортинженер-2
Р. Кимбро (НАСА)
Командир
4
О. Новицкий
«Союз МС-03»
Транспортное обслуживание МКС,
Бортинженер
(зав. №733)
выполнение международной
Т.Песке(НАСА)
17.11.2016
программы
Бортинженер-2
П. Уитсон (НАСА)
26

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..