АВИАЦИОННЫЕ БЕНЗИНЫ И ГСМ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     АВИАЦИОННЫЕ БЕНЗИНЫ И ГСМ

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

АВИАЦИОННЫЕ БЕНЗИНЫ И ГСМ - часть 2

 

 

В России  промышленное производство авиационного 

бензина отсутствует 

Причины: 

 Запрет производства этиловой жидкости на территории РФ 

 Отсутствие компонентов авиационного бензина требуемого качества 
 Сложный и дорогостоящий контроль качества авиационного бензина.  

Потребности для нужд поршневой авиации перекрываются за счет: 
 

импорта

 этилированного бензина 

 - Б 91/115 производства Польши 
 - Avgas 100 LL производства Shell, Conoco-Phillips  и др. 
 использования  

автомобильного

 бензина АИ-95 взамен авиационного  

 

Современное состояние в области разработок авиационного бензина в 

России 

 В России идет подготовка к возобновлению производства этилированного 
авиационного бензина марки 

Б91/115 

по ГОСТ 1012-2013: 

  ЦИАМ проведены квалификационные испытания опытно-пром. партии 
бензина 

Б91/115 

( ИВХИМПРОМ)  

Бензин 

Б91/115

  ИВХИМПРОМ рекомендован к промышленному 

производству и применению на военной авиатехнике с ПД 
 
 

Разработаны технические требования  к авиационному неэтилированному 

бензину  марки Б92/115 и Б-92 ( ВНИИ НП,  «Газпромнефть – ОНПЗ»)  
 
 На основе базовых компонентов производства  «Газпромнефть-ОНПЗ»   
ВНИИ НП созданы лабораторные образцы неэтилированного авиационного 
бензина Б92/115  
 
   ЦИАМ им. Баранова проведены исследования лабораторных образцов 
неэтилированного бензина на соответствие ТТ 

Наименование показателя 

Б91/115 

ГОСТ 1012-2013 

Б92/115 

ТТ   ВНИИ НП 

неэтилированный 

Фактические данные 

Образец 1 

Образец 2 

1. Детонационная стойкость, не менее: 
    - октановое число по моторному методу  
    - сортность на богатой смеси 

 

91 

115 

 

92,0 

115 

 

94,4 

115,8 

 

92,7 

115,8 

2. Концентрация свинца, мг/дм

3

, не более 

2,5 г/кг 

отс 

отс 

3. Плотность при 15 °С, кг/м

3

 

не нормируется, 

определение 

обязательно 

742,0 

733,5 

4. Фракционный состав:  
   температура начала перегонки, °С,  не ниже 
   10% отгоняется при температуре, °С, не выше 
   40% отгоняется при температуре, °С, не ниже 
   50% отгоняется при температуре, °С, не выше 
   90 % отгоняется при температуре, °С, не выше 
   сумма температур 10 и 50% отгона, °С, не ниже 
   температура конца перегонки, °С, не выше 
   выход, %, не менее 
   остаток , %, не более 
   потери, %, не более 

 

40 
82 

 

105 
145 

 
 
 

1,5 
1,5 

 

40,0 
75,0 
75,0 

105,0 
145,0 
135,0 
180,0 

97,0 

1,5 
1,5 

 

44,0 
73,5 
95,5 

101,0 
115,0 
174,5 
177,0 

98,5 

0,8 
0,7 

 

46,0 
64,0 
79,5 
87,5 

111,0 
151,5 
168,0 

97,5 

1,2 
1,3 

5. Давление насыщенных паров, кПа, в пределах 

29,3-49,0 

29,3 - 49,0 

35 

41 

Показатели качества  неэтилированного авиабензина 

 Опытные образцы неэтилированного бензина Б92/115 полностью 
соответствуют ТТ 

 

 По результатам испытаний и на основе ТТ ВНИИ НП разработан 
 

СТО 11605031-091-2015 «БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ НЕЭТИЛИРОВАННЫЕ 

Б-92 и Б-92/115. Технические условия». 

 
  СТО 11605031-091-2015 согласован  ЦИАМ и ГосНИИ ГА.  

 

 Проводится работа по созданию опытно-промышленного образца 
неэтилированного бензина марки 

Б92/115 

для проведения приемочных 

испытаний.  

Работы ЦИАМ по созданию  неэтилированного авиационного бензина 

№  
п/п 

 

Наименование компонента 

 

Содержание компонента, % масс.    

Образец №1 

Образец №2 

1 

Изопарафиновые углеводороды С5-С6  

13-18 

10-20 

2 

Толуол  

 

28 

10-30 

3 

Фракция высокооктановых изопарафиновых 
углеводородов С8  

 

54-59 

50-65 

4 

Смесь диалкиловых эфиров, содержащих 
стабилизатор низкотемпературных свойств  

 

- 

10-20 

По  ТТ  ЦИАМ  созданы  опытные  образцы  неэтилированного  авиабензина  с 
октановым числом 95 по моторному методу: 
образец № 1 – композиция углеводородных компонентов 
образец  №2  –  композиции  углеводородных  компонентов  с  добавлением 
кислородсодержащих 

соединений: 

смеси 

диалкиловых 

эфиров 

и 

стабилизатора низкотемпературных свойств 

                                  
Образец № 1 – полностью соответствует ТТ 
Образец № 2  – соответствует ТТ, за исключением показателей: 
«удельная теплота сгорания низшая» 
- 42,8 МДж/кг, при норме «не 
менее 43,5 МДж/кг» , 
и «давление насыщенных паров» - 30,7 кПа , при 
норме «38,0 - 49,0 кПа» 

 

Демонстрационный ПД -1400 

Результаты исследований 

Неэтилированный авиационный бензин с октановым числом 100 ( НАБ-100) 

№  
п/п 

 

Наименование компонента 

 

Содержание компонента,  

       % масс.    

Изооктан технический 

50 

Изопентановая фракция 

 

15 

Толуол 

 

25 

Трет-бутилбензол 

Изопропанол 

м-толуидин 

Состав

 

 образца №1 неэтилированного авиабензина НАБ-100 

  

Присадки: синий краситель Oil Blu B Liquid ‒ 5,6 мг/л; Stadis 450 – 3,0 мг/л 

По ТТ ЦИАМ  в 2016г. созданы опытные образцы неэтилированного  

                                    авиабензина с  ОЧ=100 

Наименование показателя 

Нормы по ТТ ЦИАМ 

Нормы по ASTM D 

910 для бензина  

100LL 

НАБ-100 

1. Детонационная стойкость, не менее: 
    - октановое число по моторному методу 
    - сортность 

 

100 

 

99,6 

130 

 

100 

2. Цвет 

голубой 

голубой 

голубой 

3. Плотность при 15 °С, кг/м

3

 

не нормируется, 

определение 

обязательно 

не нормируется, 

определение 

обязательно 

745 

4. Фракционный состав: 
    температура начала перегонки, °С 
 
 
    10% отгоняется при температуре,

 

°С не выше 

    40% отгоняется при температуре,

 

°С не ниже 

    50% отгоняется при температуре,

 

°С не выше 

    90% отгоняется при температуре,

 

°С не выше 

    сумма температур 10 и 50% отгона, °С не ниже 
    температура конца перегонки,

0

С не выше 

    остаток, % не более 
    потери, % не более 

 

не нормируется, 

определение 

обязательно 

75 
75 

105 
135 
135 
170 

1,5 
1,5 

 

не нормируется, 

определение 

обязательно 

75 
75 

105 
135 
135 
170 

1,5 
1,5 

 

30 

 
 

59 

95 
99 

116 
158 

185 

1,0 
0,5 

5. Давление насыщенных паров, кПа, в пределах 

38 - 49 

38 - 49 

42 

6. Содержание тетраэтилсвинца, гр.Pb/дм

3

 бен. 

отсутствие 

0,56 

отсутствие 

7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше 

минус 60 

минус 60 

ниже минус 

60 

8. Массовая доля серы, % масс., не более 

0,03 

0,03 

0,0007 

9. Удельная теплота сгорания, низшая, МДж/кг,  
    не менее 

 

43,5 

 

43,5 

 

42,9 

Результаты испытаний опытного образца  неэтилированного авиабензина 

НАБ-100 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..