Ситуационные задания по педиатрии, 2015 год (с ответами) - часть 2

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  128  129  130  131   ..

 

 

Ситуационные задания по педиатрии, 2015 год (с ответами) - часть 2

 

 

3.Ребенок с экзантемой.
Корь. Краснуха. Парвовирусная инфекция.
Лайм-боррелиоз. Многоморфная экссудативная эритема. Болезнь Кавасаки. Острая крапивница. Атопический дерматит. Чесотка.
Пеленочный дерматит. Себорейный дерматит.


 


 

Задача 1


 

Девочка 4-х лет поступила в стационар 20 декабря с жалобами на слабость, повышение температуры, кашель, насморк.

Заболела 18 декабря: температура тела 37,6 0С, появились кашель и насморк. Участковый педиатр диагностировал ОРВИ и назначил симптоматическую терапию, теплое питье. На следующий день общее состояние ухудшилось, температура – 38,3 0С, кашель и насморк усилились, появились головная боль и боль в горле, в связи с чем, ребенок был госпитализирован.

Анамнез жизни: раннее развитие в соответствии с возрастом. С 6 месяцев у девочки атопический дерматит, в связи с чем не прививалась. ОРЗ болеет 3 раза в год. Посещает детский сад.

Осмотр при поступлении: температура тела 38.5 0С, ребенок вял, бледен; выражены насморк, сухой кашель, светобоязнь, гиперемия конъюнктив, инъекция сосудов склер. Кожа бледная, чистая. Яркая гиперемия дужек, задней стенки глотки, миндалин, слизистых оболочек щек. На переходной складке у коренных зубов имеются очень мелкие беловатые высыпания, несколько возвышающиеся над поверхностью. На мягком небе – розовато-красные мелкие пятна. Пальпируются шейные лимфатические узлы, мелкие, безболезненные. В легких дыхание жесткое, хрипов нет, ЧД – 28 в минуту. Тоны сердца звучные, ЧСС – 110 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень пальпируется на 2 см ниже края реберной дуги. Стул нормальный.


 

Вопросы:

  1. Какой диагноз следует предположить в данном случае? Назовите диагностические критерии заболевания, имеющиеся у больной.

  2. Какие симптомы следует ожидать в последующие дни болезни, чтобы убедиться в правильности постановки диагноза?

  3. Какие дополнительные сведения анамнеза необходимы для подтверждения диагноза?

  4. Какой инкубационный период заболевания?

  5. В какое отделение необходимо госпитализировать девочку? Можно ли изолировать больную в соматическом отделении?

  6. Что необходимо предпринять в группе детского сада, который посещает девочка, с целью профилактики распространения заболевания?


 

Задача 2


 

Ребенок 2-х лет, заболел остро. Внезапно повысилась температура тела до 38,5 оС, появились кашель, насморк, конъюнктивит. Ребенок стал капризным, плохо спал, отмечалось снижение аппетита. Через некоторое время появилась светобоязнь. Участковый врач расценил все симптомы как проявление ОРВИ и назначил симптоматическую терапию.

На 3-й день от начала заболевания, температура тела вновь повысилась до 39,4 оС, состояние ухудшилось, на лице появилась ярко-розовая пятнисто-папулезная сыпь,

которая в течение двух дней распространилась на туловище и конечности. Температура тела оставалась высокой. Ребенок был вялым, сонливым. Ночью состояние ребенка резко ухудшилось; появились приступы удушья, грубый, «лающий» кашель, отказывается от еды, повторная рвота. Ребёнок был доставлен в стационар.

При осмотре: состояние тяжелое, затруднение носового дыхания, гиперемия конъюнктив, на коже крупно-пятнистая сыпь в стадии пигментации. Грубый, «лающий» кашель, осиплость голоса. Дыхание шумное, даже в покое отмечается инспираторная одышка, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, периоральный цианоз. В легких дыхание жесткое, выслушиваются проводные хрипы. ЧД – 44 в минуту. Перкуторный звук не изменен. Тоны сердца громкие, ритм правильный. ЧСС – 112 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не пальпируется, стул оформленный.


 

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз, укажите период, форму и тяжесть заболевания. Обоснуйте.

  2. Что вам известно о возбудетеле и патогенезе заболевания?

  3. Как подтвердить диагноз?

  4. Какая наиболее вероятная причина нарушения дыхания?

  5. Составьте план лечения.

  6. Существует ли специфическая профилактика данного заболевания? Если да, то с помощью каких препаратов и в каком возрасте она проводится?

  7. Какова продолжительность заразного периода?


 

Задача 3


 

Ребенок 3-х лет болеет корью. Отмечалась лихорадка с подъемом температуры тела до 38,8 оС, повторная рвота, сыпь – пятнисто-папулезная, яркая, обильная со склонностью к слиянию. Высыпания начались на лице, затем, в течение 3-х суток, сыпь последовательно распространилась на туловище и конечности. За ребенком ухаживает бабушка. В связи с выраженной светобоязнью у больного она завесила от света все окна. Элементы сыпи стали пигментироваться, уменьшились насморк и светобоязнь, нормализовалась температура тела, однако на 9-й день болезни отмечен повторный подъем температуры.

При осмотре на 9-й день болезни ребенок капризен, отказывается от еды и питья, от приема лекарств, на губах кровоточащие трещины, корочки, слюнотечение. Температура тела 38,7 оС, одышка смешанного характера с втяжением межреберий, ЧД – 48 в минуту, появился сильный влажный кашель.


 

Вопросы:

  1. Какие осложнения кори вам известны?

  2. Какие осложнения кори можно заподозрить у данного больного?

  3. В каком обследовании нуждается ребенок? Что вы ожидаете выявить?

  4. Какие дефекты ухода могли способствовать развитию осложнений?

  5. Каковы патогенетические механизмы развития осложнений?

  6. На основании каких признаков подразделяется болезнь по тяжести? Оцените тяжесть заболевания у пациента.

  7. Какое лечение следует назначить?


 

Задача 4


 

Девочка 5-ти лет.

Анамнез жизни: страдает выраженной пищевой аллергией. Диетические ограничения соблюдались плохо, так как ребенок посещает детский сад. Не привита.

Две недели назад в детском саду заболел ребенок (диагноз «аллергическая реакция»).

Сегодня одновременно у 3-х детей была обнаружена сыпь, в том числе и у данной больной. Накануне девочка была капризной, жаловалась на головную боль. Температура тела была 37,2 оС, отмечалась заложенность носа. Сегодня днем присоединились жалобы на болезненность в области затылка, где были обнаружены увеличенные до 1 см затылочные лимфатические узлы, слегка болезненные, подвижные при пальпации. Затем появилась мелкопятнистая розовая сыпь на лице, верхней части туловища, которая в течение нескольтких часов распространилась по всему телу.

При осмотре: состояние средней тяжести. На кожных покровах по всей поверхности тела розовая мелкопятнистая сыпь без тенденции к слиянию. На мягком небе петехиальные высыпания, умеренная гиперемия зева. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. ЧД – 30 в минуту. Тоны сердца чистые, громкие. ЧСС – 110 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Мочеиспускание свободное, безболезненное. Менингеальных симптомов нет.


 

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз. Обоснуйте.

  2. Как подтвердить диагноз?

  3. Какой инкубационный период заболевания?

  4. Проведите дифференциальный диагноз.

  5. Назначьте лечение.

  6. Какие могут возникнуть осложнения данного заболевания?

  7. Какие противоэпидемические мероприятия в детском саду необходимо провести?

  8. Проводится ли вакцинация против данного заболевания? Если да, то какой вакциной, в каком возрасте и с какой целью?


 

Задача 5


 

У ребенка 5-ти лет после прогулки появились мелкие красные пятна на щеках с тенденцией к слиянию, образуя эритему щек; щеки выглядели как «нашлепанные», кожа вокруг рта оставалась бледной. На следующий день появились жалобы на головную боль, миалгии. Температура тела повысилась до 38 оС, появились катаральные явления со стороны носа и зева, на туловище и конечностях, преимущественно на разгибательных поверхностях – эритематозная сыпь. Зуд кожи умеренно выражен. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет, ЧД – 26 в минуту. Тоны сердца громкие, ритм правильный, ЧСС

  • 110 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Спустя 2 дня сыпь на лице и туловище исчезла, а на конечностях начала бледнеть, приобретя сетчатый, «кружевной» вид.


 

Вопросы:

  1. Ваш предполагаемый диагноз? Обоснуйте.

  2. Что вам известно об этиологическом агенте и патогенезе заболевания?

  3. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?

  4. Какие лабораторные методы помогут подтвердить диагноз?

  5. Какое лечение показано?

  6. Какие возможны осложнения?

  7. Проводится ли специфическая профилактика данного заболевания?


 

Задача 6

Темнокожий мальчик 3-х лет. В течение последних трех дней у ребенка отмечалась сонливость, слабость, боли в ногах. Сегодня повысилась температура до 38 оС, появилась головная боль, боли в животе, зуд подошв.

При осмотре: состояние ребенка тяжелое, в сознании. Мальчик пониженного питания, вялый. Определяется «башенный» череп. Кожные покровы темные. Отмечается выраженная бледность слизистых оболочек, умеренная желтушность склер. Зев гиперемирован, разрыхлен. Дыхание через нос затруднено, обильное слизистое отделяемое из носа. Пальпируются единичные безболезненные передние и задние шейные, паховые лимфатические узлы размером 0,5 – 0,7 см в диаметре. Тоны сердца приглушены, выслушивается систолический шум. ЧСС – 120 в минуту. Одышка, ЧД – 40 в минуту. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Живот доступен пальпации, определяется болезненность в области пупка. Печень +3 см, край умеренно плотный. Селезенка + 1.5 см. Стул и диурез в норме.

Общий анализ крови: Hb – 65 г/л; эритроциты – 2,4 х 1012/л, MCV – 84 фл (норма – 80-94 фл), определяются деформированные S-образной формы эритроциты; тромбоциты – 220 х 109; лейкоциты – 8,5 х 109/л; ретикулоциты 1% .

При серологическом исследовании в крови определяются IgM-антитела к парвовирусу В19.


 

Вопросы:

  1. Какое инфекционное заболевание имеет место у ребенка? Обоснуйте.

  2. Каким гематологическим заболеванием страдает ребенок?

  3. Какой механизм лежит в основе резкого ухудшения состояния? О каком варианте криза гематологического заболевания можно думать?

  4. Какие еще варианты кризов бывают при данном заболевании? Что лежит в их основе?

  5. Назначьте лечение.


 

Задача 7


 

Мальчик 8-ми лет в июле находился на даче, где часто гулял в лесу. В течение последней недели жаловался на утомляемость и выраженную слабость. Три дня назад на разгибательной поверхности правой голени обнаружили участок покраснения кожи 3х3 см, постепенно участок покраснения расширялся во все стороны. Сегодня зарегистрировано повышение температуры тела до 38,5 оС, озноб, головная боль.

При осмотре: кожные покровы со следами загара, на правой голени – высыпания в виде эритемы овальной формы до 5 см в диаметре, с зудом и жжением. Края интенсивно красные и слегка приподнятые над поверхностью кожи в виде кольца, с просветлением в центре. Ротоглотка умеренно гиперемирована. Пальпируются шейные, подмышечные и паховые лимфатические узлы; безболезненные. Тоны сердца громкие, ритм правильный, ЧСС – 100 в мин. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Живот мягкий, несколько болезненный при пальпации, печень +1 см из-под края реберной дуги.


 

Вопросы:

  1. Поставьте предварительный диагноз, обоснуйте. О какой форме и о какой стадии болезни можно думать? Какова продолжительность данной стадии болезни?

  2. Чем характеризуются другие стадии заболевания (продолжительность, клинические проявления)?

  3. Назначьте обследование для уточнения диагноза.

  4. Что вам известно об этиологии, эпидемиологии, патогенезе и профилактике заболевания?

  5. Проводится ли специфическая профилактика?

  6. Назначьте лечение.

  7. Каков прогноз заболевания? Какие осложнения заболевания вам известны?


 

Задача 8


 

Мальчик 6-ти лет, заболел 17 октября. Жалобы на слабость, недомогание, боли в мелких суставах кистей и стоп, сыпь на тыльной поверхности кистей и стоп. Со слов мамы подобные симптомы отмечались в апреле этого года.

При осмотре (21 октября): состояние ребенка средней тяжести. Температура тела 37,6 оС, аппетит снижен. Кожные покровы бледно-розовые, на разгибательных поверхностях кистей, предплечий, стоп, голеней, бедер эритематозно-папулезные элементы сыпи с синюшными краями размером от 2 мм до 2 см. Сыпь имеет тенденцию к слиянию, образуя скопления в виде гирлянд и колец. Различимы три зоны сыпи: бурый центр окружен розовой отечной зоной, а она – красным кольцом. На слизистой оболочке полости рта эрозии, трещины и корочки на губах, пятнистая энантема на слизистой оболочке полости рта. Пальпируются шейные лимфатические узлы до 0,5 см, безболезненные. Дыхание через нос несколько затруднено. Отмечается стойкая болезненность между пальцами кистей и стоп. Крупные суставы не изменены, безболезненны. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные. Язык обложен беловатым налетом. Живот мягкий, безболезненный.

При серологическом исследовании в крови определяются IgM-антитела к вирусу простого герпеса.


 

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз. Обоснуйте.

  2. Какова этиология заболевания?

  3. Какие еще этиологические факторы заболевания вам известны?

  4. Проведите дифференциальный диагноз.

  5. Назначьте лечение.


 

Задача 9


 

Ребенок 4-х лет заболел остро. В течение шести дней лихорадка до 39 оС, слабость, раздражительность, головная боль, артралгии, двусторонний катаральный конъюнктивит. Непереносимость физической нагрузки. Появилась полиморфная сыпь в виде мелких пятен красного цвета, волдырей, папул. Элементы сыпи располагаются на коже туловища в паховой области и на проксимальных отделах рук и ног. Спустя три дня появилось болезненное уплотнение и покраснение кожи подошв и ладоней.

При осмотре: сухость, покраснение слизистой оболочки полости рта, кровоточащие трещины на губах, «малиновый» язык. Температура тела 38,5 оС. Пальпируется увеличенный до 1,5 см переднешейный лимфатический узел справа, умеренно болезненные. Мелкие суставы кистей и стоп, голеностопные суставы отечны и болезненный. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет, ЧД – 30 в мин. Тоны сердца умеренно приглушены, аритмия, ЧСС – 130 в мин. Границы относительной сердечной тупости расширены влево на 1 см. Живот мягкий, безболезненный, печень +1 см. Физиологические отправления в норме.

Общий анализ крови: Hb – 106 г/л; эритроциты – 3,7 х 1012/л; лейкоциты – 19,7 х 109/л, п/я – 16%, с/я – 65%, эозинофилы – 3%, лимфоциты – 14%, моноциты – 2%, тромб. - 620х109/л; СОЭ – 47 мм/час.

Биохимический анализ крови: повышен уровень IgМ и IgG, серомукоида, АлАТ,

АсАТ.


 

нет.

Общий анализ мочи: умеренная протеинурия, лейкоциты до 15-20 в п/зр., бактерии -


 

ЭКГ: подъем сегмента ST на 1 мм в V5, V6, ST-депрессия в V2. Уплощенный

изоэлектрический зубец Т в aVF, V4-6, I, II.

ЭХО-КГ: расширение левой коронарной артерии, умеренная дилатация левого желудочка, фракция выброса – 58% (норма – выше 60%).


 

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз. Обоснуйте.

  2. Какие диагностические критерии данного заболевания вам известны? Какие из них имеются у пациента?

  3. Ваша интерпретация результатов лабораторно-инструментального исследования?

  4. Каковы вероятные причины заболевания?

  5. Какие стадии заболевания вам известны?

  6. Проведите дифференциальный диагноз.

  7. Назначьте лечение

  8. Каков прогноз?


 

Задача 10


 

Ребенок 6-ти лет, находясь в стационаре, получает антибактериальную терапию амоксиклавом по поводу пневмонии в течение пяти дней. В настоящее время состояние удовлетворительное, температура тела нормализовалась, хрипов в легких, одышки нет. Сегодня появилась уртикарная яркая, местами сливная сыпь по всему телу, с крупными элементами с бледным центром, сыпь сопровождается зудом кожи. Воспалительных явлений в глотке нет. Лимфатические узлы без особенностей. Пять дней назад из палаты был изолирован больной краснухой.


 

Вопросы:

  1. Какой инкубационный период при краснухе?

  2. Есть ли основания для диагноза краснухи?

  3. Поставьте диагноз.

  4. Какие варианты заболевания вам известны?

  5. Как следует изменить лечение? Какие препараты следует назначить?

  6. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальный диагноз?


 

Задача 11


 

Ребенок в возрасте 2-х дней находится в отделении патологии новорожденных.

Анамнез жизни: ребенок от второй беременности, протекавшей с угрозой выкидыша в первом триместре, на 24 неделе беременности у старшего ребенка в семье экзантемная инфекция (инфекционная эритема). Регулярного наблюдения и дальнейшего обследования в женской консультации не было. Ребенок родился на 36 неделе путем кесарева сечения, с массой 2900 г, ростом 44 см. Оценка по шкале Апгар 4/6 баллов. Обращала на себя внимание отечность плаценты.

При осмотре: состояние тяжелое. Вялый, рефлексы новорожденных слабо выражены, мышечная гипотония, кожные покровы бледные, генерализованный отек кожи, цианоз носогубного треугольника. ЧСС – 160 в минуту, ЧД – 60 в минуту. Тоны сердца приглушены, выслушивается систолический шум. Дыхание ослабленное, одышка смешанного характера. Живот при пальпации безболезненный, печень и селезенка

пальпации труднодоступны из-за выраженного асцита. Стул – меконий, задержка мочеиспускания.

В общем анализе крови: Hb – 110 г/л; эритроциты – 3 х 1012/л.

ЭХО-КГ: выпот в перикардиальном пространстве.

УЗИ органов брюшной полости: увеличена правая доля печени, асцит.

Рентгенограмма органов грудной клетки: обнаруживается двухсторонний плевральный выпот.


 

Вопросы:

  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Какие дополнительные обследования помогут подтвердить диагноз?

  3. Каков путь передачи инфекции?

  4. Объясните патогенез заболевания.

  5. Назначьте лечение.

  6. Какие ошибки были допущены в ведении беременности?

  7. Какие методы лечения плода возможны при данном заболевании?


 

Задача 12


 

На приёме у педиатра девочка 2,5 месяцев.

Анамнез жизни: ребенок от первой беременности, протекавшей с токсикозом в первой половине, срочных родов. Масса тела при рождении 3200 г, длина - 52 см. Оценка по шкале Апгар 8/8 баллов. К груди приложена сразу, сосала удовлетворительно. На естественном вскармливании до настоящего времени. Физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту. Наследственность по аллергическим заболеваниям не отягощена.

Анамнез заболевания: на 2-й неделе жизни на коже волосистой части головы и в меньшей степени в области лба, в заушных складках появились скопления жирных, сальных чешуек. Позже в складках кожи туловища и конечностей появилась эритематозная сыпь с фестончатыми краями, также покрытая желтоватыми чешуйками, затем данные высыпания появились в паховой области. Зуд отсутствовал. В отсутствие лечения сыпь приобрела генерализованный характер.

При поступлении состояние ребенка средней тяжести, ребёнок беспокоен. На волосистой части головы выражены проявления шелушения в виде «чепчика». В паховой, подмышечной, ягодичной областях отмечается эритематозная сыпь с чешуйками, несколько возвышающаяся над кожей. Пальпируются периферические лимфатические узлы до 0,5 см в диаметре, безболезненные, не спаяны с окружающими тканями. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, ясные, ЧСС - 114 в минуту. Живот несколько вздут, безболезненный при пальпации во всех отделах. Печень +2,0 см из-под реберной дуги. Селезенка не пальпируется.

Общий анализ крови: Нb - 112г/л, эритроциты – 3,9х1012/л, цв. показатель - 0,9, лейкоциты – 12х109/л, п/я - 7%, с/я - 23%, эозинофилы - 8%, лимфоциты - 52%, моноциты - 10%, СОЭ - 12 мм/час.


 

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз и обоснуйте его.

  2. Что является этиологическим фактором заболевания?

  3. Проведите дифференциальный диагноз.

  4. Оцените прогноз.

  5. Назначьте лечение.

    Задача 13


     

    У ребенка 2 месяцев в области промежности, ягодиц, бедер при осмотре обнаружена ограниченная эритематозная сыпь.

    Анамнез жизни: ребенок от второй беременности, срочных родов. Масса тела при рождении 3000 г, длина - 51 см. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. К груди приложен сразу, сосал удовлетворительно. На естественном вскармливании до настоящего времени. Физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту. Наследственность по аллергическим заболеваниям не отягощена. При беседе с матерью выяснено, что ребенку не обеспечивается достаточный гигиенический уход, он длительно находился в мокром подгузнике.


     

    Вопросы:

    1. Поставьте предварительный диагноз, обоснуйте.

    2. Перечислите провоцирующие факторы, объясните механизм развития заболевания.

    3. Какие рекомендации следует дать матери?

    4. Какие наружные средства могут быть рекомендованы в данном случае?


 

Задача 14


 

На приёме у педиатра мальчик 13 лет, который месяц назад вернулся из туристического похода, с жалобами на кожный зуд, преимущественно в ночное время. Во время похода ночевал в палатке со своим другом, страдавшим, со слов пациента, «кожным зудом на нервной почве». Несколько раз пользовался его спортивным костюмом. Через 2 недели после возвращения домой больного начал беспокоить зуд, а затем появились высыпания в области кистей и на животе, а через 2 недели аналогичные симптомы появились у брата.

При осмотре: на боковых поверхностях живота, внутренней поверхности бедер, в межпальцевых складках множественные расчёсы, кровяные корочки. Высыпания расположены линейно, парного характера. Беспокоит выраженный кожный зуд.


 

Вопросы:

  1. Можно ли клинически поставить диагноз?

  2. На основании каких признаков устанавливается диагноз?

  3. Что вам известно об этиологии и эпидемиологии заболевания?

  4. Как подтвердить диагноз?

  1. Назначьте лечение.

  2. Определите комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий.


 

Задача 15


 

Девочка, 5 месяцев, поступила в стационар с направляющим диагнозом: детская экзема.

Анамнез жизни: ребенок от первой беременности, срочных родов. Масса тела при рождении 3000 г, длина - 51 см. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. К груди приложена сразу, сосала удовлетворительно. На естественном вскармливании до 2,5 месяцев, затем переведена на искусственное вскармливание в связи с гипогалактией у матери.

Анамнез заболевания: после перевода на искусственное вскармливание (смесь "Нутрилон 1") у ребенка на коже щек появились участки покраснения с элементами микровезикул, которые в дальнейшем подвергались мокнутию с образованием зудящих корочек. В 3 месяца на волосистой части головы - диффузные серовато-желтые чешуйки. С 4-месячного возраста была частая смена молочных смесей ("Фрисолак", "Нутрилак Соя", "Нутрилон ГА", "НАН кисломолочный"), на фоне чего кожные проявления усиливались, распространяясь на лицо, верхние и нижние конечности, туловище. В дальнейшем в процесс вовлекалась кожа разгибательных поверхностей рук и ног, область ягодиц. Применение наружных медикаментозных средств (гормональные кремы, мази; травяные ванны) и антигистаминных препаратов (фенистил, зиртек) давали кратковременный эффект. В 5 месяцев введен прикорм - овсяная каша на коровьем молоке, после чего отмечалось выраженное беспокойство, появился разжиженный стул со слизью, непереваренными комочками. Ребенок беспокоен, выражен кожный зуд. Для обследования и лечения ребенок был направлен в стационар.

Семейный анамнез отягощен: мать страдает атопическим дерматитом; отец - поллинозом, аллергическим ринитом.

При поступлении состояние девочки тяжелое. Резко беспокойна. Кожные покровы практически повсеместно (за исключением спины) эритематозны, мокнутие, покрыты везикулами, местами корочки. За ушами, в области шейных складок, в локтевых и подколенных сгибах отмечаются участки с мокнутием, на разгибательных поверхностях голеней и предплечья шелушение и папулы. Пальпируются периферические лимфатические узлы до 0,5 см в диаметре, безболезненные, не спаяны с окружающими тканями. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, ясные, ЧСС - 114 в минуту. Живот несколько вздут, безболезненный при пальпации, урчание по ходу кишечника. Печень +3,0 см из-под реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стул разжиженный, желто-зеленого цвета, с непереваренными комочками и слизью.

Общий анализ крови: Нb - 112г/л, эритроциты – 3,9х1012/л, цв. показатель - 0,9, лейкоциты – 12х109/л, п/я - 7%, с/я - 23%, эозинофилы - 8%, лимфоциты - 52%, моноциты - 10%, СОЭ - 12 мм/час.

Титр антител IgE к казеину коровьего молока – 4+ (методом ИФА).


 

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз, назовите критерии постановки диагноза.

  2. Как связано развитие заболевания с анатомо-физиологическими особенностями детского организма?

  3. Перечислите факторы риска, способствующие реализации заболевания у больного.

  4. Какие сопутствующие заболевания можно заподозрить у пациента?

  5. Назовите пищевые продукты, этиологически значимые у детей 1-го года жизни при пищевой аллергии. Какие ошибки были совершены при вскармливании ребенка (выбор смесей, введение продуктов прикорма)?

  6. Назначьте местное лечение.


     

    Задача 16


     

    В отделение поступил мальчик 15 лет с жалобами на момент осмотра на высыпания в области локтевых и подколенных сгибов, покраснение, отек и зуд в области высыпаний.

    Из анамнеза известно, что ребенку в возрасте 2-х лет был поставлен диагноз: атопический дерматит. С 7 лет заболевание характеризовалось сыпью в области локтевых сгибов, которая появлялась в зимнее время и сопровождалась покраснением, зудом. Больной связывает появление сыпи в зимнее время с повышением потливости в области локтевых сгибов вследствие ношения шерстяной одежды. Терапия во время обострений не проводилась. Как правило, симптомы заболевания исчезают в весенне-летний период, особенно после солнечной инсоляции пораженных участков. Рос и развивался соответственно возрасту, материально-бытовые условия удовлетворительные, болел редко. Наследственность по аллергии отягощена – у отца и деда атопический дерматит.

    При осмотре: состояние средней тяжести, сознание ясное, положение активное. Телосложение правильное, нормостенической конституции. Кожные покровы обычной окраски, сухие. В области локтевых и подколенных сгибов лихенификация, эскориации, по периферии выражена гиперемия и пигментация. На груди, животе, спине, боковых участках туловища эритематозные пятна до 1 см в диаметре. Подкожный жировой слой развит удовлетворительно. Слизистые оболочки ротовой полости розовые чистые, язык обложен сероватым налётом. Зев не гиперемирован. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс 75 в минуту, АД 120/80 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.


     

    Вопросы:

    1. Поставьте диагноз в соответствие с классификацией.

    2. Перечислите диагностические критерии заболевания. Какие из них присутствуют у пациента?

    3. Перечислите бытовые триггерные факторы при данном заболевании.

    4. Что такое шкала SCORAD? Как рассчитывается индекс SCORAD, с какой целью?

    5. Назначьте обследование. Какие изменения вы ожидаете выявить?

    6. Проведите дифференциальный диагноз.

    7. Назначьте лечение.


 

Диагностические ключи


 

Задача 1. Корь, катаральный период.

Задача 2. Корь, типичная, период высыпаний, тяжелая, осложнение – поздний круп (острый стенозирующий ларинготрахеит), стеноз гортани II степени.

Задача 3. Корь, типичная, период пигментации, тяжелая, поздние осложнения – стоматит, пневмония.

Задача 4. Краснуха.

Задача 5. Парвовирусная инфекция, инфекционная эритема.

Задача 6. Парвовирусная инфекция, инфекционная эритема. Серповидно-клеточная анемия. Апластический криз.

Задача 7. Лайм-боррелиоз, ранняя стадия, хроническая мигрирующая эритема.

Задача 8. Многоморфная экссудативная эритема, вызванная вирусом простого герпеса.

Задача 9. Болезнь Кавасаки.

Задача 10. Острая крапивница.

Задача 11. Внутриутробная парвовирусная В19 инфекция, водянка плода.

Задача 12. Себорейный дерматит. Задача 13. Пеленочный дерматит. Задача 14. Чесотка.

Задача 15. Атопический дерматит, младенческий, острая стадия, экссудативная форма, тяжелое течение, диффузный, преимущественно с пищевой сенсибилизацией.

Задача 16. Атопический дерматит, подростковый, хроническая стадия, эритематозно-сквамозная форма с лихенизацией, среднетяжелое течение, ограниченный.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  128  129  130  131   ..